В своем кабинете в Китае На острове Тубабао на Филиппинах, где был организован лагерь русских беженцев из Китая после прихода там к власти коммунистов Святитель Иоанн много летал на самолетах (фото слева), ведь его паства была рассеяна по всему миру (в 1951 году владыку перевели в Брюссель архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским, а еще через несколько лет он возглавил Западно-Американскую кафедру (на фото справа - святитель Иоанн в Сан-Франциско) " Однажды едем с владыкой на машине в аэропорт, - рассказывает регент Нового собора в Сан-Франциско Владимир Красовский, - и он просит повернуть на кладбище. Я ему отвечаю, что аэроплан не сможет нас ждать, но владыка настаивает. Приехали на кладбище, и владыка пошел обходить все могилы! А их тысячи! Время идет, мы опаздываем на самолет, а он все ходит и ищет кого-то. Я разозлился и вернулся в машину, а владыка продолжал искать. Несколько часов прошло, и ведь он нашел - где-то на самом краю кладбища. У человека, оказалось, был день смерти, владыка послужил на могилке панихиду и пришел в машину: " Теперь поехали в аэропорт! " . Приезжаем, оказалось, аэроплан задержали, и святитель улетел как ни в чем не бывало " Святитель Иоанн всегда был окружен детьми и молодежью, которых он очень любил и окружал заботой. На фото слева: владыка среди детей из приюта свт. Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей; справа - епископ с " алтарными " мальчиками в Сан-Франциско Перед установкой крестов на Новый собор в Сан-Франциско, который был построен и открыт благодаря владыке. Собор был освящен в 1965-м году, епископ Иоанн успел немного в нем послужить до своей кончины в 1966 году. (На фото - святитель Иоанн стоит третий слева) Святитель Иоанн каждый день служил литургию, а когда все рассходились после богослужения, долго оставался в алтаре. Он знал службы наизусть и часто пел сам Святитель Иоанн в своей келье в Сан-Франциско Современный Сан-Франциско Старый собор в Сан-Францисско, который освятил владыка Иоанн Иеромонах Джеймс (Коразза), клирик Старого собора, - по-русски его называют отец Иаков - служит молебны о здравии перед мантией святителя Иоанна, которая хранится на центральном аналое Старого собора. Молящийся больной встает на колени перед аналоем, и отец Джеймс на время молебна укутывает его в мантию святителя

http://pravoslavie.ru/62544.html

Это не значит, что Америка святая, если она говорит о Боге. Нет святых наций. Христос пришел в мир не к праведникам, а чтобы грешных спасти и ввести в свет. Беседы мои достигли середины седьмой сотни. Они начались в конце 40-х годов и вскоре стали регулярно воскресными и, затрагивая много тем, передавали много свидетельств о правде Божией, говорили о самом важном и главном. О себе я до сих пор ничего не говорил, не считал это важным. Важным для меня было и остается служить Слову Божиему и тем душам, которые хотят слышать его истину, слышать о высшем достоинстве человека. Но некоторые из вас, слушатели мои, стало мне известно, – задают себе вопрос: кто же это, архиепископ Иоанн Сан-Францисский, говорящий по-русски из Америки? Я хотел бы ответить. Несколько слов о себе я скажу сегодня и в следующий раз. Я принадлежу к Русской православной американской церкви и занимаю ту архиерейскую кафедру в Сан-Францисско, которую занимал полвека тому назад преосвященный Тихон, епископ Сан-Францисский, ставший потом Патриархом Московским и всея Руси. Происхождения я русского. Родился я 23 августа 1902 года в городе Москве, в Леонтьевском переулке и в святом Крещении был назван Дмитрием. В Москве прошло мое раннее детство, а также в Веневском уезде Тульской губернии. Отца моего звали Алексей Николаевич Шаховской. Он скончался под Москвой в 1921 году. Мать моя, Анна Леонидовна Шаховская, выехала из России в 1919 году и дожила до 91-го года, скончавшись в Калифорнии в прошлом году (1963). Между прочим, дедом ее матери был зодчий Росси, строитель петербургский. Я учился во время первой мировой войны в Александровском лицее, в Петрограде. А из России я отплыл в странствия по миру летом 1920-го года из Крыма. Учился потом в Париже и в Бельгии, в Лувенском университете. В середине 20-х годов стал я литератором и сотрудничал в разных русских журналах и изданиях в Европе, в области чисто литературной и поэтической. В 1926 году под моей редакцией вышло в Бельгии два тома толстого журнала русской литературной культуры – сотрудниками которого были Иван Бунин, Алексей Ремизов, Марина Цветаева, Владислав Ходасевич, известный литературный критик проф. Лондонского университета Дмитрий Святополк-Мирский, вернувшися потом в Россию из эмиграции, очутившийся в концлагере и умерший там. Поэты из Гумилевского цеха поэтов – Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева; литературоведы: Модест Гофман, проф. Мочульский и ряд других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Вследствие победы коммунистов в Китае оттуда начали прибывать русские семьи. 1951: Организована Группа русской культуры и официально открыт первый «русский культурный сезон». Приход включен в Северо-западное благочиние епархии Сан-Франциско и Запада. Мэрия Ванкувера обнародовала план постройки нового моста Granville, включающий снос храма. Совет РПО принял решение строить новый храм, зал при нём и дом священника. 1952: В феврале о. Леонид отбыл в США. Настоятелем назначен о. Пётр Курземнек. Преосвященный Никон (де Греве) назначен епископом Торонтским и Канадским. Переселенцы из Шанхая возобновили Никольский приход и построили новый храм на 13-ой Авеню. 1953: РПО наняло местного архитектора г-на Расса Лорта. 27 декабря епископы Никон Торонтский и Иоанн Сан-Францисский освятили фундамент храма. 1954: 4 июня состоялось Малое освящение храма. 11 июля митрополит Леонтий освятил новый храм, зал и дом настоятеля. Ему сослужили епископы Никон Торонтский, Иоанн Сан-Францисский и Иоанн Аляскинский. 35 членов Женского кружка образовали в июле Канадскую православную женскую гильдию. Организован кружок любителей сценического искусства. В новом зале при церкви стали устраивать представления и показы фильмов. 1955: Куплен дом рядом с церковью. РПО учредило регулярную программу Русской школы. В 1955 г. Русская драматическая группа отделилась от РПО и сделалась ядром Русского Центра Британской Колумбии. 1957: Свято-Воскресенская церковь возвращена в Канадскую епархию. Архиепископ Никон ушёл на покой, и митрополит Леонтий снова стал местоблюстителем Канадской епархии. 1959: Закладная на новый храм и зал выплачена. 14 июля церковь посетил митрополит Леонтий. В 1959-1960 гг. художник Н. С. Задорожный расписал потолок и написал много икон для иконостаса. 1960: В юрисдикцию Митрополии принята Румынская епископия под управлением епископа Валериана (Трифа). 1962: 1 сентября о. Пётр покинул приход. Должность исполняющего обязанности настоятеля принял протоиерей Прокопий Пауэрс (Поварницын). Образован Клуб канадской русской молодёжи.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Воскресе...

Я понял, что Иерусалимский храм находится не где-то в истории, а здесь и сейчас, и мы находимся в нем Тогда пастор отклонил мой вопрос, сказав, что все это было в Ветхом Завете, по старому закону, а мы живем уже по другому, новому закону и Новому Завету. Я помню, на меня его слова не произвели впечатления: это не было то разъяснение, которого я ожидал, И вот тогда, находясь в соборе Пресвятой Богородицы в Сан-Франциско, я получил ответ на тот свой вопрос из детства. Я понял, что Бог заботится о том, как люди молятся Ему, и что Иерусалимский храм находится не где-то в истории, а здесь и сейчас, и мы находимся в нем. Я смотрел на царские врата в соборе и видел Святая Святых. Я видел всех священников в облачениях, показывающих уважение и любовь к Богу, которые мы выражаем Ему, молясь вместе друг с другом. И это было началом моего пути в Православие. На тот момент владыка Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, мощи которого покоятся в этом соборе, еще не был причислен к лику святых. В итоге я стал членом Русской Зарубежной Церкви вскоре после того, как годы спустя снова оказался там на церемонии его прославления. А еще через какое-то время нынешний архиепископ Сан-Францисский Кирилл (Дмитриев), бывший тогда викарным епископом, рукоположил меня во священники. Женщина сказала архиепископу: «Мощи – не музейный экспонат, вы поклоняетесь им» Все это происходило задолго до начала переговорного процесса, который в итоге привел к объединению двух ветвей Русской Православной Церкви. Однако уже тогда сердце подсказывало мне, что этот день настанет в свое время. Я не слышал никакого негатива в адрес Московской Патриархии и не встречал никого, кто каким-то образом принижал ее. Помню, как архиепископ Антоний (Медведев), один из столпов Зарубежной Церкви, рассказывал о неожиданном опыте, который он получил во время поездки в Россию. Владыка был там как простой священник и вместе с другим батюшкой зашел в храм в Москве. Они искали находившиеся там мощи, и какая-то женщина подошла к ним и отругала. Она сказала: «Это вам не музей, вы не просто смотрите на мощи как на экспонат, вы поклоняетесь им».

http://pravoslavie.ru/144285.html

Мама испугалась, думала, что я стану монахом В монастыре ни с кем не разговаривал, не исповедовался, не просил никаких советов, но в трапезной один монах, который вообще ни с кем не разговаривает, повар отец Прокопий, меня спросил: «Как тебя зовут?» Я сказал: «Петр». Он говорит: «Приезжай к нам летом». Это мне запало. Я приехал летом, полтора месяца провел в монастыре и решил, что как-то хотел бы свою жизнь связать с этой обителью. А при обители была семинария, и я проучился год в университете в Канаде и потом просто заявил, что мне уже 18 лет, и я решил поступить в семинарию. – Расскажите о храме, в котором вы служите. – Приход был основан в 1927-м году, а храму, в котором мы находимся, больше 50 лет. Он был построен выходцами из Дальнего Востока. То есть существовал приход, но, когда был большой наплыв мигрантов из Китая, они решили, что хотели бы построить храм именно в русском стиле, а не покупать протестантский храм и переделывать. И построили нынешний собор в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. У нас два придела. Один – в честь Николая Чудотворца. В Харбине был Николаевский собор, деревянный, который был коммунистами взорван. А другой придел у нас – первый алтарь в честь Иоанна Кронштадтского. Зарубежная Церковь прославила Иоанна Кронштадского, по-моему, в 1963-м году или 1964-м. Этот приход был в свое время самым большим приходом за границей, и это была самая компактная русская колония. В Нью-Йорке, в большом Нью-Йорке, было больше русских, но здесь все жили близко. Наверное, 80-90 процентов прихожан жили в пределах 15 минут ходьбы или езды от храма. Будущий архиепископ Иоанн родился в конце XIX века в Харьковской области. Его юность пришлась на тяжелые годы Первой мировой войны, крушения Империи, раскола Русской Православной Церкви. Он учился и служил в Югославии, был назначен епископом Шанхайским, затем жил на Филиппинах. Стал архиепископом Западно-Европейским и большую часть времени проводил в окрестностях Парижа. Осенью 1962 года святитель Иоанн прибыл на свою последнюю кафедру в Сан-Франциско и вскоре стал правящим Архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Надо отметить, что на протяжении всей своей многолетней службы он ратовал за строительство новых церквей. Так что логичным плодом его деятельности стало завершение строительства в 1964-м году самого большого храма Русской Православной Церкви за рубежом в Америке: кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». Пять золотых куполов, увенчанных крестами, отныне величественно парят над Сан-Францисским заливом.

http://pravoslavie.ru/144572.html

Продолжая быть в послушании у Митрополита Антония, отец Иоанн законоучительствовал в сербской гимназии, а вскоре (вероятно еще до того, как стал он преподавателем и воспитателем Битольской семинарии), была напечатана во Владимировой на Карпатах его вдохновенная апологетическая брошюра Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. Статья была сперва напечатана в Календаре за подписью: Иеромонах Иоанн Максимович . Инок Мильковския Обители Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Югославия, 1928 г. Я и читал эту статью в Мильковской обители, вступив в нее в 1930 году. Отец Иоанн бывал там наездами. Игумен Батюшка о. Амвросий его очень любил и с восхищением потом говорил о его смирении и готовности исполнить любое послушание. Вспоминается мне, как в 1930 году с Митрополитом Антонием одновременно был в Милькове после своей хиротонии Владыка Тихон наш Сан-Францисский. В те дни иеромонах Иоанн служил у нас литургию в сослужении с диаконом Саввой Струве (впоследствии архимандрит), тогда же Митрополит Антоний постригал в монашество нынешнего Архиепископа Лос-Анжелосского Антония и скончавшегося в Магопаке в сане архимандрита монаха Феофана и еще одного инока. В тот год отец Иоанн приезжал к нам уже из Битольской семинарии, воспитанники которой весьма полюбили своего русского воспитателя, умиляясь его аскетизму и той отечественной заботе, с которой он их и спящих покрывал одеялом и благословлял... Тогда Владыка служил в епархии известнейшего сербского архиерея, “Сербского Златоуста” Николая Охридского (позже Жичского). Этот всему православному миру известный архипастырь чрезвычайно почитал Владыку, он писал о нем, что и тогда отец Иоанн обходя больных с иконой преподобного Наума Охридского многих исцелял... Отношения Владыки Николая с отцом Иоанном особенно искренны, трогательны и просты. Впоследствии Владыка Николай издал и небольшую книжку в серии “Малый миссионер” под названием “Продавец белградских газет – китайский Владыка”. Сербской же девочке письменно запросившей: почему сейчас нет святых?! Владыка Николай в печати ответил: “Есть доченька!” и указал ей на пример подвижничества Владыки Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В городке Бурлингейм недалеко от Сан-Франциско Красовский в детстве учился в русской гимназии, где сдавал экзамены владыке Иоанну. – К нам приезжали педагоги из Сан-Франциско и преподавали русский язык, историю России, географию, литературу и Закон Божий. Владыка Иоанн довольно часто посещал занятия, его очень интересовало, как работают школы. Мой папа привозил его из Сан-Франциско, он садился и слушал, как преподают, как мы отвечаем. А на экзаменах присутствовал обязательно, – рассказывает Красовский. По его словам, первый вопрос, который архиепископ задавал ученику – како веруеши? В ответ необходимо было без запинки прочитать Символ веры. Потом он спрашивал: «Кто твой святой?», поскольку его очень волновало то, чтобы все были знакомы с житием своего небесного покровителя. Несколько раз архиепископ устраивал у себя в приюте святого Тихона Задонского вечеринки – как выразился Красовский, «танцульки». Понятно, что молодежь начала 1960-х хотела чего-то большего, чем вальсы да польки, и, когда архиерей уходил к себе в келью прямо над «танцзалом», ставила пластинки с рок-н-роллом. Вовремя услышать скрип ступенек, которые, кстати, скрипят и по сей день, и переменить музыкальное направление, удавалось не всегда. – Он ходил между парами и смотрел в глаза каждому с ехидной улыбкой. Дескать, «вы думаете, я не знаю, что вы тут делаете?» Мы должны были танцевать на расстоянии друг от друга. Меня он даже остановил однажды, погрозил пальцем и схватил за вихор. Но сделал это ласково. Таким образом он давал знать, что номер наш не прошел, – говорит Красовский. По его словам, так доставалось многим, прежде всего, прислужникам, которых владыка знал очень хорошо. На девочек это не распространялось. Мощи оказались нетленными – никто не удивился Владимир Красовский был в небольшой группе людей, которые в октябре 1993 года принимали участие в обретении мощей владыки Иоанна. По его словам, это были «самые святые минуты в жизни». Мой собеседник вспоминает, как спорил, выражая уверенность в нетленности мощей, с тогдашним архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Антонием (Медведевым), который хотел открыть гроб только перед прославлением. «Поймите, для нас в зарубежье это было впервые», – говорит он.

http://pravmir.ru/on-uhodil-v-kelyu-a-my...

В то время я живо интересовался русским церковным зарубежьем. Для меня и моего поколения знаковыми личностями были такие подвижники ХХ века, как святитель Шанхайский и Сан-францисский Иоанн (Максимович) и иеромонах Серафим (Роуз). Тянуло узнать, как живет, чем дышит Святая Русь, унесенная за рубеж волной церковной эмиграции, хотелось впитать сокровища, которые там сохранились. На выбор моего дальнейшего жизненного пути во многом повлияло знакомство и с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым). Митрополиту, который сам был поэтом, я показывал свои первые опыты православного стихосложения. И вот, после трех лет пребывания на Валааме, моя мечта сбылась. Сначала я отправился в Сан-Франциско поклониться святителю Иоанну (Максимовичу), затем помолился в монастыре Серафима (Роуза) в Платине. В Сан-Франциско жил тогда мудрый пастырь - архиепископ Антоний, пострижник митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Антоний благословил меня поехать в Джорданвилль к его духовному другу юности, архиепископу Сиракузскому и Троицкому Лавру, ставшему впоследствии Первоиерархом РПЦЗ. Архиепископ Лавр принял меня с большой любовью, а когда я окончил семинарию, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр благословил меня преподавать в семинарии курс патрологии, плодом которого стала книга « Путь Святых Отцов» под редакцией Высокопреосвященного владыки, который более 30 лет сам вел этот предмет. Также я преподавал гомилетику. Любимым послушанием митрополита была типография, поскольку миссионерской цели Джорданвилльского братства служила издательская деятельность. С первого дня в Джорданвилле я трудился в печатне прп. Иова Почаевского. Мы издавали на русском языке журналы «Православная Русь», «Православный Путь», «Церковная Жизнь» и многочисленные книги. Я занимался редакторской работой, которая многому меня научила на поприще литературной деятельности. - В моем представлении Америка для русского православного человека - это другая планета. Тяжело ли вам было жить на этой планете, среди людей с совершенно другим менталитетом?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

С любовью Иоанн, епископ Шанхайский» 7  . Таким образом, в двух письмах, датированных 15 февраля и 15 апреля 1941 года епископ Иоанн просит два раза иеромонаха Пронина перевести на русский язык и издать его слово «О молитве». О самой рукописи. Рукопись слова «О молитве» разделена (дешифратором, а соответственно и ее автором на девять частей. ) на 9 частей, (Последние, написаны ) написанных на 9 страницах бумаги формата А4. К большому сожалению, дата написания слова «О молитве» (- отсутствует. ) остаётся неизвестной. В конце рукописи подпись – Иеромонах Иоанн. (Подпись говорит о том, что труд был написан ещё в бытность его иеромонахом. Сан священства он принял в 1926 году, на праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм. ) Священнический сан Иоанн (Максимович) принял в 1926 году, на праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм. Таким образом, это был период, когда Пронин и Максимович были в качестве студента и воспитателя соответственно. Однако, по известным причинам, ни в этот период, ни в период обучения на богословском факультете Пронин не мог заниматься изданием этой рукописи. Скорее всего, рукопись попала к Пронину уже в Закарпатье. На это указывают косвенные обстоятельства. Во-первых, датируемые письма 1941 года. Во-вторых, будучи в подчинении епископа Мукачевско-Пряшевского Владимира (Раича), который был родом из Сербии и который, несомненно, знал епископа Иоанна, возможность публикации труда удваивалась. Возможно, что именно в этот период Максимович просит Пронина опубликовать его труд. Почерк. Судя по личному делу, сотням рукописей, а также сохранившимся оригиналам писем иеромонаха Василия (Пронина) епископу Иоанну (Максимовичу) и их анализу – почерк выявленного перевода  рукописи слова «О молитве» – это почерк отца Василия (Пронина). Подлинность документа не вызывает абсолютно никаких сомнений. Перевод рукописи. Интригующий интерес вызывает лишь одно обстоятельство. В обоих письмах епископ Иоанн просит отца Василия «перевести на русский и издать» слово «О молитве». Дело в том, что выявленная рукопись написана на русском языке. Вопрос, с какого языка переводил Пронин эту рукопись? Когда? Помогал ли ему в этом кто-нибудь? Вопрос перевода, остаётся загадкой. Ведь речь идёт не о стилистической или же орфографической корректуре рукописи, а о конкретном переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

27 июня 1948 г. архиеп. Виталий (Максименко), Сан-Францисский и Западноамериканский архиеп. Тихон (Троицкий) и викарий Восточноамериканской епархии еп. Троицкий Серафим (Иванов) (впосл. архиепископ) совершили хиротонию Н. во епископа Флоридского, викария Североамериканской и Канадской епархии. После открытия Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии РПЦЗ Н. преподавал там нравственное и пастырское богословие. В 1949 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Вашингтонской и Флоридской епархии РПЦЗ. Совершил много поездок, в т. ч. часто посещал Св. землю, Женеву, Юж. Америку и Грецию. В 1958-1969 гг. было издано «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого» в 16 томах, которое Н. посвятил подробному изучению трудов своего духовного наставника. С 1959 г. в связи с болезнью архиеп. Виталия (Максименко) временно управлял Восточноамериканской епархией. После кончины архиеп. Виталия 21 марта 1960 г. назначен правящим архиереем Восточноамериканской епархии. В том же году возглавил Свято-Владимирское об-во и Строительный комитет по сооружению Свято-Владимирского храма-памятника в г. Джэксоне (шт. Нью-Джерси). На Архиерейском Соборе в мае 1964 г., созванном по инициативе митр. Анастасия (Грибановского) для выбора первоиерарха РПЦЗ, Н. был одним из главных кандидатов на эту должность. На 2-м этапе голосования разница голосов, поданных за Н. и др. кандидата - Западноамериканского и Сан-Францисского архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), составила 1 голос. Во избежание возможного раскола в Церкви Мельбурнский еп. Антоний (Медведев) обратился к Н. и к архиеп. Иоанну с предложением отозвать свои кандидатуры. В результате новым первоиерархом был избран Брисбенский еп. Филарет (Вознесенский), а Н. и архиеп. Иоанн стали заместителями председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 17 июля 1968 г. в храме-памятнике во имя св. Иова Многострадального в Брюсселе Н. совершил по распоряжению Архиерейского Синода РПЦЗ заочное отпевание страстотерпцев имп. Николая II и его семьи, а также всех убиенных и замученных безбожной властью.

http://pravenc.ru/text/2577557.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010