Помимо прочих насущных проблем, которые обсуждались при этой беседе, митрополит Ленинградский Алексий спросил у Сталина о возможности освобождения из ссылок, лагерей и тюрем архиереев. На просьбу Сталин ответил: «Представьте такой список, его рассмотрим». По существу эти уступки явились лишь широким жестом безбожной власти к гонимой ею Церкви, за которым стоял трезвый политический расчет и понимание того, что искоренение религии – цель утопическая и недостижимая. Предпочтение было отдано иному, более трезвому соображению: Сталин поставил митрополитов в известность о том, что правительство полагает создать специальный орган – Совет по делам Русской Православной Церкви. Это ведомство по-прежнему должно наблюдать за умонастроениями в церковной среде, выявлять нелояльные и антисоветские элементы и беспощадно искоренять их. 8 сентября 1943 года состоялся Архиерейский Собор. В нем приняли участие всего лишь 19 архиереев, причем некоторые из них были срочно освобождены из мест заключения и самолетом доставлены в Москву. На Соборе, по предложению митрополита Алексия главой Русской Православной Церкви был избран патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский)  и 19 сентября состоялась интронизация Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. 16 Через месяц, 8 октября 1943 г. при Совнаркоме СССР был образован Совет по делам РПЦ под председательством Г. Г. Карпова. Положение Совета можно сравнить с положением обер-прокурора Святейшего Синода: и тот и другой представляли интересы государства, но с той большой разницей, что теперь это было государство, враждебное Церкви, а не благорасположенное к ней. Однако Церковь получила теперь, после встречи митрополита Сергия со Сталиным, возможность назначать епископов на вакантные кафедры, открывать новые приходы. Эти события повлияли и на духовную жизнь далекого и как бы забытого Богом Челкара. Жители Челкара стали хлопотать о построении молитвенного дома. А пока владыка Николай имел возможность служить в доме одной бедной женщины, потерявшей на войне мужа и двоих сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Удачный ответ митрополита, его намек на семинарское прошлое генерального секретаря – все это понравилось Сталину, разговор принял более непринужденные формы. Митрополитам удалось сказать об острой нехватке храмов и даже попросить об амнистии некоторых священнослужителей. На том же совещании был рассмотрен вопрос о материальной помощи Московской Патриархии, которой был передан трехэтажный особняк немецкого посла в Чистом переулке. Под конец встречи Сталин «обрадовал» архипастырей еще одной новостью: для связи Церкви с правительством будет создан Совет по делам Русской Православной Церкви под руководством Карпова. Сообщение встревожило архиереев – председатель создаваемого Совета был известен как жестокий гонитель Церкви. Но возражать никто не решился. Новая политика властей в отношении Церкви дала себя знать уже в 1943 г. Как и указывал Сталин, «большевистскими темпами» был созван Архиерейский Собор. Иерархов, участвовавших в Соборе, в спешном порядке свозили в Москву, используя даже военные самолеты. 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор 19 архиеререев – всех, кто занимал кафедры на неоккупированных территориях. Главным деянием Собора стало избрание митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси – другие кандидатуры на этот пост не рассматривались. Также был избран Священный Синод из трех постоянных и трех временных членов. Еще одним деянием стало подписание декларации об осуждении коллаборационистов, согласившихся на сотрудничество с оккупантами и учинивших расколы. Собор выразил благодарность советскому правительству, призвав Божие благословение на его труды, а также издал «Обращение ко всем христианам мира». Через четыре дня, 12 сентября, в Богоявленском кафедральном соборе состоялась интронизация Святейшего Патриарха Сергия. Об избрании и интронизации Святейший сообщил Патриарху Константинопольскому Вениамину, Патриарху Александрийскому Христофору, Патриарху Антиохийскому Александру и Патриарху Иерусалимскому Тимофею, направив им известительные грамоты. Вскоре были получены ответные поздравительные телеграммы от Восточных Церквей. Поздравили патриарха Сербский Синод во главе с митрополитом Иосифом и глава Грузинской Церкви Католикос-Патриарх Каллистрат. Последнее поздравление давало надежду на восстановление общения с Грузинской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ Антиохийский Патриарх Александр телеграфировал 20 марта 1942 г.: «Огорченные выступлением Поликарпа, епископа Волынского, одобряем применение канонических наказаний». Александрийский Патриарх Христофор в телеграмме от 24 марта сообщил, что не одобряет «авантюрного поведения на Украине епископа Сикорского в пользу фашистов», и выразил свое убеждение, что «Сикорский должен быть подвергнут церковному наказанию по всей строгости (главному)» 654 . Константинопольский и Иерусалимский Патриархи, насколько можно понять, отвечать на запрос митрополита Сергия по делу Сикорского не стали. Видимо, сказалось то, что в 1920–1930-е гг. их предшественники общались с украинскими автокефалистами (обновленцами) весьма тепло. Но для Московской Патриархии и проявление канонической солидарности со стороны Александрии и Антиохии было в тех условиях неплохим знаком. Кардинальные изменения в положении Московской Патриархии, а следом и обновленцев (но в другую сторону), произошли в 1943 г. Сталинское руководство окончательно пришло к мысли о необходимости активного использования Русской Церкви в интересах советской политики, особенно внешней. Для этого она должна была стать организационно единой и представительной. Нужен был Московский Патриарх, причем настоящий, а не опереточный, как Введенский. 8 сентября 1943 г. на созванном в экстренном порядке Архиерейском Соборе он был избран. Единодушным волеизъявлением участвовавших в Соборе епископов им вполне ожидаемо стал митрополит Сергий. 12 сентября состоялась его патриаршая интронизация. Как сообщалось в «Журнале Московской Патриархии» (первом номере после восьмилетнего перерыва), «пред пением Трисвятой песни были возглашены многолетия Восточным Патриархам и Патриарху Московскому и всея Руси... На великом входе Святейший Патриарх сам поминал поименно Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Сербского» 655 . Все неприятное, что было во взаимоотношениях с Восточными Патриархами в 1920–1930-е гг., забывалось, история начинала писаться как бы с чистого листа, тем более что состав Предстоятелей Востока уже изрядно обновился: поддерживавшие обновленцев Патриархи Константинопольские Григорий VII, Константин VI, Василий III, Фотий II, не очень разборчивый в поисках денег Дамиан Иерусалимский и много поездивший по свету Мелетий (Метаксакис) – все уже отошли в мир иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 декабря 1936 г., после получения ложной информации о кончине митрополита Петра (в действительности митрополит Петр был расстрелян позже, в 1937 г.), он принял должность патриаршего местоблюстителя. В мае 1927 г. заместитель местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение. В акте митрополита Сергия об открытии Синода говорилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нужным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают» 318 . В соответствии с этим разъяснением как сами участники Временного Синода, так и их число определялись не избранием, а волей заместителя местоблюстителя. Временный Синод просуществовал 8 лет и был закрыт 18 мая 1935 г. Указом митрополита Сергия. 8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Изменение титула патриарха (ранее было – Московский и всея России) связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российской – Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны – РСФСР, а слово «Русь» обозначает также Украину и Белоруссию, иными словами, большую часть канонической территории нашей Поместной Церкви. На Архиерейском Соборе был также образован Священный Синод при патриархе. Святейший Патриарх Сергий почил в 1943 г. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). 31 января 1945 г. в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Всего на Соборе было 204 участника. Право голоса на нем имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от имени клириков и мирян своих епархий, что вполне соответствует духу святых канонов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) (2-й слева в 1-м ряду) на Архиерейском Соборе. Фотография. 1945 г. Вернувшись в Москву, архиеп. Антоний 19 нояб. 1943 г. выступил в Синоде РПЦ с отчетом о поездке. Синод РПЦ под председательством патриарха Сергия, опираясь на 17-е прав. Вселенского IV Собора , согласно которому «церковные границы должны следовать за государственными», вынес определение 12): «Ввиду того что святейший патриарх, католикос Грузии, от лица грузинской иерархии, клира и паствы засвидетельствовал неизменную решимость Грузинской Церкви как в прошлом, так и в настоящем и будущем пребывать в православной вере… и соблюдать каноны церковные» признать: действия архиеп. Антония, вступившего в евхаристическое общение с К. и его клиром «правильными»; «молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости... восстановленным»; оповестить о состоявшемся евхаристическом общении рус. приходы в пределах Грузинской ССР; просить К. принять рус. приходы в его пастырское окормление и оставить за ними право «сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви»; просить К. «принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти»; уведомить патриаршим посланием проч. автокефальные Православные Церкви о состоявшемся восстановлении молитвенного и евхаристического общения. Известительные грамоты патриарха Сергия были направлены патриарху К-польскому Вениамину I , патриарху Александрийскому Христофору II , патриарху Антиохийскому Александру III (Тахану) и патриарху Иерусалимскому Тимофею (Возобновление молитвенно-канонического общения...//ЖМП. 1944. 3. С. 6-8; Сергий (Страгородский), патриарх. Письмо...//Там же. С. 9; Он же. Известительные грамоты...//Там же. С. 10; Он же. Обращение...//Там же. С. 11-12). 21 нояб. 1943 г. за литургией, состоявшейся в Богоявления соборе в Елохове в Москве, патриарх Сергий впервые помянул имя К.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

26 окт. 1942 г. в Кирове состоялось освящение бывш. единоверческой Серафимовской ц., настоятелем к-рой стал прот. Вениамин Тихоницкий. К кон. года в В. е. действовало 12 церквей (ГА Кировской обл. Ф. 2169. Оп. 45. Д. 39. Л. 1; Д. 57. Л. 3). 19 нояб. прот. Вениамину определено по пострижении в монашество быть епископом Кировским, хиротония состоялась 27 дек. в московском Богоявленском соборе, 22 февр. 1945 г. еп. Вениамин был возведен в сан архиепископа. Еп. Вениамину пришлось возрождать почти уничтоженную церковную жизнь в крае. Главной проблемой был недостаток духовенства. Кроме того, нек-рые священнослужители оставались последователями еп. Виктора (Островидова). Еп. Вениамин призывал их к «прекращению отделения от православной Патриаршей Церкви» (ср. письмо архиерея настоятелю Троицкой ц. в с. Истобенск Оричевского р-на прот. Сергию Сергееву 16 янв. 1943 - Вятский епарх. архив. Ф. 10. Оп. 1. Д. 104. Л. 4). Еп. Вениамин принял участие в Архиерейском Соборе 1943 г . Патриотическое служение верующих и духовенства Кировской епархии в годы войны выразилось сбором средств в Фонд обороны (епархия собрала 1,2 млн р.), Фонд помощи раненым, Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Серафимовский кафедральный собор перечислил на содержание госпиталей 50 тыс. р., инвалидам войны - 20 тыс. р., семьям военнослужащих - 55 тыс. р., детским домам - 12 тыс. р. На строительство бронепоезда было собрано 355 тыс. р. В марте 1944 г. еп. Вениамин перевел 100 тыс. р. маршалу И. С. Коневу на подарки наиболее отличившимся героям руководимых им войск ( Козлов П. Е. Сотворение Победы. Киров, 1995. С. 510. (Кн. памяти Кировской обл.; Т. 16). Еп. Вениамин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Церковная жизнь в епархии постепенно налаживалась. В 1944 г. было открыто 11 храмов. В 1946 г. в Кирове возобновились богослужения в ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери, были освящены храмы в Орлове, Уржуме, Слободском. К 1957 г. в Кировской епархии действовало 75 церквей и 5 молитвенных домов, число священнослужителей возросло до 123. В кон. 50-х гг. более половины новорожденных вятчан принимали крещение уже на 1-м году жизни, отпевание совершалось над 75% скончавшихся.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Тем самым, должен быть поставлен и вопрос не просто о невозможности выполнения соборных определений, а именно об отсутствии их общецерковной рецепции после их принятия. Избрание нового органа церковного управления стало возможным лишь на Архиерейском Соборе 1943 года, вслед за избранием патриарха Сергия. Священный Синод состоял из трех постоянных и трех временных членов, но при этом в формулировке его функций исчезло упоминание о совместности управления вместе с патриархом, при котором он стал теперь состоять. Естественно, не могло быть и речи о тождественности полномочий этого Синода тем, о которых говорилось в определении «О круге дел, подлежащих ведению органов Высшего Церковного Управления» от 8 декабря 1917 года. Полномочия этого Синода можно скорее сравнить с полномочиями временных синодов при патриархе Тихоне и заместителе местоблюстителя митрополите Сергии в 20-х годах. Можно также спорить о статусе Поместного Собора 1945 года, ведь основной причиной его созыва было осуществление определения Собора 1917-1918 гг. об обязательности выборов Патриарха особым избирательным собором. Неопределенность статуса такого избирательного собора стала причиной его проведения в форме Архиерейского, а не Поместного Собора при выборах патриарха в 1943 году. Конечно, невозможно говорить об исполнении на Соборе 1945 года определения «О порядке избрания Святейшего Патриарха» от 13 августа 1918 года, поскольку это избрание проходило с участием одних лишь правящих архиереев, помимо остальных делегатов — клириков и мирян. Но если рассматривать Собор 1945 года именно как Поместный (каковым он и вошёл в историю Русской Церкви), то, поскольку порядок проведения каждого такого Собора в 1917-1918 гг. определен не был, то и противоречия определениям того Собора усмотреть здесь невозможно. Кроме того, характер Собора именно как Поместного вытекает из того, что помимо своих избирательных функций, Собор 1945 года осуществил и предусмотренные для него деяния в области законодательной власти, поскольку им было принято положение «Об управлении Русской Православной Церкви» .

http://pravoslavie.ru/37254.html

11 апреля 2006 г от Екатеринбургской епархии: священника Владимира (Холодоковского; 1895 — 13 августа 1937), священника Сергия (Увицкого; 1881 — 12 марта 1932); от Казанской епархии: священника Михаила (Вотякова; 1881 — 18 июня 1931); от Московской епархии: епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 — 3 мая 1937), протоиерея Николая (Порецкого; 1865 — 27 июля 1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 — 2 августа 1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 — 31 января 1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 — 11 октября 1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944); . от Рязанской епархии: протоиерея Михаила (Викторова; 1871 — 11 апреля 1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 — 10 января 1938); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 — 19 июня 1957); от Симбирской епархии: протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 — 14 (27) сентября 1918), священника Николая (Покровского; 1864 — 18 марта 1919). 17 июля 2006 г. от Брянской епархии: протоиерея Варлаама (Попова; 1880 — 8 декабря 1937), священника Стефана (Грачева; 1886 — 7 февраля 1938); от Московской епархии: архимандрита Родиона (Федорова; 1864 — 1933), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 — 26 декабря 1937), протоиерея Петра (Маркова; 1881 — 21 февраля 1938), священника Евгения (Исадского; 1879 — 31 января 1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 — 10 декабря 1937), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 — 8 января 1938), послушницу Марфу (Коврову; 1897 — 16 марта 1938), Матфея (Гусева; 1868 — 18 января 1938), Андрея (Трофимова; 1882 — 11 июня 1938); от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 — 26 марта 1919); от Санкт-Петербургской епархии: монахиню Марию (Леляновой; 1874 — 17 апреля 1932); от Саранской епархии: священника Владимира (Четверина; 1874 — 2 сентября 1918). 6 октября 2006 г. от Архангельской епархии: протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии: протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии: протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина; 1879 — 27 мая 1939), протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницу Евфросинию (Тимофееву; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анну (Четверикову; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Еп. Василий (Ратмиров). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Еп. Василий (Ратмиров). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. В июле 1941 г. В. принес покаяние Местоблюстителю Патриаршего Престола митр. Сергию (Страгородскому) , был принят в общение с Церковью в епископском сане, 17 июля назначен еп. Житомирским. Факт принятия В. в сане епископа может объясняться как сложными обстоятельствами начала Великой Отечественной войны, так и тем, что В., будучи управляющим делами обновленческого синода, мог изъять свое личное дело (оно действительно исчезло) и скрыть от митр. Сергия свое отречение от сана. 27 авг. 1941 г. В. был переведен в Калинин. Во время немецко-фашистской оккупации города активно сотрудничал с советской разведкой, участвовал в операции по внедрению советских офицеров на оккупированную территорию под видом церковнослужителей. В 1942 г. возведен в сан архиепископа. В 1943 г. назначен также на Смоленскую кафедру с титулом «архиепископ Калининский и Смоленский». Принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ 8 сент. 1943 г . 4 сент. 1944 г. В. было поручено управление белорус. епархиями с титулом «архиепископ Минский и Могилёвский», с 12 февр. 1945 г. он являлся также временно управляющим Литовской и Белостокской епархиями. В марте 1945 г. был награжден правом ношения креста на клобуке. В том же году его стараниями в Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные через 2 года в ДС. Однако в целом пребывание В. на Минской кафедре было омрачено многочисленными проступками, связанными с личной непорядочностью и привычками, сохранившимися у В. от времени пребывания у обновленцев. Когда негативные моральные качества В. и его финансовые махинации привлекли внимание Свящ. Синода РПЦ и вскрылся факт его отречения от сана у обновленцев, В., дабы избежать дальнейших разбирательств, подал 30 дек. 1946 г. прошение об увольнении на покой «по болезни». 13 мая 1947 г. он был вызван в Синод для дачи объяснений относительно исчезнувших из Минской епархии крупных денежных сумм, был запрещен в священнослужении, однако выяснить местонахождение В. не удалось. Имеются свидетельства о том, что в 1947 г. он жил в г. Кунцево Московской обл. (ныне в черте Москвы) (МВД зарегистрировало факт обмена В. крупной суммы денег в Кунцеве в ходе денежной реформы 1947 г.- Опыт денежной реформы//Дуэль. 8 апр. 2003. 14 (311)). Дальнейшая судьба В. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/150737.html

Священноисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. 1945 г. 8 сент. 1943 г. Л. принял участие в Архиерейском Соборе, избравшем патриархом митр. Сергия. Был избран постоянным членом Синода РПЦ, однако из-за своей крайней занятости лечением раненых не смог исполнять эту должность. 7 февр. 1944 г. Л. был назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским, он, как и ранее, совмещал архиерейское служение с медицинской работой в госпиталях (до кон. 1944). Статьи Л. на общественно-политическую тематику с 1943 г. регулярно публиковались в «Журнале Московской Патриархии». В Тамбовской епархии в начале служения там Л. действовали 2 храма, незадолго до того возвращенные верующим. Л. активно руководил обустройством этих церквей, много проповедовал, производил священнические рукоположения, поддерживал перед местными властями ходатайства прихожан об открытии храмов; по его инициативе на Пасху в Тамбове были организованы богослужения в некоторых закрытых храмах; усилиями Л. на Тамбовщине происходило быстрое преодоление обновленческого раскола. Решительные действия нового Тамбовского архиерея вызвали недовольство Совета по делам РПЦ во главе с Г. Г. Карповым , к-рый пытался оказывать давление на Л. и через высшее церковное управление, и по линии военно-медицинского командования. 4 мая 1944 г. Карпов при встрече с патриархом Сергием ознакомил его, как отмечалось в отчете, с рядом «неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов». 10 мая он направил в Наркомат здравоохранения РСФСР служебную записку, в к-рой указывал на нарушение Л. советских законов: повесил икону в хирургическом отделении госпиталя, совершал религ. обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; присутствовал на межобластном совещании врачей в архиерейском облачении. Карпов настаивал: «Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий». Тем не менее Л. продолжал налаживать церковную жизнь в Тамбовской епархии. Всего за время управления Л. в епархии начали действовать 24 прихода, однако кафедральный Спасо-Преображенский собор в Тамбове, открытия к-рого долго добивался Л., власти Церкви так и не вернули.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010