В 1903 году на Предварительном съезде русских филологов А.В. Михайлов впервые высказал мысль о научном издании славянской Библии. Эта идея со временем нашла воплощение в деятельности Библейской комиссии, создателем которой стал И.Е. Евсеев . А.В. Михайлов разработал также правила издания древнеславянских текстов, внесенные в Библейскую комиссию от Московского археологического общества. С 1908 года Александр Васильевич был членом Комиссии по изданию памятников древнерусской письменности, с 1914 года – членом Московского археологического общества, с 1922 года членом-корреспондентом Академии наук, Словарной комиссии. В 1915 году по инициативе А.А. Шахматова он был удостоен Ломоносовской премии за книгу «Опыт изучения текста Книги Бытия». «В истории славянской библеистики за Михайловым, бесспорно, останется место наиболее глубокого и эрудированного исследователя... Он считал, что только филологическое изучение рукописной традиции даст ответ на вопрос, где и когда были совершены ветхозаветные переводы... Наиболее крупным научным предприятием Михайлова было издание четьего списка Книги Бытия по двадцати шести спискам... Чрезвычайную ценность представляет собой очерк славянской библеистики, данный во введении к «Опыту». Работы А.В. Михайлова по изучению славянского паремийника завершились подготовкой к изданию Захарьинского паремийника 1271 года. Эта работа осталась в рукописи, так же как и словари к четьему тексту Книги Бытия, Книги Исход и Учительному Евангелию Константина Болгарского». – писал в 1979 году профессор А.А. Алексеев . Архив А.В. Михайлова хранится в Санкт-Петербургском отделении архива Академии наук, фонд 171, а также в Государственном историческом музее, фонд 107. Александр Васильевич Михайлов скончался 10 августа 1927 года в Москве. Печатные труды 957 . Греческие и древнеславянские паремийники: К вопросу о их составе и происхождении. Из истории древнеславянского перевода Священного Писания. – Варшава: Тип. Варшав. учеб. окр., 1908. – 42 с. 958 . Древнеславянский перевод Книги Руфь: Из истории перевода Священного Писания на древнеславянский язык. – Варшава: Тип. Варшав. учеб. окр., 1908. – 36 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По примеру «Известий христианской археологии» (Bulletino di archeologia Christiana), издававшихся де Росси, о. Булич стал выпускать Bulletino di archeologia е storia dalmata, где регулярно публиковал результаты раскопок. Благодаря своим международным связям о. Булич добился того, что Первый международный конгресс по христианской археологии был проведен именно в Сплите, – это сделало археологию Салоны широко известной в Европе 2866 . Очевидно, что условия здесь были исключительно благоприятными. И все-таки обобщающий труд норвежского археолога Эйнара Диггве о раннехристианской Салоне появился много лет спустя, после Второй мировой войны 2867 , – примерно тогда же, когда вышли в свет монографии Якобсона. В Восточном Крыму богатыми античными некрополями известна Керчь. Здешние захоронения дали много ценных предметов, пополнивших коллекции Эрмитажа. Керченский музей находился под наблюдением Археологической комиссии 2868 . С 1901 г. директором музея был Владислав Вячеславович Шкорпил (1853–1918), чех по происхождению, уроженец Богемии (тогда – в составе Австро-Венгрии). Шкорпил учился в университетах Праги и Лейпцига, был членом многих российских ученых обществ, Немецкого археологического института, Археологического общества Варны, Общества чешских филологов. Шкорпил был историком, археологом и филологом, он переводил на чешский язык русских писателей, составил чешско-русский словарь 2869 . Он изучал памятники классической эпохи, но среди его публикаций есть и работа о христианской катакомбе 2870 . Шкорпил много сделал для охраны памятников, энергично боролся против грабителей могил. Эти «черные археологи» и убили его в декабре 1918 г. Керченские склепы («катакомбы») составляют примечательную группу погребальных памятников. Одним из первых исследователей склепов с росписью был Юлиан Андреевич Кулаковский (1855–1919), филолог, историк, археолог, выпускник Университета им. св. Владимира в Киеве (1888) 2871 . Среди его учителей был Теодор Моммзен, которому Кулаковский посвятил обширный некролог 2872 . Начиная с 1890 г. по поручению Археологической комиссии он вел раскопки в Керчи. Кулаковский изучил две христианских катакомбы с росписями. На стене одной из них написан текст псалма, изображено несколько крестов и, что встречается крайне редко, указана дата – 491 г. 2873 В 1893 г. Кулаковский сделал доклад о христианских катакомбах на археологическом съезде в Вильно (Вильнюс).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Институт был его настоящим домом: сначала студент, потом профессор и в 1903– 1918 гг. – директор. Латышев совершил множество научных путешествий по странам Западной Европы и на Юг России, он занимал важные посты в Министерстве народного просвещения, был заместителем председателя Археологической комиссии (1900–1918), членом многих университетов и ученых обществ и учреждений, в том числе Немецкого археологического института. Латышев проделал эволюцию, характерную для многих русских исследователей. Он начал как филолог и эпиграфист-классик, затем перешел к византийским авторам и агиографическим текстам, применив к ним точные методы критики источника, выработанные в классической филологии. Работа с церковными источниками естественно привела его к темам христианской археологии. В 1882 г. Русское археологическое общество поручило Латышеву собрать и опубликовать корпус греческих и латинских надписей, найденных в Южной России. Этот труд, написанный по-латыни и перепечатанный в 1965 г. в Германии 2513 , стал выдающимся вкладом Латышева в отечественную филологию и эпиграфику. Другая важная работа Латышева – сборник сведений греческих и латинских авторов о племенах и народах, проживавших на территории России. Он включал эксцерпты из трудов 600 авторов и охватывал период от классической эпохи до V–VI вв., с обширным историческим и филологическим комментарием. Третий том, содержащий источники византийские и агиографические, был частично перепечатан в советскую эпоху 2514 . Другой инициативой Русского археологического общества была публикация коллекции христианских надписей из южных областей России, которую Латышев осуществил к 50-летнему юбилею Общества 2515 . Начиная с 1906 г. Латышев публикует серию агиографических и церковных источников о Херсонесе в Крыму 2516 , о Сирии и Палестине 2517 , о Синае 2518 , жития св. Георгия 2519 и Феофана Исповедника 2520 , византийские минологии, в том числе Царскую минею 2521 . В советскую эпоху Историко-филологический институт был закрыт, и Латышев продолжил свою работу в новых условиях – уже далеко не в прежних масштабах. Он работал в Комиссии Константина Багрянородного Академии наук (1918–1923). Многие труды этого выдающегося филолога актуальны и в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

      Стеганцева В.Я., Рысин М.Б. Императорская Археологическая Комиссия и исследование памятников Кавказа и Предкавказья//Императорская Археологическая Комиссия… С. 661–782. 2907       Марр Н.Я. Избр. труды. Т. 1–5. M.; Л., 1933–1937. Перепечатка нескольких статей Марра о христианской культуре Армении, с его автобиографией: Марр Н.Я. Кавказский культурный мир и Армения/Гл. ред. П. Мурадян. Ер., 1995. 2908       Орбели И. Николай Марр как археолог//Проблемы докапиталистического общества. 1935. Вып. 3–4. С. 50–61; Миханкова В.А. Н.Я. Марр. M., 1948. 2910       Чубинашвили Г.Н. Отчет Анийского музея древностей за 1916 г.//Анийские древности. Вып. 3. Пг., 1918. 2911       Беридзе В.В. Г.Н. Чубинашвили – зачинатель истории грузинского искусства//Г.Н. Чубинашвили. Из истории средневекового искусства Грузии: Избр. труды. M., 1990. С. 7–15. 2914       Марр Н.Я. О датировке ктиторской надписи храма в Текоре//Христ. Восток. 1914. Т. 3, 1. С. 56–71. 2915       Марр Н.Я. По поводу работ архитектора Т. Тораманяна «О древнейших формах Эчмиадзинского храма»//ЗВОРАО. 1909. 19. 2916       Марр Н.Я. Ереруйская базилика, армянский храм V-VI вв.//ЗВОРАО. 1907. 18.1; Он же. Новые археологические данные о постройках типа Ереруйской базилики//ЗВОРАО. 1908. 19. 2918       Романов К.К. Развалины храма римского типа в Баш-Гарни//Изв. Гос. академии материальной культуры. 1934. Вып. 100. С. 635–654. 2920       Smirnov J. Das Mozaik//Tschubinaschwili G. Georgische Baukunst. 2. Die Kirche in Zromi und ihr Mosaik. Tiflis, 1934. S. 91–123; рец.: Kirsch G.P.//Rivista di Archeologia Cristiana. 1934. Anno XIII, 3–4. S. 170–172. Это едва ли не единственный случай, когда римский журнал по христианской археологии откликнулся на книгу о кавказском памятнике. 2923       Strzygowski J. Kleinasien: Ein Neuland der Kunstgeschichte/Kirchenaufnähmen von J.W. Crowfoot und J.I. Smimov. Lpz., 1903. 2925       Павлинов А.М. Экспедиция на Кавказ 1888 года: Путевые заметки. М., 1893 (Мат-лы по археологии Кавказа. Т. 3). С. 1091, табл. XXIII-XLVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (10.08.1859, С.-Петербург - 15.01.1936, Ленинград), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон. Из дворян, владельцев Кыштымских горнопромышленных заводов на Урале, племянник писателя и лит. критика А. В. Дружинина. В 1879 г. поступил на физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. В том же году перешел на историко-филологический фак-т, к-рый окончил со степенью кандидата в 1883 г. Был учеником профессоров Е. Е. Замысловского и К. Н. Бестужева-Рюмина, входил в «Кружок русских историков», членами к-рого являлись С. Ф. Платонов , А. С. Лаппо-Данилевский, Н. Д. Чечулин, Е. Ф. Шмурло, М. А. Дьяконов, И. А. Шляпкин и др., заседания кружка часто проходили в доме родителей Д. После окончания курса Д. был оставлен при ун-те для приготовления к профессорскому званию. В 1889 г. получил степень магистра рус. истории за дис. «Раскол на Дону в конце XVII в.» (изд.: СПб., 1889), был избран приват-доцентом С.-Петербургского ун-та. В 1886-1891 гг. служил внештатным сотрудником при Мин-ве внутренних дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. В дек. 1888 г. Д. был избран секретарем отд-ния рус. и слав. археологии имп. Русского археологического об-ва. В 1896 г. стал членом Археографической комиссии. В сент. 1897 г. был удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на работу А. В. Краснова «Зыряне и св. Стефан, епископ Пермский». С 1899 г. являлся секретарем имп. Археографического об-ва, заведовал его б-кой, с 1914 г. почетный член Археологического ин-та. Д. также состоял действительным и почетным членом КДА, Русского географического об-ва, Русского военно-исторического об-ва, Русского технического об-ва, Уральского об-ва любителей естествознания, Тверской губ. ученой комиссии, входил в Комитет попечительства о рус. иконописи. Через посредничество гр. С. Д. Шереметева Д. обращался к имп. св. Николаю II Александровичу , добиваясь сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества, ок. 1912 г. составил записку «Об охранении разрушающихся церковных памятников».

http://pravenc.ru/text/180490.html

30. Молитвенные здания, имеющие историческое, художественное и археологическое значение, находящиеся на особом учете Народного комиссариата просвещения, передаются таким же порядком и на тех же основаниях, но с обязательным соблюдением установленных правил об учете и охране памятников искусства и старины. 30. Молитвенные здания, имеющие историческое, художественное и археологическое значение, находящиеся на особом учете Министерства культуры РСФСР, передаются таким же порядком и на тех же основаниях, но с обязательным соблюдением установленных правил об учете и охране памятников искусства и старины. в статье 30 слова «Народного комиссариата просвещения» заменить словами «Министерства культуры РСФСР»; 32. Каждый подписавший договор может снять свою подпись под означенным договором, подав о том соответствующее заявление в органы, перечисленные в ст. 4, что, однако, не освобождает его от ответственности за целость и сохранность имущества в период времени до подачи им указанного заявления. 32. Каждый подписавший договор может спять свою подпись под означенным договором, подав о том соответствующее заявление в органы, перечисленные в ст. 4, что, однако, не освобождает его от ответственности за целость и сохранность имущества в период времени до подачи им указанного заявления. в статье 32 слова «органы, перечисленные в ст. 4» заменить словами «исполнительный комитет районного, городского Совета депутатов трудящихся»; 33. Здания религиозного культа подлежат обязательному неокладному страхованию от огня за счет лиц, подписавших договор в пользу подлежащего исполнительного комитета или городского совета. В случае пожара, страховые суммы могут направляться как на восстановление сгоревшего молитвенного здания, так и, по постановлению соответствующего исполнительного комитета, 33. Здания религиозного культа подлежат в обязательном порядке страхованию за счет подписавших договор лиц в пользу исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся, на территории которого находится здание. Страховые суммы за сгоревшие молитвенные здания используются по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тураев Борис Александрович (1868–1920), востоковед-египтолог, ассириолог, эфиопист, коптолог, основоположник отечественной школы истории и филологии Древнего Востока и эфиопистики, магистр (1898), доктор (1902) всеобщей истории, член-корр. Петербургской АН (1913), академик РАН (1918). Приват-доцент (1896–1908), профессор (1908–1920) историко-филологического ф-та – ФОН Петербургского (Петроградского) ун-та, член АК (1901), почетный член Ученого к-та Постоянной комиссии народных чтений (с 1912). Хранитель собрания египетских древностей Музея изящных искусств (ГМИИ) (1912–1920). Преподаватель Петроградского богословского ин-та и Богословских курсов (1919–1920), член РАИМК (с 1919), председатель Об-ва по изучению древних культур в Москве (1920); Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883), писатель, член-корр. Петербургской АН (1860); Тэн Ипполит Адольф (1828–1893), французский философ, эстетик, историк, искусствовед, литературовед, публицист, основатель культурно-исторической школы, родоначальник эстетической теории натурализма, член Французской академии (1878); Уварова (урожд. кн. Щербатова) Прасковья Сергеевна (1840–1924), графиня, археолог, коллекционер, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1894). Почетный член и председатель (с 1885), пожизненный председатель (с 1910) МАО, председатель Комиссий МАО по сохранению древних памятников (с 1890) и по изучению старой Москвы (с 1909), товарищ председателя Восточной комиссии. Редактор «Трудов» археологических съездов и повременных изданий МАО: «Древностей», «Археологических известий и заметок», «Материалов по археологии Кавказа», «Материалов по археологии восточных губерний», один из инициаторов создания Музея старой Москвы. С 1919 в эмиграции в Сербии; Угримов Александр Александрович (1906–1981), агроном, общественный деятель, мемуарист. Сын А. И. Угримова. Друг сына М. М. Богословского . В 1922 вместе с семьей выслан из России. Жил и работал в Германии, Франции, получил образование в области сельского хозяйства. Активный участник движения младороссов (1929–1937). Научный сотрудник (с 1937), «адъюнкт-профессор» (1938–1940) Высшей Французской мукомольной школы в Париже. В годы оккупации Франции участник Сопротивления, командир отряда «Дурданской группы» на правах лейтенанта (1944). В 1947 выслан из Франции в группе членов Союза Советских граждан во Франции. В 1947–1948 находился в советской зоне оккупации в Германии. В 1948 вернулся в Москву, направлен на работу в Саратов, где был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, находился в заключении в Воркутинских лагерях (1948–1954). В 1954 освобожден и реабилитирован, вернулся в Москву. Работал по договорам, занимался переводами. С 1957 сотрудник Всесоюзного ин-та легкого и текстильного машиностроения. Хранитель архива А. И. Солженицына, переправлял на запад «Архипелаг ГУЛАГ». В тексте упоминается как Шушу;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В 1907–1908 гг. разведки A.A. Миллера в Восточном Причерноморье выявили несколько памятников: крепость близ Сочи и несколько средневековых церквей в Абхазии. Археолог и историк Е.Д. Фелицын вел раскопки в районе Кубани. Археологическая комиссия и Московское археологическое общество приложили немало сил в борьбе против незаконных раскопок и вывоза ценных археологических находок за границу. Широкомасштабные раскопки памятников всех исторических эпох на Кавказе развернутся в советский период. Отечественные археология и история искусства в сфере исследования памятников христианской культуры прошли долгий путь от первых опытов обследования территорий, описания, сбора и систематизации материала, поисков и совершенствования методов полевой археологии до создания капитальных обобщающих трудов, которые и в наши дни остаются образцовыми. В таких областях, как византийская и древнерусская иконография, происхождение христианского и византийского искусства («Восток или Запад»), изучение христианского Востока (Константинополя, Афона, Палестины), русская наука была вполне на уровне своего времени, в сравнении с западноевропейской, нередко занимая ведущие позиции. § 4. Советский период (1917–1991) Главным государственным археологическим учреждением досоветской России была Императорская Археологическая комиссия. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. она пережила несколько преобразований. В мае 1917 г. ее переименовали в Российскую археологическую комиссию, затем – в Российскую государственную археологическую комиссию (РГАК), позже она стала Российской Академией истории материальной культуры (РАИМК), в 1926 г. – Государственной Академией истории материальной культуры (ГАИМК). В 1937 г. ГАИМК была преобразована в Институт истории материальной культуры (ИИМК) AH СССР, который находился в Ленинграде, с отделением в Москве. В 1945 г. ситуация изменилась: Московское отделение стало основным Институтом, с отделением в Ленинграде. В 1959 г. ИИМК был переименован в Институт археологии. Ленинградское отделение стало самостоятельным Институтом истории материальной культуры в самом конце советской эпохи, в июне 1991 г. 2935 1. 1920–1930-е годы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 25 мая 1875 г.). Консул в Салониках (1876). С начала Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. состоял в распоряжении Главнокомандующего действующей армии, по окончании военных действий оставлен в распоряжении российского комиссара в Болгарии, заведовал дип. частью в канцелярии комиссара (1878). Консул в Видине (1878). Чиновник особых поручений МИД при наместнике Кавказском, великом князе Михаиле Николаевиче, для пограничных сношений (1880). Архимандрит Антонин, которого с 1865 г. связывали с Юзефовичем добрые отношения, записал в дневнике 19 марта 1883 г.: «Нежданное письмо от г. Хитрово с нечаемою вестью, что 3-го числа с.м. скончался в Петербурге Трофим Павлович Юзефович. Глубоко меня опечалило это известие. А я было поджидал возвращения его сюда (т. е. консулом в Иерусалим. – Н.Л.), согласно данному им из Солуня обещанию». 586 Григорьев Василий Васильевич (1816–1881) – историк-востоковед, исследователь русского присутствия в Средней и Центральной Азии. Профессор восточных языков в одесском Ришельевском лицее (с 1838), активно публиковался в «Записках Одесского общества истории и древностей». На службе в департаменте духовных дел (1844). Начальник пограничной экспедиции в Оренбургском крае (1848). Профессор истории Востока в Петербургском университете (1862). Главный редактор «Правительственного вестника» (1869–1870). Начальник Главного управления по делам печати (1874). Организатор Третьего международного съезда ориенталистов в Петербурге (1876). 587 Помяловский Иван Васильевич (1845–1906) – антиковед и византинист. Профессор римской словесности Петербургского университета (1873), декан Историко-филологического факультета (1887). Секретарь Императорского Русского Археологического Общества. Управляющий отделением археологии древнеклассической, византийской и западноевропейской РАО (1893). Автор каталога: Помяловский И.В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому Обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной Миссии в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1884 г. как член Русского археологического общества он входит в состав Комиссии по рассмотрению проектов внутренней отделки соборного храма св. Владимира в Киеве, 107 включается в обсуждение вопроса о способах исследования Староладожской крепости; 108 как член медальной комиссии Общества он принимает на себя труд по рецензированию сочинения Ф. И. Буслаева «Русский лицевой Апокалипсис». 109 «Мой отзыв о Вашем сочинении, – писал Н. В. Покровский в письме к Ф. И. Буслаеву , – будет напечатан в Записках Археологического общества. Впрочем, я должен сознаться наперед, что он не оправдает Ваших ожиданий. Дело в том, что собранный Вами материал и его научная обработка стоят неизмеримо выше моих познаний в этой области, и потому я ограничился краткою передачею содержания Вашего труда и посильною характеристикой Ваших научных приемов, причем обратил особое внимание на то, что Вам принадлежит честь установки сравнительного метода изучения памятников русской письменности и искусства». 110 Упоминая об этой важной странице в жизни ученого, необходимо хотя бы кратко остановиться на вопросе о взаимоотношениях между Н. В. Покровским и Ф. И. Буслаевым – одним из основоположников науки о русских церковных древностях. Благодатный материал для этого предоставляют письма Н. В. Покровского к Ф. И. Буслаеву , сохранившиеся в ОР РГБ (Ф. 42. Д. 43). 111 Они необычайно важны как для правильной оценки значения трудов Ф. И. Буслаева в становлении научного метода Покровского, так и для объективных суждений о научных контактах и человеческих отношениях, установившихся между учеными в середине 1880-х гг. и поддерживавшихся вплоть до смерти Буслаева в 1897 г. 112 Из них, 113 в частности, мы узнаем о том, что первое знакомство Покровского с предметом христианской археологии началось с исследования Ф. И. Буслаева о русской иконописи, 114 а сочинение о Страшном суде появилось под влиянием труда Буслаева на ту же тему. 115 О стремлении Покровского использовать научный метод Буслаева красноречиво свидетельствует следующая цитата из его письма: «Меня сильно раздразнил Ваш Апокалипсис, и мне пришла гордая и, вероятно, несбыточная мысль применить прием Вашего исследования к изучению лицевых Евангелий, которые прямо входят в мою задачу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010