В Швейцарии прошел епархиальный съезд Русской Зарубежной Церкви Вевэ, 17 ноября 2005 г . С субботы 29 октября по понедельник 31 октября 2005 г . в городе Вевэ (Швейцария) проходил XVII епархиальный съезд Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. В нем приняли участие Преосвященные епископы Вевейский Амвросий и Штуттгартский Агапит, все клирики епархии (за исключением тех, кто был задержан своими пастырскими обязанностями), игуменья Свято-Богородицкого Леснинского монастыря Макрина, прибывшая в сопровождении монахини Евфросинии, а также представители мирян от всех приходов, сообщается на официальной странице Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей . Съезд начался с молебна, отслуженного в храме святой великомученицы Варвары протоиереем Павлом Цветковым при протодиаконах Петре Фигурек и Михаиле Верна. Работа съезда проходила в расположенном поблизости от храма зале и была главным образом посвящена диалогу между Русской Церковью Заграницей и Московским Патриархатом. В докладе, озаглавленном «Исполнить призвание нашей Церкви», Преосвященный епископ Амвросий, напомнив смысл указа святителя Тихона, патриарха Московского, рассмотрел темы переговоров исходя из перечня разногласий, изложенных Архиерейским Собором Зарубежной Церкви в 1987 году. Среди вопросов, еще полностью удовлетворительно не решенных, значатся проблема отношений Церкви и государства и проблема экуменизма. В отношении последнего Владыка Амвросий напомнил, что совещание Автокефальных Православных Церквей, проходившее в Москве в 1948 г ., осудило это движение « превосходно обоснованными богословскими доказательствами ». И если с 1961 г . Московский Патриархат под давлением Советского правительства вступил на путь экуменизма, следовало, тем не менее, заметить, что его « межрелигиозная деятельность за эти последние годы постепенно сократилась». Однако, Патриархат остался членом ВСЦ, в то время как Грузинская и Болгарская Церкви оттуда вышли. Поэтому мы, как отметил владыка Амвросий, «в феврале будущего года с любопытством станем следить за Генеральной ассамблеей ВСЦ». В докладе также были затронуты основные принципы предложений Московского Патриархата об автономии, которой могла бы пользоваться в его рамках Русская Православная Церковь Заграницей. В заключении епископ Амвросий подчеркнул, что «шаги навстречу Церкви в России означают совместную работу для восстановления полноты Русской Церкви».

http://pravoslavie.ru/15191.html

В шестую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия 1 февраля 2015 г. 17:07 1 февраля 2015 года, в Неделю о мытаре и фарисее, шестую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла к богослужению после реставрации была принесена  Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» . Чудотворный образ будет находиться в Храме Христа Спасителя, где будет доступен для поклонения верующих, до 10 февраля, а затем будет перенесен в Успенский кафедральный собор города Смоленска, в котором он пребывал с начала XVII beka. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили:  митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , первоиерарх  Русской Зарубежной Церкви ;  митрополит Рижский и всея Латвии Александр ; иерархи, прибывшие на Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. Его Святейшеству сослужили также представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси:  митрополит Киринский Афанасий  ( Александрийская Православная Церковь );  митрополит Филиппопольский Нифон  ( Антиохийская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний  ( Сербская Православная Церковь ); архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь );  архимандрит Феоктист (Димитров)  ( Болгарская Православная Церковь );  архимандрит Серафим (Шемятовский)  ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ).

http://patriarchia.ru/db/text/3977053.ht...

Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений февраля 2015 Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. 1. Настоящее Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений (далее - Положение) регулирует отношения в области распределения выпускников центральных учебных заведений, а именно Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского богословского института, а также духовных семинарий города Москвы (далее - выпускники), на период проведения эксперимента по новой системе заполнения вакансий в епархиях Русской Православной Церкви. Положение распространяется на всех выпускников, в том числе на тех, которые в период своего обучения рукополагаются. В том случае, если обучающийся был рукоположен во время своего обучения, он направляется на служение на общих основаниях, представленных в данном Положении. Положение не распространяется на учащихся, обучающихся по заочной форме. 2. Решение о распределении выпускников принимается комиссией, количество, состав и председателя которой, по представлению управляющего делами Московской Патриархии и председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, утверждает Патриарх Московский и всея Руси из числа сотрудников Управления делами Московской Патриархии, Учебного комитета Русской Православной Церкви и иных лиц (далее - комиссия). 3. Для эффективного распределения выпускников Комиссия осуществляет сбор информации о кадрах, цель которого - определение потенциальных " епархий-доноров " и епархий, испытывающих кадровый дефицит. К 1 марта каждого года на основании запросов из епархий, испытывающих кадровый дефицит, формируется единый кадровый запрос. Отдельно выделяется запрос на преподавательские кадры, особенно в духовные учебные заведения Дальнего Востока и Восточной Сибири. Данные о конкретных вакансиях в срок до 15 марта комиссия доводит до сведения ректоров духовных учебных заведений, а через них - до сведения учащихся.

http://mitropolia.spb.ru/docs/vremennoe-...

Вступительное слово на епархиальном совете июня 2015 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  на епархиальном совете  (22 июня 2015 г.) Ваши Высокопреподобия и Преподобия,  члены епархиального совета, отцы благочинные!  Сердечно приветствую вас на очередном заседании епархиального совета, который традиционно проходит у нас в расширенном составе - сегодня с участием руководителей профильных отделов.  Согласно повестке дня, мы подведем итоги деятельности епархиальных отделов за первое полугодие текущего года, рассмотрев вопросы реализации постановлений Архиерейского Совещания, прошедшего в феврале месяце, а также исполнения решений Священного Синода и циркуляров Московской Патриархии. Затем обсудим планы работы на второе полугодие с учетом тех замечаний и пожеланий, которые будут высказаны в ходе работы Совета.  Милостью Божией служение Церкви в современную эпоху уже давно не ограничивается стенами храма, но выходит далеко за их пределы. Пастырская, духовно-просветительская, образовательная, миссионерская, молодежная, издательская, информационная, социальная и иная деятельность стали в хорошем смысле рутинной работой нашей повседневной жизни. Каждым из упомянутых направлений как на общецерковном, так и на епархиальном уровне занимаются по мере сил и возможностей созданные профильные отделы и комиссии.  В нашей Санкт-Петербургской епархии всего 13 отделов, 3 комиссии, 1 совет. Хочу сказать, что, несмотря на большую работу, проводимую нашими учреждениями, будет полезным обратить внимание на ряд важных, на мой взгляд, замечаний и предложений.  Сегодня любая деятельность должна получать хорошее освещение в средствах массовой информации, и не только в сугубо церковных. Чтобы общество имело представление о том, чем в Санкт-Петербургской епархии кроме богослужений занимается Церковь в целом и в частности, мы должны стараться проводить информационную политику на высоком творческом и организационном уровне. Об этом я подробно говорил на епархиальном собрании и советах. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/vstupiteln...

Глава VIII. Заключение Унии. Дальнейшия требования Ватикана. Отбытие греков из Флоренции. Рассказ Св. Марка Ефесского о Флорентийском Соборе и его участии на нем. В конце предыдущей главы мы остановились на том, что обстоятельства начали складываться так, что был еще последний шанс спасения престижа Православной Церкви и Византийской Империи от угрозы бесславной Унии. После откровенного заявления Папы, что он требует повиновения себе всей Восточной Православной Церкви и самого Императора, при чем это было выражено в достаточно резкой и прямой формулировке катерегорического требования, и после того как были представлены оскорбительные для Православной Церкви и православного сознания требования Ватикана, Император, глубоко оскорбленный, заявил, что он прерывает дальнейшие переговоры об Унии и намерен возвращаться в Константинополь. Но это не было обдуманным решением, сделанным на основании прежняго опыта, а только вспышка негодования и досады, как это и раньше бывало до того неоднократно, когда Император угрожал прервать переговоры и вернуться в Константинополь, и однако, чуть ли не на следующий день переговоры продолжались и греки делали дальнейшия уступки латинянам за счет Православной Веры. Так и теперь случилось. Особенно горячие сторонники Унии из числа греческих иерархов, именно – Исидор, Виссарион и Дорофей Мителенский, взяли на себя посредничество между Императором и Папой и “уладили вопрос”. Все дело закончилось большим угощением, которое Папа устроил всем греческим гостям в своем дворце, в то время как четыре делегата с каждой из сторон были заняты диспутом по вопросу о привилегиях Апостольского Престола. Тексты не сохранили нам этих диспутов, но вероятно они не представляли из себя ничего значительнаго, судя по той обстановке, при которой они происходили. Дорофей Мителенский сообщает нам, что после сего греки имели внутреннее совещание, на котором выработали следующее заявление относительно примата и привилегий Римского Престола: “Касательно главенства ( ρχ) Папы, мы признаем, что он наивысший Архиерей и Властитель ( πτροπος), Представитель и Викарий Христа, Пастырь и Учитель всех христиан, что он направляет и управляет Церковью Божией, однако, без нарушения привилегий и прав Восточных Патриарховъ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Глава V. Отношения церковного и гражданского правительства к расколу старообрядчества Раскол с самого начала своего существования явился величайшим злом как для Церкви, от которой отторгнул многих чад, так и для государства, в котором произвёл целый ряд возмущений и погубил множество людей, увлекая их к самосожигательству и другим видам самоубийства. Поэтому церковная и гражданская власть сразу же стала принимать меры к его ослаблению. Меры эти значительно разнятся между собой. В то время, как Церковь , согласно словам Господа ( Мф.18:17 ) и наставлению апостола ( Тит.3:10 ), на первом плане ставила и ставит увещание, вразумление заблуждающих, государство употребляло и употребляет иногда ограничительные меры и даже взыскания. а) Обзор духовных действований к ослаблению раскола старообрядчества 1) Духовные мероприятия против раскола в XVII в. Проект средств и способов к ослаблению раскола старообрядчества впервые был выработан на соборе 1667 г. Отцы собора обсудили вопрос всесторонне и постановили: 1) чтобы русские архиереи собирались, как можно чаще в Москву для совещаний о церковных делах; чтобы были учреждены новые архиерейские кафедры, «да многая жатва без делателей не будет»: чтобы епископы каждого округа составляли окружные съезды, внимательно следили в своих епархиях за расколом и заботились об уничтожении его; 2) вменили в обязанность сельским священникам учить своих детей грамоте, потому что из-за невежества духовенства «бывают в церкви Божией мятежи и расколы»; внушать им страх Божий и приучать к «церковному благочинию», чтобы сделать их достойными принятия священного сана; богослужение совершать чинно и благообразно, произносить проповеди в церквах и обучать пасомых наедине; 3) изложили много правил относительно жизни и поведения духовенства и осудили различные недостатки в религиозно-нравственной жизни мирян, устраняя таким образом всё, что могло подать повод к нареканию со стороны раскольников-старообрядцев на Церковь ; 4) одобрили к употреблению книгу «Жезл правления» и

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава XXXI. Последний приезд преосвященного Леонида в Москву; известие о его кончине; обстоятельства оной; погребение Ноября 23 дня 1876 года в 9 часов утра по Ярославской железной дороге прибыл в Москву архиепископ Ярославский преосвященный Леонид, вызванный для совещания в Комитет по построению Храма Христа Спасителя. С железной дороги он проехал прямо в Алексеевский монастырь, где отслушав литургию, зашел к своей сестре, Екатерине Васильевне, там живущей, и, посетив игумению Антонию, отправился на Троицкое подворье, чтобы застать еще в Москве владыку, в тот день отъезжавшего в Петербург на чреду в Святейший Синод. На подворье преосвященный нашел весьма много из Московского духовенства, и собравшиеся для проводов отъезжавшего владыки и для принятия от него благословения, совершенно неожиданно встретили приехавшего преосвященного. В 3 часа все отправились на Николаевскую железную дорогу, куда вскоре прибыл и князь Владимир Андреевич Долгорукий; он поздоровался с преосвященным Ярославским и, проводив владыку, медлил уезжать, чтобы подольше поговорить со вновь прибывшим преосвященным, которого не видал с июля. Преосвященный пригласил меня сесть в его карету, и мы отправились прямо к Иверской часовне, приложились к иконе и поехали в Чудов монастырь. Там мы застали еше совершавшееся молебное пение о бдагополучном путном шествии владыки нашего, приложились к святым мощам святителя и из церкви прошли в настоятельские келии, приготовленные для преосвященного. На следующий день он приглашал меня приехать обедать с ним к его сестре в Алексеевский монастырь, так как этот был день ее именин, но, к сожалению, мне было невозможно и, поздравив поутру Екатерину Васильевну, я поспешил отправиться к себе в монастырь, куда на следующий день ожидал нашего нового викария, преосвященного Никодима: он намеревался 26 числа, в день тезоименитства владыки, служить в домовой церкви Островской богадельни, которая во имя святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца. Преосвященный Никодим прибыл на Угрешу 25 числа часу в пятом вечера. У него сделалась сильная зубная боль, так что он с великим трудом мог дослушать всенощное бдение в Крестовой церкви архиерейских палат, и не знал, возможно ли ему будет наутро совершать литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Главное — без крайностей! Протоиерей Александр Ильяшенко — о подготовке к причастию Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься! 13 февраля, 2015 Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься! На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в евхаристии» , принятый на пленуме Межсоборного присутствия. Темы, затронутые в документе, касаются каждого верующего: как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Как связаны пост и причастие? Своим пастырским опытом делится протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):     – Отец Александр, как часто, на ваш взгляд, правильно причащаться? – Есть древнее правило (на него ссылаются и в решении Архиерейского Собора), по которому человек, без уважительной причины пропустивший три евхаристических собрания, то есть три воскресных дня и потому три недели подряд не причащавшийся без уважительной причины, считается согрешившим и должен покаяться. Только спустя время он будет допущен к святому причащению. Это древнее авторитетное решение подтверждается, поддерживается современными установлениями Церкви. Таким образом, очень важно, чтобы христиане причащались часто. Второй момент – это возрождение церковной жизни, которое связанно, в том числе, и с изменением привычной практики причащения. До революции народ был и благочестивым и христолюбивым, и монархия была православная. Казалось, существовали все внешние условия для процветания России, однако она рухнула. На мой взгляд, одна из самых главных причин этого – утрата благодатной древней практики частого причащения. До революции люди причащались раз в год или даже раз в жизни, не было традиции причащаться на каждой литургии. Наоборот, это считалось неким искушением, нарушением нормы. Но практика показала пагубность такого подхода. Так что сейчас можно только радоваться, что возрождаются древние благодатные традиции.

http://pravmir.ru/bez-krainostei/

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы 21 декабря 2010 года 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 22 декабря, 2010 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обзор деятельности Патриарха как епископа г. Москвы В Уставе Русской Православной Церкви четко прописаны функции Патриарха Московского и всея Руси. Попробую соотнести некоторые пункты Устава с моей деятельностью за истекший год. В качестве Председателя Священного Синода я созывал четыре заседания этого соборного органа управления Церкви: 5 марта и 31 мая в Санкт-Петербурге — в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода, 26 июля — в Успенской Киево-Печерской лавре, 6 октября — в Москве. 26 декабря в г. Москве пройдет пятое в этом году заседание Священного Синода. Мною были проведены также два Архиерейских совещания. На первом из них (2 февраля) присутствовало 155 архиереев, на втором (16 июля), посвященном итогам реализации этапа эксперимента по преподаванию предмета «Основы православной культуры», присутствовали архиереи тех регионов, где проходила апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В целях координации деятельности Синодальных учреждений проведены три встречи с руководителями Синодальных учреждений, на которых обсуждались проблемы реформирования центрального аппарата Русской Православной Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх согласно Уставу «несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода».

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года 5 марта в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви за 2010 год. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев Архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан Архиепископ Сурожский Елисей Епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московский Патриархии ЖУРНАЛ 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся торжествах, посвященных годовщине его интронизации на Московский Патриарший престол и о прошедшем в Москве Архиерейском совещании. Справка: 1-2 февраля 2010 года в Москве состоялись праздничные мероприятия по случаю годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла на Московский Патриарший престол. 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Его Святейшество совершил Божественную литургию в сослужении Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейшего Митрополита Христофора, Преосвященных архипастырей Московского Патриархата и представителей Поместных Православных Церквей в епископском и пресвитерском сане, а также наместников ставропигиальных монастырей, духовенства города Москвы. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл удостоил нескольких архиереев возведения в сан митрополита и архиепископа. По окончании Божественной литургии Святейший Владыка вручил ряду иерархов общецерковные награды и памятные подарки. От лица Священного Синода Предстоятеля Русской Православной Церкви поздравил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

http://pravoslavie.ru/34382.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010