Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСОВ Николай Иванович (21.04.1839, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1903, С.-Петербург), богослов, церковный историк. Род. в семье священника. Окончил С.-Петербургскую ДС (1859), затем СПбДА (1863), получил степень магистра богословия (часть магист. дис. «Братья Андрей и Семен Денисовы: Их жизнь и значение в истории раскола» опубл. в ж. «Православное обозрение» в 1865 и отдельным оттиском в 1866). Был назначен бакалавром по гомилетике в МДА, но отказался от назначения, надеясь получить место в СПбДА. С 18 сент. 1863 г. преподаватель словесности в С.-Петербургской ДС, с 1864 г. одновременно учитель словесности в Мариинской и Рождественской жен. гимназиях С.-Петербурга. Изучив методы преподавания словесности в светских учебных заведениях, составил подробную программу семинарского курса теории и истории словесности с объяснительной запиской (опубл. в ж. «Христианское чтение» в 1870, программа с изменениями была издана от имени С. С. Лебедева как руководство для семинарий). Сохранились литографированные издания лекций Б., прочитанных в семинарии,- «Очерки русской словесности и литературы» (1867), «Словесность» (1867?),- к-рые использовались как пособия учителями семинарии. В 1869 г. Б. стал доцентом СПбДА по кафедре пастырского богословия, читал лекции по гомилетике, в 1871 г. назначен экстраординарным профессором, в 1887 г.- ординарным профессором. С 1874 г. являлся членом учрежденной при Святейшем Синоде комиссии для разбора и описания дел архива Синода, был редактором 2, 6, 8-го томов ОДДС (1878-1891). В 1877 г. работал в комиссии по описанию рукописей б-к Кириллова Белозерского мон-ря и СПбДА, был занят проверкой и исправлением каталога Софийской б-ки. В 1884 г. участвовал в комиссии по пересмотру и изменению семинарских программ, в 1885 г. выпустил брошюру «О преподавании гомилетики в семинариях применительно к новому уставу». В 1889 г. получил чин действительного статского советника, вышел в отставку. Являлся действительным членом РГО, почетным членом С.-Петербургского Археологического ин-та, Киевского церковно-археологического об-ва, Ростовского музея церковных древностей. Похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/77608.html

Нижний Новгород. Церковь Космы и Дамиана. Козьмо-Дамианская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История, связанная с сохранением и реставрацией в XIX веке церкви Козьмы (Космы) и Дамиана (речь идет о храме XVII столетия), находившейся на углу Рождественской улицы и Софроновской площади (ныне площадь Маркина) в Нижнем Новгороде, до сих пор практически не была освещена в литературе. Лишь протоиерей М.В. Добровольский в своем путеводителе по нижегородским святыням кратко сообщал в свое время, что «церковь эта с постройкой нынешнего благолепного храма [имеется ввиду новое здание церкви, построенное в 1872-1890 годах] была разобрана, а колокольня, будучи реставрирована ко времени Всероссийской выставки в Н. Новгороде в 1896 году, и ныне сохраняется как памятник церковной архитектуры XVII века; вместе с колокольней оставлена и трапеза, в коей ныне устроена библиотека-читальня епархиального ведомства». Поэтому имеет смысл остановиться на данном вопросе, тем более что это один из немногих примеров дореволюционной архитектурной реставрации в Нижнем Новгороде. Прежде всего, охарактеризуем сам памятник. Точное время возведения каменного храма во имя Козьмы и Дамиана не установлено. Приведенная И.А. Бондаренко и С.М. Шумилкиным дата его появления – 1531 год, не выдерживает критики. Доподлинно известно, что в 1620-е годы на Нижнем посаде существовала еще деревянная клетская «церковь святых чюдотворец Козмы и Дамьяна». Нижегородский историк XIX века Н.И. Храмцовский, писал, что «холодный храм Козьмодемьянский построен в начале XVII столетия», но вместе с тем указывал на его сходство с более поздней Сергиевской церковью. Известный исследователь нижегородских древностей архимандрит Макарий считал, что каменная Козьмодемьянская церковь появилась в конце XVII века, а М.В. Добровольский, как уже сказано выше, относил памятник просто к XVII столетию без каких-либо уточнений. Н.Ф. Филатов датировал каменную церковь Козьмы и Дамиана 1630-1640 годами, считал ее памятником Нижегородскому ополчению 1612 года, а инициатором возведения называл протопопа Спасо-Преображенского собора Савву Ефимьева. Откуда взята сия информация – неизвестно, поскольку какие-либо ссылки на источники по данному вопросу у автора отсутствуют. Поэтому всё это выглядит весьма сомнительным и, скорее всего, является домыслом Н.Ф. Филатова. Такой вывод подкрепляется еще и тем, что члены Нижегородской епархиальной церковно-археологической и Нижегородской губернской ученой археологической комиссий, осматривавшие храм в 1895 году, указали в составленном ими акте, что «особливых исторических воспоминаний, связанных с этой церковью… не сохранилось». Сами же они считали, что «каменная… Космо-Дамианская церковь появляется лишь во второй половине XVII века». Видимо, с этим надо согласиться.

http://sobory.ru/article/?object=33400

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБОЛЕНСКИЙ Михаил Андреевич (2.01.1806, г. Тульчин Брацлавского у. Подольской губ. (ныне Винницкой обл., Украина) - 12.01.1873, С.-Петербург), князь, российский историк, археограф, архивист; гофмейстер (1859), чл.-кор. С.-Петербургской АН (1846). Из княжеского рода, ведущего происхождение от черниговских Рюриковичей. Отец - ген.-майор кн. Андрей Михайлович Оболенский (19 янв. 1765 - 4 авг. 1830), мать - кнг. Прасковья Николаевна, урожденная гр. Моркова († 14 июня 1832). Окончил Пажеский корпус (1825) и был определен в лейб-гвардии Финляндский полк. Участник русско-тур. войны 1828-1829 гг., ранен в сражении под Варной (16 сент. 1828; в том же году награжден «за отличное мужество и неустрашимость, оказанные в действиях против турок», золотой шпагой с надписью «За храбрость»). В авг. 1831 г. участвовал в подавлении Польского восстания 1830-1831 гг. Уволен в отставку (16 сент. 1831) в чине капитана и вскоре определен состоять для особых поручений при председателе Временного правления Царства Польского. По ходатайству наместника в Царстве Польском светлейшего кн. Варшавского графа Эриванского И. Ф. Паскевича О. 9 янв. 1833 г. направлен на службу в ведомство МИД с причислением к Московскому главному архиву МИД (МГАМИД). Старший переводчик (24 апр.- 8 мая 1833), главный смотритель Комиссии печатания гос. грамот и договоров (с 8 мая 1833). Член Археографической комиссии (с 1839). После смерти А. Ф. Малиновского с 21 дек. 1840 г. исправлял должность управляющего МГАМИД (утвержден в должности 11 апр. 1848), директор МГАМИД (с 22 мая 1868). Член-кор. Имп. археологического об-ва (с 1850). С 1853 г. заведовал образованным по его инициативе Гос. древлехранилищем хартий, рукописей и печатей. Председатель Высочайше учрежденной Ученой комиссии по поводу возобновления палат бояр Романовых на Варварке в Москве (1856-1859; заседала с марта 1857), под руководством к-рой осуществлены работы по восстановлению палат «в древнем стиле». Зав. палатами бояр Романовых (с 1859). Жил в Москве в собственном доме в приходе церкви во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Явленного) в Серебряном пер. (снесена в 1931).

http://pravenc.ru/text/2578073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. А. Косяков. Фотография. Нач. ХХ в. Василий Антонович (22.03.1862, С.-Петербург - 16.04.1921, Петроград), архитектор, художник, педагог. Род. в семье повара. По окончании С.-Петербургского 1-го реального уч-ща в 1880 г. поступил в Строительное уч-ще (с 1882 Ин-т гражданских инженеров, далее ИГИ), где стал учеником архит. Н. В. Султанова . Студентом участвовал в строительстве вокзала в Бресте и бараков для войск при Московско-Брестской железной дороге. Окончил курс «с отличными успехами» в мае 1885 г., был удостоен звания гражданского инженера и права на чин 10-го класса. Служил в Департаменте таможенных сборов (1885) и помощником делопроизводителя при Технико-строительном комитете Мин-ва внутренних дел (с 1891). Одновременно преподавал в Школе десятников Имп. рус. технического об-ва (инспектор) и с 1888 г. вел курс сельскохозяйственной архитектуры в ИГИ. Член С.-Петербургского об-ва архитекторов (с 1887). В начале творческой деятельности К. был удостоен премий за конкурсные проекты здания Английского клуба в г. Екатеринославе (1890, 4-я премия, в соавторстве с А. А. Набатовым) и собора равноап. кн. Владимира в Астрахани. С нач. 1897 г. был архитектором хозяйственного управления Синода, с 1905 г.- членом Технико-строительного комитета, с 1913 г.- архитектором Высочайшего двора, с 1914 г.- инспектором по строительной части при Кабинете его имп. величества. С 1900 г. ординарный профессор ИГИ, в 1905-1921 гг. первый избранный директор ИГИ. В 10-х гг. XX в. был председателем правления Об-ва гражданских инженеров, членом реставрационной комиссии Имп. Археологической комиссии (1912). Имел чины надворного (1895), статского (1902), действительного статского (1905) советника. Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1897) и св. Владимира 3-й степени (1908). К.- автор ряда описаний своих работ и учебных пособий. Его научные труды отличаются особым вниманием к практической стороне дела, прежде всего к расчету конструкций зданий.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРОЛЮБОВ Иван Васильевич (19.05.1837, г. Скопин Рязанской губ.- 6.05.1905, г. Зарайск Рязанской губ.), свящ., историк Церкви. Род. в семье свящ. В. П. Добролюбова (впосл. архим. Владимир), служившего в с. Клишине Зарайского у. Рязанской губ., дед был диаконом соборной церкви г. Скопина. В 1854 г. Д. окончил Скопинское ДУ (в к-ром его отец был инспектором), в 1860 г.- Рязанскую ДС. 15 июля 1861 г. определен учителем низшего отд-ния 2-го Рязанского ДУ (позже - 1-го Рязанского ДУ), 21 авг. 1867 г.- учителем лат. языка Зарайского ДУ. С нач. дек. 1878 г. преподавал также Свящ. историю. Уроки Д. отличались особо тщательной подготовкой. Историк И. И. Проходцов вспоминал: «Его трудно было видеть когда-либо раздражительным. Он не был формалистом учителем, и латинский язык, им преподаваемый, не служил учащим неприятной обузой» ( Проходцов. С. 330). С 6 марта 1876 по 21 июня 1879 г. избирался членом правления Зарайского ДУ. 1 марта 1865 г. Д. был рукоположен во иерея Рязанским архиеп. Иринархом (Поповым) , служил в Спасской ц. в с. Клинском Михайловского у. Рязанской губ., с 22 июля 1867 г.- в Троицкой ц. г. Зарайска, с 8 апр. 1870 г.- в зарайском Николаевском соборе. В 1877 г. опубликовал в «Рязанских епархиальных ведомостях» 1-е историческое исследование, посвященное этому собору. С 30 апр. 1884 г. состоял действительным членом Рязанского губ. статистического комитета. В изданиях комитета (памятных книжках) опубликован ряд его работ. Д. был одним из учредителей и активных деятелей Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК) со дня ее открытия (15 июня 1884). Его наиболее значительные работы относятся к первым годам деятельности комиссии. В июне 1884 г. вместе с А. П. Доброклонским был в экспедиции по обследованию слав. курганов в окрестностях Зарайска на р. Оке. В том же году был командирован РУАК на городище Ст. Рязань для обследования открытых Д. П. Тихомировым остатков храмов и княжеских гробниц. В качестве депутата от РУАК принял участие в работе неск. археологических съездов. В 1896 г. был избран членом-корреспондентом Церковно-археологического об-ва при КДА.

http://pravenc.ru/text/178666.html

Большие Поляны. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1751. Год утраты:1910 (разобрана) Адрес: Нижегородская область, Большеболдинский район, Большие Поляны Координаты: 54.934883, 44.93462 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церквей в Больших Полянах было две. Относились они, как и Кондрыкинская церковь, ко второму Благочинническому округу Лукояновскогоуезда Нижегородской епархии. Первая по времени в Больших Полянах была построена в 1751 году. Она была деревянной, однопрестольной. Освящена была в честь Арханге­ла Михаила. Полтора столетия спустя эта церковь пришла в полную не­годность. Вместо нее в селе была построена новая, тоже деревянная цер­ковь. Она, как и прежняя, была однопрестольной. Новая церковь освяще­на в 1899 году также во имя Михаила Архангела. В приход Большеполянской церкви входило 1720 прихожан, в том числе81 раскольник, из них: 32 мужчины и 49 женщин. Церковь имела 32 1/2десятины земли. Церковный причт Большеполянской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником в Больших Полянах в 1888 году был И.К. Троицкий, имевший скуфью. Диаконом был А.П. Критский, псаломщиком — Л.Ф. Тополев. В начале 20 века в церкви Больших Полян числилось 1876 право­славных христиан и те же 32 мужчины и 49 женщин раскольников. Обя­занности священнослужителя исполнял семидесятипятилетний иерей Яков Кузьмич Троицкий, диакона — И. В. Фроловский и псаломщика — Ф.А. Броницкий. Церковным старостой был Я.А. Зайцев. М. Храмов " Край, где бывал Пушкин (о земле болдинской) " . г. Арзамас, 1999 г. Императорская археологическая комиссия (ИАК) неоднократно рассматривала вопросы сохранения, сломки или переноса деревянных храмов Нижегородской епархии в связи с соответствующими обращениями духовных властей.

http://sobory.ru/article/?object=38950

Доможирка. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в 1558 году по указу Государя Иоанна Васильевича Грозного в честь взятия в Ливонскую войну г. Нарвы и г. Сыренска, который находится в 9 км от храма, о чем повествует Никоновская летопись. Указ о строительстве храма после победы вез с жалованьем в войска родной дядя Митрополита Филиппа (Колычева), замученного впоследствии Малютой Скуратовым, Григорий Семенович Колычев. Храм является практически единственной сохранившейся в Псковской области каменной сельской погостской церковью XVI века, сложенной из известнякового плитняка, который возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 км из под Пскова. Уникален храм еще и тем, что является практически единственной трехпрестольной церковью, так как обычно в Пскове и псковской земле церкви имели по два придела. В с. Доможирка центральный придел посвящен Святой Троице, северный придел свт. Николаю, а южный - мч. Параскеве Пятнице. Церковь неоднократно могла погибнуть и во время шведской интервенции, когда до 1622 года Гдов был занят войсками Якова Понтуссона Делагарди, и до алтарной абсиды в то время ими был разрушен Никольский придел, и в 1900 году когда случился пожар, уничтоживший все деревянные части храма, а крестьяне из опасения, что разрушится купол, разобрали своды центрального придела. Мог погибнуть храм и в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году при отходе немецких войск были подожжены деревни Доможирка и Лядины, и были взорваны все средневековые храмы Гдова и древний храм в Ольгином кресте на реке Нарове. Но Бог хранил Доможирскую Троицу. В начале века на церковь обратил внимание академик, а впоследствии протоиерей Петр Петрович Покрышкин, который составил реконструкцию храма и Господь открыл ему его первоначальный вид, который он опубликовал в известной статье вестника Императорской археологической комиссии " Храмы причудского побережья XVI века " . Чудом является и то, что советская безбожная власть в 1965 году выделила на реставрацию храма 965 тысяч рублей! Сумму по тем временам неслыханную.

http://sobory.ru/article/?object=03911

Закрыть itemscope itemtype="" > Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского 30 июля 1998 года (документы) Главы из книги «Преподобный Александр Свирский и его ученики». Часть III 09.08.2012 2636 Время на чтение 16 минут Часть I Часть II ХХ век для России – время ожесточенной борьбы с Православием. Это было время не только физического уничтожения церквей, монастырей, священства. Уничтожались и подвергались поруганию православные святыни. Во всяком уничтожении всегда есть первые жертвы. Первым монастырем, ознаменовавшим собой начало крушения монастырей, стал древний Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный преп. Александром Свирским. Его мощи стали первыми, на кого обрушилось зло новоявленных богоборцев. Избранник Божий, перед которым Бог предстал в трех Своих Ипостасях, первый лицезрел и злобный вражеский лик. Шесть раз приезжали большевики к мощам святого, на шестой – увезли, было это 20 декабря 1918 года. Сам монастырь к 1925 году полностью прекратил свое существование. На его территории был совхоз им. Карла Маркса, интернат, сельско-хозяйственный техникум, Свирьлаг для заключенных. Обретение мощей святых — событие, наполненное мистическим смыслом. В обретении мощей прежде всего явлена милость Божия к людям. Святой, живший во времена, далеко отстоящие от сегодняшнего дня, приблизился к людям и духом, и плотью, чтобы через это чудо возревновали мы о Боге, чтобы задумались о грехах своих, пришли к покаянию. Так с обретением мощей св. Александра Свирского и век XV, и события, заключенные в нем, приблизились к нам, чтобы вспомнили мы и о Промысле Божием о России и о важной роли Русской Православной Церкви в укреплении Русского государства. Архивные поиски места хранения мощей Преподобного начались в сентябре 1997 года. 30 декабря 1997 года настоятель монастыря – игумен Лукиан впервые увидел мощи в музее анатомии ВМА. В соответствии с требованиями ВМА с января началось освидетельствование «мумифицированного тела» (именно так назывался безымянный экспонат музея анатомии) с помощью научных сотрудников ВМА, института Антропологии и Этнографии РАН, экспертов Городской Судебно-Медицинской Экспертной Службы. Консультативную помощь получали у сотрудников Государственного Русского музея, Института (Истории РАН СПб филиал, в Академии Истории Материальной Культуры (бывшая Археологическая комиссия), у сотрудников Пушкинс кого дома, Государственной Публичной Библиотеки, у сотрудников Исторического факультета Государственного университета Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Город как образ вечности Беседа с игуменом Александром (Федоровым) 09.07.2008 488 Время на чтение 16 минут - Отец Александр, Вы настоятель церкви великомученицы Екатерины в Академии художеств в Петербурге. Это домовая церковь того самого учебного заведения, архитектурный факультет которого Вы когда-то закончили. Почему Вы решили учиться на архитектора? - Твердое решение поступать в Академию художеств у меня возникло не сразу, был период, когда я хотел стать филологом. В детстве же очень хотел стать архитектором. Наверно, это было связано с семейной преемственностью, потому что у меня оба родителя - архитекторы. Среди предыдущих поколений нашей семьи тоже достаточно много представителей этой профессии, начиная с конца XVIII - начала XIX веков. Так что голос этих родственников дал о себе знать. Но все-таки при моих гуманитарных интересах эта профессия получила не столько прикладной, сколько исторический характер. После института я был распределен в проектный институт, но проработал там очень недолго, ушел в аспирантуру, стал заниматься преподавательской и исследовательской работой. Это было для меня более естественным делом. Хотя с практической архитектурой я все равно сейчас имею дело: митрополит Владимир благословил меня возглавить епархиальную комиссию по архитектурно-художественным вопросам. Поэтому мне приходится согласовывать новые проекты храмов и некоторые реставрационные предложения, приходится входить в практические вопросы, а не только оставаться в области истории. - Вы получили ученую степень кандидата архитектуры за работу, название которой звучало так: " Образно-символическая система композиции древнерусского города " . Потом диссертация вышла как отдельная книга. Каковы истоки Вашего интереса к образам и символам градостроительства? - Я ездил в археологические экспедиции еще в школьном возрасте, затем - студентом. Там мы соприкасались с древнерусскими святынями и храмами, которые во многом оставались или неизвестными, или были еще не изученными. Это было в разных местах древнерусской земли, которые сейчас - территории России, Украины и Белоруссии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Необходимо еще раз проверить все версии и провести историческую и антропологическую экспертизу Епископ Егорьевский Тихон сообщил о скором завершении генетической экспертизы «екатеринбургских останков» 26.07.2016 1233 Результаты исследования останков, якобы принадлежащих детям последнего русского Царя Николая II (1868-1918) – Цесаревичу Алексею и Великой княжне Марии - будут скоро представлены. Об этом сообщил ТАСС председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон. «Когда следствие будет завершено, мы расскажем (и думаю, что аргументы будут очень убедительными), почему еще и еще раз необходимо поверить все версии и провести экспертизу историческую и антропологическую. Когда это будет, я сказать не могу, но думаю, что ждать осталось недолго», - заявил в интервью ТАСС епископ Егорьевский Тихон. Представитель РПЦ уточнил, что результаты расследования будут представлены Архиерейскому Собору. «Выводы и Следственного комитета, и Церковной комиссии, и (что для нас очень важно) экспертов-историков будут представлены Архиерейскому Собору, на котором будет принято решение», - отметил архиерей. Напомним , что 29 июля 2007 года при проведении археологических раскопок к югу от места обнаружения первых «екатеринбургских останков», якобы принадлежащих Царю Николаю II и его семье и перезахороненных в 1998 г. в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, были найдены фрагменты костей и зубы двух человек (женщины и ребенка) с признаками воздействия высокой температуры. Тогда же было возобновлено предварительное следствие . В его ходе были проведены экспертные исследования, согласно которым найденные останки якобы принадлежат детям российского Императора Николая II – Цесаревичу Алексею и Великой княжне Марии. После этого было вновь принято решение о прекращении уголовного дела. 23 сентября 2015 года Следственный комитет РФ возобновил расследование уголовного дела о гибели членов Российского Императорского дома Романовых, а также лиц из их свиты.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/26/ne...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010