«Обратная связь» на встрече тоже работает. — Как к православным дискотекам отношусь? Ни разу не был, — ко всеобщему смеху отвечает на чей-то вопрос архиерей. — Не знаю, что они там делают. Может, на коленях стоят…. Говорит, когда был молодым, бабушки ужасались: танцы?! — упаси Боже — не спасешься! А сейчас? — Все можно, но не все полезно. Каждый человек должен нормально развиваться, я за «живых» людей. Но все нужно в меру. Пока можете владеть собой, воспитывайте себя нормальным человеком. …Следующая записка уже шуршит по столу: «Что делать, чтоб не быть теплохладным?». «Переливание крови», — быстро реагирует владыка. И уже серьезно: — Сам теплохладный, сам ленивый — не могу здесь советовать особенно. Стучите и отворят вам. Не дожидайтесь инфаркта. Все начинается с молитвы, но в одночасье ничего не происходит — чтобы мы поняли, что невозможно спастись без Христа. Репетиция хора духовенства Гродненской области Позади множество встреч, бесед и историй — день пролетает моментально, а сам город, сердцевину епархии, мы почти не видели. На следующее утро нашим временным экскурсоводом по Гродно станет протоиерей Александр Велисейчик, молодой благочинный Гродненского округа, большой любитель и знаток истории. Коложа: мировое наследие ЮНЕСКО «Здравствуйте!», — кричат дети отцу Александру. «Четыре», — мысленно считаю я, сколько раз люди на улице здороваются с нашим новым провожатым. Снова ощущение, что все друг друга здесь знают. Борисо-Глебская Коложская церковь, г. Гродно Отец Александр — из священнической семьи: отец и брат — священники. Из его кабинета, уставленного кубками за баскетбольные турниры православной молодежи, отправляемся в центр города. В любом городе есть своя «Красная площадь», своя «изюминка», особенная гордость. Для Гродно это, прежде всего, Борисо-Глебская Коложская церковь, Коложа, — потрясающей красоты храм XII века на берегу Немана. Больше нигде в мире вы не увидите такой церкви. На Гродненщине в средние века было принято украшать храмы очень своеобразным способом: в стены с внешней стороны помещались огромные обтесанные камни — в нижний ярус, а выше — из полудрагоценных камней выкладывались мозаикой кресты.

http://pravoslavie.ru/43000.html

В 1845 г. храм был закрыт из-за угрозы обвала стен. В апр. 1853 г. вслед. оползня, вызванного разрушением берега Немана, обрушились юж. и часть зап. стены, в 1889 г.- юж. апсида. В 1872 г. в уцелевшей алтарной части была устроена часовня, где в летнее время совершались богослужения. В 1895-1896 гг. под наблюдением губ. архитектора и инженера Н. Б. Романова были проведены консервационные работы с устройством в юж. части храма легких деревянных стен, а также деревянной кровли. Учрежденная при Святейшем Синоде специальная комиссия (1904) рассматривала вопрос о восстановлении церкви в первоначальном виде «с возведением недостающих частей по образцу существующих». Консервационно-ремонтные работы производились в 1910-1911 гг., когда были заложены ниши и портал сев. стены, в 1935 и 1967-1970 гг. В 1906 г. по благословению еп. Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) в Коложской ц. вновь был освящен престол во имя св. мучеников Бориса и Глеба и возобновились богослужения. В советское время храм был закрыт, в 1948 г. передан историко-археологическому музею (с 1977 - филиал Республиканского музея истории религии и атеизма). В нач. 90-х гг. XX в. возвращен РПЦ, возобновились богослужения, в 1996 г. установлен деревянный иконостас. Храм находится на учете ЮНЕСКО, однако вопрос о спасении древнего памятника остается открытым. Арх.: НИАБ. Ф. 1755. Оп. 1. Д. 23. Л. 197-197 об.; Ф. 14. Д. 820; ЦГИА Украины в Киеве. Ф. 201. Оп. 4. Д. 2810. Ист.: Извлеч. из отчета обер-прокурора Святейшего Синода. СПб.,1839. 9; 1872. 60; 1874. 84; Грамота Сигизмунда III на сан архимандрита Гродненского мон-ря св. мч. Бориса и Глеба, Михаилу Годкинскому 1612 г.//АВАК. 1865. Т. 1. С. 31-32; Вводный лист Гродненскому архимандриту, для ввода его в Коложский мон-рь с фольварком и крестьянами на основании конфирмации короля 1612 г.//Там же. С. 33-34; Привилегия кор. польского Сигизмунда III на 36 уволок лесу и сеножатей, данная Гродненскому мон-рю св. мч. Бориса и Глеба 1613 г.//Там же. С. 35-37; Духовное завещание мещанина И. Сергеевича//Там же. С. 55-56; Привилегия кор. польского Сигизмунда I на приобретенные от разных лиц незаселенные земли//Там же. С. 63-64; Инвентарь Гродненского Коложского базилианского мон-ря//АСЗР. 1870. Т. 9. С. 409-412; Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского мон-ря/Сост.: архим. Игнатий (Кульчинский)//Там же. С. 412-414; Записки Иосифа, митр. Литовского. СПб., 1883. Т. 3. С. 782-1101; АВАК. 1874. Т. 7. С. 529; 1890. Т. 17. С. 4.

http://pravenc.ru/text/168167.html

Адрес: 230023 г. Гродно, ул. Ожешко, 23 Телефон дежурного: +375-152 - 72 29 99 Борисоглебский храм (Гродно) [ править править код ] Борисоглебский храм (Гродно), XII век Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь - единственнный сохранившийся в г.Гродно храм XII века. Храм одноименен городенским удельным князьям Борису и Глебу. По всей видимости, инициаторами его строительства могли быть или они сами, или их отец - Всеволод (Всеволодко) Давидович, правнук киевского князя Ярослава Мудрого. Коложская церковь - замечательный образец древнерусского зодчества и подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана. Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. Адрес: 230029 г. Гродно, ул. Коложа, 8 Телефон: +375 152 77 07 63 Храм Собора Всех Белорусских Святых (Гродно) [ править править код ] Храм Собора Всех Белорусских Святых, Гродно В 1994 г. в городе Гродно по благословению Высокопреосвещеннейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого была зарегистрирована община в честь «Собора Всех Белорусских Святых». Местом строительства храма был выбран микрорайон Вишневец, ведь именно здесь во время Великой Отечественной войны, сначала в 1941, а затем в 1943 гг., прошли страшные бои, унесшие тысячи человеческих жизней. В декабре 1998 г. указом Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского духовное пастырство над церковной общиной с последующим строительством храма было поручено священнику Свято-Покровского Кафедрального собора иерею Анатолию Ненартовичу. Одними из инициаторов строительства и первыми жертвователями стали гродненские предприниматели Валентин Дуботовка и Виктор Колацкий. В 1999 г. в день Собора Всех Белорусских Святых, после Божественной Литургии в Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви, духовенство и миряне на своих руках пронесли через весь город деревянный крест в форме Креста преподобной Евфросинии Полоцкой, который и установили на месте будущего строительства храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Мост через Неман плавно соединяет исторический центр Гродно с современными кварталами      — Несколько храмов-новостроек в вашей епархии возводятся по проектам польского архитектора Ежи Устиновича — на первый взгляд, если честно, не вполне традиционным... — Не могу согласиться с такой оценкой, поскольку абсолютно во всех храмах, спроектированных профессором Устиновичем, прослеживается современное прочтение архитектурных канонов как древнерусского, так и византийского храмостроительства. Именно поэтому один из его проектов победил в Москве в конкурсе архитекторов, проводимом при поддержке Финансово-хозяйственного управления Мос­ковского Патриархата. Должен также сказать, что этот польский зодчий предоставляет нам свои чертежи совершенно бесплатно, за что мы ему весьма благодарны. Вообще же мы считаем основополагающим первозданный облик Борисоглебской Коложской церкви. Никто не знает, правда, как он выглядел целиком, так как вид его купола нам неизвестен. Но очевидно: этот храм XII века возводился в лучших традициях византийской архитектуры. Имея в виду внешний облик наших церквей, мы хотели бы закрепиться на образе Коложи, тем более что ее архитектурные элементы входят в епархиальную геральдику. И вот, к примеру, храм в честь Собора всех Белорусских святых у нас построен так, как автор его проекта представил себе один из возможных вариантов первоначального вида Коложской церкви. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий родился 25 апреля 1952 г. в Минске. Учился в Белорусском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1976 г. после демобилизации поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — в Ленинградскую духовную академию, где окончил три курса. С 1979 г. исполнял различные послушания при Успенской церкви г. Олонца (Карелия). В 1982 г. рукоположен во диаконы. В 1982–1984 гг. служил в минском храме св. блгв. кн. Александра Невского. Рукоположен во иереи 24 марта 1984 г. Пострижен в монашество 3 января 1996 г., 8 января того же года возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафед­ральном соборе Минска хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского, 18 июля 2012 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/122538.html

Также недавно закончилась уникальная реконструкция Коложской церкви. Коложа — наша главная достопримечательность, наша гордость. В середине XIX века изменилось русло Немана, и река подошла непосредственно к храму. В ночь на 2 апреля 1853 года южная стена и половина западной стены обрушились в Неман. В конце XIX века берег укрепили, а вместо утраченных кирпичных стен поставили новые — деревянные. Так храм простоял до последней реконструкции. К сожалению, не сохранилось ни одного изображения первоначального храма. Самое раннее его изображение — на гравюре Маттиаса Цюндта, изготовленной в 1568 году в Нюрнберге. Там храм изображен весьма условно. До революции, в советское время и сейчас делались попытки восстановить исторический облик Коложи. Один из таких вариантов был взят за основу для строительства нового храма в одном из микрорайонов Гродно. Архитекторы, изучив все данные, создали вариант реконструкции Коложской церкви — примерно такой, какой ее могли видеть в XII веке. На основе этой реконструкции мы возводим новую Коложу в стиле гродненской архитектурной школы. — Какой Вы видите приходскую жизнь вокруг храма? Какие меры принимаются для развития прихода? — Сейчас при строительстве храма мы сразу планируем и приходской дом для встречи с прихожанами и работы с молодежью, и детскую площадку. Я настаиваю также на том, чтобы при каждом храме был парк и зона бесплатного Wi-Fi, чтобы людям было приятно прийти на храмовую территорию и отдохнуть, побыть с семьей. На приходах обязательно занимаются благотворительностью. Проходят общие встречи на Рождество, на Пасху, начало учебного года и в другие важные дни. На Пасху и на Рождество священник обходит семьи и людей, которые остались без внимания. Каждое Рождество и Пасху вся епархия участвует в масштабном проекте — закупаем оборудование в выбранное социальное учреждение. Пытаемся улучшить быт людей, которые находятся в непростом положении. В городских храмах есть сестричества, братства, которые опекают семьи, испытывающие определенные трудности, инвалидов, престарелых. У нас развито скаутское движение. Подростки и молодежь учатся выживать в тяжелых условиях, ориентироваться на местности, жить в палатках — все это проходит под эгидой приходов. Молодежные группы, молодежные братства, летние лагеря организует каждое благочиние. Есть ежегодный епархиальный слет с участием всех церковных округов. По 300 человек собирается из разных районов. Помимо богослужений проводится программа для детей: подарки, помощь, беседы, мастер-классы по интересам, подвижные игры. Летом 2023 года был организован лагерь для детей с инвалидностью.

http://patriarchia.ru/db/text/6087407.ht...

Говорит, когда был молодым, бабушки ужасались: танцы?! — упаси Боже — не спасешься! А сейчас? — Все можно, но не все полезно. Каждый человек должен нормально развиваться, я за «живых» людей. Но все нужно в меру. Пока можете владеть собой, воспитывайте себя нормальным человеком. …Следующая записка уже шуршит по столу: «Что делать, чтоб не быть теплохладным?». «Переливание крови», — быстро реагирует владыка. И уже серьезно: — Сам теплохладный, сам ленивый — не могу здесь советовать особенно. Стучите и отворят вам. Не дожидайтесь инфаркта. Все начинается с молитвы, но в одночасье ничего не происходит — чтобы мы поняли, что невозможно спастись без Христа. Позади множество встреч, бесед и историй — день пролетает моментально, а сам город, сердцевину епархии, мы почти не видели. На следующее утро нашим временным экскурсоводом по Гродно станет протоиерей Александр Велисейчик, молодой благочинный Гродненского округа, большой любитель и знаток истории. Регент — протоиерей Андрей Бондаренко, композитор, лауреат государственной премий за оперу «Князь Habarpaдcki» (1994). До рукоположения в диаконы в 1995 году преподавал композицию, руководил Гродненской капеллой. Репетиция хора духовенства Гродненской области Коложа: мировое наследие ЮНЕСКО «Здравствуйте!», — кричат дети отцу Александру. «Четыре», — мысленно считаю я, сколько раз люди на улице здороваются с нашим новым провожатым. Снова ощущение, что все друг друга здесь знают. Борисо-Глебская Коложская церковь, г. Гродно Отец Александр — из священнической семьи: отец и брат — священники. Из его кабинета, уставленного кубками за баскетбольные турниры православной молодежи, отправляемся в центр города. В любом городе есть своя «Красная площадь», своя «изюминка», особенная гордость. Для Гродно это, прежде всего, Борисо-Глебская Коложская церковь, Коложа, — потрясающей красоты храм XII века на берегу Немана. Больше нигде в мире вы не увидите такой церкви. На Гродненщине в средние века было принято украшать храмы очень своеобразным способом: в стены с внешней стороны помещались огромные обтесанные камни — в нижний ярус, а выше — из полудрагоценных камней выкладывались мозаикой кресты.

http://foma.ru/grodno-vostochnoe-xristia...

Упомянутая техника изготовления иконы на медной пластине может прояснить время создания иконы, т. к. имела достаточно локальный характер распространения. Напр., подобные изображения были характерны для иконописной мастерской Киево-Печерской лавры (наиболее ранние иконы в такой технике находятся в ц. прп. Варлаама в Ближних пещерах и датируются 1691 г., в XVIII в. большинство лаврских храмов было украшено композициями на металле). В наст. время в Коложской Борисоглебской ц. на левом предалтарном столбе находится написанная в 2004 г. на основе литографии XIX в. в традиц. иконописной технике копия К. и. (мастерская П. Жарова). Небольшой образ в среднике (соответствует размерам древней иконы) окружают разработанные прот. Александром Велисейчиком клейма истории и чудес К. и. с сопроводительными надписями: нищий с иконой получает от Господа повеление; братия Коложской обители принимают образ; исцеление ноги болящего в Великий пост в 1889 г.; еп. Иоаким (Левитский) совершает молебен перед К. и. на открытие самостоятельной Гродненской епархии в 1900 г.; исцеление ноги болящего в 1911 г. (архиеп. Михаил (Ермаков) помещает на иконе серебряный приклад в виде ноги); архиеп. Михаил служит молебен перед К. и. на соборной площади в Гродно в 1914 г.; кронпринц Вильгельм отворачивает войска от Гродно; архиеп. Михаил обходит с иконой форты Гродненской крепости; святые царь Николай, царица Александра, великие княжны Ольга, Татиана молятся перед К. и. в 1914 г.; перенесение К. и. в Вел. Русь в 1915 г. В последнем, 10-м, клейме дано изображение призывающего к покаянию св. Иоанна Предтечи. Как и древняя святыня, возобновленная икона украшена мн. прикладами - обетными и благодарственными приношениями верующих за помощь Пресв. Богородицы. 2 дек. 2012 г. архиеп. Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко) освятил домовую ц. в честь Коложской иконы Божией Матери при Борисоглебском храме. Это единственная в РПЦ церковь с таким посвящением. Фасад домовой церкви украшен изображением К. и. Празднование иконы - 24 мая, если эта дата совпадает с воскресным днем; при несовпадении - в ближайшее воскресенье после этой даты. Составлена «Служба Пресв. Богородицы ради Ея чудотворныя иконы, именуемой «Коложская», яже на Белой Руси во граде Гродно».

http://pravenc.ru/text/1841772.html

Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1839 году Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского. В советское время монастырь был закрыт. Борисоглебский храм был возвращен Церкви в 1991 году и в настоящее время является приходским. Храмы: Афанасия Брестского, Бориса и Глеба. http://drevo-info.ru/articles/18052.html В исторической части Гродно, на высоком правом берегу Немана, неподалёку от старинного замка, стоит небольшая церквушка во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известная также как Коложская - по названию урочища, которое когда-то находилось на этом месте. Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодовичей и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. В честь первых русских святых Всеволод Давыдович Гродненский назвал своих старших сыновей, которые после смерти отца зимой 1141 года возглавили Гродненское княжество. Наличие храма с Борисоглебским посвящением в древнем Гродно и соответствующей практики имянаречения местных князей со всей очевидностью доказывает, что культ первых русских святых являлся частью церковной жизни Гродно XII века. По другой версии - храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение церкви осуществлялось на месте урочища Коложань (слово " коложень " обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В 1839 г. Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. Большой опасностью для Коложского храма на протяжении нескольких столетий служили войны. Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Следы ремонтов XV, XVI, XVII, XVIII вв. можно проследить по стенам Коложи. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1853 году в ночь с 1 на 2 апреля вся южная стена и часть западной стены здания древней церкви вместе с потолком обрушились, только крыша каким-то чудом удержалась на стропилах. После стихийного бедствия 1853 г. неоднократно выдвигались проекты по реставрации Борисо-Глебской церкви. Реставрационные работы начались только 1894 г. За это время храм пережил еще два оползня - 1864 и 1889 годов. С 1896 по 1906 годы были проведены работы по укреплению берега, возведению видовой площадки и возведению деревянных стен и крыши храма. В 1906 году состоялось освящение восстановленного храма. В 1904 году возник вопрос о полном восстановлении Коложской церкви в первоначальном виде. Были проведены исследовательские работы, составлен проект реставрации. В 1910 году были проведены подготовительные работы. Но реставрационные работы прервала Первая мировая война. В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений, а в 1948 г. передана историко-археологическому музею. Рядом местные власти открыли парк для народных гуляний. В 1967 г. Замковая гора и Коложский храм были объявлены Историко-археологическим заповедником. В 1977 г. храм стал филиалом Республиканского музея атеизма и религии. В начале 80-х гг. после проведения некоторых реставрационных работ храм стал «музейным экспонатом». И только в начале 1990-х гг. Свято-Борисо-Глебская церковь была возвращена Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В 1911 году вместо старой часовни был построен новый деревянный храм. В 1961 церковь была закрыта, утварь и чудотворная икона вывезены. В 1988 году храм был возращен верующим, а в 2003 обретена Сукневичская икона Божией Матери и возвращена в церковь. В этом же году храм был капитально отремонтирован и обложен кирпичом. Адрес: 231001, Гродненская обл., Сморгонский р-н, д. Сукневичи Телефон: +375 (1592) 2-21-51 Борисоглебский храм (Гродно) [ править править код ] Борисоглебский храм (Гродно), XII век Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь - единственнный сохранившийся в г.Гродно храм XII века. Храм одноименен городенским удельным князьям Борису и Глебу. По всей видимости, инициаторами его строительства могли быть или они сами, или их отец - Всеволод (Всеволодко) Давидович, правнук киевского князя Ярослава Мудрого. Коложская церковь - замечательный образец древнерусского зодчества и подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана. Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. Адрес: 230029 г. Гродно, ул. Коложа, 8 Телефон: +375 152 77 07 63 Собор Всех Белорусских Святых (Гродно) [ править править код ] Храм Собора Всех Белорусских Святых, Гродно Собор Всех Белорусских Святых (Гродно). В 1994 г. в городе Гродно по благословению Высокопреосвещеннейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого была зарегистрирована община в честь «Собора Всех Белорусских Святых». Местом строительства храма был выбран микрорайон Вишневец, ведь именно здесь во время Великой Отечественной войны, сначала в 1941, а затем в 1943 гг., прошли страшные бои, унесшие тысячи человеческих жизней. В декабре 1998 г. указом Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского духовное пастырство над церковной общиной с последующим строительством храма было поручено священнику Свято-Покровского Кафедрального собора иерею Анатолию Ненартовичу. Одними из инициаторов строительства и первыми жертвователями стали гродненские предприниматели Валентин Дуботовка и Виктор Колацкий. В 1999 г. в день Собора Всех Белорусских Святых, после Божественной Литургии в Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви, духовенство и миряне на своих руках пронесли через весь город деревянный крест в форме Креста преподобной Евфросинии Полоцкой, который и установили на месте будущего строительства храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродненская_об...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010