13. Учим же этому, не своим изобретая умом, но дознав из Божественных и церковных Писаний, особенно же из читанного недавно Даниилова пророчества, как протолковал его и Архангел Гавриил, сказав: «Зверь четвертый – царство четвертое будет на земле отличное от всех царств» ( Дан. 7:23 ). Это же есть царство Римское, как предали нам церковные истолкователи. Поскольку первое знаменитое царство было Ассирийское, а второе царство мидян и персов в совокупности, третье же Македонское, то четвертое царство есть нынешнее Римское. Потом Гавриил, толкуя далее, говорит: «Десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей и после них восстанет иной, отличный от прежних», т. е. превзойдет не только десять царей, но и всех, сколько бы их ни было дотоле. «И уничтожит трех царей» ( Дан. 7:24 ). Явно, что из числа прежних десяти. Смиряя же трех из этих десяти, конечно, воцарится восьмым. «И против Всевышнего будет возносить слова» (25.), как человек хульный и беззаконный, не от отцев приявший царство, но восхитивший власть волшебством. 14. Кто же это такой? И какою силою действует? Истолкуй нам, Павел. И он говорит: «тот, которого пришествие по действию сатанину будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2:9 ). А этим дает разуметь апостол, что сатана воспользуется орудием, действуя чрез него самолично. Ибо зная, что не будет уже ему прощения на суде, не чрез служителей своих, но сам, наконец, явно воздвигнет брань. Во всяких же «знамениях и чудесах ложных», потому что отец лжи производит для обольщения дела лживые, чтобы народ думал будто бы видит воскресшего мертвеца, когда он не воскрешен, и ходящих хромых, когда не совершено исцеления. 15. И еще говорит Павел: «противник и превозносятся паче глаголемого бога или святилища. Паче всякого бога», т. е. антихрист будет ненавидеть идолов. «Якоже ему сести в церкви Божией». В какой же церкви? Разумеет разоренный иудейский храм. Да не будет же того, чтобы разумел этот храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что говорим из лести к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

13 . Этому учим мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного, в церкви читаемого Писания, и особенно из недавно чтенного пророчества Данилова; как то Гавриил Архангел изъяснил его, так говоря: зверь четвертый, – царство четвертое будет на земле, которое будет пожирать всю землю (ср. Дан.7:23 ). Церковные толковники полагают, что это царство есть Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе – Мидийское вместе с Персидским, после них третье -Македонское; а четвертое царство – ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ( Дан.7:24 ), говорит он, не только десять, но и всех, прежде его бывших. И трех царей смирит, которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из этих десяти свергнувши, без сомнения, сам восьмой воцарится. И слова, говорит далее, против Вышнего будет говорить (ср. Дан.7:23 ) человек богохульник и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования. 14 . Кто же это такой и какой будет действовать силой, изъясни нам, Павел! Тот, говорит он, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ). Этим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо, зная, что не будет уже ему прощения на суде, откроет явную брань не через служителей своих, как обыкновенно, но сам собой, во всех знамениях и чудесах ложных. Будучи отцом лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых презирающих, тогда как не было исцеления. 15 . И еще говорит Павел: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею ( 2Сол.2:4 ). Выше всего, называемого Богом, – т. е. идолов будет ненавидеть антихрист, так что в храме Божием сядет он.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1950 г " . Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы I. Не тщетна вера наша «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует». Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, о чем за семьсот лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал святой пророк Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: «с нами Бог " " . Почему этот святой пророк говорил, что Господу нарекут имя Эммануил, тогда как Архангел Гавриил, приветствовавший ныне Пресвятую Деву Марию, сказал, что наречет Она имя Ему Иисус? Что же это значит? Это объясняется значением имени Эммануил: «с нами Бог». Все христианские народы, все, уверовавшие в Господа Иисуса Христа, именуют Его Спасителем, Богом Истинным, Который жил с людьми на земле. Этим и оправдалось имя Эммануил, «с нами Бог», о котором говорил пророк. Эммануил – это Богочеловек, это Бог , Который с нами, Бог во плоти. Совершилось величайшее таинство нашего спасения, то, о чем читаем у св. ап. Павла: «Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( I Tuм. 3, 16 ). Он говорил, что в эту необычайную тайну хотели бы проникнуть святые Ангелы, но и им не дано познать всех глубин ее. Нам ли, слабым и немощным, пытаться в нее проникнуть? Но мы знаем, что догматы о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа и о бессеменном воплощении Его от Пресвятой Девы Марии составляют основу всей нашей веры христианской. Ибо если бы мы не верили в то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии, то тщетна была бы наша надежда на спасение. Сам Господь Иисус Христос говорил о Себе, что Он Сын Божий, Хлеб Небесный, сшедший с Небес. Это мы принимаем всем сердцем своим и не пытаемся постигнуть бездонной глубины тайны явления Бога во плоти. Но все-таки, насколько доступно нам, попытаемся понять, почему необходимо было воплощение Сына Божия, почему надо было Ему принять плоть человеческую? Не потому ли, что спас Он нас от смерти вечной и от власти диавола Крестом Своим, Своими страшными голгофскими страданиями и крестной смертью?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

(4) И Господь то же говорит неверующим Ему: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если другой придёт во имя своё, его примете (Ин 5:43), под «другим» разумея Антихриста, который чужд Господа; он есть неправедный судья, о котором сказано Господом, что он ни Бога ни боялся, ни людей не стыдился, и к которому прибегла вдова, забывшая Бога, – то есть земной Иерусалим – в отмщении врагу. Это и сделает он во время своего царства: переселит царство в этот [город] и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос. Посему Даниил ещё говорит: и святое место будет опустошено, и грех отдан в жертву, и повержена правда на землю, и он действовал и весьма преуспевал (8:11-12). И ангел Гавриил, изъясняя его видение, говорит об этом: и в последнее время царства их восстанет царь весьма бесстыдный лицемер и разумеющий [темные] вопросы; сила его велика, и удивительно разрушит , устроит и сделает, и истребит сильных и народ святой; и ярмо его будет как цепь золотая вокруг шеи, коварство в руке его, и он возвеличится в сердце своем, и коварством своим погубит многих, и станет во зло многим, и разобьет рукою как яйцо (8:23-25). Затем означает и время его тиранства, в которое признаны будут святые, приносящие Богу чистую жертву: и в половине седмины, говорит, прекратится жертва и возлияние, и в храме будет мерзость запустения и до окончания времён будет полное запустение (9:27). Половина седмины же означает три года и шесть месяцев. (5) Из всего этого открываются не только подробности богоотступничества и дела того, кто восстановит в себе всё диавольское заблуждение, но и то, что есть Один и Тот же Бог Отец, возвещенный пророками и открытый Христом. Ибо если Господь подтвердил пророчества Даниила о кончине [мира], говоря: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила (Мф 24:15), то ангел Гавриил изъяснил Даниилу видения, а он есть архангел Творца мира, благовестивший Марии видимое пришествие и воплощение Христа, то очевидно оказывается, что есть Один и Тот же Бог, пославший пророков и обещавший Сына и призвавший нас к познанию Своему.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

70. В тот же день Между святыми и праведными, при всякой встрече, и речь бывает святая и обращение праведное и святое. Архангел Гавриил вошел к Деве Марии, – Гавриил – дух бесплотный, посланник Божий. Пресвятая Дева Мария смутилась от слов его, ибо он, вошедши к Ней, сказал: «радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами»; но Она этого как бы не поняла сразу, ибо размышляла, – что бы это было за приветствие? «Не бойся, Мария, – продолжает Ангел: – ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя – Иисус . Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки и царству Его не будет конца». Все эти слова Мария хорошо и ясно уразумела, ибо знала хорошо и Давида и Иакова патриарха, и обетования, данные им Богом: Иакову Бог обещал от потомков его произвести одного сына, или от колена его одного вождя народного, или царя; а Давиду царю обещал Бог посадить на его престоле одного из его потомков, от его семени, его рода и племени. Читая священные книги, Пресвятая Дева, знала это обетование и могла понять, что это обетование могло исполниться и на Ней; но одно еще оставалось недоразумение: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» – т. е. я действительно нахожусь под покровом старца Иосифа, и хотя обручена ему в жену, но я дала обет Богу на всю жизнь оставаться девой, как бы так сказала: «я мужа не имею и иметь не желала бы». «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; почему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим. Твое дело согласиться с волей Божией и изъявить только на то согласие и желание, подчиниться воле Божией – вот и все». «Вот, – продолжает ангел, – и Елисавета, родственница Твоя, называемая бесплодною, – так как она от природы бесплодна и не имела детей, – и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «се раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Вот весь разговор пренепорочной Девы Марии с ангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   4. И Господь то же говорил неверующим Ему: «Я пришел во имя Отца Моего, и вы не приняли Меня; когда придет другой в свое имя, то примете его» (Ин.5:43), под «другим» разумея антихриста, который чужд Господа: он есть «неправедный судья, о котором сказано Господом, что «он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился» (Лук.18и сл.), к которому прибегла вдова, забывшая Бога, т. е. земной Иерусалим, об отмщении врагу. Это и сделает он во время своего царства: переселит царство в этот (город) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос. Посему Даниил еще говорить: «и святое место будет опустошено: и грех дан в жертву, и правда повержена на землю, а он сделал и хорошо успел» (Дан.8:12,23 и сл.). И ангел Гавриил, изъясняя его видение, говорит об этом: «и в последнее время царства их восстанет царь, весьма бесстыжий лицом и разумеющий (темные) вопросы; сила его велика и удивительна, и он разрушит, устроит и сделает, и истребит сильных и народ святый; и ярмо его будет как цепь золотая вокруг шеи; коварство в его руке, и он возвеличится в сердце своем, и коварством своим погубит многих, и станет на пагубу многим и разобьет рукою как яйцо». Затем означает и время его тиранства, в которое признаны будут святые приносящие Богу чистую жертву: «и в полседмицы, — говорит, — уничтожится жертва и возлияние, и будет в храме мерзость запустения, и до окончания времени будет полное запустение» (Дан.9:27), полседмицы же означает три года и шесть месяцев.    5. Из всего этого открываются не только подробности богоотступничества и дела того, кто восстановит в себе все диавольское заблуждение, но и то, что один и Тот же Бог Отец, возвещенный пророками и открытый Христом. Ибо, если Господь подтвердил пророчества Даниила о конце, говоря: «когда увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом» (Мф.24:15), — ангел же Гавриил изъяснил Даниилу видения, а он есть архангел Творца мира, благовестивший Марии видимое пришествие и воплощение Христа — то очевидно оказывается, что Один и Тот же Бог, пославший пророков, и обещавший Сына, и призвавший нас к познанию Своему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   8. Но для чего нам подробный перечень хоров устоявших Ангелов, если мы не скажем утонченно и об их служениях? — Ибо Ангелами на греческом языке называются вестники, а Архангелами — высшие вестники. И надобно знать, что слово «Ангелы» есть наименование их «должности», а не «естества». Ибо хотя эти святые духи Небесного Отечества «всегда суть духи, но не» всегда могут быть называемы Ангелами, потому что они тогда только Ангелы, когда через них что-либо возвещается: поэтому и через Псалмопевца говорится: «Ты творишь ангелами Твоими духов» (Пс 103.4). Ясно он как бы так говорит: «Тот, Кто всегда имеет их духами, делает их, когда благоугодно, Ангелами». Но те, которые возвещают меньшее, называются Ангелами, а возвещающие о важнейшем называются Архангелами. Поэтому-то к Деве Марии посылается не простой «Ангел», но «Архангел Гавриил» (Лк 1.26). Потому что на это высшее служение подобало идти высшему Ангелу, так как он возвещал о том, что выше всего. Поэтому они еще называются и частными именами для обозначения словами того, что они могут совершать на деле. Ибо в оном святом граде, полном совершенного ведения о видении Всемогущего Бога, собственные имена даются не для того, чтобы нельзя было знать их лица без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям.    9. Ибо Михаил значит: «кто яко Бог», а Гавриил — «мужество Божие»; Рафаил же — «врачевство Божие». И когда только проявляется что-либо дивное по могуществу, тогда посылается «Михаил», дабы из самого события и имени дать разуметь, что никто не может соделать того, что силен совершить Бог. Поэтому-то и оный древний враг, который по гордости пожелал быть подобным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис 14.13), когда в конце мира, долженствующий погибнуть на последнем суде будет лишаем своей силы, сотворит брань с Михаилом Архангелом, как говорит Иоанн: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр 12.7), для того, чтобы тот, кто по гордости превозносился до уподобления — Богу, пред погибелью вразумлен был Михаилом, что никто в гордости не смеет возвышаться до уподобления Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные силы, или Умы, имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую к злу. (Они) непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога)... (Они) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение. Святитель Григорий Богослов ( 13, 50 ). О семи наивысших Ангелах имеется известие в Откровении святого Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» ( Апок. 1, 4 ), и еще: «я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом» ( Апок. 8, 2 ). В книге Товитовой один из них говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов» ( Тов. 12, 15 ), предстоящих Господу. Эти семь Ангелов по именам и по порядку в чине своем исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил. Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так: Михаил 1 – служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией. Гавриил 2 – служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих. Рафаил 3 – служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил 4 – служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил 5 – служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил 6 – служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил 7 – служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 816 ) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. + Слова этой, самой древней и самой прекрасной из бесчисленных молитв Божией Матери, взяты из Евангелия – из рассказа о событии Благовещения: Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: – Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: – Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Получив благую весть от Ангела, Пресвятая Дева сразу же пошла к Своей святой родственнице – праведной Елисавете, будущей матери Иоанна Крестителя. Едва Елисавета увидела Пречистую Деву, как исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: - Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:26-31, 41-43 ). Святая праведная Елисавета под действием Святого Духа произнесла те же удивительные слова, что и Архангел Гавриил: Благословенна Ты между женами (или, по церковнославянски: Благословена Ты в женах).А мы к словам Ангела и праведной Елисаветы добавляем еще: яко Спаса родила еси душ наших, высказывая этим Пресвятой Богородице веру в Ее Божественного Сына, Которого от всего сердца признаем как Спасителя наших душ. Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Достояние – наследие. На сопротивныя – над противниками, над врагами. Жительство – жилище, то есть народ божий – православных христиан. + Крест Христов имеет особенную силу сохранять нас от всякого зла. Эту силу мы и призываем в молитве Кресту на все достояние Божие – на все, принадлежащее Христу: на людей Его, то есть православных христиан, которые даже имя Христово носят; на наше отечество и в особенности на Святую Церковь – общество всех истинно верующих, среди которых Господь невидимо пребывает и живет. Молитва о живых

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

В состоянии ты присовокупить души слушающих? Делай это рачительно. Много дверей к доброй распорядительности. Только бы никто из нас не был осужден и отринут, только бы с дерзновением нам встретить вечного Царя Христа, царствующего во веки. Ибо во веки царствует Тот, Кто судит живых и мертвых, Сам умерши за живых и за мертвых. И как говорит Павел, «ибо Христос для того и умер и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14:9 ). 27. И если услышишь когда утверждающего, что царство Христово имеет конец, то возненавидь ересь сию. Это – новая глава змия, недавно возникшая в Галатии. Некто осмелился сказать, что Христос не будет царствовать по кончине мира; осмелился говорить, что исшедшее от Отца Слово, разрешившись опять в Отца, уже не будет. Такую хулу изрыгал он на гибель себе, ибо не внимал тому, что говорит Господь: «Сын пребывает во веки» ( Иоан. 8:35 ); не внимал тому, что говорит Гавриил: «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лук. 1:33 ). Вникни в сказанное: еретики учат ныне вопреки Христу. И Гавриил Архангел учил о вечном пребывании Спасителя. Поэтому, кому более поверишь? Не Гавриилу ли? Выслушай предложенное ныне свидетельство Даниилово: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого денми и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет и царство Его не разрушится» ( Дан. 7, 13. 14 ). Этого более держись, этому веруй; еретические же учения отринь, потому что о нескончаемом царстве Христовом слышал ты самые ясные свидетельства. 28. Подобно этому свидетельство имеешь в истолковании того Камня, Который без рук отсекся от горы, и есть Христос по плоти. «И царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2:44). И Давид в одном месте говорит: «престол Твой, Боже, во век» ( Пс. 44:7 ), а в другом: «В начале Ты (Господи) основал землю» ( Пс. 101:26 ); и потом: «они погибнут, а Ты пребудешь» (27); и далее: «но Ты – тот же, и лета Твоя не кончатся» ( Пс. 101:28 ). Слова эти Павел толкует о Сыне. 29. И хочешь ли знать, что довело до такого безумия учащих противному? Худо читали они прекрасно написанное у Апостола: «ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( I Kop. 15:25 ). И вот говорят, когда положены будут враги под ноги Его, не будет уже Он царствовать. Но говорят это худо и несмысленно. Ибо царствующий, пока не поборол врагов, не тем ли более будет царствовать по преодолении врагов?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010