Ксенофонт и Мария (так называлась его супруга) последовали примеру сыновей своих, Иоанна и Аркадия, вступили в монашество, в котором и родители и дети достигли великого духовного преуспеяния 359 . Они никак не сподобились бы его, если б пребыли в мирской жизни, хотя и весьма благочестивой. Бог, прозирая их преуспеяние, привел к нему неисповедимыми судьбами Своими. Путь судеб Божиих горек, как засвидетельствовал святой Апостол: «Егоже любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» ( Евр.12:6 ). Последствия судеб Божиих вожделенны, неоценимы. Из жизнеописаний многих других избранников Божиих убеждаемся, что Бог посылает в помощь благому деланию рабов Своих скорби, ими очищает и совершает это делание. Одно собственное делание человека недостаточно, как замечает преподобный Симеон Новый Богослов . «3олото, говорит он, покрывшееся ржавчиною, не может иначе очиститься и возвратить естественную светлость, как будучи ввергнуто в огонь и тщательно выковано молотами: так и душа, осквернившаяся ржавчиною греха и соделавшаяся вполне непотребною, не может иначе очиститься и возвратить древнюю красоту, если не пребудет во многих искушениях, и не вступит в горнило скорбей. Это изъявляется и словами Господа нашего: «Продаждь имение твое, и возми крест твой, и гряди вслед Мене» ( Мф.19:21 ; Мк.10:21 ). Здесь крестом знаменуются искушения и скорби. Раздать все свое имение и вместе не подвизаться мужественно против случающихся искушений и скорбей, служит, по мнению моему, признаком души нерадивой, неведущей своей пользы: потому что от одного отвержения имений и вещей ничего не приобретут отвергающие их, если не претерпят до конца в искушениях и скорбях ради Бога. Не сказал Христос: в отложении вещей ваших, но «в терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк.21:19 ). Явно, что раздаяние имений и бегство от мира похвально и полезно; но оно одно, само по себе, без терпения искушений, не может соделать человека совершенным по Богу... Расточивший нуждающимся имение и удалившийся от мира и вещества, кичится с великим услаждением в совести своей о уповании мзды, и иногда тщеславием выкрадывается самая мзда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   Господь повелел проводить трезвенную жизнь, непрестанно бдеть и наблюдать над собою: потому что с одной стороны неизвестен час посещения Господня, также час смерти нашей, нашего призвания на суд Божий, — неизвестно, какое искушение и какая скорбь могут неожиданно возникнуть и обрушиться на нас; с другой стороны неизвестно, какая греховная страсть может возникнуть в падшем естестве нашем, какой ков и какую сеть могут устроить для нас неусыпные враги спасения нашего — демоны. «Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящи, и вы подобни человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему» (Лк.12:35-36). «А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мк.13:37). «Внемлите, — завещавает Господь, — от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их» (Мф.7:15-16). Лживые пророки — всегда коварны: и потому Господь заповедует по отношению к ним особенное внимание, особенную осторожность. Лживые пророки познаются по плодам: по жительству своему, по делам, по последствиям истекающим из их деятельности. Не увлекись красноречием и сладкоречием лицемеров, их тихим гласом, как бы выражением кротости, смирения и любви; не увлекись тою сладкою улыбкою, которая играет на их устах и лице, тою приветливостью и услужливостью, которая светит из взоров: не обольстись тою молвою, которую они искусно распускают о себе между человеками, — теми одобрениями, похвалами, громкими именами, которыми величает их мир: всмотрись в плоды их.    О внимающих учению Евангелия и старающихся исполнять евангельские заповеди, Господь сказал, что они «добрым сердцем и благим слышавше слово, держат, и плод творят в терпении» (Лк.8:15). Он предвозвестил ученикам своим ненависть от мира, гонения, напасти, обетовал Сам неусыпно бдеть над ними, и охранять их, воспретил боязнь и малодушие, повелел: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19). В постоянном уповании на Бога, надо великодушно претерпевать скорби от страстей, возникающих из падшего естества, от братий — человеков, от врагов — демонов: «претерпевый до конца, той спасется» (Мф.24:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

Arhiva Mesajul de felicitare al Pariarhului cu prilejul zilei festive a Academiei de teologie din Moscova 14 octombrie 2020 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Феодорита , преподавателей и студентов МДА с престольным праздником академического храма и актовым днем. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феодориту, епископу Звенигородскому, викарию Патриарха Московского и всея Руси, ректору Московской духовной академии Профессорско-преподавательской корпорации, учащим и учащимся Московской духовной академии Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы — храмовым торжеством и актовым днем Московской духовной академии. Господу содействующу, на протяжении веков сие прославленное учебное заведение остается оплотом богословской науки и православной традиции, школой, воспитывающей в истинной вере и благочестии будущих тружеников Церкви Христовой. Текущий год осложнился для всех нас распространением новой вирусной инфекции. В связи с этим был нарушен привычный уклад жизни, и, к сожалению, сегодня под этими сводами не смогли собраться все желающие. Многие из вас и ныне вынуждены обучаться в дистанционном режиме и лишены возможности живого общения друг с другом. Но и в этих непростых обстоятельствах христианин призван находить духовную пользу. Да будут утешением для вас слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Образованная скорбями душа делается сильной, честной перед Господом. Если претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться духовных благ» (Аскетические опыты, Т. 1). Отрадно, что в сложившихся обстоятельствах чада Большой кельи преподобного Сергия Радонежского, сохраняя евангельскую любовь, терпение и благодушие, являют себя достойными звания своего (Еф. 4:1) и, нося тяготы друг друга, исполняют закон Христов (Гал. 6:2). Молюсь, дабы нынешнее вредоносное поветрие не помешало воспитанникам Академии восходить от силы в силу (Пс. 83:8) и внимать преподаваемым словам веры и доброму учению (1 Тим. 4:6). Желаю владыке ректору, начальствующим, учащим и учащимся Московских духовных школ мира и радости во Святом Духе (Рим. 14:17), крепости душевных и телесных сил, помощи от Господа и благословенных успехов в трудах на ниве богословского образования. Державный покров Царицы Небесной да пребывает над всеми вами неизменно. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5703961...

Молящийся ум взыскует соединения с сердцем Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы Слово о страхе Божием и о любви Божией Учение о плаче преподобного Пимена Великого О слезах О смирении О терпении Молитва преследуемого человеками Кладбище Житейское море Слово утешения к скорбящим инокам Крест свой и Крест Христов О чистоте Беседа предуготовителъная к Таинству Исповеди Роса Совесть О рассеянной и внимательной жизни О навыках Размышление о смерти Слава Богу! Сети миродержца Песнь под сению Креста (Заимствовано из 15-й главы Исхода) Размышление при захождении солнца Увещание к соблазняющимся на ближних (Фарисей) Посещение Валаамского монастыря О монашестве Вера и дела О евангельских заповедях О евангельских блаженствах О любви к ближнему О любви к Богу Об истинном и ложном смиренномудрии Плач мой ПРИЛОЖЕНИЕ Воспоминания о святителе Игнатии Брянчанинове Предки, современники, потомки Том II АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ (часть II) Блажен муж Иосиф Предисловие к повести «Иосиф» Послание к братии Сергиевой Пустыни из Бабаевского монастыря О Покаянии Зрение греха своего Чаша Христова О Посте О образе и подобии Божиих в человеке Размышление О существенном делании монаха Дух молитвы новоначального Слово о келейном молитвенном правиле Слово о церковной молитве Слово о молитве устной и гласной Слово о поучении, или памяти Божией Слово о молитве умной, сердечной и душевной Слово о молитве Иисусовой Чин внимания себе для живущих посреди мира Совещание души с умом Отношение христианина к страстям его Странник Таинственное объяснение 99 псалма Судьбы Божии Слово о спасении и о христианском совершенстве Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу Слово о чувственном и о духовном видении духов Слово о Смерти Слово о Человеке Том III АСКЕТИЧЕСКАЯ ПРОПОВЕДЬ Предисловие автора к первому изданию «Аскетической проповеди » Поучение на Богоявление Поучение 1-е в Неделю по Богоявлении. О покаянии Поучение 2-е в Неделю по Богоявлении. О покаянии

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Когда милосердый Господь, даровав мне некоторое поправление телесного здоровья моего, возвратит в ваше благословенное общество и сподобит узреть лица ваши, как лица святых Ангелов: и тогда мое слово к вам будет то же самое, какое оно было прежде. И прежде увещевал я вас, чтобы вы, претерпевая в Богоданном нам убежище, искали мира душевного в Слове Божием, не увлекаясь суетными помыслами и мечтами, которые обещают дать мир и отнимают его. “Безумного часть – мала перед очами его” 12 , – сказал великий Исаак. Напротив того, в душе, принимающей с благодарением дары Божии, возрастает ценность этих даров. Так говорю о нашем пристанище, Сергиевой пустыни. Благодарение Богу за эту пристань может сделать пристань тихой, приятнейшей; смущенные взгляды ропота и недовольства передают свою мутность, свою мрачность и тому, за что, по всей справедливости, следовало бы благодарить, прославлять Бога. Древо, пересаждаемое с места на место, растрачивает свои силы, хотя бы по природе оно было и сильно, лишается возможности приносить плоды. «В терпении нашем» повелел нам «стяжевать души наши» Божественный Учитель наш ( Лк. 21, 19 ). Он возвестил, что творящие плод, " творят его в терпении» ( Лк. 8, 15 ). Он возвестил: «претерпевый до конца, той спасен будет» ( Мф. 24, 13 ); " кто же поколеблется», – возвестил наконец Он же, – «о том не благоволить душа Моя» ( Евр. 10, 38 ). Погружаюсь в созерцание нивы Христовой. Сколько на ней посеяно семян, сколько выросло колосьев! Как они прекрасно зеленеют, шумят утешительно и насладительно, волнуемые ветром. Приходит для этих колосьев время зрелости, время жатвы; они оставляют поле, на котором родились и выросли, сбираются на гумно, сушатся, обмолачиваются, вывеваются. Точно такова наша жизнь. Сколько нужно различных переворотов, чтоб человек увидел всю суетность мира, всю его ничтожность, достиг, наконец, как гумна, недра святой обители. Тяжеловесное, плодоносное зерно, как бы ни перевевали его, всегда падает на гумно, а плевелы и зерна бессильные, пустые, легкие, уносятся с гумна ветром; сперва показываются они облаком, чем-то значащим; потом редеют, редеют, теряются из виду, пропадают. Скорби, встречающиеся в обществе, не могут быть извинением малодушия. Быт и место бесскорбные на земле – несбыточная мечта, которой ищут умы и сердца, чуждые Божественного просвещения, обольщенные бесами. Нам заповедано искать мира душевного во взаимном ношении немощей. Не переменами места, рождающимися единственно от осуждения ближних, исполняется закон Христов. Нет! «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» ( Гал. 6, 2 ). Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий места бесскорбного. Место и жизнь бесскорбные – на небе: оттуда " отбеже всякая печаль и воздыхание» ( Ис. 35:10 ). Земля – место воздыханий, и блаженны воздыхающие на ней: они утешатся на небе. Место и жизнь бесскорбные – когда сердце обрящет смирение, и смирением войдет в терпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Уединение келлии и пустыня – обитель молитвы. «Вкусивший молитвы, – сказал святой Иоанн Лествичник , – будет убегать многолюдства: кто, как не молитва , соделывает любителя своего, подобно онагру пустыннолюбивому, свободным от потребности в обществе» 68 ? Если хочешь посвятить душу твою в дело молитвы: удали себя от видения мира, откажись от общества человеческого, от бесед и от обычного принятия друзей в твою келлию, даже под предлогом любви. Устрани от себя все, чем прерывается и возмущается твоя таинственная беседа с Богом 69 . Пребывай на земле и в обществе человеческом, как странник. Ты – странник. Земля – гостиница. Неизвестен час, в который будешь призван. Призыв неизбежен и неотвратим; отказаться или воспротивиться невозможно. Приготовь себя святою молитвою к радостному исшествию из гостиницы. Молитва усвояет человека Богу. С невыразимою завистью и ненавистью взирают на ее действие падшие ангелы, перешедшие падением от усвоения Богу к страшной, безумной вражде к Нему. Разнообразными искушениями они стараются поколебать молящегося, отвратить от спасительнейшего подвига, исторгнуть у него то преуспеяние и блаженство, которые без сомнения доставятся подвигом. А потому желающий посвятить себя упражнению молитвою должен благовременно приготовиться к скорбям, чтоб не приходить в недоумение и смущение, когда они постигнут его, чтоб мужественно противостать им силою веры и терпения 70 . Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих, как они поразили и угнетали многоболезненного Иова, по Божию попущению. Но мы, подобно этому праведнику, благословим и возблагодарим Бога за попущенное Им, исполненное бесами 71 ; славословием и благодарением Бога совершим всесвятую волю Божию, объявленную нам Святым Божиим Духом: «о всем благодарите: сие бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» ( 1Сол.5:18 ). Демоны подучают человеков вооружаться на делателя молитвы, осуждать его за странность поведения, за скудость полезной деятельности, – обвинять в праздности, лицемерстве и пустосвятстве, – приписывать ему намерения злые и коварные, действия порочные, – нарушать и возмущать его безмолвие, – принуждать к занятиям, противоположным его жительству, сопряженным с развлечением, рассеянностью, с нарушением сердечного мира. Зная начальную причину этих искушений, будем молиться по заповеди Евангелия и по завещанию святых Отцов о ближних наших, согрешающих в неведении и по увлечению; козни демонов разрушит Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Возлюбим превыше всего волю Божию; предпочтем ее всему; все, противное ей, возненавидим ненавистью благочестивою и Богоугодною. Когда восстанет поврежденное грехом естество наше против евангельского учения, выразим ненависть к естеству отвержением пожеланий и требований естества. Выражение ненависти чем будет решительнее, тем решительнее будет победа над грехом и над естеством, которым обладает грех; тем духовное преуспеяние наше будет быстрее и прочнее. Когда люди, близкие к нам по плоти, вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией, окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, непретворяющиеся в волков и незащищающиеся от волков зубами 3 . Святая ненависть к ближним заключается в сохранении верности к Богу, в несоизволении порочной воле человеков, хотя бы эти человеки и были ближайшими родственниками, в великодушном терпении оскорблений, наносимых ими, в молитве о спасении их, – отнюдь не в злоречии и не в однородных злоречию действиях, которыми выражается ненависть естества падшего, ненависть богопротивная. «Не мните, – сказал Спаситель, – яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою» ( Мф.10:34–35 ). «Приидох» – объясняет святой Иоанн Лествичник приведенные слова Господа – «разлучити» боголюбивых от миролюбцев; плотских от духовных; славолюбивых от смиренномудрых: «угождается Бог разделением и разлучением, когда оно совершается ради любви к Нему» 4 . Пророк назвал землю местом «пришельствия своего» ( Пс.118:54 ), а себя пришельцем и странником на ней: «преселник аз есмь у Тебе», сказал он в молитве своей к Богу, «и пришлец якоже вси отцы мои» ( Пс.38:13 ). Очевидная, осязательная истина! истина, забываемая человеками, несмотря на очевидность свою! Я – «пришлец» на земле: вошел я рождением; выйду смертью . Я – «преселник» на земле: переселен на нее из рая, где я осквернил и обезобразил себя грехом. Переселюсь и с земли, из этого срочного изгнания моего, в которое я помещен Богом моим, чтобы я одумался, очистился от греховности, снова соделался способным для жительства в рае. За упорную, окончательную неисправимость я должен низвергнуться навечно в темницы ада. Я – «странник» на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным. Я – «пришлец и странник, якоже вси отцы мои». Отцы мои были пришельцами и странниками на земле: вступив на нее рождением, они удалились с лица ее смертью . Исключений не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложному закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Слышал я некогда отцов, говоривших, что не инок тот, кто поперет или презрит это правило, но он должен — употребляет ли пищу, или питие, пребывает ли в келлии, или находится в послушании и в путешествии, или что другое делает — непрестанно вопиять так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня», — чтоб непрестанно воспоминаемое имя Господа нашего Иисуса Христа раздражало на брань врага. Ибо нудящаяся душа может все найти таким воспоминанием, и злое, и благое. Сперва она увидит зло во внутренности сердца своего, а потом (сокровенное в нем) добро (то есть благодать Божию, насажденную в каждого православного христианина Святым Крещением» Такое состояние внутренней борьбы должно переносить благодушно, как наставляет преподобный Макарий Великий, с несомненною верою и надеждою на Господа, с великим терпением, ожидая от Господа помощи и дарования внутренней свободы. Брань не может быть увенчана победою, и свобода не может быть приобретена собственными усилиями человека: то и другое — дар Божий, даруемый подвижнику в свое время, известное единому Богу Весьма ошибочно поступают те, которые, находясь под властию страстей, требуют от себя бесстрастия. При таком неправильном требовании от себя, происходящем от неправильного понятия о себе, они приходят в необыкновенное смущение, когда проявится каким-либо образом живущий в них грех. Они приходят в уныние, в безнадежие. Им представляется, по неправильному взгляду их на себя, проявление греха чем-то необычным, чем-то совершающимся вне порядка. Между тем, проявление греха в помыслах, чувствованиях, словах и делах (здесь говорится не о смертных грехах и не о грехах произвольных, но об увлечениях) есть проявление логичное, естественное, необходимое. «Если страсть тревожит нас, — говорит преподобный авва Дорофей, — то мы не должны этим смущаться: смущаться тем, что тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит от того, что мы не знаем своего душевного состояния и избегаем труда, как сказали Отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем меры нашей и не имеем терпения в начинаемых нами делах, но без труда хотим приобрести добродетель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Чтоб исполнить твое желание, повторю, лишь иными словами, уже сказанное мною. Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающихся чистою молитвою, которая увенчивается бесстрастием или христианским совершенством в тех подвижниках, которым Богу благоугодно дать его. Святой Исаак Сирский говорит: «Не многие сподобились чистой молитвы, но малые: достигший же к таинству, совершающемуся после нее, и перешедший на другой берег (Иордана) едва встречается один из поколения в поколение, по «благодати и благоволению» Божиим» 245 . В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу, в котором побеждения и победы непрестанно сменяют друг друга 246 , в котором свободное произволение человека и немощь его выражаются с ясностью 247 . Во втором периоде благодать Божия являет ощутительно свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом. На эти два состояния указывают святые Отцы. Из них преподобный Нил Сорский , ссылаясь на преподобного Григория Синаита , говорит: «Когда придет действие молитвы, тогда оно удерживает ум при себе, увеселяет его и освобождает от парения» 248 . Для не стяжавших благодатного действия, преподобный признает удержание ума от рассеянности и внимательную молитву подвигом самым трудным, тяжким, неудобным 249 . Чтоб достичь второго состояния, необходимо пройти сквозь первое, необходимо выказать и доказать основательность своего произволения, и «принести плод в терпении» ( Лк.8:15 ). Первое состояние молящегося можно уподобить обнаженным древам во время зимы; второе – тем же древам, покрывшимся листьями и цветами от действия теплоты весенней. Силу для произведения листьев и цветов деревья накопляют во время зимы, когда состояние их имеет весь образ состояния страдательного, состояния под областию смерти. Не дозволим себе искушать Господа! Не дозволим себе приступать к Нему легкомысленно, с бесстрашием, с двоедушием, с настроением сумнящейся пытливости, за которую возбраняется вход в землю обетованную ( Евр.3:8–11, 18–19 ). Приступим как погибшие, как существенно нуждающиеся во спасении, которое даруется Богом за истинное покаяние. Душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние. За покаяние, приносимое при одном собственном усилии, Бог дарует, в свое время, покаяние благодатное, – и «Дух Святой», вселившись в человека, «ходатайствует» о нем «воздыхании неизглаголанными»: Он «ходатайствует о святых» сообразно воле Божией, которую ведает один Он ( Рим.8:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 1857 г. архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа и назначен на Ставропольскую (тогда Кавказскую) кафедру. В 1861 г. он ушел с кафедры на покой и переселился в Николо-Бабаевский монастырь (Костромской епархии). До самой кончины (30 апреля 1867 г.) подвизался он здесь, в удалении от мира, трудясь над составлением своих сочинений; отсюда он вел обширную переписку со многими верующими людьми, которые часто просили у него совета для своей иноческой или мирской жизни. Самые значительные его сочинения – это «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству» (правила внешнего поведения и указания касательно внутреннего делания монахов), «О молитве Иисусовой. Беседа старца со учеником», «О терпении скорбей» и др. 1345 Его сочинения говорят о том, что Игнатий был и аскетом, и мистиком. Он принадлежал к тем представителям восточного христианства, которые конечной целью аскезы считали не просто спасение души, а обожение. Часто упоминавшийся нами архимандрит Пимен, лично знавший владыку Игнатия, пишет, что Игнатий был очень недоволен тогдашним монашеством и в пример ему ставил древних иноков, которым потому только удавалось сохранить первоначальную чистоту, что они удалялись от мирской суеты 1346 . Владыку Игнатия очень огорчали резкие нападки на монашество, характерные для начала 60-х гг.; эти нападки объясняются не только тем, что в жизни монахов встречались негативные явления, но и антихристианскими настроениями либеральных кругов общества. По убеждению Игнатия, это была не просто критика монашества, но попытка любыми способами подвергнуть иноческую жизнь, часть которой протекала вне монастырских стен, разного рода искушениям. Поэтому, считал Игнатий, лучше всего для монахов держаться как можно дальше от мира: во-первых, чтобы сохранить нравственную чистоту и, во-вторых, чтобы не давать повода для такой критики 1347 . Духовный облик епископа Игнатия Брянчанинова характерен для тех русских архиереев синодальной эпохи, которые черпали духовные силы из аскетического предания Восточной Церкви и сохраняли связь со здоровой частью русского монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010