Патриарх Сергий (Страгородский) 21 октября 2023 г. 13:00 Имейте добрую память К 80-ЛЕТИЮ ИЗБРАНИЯ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ НА АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ 1943 ГОДА Восьмого сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) . Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. PDF-bepcuя. Какова историческая канва событий? Подвергавшаяся невиданным со времен христианской древности гонениям, Русская Церковь к началу 1940-х годов находилась в крайне бедственном положении. Бесчисленное множество архиереев, священников, диаконов, монашествующих и мирян были подвергнуты репрессиям: лишены прав гражданского состояния и средств к существованию, осуждены к длительным срокам заключения в тюрьмах и лагерях, где умирали от непосильного труда и болезней, или были расстреляны. Так совершали свой путь на личную голгофу многочисленные страдальцы за веру, и первые среди них — новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века. Шло разрушение и уничтожение монастырей, храмов и святынь. Велась целенаправленная агрессивная и поразительно вульгарная по содержанию борьба за искоренение православной культуры. И в то же время жизнь Церкви «на воле», если так можно охарактеризовать общественную действительность советской эпохи того времени, продолжалась. Для этого требовалось немало мужества, решимости и мудрости. Безбожная власть, осознавая глубокую укорененность православной веры в народном сознании, проявляла коварную изобретательность, чтобы добиться разрушения Церкви руками ее собственных чад. Потому, например, на время получил презрительно-снисходительную поддержку партийной бюрократии обновленческий раскол, впоследствии засвидетельствовавший в ее глазах свою неэффективность. В условиях жесткой фильтрации и блокады информации, кажущихся невероятными для современного человека, порученцы высшего руководства стремились манипулировать уважаемыми иерархами Церкви, вводя их в заблуждение относительно реальных событий или позиции того или иного авторитетного архиерея. Иногда власть маневрировала, будучи заинтересована в развитии международных связей и повышении собственного престижа, стремилась показными уступками закамуфлировать свою антирелигиозную политику, что, правда, больше сказывалось на пропаганде, не приводя к улучшению реального положения дел.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Латвийской Православной Церкви совершена самочинная архиерейская хиротония 14.08.2023 659 В воскресенье, 13 августа, Высокопреосвященнейший Митрополит Александр в сослужении архиепископа Александра и преосвященнейшего епископа Иоанна за Божественной Литургией рукоположил архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского, сообщает пресс-служба Латвийской Православной Церкви. По окончании Божественной Литургии митрополит Александр обратился с поучением к новопоставленному епископу и вручил ему архиерейский жезл. Новый архипастырь преподал благословение многочисленным верующим, собравшимся в соборе. «80 лет Рига не знала таких событий, - отмечает пресс-служба Латвийской Православной Церкви, - несколько поколений верующих не видели такого торжества. Последний раз архиерейская хиротония в Риге была совершенна в 1943 году, когда был рукоположен Преосвященный Епископ Иоанн (Гарклавс), будущий хранитель Тихвинской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Что важно для всех нас, новый архипастырь Иоанн (Липшанс) стал первым в новейшее время Архипастырем латышом. Искренне желаем Владыке Иоанну помощи Божией в предстоящем ему высоком, многотрудном и ответственном служении, которые ему предстоит совершать на своей родной земле, среди родного ему народа. Просим всех наших прихожан молиться о новом епископе Латвийской Православной Церкви, иерархия которой пополнилась сегодня новым архиереем, что да послужит к дальнейшему укреплению нашей Святой Латвийской Церкви». «Все люди, искренне верующие и живущие в Церкви, любящие Бога и пребывающие в постоянной молитве, с большой радостью встретили это важное, доброе и необходимое событие нашей духовной церковной жизни», - отмечается в сообщении Латвийской Православной Церкви. Как справедливо напоминает в тлг-канале Центр «Хризма», Латвийская Церковь является самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, архиереи самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и Священным Синодом.

http://ruskline.ru/politnews/2023/08/14/...

Богослужение в соборе Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене 5 февраля. Справа - новонаписанная икона Александра Шмореля ЖМП 3 март 2012 /  13 февраля 2012 г. 01:00 Александр Шморель: Не забывайте Бога 4–5 февраля в Мюнхене в кафедральном соборе Русской Православной Церкви Заграницей состоялось местное прославление героя антифашистского сопротивления, основателя движения " Белая роза " Александра Шмореля. Архиерейский собор РПЦЗ еще в конце 90-х годов XX века благословил причислить Александра, казненного в застенках гестапо, к лику новомучеников и исповедников Российских. Почему же канонизация произошла только сейчас? " Думаю, что нам всем нужно было духовно дорасти до этого события " , — говорит секретарь Германской епархии протоиерей Николай Артемов. Февральская Пасха Дата канонизации Александра Шмореля была выбрана не случайно. Именно на 4–5 февраля в этом году выпадает память новомучеников и исповедников Российских, к лику которых причислен и новопрославленный святой. Уже за два часа до начала всенощного бдения в соборе новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене стали собираться участники торжеств. Раньше всех прибыли журналисты. По просьбе представителей прессы секретарь Берлинской епархии, старший священник собора протоиерей Николай Артемов продемонстрировал перед объективами камер икону новомученика, законченную буквально накануне прославления, и пояснил детали новонаписанного образа. Икона не совсем обычная. Святой изображен в стилизованном медицинском халате с красным крестом на левом рукаве, что указывает на его профессиональную принадлежность к медицине. В правой руке вместе с обязательным для мученика крестом Александр держит цветок белой розы, которая символизирует причастность Шмореля к одноименной антифашистской группе, основанной им вместе с братом и сестрой Шоль весной 1942 года. Из необычного — написание на иконе помимо имени мученика также и фамилии — Шморель. После краткого рассказа отца Николая о жизни и подвиге Александра началась подготовка к крестному ходу. В притвор храма устремились алтарники и прихожане с крестом и хоругвями, за ними выстроился хор. Царские врата распахнулись, из алтаря вышло многочисленное духовенство, и процессия с пением заупокойного " Святый Боже… " медленно двинулась на кладбище " Ам Перлахер Форст " , где покоятся останки Александра Шмореля и других членов группы " Белая роза " . В 1943 году именно здесь, вблизи кладбища, находилась тюрьма, где содержались и были обезглавлены участники сопротивления. Тогда на месте, где сейчас высится православный собор, был заброшенный пустырь. " В то время никто не мог и помыслить, что здесь будет стоять храм той Церкви, членом которой был Александр Шморель, открыто исповедовавший перед гестапо свою принадлежность к православию " , — заметил по этому поводу отец Николай.

http://e-vestnik.ru/analytics/nemetskiy_...

Архимандрит Варсонофий, в миру - Василий Григорьевич Толстухин, родился 1 января 1887 г., в городе Епифань Тульской губернии Факты его биографии говорят: " По окончании курса городского училища... пятнадцатилетним мальчиком... поступил послушником в Валаамский монастырь где с терпением и кротостью обучался монашеской жизни В 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский ...прикомандировал его к своему архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором " Правящим архиереем Финляндской и Выборгской епархии с 1905 по 1917 гг. был архиепископ Сергий (Страгородский), в будущем возглавивший Русскую церковь с 1925 г., как Блаженнейший Местоблюститель Патриаршего Престола и с 1943 г., как Святейший Патриарх. Историк пишет: " Его заботами была организована при кафедральном соборе в Выборге миссия, целью которой было распространение и утверждение православия среди карел " " В свое время о. Варсонофий был келейником в архиерейском доме архиепископа Сергия Финляндского и исполнял при нем секретарские обязанности " - узнаем из мемуарной литературы. За время, которое послушник Василий Толстухин провел, в качестве певчего в Финляндском архиерейском доме, архиепископ Сергий характеризовал его следующим образом: " ...усердно исполнял свое дело, прекрасно читал в церкви... и вообще вел себя безукоризненно хорошо " Стремление к монашеству, которым горело сердце послушника, вскоре исполнилось. Пострижение над Василием в 1911 г., в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре совершил игумен Маврикий. В сан диакона Толстухин был посвящен в этом же году - 21 ноября, рукоположение совершал архиепископ Сергий. Как раз в то самое время, когда отец Варсонофий проходил свое иноческое делание в Валаамской обители, этот славный монастырь посещал с паломничеством Иван Федченков, в монашестве Вениамин. Возможно, что уже тогда состоялось знакомство его с молодым иноком. В жизни им придется не раз встречаться. И. Федченков, по окончании Духовной академии в 1907 г., станет секретарем архиепископа Финляндского Сергия. В 1910-1911 гг., там же трудился и о. Варсонофий (Толстухин). Встречи с валаамскими подвижниками и общение с ними повлияли на выбор И. Федченковым монашеского пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

Витебск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в середине 18 века и был главным храмом монастыря тринитариев (католики) в г. Витебске. После подавления польского востания в 1830-х годах монастырь был закрыт, а храм передан православной церкви. В советские годы храм был закрыт, а из прилегающих к храму помещений было сделано СИЗО (тюрьма). В 1989 году храм был возвращен правосланой церкви в разрушенном состоянии. К середине 90-х храм был полностью востановлен. Храму был присвоен статус собора, а немного позже он стал кафедральным собором. Здесь находится кафедра епископа Витебского и Оршанского Димитрия. При востановлени храма были сделаны серьезные изменения во внешнем облике храма: добавлен ложный купол над центральным нефом, скруглен центральный фронтон над входом (раньше он был треугольный) и добавлены дополнительные ярусы на боковых колокольнях. Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 г. В 1858 г. храм перестраивается. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция была завершена в 1865 г. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале XX века (к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г.), в результате чего был возведен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровская церковь была открыта во время Великой Отечественной войны - в 1941 г. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): “...народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...”. В августе 1941 г. из местного антирелигиозного музея в храм перенесена великая святыня - мощи прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 г., откуда после торжественно отслуженной литургии с молебном прп. Евфросинии были поездом доставлены в Полоцкую Софию, затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) женский монастырь. Во время войны здание Свято-Покровской церкви пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях.

http://sobory.ru/article/?object=03721

Закрыть itemscope itemtype="" > Единодушие важнее единомыслия Русская Церковь всегда мыслила себя как одно тело 16.09.2009 753 Время на чтение 16 минут 29 марта 1943 г. в Париже в русской семье родился будущий епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (РПЦЗ), который 15 лет представлял в России Архиерейский синод Русской Православной Церкви за рубежом как епископ Бостонский - викарный епископ Восточноамериканской епархии. 13 декабря 2008 г. владыка Михаил стал одним из десяти лауреатов авторитетной общественной награды - Международной премии Андрея Первозванного " За Веру и Верность " , которой он удостоен " за большой личный вклад в воссоединение Русской Православной Церкви и укрепление единства русского народа " . С 25 июля 2004 г. по 28 февраля 2005 г., сопровождая мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, он посетил 71 епархию Русской Православной Церкви в России (от западных ее рубежей до побережья Тихого океана), Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Азербайджане, в странах Балтии. В мае 2006 г. решением Архиерейского собора епископ Михаил был назначен на освободившуюся после увольнения на покой епископа Амвросия Женевскую и Западноевропейскую кафедру, а 13 мая 2008 г. на Архиерейском соборе РПЦЗ он был избран запасным членом Архиерейского синода РПЦЗ. - Владыка, я не понаслышке знаю, сколь большой вклад вы внесли в то, чтобы 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и Московского Патриархата. В этот знаменательный день я впервые исповедовалась не у русского, а у английского священника, а причаститься по воле Божьей довелось именно у вас. - Во время поездок с мощами святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары по епархиям Русской Православной Церкви я молился в алтаре вместе со всеми священнослужителями храмов, и некоторые архиереи предлагали мне облачиться и сослужить, но приходилось уклоняться от этого, так как не был еще подписан акт о единстве Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Совещание глав и представителей автокефальных Православных Церквей 1948 года ЖМП 7 июль 2018 /  6 июля 2018 г. 13:15 Нельзя отпугивать Церковь от государства О совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей 1948 года 70 лет назад произошло знаменательное событие в истории вселенского Православия. В июле 1948 года Русская Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии, и в программу юбилейных торжеств было включено проведение Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей. Путь к нему открыт был после победоносного завершения Великой Отечественной войны. Заметные перемены к лучшему в положении Православной Церкви, имевшие место начиная с 1943 года, когда после встречи трех митрополитов в Кремле с Иосифом Сталиным на Архиерейском Соборе был избран Святейший Патриарх Сергий, преодоление внутренних расколов способствовали росту авторитета Русской Церкви в православном мире. Московская Пат­риархия тогда предприняла шаги к консолидации вселенского Православия, к преодолению осложнений во взаимоотношениях между Поместными Церквами. В этой связи достаточно упомянуть хотя бы наше успешное посредничество в нормализации статуса Болгарской Церкви, которая три четверти века находилась под отлучением со стороны Константинопольской Патриархии. Впервые на Ближний Восток В этом контексте особое значение имела поездка делегации Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием I по странам Ближнего Востока: 22 мая 1945 года впервые за всю историю России Патриарх Московский отправился в паломничество на Святую землю. Среди лиц, сопровождавших Патриарха в этой поездке, были митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), архиепископ Тульский Виталий (Введенский), протопресвитер Николай Колчицкий. Пат­риарх Алексий поклонился святыням Иерусалима и его окрестностей, побывал на Масличной горе в Гефсимании. Из Палестины русская церковная делегация направилась на Кипр, где состоялась первая встреча Святейшего Патриарха Алексия с Пат­риархом Александрийским Христо­фором. Во время поездки по Ближнему Востоку Патриарх Алексий посетил Александрию, Бейрут и Дамаск, побеседовал с Патриархом Антиохийским Александром III, выпускником Киевской духовной академии, прекрасно знавшим русский язык. После поездки Алексия I и возглавляемой им паломнической делегации на Ближний Восток у Русской Православной Церкви установились особенно теплые и братские отношения с Антиохийским Патриархатом. Из Сирии Патриарх Алексий I возвратился в Москву, а сопровождавший его митрополит Николай вместе с протопресвитером Николаем Колчицким отправились в Англию.

http://e-vestnik.ru/analytics/70_let_sov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Толстопятов) (Толстопятов Анатолий Михайлович; 4.11.1878, Москва - 26.09.1945, Молотов; совр. Пермь), архиеп. Молотовский и Соликамский. Род. в семье профессора Московского ун-та. Учился в 5-й с.-петербургской гимназии, в 1901 г. окончил Кронштадтское морское инженерное уч-ще, С.-Петербургскую консерваторию, в 1911 г.- Михайловскую артиллерийскую академию в Москве в чине старшего лейтенанта Морского ведомства. Преподавал в Морском корпусе. Участник русско-япон. войны, капитан II ранга, плавал на судах «Якут», «Пересвет», «Диана», «Петр Великий». В одном из боев попал в плен, чему посвятил книгу «В плену у японцев». Окончил Петроградский Богословский институт , в 1920 г. рукоположен во священника, служил настоятелем храма при Петроградской консерватории. В 1922 г. был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к 3 годам заключения, освобожден досрочно. В 1923 г. пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В 1924 г. вновь арестован и ОСО при коллегии ОГПУ приговорен к 2 годам заключения в СЛОН. После освобождения в 1926 г. находился в ссылке в Н. Новгороде. В эти годы написал исследования «Научное обоснование библейского сказания о сотворении мира», «Схема истории Вселенских Соборов», «История раскола в Русской Церкви» и др. Рукописи не публиковались и были изъяты при аресте в 1936 г. В авг. 1928 г. еп. Павлином (Крошечкиным) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Никольской ц. на Слудской горе в Перми. 15 февр. 1930 г. снова арестован и обвинен в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. ОСО при коллегии ОГПУ от 15 мая 1931 г. приговорен к 3 годам заключения в Беломоро-Балтийском ИТЛ. После досрочного освобождения проживал в Москве. 21 авг. 1933 г. митр. Сергием (Страгородским) А. был хиротонисан во епископа Алма-Атинского. Сурово обличал обновленцев (см. Обновленчество ) и священнослужителей, отрекшихся от Церкви. В 1936 г. был арестован и приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. Освобожден летом (?) 1943 г., в сентябре назначен еп. Молотовским (Пермским). Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г. , избравшем митр. Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. 22 февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа. За 2 года управления Пермской епархией А. добился открытия 38 храмов, в т. ч. кафедрального Свято-Троицкого собора. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1945 г.

http://pravenc.ru/text/64288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Сергеев Виктор Михайлович; 15.01.1899, Московская губ.- 6.04.1968, Москва), архиеп. Алма-Атинский и Казахстанский. В 1919 г. окончил архитектурное отд-ние Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества, в 1923 г. поступил послушником в Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Зосимову пустынь Владимирской епархии. В 1924 г. еп. Серпуховским Варфоломеем (Ремовым) рукоположен во диакона (целибатом) и в том же году переведен в Высокопетровский московский монастырь . В 1925 г. еп. Варфоломеем пострижен в монашество с именем А., 16 янв. 1927 г. тем же архиереем рукоположен во иеромонаха, в 1932 г. возведен в сан архимандрита. 18 мая 1935 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии. 20 мая в московском храме Рождества Пресв. Богородицы в Путинках состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. Сергий. В 1936 г. А. был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, 5 авг. 1937 г. епископом Вологодским, но от назначения отказался. С 16 авг. 1937 г. епископ Егорьевский, викарий Московской епархии, с 1 сент. 1937 г. епископ Ивановский. В 1938 г. уклонился в раскол, в 1939 г. был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду. Акт запрещения подписали митр. Московский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский) , архиеп. Семипалатинский Палладий (Шерстенников). В дек. 1940 г. А. принес покаяние и был назначен епископом Тульским и Одоевским, с 1941 г. архиепископом Кишиневским и Бессарабским. Когда в 1941 г. Бессарабия и Румыния были оккупированы фашистскими войсками, А. был эвакуирован с назначением архиепископом Уфимским и Мензелинским, затем последовательно Орловским и Севским, Тамбовским и Мичуринским; с сент. 1942 г. архиепископ Рязанский и Шацкий. 11 июля 1943 г. А. был назначен временно управляющим Калужской и Тульской епархией. С 1 мая 1944 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г.

http://pravenc.ru/text/64684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУКАШИН Вукашин (Мандрап; кон. XIX в., с. Клепац, Герцеговина - янв. 1943 г., Ясеновац), серб. нмч. (16 мая). Детство провел в с. Клепац, затем жил в Сараеве. В 1941 г., когда усташское Независимое гос-во Хорватия во главе с А. Павеличем стало проводить политику геноцида правосл. сербов, В. вернулся в родное село. Хорват. усташи убили всех членов семьи В., а его вместе с др. сербами отправили в концлагерь Ясеновац. Перед расправой палачи заключили между собой пари, кто больше убьет за ночь сербов. Усташ, загубивший ок. тысячи человек, увидев спокойный взгляд старца, поставил В. перед свежевырытой ямой, в к-рую сбрасывали еще живых людей, и приказал выкрикнуть: «Да здравствует Павелич!» В. не сделал этого и после того, как ему отрезали уши и нос. На угрозу выколоть глаза и вырезать сердце В. спокойно ответил: «Дитя, делай свое дело!» Тогда убийца расправился с ним и тело спихнул в яму. Впосл. палач сошел с ума, в больнице его рассказ записал доктор Н. Зец. Архиерейский Собор СПЦ 22 мая 1998 г. принял решение о канонизации В., к-рая состоялась 22 мая 2000 г. в храме-памятнике св. Саввы на Врачаре в Белграде. Определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. В. внесен в диптихи Русской Церкви. В. изображен на фресках мон-ря арх. Гавриила в Белграде, в Иоанновском ските мон-ря Острог , на иконе святых Захумско-Герцеговинской епархии СПЦ, написанной к празднованию ее 780-летия. Лит.: Hobonpocujabшu у 1998. 751. С. 1-3; Нови свештеномученици и мученици Православне Цркве npocujabшu у правосл. српском народу. 2000. С. 35-43, 59-63; Слава и боль Сербии: О сербских новомучениках. М., 2002. С. 39-45. Мон. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/160997.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010