Большие Поляны. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1751. Год утраты:1910 (разобрана) Адрес: Нижегородская область, Большеболдинский район, Большие Поляны Координаты: 54.934883, 44.93462 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церквей в Больших Полянах было две. Относились они, как и Кондрыкинская церковь, ко второму Благочинническому округу Лукояновскогоуезда Нижегородской епархии. Первая по времени в Больших Полянах была построена в 1751 году. Она была деревянной, однопрестольной. Освящена была в честь Арханге­ла Михаила. Полтора столетия спустя эта церковь пришла в полную не­годность. Вместо нее в селе была построена новая, тоже деревянная цер­ковь. Она, как и прежняя, была однопрестольной. Новая церковь освяще­на в 1899 году также во имя Михаила Архангела. В приход Большеполянской церкви входило 1720 прихожан, в том числе81 раскольник, из них: 32 мужчины и 49 женщин. Церковь имела 32 1/2десятины земли. Церковный причт Большеполянской церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Священником в Больших Полянах в 1888 году был И.К. Троицкий, имевший скуфью. Диаконом был А.П. Критский, псаломщиком — Л.Ф. Тополев. В начале 20 века в церкви Больших Полян числилось 1876 право­славных христиан и те же 32 мужчины и 49 женщин раскольников. Обя­занности священнослужителя исполнял семидесятипятилетний иерей Яков Кузьмич Троицкий, диакона — И. В. Фроловский и псаломщика — Ф.А. Броницкий. Церковным старостой был Я.А. Зайцев. М. Храмов " Край, где бывал Пушкин (о земле болдинской) " . г. Арзамас, 1999 г. Императорская археологическая комиссия (ИАК) неоднократно рассматривала вопросы сохранения, сломки или переноса деревянных храмов Нижегородской епархии в связи с соответствующими обращениями духовных властей.

http://sobory.ru/article/?object=38950

В 1885 году колокольню разобрали, о чем с возмущением упоминал в своих записках Василий Верещагин В 1872-1885 годах на месте разобранной колокольни возвели каменную. Та же участь едва не постигла и самый храм, о чем даже подавалось в 1894 году отношение от Вологодской духовной консистории в Археологическое общество, как это следует из протоколов заседания комиссии по сохранению древних памятников. Комиссия постановила выделить нужную сумму для реставрации церкви 1753 году перестроили Афанасьевскую церковь (в 1904 году поновлялась), а в 1899 отреставрировали Владимирскую К этому времени храм имел уже другое посвящение: во имя свт. Николая с приделом во имя свв. Флора и Лавра. Произошло это потому, что в 1896 году в приходе освятили новый каменный храм с престолами во имя Владимирской иконы Божией Матери, пророка Илии и свт. Афанасия Александрийского До нашего времени сохранился только он. Афанасьевскую церковь разобрали в 1940-е годы, а Владимирскую планировалось перенести в музей «Малые Корелы», но в 1963 году она сгорела от удара молнии. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери многие исследователи считали одним из самых красивейших храмов Русского Севера Высокая (более 40 м), величественная, она возвышалась над берегом озера. По своей архитектуре церковь весьма характерна для Северодвинских земель начала XVII века. Стройный восьмерик «от пошвы» (т.е. от земли) заканчивался повалом. Венчал его огромный (чуть меньше половины всей высоты) шатер, крытый лемехом. Его облик позволил назвать Владимирскую церковь «одним из возможных кульминационных моментов» в процессе увеличения высоты шатра в деревянном зодчестве данного региона Венцы восьмерика мастера срубили «с остатком» С востока и с запада к восьмерику примыкали прямоугольные прирубы: алтарь и трапезная, перекрытые бочками изящного рисунка. Главный вход в храм был устроен с юга. С запада восьмерик охватывала галерея на столбах, заходившая на северную и южную стороны. На чердаке имелись голосники Почти аналогичную композицию и соотнесение пропорций восьмерика и шатра имели еще несколько храмов начала XVII века Сольвычегодского уезда. Очень сходен с ней Ильинский храм Выйского погоста 1600 года. Его можно назвать непосредственным предшественником интересующей нас церкви, даже высота его почти такая же - около 40 метров. Храм уничтожили в 1930-е годы. Успенская церковь в Нижней Уфтюге (начала XVII века) стояла в том же ряду. Ее облик нам известен только по обмерам и рисункам В.В. Суслова, так как она была разобрана еще около 1885 года Примеры подобных деревянных церквей встречались в этой местности и в более позднее время. Как пример можно привести Георгиевскую церковь в селе Вершины (1672 год). Сейчас она находится в музее «Малые Корелы».

http://sobory.ru/article/?object=37289

Витебск. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская гора, на которой восстановлен Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений. Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы - Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII-XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др. Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия. Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6 900-ое 14». Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что именно в церкви Пречистой Богоматери хранился Привилей Витебской земли. Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года. При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы находился «двор его милости архиепископский». В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.12 ноября 1623 года, именно в этом доме происходит убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, после чего тело сбрасывают с горы вниз, к рыбакам. Храм разоряется горожанами. По постановлению Комиссарского суда церковь была разобрана, и заново отстроена жителями, за свой счёт. Согласно другим сведениям, в 1629 году храм сгорает, и через несколько лет, в 1636 г., на его месте строится новая церковь. Именно этот храм изображен на Чертеже Витебска 1664 года. Однако, церковь быстро обветшала, и в 1682 году на средства витебского подкормия (судьи) Адама Киселя из Брусилово был построен новый деревянный храм св. Пречистой и основан базилианский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=52353

Вятка (Киров). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Место на юго-восточном углу перекрёстка улиц Московской и Ленина (на месте сквера). Каменная Покровская церковь построена на посаде вместо двух деревянных: главный престол во имя Покрова Богородицы - в холодном храме, во имя трёх Святителей - в тёплом приделе с северной стороны. О постройке церкви ни сейчас, ни до революции не было обнаружено никаких документов: неизвестны ни храмозданные грамоты, ни имена строителей. Можно, однако, утверждать, что строила церковь известная артель Ивана Никонова, Тихона Чернятева, Михаилы Старкова и Исака Москвитинова. «Записным» мастерам каменных дел в годы петровских преобразований в любой момент угрожала отнюдь не добровольная отправка на государственное строительство. Артель продолжала существовать, но ни один из её ведущих каменщиков в переписной книге 1710 года каменщиком записан не был. Покровский храм сохранил декоративный наряд вятских храмов конца 1690-х годов — наряд артели Никонова и его товарищей. Добавился к нему только пояс кирпичных балясин под кокошниками да полуколонки, разделившие фасадную стену на три части, удлинились до фундамента, зрительно увеличивая высоту храма. Церковь Покрова включена в список памятников архитектуры Императорской археологической комиссией. В 1924 году она принята под охрану отдела по делам искусств Главнауки РСФСР. 20 сентября 1935 года ВЦИК утвердил ходатайства горсовета и крайисполкома о закрытии Покровской церкви, и оказавшийся к этому времени уже только на местной охране памятник Вятский крайисполком решил снести. 5 апреля 1936 года он поручил строительному тресту церковь незамедлительно разобрать. Церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы осталась лишь на фотографиях да в памяти уходящих стариков. Да перенесённая со старых снимков на полотно нашей диорамы запоминается как архаичный фон «установления Советской власти в г. Вятке». Ныне на месте церкви тихий сквер, некогда облюбованный настырными цыганками, ресторанными девицами да всяким пьяным людом (бла­го рядом кафе а-ля рюмочная с подозрительно трезвым названием «Спорт»), некогда «облагороженный» декоративной тумбой-стеной с показателями соцсоревнующихся городов-соседей (ныне с рекламой бывшего ТЮЗа).

http://sobory.ru/article/?object=32535

Вятка (Киров). Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь, Пятницкая церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты " Чтобы сегодня определить местонахождение Пятницкой церкви, надо в Александровском саду встать на берегу реки Вятки между симметрично расположенными зданиями бывшей областной типографии и Домом культуры «Строитель». Проход между этими зданиями является местом, на котором и находился храм. Между тем, район нахождения Пятницкой церкви заслуживает особого внимания и хранит в себе немало загадок. В городе эта возвышенная местность между Кремлём и южным склоном Раздерихинского оврага получила название «Ветроум». Это один из наиболее древних районов города. Как показали археологические исследования Л. Гуссаковского, уже в XII веке здесь существовало древнее дорусское поселение. По мнению археолога, собственно оно и называлось «Вятка». Какое-то время эти поселения мирно сосуществовали, чем, возможно, и объясняется тот факт, что на средневековых картах и в летописях наш город одновременно упоминается под двумя названиями. Каменная холодная Пятницкая церковь заложена по храмозданной грамоте архиепископа Дионисия «в большом городе у Слудских ворот на кладбище» вместо двух деревянных храмов: холодного и тёплого. Самое раннее упоминание о них содержится в духовном завещании хлыновца Ивана Шелома от 3 июля 1574 года. Сретенский (Пятницкий) храм назван памятником архитектуры ещё Императорской археологической комиссией. Единственный в Вятке храм с шатровой колокольней в 1924 году взят под охрану отделом по делам музеев Главнауки РСФСР. Тем не менее, 19 февраля 1935 года президиум Кировского горсовета ходатайствовал об исключении Сретенской церкви из списка памятников, охраняемых государством, как «не представляющей никакой ценности». В 1936 году памятник разобран на кирпич. Церковь в честь Сретения Господня – один из старейших каменных храмов г.Хлынова (Вятки). Была построена в 1705-1712 гг. на «Ветроуме» – высоком берегу реки Вятки, где впоследствии был разбит Александровский сад. Улица, ведущая к храму, получила название Пятницкой (Ст. Халтурина), так как один из престолов храма был посвящен мученице Параскеве Пятнице, жившей в III веке и почитаемой всеми православными людьми как покровительница полевых работ и животноводства.

http://sobory.ru/article/?object=32484

Доможирка. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в 1558 году по указу Государя Иоанна Васильевича Грозного в честь взятия в Ливонскую войну г. Нарвы и г. Сыренска, который находится в 9 км от храма, о чем повествует Никоновская летопись. Указ о строительстве храма после победы вез с жалованьем в войска родной дядя Митрополита Филиппа (Колычева), замученного впоследствии Малютой Скуратовым, Григорий Семенович Колычев. Храм является практически единственной сохранившейся в Псковской области каменной сельской погостской церковью XVI века, сложенной из известнякового плитняка, который возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 км из под Пскова. Уникален храм еще и тем, что является практически единственной трехпрестольной церковью, так как обычно в Пскове и псковской земле церкви имели по два придела. В с. Доможирка центральный придел посвящен Святой Троице, северный придел свт. Николаю, а южный - мч. Параскеве Пятнице. Церковь неоднократно могла погибнуть и во время шведской интервенции, когда до 1622 года Гдов был занят войсками Якова Понтуссона Делагарди, и до алтарной абсиды в то время ими был разрушен Никольский придел, и в 1900 году когда случился пожар, уничтоживший все деревянные части храма, а крестьяне из опасения, что разрушится купол, разобрали своды центрального придела. Мог погибнуть храм и в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году при отходе немецких войск были подожжены деревни Доможирка и Лядины, и были взорваны все средневековые храмы Гдова и древний храм в Ольгином кресте на реке Нарове. Но Бог хранил Доможирскую Троицу. В начале века на церковь обратил внимание академик, а впоследствии протоиерей Петр Петрович Покрышкин, который составил реконструкцию храма и Господь открыл ему его первоначальный вид, который он опубликовал в известной статье вестника Императорской археологической комиссии " Храмы причудского побережья XVI века " . Чудом является и то, что советская безбожная власть в 1965 году выделила на реставрацию храма 965 тысяч рублей! Сумму по тем временам неслыханную.

http://sobory.ru/article/?object=03911

Закрыть itemscope itemtype="" > Город как образ вечности Беседа с игуменом Александром (Федоровым) 09.07.2008 488 Время на чтение 16 минут - Отец Александр, Вы настоятель церкви великомученицы Екатерины в Академии художеств в Петербурге. Это домовая церковь того самого учебного заведения, архитектурный факультет которого Вы когда-то закончили. Почему Вы решили учиться на архитектора? - Твердое решение поступать в Академию художеств у меня возникло не сразу, был период, когда я хотел стать филологом. В детстве же очень хотел стать архитектором. Наверно, это было связано с семейной преемственностью, потому что у меня оба родителя - архитекторы. Среди предыдущих поколений нашей семьи тоже достаточно много представителей этой профессии, начиная с конца XVIII - начала XIX веков. Так что голос этих родственников дал о себе знать. Но все-таки при моих гуманитарных интересах эта профессия получила не столько прикладной, сколько исторический характер. После института я был распределен в проектный институт, но проработал там очень недолго, ушел в аспирантуру, стал заниматься преподавательской и исследовательской работой. Это было для меня более естественным делом. Хотя с практической архитектурой я все равно сейчас имею дело: митрополит Владимир благословил меня возглавить епархиальную комиссию по архитектурно-художественным вопросам. Поэтому мне приходится согласовывать новые проекты храмов и некоторые реставрационные предложения, приходится входить в практические вопросы, а не только оставаться в области истории. - Вы получили ученую степень кандидата архитектуры за работу, название которой звучало так: " Образно-символическая система композиции древнерусского города " . Потом диссертация вышла как отдельная книга. Каковы истоки Вашего интереса к образам и символам градостроительства? - Я ездил в археологические экспедиции еще в школьном возрасте, затем - студентом. Там мы соприкасались с древнерусскими святынями и храмами, которые во многом оставались или неизвестными, или были еще не изученными. Это было в разных местах древнерусской земли, которые сейчас - территории России, Украины и Белоруссии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Необходимо еще раз проверить все версии и провести историческую и антропологическую экспертизу Епископ Егорьевский Тихон сообщил о скором завершении генетической экспертизы «екатеринбургских останков» 26.07.2016 1233 Результаты исследования останков, якобы принадлежащих детям последнего русского Царя Николая II (1868-1918) – Цесаревичу Алексею и Великой княжне Марии - будут скоро представлены. Об этом сообщил ТАСС председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон. «Когда следствие будет завершено, мы расскажем (и думаю, что аргументы будут очень убедительными), почему еще и еще раз необходимо поверить все версии и провести экспертизу историческую и антропологическую. Когда это будет, я сказать не могу, но думаю, что ждать осталось недолго», - заявил в интервью ТАСС епископ Егорьевский Тихон. Представитель РПЦ уточнил, что результаты расследования будут представлены Архиерейскому Собору. «Выводы и Следственного комитета, и Церковной комиссии, и (что для нас очень важно) экспертов-историков будут представлены Архиерейскому Собору, на котором будет принято решение», - отметил архиерей. Напомним , что 29 июля 2007 года при проведении археологических раскопок к югу от места обнаружения первых «екатеринбургских останков», якобы принадлежащих Царю Николаю II и его семье и перезахороненных в 1998 г. в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, были найдены фрагменты костей и зубы двух человек (женщины и ребенка) с признаками воздействия высокой температуры. Тогда же было возобновлено предварительное следствие . В его ходе были проведены экспертные исследования, согласно которым найденные останки якобы принадлежат детям российского Императора Николая II – Цесаревичу Алексею и Великой княжне Марии. После этого было вновь принято решение о прекращении уголовного дела. 23 сентября 2015 года Следственный комитет РФ возобновил расследование уголовного дела о гибели членов Российского Императорского дома Романовых, а также лиц из их свиты.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/26/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очень важный аргумент В Санкт-Петербурге состоялся брифинг, посвященный эксгумации останков Императора Александра III в Петропавловском соборе 27.11.2015 1709 Время на чтение 5 минут Сегодня в Санкт-Петербурге в пресс-центре ТАСС состоялся брифинг, посвященный эксгумации останков Императора Александра III в Петропавловском соборе, сообщает корреспондент «Русской народной линии», принявший участие в мероприятии. В пресс-конференции участвовали вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов, член церковной комиссии епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) и директор Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко. Владимир Кириллов заявил, что вскрытие гробницы Императора Александра III было завершено 27 ноября. Все работы проводились в присутствии представителей Следственного комитета России, Правительства РФ и Русской Православной Церкви. По его словам, был произведен демонтаж надгробия, обследование и деконструкция свода кирпично-каменного склепа, изучение саркофага-ковчега, его вскрытие, археологическая и антропологическая экспертизы останков с их обмером и отбором проб на генетический анализ. Как сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга, 3 ноября этого года было проведено визуальное обследование гробницы, в результате которого зафиксированы сдвиг крышки и сколы на углах надгробия. С 6 ноября производились работы по размягчению швов, демонтажу крышки, разборке и перемещению надгробия из каррарского мрамора. 9 ноября в результате демонтажа крышки надгробия были обнаружены следы возможного вскрытия: отсутствие четырех металлических тяг, скреплявших боковые стенки надгробия, незафиксированные нижние угловые скобы, инородные элементы в виде фрагментов рускеальского мрамора, подтеки гипса, внутренние загрязнения. Повреждения могли являться свидетельством того, что надгробие подвергалось переборке после 1894 г. 20 ноября произведено снятие массивной лещадной плиты – верхнего настила пола из путиловского известняка, прикрывавшей кирпичный свод склепа, перекрытый песчаной засыпкой.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/27/oc...

Закрыть Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского 30 июля 1998 года (документы) Главы из книги «Преподобный Александр Свирский и его ученики». Часть III Людмила Ильюнина   01:42 10.08.2012 2639 Время на чтение 16 минут Часть I Часть II ХХ век для России – время ожесточенной борьбы с Православием. Это было время не только физического уничтожения церквей, монастырей, священства. Уничтожались и подвергались поруганию православные святыни. Во всяком уничтожении всегда есть первые жертвы. Первым монастырем, ознаменовавшим собой начало крушения монастырей, стал древний Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный преп. Александром Свирским. Его мощи стали первыми, на кого обрушилось зло новоявленных богоборцев. Избранник Божий, перед которым Бог предстал в трех Своих Ипостасях, первый лицезрел и злобный вражеский лик. Шесть раз приезжали большевики к мощам святого, на шестой – увезли, было это 20 декабря 1918 года. Сам монастырь к 1925 году полностью прекратил свое существование. На его территории был совхоз им. Карла Маркса, интернат, сельско-хозяйственный техникум, Свирьлаг для заключенных. Обретение мощей святых — событие, наполненное мистическим смыслом. В обретении мощей прежде всего явлена милость Божия к людям. Святой, живший во времена, далеко отстоящие от сегодняшнего дня, приблизился к людям и духом, и плотью, чтобы через это чудо возревновали мы о Боге, чтобы задумались о грехах своих, пришли к покаянию. Так с обретением мощей св. Александра Свирского и век XV, и события, заключенные в нем, приблизились к нам, чтобы вспомнили мы и о Промысле Божием о России и о важной роли Русской Православной Церкви в укреплении Русского государства. Архивные поиски места хранения мощей Преподобного начались в сентябре 1997 года. 30 декабря 1997 года настоятель монастыря – игумен Лукиан впервые увидел мощи в музее анатомии ВМА. В соответствии с требованиями ВМА с января началось освидетельствование «мумифицированного тела» (именно так назывался безымянный экспонат музея анатомии) с помощью научных сотрудников ВМА, института Антропологии и Этнографии РАН, экспертов Городской Судебно-Медицинской Экспертной Службы. Консультативную помощь получали у сотрудников Государственного Русского музея, Института (Истории РАН СПб филиал, в Академии Истории Материальной Культуры (бывшая Археологическая комиссия), у сотрудников Пушкинс кого дома, Государственной Публичной Библиотеки, у сотрудников Исторического факультета Государственного университета Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010