10 апреля 2004 г. Состоялось очередное заседание Священного Синода 25 марта в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всей Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, митрополит Кишиневский и всей Молдовы Владимир, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, епископ Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, а также митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Члены Священного Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о возвращении в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери , которое состоится 23 июня 2004 года, и возблагодарили Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию этого чудотворного образа, что свидетельствует об особом покровительстве Пресвятой Богородицы земле Российской. Священный Синод призвал всех верных чад Русской Православной Церкви вознести усердные молитвы Царице Небесной о даровании Церкви и Отечеству нашему мира и благоденствия. Затем Святейший Патриарх Алексий сделал сообщение о состоявшемся 23 января 2004 года совещании руководителей синодальных учреждений Русской Православной Церкви. Священный Синод признал это совещание важным и полезным начинанием, призванным координировать работу синодальных учреждений, и для эффективного взаимодействия синодальных учреждений счел целесообразным регулярное проведение подобных совещаний с участием Святейшего Патриарха. Священный Синод рассмотрел вопрос о дате проведения очередного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и постановил провести его с 3 по 8 октября 2004 года. Для участия в Архиерейском Соборе приглашаются епархиальные архиереи, викарные архиереи, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы приглашаются для участия в заседаниях Архиерейского Собора, но не имеют права участвовать в голосовании.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

Деяния второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии Источник Скачать epub pdf Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г Содержание Доклад архиерейскому Синоду блаженнейшого митрополита Антония о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян Предсоборная комиссия Правила о составе Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, и о порядке избрания и назначения их, принятыя Архиерейским Собором 12/25 октября 1935 года с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором 22 декабря – 4 января 1937/38 года Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 г I II. Состав Собора III. Общее Собрание Собора IV. О Совете Собора и Отделах V. Порядок обсуждения вопросов VI. Совещание епископов VII. Секретариат Собора Список членов Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 года Представители клира Представители мирян Русский Всезарубежный Собор Высочайшее приветствие августейшего главы российского императорского дома Русскому Зарубежному Церковному Собору с участием клира и мирян Ответ зарубежного Церковного собора августейшему главе российского императорского дома Протокол торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 2/15 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года Высокопреосвященный Архиепископ Нестор обратился к собранию со следующими словами: I. Цели и деятельность Братства II. Организация Братства Доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи». I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании ЦВ 3 (424) февраль 2010 /  12 февраля 2010 г. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании В Храме Христа Спасителя 2 февраля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское совещание, участниками которого стали 155 архипастырей Русской Православной Церкви. В ходе Архиерейского совещания Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, посвященным вопросам развития современной церковной жизни. По итогам работы были приняты Постановления Архиерейского совещания. Дорогие собратья-архипастыри! Год назад Божиим Промыслом и волеизъявлением архиереев, клириков, монашествующих и мирян на престол Предстоятеля Русской Православной Церкви был возведен шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси. За истекшее время я посетил 24 епархии, в том числе входящие в состав Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, а также епархии в Азербайджане и Казахстане. Состоялся мой первый визит в братскую Поместную Церковь — Константинопольский Патриархат. Большое значение имел ряд церковных, а также общественных форумов, организованных при участии представителей Церкви. Это XVII Международные образовательные Рождественские чтения (15–17.02.2009), XIII Всемирный русский народный собор (21–23.05.2009), празднование Дней славянской письменности и культуры (20.05–01.06.2009), III Ассамблея Русского мира (3.11.2009), VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — ко Дню народного единства» (4–8.11.2009), III Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом (1–2.12.2009), I Форум православных женщин (3–4.12.2009). Неоднократно я встречался с Президентом России и председателем Правительства, а также с руководителями других государств, на которых распространяется каноническая территория нашей Церкви: Президентом и премьер-министром Украины, Президентами Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, я многократно общался с региональными руководителями. Состоялись мои встречи с первыми лицами Болгарии, Кубы, США, Турции, Черногории, Эквадора, а также с Генеральным секретарем Совета Европы и генеральным директором ЮНЕСКО. Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства.

http://e-vestnik.ru/docs/doklad_svyatejs...

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2015 г. 2 февраля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл 2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошел первый день работы Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви. 2 февраля 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В начале заседания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к епископату с докладом, в котором затронул основные темы внутрицерковной жизни. (Москва, Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя,  2 февраля 2015 года ) Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, собратья архипастыри! Рад приветствовать всех вас в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. Несколько месяцев назад Священный Синод имел суждение относительно того, следует ли созывать в 2015 году Архиерейский Собор. После тщательного обсуждения вопроса было принято взвешенное решение ограничиться созывом Архиерейского Совещания, которое не имеет уставного, зафиксированного в документах нашей Церкви характера. Причин для этого несколько. Во-первых, Архиерейский Собор, состоявшийся два года тому назад, принял ряд важных решений, которые не могли быть реализованы в столь сжатые сроки. Поэтому целесообразнее было бы говорить о промежуточных результатах их исполнения. В ходе работы нашего Совещания мы с вами их обсудим и подумаем о том, не стоит ли нам что-то скорректировать в осуществляемой нами работе. Во-вторых, все же была очевидна необходимость расширенной встречи и общения архиереев, поскольку за прошедшие два года Межсоборное Присутствие подготовило несколько документов, которые сегодня нам нужно также обсудить и, если понадобится, отредактировать, с тем, чтобы представить на каноническое утверждение Священному Синоду. Кроме того, мы с вами, надеюсь, рассмотрим еще несколько документов, относящихся к внутрицерковному управлению.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-mosko...

«Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают» 25.07.2023 19:47:58 На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви одобрен насчитывающий почти 40 страниц документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». О его цели, сути и статусе, о притязаниях Константинополя на власть вне пределов собственной поместной Церкви и их последствиях, о других рассмотренных архиереями актуальных вопросах, о жизни и развитии Венгерской епархии и перспективах церковно-научного взаимодействия рассказал в интервью РИА «Новости» председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. — Владыка Иларион, какова предыстория представленного вами и принятого Архиерейским Совещанием документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей»? — После того, как состоялось вторжение Константинопольского Патриарха Варфоломея в Украину и легализация украинского раскола в 2018 году, Русская Православная Церковь разорвала общение с Константинопольским Патриархатом. Тогда же Синодальной библейско-богословской комиссии было поручено Святейшим Патриархом подготовить документ, в котором бы излагалась наша позиция по тем отступлениям от канонических норм, которые мы наблюдаем в действиях иерархии Константинопольского Патриархата. Сначала мы собрали огромный массив цитат, высказываний самих константинопольских иерархов, их сторонников, их противников — в общей сложности где-то на 150 страниц. Потом сокращенную версию текста мы вынесли на обсуждение пленума Синодальной библейско-богословской комиссии, и пленум ее одобрил. После этого документ поступил на рассмотрение Патриарха, который внес в него поправки. Предполагалось, что дальше текст будет обсужден Архиерейским Собором, но Собор откладывался сначала из-за эпидемической ситуации, потом из-за международной. В итоге, когда уже было принято решение о проведении Архиерейского Совещания, документ был адаптирован к его формату.

http://radonezh.ru/2023/07/25/mitropolit...

«Нужно преодолеть односторонность в оценке церковной истории» Интервью с протоиереем Максимом Козловым, участником Всезарубежного пастырского совещания в г. Наяк (8-12 декабря 2003 г.) Протоиерей Максим Козлов. - Отец Максим, расскажите, пожалуйста, о Всезарубежном пастырском совещании, которое предшествовало Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей. - С 8-го по 12-е декабря проходило расширенное пастырское Всезарубежное совещание, в пригороде Нью-Йорка, городе Наяке. Впервые за историю таковых собраний зарубежного духовенства на него были приглашены клирики Московского Патриархата, три человека: архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургских духовных школ, и я. Важно подчеркнуть, что мы не являлись официальной делегацией Русской Православной Церкви. Мы были приглашены именно как клирики нашей Церкви и ехали, имея благословение священноначалия на участие во Всезарубежном пастырском совещании. В любом случае, это прецедент, свидетельствующий о том, что мы можем общаться не только на уровне ученых докладов, как это было в течение нескольких лет в Германской епархии, где проходили встречи богословов нашей Церкви и Зарубежной Церкви, и на форумах более широкого уровня. Мы приехали на форум, имея с собой послание Святейшего Патриарха Алексия, которое было обращено к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, и было благословение Его Святейшества на оглашение этого послания на Всезарубежном пастырском совещании. Заявленная тема встречи носила название «Исторический путь Русской Зарубежной Церкви», но реально обсуждались почти исключительно отношения с Московским Патриархатом и пути сближения, восстановление евхаристического общения, а в некоторой отдаленной перспективе - и канонического единства. Архимандрит Тихон делал доклад общего характера о тех изменениях, которые произошли за последние годы в жизни нашей Церкви, о том, что в значительной мере неизвестно русскому Зарубежью, о словах Святейшего Патриарха еще 1991 года, в которых он выразил отход от нашей Церкви от тех взглядов и позиций, которые называются Зарубежной Церковью как «сергианские». Также отец Тихон в своем выступлении привел те места из документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где прямо говорится о том, что наша Церковь в ряде случаев благословляет гражданское неповиновение по отношению к властям, если последние требуют противного вере или христианской нравственности. Для многих клириков Зарубежной Церкви эта наша позиция была озвучена впервые. Я думаю, что это было очень важно.

http://pravoslavie.ru/4552.html

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления 24 июня 2010 г. В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования. Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности. Катехизическая деятельность на приходе Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются: – оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения), – пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия, – совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания, – систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.), – православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу), – приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни, – катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.). Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. 1. Оглашение

http://azbyka.ru/katehizacija/ob-organiz...

Святейший Патриарх Кирилл совершает великое освящение храма. ЦВ 5 (450) март 2011 /  27 февраля 2011 г. Служение Патриарха Кирилла с 16 февраля по 27 февраля 2011 16 февраля Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с губернатором Иркутской области Д.Ф. Мезенцевым, который пригласил его совершить осенью первосвятительский визит в Иркутскую епархию. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с заместителем министра внутренних дел по вопросам безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры генерал-полковником милиции В.Н. Кирьяновым. 17 февраля в Красном зале палат Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное совещание руководителей синодальных учреждений Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Церкви напомнил, что завершившийся 4 февраля Архиерейский Собор постановил придать совещаниям глав синодальных учреждений формальный статус с именованием их Высшим церковным советом — по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году, но прекратившим работу в годы гонений. 18 февраля Святейший Патриарх Кирилл провел встречу с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Филиппины в Российской Федерации Виктором Гарсиа III и президентом Чувашской Республики М.В. Игнатьевым. 20 февраля, в неделю о блудном сыне, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие иерархи совершили хиротонию архимандрита Севастиана (Осокина) во епископа Карагандинского и Шахтинского. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх напутствовал новохиротонисанного епископа Карагандинского и Шахтинского Севастиана на служение, вручил ему архиерейский жезл (см. с. 4), после чего обратился к пастве с первосвятительским словом. Предстоятель напомнил собравшимся в храме об опасности и губительных последствиях блудодеяния: «Через блуд к человеку прикасается темная и злая сила. Человек повреждает себя блудной страстью и в конце концов становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: блудники... Царствия Божиего не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). В то же время Святейший Патриарх отметил, что искреннее раскаяние в совершенном грехе способно вернуть согрешившему милость Божию.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

1. Миссия и начало соборного движения 1.1. Земские реформы и идея соборного движения В последней четверти XIX века в связи с развитием местного самоуправления, которое началось после земской реформы, прошли три областных архиерейских совещания, посвященных проблемам миссии. В начале XX века эти собрания стали называться архиерейскими соборами. Церковные публицисты начала XX века, говоря о необходимости возвращения к соборному управлению, обычно указывали на важность этого условия для исполнения учительных функций Церкви. В активизации приходской жизни, развитии церковных братств и участии мирян в жизни Церкви видели средство для того, чтобы церковная проповедь была услышана всеми. И приходящиеся на конец XIX века первые опыты проведения соборов были также связаны с решением миссионерских проблем. О созыве архиерейских соборов заговорили в 6070-е годы XIX века. Толчком к этому послужила, по всей видимости, земская реформа. В результате развития органов местного самоуправления многие вопросы стали решаться обществом, а не государством. Мысль о необходимости проведения областных соборов была высказана высочайше учрежденным 12 января 1870 г. Особым комитетом для преобразования духовно-судебной части. Подготовленный комитетом проект был разослан епархиальным архиереям. Многие из них поддержали предложение о регулярном созыве таких соборов. Так, например, епископ Костромской Платон (Фивейский) 15 в своем отзыве писал: Во всех сословиях теперь образуются съезды для решения дел, их касающихся. Почему ж только одни епископы не собираются для решения дел церковных, тогда как это требуется с самого начала Церкви священными правилами. 16 В том же духе высказался и епископ Тамбовский Палладий (Раев) 17 : Тогда как в отечестве нашем разные общества и учреждения пользуются правом собрания для обсуждения своих дел, русские православные епископы не имеют взаимного общения, не имеют обмена мыслей, необходимого по важности церковных дел, в чем упрекают нашу Церковь представители и писатели других христианских вероисповеданий. Собрание епископов в таких священных городах как Москва и Киев не только напомнило бы собою, но и воскресило бы древние частные соборы и оказалось бы весьма полезным по вопросам догматическим, законодательным, административным, миссионерским, по всем вопросам, касающимся внешнего и внутреннего состояния Русской Православной Церкви. Такие соборы были бы вполне сообразны и с достоинством сей последней. Они своими соображениями и совещаниями давали бы материал для Святейшего Синода и сообщали бы новое, столь желательное движение русской церковной жизни. Собрание таких местных частных соборов в настоящее время и при нынешних путях сообщения не представит ни малейших затруднений. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви IX. Русская Православная Церковь 1970-1980 К оглавлению После блаженной кончины Патриарха Алексия I Местоблюстителем Патриаршего Престола стал в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старейший по хиротонии из постоянных членов Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. 25 июня 1970 года Синод вынес постановление о созыве Поместного Собора. Была образована Комиссия по подготовке Собора из 22 деятелей: постоянных членов Синода, видных архипастырей и богословов во главе с Местоблюстителем. Комиссия разработала нормы представительства клириков и мирян на Соборе, утвердила процедуру соборных деяний и подготовила необходимые материалы к Собору. На приходских и епархиальных собраниях обсуждались важнейшие вопросы церковной жизни, высказывались суждения о кандидате на Патриарший Престол; народ единодушно высказался за митрополита Пимена. В канун Собора 26 мая 1971 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялось Архиерейское Совещание. Предстояло утверлить Постановление Архиерейского Собора 1961 года с внесением изменений в «Положение об управлении Собора Русской Православной Церковью» на Поместном Соборе. С критикой этого постановления выступил архиепископ Брюссельский Василий. Он сказал: «Одобрить их я по совести ... не могу. Прежде всего, они нарушают церковные каноны, а именно 38-е и 41-е Апостольские правила, согласно которым «Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (правило 38) и «Предписываем епископу иметь власть над церковными вещами. И если ему следует вручать ценные человеческие души, то тем более ему можно управлять деньгами...» (41 правило). А между тем, по постановлениям 1961 года епископ совершенно отделен от всякого контроля над материально-хозяйственной стороной жизни приходов, также отстранены и настоятели приходов, представители и доверенные лица епископов... Говоря это, я отнюдь не предлагаю вернуться к порядкам 1945 года... Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Это имело результатом злоупотребления. Но в 1961 году произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так, чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками».

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010