Да в келье явилось завещательное письмо за его, святейшего патриарха, рукою, что б его, патриарха, келейного имения и кому раздать, и с того письма послал казначей за своею рукою список к милости твоей, и о даче сорокоустных денег из домовыя казны. И по письму его, святейшего патриарха, о келейных деньгах что укажешь? Соборную церковь из архиереев кому изволишь ведать? А на Москве архиереев: смоленской, крутицкой, вяцкой. А прежь сего изволение твое было ведать холмогорокому владыке, только по него не послано. Изволишь ли послать? А из таких владык, которые на Москве, после чреды своея отпустить в свою епархию. Домовых святейшего кому изводишь выдать? А им приказано, κτο что ведать при святейшем, тому того и беречь до указу. А ризница запечатана». 152 Холмогорским владыкой был архиепископ Афанасий (Любимов), Смоленским – митрополит Сильвестр (Черницкий), Крутицким – Трифиллий (Инихов), Вятским – Дионисий. Возницын в своем письме сообщал подробности о болезни патриарха, упоминал, что однажды «старцы ближние» не допустили его к патриарху. Патриаршая ризница немедленно после кончины патриарха была запечатана, а казна и кельи оставались незапечатанными и не описанными. Возницын просил указа государева относительно охраны имущества патриаршаго дома, чтобы оно не было «растащено и разграблено», предлагал свои услуги и заканчивал письмо замечанием, что именем патриарха «делали, что хотели, и все за ними и всё в их руках было», если же будет повеление государя, тο можно «все в доброе осмотрение взять». «Известно тебе, государю, будь, по воле всемогущего Бога святейший кир Адриан, патриарх московский и всея России, отыде в вечную жизнь сего октября против 16-го числа в первом часу ночи в последней четверти, и тело его в 16-й день рано вынесено в церковь Святых Апостолов, а в 17-й день в Соборной Апостольской церкви погребено с подобающею честью подле гроба святейшего Иоакима патриарха. К смерти, государь, причину болезни его такову признаваю, сентября в 27-й день по некоторых своих совету изволил ходить на Перерву в монастырь Николая Чудотворца, и за стужею и за острою погодою едва его туда довезли, однакожде был там кое-как девять дней, и егда мало ему отраднее учинилось, посвятя новую церковь (сам не действовал) в том монастыре, возвратился и желал быть в Донском монастыре у святой Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 марта 1930 г. П., диак. Павел Любимов и Григорий Сазин приговорены к 3 годам ссылки в Северный край, куда они были высланы 30 авг. того же года. П. скончался в ссылке. Определением Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦГА Москвы. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 106; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 237, 279; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49463. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. т. 1. С. 16-23; ЖНИР. Янв. С. 478-482; Дубинский А. Ю. Московская ДС: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1998. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ Андреевич Порецкий (1865-1933), прот., священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2580286.html

Еще до Петра в Патриаршем разряде появился и занял высшее место светский судья, назначавшийся государем из своих бояр или окольничих. Патриарший боярин занимал при нем второе место, как свидетельствует формула патриарших грамот: «а в отписку велеть подать в нашем Разряде государеву и нашему боярину» . Во время болезни Адриана наступление светских чиновников развернулось уже на его имущественные приказы, Дворцовый и Казенный. 23 октября 1699 г. Петр I указал «в доме пречистая Богородицы и патриарха быть в Дворцовом приказе дворецкому Матвею Григорьеву Баскакову; великаго государя указ сказал и его, Матвея Григорьева, в Крестовую привел думный дьяк Гаврило Федорович Деревнин». Патриарх не обидел высоко ценимого им бывшего дворецкого монаха Иосифа Булгакова и назначил его в свой Патриарший разрядный приказ, где тот, однако, не имел такой полноты власти, как в Дворцовом приказе. А вскоре приказом государя был потеснен и патриарший казначей Андрей Владыкин. На его место дьяк Разрядного приказа Артемий Богданович Возницын (брат Прокопия) «привел с собою» в Крестовую палату Ивана Яковлевича Яковлева. Правда, Яковлев не получил звания казначея, но «имя его велено было писать с отчеством» и оклад равнялся содержанию казначея-монаха . Таким образом, во всех трех патриарших приказах были поставлены светской властью администраторы, крайне недовольные, судя по донесению Прокопия Возницына, сохранением в этой области влияния «ближних старцев» (монахов), удерживавших законные бразды правления, пользуясь «именем» Адриана. Недовольство светских чиновников самим патриаршеством объясняет парадоксальную, на поверхностный взгляд, ситуацию, когда тяжко бальному Адриану и окружавшим его «старцам» не позволяли организовать вполне правильное архиерейское управление. Давняя (и сохранившаяся доныне) традиция определяла, что ближайшим помощником патриарха в управлении делами Церкви является живущий на Крутицком подворье митрополит номинальной Сарской и Подонской епархии. По кончине митрополита Евфимия ясно сознающий недостаток своих сил Адриан во всеуслышание выразил желание видеть на этом важнейшем посту наиболее энергичного из тогдашних русских архиереев, архиепископа Холмогорского Афанасия (в миру Алексея Артемьевича Любимова).

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

В 1688 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) предлагал Н. С. стать игуменом архангельского мон-ря во имя арх. Михаила, однако он отказался и даже скрывался в Матигорской вол., где находилась монастырская мельничная служба ( Верюжский. 1908. С. 309). В 1691 г. по протекции патриаршего казначея Паисия и митр. Псковского Илариона Н. С. был назначен казначеем Сийской обители. Вместе с келарем Питиримом он подал патриарху Адриану челобитную об установлении в мон-ре архимандритии. Н. С. стал 1-м архимандритом Сийского монастыря (Грамота патр. Адриана//АОКМ. Инн. КП 3601; Строев. Списки иерархов. Стб. 821). Деятельность Н. С. как иконописца Раннее упоминание о Н. С.- иконописце относится к 1658 г.: после пожара в Троицком соборе Сийского мон-ря «старые образы понавливали и вновь писали иконники Василей Мамонтов да ученик ево Матвей Михайлов Ерчанин» (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 81; см.: Кольцова. 2009). В 60-70-х гг. XVII в. Василий Мамонтов постоянно исполнял иконописные заказы Сийского мон-ря. В 1664 г. «по приказу игумена Феодосия» он получил 7 р. «за иконное письмо прежнее и нынешнее, что писал в монастырь, в церкви и на Святыя врата». В 1667 г. вместе со своим учеником М. М. Ерчаниным работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского мон-ря: «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц». В 1669-1671 гг. Василий написал много икон для Сийского мон-ря, в т. ч. иконы местного ряда для придела во имя прп. Антония в Троицком соборе. В 1671-1672 гг. написал «про монастырский обиход» 18 «штилистовых» икон, среди них иконы прп. Антония Сийского, «Богоматерь Владимирская», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай Чудотворец», «Святая Анастасия». Над трапезным крыльцом была помещена его икона «Благовещение, с приписными святыми», созданная в 1671 г. В том же году для иконостаса Успенской ц. Кривецкого мон-ря написал 6 больших икон деисусного чина (за работу он получил 8 р. 15 алтын - Кольцова. 2009. С. 66), образы прп. Алексия, человека Божия, мц. Наталии, «Знамение» Пресв. Богородицы; в соборе и церквах, «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Образование отдельной епархии на Севере России было, в том числе, обусловлено необходимостью усиления борьбы с расколом. Поморские и подвинские земли, входившие в состав Архангельской епархии, со вт. пол. XVII в. являлись одним из основных районов распространения раскола (Выгорецкие скиты). Полемика со старообрядцами занимала важное место в пастырской деятельности первых епархиальные архиереев («Окружное послание» 1682 г. архиеп. Афанасия (Любимова), «Изъявление о двуперстном и триперстном знамении креста» 1711 г. архиеп. Рафаила (Краснопольского)). С 1732 г. (при архиеп. Германе (Копцевиче)) епархия получила наименование Архангелогородская и Холмогорская. В 1762 г. (при еп. Иоасафе (Лисянском)) архиерейская кафедра и органы епархиального управления были окончательно перенесены в г. Архангельск (с 1702 — воеводский, с 1708 — губернский город). По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий III класса; в ее состав входили: Архангельск, Холмогоры, Вага, Мецкая крепость, Кеврольский у., Мезенский у., вотчины Соловецкого монастыря, Кольский острог, Пусто-зерский острог, на территории которых находился 261 храм. 15 марта 1787 г. в ходе епархиальной реформы 1784-1788 гг. после объединения с Олонецкой (образована 26 февр. 1764 г. как викариатство Новгородской архиепископии, с 1784 г. самостоятельная епархия III класса) Архангелогородская епархия получила название «Архангельская и Олонецкая» в составе Архангельской и Олонецкой губ. по Учреждению 1775 г. с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В результате губернской реформы 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий у. Архангельской губ. отошли к Новгородской архиепископии (находились под управлением Старорусского викарного епископа). Одновременно в состав Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. С 1799 г. епархия именовалась Архангельской и Холмогорской; в 1799-1917 гг. ее территория — в пределах Архангельской губ. (Архангельский, Кемский, Александровский, Мезенский, Онежский, Печорский, Пинежский, Холмогорский, Шенкурский уезды, о. Новая Земля). По штатам 1799 г.- 9-я среди 20-ти епархий III класса (в 1888 г. — 11-я среди 29-ти).

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Ред. 2011 г. В областной газете " Призыв " 27/07/2011 опубликована статья Николая Фролова " Храм восстанавливают всем миром " , http://www.prizyv.ru/archives/336885 В августе-сентябре 1937 г. Вязниковским PO НКВД возбуждено следственное групповое дело по обвинению: 1. Солодкова Николая Афанасьевича, псаломщика, он же - регент Введенской церкви г. Вязники. Бывший торговец г. Подольска Московской обл., проживал в г. Вязники. В 1933 г. осужден на 3 года в Сиблагеря по ст. 58 п. 10 УК. 2. Дубровина Дмитрия Ивановича, благочинного священника Покровской церкви. 3. Любимова Василия Ивановича, священника Введенской церкви. В 1924 г. осужден за антисоветскую агитацию и в 1931 г. вновь арестовывался органами ОГПУ за антисоветскую деятельность. 4. Архангельского Дмитрия Ивановича, архимандрита Введенской церкви. В 1928 г. арестовывался за антисоветскую деятельность. 5. Батмановского Аркадия Константиновича, дьякона Введенской церкви, проживал в с. Усолье Ковровского района. В 1930 г. арестовывался за антисоветскую агитацию. 6. Твердислова Константина Николаевича, священника Введенской церкви. В 1928 г. был выслан в Нарымский край на 3 года по ст. 58 п. 10 УК. 7. Пылинского Пимена Викторовича, дьякона Введенской церкви. В 1932 г. был сослан на 3 года в Свирские лагеря по ст. 58 п. 10 УК. 8. Невского Ивана Ивановича, секретаря церковного совета Введенской церкви, бывший жандарм, в штабе Корпуса жандармов служил свыше 20 лет. 9. Сумкина Максима Егоровича, председателя церковного совета Введенской церкви. 10. Сметанина Афанасия Васильевича, члена церковного совета той же церкви, кустарь, имел шорную мастерскую. В 1928 г. арестовывался органами ОГПУ за антисоветскую агитацию. 11. Мальянова Михаила Ивановича, иподьякона Введенской церкви. 12. Родина Ивана Ивановича, кулак, сторожа церкви, высылался на Урал, откуда сбежал. В 1931 г. осужден по ст. 58 п. 10 УК на 5 лет ссылки. Следствие предъявило им следующее обвинение. Выше указанная группа попов и церковников Введенской церкви гор. Вязники под руководством прибывшего из ссылки Солодкова Н.А. и благочинного попа Дубровина Д.И., организовавшись в к/р. группу, приводили у себя нелегальные сборища членов группы, систематически вели а/советскую и пораженческую агитацию, восхваляли фашизм, сожалели о расстрелянных троцкистах, высказывали[сь] о неизбежной расправе над коммунистами, распространяли провокационные слухи о войне, неизбежной гибели колхозов, жаждуя смены существующего строя.

http://sobory.ru/article/?object=03741

Во дни святительства митрополита Корнилия в 1665 году совершилось в Тобольске празднуемое до сих пор с 8 до 23 июля великое чудо от сооруженного в 1636 году при архиепископе Нектарии образа Абалакской Божией Матери: при появлении образа мгновенно перестал многодневный дождь и воссияло солнце. Митрополиту Корнилию обязана Святая Русь образованием его знаменитого ученика Афанасия (Любимова), который в сане архиепископа Архангельского прославился ученостью и ревностью к Православию. Седьмой архипастырь Сибири митрополит Павел из архимандритов Чудова монастыря управлял сибирскою паствою около двадцати лет, с 21 июня 1678 года до 4 января 1692 года. Он был основателем и покровителем каменного церковного строительства в Сибири, и при нем водворилось господство Православия далеко за Иркутском в Селенгинске благодаря устройству Троицкого монастыря и Посольского Преображенского с училищами для инородцев и богадельнями. Этот последний, служивший оплотом для дальневосточных миссий, был основан в 1681 году назначенными Владыкою Павлом дальневосточными миссионерами игуменом Феодосием, иеромонахом Макарием и несколькими монахами – и является памятником того места, где в 1650 году был убит бурятами царский посол Заболотный с семью казаками. Митрополиту Павлу пришлось первому со своими монахами и священниками выступить на борьбу против «злоречия и ожесточения» раскольников, сжигавших не только самих себя, но и православных с их храмами во время богослужений. Ревностный архипастырь, однако, не увлекся преследованием одних темных изуверов. Он скоро по своему богатому духовному опыту разгадал, что истинная причина распространения губительного для гражданской жизни церковного бунта кроется «в презорстве, гордости, неистовом житии и всяческом блудодеянии» самих воевод и служилых людей Сибири. Поэтому Владыка Павел предписал всему духовенству строгое обличение «надругателей и привередников» и сам 6 января 1682 года подверг Тобольского воеводу Михаила Приклонского церковному отлучению, чем навлек на него царскую опалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Из сочинений известны: 1 ) По библейско – истолковательному отделу: Шестоднев Афанасия (Любимова), архиеп. холмогорского († 1702 г.) 370 ; «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» – свод Евангелистов и «Псалтирь рифмотворная» – стихотворное переложение покаянных псалмов – Сим. Полоцкого 371 . 2 ) Догматическому. Этот род литературы развивался главным образом в связи с протестантской и католической пропагандой, а также спором о пресуществлении св. Даров. Против протестантов было написано в XVII в. несколько статей и сборников. Из них известны: появившееся в 20 – х годах XVII в. сочинение неизвестного автора: Об образех, о кресте, хвале Божией, хвале и молитве святых и о иных артикулех веры Христовы, где автор (в 12 главах) защищает иконопочитание, чествование креста, крестное знамение, крестные ходы, почитание святых, молитву за умерших, пост и пресуществление св. Даров. При недостатке строгой логичности это сочинение имеет много достоинств: спокойный тон, серьезность экзегетических исследований, обилие сведений по библейско – истолковательной, канонической и исторической письменности 372 . Сборник успенского ключаря Ивана Наседки (1642 г.) под заглавием: «Изложение известно от божественных писаний старого закона и новые благодати на окаянные и злоименные лютеры, на многие ереси ответы возразительные» (в 47 главах). Здесь защищаются иконопочитание, почитание и призывание святых, пост, иночество, авторитет церковного предания, св. отцов и всел. соборов, истинность и святость Восточной Церкви, необходимость таинств покаяния, священства и брака, мимоходом опровергается учение об исхождении Св. Духа от Сына, вместе с этим обличаются недостатки в религиозной и нравственной жизни протестантов. При отсутствии строгой логичности, при враждебном часто тоне полемики, при нередких натяжках и преувеличениях, этот сборник отличается сравнительной полнотой содержания и обнаруживает начитанность автора. Наседке принадлежит не все содержание сборника. Он составился из различных статей, частью даже южно – русского происхождения, Наседка же собрал их, изменил, что казалось нужным, и кое – что дополнил 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Проблемы современной ставрографии Третий Ставрографический сборник продолжает серию изданий, посвящённых исследованию крестов в России. Как и предыдущие Ставрографические сборники, третья книга состоит из нескольких частей: раздел 1 – Наследие отечественной ставрографии; раздел 2 – Современные исследования; раздел 3 – Каталоги музейных собраний и др. В первом разделе помещён труд святого праведного Иоанна Кронштадтского «О кресте Христовом (против раскольников)», впервые изданный в Санкт-Петербурге в типографии Е. Евдокимова в 1896 году с подзаголовком «Сочинение настоятеля Кронштадтского Андреевского собора протоиерея Иоанна Ильича Сергиева» (2-е издание вышло в Москве в 1898 г.). На самом деле этот труд был написан Иоанном Кронштадтским на сорок лет раньше, в 1855 году – в год окончания им Санкт-Петербургской Духовной академии со степенью кандидата богословия. Эту степень о. Иоанн получил за сочинение с точным названием «О кресте Христовом в обличение мнимых старообрядцев». Таким образом, о. Иоанн Кронштадтский написал это произведение, будучи ещё совсем молодым в двадцать пять лет. Годы его учёбы в Санкт-Петербургской Духовной академии совпали с эпохой царствования Николая I. В это время старообрядцы особо подвергались репрессивным мерам со стороны светских властей. В 1855 году старообрядцам было запрещено записываться в купеческое сословие, а в 1856 году правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища в Москве 1 . В середине X1X века особенно обострилась полемика старообрядцев с официальной Церковью по вопросам вероисповедания. Одним из основных камней преткновения был вопрос об «истинной форме Креста Христова». Спор, затрагивающий эту проблему, длится уже более трёх столетий со времени церковных реформ патриарха Никона . В результате появились серьёзные произведения, в которых со всей научной тщательностью исследовался этот вопрос. Назовём лишь самые известные и яркие из них. Одним из наиболее ранних произведений, касающихся этого сложного вопроса, является книга «Увет духовный», изданная в 1682 году. Авторство этого сочинения долгое время приписывалось патриарху Иоакиму, в действительности же написал её архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов). В книге приведены рисунки древних четырёхконечных крестов в доказательство изначальности таковой формы по отношению к крестам восьмиконечным 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

добивался патриарх. Конец спорам положило проведенное осенью 1689 г. следствие о заговоре Ф. Шакловитого, участником к-рого был признан Сильвестр, казненный 11 февр. 1691 г. (среди прочего его обвиняли в том, что он надеялся при посредстве Софии Алексеевны занять Патриарший престол, низложив И.). С целью авторитетного окончания богословской полемики патриарх обратился к др. иерархам. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара отправил в ответ сочинения архиеп. Симеона Фессалоникийского, «Православное исповедание» свт. Петра (Могилы) и др. произведения, прислал книги также и Молдавский митр. Досифей; их переводил чудовский инок Евфимий и свидетельствовал И. Созванный И. в янв. 1690 г. Собор осудил Сильвестра (Медведева) и запретил к распространению книги правосл. авторов (преимущественно украинских), содержащие «латинские ереси». Были запрещены сочинения Симеона Полоцкого, Петра (Могилы), Иннокентия (Гизеля) , Иоанникия (Галятовского) , Лазаря (Барановича) , Сильвестра (Косова) и др. Цензуре подвергся 1-й т. «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) ; патриарх потребовал изъятия и переделки листов, на к-рых, по его мнению, содержались суждения, не согласные с учением правосл. Церкви. По распоряжению И. были составлены произведения, в к-рых правосл. позиция в отношении вопроса о времени преложения Св. Даров нашла наиболее полное выражение,- «Остен» (автор Евфимий Чудовский) и «Щит веры» (автор архиеп. Афанасий (Любимов), название произведению дал И.). Сб. «Остен» долгое время приписывался И. В действительности патриарху принадлежат вошедшие в сборник послание Киевскому митр. Гедеону (Святополку-Четвертинскому) и Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и поучение, произнесенное на Соборе 1690 г. Омофор патриарха Московского и всея Руси Иоакима. 2-я пол. XVII в. (ГММК) И. был резким противником иностранного влияния на русское общество. Несомненно, по благословению патриарха в чин поставления Ионы (Тугаринова ?) во епископа Вятского и Великопермского (23 авг. 1674) было внесено обязательство не вступать в общение «с латины, и с люторы, и с калвины, и со иными еретикы» (цит.

http://pravenc.ru/text/468879.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010