«Великая радость на земле и на Небе» Святитель Иларион (Троицкий) и его вклад в восстановление патриаршества Архимандрит Иларион Святитель Иларион (Троицкий) принадлежал к богословскому направлению, у истоков которого стоял епископ Таврический Михаил (Грибановский), провозгласивший принцип возвращения к святоотеческому наследию и первоисточникам, возрождение канонической нормы, в том числе применительно к форме управления Церковью. Поступив в 1906 году в Московскую духовную академию, молодой Владимир Троицкий проникается благотворным влиянием ученого монашества, которое насадил в академии в бытность ее ректором ученик и последователь владыки Михаила епископ Антоний (Храповицкий), верный завету своего учителя бороться за восстановление патриаршества в России. Скупой на похвалы, владыка Антоний высоко ценил труды архиепископа Илариона, а после его смерти назвал его гениальным . Путешествуя по православному Востоку вместе с группой профессоров и студентов Московской духовной академии в 1908 году, молодой Владимир Троицкий все более проникается осознанием византийской нормы и той роли, которая в ней отводится патриаршему служению. Он понимает, что, согласно византийской норме, в условиях отсутствия царя именно патриарх исполняет роль этнарха – главы народа. Видя почет и уважение греческого народа к патриарху, он писал о том, что «русскому человеку приходится лишь завидовать» . Отмечает для себя будущий святитель и вывод историков о том, что патриарх стал «в некотором роде преемником византийских императоров» . Ведь, согласно византийской норме, патриарх был «духовным помощником», экзархом или викарием православного императора . К 300-летию дома Романовых архимандрит Иларион подготовил статью с обзором истории Русской Церкви, в которой обосновывал историческую необходимость восстановления патриаршества . Здесь архимандрит Иларион, указывая на обещание государя Николая II созвать Церковный Собор, высказывает надежду, что это поможет делу «восстановления канонического строя в церковном управлении, открывает возможность наступления новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви, когда она приобретет прежнюю свободу и независимость в православном русском царстве, но эта эпоха еще не наступила». Как подчеркивал архиепископ Антоний (Храповицкий), «несомненно то, что восстановление патриаршества задерживалось преимущественно опасением ослабить самодержавную власть» .

http://pravoslavie.ru/5852.html

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН Свмч. ИЛАРИОН ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ К 70-летию со дня кончины архиепископа священномученика Илариона (Троицкого) Удивительным был облик этого человека. Он запечатлен в самом имени Иларион, что в переводе с греческого означает " тихий, ласковый, веселый " ( " утешный " , по выражению одного из современных ученых). " Свете тихий " говорится именно об этом качестве. Владимир Алексеевич Троицкий от природы был веселым и общительным человеком. В семилетнем возрасте он с трехлетним братом отправился из родного села пешком в Москву учиться. Когда же отец на лошади нагнал их уже далеко от дома, будущий владыка Иларион с юмором объяснил свой поступок: " А как же Ломоносов? Он пошел в Москву пешком, и я тоже решил идти учиться " . С самого раннего детства главным источником его радости была Церковь Божия: совсем крошечным он уже стоял на клиросе. Потом пришло и глубокое понимание Церкви как Богочеловеческого организма, где люди объединены любовью. Именно Церкви как единственному источнику подлинной радости посвящены большинство богословских работ профессора Троицкого. Их главная идея - " Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец " - объясняет, что счастье возможно лишь в полноте этого Семейного союза. Архиепископ Иларион так писал секретарю комиссии по устройству мировой конференции христианства Роберту Гардинеру: " С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви... " И эта радость явственно отражалась в его облике. В Московской Духовной Академии, где профессор Владимир Троицкий читал лекции по Новому Завету, его бесконечно любили. Высокий и стройный, с прекрасными голубыми глазами, со звучным голосом, всегда жизнерадостный и вдохновенный, он производил впечатление русского богатыря с недюжинной силой и умом. В его прекрасной наружности просвечивала благородная, чистая душа - и в этом был источник его обаяния. После пострига Владимира Троицкого в 1913 году его духовная радость лишь умножилась. Своим пасхальным обликом архиепископ Иларион напоминал преподобного Серафима Саровского, которого он очень любил. Однажды владыка так и написал: " Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо Ангела " .

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иларион — значит «веселый» 7 мин., 27.12.2014 28 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, викария Московской епархии. Священномученик Иларион родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Алексея Троицкого и в Крещении был наречен Владимиром. По окончании Тульского Духовного училища и Духовной семинарии он поступил в 1906 году в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней сначала профессорским стипендиатом, а через год — исправляющим должность доцента по кафедре Священного Писания Нового Завета. В свободное от преподавания время он писал магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви», которую защитил в 1912 году. Профессор С. С. Глаголев так отзывался о ней: «Такие книги, как книга господина Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки». А профессор М. Д. Муретов писал: «Если бы от меня зависело, я без всяких колебаний признал бы диссертацию Троицкого вполне достойной не только магистерской, но и докторской степени». За это сочинение ему была присуждена премия митрополита Московского Макария. В 1913 году он был пострижен в монашество с именем Иларион. Он писал тогда родным: «Что я теперь духовный, это меня почти не удивляет: как будто так и следовало, — даже странным стал казаться прежний светский вид. К новому имени привык, хотя и мирское еще не забыто. А все же своих “мирских” друзей вспоминаю очень часто. Думается мне, что в отношении к ним и в монашестве я не имею повода перемениться. Интересно, конечно, как вы рассуждаете обо мне теперь: “Пропал человек неизвестно из-за чего”, “Что сделал с собой?” Эх, мир, мир! Я мир понял и примирился с ним, и очень жаль, что мир вовсе не хочет примириться с монашеством. А стоит только сознаться: “ведь не одна же форма жизни должна быть для всех”. Я избрал ту, которая мне казалась, а теперь и оказалась наиболее подходящей. Не жалейте, а сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь. А что значит Иларион? Веселый».

http://foma.ru/ilarion-znachit-veselyiy....

Андрей Горбачев Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) Источник В современных публикациях по истории Русской Православной Церкви XX века существует ряд недоуменных вопросов, связанных с реакцией российского духовенства и православного народа на декларацию митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Эта декларация нередко становилась разделяющей чертой между православными иерархами, многие из которых в наши дни Русской Православной Церковью причислены к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона, направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу некоторых действий заместителя местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых) , недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келлии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!” “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» 1 . Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Скачать epub pdf Глава 12. Архиепископ Иларион 15/28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице от сыпного тифа в бреду скончался замечательный профессор-богослов, удивительный проповедник, мужественный и стойкий борец за Церковь Христову – святитель Божий, архиепископ Иларион. Архиепископ Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий), магистр богословия и профессор Московской Духовной Академии, был выдающимся богословом и талантливейшим человеком. Вся жизнь его – это сплошное горение величайшей любовью к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за Нее. Его труды характерны церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, проникшим в наше богословие с митрополита Петра Могилы . Его идеал – это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание – это: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств. Когда ему пришлось писать ответную статью-письмо к Р. Гардинер (помещ. в «Бог. Вестн.» янв. 1917 г.) – секретарю комиссии по устройству Мировой конференции христианства, то здесь архиепископ Иларион с особенной силой убеждения высказал свои заветные думы. Вот наиболее примечательные места:... «Я имел удовольствие получить и Ваши любезные письма, в одном из которых (от 13 сентября 1916 г.) Вы выражаете надежду, что я не только прочту присланные Вами брошюры, но и сообщу Вам свои замечания. С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви... По Вашему убеждению, все именующие себя христианскими общества составляют единую Христову Церковь , но лишь ослабленную в ее единстве... Такое учение о Церкви принять совершенно невозможно, так как оно, безусловно, неведомо древней Церкви, в которой не знали никакого ослабленного понятия о единстве Церкви... Основную истину христианства, его великую тайну – воплощение Сына Божия, признают все христианские вероисповедания. Но это одно не может сливать их в единую Церковь . Ведь бесы, по апостолу Иакову, веруют (II, 19), и веру свою, по свидетельству Евангелия, исповедовали подобно апостолу Петру ( Mф XVI, 16; XIX, 27 ; Mk I, 24 ; Лk VIII, 28 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 2 Еретики, раскольники, сектанты. Фрагмент иконы Страшного суда По вопросу отсутствия духовной жизни и возможности спасения вне Церкви архиепископ Иларион находит согласие почти всех отцов Церкви. Основная же сложность состояла в согласовании и примирении идеи органического единства Церкви и безблагодатности отделившихся от нее сообществ с церковными каноническими правилами, согласно которым приходящие к Церкви из ереси и раскола присоединялись различным образом – через крещение, миропомазание или покаяние. В случае, если этому факту придается догматическое значение, описанные выше взгляды на границы Церкви оказываются ошибочными. Анализируя церковные канонические правила, определяющие способы приема в Церковь приходящих от еретических и раскольнических обществ, архиепископ Иларион делает вывод, что эти правила не имеют под собой догматического основания и не являются признанием благодатности внецерковных сообществ и их таинств. Он приводит в защиту этого мнения следующие аргументы. 1. Нигде в церковных правилах нет определения взаимосвязи степени поврежденности или истинности вероучения со степенью благодатности или безблагодатности отделившегося общества и совершаемых им таинств. «Если бы церковная практика неразрывно связана была с положениями догматическими, если бы принятие еретика или раскольника без крещения означало его принадлежность к Церкви и действительность совершенных вне Церкви таинств, если действительность таинств зависит от веры и догматического учения еретика, то Церковь необходимо должна была совершенно точно определить, какое заблуждение делает еретиком, отрывает от Церкви и делает недействительным таинства. Такого определения нет…» («Единство Церкви и всемирная конференция христианства») . 2. Порядок принятия в Церковь не соответствует степени поврежденности догматического учения отделившихся сообществ, «и из церковной практики нельзя вывести никакой общей руководящей мысли» догматического характера . Так, VI Вселенский Собор 95-м правилом предписывает ариан, македониан, новатиан, тетрадитов и апполинаристов принимать через миропомазание, а несториан – через покаяние. «Возможно ли объяснить это определение Вселенского Собора с точки зрения догматической? – рассуждает архимандрит Иларион. – Невозможно. Новатиане – раскольники; несториане – несомненные еретики, осужденные Вселенским Собором. И вдруг к раскольникам канон VI Вселенского Собора более строг и требователен, нежели к еретикам!» .

http://pravoslavie.ru/33288.html

Андрей Горбачев Хочется сказать несколько слов об авторстве одного спорного письма, которое в сборнике документов, составленных М.Е. Губониным, приписывается архиепископу Илариону (Троицкому) 1 , поскольку признание владыки Илариона автором этого письма вносит в позицию священномученика чуждую ему двойственность. Письмо это написано по поводу Декларации об отношении Русской Православной Церкви к советской власти, опубликованной 16/27 июля 1927 года митрополитом Сергием (Страгородским) . Общеизвестен тот факт, что архиепископ Иларион (Троицкий) принадлежал к числу российских архиереев, признающих митрополита Сергия (Страгородского) главой (хоть и временным) Русской Церкви, и относился к так называемому лагерю «поминающих». После публикации нашумевшей Декларации митрополита Сергия с призывом лояльности к Советской власти отношение владыки Илариона к высокопреосвященному Сергию кардинально не изменилось. Не принимая некоторые пункты Декларации, священномученик Иларион, тем не менее, не считал ее содержание достаточным поводом для отделения от заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола. «Никакого раскола!» – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!» Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола!” – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» 2 Епископ Мануил (Лемешевский) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года получил предложение от митрополита Иосифа (Петровых) примкнуть к нему с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Закрыть itemscope itemtype="" > 16 декабря – полгода со дня кончины митрополита Илариона (Капрала) «Владыку Илариона все хотели видеть Крестным» 16.12.2022 401 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Вместо предисловия Архиепископ Лавр, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и их внукЭта история началась с фотографии, которую несколько лет назад мне показал протодиакон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле отец Виктор Лохматов – многолетний келейник митрополита Лавра. На ней были запечатлены крестины внука Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Сергея – второго сына их дочери Елены. «Узнаете?» – спросил меня отец Виктор. Ну конечно, я узнал. Вот владыка Лавр, на коленях которого «виновник торжества», вот тогда еще просто иеромонах Иларион (Капрал), который в будущем сменит митрополита Лавра в качестве первоиерарха РПЦЗ. А вот Мстислав Леопольдович и Галина Павловна. Признаться, я в то время сфокусировался на митрополите Лавре и на Ростроповиче с Вишневской: ну как же, они ведь уже ушли в мир иной. А владыка Иларион – ну что, он же тут, рядом, завтра вот литургию служить будет. Как говорится, что имеем – не храним. Теперь и он перешел в наше общее Небесное Отечество, и остается только вспоминать его – и помнить. Поэтому я и попросил отца Виктора поделиться личными рассказами о нем. «С владыкой Иларионом мы общались сравнительно мало. Дело в том, что я окончил семинарию в 1967 году, а он тогда же туда только поступил», – сказал тот поначалу. Но я-то знал, что «сравнительно мало» в устах отца Виктора может быть очень интересно. И не ошибся. Вот его рассказ, который он начал с тех самых крестин внука Ростроповича и Вишневской. Дмитрий Злодорев Архиепископ Лавр, епископ Иларион, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская– Владыка Иларион был крестным отцом Сергея, а владыка Лавр его крестил. А крестной матерью была Ольга, вторая дочь Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны. Это были очень торжественные крестины. Есть фотографии, на которых мои родители, работавшие при монастыре, очень простые люди, сидят за столом с крупными адвокатами и бизнесменами. Там же был и хранитель мироточивой Монреальской Иверской иконы раб Божий Иосиф Муньос-Кортес с иконой. А еще – будущий владыка Гавриил, тогда еще семинарист, отец Лука (Мурьянка), который теперь епископ и настоятель монастыря, конечно, отец Иларион и владыка Лавр – все были на этом большом торжестве.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/16/16_dek...

Игумения София, настоятельница Новодевичьего монастыря: " Владыка Иларион 70 лет присутствовал мощами в земле петербургской, предстательствуя за этот город и нашу Церковь " июля 2013 15 лет назад в Санкт-Петербурге были обретены мощи священномученика Илариона (Троицкого).  Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на Архиерейском Соборе 2000 года. Наряду со многими иерархами, священниками и мирянами, прославленными Церковью в ХХ столетии, ему довелось жить во времена особых испытаний для нашего Отечества.       Владыка Иларион был активным сторонником возрождения патриаршества. Во многом благодаря его замечательной речи на Поместном Соборе 1917-1918 годов впервые более чем за 200 лет был избран Патриарх Московский. После избрания Патриарха Тихона архиепископ Иларион стал его секретарем и консультантом. Вел переговоры от имени Церкви с представителями государства, добиваясь смягчения политики в отношении Церкви. Эта активная деятельность вызвала недовольство властей, и в 20-е годы владыка был осужден и приговорен к трем годам лагерей, а затем еще к трем годам ссылки.      Находясь на Соловках, он сохранил добрые качества души, которые приобрел посредством подвигов монашества и священства. Те, кто находились вместе с ним, стали свидетелями его полного нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Веселостью и духом радости он поражал тех, кто считал церковных людей мрачными и вечно скорбящими.      Священномученик окончил земной путь в Ленинграде: на переправочном пункте из одного лагеря в другой он заразился тифом, скоропостижно скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище.      24 июля 1998 года состоялось обретение мощей священномученика на Новодевичьем кладбище. Они были перенесены в Казанский храм обители, где оставались до 9 мая 1999 года, когда были переданы столичному Сретенскому монастырю.      В канун 15-летия обретения мощей священномученика на вопросы корреспондента " Воды живой " Валерии Боголюбовой ответила настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=346...

Церковь празднует память священномученика Илариона, архиепископа Верейского 28 декабря, 2017. Новостная служба В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона 28 декабря. ПРАВМИР. Церковь празднует память священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона, а примерно через два месяца, 2 июня, рукополагается во иеромонаха. 5 июля того же года отец Иларион был возведен в сан архимандрита. 30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Архимандрит Иларион приобретает большой авторитет и как воспитатель учащихся Духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник. Один за другим выходят его богословско-догмагические труды, обогащающие церковную науку. Его проповеди звучат с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению. И когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917—1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества. После прихода к власти большевики сразу же начали гонение на Церковь, и уже в марте 1919 года архимандрит Иларион был арестован. Первое тюремное заключение продолжалось три месяца. 12/25 мая 1920 г. он хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010