2452 Романов Константин Константинович (1882–1940), историк искусства, архитектор, художник; член-корреспондент Археологической комиссии, хранитель Этнографического отдела Русского му­зея. В 1919г. основатель, действительный член, заведующий разрядом древнерусского зодчества Художественно-исторического отделения РАИМК – ГАИМК, профессор, декан археологического факуль­тета ПАИ, профессор РИИИ, профессор факультета языка и материальной культуры ЛГУ. 2453 Спицын Александр Андреевич (1858–1931), археолог; член-корреспондент АН СССР (1927). С 1892 г. член Императорской Археологической комиссии, с 1909 г. приват-доцент по кафедре рус­ской истории Петербургского университета и создатель Археологического кабинета при ней (1910); с 1914 г. преподаватель кафедры исторической географии ПАИ, после Октябрьской революции – профессор факультета языка и материальной культуры Петроградского – Ленинградского универси­тета (1918–1927), с 1919 по 1929 г. действительный член, заведующий разрядом русской археологии Этнологического отделения, член комиссии по раскопкам РАИМК – ГАИМК. 2454 Городцов Василий Алексеевич (1860–1945), археолог, создатель школы археологов в Москве; доктор археологии (без защиты); заслуженный деятель науки (1929), член Тулузской АН. Член ВКП(б) (1938). Заведующий созданного им археологического отдела (I Отделения; 1906–1929) Историческо­го музея в Москве, где изучал и систематизировал археологические коллекции, разработал принципы научного хранения и экспозиции археологического материала. После октября 1917 г. профессор и заведующий кафедрой археологии этнологического факультета I МГУ (1918–1930), заведующий просветотделом Главмузея, председатель археологического отделения Института археологии и искусствознания РАНИОН (1920–1929). 2455 Датируется по содержанию. В журнале заседаний Совета РАИМК от 13 августа 1923 г. 78, § 1124 запись: «А. А. Спицыну разрешается заграничная командировка в Литву» (РА ИИМК. Ф. 2. Оп. 1–1923. Д. 6). 2456 Чистяков Иван Федорович (1865–1935), фотограф Имп. Археологической комиссии – РГАК и РАИМК – ГАИМК – ИИМК АН СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для детальной разработки этих положений была образована особая подкомиссия под председательством графа С.Д. Шереметева в составе: сенатора А.Г. Вишнякова, протоиерея М.И. Горчакова, Н.П. Кондакова , Г.И. Котова, А.Н. Львова, Н.В. Покровского , С.Г. Рункевича , А.И. Соболевского, Н.В. Султанова и делопроизводителя К.Я. Здравомыслова . Подкомиссии указывалось, что круг ведения предполагаемых к учреждению органов (церковно-археологического Совета и комитетов) должен будет на первых порах заключаться только в охране и научной разработке письменных и вещественных памятников церковной старины не исключая и памятников зодчества (вопросы же, относящиеся к реставрации и уничтожению памятников, могли быть выдвинуты для обсуждения впоследствии, «по указанию опыта») 612 . В результате работы подкомиссии была напечатана записка «О мерах к сохранению и разработке вещественных и письменных памятников, находящихся в духовном ведомстве». Записка эта обсуждалась в заседаниях Комиссии 11 и 29 марта 1899 года, однако дело остановилось вследствие кончины председателя Комиссии А.Ф. Бычкова, одного из главных инициаторов дела. При новом председателе С.Д. Шереметеве вопрос этот обсуждался в заседании 21 декабря 1900 года и 8 января 1901 года, но неожиданный уход Шереметева с должности председателя, а затем последовавшая вскоре (11 августа 1901 г.) кончина А.Н. Львова послужили причиной появления на журнале Комиссии следующей резолюции обер-прокурора Святейшего Синода – «с делом охраны памятников приостановиться» 613 . В 1906 году вопрос снова приобрел свою актуальность. 2 марта 1906 года на заседании Комиссии по разбору и описанию синодального архива был заслушан доклад, составленный профессором Петербургской духовной академии Н.В. Покровским , «О мерах к сохранению памятников церковной старины». В своем докладе профессор Н.В. Покровский после исторической справки о положении этого дела в духовном ведомстве и сообщения сведений о ходе работ по этому вопросу в Министерствах народного просвещения и внутренних дел делал вывод о необходимости учредить центральный комитет охраны памятников церковной старины при Святейшем Синоде и местные епархиальные комитеты 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_76139.html 31 мая 2010 Создана Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом Источник:  http://www.sedmitza.ru Седмица.ру 31 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод утвердил положение о Патриаршем совете по культуре (журнал 46), созданном весной этой года. Как сообщил по завершении заседания председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, в числе основных целей Патриаршего совета по культуре – создание механизма взаимодействия Русской Православной Церкви с культурным сообществом, а также консультативное содействие созданию и деятельности негосударственных музеев, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви. В последнее время в обществе велась активная дискуссия по проблемам охраны памятников культуры, в том числе памятников церковного искусства, напомнил глава Синодального информационного отдела. Музейные работники, в частности, выражали опасения в связи с тем, что новый законопроект о возвращении церковных ценностей не касается вопросов сохранения памятников культуры. По словам В.Р. Легойды, " учреждение Комиссии – это прямой практический ответ Русской Православной Церкви " , предлагающий поиск, совместно с музейным сообществом, решения тех проблем, которые были обозначены в ходе дискуссии. Также Священный Синод одобрил предложение Святейшего Патриарха Кирилла о создании при Патриаршем совете по культуре Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом и утвердил положение о Комиссии (журнал 47). В задачи Комиссии входит создание системы церковно-государственной экспертизы и контроля за сохранением, восстановлением и использованием памятников церковного искусства. Предполагается, что деятельность новой церковной структуры будет охватывать нормативно-правовое, церковно-археологическое, научное и другие направления. Возглавил Комиссию ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_76139_1_21.html

Одним из важных направлений деятельности Комиссии являются библейские исследования. Комиссия до 2009 года называлась Богословской, а затем стала именоваться Библейско-богословской, в ее состав вошли библеисты из упраздненной тогда же Патриаршей библейской комиссии. Задачи, которые стоят перед этими специалистами по библеистике, очень обширны. Прежде всего, необходимо произвести оценку существующих авторских переводов Библии. Необходимо поставить задачу подготовки новых переводов Библии, в том числе перевод с греческого на русский Септуагинты. Поразительно, что такой перевод никогда не был осуществлен, несмотря на то значение, которое имеет Септуагинта для всей русской богословской и для всей православной литургической традиции. Необходимо создание библейского комментария, включающего  несколько уровней: текстологический, историко-археологический, экзегетический, богословский. Необходима, наконец, новая редакция Синодального перевода Библии, который должен быть снабжен современным комментарием, указывающим на основные разночтения в различных версиях как Ветхого, так и Нового Завета. Одним из важных направлений деятельности Комиссии является диалог богословия и светской науки. Комиссия уже давно ведет такую работу, но ныне, в свете решений последнего Архиерейского Собора, она будет активизирована и приобретет более системный характер. При Комиссии создан Центр междисциплинарных исследований, который устанавливает партнерские отношения с целым рядом светских высших учебных заведений. Содержательное общение с философами и учеными-гуманитариями имеет большое значение для нашей богословской науки. Оно призвано способствовать утверждению научного статуса богословия в целом и отдельных богословских дисциплин в частности. Дорогие братья и сестры! Сегодня на нашей богословской науке лежит громадная ответственность. Перед ней стоят серьезные задачи общецерковного масштаба. К решению этих задач мы будем привлекать все наличные интеллектуальные и духовные ресурсы Церкви, в том числе преподавателей и студентов духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/1648756.ht...

профессор Михаил Александрович Машанов (11.05.1852–1924) История религий Сравнительное религиоведение профессор Михаил Александрович Машанов Профессор Казанской духовной академии, миссионер, исламовед. Биография Родился в городе Петропавловске Ишимского уезда Тобольской губернии в семье священника Александра Машанова. В 1872 году окончил Тобольскую духовную семинарию, в 1876 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания. 24 мая 1876 года занял должность приват-доцента Казанской духовной академии. Был помощником инспектора. 29 октября 1878 года был избран делопроизводителем братства святителя Гурия. С 1884 года - состоял исполняющим дела доцента. 26 мая 1885 года был удостоен степени магистра богословия и звания доцента. С 17 ноября 1887 года - экстраординарный профессор. 4 января 1888 года был утверждён в этом звании Синодом. В 1889 году на заседании Совета Гурьевского братства вновь был избран в состав Совета и на должность его делопроизводителя. В том же году совместно с другими профессорами академии (Ф. Кургановым, В. Красносельцевым, В. Миротворцевым и др.) принимал участие в открытии при академии церковно-археологического и миссионерско-этнографического музея. В 1889-1916 годах преподавал на двухгодичных миссионерских курсах при Казанской духовной академии. В 1892 году стал казначеем и заведующим делами комиссии по изданию " Миссионерского противомусульманского сборника " . В том же году был избран председателем Переводческой комиссии, которая занималась переводом и изданием книг религиозно-нравственного содержания и общепросветительного характера для крещеных инородцев и магометан. Создание Переводческой комиссии было связано, прежде всего, с активизацией татарской печати. Также сотрудничал с Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете. На заседании Совета Общества археологии, истории и этнографии 17 марта 1906 года был избран членом ревизионной комиссии. Сотрудничал с Обществом до 1920 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Первый ярус галереи перекрыт цилиндрическим сводом, прорезанным с двух сторон глубокими распалубками, создающими ощущение системы крестовых сводов. Верхний ярус имеет плоское деревянное перекрытие. В подклет храма, перекрытый продольным коробовым сводом с распалубками над боковыми окошками, ведет арочный проем, заключенный в неглубокую нишу. Аналогично оформлены и входы в подклеты приделов, имеющие такую же форму свода. Порталы основного храма и приделов обрамлены перспективными колончатыми порталами с развитыми базами, карнизами и дыньками. Внутри пространственные зоны четверика, восьмерика и открытого внутрь шатра разделены карнизами. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов. В стенах восьмерика в три яруса помещены голосники. Алтарные апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами, боковые приделы — коробовыми сводами с поперечной распалубкой со световым кольцом в шелыге. Стены всех помещений побелены по обмазке. В подклете, используемом в качестве зимнего храма во временном иконостасе установлены великолепные барочные царские врата 2-й пол. 18 в., перенесенные из какого-то утраченного храма. В фигурных филенках, обрамленных пышной позолоченной резьбой написаны “Благовещение” и евангелисты. Над створками — изображение Св. Духа в виде голубя с расходящимся сиянием. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 32; Семенов П. Географический статистический словарь Российской империи. СПб., 1864. С. 886; Известия Императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 112- 114; Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской археологической комиссии. СПб., 1909. С. 48-50; Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца XVI в.//МИА СССР. 12. М., 1949. С. 253; Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С. 55, 125, 134, 145, 167-169, 240-242; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 153-155.

http://sobory.ru/article/?object=03106

В заключение сделаны еще два следующие замечания: а) относительно найденных в Ананьинском Могильнике черепов, что в Этнографическом Музее Географического Общества они признаны Финскими черепами, и б) что Могильник происхождением своим обязан упоминаемому у Страбона (I века) движению Скифского же племени Сираков и Аорсов (Зырян и Ерзи?) с берегов Кумы и Дона на север и столкновению их с прежними Скифами, жившими на Каме близ Елабуги. Последнее положение не совсем согласно с первым о погребении в Могильнике Камского владетеля с женами и рабами, в мирное, конечно, время. Записка г. Алабина об Ананьинском Могильнике подала повод и П.И. Лерху, в 1865 г. командированному от Императорской Археологической Комиссии в Вятскую и другие губернии для исследования древностей, посетить сей Могильник. Он также сделал в нем раскопку как в большом кургане, так и в другом подле него меньшем, и от крестьян Ананьинских приобрел несколько вещей из Могильника бронзовых и частью каменного века. Вот что сказано об этих г. Лерха разысканиях и составленном отсюда заключении о древности Могильника в отчете Императорской Археологической Комиссии за 1865-й год (Спб. 1866 г.) стр. XIII. XIV: «в начале сентября г. Лерх занялся окончательною разведкою Ананьинского Могильника. Этот Могильник частью раскопан в 1857 году чиновником Удельного ведомства. Вещи и черепа, найденные в нем, были доставлены в Императорское Географическое Общество. Но часть Могильника оставалась еще нетронутою, – и была исследована г. Лерхом. Найденные им вещи вместе с предметами, приобретенными от Ананьинских крестьян, равно как и хранящимися в Географическом Обществе, дают довольно ясное понятие о быте того языческого племени, которое после сожжения своих покойников хоронило прах их вместе с их вооружением, украшением и частью утвари. Оружия были частью бронзовые, в особенности наконечники стрел и копий, равно как и топоры. Кинжалы же и ножи сделаны из железа; рукоятки этих кинжалов, иногда бывающие из бронзы, по формам своим сходны с рукоятками бронзовых кинжалов, находимых в курганах Западной Сибири; шейные обручи и украшения на одежде были бронзовые, ожерелья состояли из глиняных и янтарных бус. Бронзовые топоры представляют по своей форме прямой переход от топоров, употреблявшиеся на севере России в период каменных орудий. Вообще можно заключать, что Ананьинский Могильник принадлежит к началу периода введения в употребление в здешнем крае железа. Следов золота и серебра в нем не найдено, тогда как серебряные гривны нередки в северных уездах Вятской губернии. Экземпляры бронзового оружия часто находятся в окрестностях города Елабуги».

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь! Государю Итератору благоугодно было Всемилостивейше повелеть: архиерейское облачение, устроенное ко дню священного коронования Их Императорских Величеств, которое вы в сей день имели на себе, вам подарить. Как из сведения Успенского протопресвитера видно, что сие облачение находится уже у вас, то покорнейше прошу в сем меня удостоверить. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Филарет, митрополит Московский. 112. Диплом, выданный в 1856 году на звание действительного члена музеума древностей и Виленской археологической комиссии МУЗЕУМ ДРЕВНОСТЕЙ и ВИЛЕНСКАЯ ВРЕМЕННАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСЕАЯ КОММИССИЯ НА ОСНОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЯ Высочайше утверждённого в 29 день апреля 1855 года признали избранным Высокопреосвященного ИОСИФА Митрополита Литовского и Виленского в число своих ДЬЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ. Попечитель Виленского учебного округа, генерал-лейтенант и кавалер барон Врангель. Попечитель музеума древностей, председатель Виленской археологической комиссии и кавалер граф Тышкевич. (М. П.) Учёный секретарь Крупович. 113. Два отношения: Филарета, митрополита Киевского, от 10 апреля 1857 года за 14, и ректора академии, от 20 декабря 1857 года за 67, с дипломом на звание почётного члена конференции Киевской духовной академии Ваше Высокопреосвященство Возлюбленный о Господе брат и сослужитель! Конференция Киевской духовной академии, имея в виду неослабную ревность вашу по Православию и любовь к преспеянию духовного просвещения, ваши архипастырские труды, коими Ваше Высокопреосвященство содействовали возвращению в лоно Церкви Православной множества отторженных чад её, – в собрании своём 30 минувшего марта, единодушно положила поднести Вашему Высокопреосвященству диплом на звание почётного своего члена. Предварительно приведению сего в исполнение, на основании 297 § академического устава, покорнейше прошу вас, Милостивейший Архипастырь, почтить меня уведомлением о согласии вашем на принятие такового звания. По получении сего уведомления конференция почтёт приятным для себя долгом представить о сем по надлежащему Святейшему Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Бережно был вынут один из блоков, закрывающих вход, и начальник нашей археологической партии, Сан Саныч заглянул туда, просунув фонарик. Когда он посмотрел на нас, на лице у него было написано ошеломление. «Это захоронение в невероятно сохранном состоянии… – сказал он. – Это сенсация, ребята…» Потом туда заглядывали и остальные, по очереди. Мы видели мозаичный пол, каменную скамью, какие-то полки… Вы спросите, почему мы не разобрали вход и не проникли туда? Это было строго запрещено. Мы находились на территории Турции и все более или менее значимые находки должны были предъявлять в их нетронутом состоянии специальной турецкой комиссии. И только после этого, если нам разрешали, мы могли продолжать раскопки и научные исследования. Ах, как нам хотелось сейчас же проникнуть туда, в усыпальницу, тем более что это было христианское погребение!.. Но мы должны информировать турецких чиновников. Этих чванливых людей, равнодушных к древней истории, тем более христианской. Они озабочены лишь тем, какие деньги можно получить от этих находок, наживаясь на туристах… Увидев мое смущение, Сюзи осеклась: – Простите, я тут разосуждалась и позволила себе такие выражения. Нет, были среди них и замечательные люди… Но я по порядку, ладно? – Ну вот… Мы позвонили. Приехали эти люди. Особенно противн… не очень приятным мне показался их руководитель. Волосы намазаны каким-то гелем и блестят, весь какой-то рыхлый, в глазах лукавство. Зовут Мехмет Сагора. Говорили, что он родственник (кажется, племянник) министра культуры и поэтому поставлен во главе археологической комиссии, ведущей надзор за всеми иностранными археологами, работающими в стране. Сагора, когда проходил мимо, так посмотрел на меня, что мне захотелось принять душ, как чем-то липким окатил. Турки посветили фонариками, о чем-то поговорили, окружили раскоп красным скотчем с надписью « Вход запрещен. Департамент полиции », поставили полицейского. Завтра обещали приехать со специалистами и вскрыть саркофаг. И действительно, приехали, еще с утра. Нас за ленту не пустили. Сами разобрали вход, пролезли, установили мощные светильники. Двое археологов и с ними этот, рыхлый. Часа два ковырялись. Все зафотографировали.

http://azbyka.ru/parkhomenko/udivitelnay...

Вышневолоцкие краеведы, изучившие целый ряд доступных им источников, сообщают о князе А.А. Ширинском-Шихматове следующее: камергер Высочайшего Двора, известный путешественник и земский деятель, археолог, исследовавший в разные годы археологические памятники в бассейне реки Мсты, знаток древнерусской живописи, известный всей Европе медвежатник и кинолог, автор книг: " Альбом северных собак (лаек) " (1895), " По медвежьим следам. Очерки " (1900), " Особое мнение члена Комиссии по пересмотру ныне действующего закона об охоте " (1901), " В свободную минуту. Рассказы " (1904), " Медведь и медвежья охота " (1927) и др. К этому можно добавить, что в 1898 г. он был причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода, в 1903-1904 г.г. - прокурор Московской синодальной конторы и сенатор, в 1905 г. - товарищ обер-прокурора, а в 1906 г. - обер-прокурор Св. Синода, с 1907 г. - присутствующий член Государственного Совета, в начале XX в. - Вышневолоцкий уездный предводитель дворянства. Ширинский-Шихматов продолжал раскопки (преимущественно курганов, например, в 1903 г. более восьмидесяти погребений в Фёдовском грунтовом могильнике ), начатые на рубеже XIX-XX в.в. в Вышневолоцком уезде князем П.А. Путятиным, В.И. Каменским и И.А. Тихомировым. В 1904 г. рядом с его имением на берегу одного из рукавов озера Имоложье Н.К. Рерих открыл так называемый Лялинский городок. В последующие годы художник-археолог продолжал в этой местности археологические исследования, синхронизируя их всякий раз с новыми данными из раскопок князя А.А. Ширинского-Шихматова. Имение Островки располагалось в двух верстах от станции Заречье-Академическая Николаевской железной дороги в Подольской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1900 по 1907 год оно носило статус " временно-заповедного " из-за собранных хозяином великолепных коллекций произведений искусства: церковной утвари, картин, икон, значительная часть которых с 1904 г. была представлена в упомянутом выше художественном храме-музее церковных древностей. Кроме этого, в усадьбе находились большая библиотека и богатейший архив. Андрей Александрович был избран Почётным членом Тверской губернской учёной архивной комиссии (далее - ТГУАК), одного из первых и самых известных в России обществ по изучению старины. Неоднократно он дарил в Тверской музей предметы из своей коллекции. В 1906 г. в этом музее была даже устроена " отдельная комната для помещения предметов, пожертвованных князем А.А. Ширинским-Шихматовым " . В ней хранились иконы, предметы церковного обихода: медные кресты, образки, складни, клейма, железные вериги, резные деревянные фигуры, резные царские врата, карнизы к царским вратам и т.д.; а также картоны с предметами из раскопок, произведённых в 1903 г. князем, русский гобелен конца XVII в., крышка от старинной шкатулки, серебряный рожок, детский столовый ножик, железное копьё, кость мамонта и другие дары.

http://sobory.ru/article/?object=10573

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010