Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/29341.html

монах Афанасий Преподобный Александр Свирский Скачать epub pdf Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца. Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Виноградово (Алешино). Церковь Космы и Дамиана. Космодамианская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной крестьянской семьи села Алешино(ныне с. Виноградово). В трапезной церкви имелись еще два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. После закрытия храма в 1930-е гг. его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. Храм передан верующим в 1996 г. В настоящее время находится в стадии восстановления. http://www.vosvera.ru В 1854 году на средства зажиточной крестьянской семьи Шинковых из села Алешино (с 1920-х годов - село Виноградово) в селе была выстроена существующая ныне каменная церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. А начало возведения храма было положено в 1847 году. Здание имеет ампирную основу, трехчастную осевую композицию и служит ярким образцом художественной эклектики. Обширная трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских соединяет храм с четырехярусной колокольней, два верхних из которых убывающие по габаритам восьмерики. Односветный четверик церкви увенчан высоким световым восьмериком, перекрытым куполом с главкой. Декоративное убранство церкви достаточно насыщено. Фасады разбиты парными пилястрами, боковые грани четверика завершены поясом ложных закомар, окна обрамляют наличники с треугольными навершиями. После закрытия храма в 1930-е годы его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. В 1996 году храм передан православной общине. Хотя церковь является действующей, ей срочно необходима реставрация. Справочник-Путеводитель Островская В.Н. Подмосковье. Монастыри, Храмы, Источники. Изд-во: " Духовное преобразование " , М., 2008 г. Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной семьи крестьян Шинковых из села Алешино. В строительстве и благоустройстве храма, помимо братьев Шинковых, принимали участие и другие состоятельные алешинские крестьяне – Салтыковы.

http://sobory.ru/article/?object=00409

98.      Молвотецкий. 99.      Новг.-Воскрес. 100.      Сенный. Особые заметки Мнтри: Воскресенский упом. 1136 (Новг., I,7); иг-нья Мария †..., Евдокия поставлена 1192 (I, 21), упом. 1195–96 (Новг., I, 22–23). Варварин, 1138 (I, 8), упом. 1218, (Новг., 1,36), упом. 1220 (стр. 38; II, 155, 166); иг-нья Анна †..., а Маремиана определена 1167 (Новг., I,14); Христина †..., а Варвара поставлена 1195 (Новг., I, 22). Зверинский 1148 (I, 10); упом. [I,77, 100]. иг-нья Евфросиния поставлена 1192 (Новг., I, 21). Духов, 1162 (I,13); игум. Савва . Благовещенский 1170 и 9, 80, 82 (I, 15, 17, 18); игум. Феоктист , 1297 (Новг., I, 67). Ивановский, 1179 (I, 17); иг-нья Елисава † …, Феогния поставлена. Нелезенский, 1196 (I, 23,24); игум. Онисим . Евфимиин, 1197 (I, 24). Нередицкий, 1198, 1220 (I, 24, 38). Михалицкий, 1199 (I, 25). Павлов, 1238 (I,50), упом. [II, 150]. Красногорский, 1415 (I, 106). Предтечев, 1547; игум. Исаия (II, 152). Игум: Макарий (какого?) 1546 (II, 152). [Островск. ? сл., II, 159]. Исаия Пироговской пустыни, 1549 (II, 153). Феодосий Видогощский, 1560 (II,160). Феодорит        «       1562 (II, 160). Воскресенский на Лютове горе; строитель Геннадий 1572 (Новг., 168). Рождественский в Поле; игум. Афанасий 1388 (Новг., 169, в нотах). Игум. Иосиф 1572 (Новг., 171). 1 Юрьев, под Новгородом, основан (как полагают) в исх. XI века князьями Новгородскими, Архимандрия с конца XIII века. Ныне первоклассный. [Ист. Иер. VI, 734.] Игумены Кириак , с 1119; † 1128. Исаия , 1128–34. ? Иона , ок. 1138. Дионисий определён 1158; † 1194. (Архим. Новг., 180, в ноте). Савватий определён 1194; † 16 апр. 1226. (Архим. Новгородский; Новг., I, 42). Савва, Грек, с 1226; † 15 мар. 1230. (Новг., I, 42, 47). Арсений 1230 перев. из Хутыня. (Не он-ли был наречён в архиеп.?) Варлаам † 1270. (Архим. Новгородский; Новг., I, 61). Иоанн , 1270–74. Архимандриты Кирилл , 1295–1310. Моисей в 1326 хирот. в архиеп. Новгородского. Лаврентий , 1333; [Отказался прежде. Новг., I, 78]. † 1338. Иосиф , 1337–45.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лебедева Мария Александровна Сестра протоиерея Владимира Пылаева, друга и сокурсника святителя Афанасия по Московской духовной академии, расстрелянного в 1937 г. 1. 20 июня 1956 г. 20/VI–56 г. Здравствуйте, Многоуважаемый Владыко! Привет Вам из Старой Руссы. Очень и очень рада, что Вы на свободе и благополучны. Еще к 17 мая я получила записочку с Вашей просьбой сообщить о некоторых личностях. Простите, что долго не отвечала. Дело в том, что я ждала каждый день извещения о судьбе моего брата Владимира Ал[ександ]р[ови]ча Пыл[аева], чтобы сообщить и Вам о нем. Узнавала я о нем в 49 г., в 51 г., в 53 г. получала ответы: жив, отбывает срок наказания с особым режимом, без права переписки. В 56 г. ответили: умер в 41 г., написала еще раз, и ответили: умер в 44 г. Чему верить, не знаю? Я послала еще раз и теперь в Москву. Раньше половины июля ответа не будет. Думала, что жив, ждала домой, но, как видно, придется отпевать. Судьба семьи его такова: жена, Ольга Конст[антинов]на, уже 9 лет разбита параличом. Лежит у дочери Ирины Влад[имировны], которая замужем, и живут на Дальнем Востоке. Адреса не знаю. Сын Александр тоже на Дальнем Востоке. Кончил горный техникум и собирается учиться дальше. 3 года он был болен и лечился в Л[енингра]де в госпитале. Повредил ногу во время войны, думал, что совсем останется без ноги, но Г[осподь] помог, и нога хоть не гнется, но ходить-то все-таки может. Муж мой, Лебедев о. Сергий, умер еще в 1941 г. 2 декабря в ссылке, о чем я получила извещение. Помяните его, прошу Вас, дорогой Владыко. Я нахожусь в Старой Руссе. Работаю в ц[ерк]ви св. Великомуч[еника] Георгия казначеем, уже 9 лет. Дети мои все работают, но, горе мое, все пошли по широкой дороге и Г[оспода] не признают, что меня очень удручает. Витковская Мария Павловна 784 находится в инвалидном доме, адрес ее: Костромская обл., Островской р[айо]н, п/о Семеновское, Дом инвалидов «Козловка». Псаломщица брата Ал[ександ]ра Георгиевна теперь монахиня Антония, ослепла и, к[а]к видно, доживает последние дни. Это наша молитвенница. Будет очень жаль потерять ее. Она нас всех утешает и ободряет в наших скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Великий пост 2017 Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Константин Островский Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. Патриарх Кирилл: Трагедия современного человечества в том, что оно почувствовало свою силу Нет равных людей, и потому само занятие того или иного высокого положения еще не свидетельствует о том, что способный человек, достигая этого положения, опирался на гордость. Но, тем не менее, именно способные люди чаще всего подвергаются этому дьявольскому искушению. На время Великого поста многие православные принимают обет трезвости Обет трезвости в современном виде предполагает следующее: «не пить спиртного и не употреблять ничего наркотического, не склонять к тому других, не принимать никакого участия в различного рода предосудительных играх и не произносить скверных слов». Покаяние – дело личное Великий канон взывает к Богу от лица одного человека: «Помилуй мя. Боже, помилуй мя» Но есть ли у нас некая общая греховность, общая немощь и общее беззаконие? Условия для совершенной молитвы. Беседа митрополита Лимасольского Афанасия Невозможно молиться, когда мы нарушаем заповедь Божию, а в особенности, когда оставляем заповедь о любви. Между тем другие грехи – более грубые, материальные и, наверное, более тяжкие – могут оказаться гораздо меньшим препятствием для нашей молитвы. Митрополит Иларион и Геннадий Онищенко: о посте, здоровье и вредных привычках (+Видео) Вообще, у нас сложилась парадоксальная ситуация: мясо, молоко, яйца считаются скоромной пищей, а вино и водка – нет. Это, как будто, нормально. Есть люди, которые соблюдают пост в том, что касается белковой пищи, но при этом в течение всего поста употребляют алкоголь, в том числе в чрезмерных количествах. Это абсолютно противоречит всей сути поста. Великий пост: без гарантий (+ Видео) Каким должен быть подход к Великому посту, чтобы в конце его не испытывать лишь усталость и разочарование?

http://pravmir.ru/tag/velikij-post-2014/...

Островское. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Зданием каменная, холодная; построена в 1791 г. на приходские средства. В ней 3 престола: а) во имя Пресвятой Троицы, б) св. Иоанна Предтечи и в) св. Пророка Илии. К достопримечательностям церкви относятся: а) Смоленская икона Божией Матери, устроенная в 1688 г., и б) резной образ святит. Николая Чудотворца в сребропозлащенной ризе. Расстояние от Костромы 85 в., от Кинешмы 42 в. Ближайшие церкви: Афанасие-Кирилловская пог. Старого-Дворища в 1 в., Димитриевская с. Козловки в 7 в., Спасская на Сендеге в 14 в. и Христорождественская пог. Гребней в 15 в. Троицкая церковь утрачена в советский период. http://www.old-churches.ru/ki_012.htm Холодная Троицкая церковь с приделами Иоанна Предтечи и Ильи Пророка была возведена в 1791 г., взамен деревянной предшественницы. Её облик был типичен для барочных храмов костромских земель. Стройный двусветный четверик был завершен довольно высокой четырехскатной кровлей, увенчанной пятью главками, из которых лишь центральная была световой. Алтарь, значительно более низкий, был раскрепован на боковых фасадах, а его карниз продолжался межъярусным членением четверика, углы которого подчеркивались широкими огибающими лопатками. Окна с коробовыми перемычками были заключены в наличник и с лучковыми бровками, а в завершении стен располагался широкий фриз с тремя полуциркульными нишками, имитирующими кокошники. Возведенная в то же время столпообразная колокольня над воротами ограды, по лицевой стороне каменной, а с задней - деревянной, была увенчана шатром. Колокольня, тяготеющая по характеру своей объемной композиции традициям допетровской архитектуры, представляла собой низкий четверик, несущий вытянутый восьмерик, служивший основанием яруса звона. Фасады, четверика, усиленного на западных углах небольшими контрофорсами, расчленены пилястрами и завершены развитым, профилированным карнизом, выполненным из тесанного кирпича. С запада на восток четверик прорезан двумя сквозными арочными проемами - с юга более широким для проезда, с севера более низким и узким для прохода. Перемычки проемов украшены гладкими замками и обработаны профилированными бровками с рядами сухариков.

http://sobory.ru/article/?object=33559

Астраханский священник отмечает необходимость подготовки духовенства к реагированию в чрезвычайных ситуациях 29 февраля, 2012. Новостная служба Священник Евгений Афанасьев, настоятель храма святого праведного воина Феодора (Ушакова) в Астрахани, планирует внести соответствующее предложение на Епархиальном собрании. 29 февраля. ПРАВМИР. Трагедия в Астрахани показала необходимость подготовки священников к реагированию в чрезвычайных ситуациях. Священник Евгений Афанасьев, настоятель храма святого праведного воина Феодора (Ушакова) в Астрахани, планирует внести соответствующее предложение на Епархиальном собрании. «Мы проходили в МЧС обучение в общих чертах, но здесь необходимы более узко специализированные знания. Во-первых, нужно разбираться в психологии людей, попавших в чрезвычайные ситуации. Надо знать, как вывести человека из шока, на какую тему с ним разговаривать. Необходимо, чтобы специалисты этому обучили», — отмечает отец Евгений в разговоре с корреспондентом портала «Правмир». По мнению священника, надо обучиться обустройству своего православного лагеря, чтобы можно было собрать людей на молитву. Также священнику нужно иметь при себе «тревожный чемоданчик»: иконы на подставке, все для молебна, чтобы «если, не дай Бог, случилась такая ситуация, священник мог сразу поехать, зная, что делать, как собрать людей, о чем с ними говорить», — считает отец Евгений. В понедельник, 27 февраля, около 13.00 в девятиэтажном доме по улице Николая Островского в Советском районе города Астрахани прогремел взрыв. Четыре нижние этажа четвертого подъезда обрушились сразу, еще через несколько минут рухнули верхние этажи секции. В соседнем подъезде существенно пострадали несколько квартир. По данным сайта МЧС в 03.00 29 февраля 2012 года работы по разбору завалов полностью завершены. Всего спасено 26 человек,  пострадало 22 человека, из них 10 человек погибло, личности всех погибших установлены, 7-ми оказана помощь амбулаторно. В лечебных учреждениях остаются 3 человека. Читайте также: Астрахань: единство перед трагедией

http://pravmir.ru/astraxanskij-svyashhen...

Нельзя отнимать у школьников подлинные шедевры русской литературы, — иеромонах Димитрий (Першин) 11 марта, 2013. Новостная служба Вчера исполнилось 73 года со дня кончины русского писателя и драматурга М.А.Булгакова. В этот день на Крутицком патриаршем подворье в Москве была совершена панихида по Михаилу Афанасьевичу. 11 марта. ПРАВМИР. Вчера исполнилось 73 года со дня кончины русского писателя и драматурга М.А.Булгакова. В этот день на Крутицком патриаршем подворье в Москве была совершена панихида по Михаилу Афанасьевичу. Несмотря на то, что памятная дата не круглая, накануне вокруг творчества М.А.Булгакова вновь возникла дискуссия. На минувшей неделе прозвучали предложения исключить из школьного курса литературы знаменитый роман «Мастер и Маргарита». В СМИ заговорили о так называемом списке «сомнительной» литературы, в который помимо Булгакова попали также Гоголь, Тургенев, Островский, лирика Некрасова, Белинский и Салтыков-Щедрин. Председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г.Москвы иеромонах Димитрий (Першин) по окончании панихиды рассказал о христианских аспектах жизни и творчества М.А.Булгакова и пояснил, почему нельзя отнимать у школьников подлинные шедевры русской литературы. «В наши дни нам ничто не препятствует помолиться о человеке, создавшем «седьмое доказательство», которое мы только сейчас начинаем понимать — я имею в виду роман Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом романе автор совсем не случайно наделяет Иешуа Га-Ноцри чертами заглавного героя «Идиота» Ф.М. Достоевского. И если фиаско прекраснодушного князя Льва Николаевича Мышкина — это ответ Достоевского на ту морализацию Евангелия, которую декларировал Лев Николаевич Толстой, то в эпоху воинствующего атеизма Булгаков не побоялся поставить верный диагноз уже ей. Вульгарно толстовский образ моралиста Иешуа Га-Ноцри разносит по умам тот самый Воланд, что, подобно гадаринским свиньям, «привизгивает» на первых страницах романа и, как выясняется далее, вместе со свитой трепещет Евангельского Христа Голгофы и Воскресения. Если говорить о Русской Церкви, то об этом можно прочесть в публикациях протодиакона Андрея Кураева и Александра Дворкина. И с моей точки зрения, было бы непростительной глупостью пытаться «зачистить» русскую литературу от произведений такой глубины и такого мужества», — сказал иеромонах Димитрий (Першин).

http://pravmir.ru/nelzya-otnimat-u-shkol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аарон (Еропкин), еп. Корельский. Литография. XIX в. (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок. 1663, Москва - 1.05.1740, Нилова Столобенская пуст. Тверской губ.), еп. Корельский и Ладожский, вик. Новгородской епархии. Из семьи стольника, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Службу начал стряпчим при дворе царя Феодора Алексеевича . Принимал участие в двух чигиринских походах (1677-1678), с 1686 г. стольник. Примыкал к партии Милославских, после падения правительства царевны Софьи Алексеевны (1689) удалился в Нилову Столобенскую пустынь , в к-рой служил казначеем, с 1690 г.- строителем и наместником. 6 авг. 1691 г. пострижен в монашество, с 1700 г. игумен и наместник Кий-Островского Крестного мон-ря . Пользовался расположением и покровительством митр. Новгородского и Великолуцкого Иова . В янв. 1704 г. возведен в сан архимандрита валдайского Иверского мон-ря , 27 дек. 1708 г. назначен настоятелем Юрьева монастыря в Новгороде. 24 янв. 1714 г. хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии, стал ближайшим помощником митр. Иова. В 1715 г. выдал благословенную грамоту на возобновление Валаамского мон-ря , приписанного к Кириллову Белозерскому монастырю . После кончины митр. Иова, с февр. 1716 г., А. фактически управлял Новгородской епархией на протяжении 5 лет вплоть до поставления на Новгородскую кафедру в 1721 г. еп. Феодосия (Яновского) . А. продолжал благотворительную и просветительскую деятельность митр. Иова. Согласно ведомостям, представленным в Сенат, с февр. 1716 по апр. 1717 г. из владычной казны было израсходовано на благотворительные цели 4148 р.; в странноприимных домах содержалось 468 чел., при новгородском Софийском доме обучались 60 детей, направленных из Адмиралтейства. В февр. 1720 г. А. находился в числе 6 архиереев, присутствовавших в Сенате на утверждении " Духовного регламента " . В 1721 г. в ходе расследования дела новгородского свящ.

http://pravenc.ru/text/62374.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010