Корр. Каковы некоторые из тех первоочередных задач, которыми Вы планируется заняться непосредственно? Архиепископ Иероним: Церковь оказала мне честь, избрав Архиепископом Афинским и всей Эллады, и в этом качестве у меня, я бы сказал, две миссии. Во-первых, служить Афинской Архиепископии. Мое служение до сих пор в Фивейской митрополии было пробой того, что я продолжу на новом посту. И второе, я являюсь Председателем Священного Синода Иерархии Элладской Церкви. Здесь все несколько по-другому, и желание одного, пусть Председателя, хотя, конечно и представляет собой существенный  элемент, однако роль играет желание многих. Синодальная система должна функционировать правильно, и решения должны приниматься коллегиальным путем, так что еще преждевременно говорить о какой-то программе. Мы ожидаем, что в результате встреч и дискуссий со всей полнотой Церкви, будут приняты решения по общим вопросам, касающимся как Элладской Церкви, так и всего Православного мира. Корр. Что значит для Вас управлять Церковью? Архиепископ Иероним: Положение Первого никогда не является положением администратора или управляющего, который имеет власть, потому что Сам Господь нам сказал: не будьте, как те, кто повелевает народами, будьте иными. Христос сказал нам, что тот, кто хочет быть первым, должен стать всем слугой. Поэтому наша цель — служить людям, а когда мы по-настоящему служим людям и народу, то служим Самому Богу. Корр. Что вы думаете о своем предшественнике, покойном Архиепископе Христодуле? Архиепископ Иероним: Покойный Архиепископ Христодул, с которым мы были связаны дружбой со студенческих лет, оставил большое наследие Элладской Церкви. Мы все, кто был на отпевании, а затем на кладбище, видели, сколько народу участвовало в этом событии, и именно это участие свидетельствует о том наследии, что почивший оставил и нам. Архиепископ Христодул сделал очень много хорошего, заложив многие основы, поэтому нам остается сейчас не пренебрегать этим значительным вкладом, но воспользоваться им и приумножить его по мере возможности. Корр. Благодарим Вас, Ваше Блаженство. Интервью приводится в сокращении Специально для Богослов.Ru Анатолий Чуряков

http://pravmir.ru/intervyu-novoizbrannog...

В Афинах начинается Всенощное бдение «о мире всего мира» HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Телиженко В Афинах начинается Всенощное бдение «о мире всего мира» Призывая верующих к особым молитвам во время, когда над планетой сгустились тучи войны, Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул сделал следующее заявление: «Постоянно увеличивающаяся угроза миру и опасность военного взрыва на обширной территории нашего региона объединяет сердца всех любящих мир людей по всей земле». Афины, 7 марта 2003 г. Сегодня, 7 марта, в 8 часов вечера по Афинскому времени (20.00 – 01.00) в кафедральном соборе Афин начнется Всенощное бдение «о мире всего мира». Призывая верующих к особым молитвам во время, когда над планетой сгустились тучи войны, Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул сделал следующее заявление: «Постоянно увеличивающаяся угроза миру и опасность военного взрыва на обширной территории нашего региона объединяет сердца всех любящих мир людей по всей земле. Ныне остается мало надежд в предотвращении столкновения, которое будет иметь разрушающие последствия для сотен тысяч невинных людей, трагически отразится на окружающей среде и непредсказуемо отзовется на системе всемирной безопасности, стабильности и экономики. Церковь вовремя определила свое положение против войны и за мир, стараясь убедить соответствующие международные организации и вообще сильных мира сего, что война не является средством урегулирования кризиса, а скорее – способом увеличения напряжения, вызывающего болезненные для человечества, долговременные противодействие и месть, которые, в свою очередь, тоже будут направлены против людей невинных, жертв бесчеловечной «логики», нивелирующей лица и пытающейся подчинить человеческую совесть призраку страха и угроз. Последняя оставшаяся надежда – это молитва. Вместо того, чтобы в агонии наблюдать за истощением временных ограничений и подготовкой военных операций, прибегнем к молитве. Объединим наши взывания к Владыке мира и все вместе умолим Его отвратить, хотя бы в этот последний раз, угрозу войны. Умолим Его просветить политических лидеров, чтобы они нашли другие способы урегулирования кризисов, способы, которые будут обеспечивать всемирное спокойствие, гарантировать демократию и человеческие права любого народа, который, годами живя в шкуре тоталитаризма и всеобщего несчастья, не может, да и не должен приобретать свою свободу, оплакивая невинных. Умолим Владыку отвратить угрожающее всеобщее столкновение культур с его неясными последствиями. Умолим вдохнуть в весь мир единство и любовь для общего сосуществования и общего прогресса». Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Элладская Церковь протестует против разрушения армянских памятников в Нахичевани HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Элладская Церковь протестует против разрушения армянских памятников в Нахичевани Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул и Священный Синод Элладской Православной Церкви выступили с протестом против разрушения армянских памятников в Нахичеванской провинции, с 1921 года входящей в границы Азербайджана. Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул и Священный Синод Элладской Православной Церкви выступили с протестом против разрушения армянских памятников в Нахичеванской провинции, с 1921 года входящей в границы Азербайджана. " Разрушение священных мест и памятников составляет одну из самых черных страниц человеческой истории " , - говорится в распространенном заявлении главы Элладской Церкви. Подобные действия " нарушают основные принципы толерантности и мирного сосуществования народов " , поэтому Элладская Церковь обратилась в ряд международных организаций с призывом " предпринять все усилия для того, чтобы армянские религиозные и исторические памятники в Цуфле были сохранены, восстановлены и пользовались уважением " . В официальном сообщении афинского Синода со ссылкой на базирующийся в греческой столице Национальный совет армян и архиепископа Хорена Тограматзяна, религиозного лидера армянского меньшинства в Греции, сообщается, что недавно группа из двухсот азербайджанских солдат " разрушила с особенной жестокостью археологические сокровища, расположенные на армянском кладбище в Цуфле, провинция Нахичевань " . История кладбища насчитывает уже пятнадцать столетий, говорится в сообщении, сообщает " Интерфакс-Религия " . Лидеры греческих армян утверждают, что разрушение этих монументов продолжается уже несколько десятилетий и направлено на " уничтожение всех свидетельств армянского присутствия в этой области " . В последнее время азербайджанскими властями предпринимаются усилия, чтобы окончательно завершить эту работу; при этом они пользуются " полным отсутствием армян в данном регионе " после армянско-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Священный Синод также обвиняет " мировые сверхдержавы и международные организации " в " вялости и неэффективности " при отстаивании человеческих прав " беззащитных народов " . Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Визит Римского Папы вызывает глубокие разногласия в греческом обществе HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Телиженко Визит Римского Папы вызывает глубокие разногласия в греческом обществе В новом воззвании, готовящемся от имени Священного Синода и которое должно будет быть подписано на грядущем заседании всеми синодальными архиереями, еще раз уточнится общая позиция Церкви относительно встреч с представителями и предстоятелем Римско-Католической Церкви и будет подчеркнуто, что Архиепископ не будет участвовать в общей молитве с Римским понтификом и не будет вести никакого богословского диалога с ним. Афины, 26 апреля 2001 г. 4 и 5 мая Папа Иоанн Павел II будет находиться в Афинах. Ещё задолго до своего осуществления, этот визит вызывал и вызывает глубокие разногласия в обществе. В церковной среде Греции эта тема приобретает всё больший размах. После принятого Синодом решения принять Папу в Афинах волна протеста в церковных кругах захлестнула Элладу. Не помогла и особо изданная по этому поводу энциклика Священного Синода, и эта острая проблема заставила Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула созвать синодальных иерархов на внеочередное заседание, которое произойдёт в пятницу, 27 апреля. Как стало известно, в новом воззвании, готовящемся от имени Священного Синода и которое должно будет быть подписано на грядущем заседании всеми синодальными архиереями, еще раз уточнится общая позиция Церкви относительно встреч с представителями и предстоятелем Римско-католической церкви и будет подчеркнуто, что Архиепископ не будет участвовать в общей молитве с Римским понтификом и не будет вести никакого богословского диалога с ним. В то время как реакция, начинаясь со Святой Горы, нарастает, Архиепископа (а именно на него, " умывая руки " , взваливают всю ответственность приглашения Римского понтифика многие греческие иерархи) поддерживает Вселенский Патриарх, в очередной раз повторяющий огромное число раз произнесённые им слова: " Православие обладает Истиной, не боится никого и беседует со всеми, поскольку общение между христианами, особенно в нашу эпоху, составляет исключительную потребность, если мы желаем успешно, как Церкви, с нашей собственной точки зрения противостоять современным проблемам человека " . Многими это было воспринято как попытка поддержать Элладскую Церковь и лично Архиепископа Христодула, на самом же деле является скорее сконцентрированной в одной фразе общей позицией предстоятеля первой в Православных диптихах Поместной Церкви. Просто удачно совпало, что взгляд Святейшего Варфоломея на такой " горячий " для всего Православного мира вопрос совпал с последним решением Синода Элладской Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Константинопольская делегация оказывает давление на правительство Греции HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Константинопольская делегация оказывает давление на правительство Греции Делегация Константинопольского Патриархата прибыла 3 мая в Афины, чтобы убедить греческое правительство не ратифицировать решений, принятых Элладской Церковью. Согласно опросу, проведенному в Греции на прошлой неделе, большинство верующих поддерживает Архиепископа Христодула. Афины, 4 мая 2004 г. Делегация Константинопольского Патриархата прибыла 3 мая в Афины, чтобы убедить греческое правительство не ратифицировать решений, принятых Элладской Церковью. 26 апреля Элладский Священный Синод выбрал трех архиереев для вдовствующих уже более полугода кафедр. По Уставу, это решение может вступить в силу только после его ратификации государством. В состав Константинопольской делегации входят четыре митрополита: Пергамский Иоанн, Эфесский Хризостом, Филадельфийский Мелитон, Галльский Эммануил, сообщает Македонское агентство новостей. Они пытаются оказать давление на греческое правительство, чтобы дезавуировать решения, против которых выступает Патриарх Варфоломей. 3 мая делегация, прибывшая из Стамбула, встречалась с президентом Республики Костисом Стефанопулосом и министром иностранных дел Греции Петросом Моливиатисом. Затем архиереи общались с лидерами политических партий. 4 мая делегация встретилась с премьер-министром Костасом Караманалисом и министром образования Мариэттой Гианнаку. После этого митрополит Эфесский Хризостом заявил, что встречи прошли успешно и он доволен их результатами. В то же время Константинопольские архиереи не раскрывали деталей состоявшихся переговоров. Принято решение, что министр образования в ближайшее время посетит Стамбул, чтобы найти выход из сложившегося кризиса. Элладская Церковь поддержала это решение. Согласно опросу, проведенному в Греции на прошлой неделе, большинство верующих поддерживает Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула. При этом более 50% опрошенных греков впервые заявили, что Церковь должна быть отделена от государства. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Греческие иерархи комментируют ситуацию в Элладской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Греческие иерархи комментируют ситуацию в Элладской Церкви Православие.Ru , 11 февраля 2005 г. Архиепископ Христодул / " Я наблюдаю за тем, что пишут и говорят о нашей Церкви. Церковь - сила и духовная опора греческого народа. И поэтому мы просто обязаны ее защитить. У меня же в этих условиях одна задача: очистить церковь, не идя ни на какие компромиссы. Ответственно, решительно, прозрачно и законно " , - заявил предстоятель Элладской Православной Церкви блаженейший Христодул. Причиной возникшего скандала стало бездействие церковных судов. В некоторых случаях имело место коррупция, в других судьи смешивали естественное почитание Церкви как института с отношением к проступкам и преступлениям отдельных ее представителей. Из сочувствия выносились оправдательные приговоры преступникам. Пользуясь лояльностью судей, в Церковь проникали откровенно враждебные элементы, которые прикрываясь авторитетом Церкви, вершили свои темные дела. " Церковь должно уважать как институт, из этого не следует, что судьям надо было покрывать отдельных недостойных ее представителей " , заявил один из самых авторитетных современных греческих иерархов владыка Иерофей Навпактский. Он сравнил ситуацию с нарывом, который не был вовремя вылечен. По его мнению, ситуация была доведена до крайней степени обострения искусственно. Результатом стал мощный удар по Церкви, клирикам, иерархам и мирянам, по всему православию в целом. Чтобы объективно оценить ситуацию, сложившейся в Элладской Церкви, процитируем выступлению ее предстоятеля - Блаженейшего Архиепископа Афинского и всея Греции Христодула. Вот что заявил Архиепископ на проповеди после окончания службы в кафедральном соборе Афин 5 февраля: " Церковь - это не только мы с вами. Во главе Церкви наш Господь и Спаситель Иисус Христос, который и направляет церковный корабль по бурному житейскому морю. Волны, которые время от времени усиливаются, не смогут привести к гибели корабля. Эту церковь дал нам Господь, и ей мы служим всеми своими силами. Да, мы грешим и совершаем ошибки, но ведь никто не является совершенным. Мы несовершенны, грешны, несем ответственность перед Богом, но это ни коим образом не бросает тень на славу и духовное богатство нашей матери Церкви. В церковной жизни ошибки и слабости людей ни при каких обстоятельствах не должны скрывать силу глубину любви Господа к людям " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Греции отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы (версия для печати)/Православие.Ru В Греции отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы Православие.Ru , 15 августа 2006 г. Афины, 15 августа 2006 г. В Греции во вторник торжественно отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы. Элладская Православная Церковь живет по новому стилю, так что непереходящие праздники церковного календаря отмечает почти на две недели раньше, чем Русская Православная Церковь. Главные торжества с участием архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула прошли в северной области Македония, в монастыре Богородицы Сумела, которую особо почитают греки-понтийцы, выходцы из Турции и стран бывшего Советского Союза. Традиционно службу в монастыре посетили политики и представители властей предержащих во главе с руководителем парламента страны и лидером парламентской оппозиции. «Пресвятая Богородица всех нас объединяет», – сказал в проповеди после богослужения предстоятель Элладской Церкви архиепископ Христодул. – «Мы все братья, и нет оправдания разделениям, размежеваниям, ревности и мстительности». Он также упомянул об «отвратительных и не имеющих аналогов в истории» событиях последних недель на Ближнем Востоке и подчеркнул, что народ и Церковь Греции с первых минут поспешили на помощь мирным жителям, пострадавшим от войны, собрав значительное количество гуманитарной помощи. После богослужения архиепископ Христодул возложил венок к памятнику Александру Ипсиланти, видному деятелю греческого национального возрождения XVIII века. Ипсиланти, будучи дипломатом на службе Порты, в 1774 году подписал Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Российской империей, и вскоре стал господарем Валахии после вывода из нее российских войск. Праздник Успения в Греции является всенародным, этот день считается государственным праздником и объявлен выходным. Этот праздник часто используют и политики для того, чтобы выказать свою близость с народом. Так, лидер парламентской оппозиции Георгиос Папандреу успел за два дня посетить празднества в Македонии и на острове Парос в Эгейском море, а премьер-министр Греции Костас Караманлис направился к одной из главных святынь Греции – чудотворной иконе Божией Матери на острове Тинос. После службы он, по примеру архиепископа Христодула, также заявил журналистам, что в праздник Успения благополучной Греции следует подумать об обездоленных жертвах войны на Ближнем Востоке и сделать все от нее зависящее, чтобы помочь мирным жителям, пострадавшим от войны в Ливане.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Предстоятель Элладской Церкви посетил Константинополь Афины, 24 июня 2006 г. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул 24–26 июня совершает визит в Стамбул, где намечена встреча с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Об этом сообщила пресс-служба Афинской Архиепископии. Предстоятель Элладской Церкви лично поздравит Вселенского Патриарха с Днем ангела. Также архиепископ Христодул планирует выразить Патриарху полную поддержку перед лицом националистических выступлений в Турции, организаторы которых требуют изгнания Константинопольского Патриархата с территории страны. «Предпосылки для встречи, на которой будут обсуждаться эти вопросы, весьма благотворны, несмотря на отмеченные в последние дни попытки части средств массовой информации создать вокруг нее атмосферу конфликта», — говорится в заявлении Архиепископии. Отношения между Элладской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом не всегда были безоблачными. Так, в 2005 г. имел место конфликт по вопросу об утверждении митрополитов трех северных епархий Греции, так называемых Новых земель, которые административно подчиняются Элладской Церкви, однако назначаются с одобрения Вселенского Патриарха. Эти разногласия удалось преодолеть не без помощи светской власти: компромисса между двумя греческими Церквями настойчиво добивалось министерство образования и исповеданий Греции. В последние дни некоторые греческие газеты писали о якобы имевшем месте новом споре между Фанаром и Афинами, касающемся вопроса о назначении и отстранении от своих обязанностей зарубежных священнослужителей. Представители Элладской Церкви категорически опровергли эти сообщения. Константинопольский Патриархат испытывает в последнее время значительное давление со стороны турецкого правительства, отказывающегося признавать Патриархат. Как неоднократно заявляли официальные лица в Анкаре, Константинопольский Патриарх является турецким гражданином, и именно в этом качестве они готовы признавать его. Никакого международного, тем более вселенского статуса Патриархата турецкие власти признавать не намерены. Незадолго до визита архиепископа Христодула в Стамбул значительно активизировались турецкие националисты. Они не только поддерживают позицию турецкого правительства, но и идут в своих требованиях дальше, требуя изгнать Патриарха Варфоломея с турецкой территории. Националистический блок «Платформа национальных сил» неоднократно проводил массовые агрессивные демонстрации у стен Патриархата в стамбульском районе Фанар с требованием изгнать Патриарха. Элладская Православная Церковь не осталась равнодушной к давлению на Константинопольский Патриархат и выступила в четверг с заявлением, в котором подтвердила «чувства уважения и во Христе любви к Вселенскому Патриархату». «Священный Синод Греческой Церкви поддерживает и разделяет позицию Патриархата в борьбе за защиту международно признанных прав вселенского трона», — заявили в Элладской Церкви. 26 июня 2006 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/41207.html

Между Афинской архиепископией и Вселенской патриархией завязалась даже своеобразная историософская дискуссия о правах на византийское наследство, на " символический капитал " греческого православия, о реальном и номинальном первенстве в православном мире. И в рамках этой дискуссии позиции Архиепископа Христодула начали все чаще пересекаться с позициями Московской Патриархии, которая, как известно, является главным оппонентом Константинополя в православном мире как минимум последние лет 50. После визита Архиепископа в Москву, где он поддержал позицию РПЦ МП по самым болезненным спорным вопросам (юрисдикция над диаспорой, судьба Украинской Православной Церкви, незыблемость " канонических территорий " ), все чаще в российской церковной печати стали появляться утверждения, что Христодул - самый главный стратегический союзник Москвы в православном мире. Окончательно утвердилась эта репутация после того, как Христодул в довольно резких выражениях осудил принятие Константинополем в свою юрисдикцию управлявшего Сурожской епархией РПЦ МП епископа Василия (Осборна). Конечно, в активе Москвы есть еще Сербская Патриархия, но та движется в фарватере московской церковной политики скорее вынужденно, в знак признательности за поддержку в " косовском " и " македонском " вопросах. Но Элладская Церковь пошла на союз с Москвой бескорыстно, будучи крупной и вполне самостоятельной, принадлежа не к славянской, а к греческой православной традиции и находясь, так сказать, на переднем краю соприкосновения с интересами Константинопольского Патриархата. Премия Международного фонда единства православных народов, которую заочно вручил Архиепископу Христодулу за неделю до его смерти Патриарх Алексий II, стала ярким символом и зримым выражением признательности Москвы за поддержку ее позиций в православном мире. Но, справедливости ради, надо признать, что греческое общественное мнение, особенно в среде политической элиты, от которой будет зависеть избрание нового Архиепископа Афинского, далеко не во всем разделяло симпатии почившего первоиерарха к Москве. Учитывая это, а также характерный для смены Архиепископов Афинских " закон маятника " , можно предположить, что новый глава Элладской Церкви вновь повернется " лицом на Запад " , то есть признает обоснованными и созвучными собственным интересам поползновения Константинополя, направленные на " восстановление исторических границ " Московского Патриархата. Вполне естественно, что именно в Москве с особым чувством поют в эти дни " вечную память " Архиепископу Христодулу. В Греции почивший первоиерарх тоже был популярен и любим многими. Его ценили за нарочитый демократизм, предельную информационную открытость, обращенность к молодежи. " Просвещенный " консерватизм Христодула импонировал даже многим старостильникам. Так что хотя в целом церковно-политический расклад в Греции при почившем Архиепископе не изменился, но его собственный образ останется в памяти паствы образом радости и открытости.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Он не преминул отметить, что его церковь и синод архиепископа Христодула " сталкивались " по ряду вопросов, но выразил убежденность, что архиепископ Элладский всегда " в глубине души " сохранял уважение и любовь к Константинопольской Церкви. От лица греческого правительства министр образования и исповеданий Эврипидис Стилианидис отметил широкую социальную деятельность покойного архиепископа. " Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга - вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу " , - сказал министр. Он также упомянул об обширной сети детских садов, медицинских центров и приютов, развернутых Элладской Церковью. " Архиепископ был приверженцем сильной, сражающейся Церкви. Он сумел привести Церковь ближе к простому человеку и его ежедневным проблемам " , - сказал представитель греческого правительства. Вскоре после отпевания кортеж с гробом архиепископа направится по улицам погрузившегося в траур города к Первому афинскому кладбищу. Архиепископа хоронили с почестями главы государства. После отпевания в кафедральном соборе греческой столицы траурная процессия прошла по центральным улицам города. Открытый гроб с телом архиепископа в архиерейском облачении, с митрой и епископским жезлом, был водружен на орудийный лафет, который сопровождал почетный караул греческих военных. На протяжении нескольких километров пути кортеж встречали десятки тысяч людей, пришедших проститься с архиепископом. Это были не только афиняне, но и жители многих других областей страны, приехавшие специально на похороны на автобусах. " Мы должны быть здесь. Это был наш Христодул, человек, равного которому в будущем я не вижу " , - сказала пожилая женщина, приехавшая на церемонию. " Он вернул молодежь в церковь, и логично, что мы пришли сюда " , - сказал 25-летний мужчина. Люди забрасывали гроб с телом архиепископа лепестками роз и аплодировали. Звонили колокола окрестных церквей. С холма Ликабет над центром Афин батарея армейской артиллерии дала 21 залп. Военный оркестр играл траурные марши.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010