Слободской. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Храм во имя Животворящей Троицы был построен в 1773 году. Неоднократно российские государи пытались упорядочить места захоронений православных христиан в городах, слободах и селениях России. И только в 1771 году Сенат вместе со Святейшим Синодом доводят до сведения граждан категоричный указ Екатерины II о местах захоронений. «Грамотой Преосвященного Варфоломея, Епископа Вятского и Великопермского» от 29 мая 1773 года за 910 было разрешено городскому голове, купцу Ивану Платунову построить каменную церковь во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Иоанна  Дамаскина. На строительство церкви он нанял известного вятского мастера каменных дел Ивана Дмитриевича Коршунова. Архитектура  здания  была  решена  довольно  скромно. Это  было удивительно, потому  что построено оно в период  вятского барокко. Такой упрощенный подход  к  декоративному оформлению фасадов церкви был продиктован  ее  местонахождением (кладбище). Иначе оформлены ворота. Они напоминают полураскрытый старообрядческий складень (2-х или 3-х створчатую икону) и богато декорированы. Это скорее парковое сооружение, чем церковное, а тем более - кладбищенское. Судя по всему, они были построены в 1773-1775 годах. В середине XIX века интерьеры храма были расписаны масляной живописью. Но до нашего времени роспись сохранилась в плохом состоянии. В ноябре 1908 года Вятская Духовная Консистория обращается в Императорскую Археологическую комиссию с предложени­ем рассмотреть проект перестройки Троицкой церкви, «удлинением ее к западу». В 1910-1911 годах  церковь  была  значительно  перестроена. Колокольня  и  крыльцо были разобраны, здание было продлено до входных ворот, вывели  2-хэтажные палатки, над ними  новую колокольню. Во время борьбы государства с церковью многие храмы приводились в «некультовый вид»: сносили купола, кресты, разру­шали колокольни. Такая же участь постигла и Троицкую церковь. Здание храма мес­тная власть использовала  под  склад фабрики «Белка», затем под  Госархив. В 1963 году здесь был открыт филиал Госархива. И только в 1994 году Троицкая церковь была передана Кировской епархии. С этого времени и началась реставрация храма. Работы вела реставрационная фирма «Анфилада-Р» по проекту директора фирмы В.Г. Ситникова и архитектора С.В. Васильевой. Возглавлял эту работу отец  Николай  Бутюгов, протоиерей  церкви, энергичный, умный. Этот храм стал его детищем. Восстановлением росписей занимались М.Ю. Довгаль, уроженец г.Измаила, В.И. Востриков из с.Рябово, А. Пестов из г. Кирова, Д.Н. Чураков из г.Слободского.

http://sobory.ru/article/?object=08733

Тальцы. Церковь Казанской иконы Божией Матери из Илимского острога. Казанская привратная церковь Илимского острога Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1667. В 1679 расширена трапезной, в 1985 восстановлена на новом месте в размерах 1667 г.. Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, д. 20 Координаты: 51.995897, 104.664138 Проезд:От Иркутска авт. на Листвянку до ост. " Тальцы " , пешком на юго-запад 800 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Привратная Казанская церковь Илимского острога построена в 1679 г. Острог основан казаками на правом берегу реки Илим, правого притока р. Ангары, в 130 км от устья, у ленского волока. Острог состоял из 8 башен, три из которых были въездными. Постепенно около острога сложилось поселение, которое в 1764 г. было преобразовано в окружной город Илимск, а с 1775 г. в заштатный город Киренского уезда Иркутской губернии. В 1975 г. территория города была затоплена водами Усть-Илимского водохранилища. Он находился в 20 км к северо-западу от города Железногорск-Илимский, райцентра Нижнеилимского района и 534 км на север от музея " Тальцы " . Высокий четверик алтарной части храма завершён " бочкой " ; с запада к ней примыкала поздняя обширная пониженная основная часть храма, перекрытая двускатной кровлей с папертью. Углы церкви рублены " в обло " . Перевезена в музей " Тальцы " в 1970 г. Реставрация закончена в 1985 году, в результате которой восстановлен облик храма вт. пол. XVII в., т.е. взамен прежней основной церкви поставлен малый сруб. В 1991 г. освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом. В 2011-2013 гг. в урочище Введенское-Борисовка Наро-Фоминского района Московской области (с 2012 г.- Троицкий округ Москвы) для Крестьянской оратайской школы по проекту архитектора А.Б. Бодэ была построена близкая " копия " Казанской церкви. В 1999 г. АЭМ «Тальцы» приобрел у археологического института (Санкт-Петербург) копию метрик всех илимских церквей, составленных в 1887-1888 г.г. по просьбе археологической комиссии священником Спасской церкви заштатного города Илимска Яковом Ларевым. Одна из этих метрик посвящена Казанской привратной церкви Илимского острога и составляет 14 листов крупного формата. Из метрики следует, что храм был основан в 1679 г., фамилии строителей неизвестны.

http://sobory.ru/article/?object=17511

Уже давно сознавалась нужда в учреждении в городе Костроме такого общества, которое поставило бы своей задачей изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее прошлом и настоящем, исследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории, также распространение в обществе, и по преимуществу в духовенстве, церковных историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-историко-археологического характера. И вот в удовлетворение таковой епархиальной нужды назначена преосвященнейшим Тихоном в конце марта 1911 года комиссия из инспектора классов епархиального женского училища священника П. Алмазова и преподавателей духовной семинарии И. Баженова и И. Студитского для выработки проекта устава предположенного к учреждению церковно-археологического общества. Означенной организационной комиссией в мае того же года представлен на усмотрение Его преосвященства проект устава Костромского церковно-исторического общества, каковой и был представлен преосвященным Тихоном Святейшему Синоду на утверждение. Определением Святейшего Синода устав общества утвержден, и 3 июня в 7 часов вечера в актовом зале епархиального женского училища совершилось торжественное открытие преосвященным Тихоном Костромского церковно-исторического общества в присутствии около 200 лиц. Торжество это почтили своим присутствием преосвященный викарий Кинешемский Арсений, архимандриты монастырей Макарьевского Иов и Ипатьевского Платон, во главе с начальниками корпорации духовной семинарии, женского епархиального училища, мужского духовного училища, отец смотритель Кинешемского духовного училища и учитель оного С. Нарбеков, отцы законоучители гимназий, женской учительской семинарии, отцы протоиереи и священники города Костромы и благочинные 5[-го] Юрьевецкого округа протоиерей В. Панов и 4[-го] Нерехтского округа священник А. Виноградов , 7[-го] Костромского округа священник И. Успенский, 8[-го] Нерехтского округа священник К. Островский, директор народных училищ И. Виноградов и инспектор из 1[-го] Костромского округа Е. Орлов, воинский начальник В. Токмачев, генерал-майор А. Маргаритский, художник-архитектор Д. Милеев (производитель реставрационных и ремонтных работ в Ипатьевском монастыре), городской архитектор Н. Горлицын, полицеймейстер С. Моисеев и другие лица из местной интеллигенции, также учительницы и воспитательницы женского епархиального училища во главе с начальницей Л. Поспеловой, попечительница образцовой при женском училище школы Е. Божукова и другие. Торжество открытия церковно-исторического общества началось молебствием в Покровской церкви епархиального училища, совершенным преосвященным Тихоном в сослужении отца ректора семинарии протоиерея В. Чекана, кафедрального протоиерея П. Крутикова, ключаря кафедрального собора протоиерея Н. Краснопевцева и инспектора классов училища священника Н. Виноградова . Пред молебствием Его преосвященство с следующим словом обратился к присутствовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Христофорова Пустынь. Христофорова Богородицкая Пустынь. Карта и ближайшие объекты Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским, учеником и пострижеником преподобного Лонгина, игумена Коряжемского монастыря, через десять лет после кончины которого он поселился в верховьях речки Малая Коряжемка, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Сольвычегодска. Вскоре к нему начали приходить послушники и около 1555 года основалась там под его настоятельством обитель. Здесь была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой и от которой происходили многие исцеления. Обитель прославилась примерным житием тружеников и открывшимся рядом целебным источником, от которого царица Анастасия, супруга царя Иоанна Василиевича Грозного, получила облегчение в болезни. Царь щедро наградил Христофора, пришедшего в Москву за подаянием на строительство. По окончании обительного здания, в 1572 году, преподобный оставил тайно братию свою, и куда он скрылся, и когда преставился, неизвестно. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. С сайта храма Всех Святых Христофорова Богородицкая (во имя иконы Божией Матери Одигитрия) мужская пустынь была основана в 1555 г. прп. Христофором, Вологодским чудотворцем. С 1582 по 1764 г. пустынь была приписной к Николаевскому Коряжемскому монастырю, в 1764 г. упразднена. Храм обращён в приходской. Каменная Богородская церковь находилась в с. Богородское, построена в 1763 г. Была известна чудотворной иконой Божией Матери Одигитрия. К началу XX века церковь обветшала, в 1909 г. её решено было разобрать, но Императорская археологическая комиссия своего согласия на это не дала. Вторая церковь - Введенская - была разобрана, вместо неё построена новая, освящённая 1 марта 1907 г. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран крестьянин Александр Амосов. C сайта Православные приходы и монастыри Севера Описание деревянной Введенской церкви, что в Христофоровской пустыне

http://sobory.ru/article/?object=22135

Чудь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Прежде было в Муромком уезде и о прежних храмах читаем у Добронравова: В 1676 г. значится церковь Успения. В 1750 г. построена новая деревянная церковь Успения усердием дворцовой канцелярии комиссара Романа Стефановича Каменского. В 1886 г. обшита тёсом и оштукатурена внутри. С 1870 по 1890 гг. по бедности прихода была приписана к Монакову. В Москве – в фондах музея архитектуры им. А.В. Щусева – хранятся 4 фотографии древнего деревянного храма, возведенного в Чуди в честь Успения Пресвятой Богородицы. До наших дней дошла лишь каменная Троицкая церковь, построенная в начале XX века, поэтому ценность снимков утраченного Успенского храма сложно было переоценить. К тому же еще до революции чудская деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была признана памятником древнего зодчества. Успенская церковь построена в Чуди в XVIII веке помещиком и «дворцовой канцелярии комиссаром» Романом Стефановичем Каменским. Успенская церковь с колокольней были не только обшиты тесом, как описано в «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии», но и стилизованы «под кирпич», т.к. в Чуди мечтали о каменном храме. Рядом с деревянной Успенской церковью в начале XX века начали строить каменную колокольню дошедшего до наших дней Троицкого храма. «Труды комиссии по сохранению древних памятников императорского московского археологического общества», изданные под редакцией ее секретаря И.П. Машкова в 1908 году, свидетельствуют о том, что тогда велась борьба за сохранение древнего памятника. Так, среди материалов, опубликованных комиссией, приводится протокол ее заседания от 15 июня 1906 года под 15, где под председательством К.М.Быковского присутствующим (З.И. Иванову, Н.С. Курдюкову и секретарю комиссии И.П. Машкову) было «доложено отношение Владимирской Духовной Консистории от 9 июня за 7986 о том, что в селе Чуди Муромского уезда существует деревянный храм с колокольней, построенный в 1750 году.

http://sobory.ru/article/?object=60150

Ялуторовск. Собор Сретения Господня. Сретенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Историю православных храмов в городе Ялуторовске следует отсчитывать с начала XVIII века. Первая церковь была встроена в острожную стену. Время ее возникновения, по мнению историков, 1701 год. Но это достаточно условная дата, так как ученые ссылаются на чертеж в книге С.У. Ремезова, где за 1701 годом показан только этот храм. В то же время с самого начала основания Ялуторовской слободы потребность в храме была очевидна. Поэтому историки не исключают, что первая церковь возникла еще в XVII в. Каменное строительство в Ялуторовске было представлено Сретенским собором. Возведение каменного храма на месте старого деревянного, по всей видимости, началось на рубеже 60-70-х годов XVIII века. Полностью его строительство закончилось в 1837 году. В 1837 году в соборе служили торжественный молебен в честь наследника российского престола, Великого князя Александра Николаевича (будущего царя Александра II), который путешествовал по Сибири вместе со своим воспитателем, поэтом В. Жуковским. В апреле 1877 года под сводами храма стояли известные путешественники Альфред Брем и Отто Финш, издавшие после возвращения в Германию большой исторический труд, где рассказано и о посещении Ялуторовска. Выдающимся произведением церковного искусства считался нетрадиционный иконостас Сретенского собора, выполненный, как предполагают исследователи, лучшими мастерами Москвы и Санкт-Петербурга в стиле барокко. Высота его составляла 11,3 метра. Иконы располагались в три яруса. Настенная живопись и иконы верхнего яруса иконостаса были выполнены в западноевропейской манере. В целом иконостас верхнего яруса не имел аналогов на территории Тобольской епархии. К собору были приписаны две церкви, четыре часовни и четыре молитвенных дома. Время не щадит и камень. Построенный в конце XVIII – начале XIX века, к началу XX века собор сильно обветшал. Сохранилась переписка с императорской Археологической комиссией о постановке собора на учет как «памятника старины, замечательного по архитектуре». Тревога по поводу состояния Сретенского собора появилась еще в 1903 году, когда Епископ Тобольский и Сибирский Антоний при осмотре заметил трещины в сводах и арках трапезной нижнего храма. Им было дано распоряжение о техническом осмотре храма и принятии мер к ремонту. Сумма ремонта была определена в 6 000 рублей. Собрать их предполагалось путем пожертвований. Собор был закрыт с 1908 года. Ремонт проходил медленно, и храм был капитально отремонтирован лишь перед первой мировой войной в 1913-1914 годах, после чего служба в нем была возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=25287

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии , выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. по мере накопления материалов, всего было издано 66 выпусков. Основано по инициативе В. В. Латышева . Параллельно с ИИАК Археологическая комиссия выпускала «Отчеты Императорской Археологической комиссии» (1862-1918, 45 томов) и «Материалы по археологии России» (1866-1918, 37 томов). ИИАК должны были освещать деятельность комиссии, хронику археологических исследований России. Первоначально мн. публикации касались памятников античного Причерноморья, в дальнейшем научный интерес издателей распространился и на др. регионы. В журнале помимо членов Археологической комиссии печатались и др. известные археологи и реставраторы. Отдельные публикации были посвящены обследованию памятников «курганного периода» по губерниям или отдельным объектам: «К древностям валдайским и водским» Н. К. Рериха (см. Рерихи ) (1901. Вып. 1. С. 60-68); «Краткое описание памятников древности Семипалатинской обл.» В. П. Никитина (1902. Вып. 2. С. 103-111); «Заметки о древностях Семиреченской обл.» Н. Н. Пантусова (Там же. С. 65-75); «Сведения 1873 г. о городищах и курганах» (1903. Вып. 5. С. 5-95); «Раскопки близ дер. Дуденевой, Тверского у.» (1904. Вып. 6. С. 6-11), «Поездка 1903 г. на оз. Кафтино и Бологое и раскопки близ Рыбинска» (Там же. С. 65-78), «Северные лабиринты» (Там же. С. 101-112), «Могильник V в. в Черноморье» (1907. Вып. 23. С. 103-107), «Раскопки 1910 г. в Лужском у. Петроградской губ.» (1914. Вып. 53. С. 81-94) и «Раскопки Новгородских курганов» (1918. Вып. 65) А. А. Спицына; «Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демянском у. в 1902 г.» Н. И. Репникова (1904. Вып. 6. С. 12-20); «Отчет о раскопках, произведенных в 1902 г. в Ярославской и Тверской губ.» (Там же. С. 21-31) и «Поездка 1903 г. по верхнему течению р. Волги» (Там же. С. 79-100) Н. Е. Макаренко; «Отчет о поездке 1903 г. в Крестецкий у. Новгородской губ.» В. Н. Глазова (Там же. С. 50-60); «Заметки к херсонесским надписям, изданным Р. Х. Лепером» В. В. Латышева (1912. Вып. 45. С. 132-136) и др.

http://pravenc.ru/text/293850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (10.08.1859, С.-Петербург - 15.01.1936, Ленинград), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон. Из дворян, владельцев Кыштымских горнопромышленных заводов на Урале, племянник писателя и лит. критика А. В. Дружинина. В 1879 г. поступил на физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. В том же году перешел на историко-филологический фак-т, к-рый окончил со степенью кандидата в 1883 г. Был учеником профессоров Е. Е. Замысловского и К. Н. Бестужева-Рюмина, входил в «Кружок русских историков», членами к-рого являлись С. Ф. Платонов , А. С. Лаппо-Данилевский, Н. Д. Чечулин, Е. Ф. Шмурло, М. А. Дьяконов, И. А. Шляпкин и др., заседания кружка часто проходили в доме родителей Д. После окончания курса Д. был оставлен при ун-те для приготовления к профессорскому званию. В 1889 г. получил степень магистра рус. истории за дис. «Раскол на Дону в конце XVII в.» (изд.: СПб., 1889), был избран приват-доцентом С.-Петербургского ун-та. В 1886-1891 гг. служил внештатным сотрудником при Мин-ве внутренних дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. В дек. 1888 г. Д. был избран секретарем отд-ния рус. и слав. археологии имп. Русского археологического об-ва. В 1896 г. стал членом Археографической комиссии. В сент. 1897 г. был удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на работу А. В. Краснова «Зыряне и св. Стефан, епископ Пермский». С 1899 г. являлся секретарем имп. Археографического об-ва, заведовал его б-кой, с 1914 г. почетный член Археологического ин-та. Д. также состоял действительным и почетным членом КДА, Русского географического об-ва, Русского военно-исторического об-ва, Русского технического об-ва, Уральского об-ва любителей естествознания, Тверской губ. ученой комиссии, входил в Комитет попечительства о рус. иконописи. Через посредничество гр. С. Д. Шереметева Д. обращался к имп. св. Николаю II Александровичу , добиваясь сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества, ок. 1912 г. составил записку «Об охранении разрушающихся церковных памятников».

http://pravenc.ru/text/180490.html

З. составлял описи журналов Синода и материалов Синодальной канцелярии за многие годы. Как и его предшественники, в частности А. Н. Львов (1889-1901), собирал и описывал епархиальные архивы (многие посещал лично), сохраняя сведения о времени возникновения архива, о составе, об условиях хранения документов, о суммах ассигнованных средств, о количестве служащих, о наличии справочной лит-ры и опубликованных документов (см.: Сведения о консисторских архивах. 1908). З.- автор записки о задачах епархиальных церковно-археологических комитетов, созданных в 1906-1908 гг., и о требованиях к условиям хранения и описанию документов (РГИА. Ф. 814. Оп. 1. 112. Л. 103-106). По инициативе З. принято синодальное определение от 15 февр. 1906 г. об охране рукописей и старопечатных книг, которые было разрешено собирать в архив и б-ку Синода из церквей. При нем в архив Синода поступило свыше 400 старинных рукописей и более 1 тыс. книг XVII-XVIII вв. староцерковной печати. Под рук. и при участии З. изданы «Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода» (сост. А. И. Никольский. СПб., 1904-1910. 3 т.), «Список книг церковной печати, хранящихся в Библиотеке Святейшего Правительствующего Синода», «Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней. Дела Комиссии духовных училищ 1808-1839 гг.» (СПб., 1910), тома ПСПиР за 1738-1741, 1796-1801, 1881-1894 гг., 7 т. ОДДС. З. добился утверждения закона об обязательном бесплатном экземпляре нек-рых произведений печати для б-ки Синода (21 янв. 1910) и о присылке в Комиссию по разбору Синодального архива всех печатных изданий епархиальных церковно-археологических учреждений, отчетов об их деятельности и об открытии таких комиссий там, где их еще не было (25 июня 1911). При З. были расширены и оборудованы помещения архива и б-ки Синода, приведена в порядок и систематизирована б-ка Синода, к-рая по его инициативе пополнялась новейшими рус. и зарубежными справочниками и критическими исследованиями (в т. ч. поступили «Патрология» Ж. П. Миня, словарь Ш. Дюканжа и др.).

http://pravenc.ru/text/199679.html

И.П. Медведев Список сокращений АВПРИ      Архив внешней политики Российской империи АВ СПб ФИВ РАН      Архив востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН АДСВ      Античная древность и средние века (Екатеринбург) АЕ      Археографический ежегодник Академии наук АИМК      Академия истории материальной культуры АРВ      Архивы русских византивистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995 БАН      Библиотека АН СССР (ныне РАН) ВВ      Византийский временник ВГУ      Воронежский государственный университет ВДИ      Вестник древней истории ВЖК      Высшие женские курсы ВИ      Вопросы истории ВИД      Вспомогательные исторические дисциплины ВО      Византийское обозрение ВУАН      Всеукраинская Академия наук ВЦИК      Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет ГАИМК      Государственная Академия истории материальной культуры ГИИИ      Государственный институт истории искусств ГИАЛО      Государственный исторический архив Ленинградской области ГИМ      Государственный исторический музей ГПБ      Государственная Публичная библиотека (ныне РНБ) ГРМ      Государственный Русский музей ГЭ      Государственный Эрмитаж ДАН      Доклады АН СССР ЖМНП      Журнал Министерства народного просвещения ЗКОРАО      Записки Классического отделения РАО ЗООИД      Записки Одесского общества истории и древностей ЗРАОНС      Записки Русского археологического общества. Новая серия ИАИ      Историко-археографический институт ИАК      Известия Имп. Археологической комиссии ИАН      Известия Имп. Академии наук ИАЭ      Исторический архив Эстонии ИГАИМК      Известия Государственной Академии истории материальной культуры ИИИЕТРАН      Институт истории естествознания и техники РАН ИИМКРАН      Институт истории материальной культуры РАН ИОРЯС      Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук ИПБ      Императорская Публичная библиотека ИРАИК      Известия Русского археологического института в Константинополе ИРАИМК      Известия Российской Академии истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010