По окончании войны отец Антоний присоединился в Женеве к братству преподобного Иова и вместе с ним переехал в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль, где снова попал под духовное водительство архиепископа Виталия, который привлек его к миссионерской работе. Игумен, а затем архимандрит Антоний открыл ряд новых приходов в местах скопления русских беженцев и окормлял существовавшие уже приходы (Владимирская горка, Лейквуд), а также был временным администратором приходов Западной Канады. В 1956 году архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Мельбурнского, викария Австралийской епархии. Владыка Антоний с умилением вспоминал свою хиротонию: «С благодарностью храню воспоминание и о том, что в то время, когда в Нью-Йорке совершалась в 1956 году моя хиротония пятью архипастырями во главе с митрополитом Анастасием, тогда и в Сан-Франциско владыка Тихон совместно с владыкой Иоанном, как мне написал об этом владыка Иоанн, в тот самый час молитвенно участвовали в этой хиротонии». Письмо святителя Иоанна об этом висело над кроватью архиепископа Антония в его келье. По пути в Австралию на Мельбурнскую кафедру владыка Антоний имел счастье быть в Сан-Франциско и служить уже как епископ с приснопамятными архиепископами Тихоном (Троицким) и Иоанном, совершенно не предполагая, что он окажется их преемником. После кончины святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, на вакантную Западно-Американскую кафедру был назначен епископ Антоний. В 1968 году он прибыл в Сан-Франциско и в том же году возведен в сан архиепископа. Тогда в Западно-Американской епархии было 16 приходов. Приход кафедрального собора еще не оправился от трудного периода строительства нового храма. До этого в 1960-х годах епархию разделили на две - Западно-Американскую и Южно-Калифорнийскую. Было и несколько приходов, подчиняющихся непосредственно первоиерарху Русской Православной Церкви за границей. В епархии было два кадетских объединения и две скаутских организации. С прибытием в Сан-Франциско архиепископа Антония начался период уврачевания, период восстановления мира и единения. Еще блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) говорил о главной, самой светлой и всепокоряющей черте архиепископа Антония - о его любви: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Слава о нём распространялась среди всего населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: " Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Жан Босой " . В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия " Русского Архиепископа " . Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант , православный или кто другой - потому что когда он молился, Бог был милостив. Так, в парижском госпитале лежала одна православная, стеснявшаяся перед соседками по палате прибытия к ней оборванного и босого епископа. Но когда тот преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: " Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живёт в Версале , и когда её дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым». Архипастырь Сан-Францисский В 1962 году в связи с трудностями с постройкой нового собора в Сан-Франциско святитель Иоанн, по просьбе тысяч бывших шанхайских пасомых владыки ныне проживавших там, был назначен на Западно-Американскую кафедру. В это время давний друг владыки, архиепископ Тихон Сан-Франциский, ушёл на покой, в его отсутствие сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину. Немало скорбей перенёс здесь святой, был даже принуждён появиться в гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в недочётах приходского совета. Но любовью и долготерпением святитель довёл дело до конца, и в 1964 году собор в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " был возведён. И в последние годы земной жизни, несмотря на вражду, святой продолжал творить чудеса своими неусыпными молитвами.

http://drevo-info.ru/articles/6259.html

Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский РПЦЗ. Икона. 1996 г. Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский РПЦЗ. Икона. 1996 г. Не смея отрицать, что Христос родился от Девы, лжеучители, напр. Гельвидий (IV в.), стали утверждать, будто Мария оставалась Девой только до рождения Своего Первенца, а впосл. имела детей от Иосифа. Однако из Евангелия не следует, что братья Иисуса были детьми Его Матери; Мария Клеопова, сестра Богородицы (Ин 19. 25), имела детей, к-рые могли называться братьями Господними (1 Кор 9. 5); кроме того, перед смертью Иисус Христос поручил Свою Мать любимому ученику (Ин 19. 27). «Для чего бы Он это делал,- вопрошает И.,- если б Она имела еще детей, кроме Него?.. Таким образом, внимательное изучение Священного Писания с полной ясностью обнаруживает несостоятельность возражений против Приснодевства Марии и посрамляет тех, кто учит иначе»,- заключает он (Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. 1998. С. 140). Несторианская ересь (см. Несторианство ) признала Богородицу только Христородицей - это, согласно И., была попытка разрушить почитание Ее как Божией Матери. Несторий проповедовал, «что от Марии родился лишь человек Иисус, в которого вселилось Божество и обитало в Нем, как в храме», поэтому Марию, заявлял он, «нельзя именовать Богородицей: Она не родила Богочеловека» (Там же. С. 141). И. отмечает, что против лжеучения Нестория выступили св. Прокл, епископ Кизический (впосл. архиепископ К-польский), св. Кирилл, архиепископ Александрийский , св. Келестин I , папа Римский. В 12 анафематствах свт. Кирилл изложил главные отличия правосл. учения от проповедуемого Несторием. Вселенский III Собор (431) «устами своих членов признал учение Нестория нечестивым». Это был голос всей Церкви, отмечает И., она ясно выразила «свою веру, что Христос, рожденный от Девы, есть истинный Бог вочеловечившийся, а поелику Мария родила совершенного человека, бывшего в то же время совершенным Богом, Она справедливо должна почитаться Богородицею» (Там же. С. 145).

http://pravenc.ru/text/468963.html

Существуют скиты и за территорией Лавры: скит в с. Богородичном, Георгиевский скит в с. Долина и скит в с. Адамовка – на родине святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Место, где стоял родительский дом святителя Иоанна, именно в Адамовке. Его родители подолгу проживали здесь в Святых горах, а сам он подростком бегал через гору на службы, облачал своих солдатиков в монахов и играл в монастырь. Затем родительский дом был разорен, но по сегодняшний день остался панский сад Максимовичей. И вот в этом саду мы строим сейчас храм во имя святителя Иоанна. Господь нам прислал такое утешение: семья из Сиэтла (Америки) передала кресло, в котором скончался святитель Иоанн. Они хранили это кресло 30 лет – старшие члены семьи были духовными чадами отца Иоанна, а их сын Сергий еще 15-летним мальчиком нес жезл перед гробом почившего святителя. Когда родители Сергия умерли, он засомневался: может, и не нужно высылать вещи святителя сюда, а оставить в Зарубежной Церкви, как святыню. Но ночью ему приснились родители и сказали: «Отсылай, не сомневаясь». И он со своей супругой и ключарем Сан-Францисского собора отцом Петром Перекрестовым (мы сейчас с ними поддерживаем теплые отношения) привезли кресло сюда. Знаете, народ здесь очень почитает святителя Иоанна. В селе проживает всего 150 человек, а на службах в дни его памяти бывает около 400 и более. И это в глухом селе! Народ съезжается отовсюду. Есть у нас еще скит в с. Кармазиновка – это Сватовский район Луганской области, Северодонецкая и Старобельская епархия. Его история такова. Как-то приезжает к нам владыка Агапит и говорит: «Владыка, у нас в епархии есть храмов десять в селах, которые мы вряд ли когда-то восстановим, потому что людей в селах практически не осталось. А храмы, как кафедральные соборы, но стоят разрушенные». Мы с владыкой Агапитом поговорили, и он сделал официальную передачу храма в ведение Святогорской Лавры. Сейчас мы уже отреставрировали храм снаружи и внутри, подняли колокола, отопление сделали, строим братский корпус. Периодически выезжаем и служим Литургии. Народ там очень хороший, на службах меньше 200 человек не бывает. И что показательно: когда мы подняли историю села, то оказалось, что оно было старообрядческое, в 1871 году принявшее единоверчество. Может, это послужило тому, что на службы там ходят мужики (полхрама – это точно), а ведь в наше время больший процент в храмах составляют женщины.

http://pravoslavie.ru/54458.html

В церкви они (особенно мать) казались строгими, но потом я убедился, что они были очень милые и теплые люди. Владыка внешностью не походил на них, а судя по одной фотографии, он поразительно походил на одного своего предка (кажется прапрадеда) умершего в 1873 г. (то был Михаил Александрович Максимович, 1804–1873) в честь которого, вероятно, Владыку и назвали при крещении Михаилом. Он был крупный ученый, в своем роде человек эпохи Ренессанса. Он был не только ученый ботаник и зоолог, но и историк-знаток русской литературы, философ, знаток малороссийского фольклора. Был он сперва профессором ботаники, а затем и русской словесности. Был он и ректором Киевского университета. В молодости был знаком с Пушкиным и Гоголем. Другим известным предком Владыки бы св. митрополит Тобольский Иоанн (Максимович) , просветитель западной Сибири, умерший в царствование Петра Великого (1715). В 18 и 19 веках Максимовичи были известны, как дворяне, полтавские помещики. Сам Владыка окончил Полтавский кадетский корпус. Родители Владыки жили позднее в Харькове, его отец был некоторое время предводителем харьковского дворянства, а сам Владыка там окончил юридический факультет. Во время студенчества Владыка познакомился с выдающимся харьковским архиепископом Антонием, будущим киевским митрополитом, который оказал на него сильное влияние. Нужно отметить, что дальние предки Владыки были сербскими дворянам, покинувшими родину, после завоевания ея турками (в конце 15 века). Между прочим, и бабка Ивана Грозного, мать его матери, кн. Елены Глинской, была тоже из сербских дворян-беженцев. Владыка Иоанн очень любил православный сербский народ и Сербию, как и вся русская эмиграция в Югославии. Последняя состояла, главным образом, из представителей бывших военных и их семей и вообще русской интеллигенции. Прошло 30 лет с тех пор, как Владыка уехал в Шанхай и вот, как архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский (с 1963 г.) он навестил наш приход в Сеаттле и в первый же день приезда он зашел ко мне, тем более, что я живу прямо против церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В новом томе энциклопедии присутствует статья, посвященная замечательному русскому старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину, +2006 г.). Отдельный материал посвящен духовному писателю и церковному историку схиархимандриту Иоанну (Маслову, +1991 г.). XXIII том «Православной Энциклопедии» рассказывает и о 14 Патриархах Константинопольских по имени Иоанн, управлявших Церковью в Византийской империи в VI — XIV вв. Среди них наиболее примечательны: Иоанн III Схоластик и Иоанн IV Постник, крупные кодификаторы церковного права VI в.; Иоанн VII Грамматик (IX в.), запятнавший свое имя участием в иконоборческой ереси; Иоанн XI Векк (XIII в.), принимавший активное участие в заключении Лионской унии с Римом и впоследствии лишенный за это Патриаршего сана; Иоанн XIV Калека (XIV в.), участник споров между сторонниками св. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского. В новом томе энциклопедии присутствуют и статьи о Патриархах Александрийских, носивших имя Иоанн — от Иоанна I Талайя (V в.) до Иоанна VIII (XI в.). Среди них наиболее примечательной фигурой является св. Иоанн V Милостивый, широко почитавшийся в православном мире за свою широчайшую благотворительность. Жизнь и деятельность Антиохийских Патриархов с именем Иоанн — от Иоанна I, знаменитого участника споров об учении Нестория в V в. до Иоанна VI Аплухира (XI в.) — также нашла свое отражение в материалах нового тома. Епископам Святого града Иерусалима (носившим с V в. Патриарший сан) по имени Иоанн также посвящен ряда статей нового тома, которые открывает материал о епископе Иоанне I (II в.). Иоанн II был видным участников оригенистских и пелагианских споров в конце IV — начале V вв. Последний из Патриархов Иерусалимских с именем ИоаннИоанн IX, чья деятельность пришлась на XII в. Из XXIII тома «Православной Энциклопедии» также можно почерпнуть сведения о жизни и церковной деятельности десяти Предстоятелей Грузинской Православной Церкви, нареченных именем Иоанн. Среди иерархов братских Поместных Православных Церквей, статьи о которых присутствуют в новом томе энциклопедии, также следует отметить иерархов Православной Церкви в Америке Иоанна (Гарклавса, +1982 г.) и архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского Иоанна (Шаховского, +1989 г.). Одна из статей посвящена Иоанну (Кухтину, +1975), митрополиту Пражскому и всей Чехословакии.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Интервью Ольга Куликовская-Романова: Иоанн Шанхайский явил два типа святости – юродства Христа ради и деятельной заботы о пастве 02.07.2019 17:41 О.Н. Куликовская-Романова. Фото: http://www.fund-olga.ru/ Многое в нашей жизни загадочно переплетено, иногда перекликается через годы. Так бывает, когда обращаешься к святым и получаешь чудесную помощь, говорит Ольга Николаевна Куликовская-Романова – невестка сестры Николая Второго великой княгини Ольги Александровны, рассказывая о святителе Иоанне (Максимовиче), архиепископе Шанхайском и Сан-Францисском. С ним она встречалась во время эмиграции в Венесуэле в 1951 году. Мы публикуем эту беседу о свт. Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском в день его памяти. Беседа с О.Н. Куликовской-Романовой состоялась 27 июня 2019 года. Ольга Николаевна родилась в семье русских эмигрантов 20 сентября 1926 года в Югославии. Прошла многие тяготы скитаний по разным странам. После Второй мировой войны оказалась в Латинской Америке, а затем в Канаде, где вышла замуж за Тихона Николаевича Куликовского-Романова. Когда в России наступили «лихие 90-е», основала вместе с супругом благотворительный фонд, привозила гуманитарную помощь, медоборудование. - Ольга Николаевна, когда Вы впервые увидели архиепископа Иоанна? - В Венесуэле. Он был в нашем городке Валенсия, это на севере страны. Когда он разъезжал по странам Латинской Америки с целью договориться с местными властями о приеме русских беженцев из Китая, он побывал и в Венесуэле. Там он навещал своих родственников – семью младшего брата, другого брата и сестру, которые приехали туда после прихода к власти коммунистов в Югославии. Они жили с нами на одной улице в полутора кварталах от нашего дома, и мы общались. А он жил у своих родственников. Между прочим, в институте в Югославии на год старше меня училась Галя Максимович – племянница владыки. - В Белграде? - В Белой Церкви. Там был кадетский корпус и Мариинский Донской институт благородных девиц, филиал Смольного, эвакуированный из Новочеркасска во время Гражданской войны в город Белая Церковь в Югославии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вспоминается мне, как в 1930 году с митрополитом Антонием одновременно был в Милькове после своей хиротонии архиепископ Тихон (Троицкий), наш Сан-Францисский. В те дни иеромонах Иоанн совершал у нас литургию в сослужении с иеродиаконом Саввой (Струве; впоследствии архимандрит), тогда же митрополит Антоний постригал в монашество монаха Антония (Синкевича; впоследствии архиепископ Лос-Анджелесский), а также скончавшегося в сане архимандрита Феофана (Шишманова) и еще одного инока. В тот год отец Иоанн приезжал к нам уже из Битольской семинарии, воспитанники которой весьма полюбили своего русского воспитателя, умиляясь его аскетизму и той отеческой заботе, с которой он их, спящих, покрывал одеялом и благословлял... Тогда отец Иоанн служил в епархии известнейшего сербского архиерея, «сербского Златоуста» Николая Охридского (позже Жичского). Этот всему православному миру известный архипастырь чрезвычайно почитал владыку, он писал о нем, что и тогда отец Иоанн, обходя больных с иконой преподобного Наума Охридского, многих исцелял... Отношения владыки Николая с иеромонахом Иоанном особенно искренни, трогательны и просты. Впоследствии владыка Николай издал и небольшую книжку в серии «Малый миссионер» под названием «Продавец белградских газет – китайский Владыка». Сербской же девочке, письменно запросившей: «Почему сейчас нет святых?», владыка Николай в печати ответил: «Есть, доченька!»– и указал ей на пример подвижничества владыки Иоанна... После кончины схиархимандрита Амвросия (Курганова) Мильковского по просьбе нового настоятеля монастыря владыка Иоанн начал собирать материалы для составления жизнеописания батюшки отца Амвросия. Когда я пришел к нему сообщить, что я знаю и помню о почившем, владыка Иоанн был переутомлен и склонялся головой к столу. «Владыко святый, Вы устали. Благословите, приду позже»,– сказал я. «Нет! Вы сказали...» – Владыка поднял голову и повторил рассказанное мною. Таким он бывал и на заседаниях Архиерейского Собора: переутомится, как будто засыпает, но – нет! Слышит и вникает в суть дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

После окончания войны в 1945 г. со стороны советских представителей было произведено давление на зарубежное духовенство с целью его подчинения. Свят. Иоанн остался верен Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви. В конце 40-х годов, после того как к власти в Китае пришли коммунисты, русские были вынуждены уезжать оттуда. Неоднократно приходилось свят. Иоанну ходатайствовать о беженцах перед гражданской властью. Он прибыл в Вашингтон, и, вопреки всем человеческим препятствиям, добился того, что законы США были изменены и прибытие его паствы разрешено. В 1951 г. свят. Иоанна поставили на Западно-Европейскую епархию. Его пребывание в Европе имело большое миссионерское значение. Благодаря святителю было восстановлено почитание ряда древних западных святых. Кроме того, он привлек к Православию многих европейцев. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 1962 г. свят. Иоанн прибыл в Сан-Францисско: в помощь состарившемуся архиеп. Тихону. После его кончины в марте 1963 г., свят. Иоанн стал правящим архиепископом Западно-Американским и Сан-Франциским. Много пришлось свят. Иоанну претерпеть в то время клеветы, но постепенно он уладил церковный раздор и в 1964 г. организовал окончание строительства грандиозного кафедрального собора во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте». 19 июня/2 июля 1966 г., отслужив литургию в г. Сиэтле, и навестив прихожан с иконой Богородицы «Знамение», свят. Иоанн неожиданно скончался в келье перед этой иконой, являющейся Покровительницей русского зарубежья. Первоначально свят. Иоанн был погребен в крипте под собором в Сан-Франциско, где совершалось множество исцелений и других чудес. Русская Зарубежная Церковь прославила свят. Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского 19 июня/2 июля 1994 г. С тех пор его мощи открыто почивают в кафедральном соборе «Всех Скорбящих Радосте» в Сан-Франциско. Память его установлено праздновать в субботу, ближайшую к 19 июня/2 июля. §2. Сочинения Сочинения свят. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского делятся на догматические, экзегетические, нравственные, апологетические и историософские.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Избранный чудотворце и изрядный угодниче Христов, всему миру источаяй многоценное миро вдохновения и чудес неисчерпаемое обилие. Восхваляем тя с любовию и да зовем ти: радуйся, святителю отче Иоанне, последних времен чудотворце. Кондак свт. Иоанну (Максимовичу) Шанхайскому и Сан-Францисскому (глас 8), составленный о.Серафимом Глеб, как мы уже убедились, имел гораздо больше возможностей познакомиться с целым сонмом великих служителей Церкви. Эти «живые звенья» связывали его с православной традицией. Однако и Евгений в декабре 1962 года повстречался с величайшим из них – будущим святителем, архиепископом Иоанном (Максимовичем) . 282 Интересный факт: архиепископ Иоанн прибыл в Сан-Франциско ровно через год (день в день) после первой встречи Глеба и Евгения, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Сан-Франциско владыку любили – многие русские приехали сюда из Шанхая, где он, будучи епископом местной епархии, собирал на улицах сотни больных и голодных детей, устраивал их в сиротский дом. А затем, когда в Китае произошел коммунистический переворот, вывез всех своих сирот и всю паству сначала на Филиппины, а потом в Америку. В Сан-Франциско он основал для сирот Приют святителя Тихона Задонского . Вскоре его назначили епископом в Париж, но все равно душой он оставался со своими духовными чадами и старался по возможности навещать их. В 1962 году обстоятельства позволили владыке Иоанну вернуться к своей пастве. Архиепископ Антоний Лос-Анджелесский (Синкевич), сменивший ушедшего на покой архиепископа Тихона, довел всю епархию до смуты. Он намеренно приостановил строительство нового собора, начатое архиепископом Тихоном. И пока вокруг строительства бушевали споры, стальной каркас недовершенного здания ржавел, а наемные рабочие получали зарплату по контракту и ничего при этом не делали. Городские прихожане, большей частью духовные дети архиепископа Иоанна из Шанхая, обратились в Синод с просьбой прислать их пастыря, дабы поправить положение. После некоторых колебаний Синод согласился, и владыка (поначалу временно) был назначен в Сан-Франциско. Православная община сразу ожила, потоком потекли пожертвования на строительство нового собора, создавались комитеты, братства, благотворительные общества и, несмотря на некоторые трудности со стороны старой гвардии архиепископа Антония (речь о которых чуть позже), приходская жизнь закипела.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010