После оккупации в 1940 г. Парижа нем. войсками при Покровском храме на ул. Лурмель был организован «Комитет помощи заключенным», к-рый отправлял продовольственные посылки в лагерь в Компьене для задержанных русских. После того как на оккупированной территории усилились преследования евреев и свидетельство о крещении стало для них «охранной грамотой», К. стал выдавать такие документы. По воспоминаниям очевидца событий, объясняя это, К. говорил, что Сам Христос поступил бы таким же образом при такой нужде. Всего спасавшимся от преследований было выдано ок. 80 свидетельств о принадлежности к лурмельскому приходу. С 1942 г. благотворительный центр на ул. Лурмель предоставлял убежище для скрывавшихся от гестапо, гл. обр. для жен и детей уже арестованных евреев. Сам К. уступил свою комнату при храме евр. семейству. 9 февр. 1943 г. К. был вызван в парижское гестапо. В ходе допроса ему предложили сохранить свободу при условии отказа от помощи преследуемым евреям. На это священник ответил твердым отказом. Вместе с К. были также арестованы мон. Мария, ее сын иподиак. Георгий Скобцов, сотрудники «Православного дела» Юрий Казачкин, Федор Пьянов, Анатолий Васковский и др. Арестованных поместили в тюрьму в Романвиле близ Парижа, а 27 апр. того же года направили в лагерь в Компьене. В лагерном бараке К. устроил подобие храма, после передачи антиминса там появилась возможность совершать богослужения. К. также организовал для заключенных кружок по изучению Свящ. Писания. В заключении он продолжал поддерживать через переписку духовных детей, внимательно следил за событиями церковной жизни. В письме к митр. Евлогию от 18 сент. 1943 г. сообщал, что с радостью узнал о состоявшемся избрании патриарха Русской Церкви (речь шла об Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 8 сент. 1943 г. , избравшем митр. Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси) и спрашивал о том, как это отразится на зарубежной церковной жизни. Также К. информировал митр. Евлогия о жизни рус. правосл. общины в Компьенском лагере.

http://pravenc.ru/text/1841307.html

После кончины святителя Тихона 12 апреля 1925 г. состоялось Архиерейское совещание 60-ти епископов, прибывших на погребение почившего Патриарха. На этом совещании было вскрыто и оглашено завещание почившего Первоиерарха, составленное на случай невозможности предусмотренного определением Поместного Собора «О порядке избрания Святейшего Патриарха» созыва Собора для избрания Первосвятителя. Согласно этому завещанию обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на третьего в списке кандидатов священномученика митрополита Петра Полянского, ввиду того что два первых кандидата, святые митрополиты Кирилл и Агафангел, находились в ссылке. После частичной нормализации церковно-государственных отношений, 8 сентября 1943 г. в Москве состоялся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Изменение титула Патриарха (ранее было «Московский и всея России») связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российской — Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны — РСФСР, а слово «Русь» обозначает также Украину и Белоруссию — иными словами, большую часть канонической территории нашей поместной Церкви. На Архиерейском Соборе был также образован Священный Синод при Патриархе. Святейший Патриарх Сергий почил в 1943 г. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). 21–23 ноября 1944 г. состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовало уже 50 епископов. Задачей Собора была подготовка к созыву Поместного Собора для избрания Патриарха. 31 января 1945 г. в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян своих епархий. Среди почётных гостей на Соборе присутствовали Патриархи Александрийский — Христофор, Антиохийский — Александр III, Грузинский — Каллистрат, представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника. Право голоса имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от имени клириков и мирян своих епархий, что вполне соответствовало духу святых канонов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

http://bogoslov.ru/article/6174896

1899 г. – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 1899 г. – инспектор Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1901 г. – ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктор богословия. 1901 г., 25 февраля – хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге во епископа Ямбургского. 1905–1917 гг. – епископ Финляндский и Выборгский. 1905 г. – архиепископ. 1917 г„ 28 ноября (11 декабря) – утверждён в должности Владимирского и Шуйского епархиального архиерея (по избранию), возведён в сан митрополита. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1922–1924 гг. – в обновленческом расколе; принят по покаянии в старом соборе Донского монастыря Святейшим Патриархом Тихоном и другими иерархами в лоно Православной Русской Церкви. Член Св. Синода. 1924–1934 гг. – архиепископ Нижегородский и Арзамасский. 1925–1926 гг. – Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 1926 г., 8 декабря-1927 г., 12 апреля – в заключении. 1927–1937 гг. – Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 1937–1943 гг. – Патриарший Местоблюститель. 1934–1943 гг. – Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский. 1943–1944 гг. – Патриарх Московский и всея Руси. 1944 г., 15 мая – скончался в Москве. СЕРГИЙ (Шеин Василий Павлович), архимандрит. 1866 г. – родился в д. Колпна Новосельского уезда Тульской губ. 1893 г. – окончил училище правоведения. Занимал важные государственные должности. 1913 г. – член Четвертой Государственной Думы. 1917–1918 гг. – член и секретарь Собора Российской Православной Церкви. Принимал участие в настоловании Святейшего Патриарха Тихона, выступил с приветственной речью. 1920 г., 12 сентября – принял монашество. Вскоре после этого – настоятель Троицкого подворья в Петрограде. 1922 г. – арестован. Был судим по делу об изъятии церковных ценностей вместе с митрополитом Петроградским Вениамином, 1922 г., в ночь с 12 на 13 августа – расстрелян вместе с митрополитом Вениамином. 1992 г., 5 апреля – Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1941–1942 Образование автокефалий на оккупированных территориях: Белорусской автокефальной митрополии (возглавлена Филофеем (Нарко)) и Украинской автокефальной церкви (возглавлена епископом Поликарпом (Сикорским)). На Соборе архиереев в Ульяновске 22 марта 1942 г. епископ Поликарп лишается сана и запрещается в священнослужении. 1941.19.10 Патриархия эвакуируется в Ульяновск. 1941.22.6 Послание к пастве митр. Сергия с призывом встать на защиту Отечества. Изменение религиозной политики Советского государства. Открываются закрытые в 30х гг. приходы. Многие оставшиеся в живых священники возвращаются из лагерей. Возобновляются архиерейские хиротонии. Прекращает существование “Союз воинствующих безбожников”. 1942.26.5 С согласия германского правительства образуется Средне-европейский митрополичий округ, состоящий из церквей Германии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии и части оккупированных западных территорий СССР (Орловская, Смоленская и Белостокско-Гродненская епархии), митрополитом которого был назначен православный немец Серафим (Лядэ). 1942.30.12 Обращение митр. Сергия к пастве с призывом собрать средства на создание танковой колонны им. Димитрия Донского. Работа Церкви по устроению канонически нормальной жизни в областях, пострадавших от оккупации. Переговоры лжеепископа Звенигородского Сергия (Ларина) с Киевским митрополитом Николаем об условиях воссоединения обновленцев с Церковью. Патриарх Сергий устанавливает правила для воссоединения с Церковью кающихся обновленцев. Ряд видных обновленцев приносят покаяние и присоединяются к Церкви. Полный крах обновленческого раскола. Воссоединение с Церковью ряда священнослужителей из григорианского раскола. 1943.19.9 Интронизация Патриарха Сергия в кафедральном Богоявленском соборе. 1943.31.10 Восстановление канонического общения между Русской и Грузинской Православными Церквями. 1943.4.9 Встреча в Кремле И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Церкви разрешено открывать храмы и духовные учебные заведения, избрать Патриарха. Возобновлено издание “Журнала Московской Патриархии”.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Отец Н. Чуков был освобожден 30 ноября 1923 г., настоятелем Николо-Богоявленского собора он служил в марте 1924 — марте 1935 гг. (с небольшим перерывом в 1930-1932 гг.), номинально оставаясь также настоятелем захваченного обновленцами Казанского собора. Затем протоиерей оказался выслан в Саратов, там овдовел, не служил, писал труд «Мои воспоминания». В декабре 1941 г. митрополит Сергий (Страгородский) предложил ему стать епископом, но по условиям того времени о. Николаю пришлось отказаться. После определенной нормализации церковно-государственных отношений он принял повторное предложение, 13 октября 1942 г. был пострижен в мантию с именем Григорий и 14 октября в Ульяновске хиротонисан во епископа Саратовского, а 15 октября возведен в сан архиепископа. Помимо Саратовской в 1942-1943 гг. Владыка временно управлял Астраханской, в 1942 – 15 мая 1944 г. – Сталинградской и в сентябре 1943  - январе 1944 г. Тамбовской епархиями. В сентябре 1943 г. он участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем митрополита Сергия Патриархом и стал ближайшим помощником Первосвятителя, который осенью 1943 г. поручил ему разработку проекта учреждения Богословских школ в Русской Православной Церкви. С 26 мая 1944 г. Владыка Григорий – архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями, а с конца 1944 г. также и Олонецкой епархией. В январе - феврале 1945 г. архиепископ участвовал в Поместном Соборе, избравшим Патриархом митрополита Алексия (Симанского). В марте 1945 г. он совершил поездку в освобожденные от оккупации Рижскую и Таллинскую епархии для выяснения состояния церковных дел и нормализации их, в связи  с чем был назначен временно управляющим и этими епархиями. В апреле 1945 г. Владыка Григорий возглавлял делегацию Московской Патриархии в Болгарии, посланную для возобновления канонического общения с Болгарской Православной Церковью. В 1945 г. он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» и 7 сентября 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода с временным оставлением управления Псковской и Олонецкой епархиями. В сентябре 1945 г. Владыка посетил Финляндию, после чего взял на себя управление русскими православными общинами и монастырями в этой стране.

http://bogoslov.ru/article/2518081

8 Сентября 1943 г. состоялся Архиерейский Собор. В нём приняло участие всего лишь 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы – Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов) , Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Голицын), Можайский Варфоломей (Городцев), Калининский Василий (Ратмиров), Сарагульский Иоанн (Братолюбов), епископы Калужский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Молотовский Александр (Толстопятов) и Ульяновский Димитрий (Градов). Некоторые из них были только что освобождены из лагерей и ссылок. Главной первоочередной задачей Собора являлось избрание Патриарха. По предложению митрополита Алексия, главой Русской Православной Церкви был избран Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. Кроме того, Собор избрал Священный Синод Русской Православной Церкви, куда вошли митрополиты Ленинградский Алексий и Киевский Николай, архиепископы Куйбышевский Алексий, Горьковский Сергий, Красноярский Лука, Ярославский Иоанн. 19 Сентября состоялась интронизация Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. Архиерейский Собор 1943 г. по своему составу и представительству существенно отличался от Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 г.г., избравшего Патриархом митрополита Московского Тихона. На этот раз кандидат в Патриархи был всего один. Избирали его только 19 уцелевших от репрессий архиереев, а не многочисленный Собор. Время уже было другое, и потерянное, разрушенное не могло восстановиться в одночасье. В Сентябре 1943 г. возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии». Редактором стал Патриарх Сергий, а в редакционную комиссию вошли митрополиты Московский Алексий, Киевский Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Между тем, война продолжалась, и ее исход становился всё более очевидным. Можно по-разному относиться к многочисленным свидетельствам, к сожалению, не собранным в своё время и ныне дошедшим до нас в качестве полулегенд о Божьей помощи советским войскам во время сражений. Свидетельств этих было столь много и они распространялись столь широко, что сверхъестественные явления в конце концов были вынуждены признать и советские ученые, списав их, правда, на инопланетян. В 1970–80-е г.г. в лекциях и статьях об НЛО, публиковавшихся в советских изданиях, приводились рассказы очевидцев-фронтовиков о странных случаях, когда противник по непонятным причинам оказывался буквально парализованным. Надо ли говорить, что верующие объясняли эти явления иначе, чем уфологи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вениамина (Федченкова) , пострижен в монашество (28.3.1930), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), иеродиакон (30.3.1930), иеромонах (25.5.1930), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель церкви Христа Спасителя в г. Виши (10.11.19309.3.1931), откололся от митр. Евлогия и вместе с еп. Вениамином выбрал юрисдикцию МП, за что и был уволен из клира епархии митр. Евлогия (9.3.1931), помощник настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже (14.3.193112.3.1934), настоятель Трехсвятительского подворья в Париже (12.3.19341936), обслуживал также приход МП в Ницце, уехал в США по приглашению митр. Вениамина (1936), помощник настоятеля Св.-Николаевского собора в Нью-Йорке (19361943), игумен (1937), настоятель Св.-Георгиевского собора в Чикаго (1943), архимандрит (5.12.1943), епископ Аргентинский (12.12.1943), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Вениамин в Нью-Йорке, епископ Сан-Францисский (19521956), уволен на покой с местопребыванием в Гербовецком монастыре в Молдавии, а затем в Псково-Печерском монастыре. Архив: Послужный список о. Феодора (Текучева) (19301931). АЕУА. Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Евлогий, митр. Путь моей жизни Памяти еп. Феодора (Текучева). ЖМП. 1985. 8. Феодора ( Тунковская Нина Николаевна, в замужестве Львова; 1893, Хабаровск Приморск. губ. – 3.1.1977, Провемон, Франция), игуменья. Из семьи дворянства. Окончила женскую гимназию и Высшие женские курсы в Киеве, во время 1-й мировой войны служила сестрой милосердия, овдовела (1919), эмигрировала в Белград, поступила в Леснинский монастырь в Хопове (1928), пострижена в монашество, настоятельница монастыря (1949), уехала с общиной из Белграда (1950) и поселилась сперва в Фуркьё иод Версалем, а затем в Провемоне (с 1967), игуменья (1950), перед смертью приняла схиму. Лит.: Кончина настоятельницы Леснинской обители. SOP. 1977. 15 Маевский В.А. Лесна – Хопово – Фуркьё. М., 1962 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разве не правда, что до сих пор есть церковные деятели, которым кажется, что нельзя порвать с прежним режимом, не порывая с православием, которые вместе с верою приносят в Церковь политику и навлекают подозрение власти на всех церковных деятелей вообще? " Приведенные факты не дают полной картины жизни Миссии. Ведь создавалась она под эгидой оккупационных властей, так что священство обязано было как-то реагировать и на распоряжения немецкого командования. Вот одно из них: " В день Св. Троицы германское командование объявило торжество передачи земли в полную собственность крестьянства, а посему предлагается Управлению Миссии: 1) Дать циркулярное распоряжение всему подведомственному духовенству (особенно гг. Пскова, Острова, Луги) специально в проповедях отметить важность сего мероприятия. 2) В Духов День в Соборе, после Литургии, совершить торжественный молебен с участием всего духовенства г. Пскова, предварив молебство же приличествующим словом. Митрополит Сергий [Воскресенский] 8 июля 1943, 699. Псков " . Крупные осложнения с оккупационными властями начались у Экзарха осенью 1943 года: немцы настаивали на непризнании каноничности избрания Архиерейским Собором в Москве в сентябре 1943 года Сергия (Страгородского) Патриархом. Митрополит Сергий (Воскресенский) считал, что выборы проведены по всем канонам, и всячески затягивал свое публичное выступление по этому вопросу, вызывая недовольство немцев. Но оккупационные власти хотели провести по этому вопросу конференцию в Риге, которой должны были присутствовать представители православного духовенства оккупированных областей СССР. И председательствовать должен был Экзарх Сергий. Рижское гестапо занялось выяснением настроений митрополита. И нашли такое: в одном из своих заявлений на имя рейхскомиссара " Остланд " митрополит Сергий (Воскресенский) неосторожно написал, что " православный епископ и теперь желает падения Советов, но, возможно и даже определенно, свои надежды больше не связывает с победой немцев " . Могли ли немцы простить эти слова? Последовал новый нажим на Экзарха. Оккупационные власти настаивали на проведении конференции с обязательной резолюцией против Патриарха. Но Экзарх в проекте резолюции не назвал даже имя Первосвятителя, не говоря уже об отмежевании от Московской Патриархии.

http://pravoslavie.ru/5209.html

Проходил также по следственному делу монахов – иеромонаха Пахомия (Русина) , иеромонаха Макария (Ермоленко) – бывшего насельника Оптиной пустыни, инокинь Татианы (Халиной) и Александры (Нагибиной) , живших до 1936 года в алма-атинских горах. В период служения в Алма-Ате владыка не раз совершал путешествия в горы, посещая тайные скиты. Беседуя с местными пустынниками, он высказывал желание остаться в горах и вести пустынный образ жизни. В процессе следствия владыке и монахам-пустынникам постоянно пытались инкриминировать разведдеятельность в алма-атинских горах и связь с зарубежьем. Еп. Александр был приговорен к трем годам заключения в ИТЛ, отбывал срок в Ухтинлаге . Освобожден в марте 1939 года. По благословению митрополита Сергия епископ Александр в течение пяти лет находился на покое в Сарапуле , работая инженером на одном из предприятий города. Здоровье было серьезно подорвано лагерной жизнью; запущенная сердечная болезнь (миокардит) с каждым годом все более давала о себе знать. Одна из характеристик владыки сарапульского периода жизни, сохранившаяся в его следственном деле: «Епископ Александр... наказание отбыл. По убеждениям монархист, профашистски настроен... Связь с Сергием поддерживает». На Пермской кафедре 7 сентября 1943 г. назначен на Молотовскую (Пермскую) кафедру . Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г. , избравшем митр. Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. В начале октября 1943 года прибыл в Молотов ( Пермь ). Город был ему знаком по ссылке 1929–1931 годов. С тех пор здесь многое изменилось. Никольский храм, где он служил, закрыли, и в нем была устроена мастерская по пошиву обмундирования. В городе богослужения проводились только в одной церкви – Всех святых – на кладбище. А всего в то время в епархии действовало только девять церквей. Поэтому важнейшим вопросом для архипастыря стало открытие новых приходов. В 1944 году от граждан Молотовской области поступило 316 заявлений с просьбой об открытии храмов, но удалось открыть всего 38. Власти всячески препятствовали созданию приходов, находили самые разные предлоги для отклонения прошений. Долго пришлось хлопотать об открытии в Перми кафедрального Троицкого собора . Храм был закрыт еще в 1932 году и отдан под склад тяжелых орудий. 28 февраля 1944 года было получено разрешение на передачу церковного здания.

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

Северо-Американская митрополия владыки Феофила (Пашковского) включала в себя немалую часть православных Северной Америки. В 1945 году в составе митрополии насчитывалось около 300 приходов и 300 тысяч прихожан . Согласно официальной статистике, в Северной Америке в 1943 году насчитывалось свыше 5 миллионов верующих православного исповедания , 25 епископов и 1500 православных священников. В духовных православных семинариях Нью-Йорка и других городов обучалось около 155 студентов . Военное время породило необходимость в православных капелланах, что привело к созданию в 1942 году Федеративного Греко-Кафолического Православного Ведомства Америки («Федерация православных церквей»). Это было необходимо для обоснования перед Пентагоном существования православных в Америке как деноминационной общности . В Федерацию входили представители Сирийской, Русской, Сербской, Украинской, Карпато-Русской и Румынской Православных Церквей . Секретарем-юрисконсультом (канцлером) Федерации состоял адвокат Джордж Филлис. Президентом был избран греческий архиепископ Афинагор (Спиру), будущий Вселенский Патриарх. Русскую Православную Церковь в этой организации представлял экзарх Московской Патриархии в Америке митрополит Вениамин (Федченков). Определенную поддержку в создании и существовании Федерации православных церквей оказали представители американской Епископальной церкви (протестанты) . Поскольку в Федерацию не были приглашены представители от Северо-Американской митрополии, то на своем архиерейском соборе 27-28 октября 1943 года епископы митрополии постановили объявить «сию Федерацию», «организованную некими православными архиереями в Америке», «неканоничной и созданной во вред нашей Русской Православной Церкви в Америке; а посему воздерживаться от молитвенного общения с сей Федерацией» . Вскоре от Федерации отошел и сербский епископ Дионисий (Миливоевич) «по причине опасения «засилия» греков». «Кажется, тут за кулисами скрывается нечто еще и политическое», – не без оснований полагал митрополит Вениамин .

http://bogoslov.ru/article/2934653

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010