Состоялась поездка Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Павла в Гродно 23 февраля 2014 г. 18:07 21 февраля 2014 года началась поездка Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Павла в Гродно. В Покровском кафедральном соборе Его Высокопреосвященство приветствовали архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий и секретарь Гродненского епархиального управления протоиерей Анатолий Ненартович. Митрополит Павел осмотрел собор и епархиальное управление. Затем Патриарший экзарх посетил архиерейское подворье и домовый Никольский храм подворья. После этого владыка митрополит в сопровождении архиепископа Артемия вновь прибыл в Покровский собор, где поприветствал участников Международного фестиваля православных песнопений «Коложский благовест». Обращаясь к жюри, участникам и зрителям фестиваля, Его Высокопреосвященство передал всем благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Затем Патриарший экзарх прослушал конкурсные выступления участников из Украины, Польши, Румынии и России. В тот же день в Гродненском облисполкоме состоялась встреча Его Высокопреосвященства с председателем исполкома Владимиром Кравцовым. В ходе встречи стороны обсудили религиозную обстановку в регионе, межконфессиональные взаимоотношения, вопросы образования и паломничества. Затем Патриарший экзарх посетил домовый храм святителя Луки Крымского Гродненской областной клинической больницы. Митрополит Павел осмотрел храм и обратился к врачам и пациентам больницы со словом. После этого митрополит Павел направился в Борисо-Глебскую Коложскую церковь. Владыка митрополит побеседовал с прихожанами и передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла. В храме Патриарший Экзарх произвел гашение конверта первого дня, посвященного объявлению Гродно культурной столицей Беларуси. Затем владыка митрополит осмотрел второй храм прихода, освященный в честь Коложской иконы Божией Матери, и приходской дом. 22 февраля, во Вселенскую родительскую субботу, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Гродно.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Железовский Иаков Леонтьевич; 20.01.1800, дер. Сехновичи Кобринского у. Гродненской губ.- 1.04.1872, Гродно), еп. Брестский, вик. Литовской епархии. Род. в семье униат. священника. В 1812-1821 гг. учился в Брестском униат. дворянском уч-ще. В 1824 г. стал послушником в вазилианском Тороканском Богоявленском мон-ре, 26 окт. того же года принял монашество. В 1825 г. поступил в Главную униат. ДС при Виленском ун-те, к-рую окончил со степенью кандидата богословия в 1829 г. Известно, что впосл. был магистром богословия. 27 мая 1826 г. был рукоположен во диакона, 30 мая - во иерея. 7 марта 1829 г. назначен преподавателем в уч-ще при Лавришевском мон-ре. 5 июля 1829 г. переведен в Кобринское уездное ДУ, 21 марта 1832 г. назначен его смотрителем. 28 дек. 1833 г. определен смотрителем Супрасльского ДУ, с 1836 г. (по др. данным, с 1839) инспектор Литовской ДС (в Жировицах). При содействии униат. Литовского еп. Иосифа (Семашко ; впосл. правосл. митрополит) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с правосл. Церковью. В 1839 г. И. был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февр. того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с правосл. Церковью. 20 дек. 1839 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем правосл. гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . С 1843 г. И. осуществлял опеку над гродненским в честь Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем. Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) 20 мая 1848 г. И. был рукоположен во епископа Брестского, назначен 2-м викарием Литовской епархии. Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко ; впосл. архиепископ) и Ковенским еп. Платоном (Городецким ; впосл.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Послушание — одна из наивысших добродетелей, на которых зиждется церковная жизнь. Быть преданным Христу, быть преданным Церкви — владыка сам так жил и так учил всех, кого воспитывал. Большая часть епископата и священнослужителей Белорусской Церкви — воспитанники митрополита Филарета. Дважды в неделю он находил время преподавать в Минской духовной семинарии, возрождение которой в 1989 году проходило под его непосредственным руководством. Владыка Филарет регулярно приезжал в семинарию — а это почти 220 км от Минска — и преподавал историю Русской Церкви XX века и Новый Завет, послания апостола Павла. Образованию он уделял очень большое внимание. Особенно воспитанникам семинарии запоминались его лекции по истории Церкви ХХ века, ведь владыка был свидетелем, а часто и непосредственным участником тех событий, которые описывались в учебнике. В 1996 году была открыта Минская духовная академия . Митрополит Филарет делал особый акцент на том, что священнослужители, которые служат в Беларуси, должны первое, начальное образование — семинарское — получать здесь, знать историю Беларуси, специфику страны и народа. Сегодня большинство тех, кто трудится в Беларуси, являются выпускниками Минской и Витебской духовных семинарий, что лишний раз подтверждает: преданность Церкви была жизненным кредо митрополита Филарета. Авторитет экзарха был колоссальный: если что-то не получалось решить в епархии, епископ ехал к митрополиту, и митрополит решал любой вопрос. Он был необычайно энергичным человеком. Однажды к митрополиту Филарету приехал архиерей и стал жаловаться, что время сложное, много проблем, много беспокойства. Владыка Филарет выслушал и сказал: «Знаете, владыка, беспокойство архиерея начинается тогда, когда он выходит на покой». Больше у того архиерея не было ни вопросов, ни жалоб. Когда митрополит Филарет управлял Гродненской епархией, здесь были открыты новые приходы, возобновились богослужения в Коложской церкви. Он успевал везде: помимо управления экзархатом был постоянным членом Священного Синода, долгое время был председателем ОВЦС , председателем Синодальной библейско-богословской комиссии, некоторое время был народным депутатом СССР (1991) и депутатом Верховного Совета Беларуси (1990-1995).

http://patriarchia.ru/db/text/6087407.ht...

В соответствии внутренним столпам, фасады членились широкими плоскими лопатками со скругленными углами. На углах храма лопаток нет, как и внутренние столбы, они срезаны под 45°. Цоколь выделен простой полочкой. Сохранившиеся части стен имеют вставки из больших плоских валунов, достигающих в поперечнике 1,35-1,40 м, часть из них полирована. В верхней части лопаток размещались наборные кресты из квадратных плиток трех типов: из пяти плиток, поставленных на угол, одна в перекрестье, другие образовали ветви креста, расцветка - 3 плитки по вертикали коричневые, боковые - зеленые или в центре коричневые, а остальные зеленые; из четырех плиток, две коричневые образуют горизонталь, а две зеленые, поставленные по центру, вертикаль креста; из четырех плиток, образующих квадрат, поставленные на угол коричневые и зеленые плитки образуют либо вертикаль, либо горизонталь креста. На углах, где не было лопаток, шли один над другим наборные квадраты и кресты (из 5 и 4 плиток); плитки украшали и узкую поверхность угла.  Храм имел позакомарное покрытие с кровлей из свинцовых листов. Центральный барабан увенчивался главой, покрытой медью; возможно, она была вызолочена. Обработка фасадов подобна Коложской церкви, но скромнее ее. Майолика была применена только в верхних частях фасадов, где шел ряд узких арочных окон. Найденные внутри захоронения позволяют говорить, что храм служил княжеской усыпальницей даже после своего разрушения. Летописного упоминания о том, в честь какого святого был освящён храм, к сожалению не сохранилось. По материалам книги Н.Н.Воронина " Древнее Гродно " . Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, том III, Н.Н.Воронин, Древнее Гродно (по материалам археологических раскопок 1932-1949 гг.), издательство Академии Наук СССР, Москва, 1954 Гродно. Нижняя церковь (руины), территория Старого замка По историческим и археологическим данным, совершенно точно установлено, что в Гродно в XII веке было 4 каменных церкви. Так называемая Нижняя церковь была расположена на территории укрепленого города. По хронологии строительства это наиболее старая гродненская каменная церковь. Церковь эта, видимо, с самого начала исполняла функции храма для князя, его семьи и воинов-дружинников. Летописного или архивного упоминания о том, в честь какого святого был назван храм, не сохранилось. Есть предположение, что церковь была освящена в честь св. Симеона.

http://sobory.ru/article/?object=18839

Из числа всех этих владык мы можем указать разве двух-трех, бывших потом митрополитами, которые действительно заботились об интересах веры и Церкви, а о прочих знаем только, что иной получил кафедру за услуги сына королю и в уплату королевского долга; другие выпросили или, вернее, купили себе кафедры разными приношениями то самому королю, то окружающим его лицам, и купили в то время, когда эти кафедры были еще заняты наличными епископами; третьи отличались ревностью об умножении своих имений и ограждении их королевскими грамотами или грабили и опустошали имения монастырей подведомой им епархии, и т. п. Благодаря тому обстоятельству, что в течение всей 1-й половины XVI столетия православная Церковь в Литовском государстве не подвергалась стеснениям, число монастырей в ней не только не уменьшалось, но еще увеличивалось. Излагая ее историю за это полустолетие, мы видели в ней до 50 монастырей: между ними до 30 прежних и до 20 вновь основанных или в первый раз упоминаемых. Из прежних монастырей продолжали существовать или восстановлены в настоящий период: в Вильне Троицкий; в Киеве Печерский, Николаевский, Выдубицкий, Михайловский, Межигорский; в Троках Богородичный; в Городне Коложский Борисоглебский; близ Новогрудка Лаврашев; в Супрасли Супрасльский; в Минске Вознесенский; в Слуцке Троицкий; во Львове Онуфриевский и Униевский; в Полоцке Петровский, Предтеченский, Михайловский, Воскресенский, Николаевский; в Мстиславле Онуфриевский и Пустынский; в Луцкой епархии Пересопницкий, Жидичинский, Спасский Дорогобуж, Дубишовский Введенский; в Кобрине Спасский; близ Пинска Лещинский; в Овруче Пречистенский и Пустынский; в Дермани Дерманский. Вновь основаны или в первый раз упоминаются монастыри: в Вильне Георгиевский; в Новогрудке Троицкий; в Жировицах Жировицкий; в Сурдегах Сурдегский; близ Минска Соломерецкий; в Киеве Крестовоздвиженский, Борисоглебский; во Львове Георгиевский; в Смоленске Спасский, Свято-Духовский; в Полоцке Михайловский Городельский, Пятницкий, Вознесенский; в Витебске женский Богородичный; в Мстиславле Николаевский Нагорный; в Овруче Спасский; в Мильцах Милецкий Николаевский; в Тороканах тороканский Троицкий; в Ольшанах Николаевский; в Лоске Николаевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/436047/

24 дек. того же года избран епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 31 янв. 1899 г. Киевский и Галицкий митр. Иоанникий (Руднев) возглавил в С.-Петербурге архиерейскую хиротонию М. 20 окт. того же года М. переведен на Ковенскую викарную кафедру Литовской епархии. 6 сент. 1903 г. назначен епископом Омским и Семипалатинским. Во время его управления епархией в Омске был построен новый Архиерейский дом с домовым храмом, начал работать епархиальный свечной завод. 9 дек. М. был назначен епископом Гродненским и Брестским. В 1907 г. добился учреждения в епархии викарной кафедры в Белостоке. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Участвовал в сессиях Синода, читал лекции в СПбДА. Во время первой мировой войны при приближении нем. войск М. ежедневно совершал богослужения в кафедральном соборе. 14 февр. 1915 г. архиерей прибыл на рус. оборонительные позиции близ Гродно, совершил торжественное богослужение и произнес речь перед защитниками города; обошел под артиллерийским обстрелом противника укрепления, окропляя их защитников св. водой и благословляя Коложской иконой Божией Матери. Тогда нем. наступление было остановлено, но в авг. 1915 г. рус. войска были вынуждены оставить Гродно. Еще до этого М. был эвакуирован в Москву с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. Он вывез с собой епархиальные святыни - фоб с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского и Жировицкую икону Божией Матери, помещенные в храм Василия Блаженного. М. проживал в митрополичьих покоях Чудова мон-ря, проводил богослужения в храмах на Мясницкой ул., где в штате состояли эвакуированные гродненские священнослужители. После Февральской революции 1917 г., 14 апр. того же года, уволен Временным правительством из состава Синода вместе с др. его членами. Был участником Предсоборного Совета в Петрограде в июне-июле 1917 г. и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве В окт.-нояб. 1917 г., во время боев между отрядами большевиков и войсками Временного правительства, находился в кремлевском Чудовом мон-ре. Под артиллерийским обстрелом вместе с Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) и иноками перенес мощи митр. свт. Алексия в пещерную Ермогеновскую ц. и отслужил молебен. Во время гражданской войны М. оставался в Москве, принимал участие в заседаниях Синода под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) . Управление Гродненской епархией с сент. 1918 г. взял на себя викарий М. Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит, глава Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата). После советско-польск. войны 1920 г. Гродненская епархия оказалась на территории Польского гос-ва и в дальнейшем была включена в состав неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. Возвращение М. на Гродненскую кафедру стало невозможным. В нач. 1921 г. он был назначен настоятелем московского Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

Юрий, подобно Каину ознаменованный печатию злодейства, гонимый всеобщим презрением, не смея показаться ни Князьям, ни народу, уехал в Орду; скитался в степях несколько месяцев и кончил жизнь в одном пустынном монастыре области Рязанской. Он был последним из Владетельных Князей Смоленских, происшедших от внука Мономахова, Ростислава Мстиславича. Наконец пришло время явной вражды между Государем Московским и Литвою. Псков, освобожденный Новогородцами от всех обязанностей подданства, был управляем собственными законами; принимал Наместников от Василия Димитриевича, но избирал себе чиновников и Князей или Воевод, иногда чужеземных: так Андрей Ольгердович и сын его, Иоанн, несколько времени начальствовали в оном. Сия вольность не даровала благоденствия Псковитянам: угрожаемые с одной стороны Ливонским Орденом, с другой Витовтом, напрасно требовали они защиты от своих братьев, Новогородцев, которые завидовали успехам их счастливой торговли и не только отказывались помогать им, не только в мирных договорах с Немцами, с Литвою умалчивали о Пскове, но даже сами теснили и приходили осаждать его; не имея успеха в сих нападениях, мирились, и всегда неискренно. Сверх того он вторично был жертвою язвы, которая несколько раз возобновлялась. Чтобы воспользоваться его несчастием, коварный Витовт, будто бы честно объявляя войну, послал разметную Псковскую грамоту к Новогородцам, напал неожидаемо на владения Псковитян, взял город Коложе и пленил 11000 Россиян. В то же время Магистр Ливонский опустошил селения вокруг Изборска, Острова, Котельна. Еще не теряя бодрости, Псковитяне немедленно отмстили Витовту разорением Великих Лук и Новоржева, ему подвластных; отняли у Литвы Коложское знамя и разбили Немцев близ Киремпе: но, ведая меру сил своих, прибегнули к государю Московскому. Хотя они, подобно Новугороду, имели свою особенную систему политическую и в самом деле мало зависели от Великого Князя: однако ж Василий, называясь их Государем, решился доказать истину сего названия; отправил к ним брата, Константина Димитриевича, и, требуя удовлетворения от Витовта, начал собирать полки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Крепость кладки достигнута изумительно прочная, что, правда, не спасло храм от дальнейших разрушений. Своды храма обрушились уже в XV в. – при очередном военном потрясении. Самобытностью гродненского стиля XII в. было узорчатое покрытие пола из керамических плиток и полированных камней. Такой майоликовый пол из плиток желтого, зеленого и коричневого тонов великолепно украшает и теперь интерьер коложской церкви. Еще одной особенностью храма стало необычное декорирование его наружных стен. Они не были оштукатурены, как на других храмах, а украшены декоративным орнаментом из крестов, выполненных из многоцветной поливной керамики, что придает храму и сегодня во многом удивительный эффект сказочного терема. Хотя следует отметить, что символическое прочтение этой удивительной цветовой палитры позволяет некоторым исследователям говорить не о декоративном оформлении храма, а его всецелом подчинении христианской идеи созидающей силы Бога. Это перекликается со знаменитыми словами из Священного Писания царя-псалмопевца Давида: «Не для человека здание сие, а для Господа Бога» ( 1Пар. 29-1 ). Подобные приемы формирования художественного образа в архитектурных композициях с помощью поливной керамики прослеживаются и на отдельных памятниках византийской архитектуры того времени. Борисоглебский храм в Гродно Внутри храма первоначально были сооружены хоры, срубленные арки которых были обнаружены реставраторами уже в наше время. Интерьер церкви не был изначально, возможно, предназначен для полноценной росписи, о чем свидетельствует расположение «голосников», глиняных кувшинов, вмурованных в стены для улучшения акустических свойств помещения храма и выступающих горловинами наружу. Хотя документы проведенной реставрации 1870 г. говорят об открытых фресках домонгольского периода на конхах храма. Борисоглебская церковь не раз горела в пожарах многочисленных войн, подвергалась разрушениям и перестройкам, разделяя суровую судьбу своего народа. Церковь возвышается на высоком берегу реки Неман, который на протяжении многих столетий методично подмывается строптивыми водами.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В связи с занятием великокняжеского престола черниговской ветвью Рюриковичей – Ольговичами, эти мастера переехали в Киев, а прежняя артель покинула стольный град и была принята в Полоцке. Бывшие черниговские мастера работали не только в Киеве (Кирилловская церковь), но и во Владимире Волынском (Успенский, или Мстиславов, собор), в Смоленске (черырёхстолпный Петропавловский храм), в Каневе. Везде один почерк. Полоцкие же мастера (наследники киевской артели) создают храмы более динамичной композиции с повышенной центральной частью, с трёсторонними притворами (собор Бельчицкого монастыря) или только с одним западным притвором и пониженной алтарной частью, как в Спасском храме Спасо-Евфросиньевского монастыря. Создавший его мастер Иоанн (вероятно, монах или клирик), работавший под началом преподобной Евфросиньи Полоцкой, водрузил под барабаном декоративные закомары (именуемые в дальнейшем Кокошниками) с трёхлопастным очертанием. Это очередной шаг к будущим общерусским тенденциям формирования более вертикализированного объёма храма. Возможна связь этой полоцкой церкви с Благовещенским храмом в Витебске, построенным чуть ранее византийским мастером (здесь применена кладка подобная кладке греческих и сербских построек из тёсаных камней, со всех сторон обложенных несколькими рядами кирпича). В обеих церквах боковые апсиды утоплены в объём храма. Своеобразны церковные сооружения в Гродно, с вытянутым планом и весьма декоративными фасадами – со вставками в кладку керамики и даже распиленных валунов (так называемые Нижняя и Коложская церкви). В Великом Новгороде в десятые годы XII в. создаются расположенные широким шагом вдоль реки Волхова: Георгиевский собор Юрьева монастыря (мастер Пётр), Благовещенский храм на Рюриковом городище – на противоположном берегу, пятиглавый Никольский собор на Ярославовом дворище – на Торговой стороне в центре города, а также ниже по течению реки – собор Рождества Богородицы Антониева монастыря – видимо, трудами преподобного Антония Римлянина (здесь, в отличие от крещатых опор других трех построек, применены Тобразные предалтарные столпы, а в следующей их паре – восьмигранные).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Иосиф Рутский обвинял правосл. школы в том, что в них распространяются протестант. учения, и добивался, чтобы в них не учили латынь. В 1634 г. король издал распоряжение закрыть школу в Виннице, на территории правосл. митрополии не должно было существовать ни «латинских» школ, ни «латинской» типографии. В нач. 1635 г. было издано соч. Сильвестра (Косова) «Exegesis, или Справа о школах киевских и винницких» (Exegesis, to iest Danie sprawy о szkolach kijowskich i winickich), где опровергались обвинения в близости правосл. школ к протестантизму, обосновывалось право «русских» жителей гос-ва учить латынь. На сейме 1635 г. удалось добиться перемен. В жалованной грамоте, выданной православным, разрешалось «в школах киевских и виленских» преподавать латынь и греческий. Однако обучение должно было идти «не далее диалектики и логики», чтобы не допустить создания правосл. высших учебных заведений, где преподавали бы философию и теологию. П. и его советники в Киеве игнорировали эти распоряжения. Этот эпизод был отражением общих перемен в религ. политике властей Речи Посполитой, поскольку в сер. 30-х гг. XVII в. наметился отход от условий, изложенных в «Статьях успокоения». Главные положения «Статей...» - о законности существования правосл. Церкви и правосл. иерархии - неоднократно подтверждались решениями сеймов в 30-х гг. XVII в. Однако в конкретные условия соглашения в жалованной грамоте 1635 г. был внесен ряд изменений, неблагоприятных для православных. Одно из них касалось положения в Митрополичьей области. Согласно «Статьям успокоения», православным передавался гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь как резиденция митрополичьего наместника в Великом княжестве Литовском. В 1635 г. обитель была отдана униатам, также устанавливалось, что в старой резиденции Западнорусских митрополитов - Новогрудке - православные не должны иметь ни одной церкви. Не менее важным оказалось и то, что часто не было возможности реализовать предложенные условия на практике, прежде всего при разделе церковных имуществ между православными и униатами.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010