Жил в Палестине (земле иудейской) благочестивый священник по имени Захария. Жену его звали Елисаветой. Она была родственницей Девы Марии. Детей у Елисаветы и Захарии не было до старости, что очень их печалило. Однажды, когда Захария служил в храме Иерусалимском и вошел в святилище для каждения, ему явился Архангел Гавриил и сказал, что у него родится сын, которого должно назвать Иоанном; что Иоанн будет велик пред Богом и исполнен Духа Святого; он будет именно тем человеком, с духом и силой пророка Илии, который, по словам пророков, должен приготовить людей к встрече Спасителя. Шел с этого времени шестой месяц, и тот же Архангел явился в Назарете, в доме Иосифа, Пресвятой Деве Марии, Которую Господь избрал в матери Спасителю, как самую чистую на земле, непорочную и любящую Бога. Архангел Гавриил вошел к Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна ты между женами». Мария смутилась и видом Архангела, и его словами и раздумывала, что это значит. И сказал Ей Гавриил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать (милость) у Бога. И вот Ты родишь Сына и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего (т. е. Божиим), и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца (предка) Его, и царству Его не будет конца». Дева Мария смутилась от этих слов еще больше и спросила Архангела: «Как это может быть со Мною, когда у Меня нет мужа?» Архангел ответил: «Дух Святой сойдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя; потому и Рожденное святое, то есть святой Младенец, Который родится) назовется Сыном Божиим». На это Мария смиренно сказала: «Я раба Господня; пусть будет со Мною, что ты сказал». Тут же Архангел объявил Марии, что Ее родственница Елисавета тоже ждет сына. Пресвятая Дева пошла навестить Елисавету, а та, увидав Ее еще издали, по внушению Духа Святого, приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда мне такая радость, что ко мне пришла Мать моего Господа!» Мария же отвечала: «Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он (увидел) на смирение рабы Своей, ибо отныне (с этого времени) ублажат (будут прославлять) Меня все роды (народы), что сотворил Мне величие (возвеличил) Сильный, и свято имя Его». Таким образом, Елисавета первая назвала Пресвятую Деву Марию Матерью Божией (Господа).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

г) О Пресвятой Богородице     196. Кто была Дева Мария?    Дева Мария была дочь святых родителей Иоакима и Анны. Иоаким происходил из рода Давида, Анна же из рода Ааронова.     197. Где жила Дева Мария?    Дева Мария жила сначала у своих родителей, потом в Иерусалимском храме, в котором воспитывалась, а затем в городе Назарете, где Архангел Гавриил благовествовал Ей, что Она будет Матерью Сына Божия.     198. Как благовествовал Архангел Гавриил Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия?    Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия, так:    1) «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28);    2) затем сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего»;    3) на вопрос Девы Марии, как это возможно, если Она не знала мужа? — Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:30—35).     199. Что сказала Дева Мария Архангелу Гавриилу?    Дева Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).     200. Кого посетила Дева Мария после Благовещения Архангела Гавриила?    После Благовещения Архангела Гавриила Дева Мария посетила Свою родственницу святую Елисавету, жившую в нагорной стране, в городе Иудине (Лк.1:39—40).     201. Что мы знаем из Священного Писания о святой Елисавете?    О святой Елисавете мы знаем, что:    1) она была женою священника Захарии;    2) пришедшую к ней Деву Марию она приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:36—43).     202. Как ответила Дева Мария на приветствие святой Елисаветы?    На приветствие святой Елисаветы Дева Мария ответила словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:46—48).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гавриил (евр.) – Господь – сила моя Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение — благая, добрая весть Тем временем Мария из маленькой Девочки выросла во взрослую Девушку. Срок Её об-учения при Храме Божием уже подошёл к концу, поэтому священники решили передать Её на попечение престарелому Иосифу, плотнику из галилейского города Назарета, праведному человеку из рода царя Давида, на которого священникам указал Сам Господь. И вот наступило долгожданное событие, которое Церковь воспевает как «начало нашего спасения» — Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил и сообщил Ей благую весть (поэтому и само это событие получило название — «Благовещение»): «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:28-33 ). Дева Мария, в отличие от священника Захарии, не потребовала от Ангела никаких доказательств — когда живёшь Богом, то безоговорочно веришь всем словам Божиим — Она лишь поинтересовалась: «Как это произойдёт, если Я не замужем»? На что Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). И Богородица кротко произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Так Слово Божие стало плотью — Бог соединился с человеком! По теме: «Радуйся!» Когда читаешь о том, как Архангел Гавриил приветствует Деву Марию словом «Радуйся!», можно подумать, что он говорит это только потому, что возвещает Ей радостную весть. На самом деле это было обычной формой приветствия в те далёкие времена. Только подумайте, когда сегодня мы встречаем своего знакомого, мы желаем ему лишь телесного здоровья — мы говорим: «Здравствуй», а древние желали того, что намного ценнее здоровья — Радости. Ведь лучше быть, например, слегка простуженным и радостным, чем абсолютно здоровым, но грустным. Рождество святого Иоанна Предтечи

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы " Существуют различные варианты иконы Благовещения. Ниже перечислены наиболее известные: Киевская (http://pravicon.com/icon-27) На оригинальной мозайке в Киево-Софийском соборе в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей и отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия, хотя в более поздних вариациях сюжет нередко богато дополнен деталями. Московская (http://pravicon.com/icon-28) В московском варианте (на иконе в Успенском соборе) не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Устюжская (http://pravicon.com/icon-29) Пречистая Дева с мотком красной пряжи в руке изображена на иконе стоящей на подножии у престола. Напротив Нее – Архангел Гавриил, простирающий благословляющую десницу. Особенностью иконографического извода Устюжского образа Благовещения Пресвятой Богородицы является изображенный поверх складок Ее мафория образ воплощенного Божественного Младенца Иисуса Христа. Только Богородица (http://pravicon.com/icon-4022) - акцент сделан на Богородице, то есть архангел Гавриил подразумевается, но не изображен на самой иконе. Другие варианты, они опубликованы в этом разделе. Например, часто встречаются иконы Благовещения, на которых Богородица читает книгу или просто стоит со сложенными на груди руками. Более редкий вариант - Благовещение у колодца. Описания иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Источник: PRAVICON.COM На иконе изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки (стихи 26-38): «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не з[...]

http://pravicon.com/icon-750

И было так: когда минуло отроку 40 дней под кровом Нира, то сказал Господь архангелу Гавриилу: «Сойди на землю к жрецу Ниру и возьми отрока Мелхиседека и укрой безопасности ради в саду Эдема, ибо уже приблизилось время, и я обрушу все воды на землю, и погибнет все сущее на земле. И поставлю новый народ, и Мелхиседек будет глава иереям в народе том». И поспешил Гавриил, и слетел ночью к Ниру, спящему на ложе своем. И явился ему Гавриил, и сказал ему: «Так говорит Господь Ниру: отпусти отрока ко мне, которого тебе я доверил». Но не узнал Нир говорящего ему, и пришло в смятение сердце его: «Если прознают люди об отроке, возьмут его и убьют его, ибо лукаво сердце людское перед лицом Господним». И, отвечая Гавриилу, сказал: «Нет у меня отрока, и не знаю я обращающегося ко мне». И ответил ему Гавриил: «Не бойся, Нир: это я, архангел Гавриил, и прислал меня Господь. И вот теперь беру я отрока твоего и ухожу с ним – и укрою его в саду Эдемском». И вспомнил Нир сон свой прежний, поверил и отвечал Гавриилу: «Благословен Господь, пославший тебя сегодня ко мне. Благослови же ныне раба твоего Нира, и прими отрока, и поступи с ним, как сказано тебе». И принял Гавриил отрока Мелхиседека в ту ночь на крылья свои и перенес его в сад Эдемский. И пробудился Нир утром, и пошел в потаенный покой, и не нашел отрока. И радовался, и печалился глубоко Нир, потому что был ему отрок вместо сына. Богу нашему слава всегда – и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь! О НИРОВ ЖЕН И жена Нирова Софонима неплоды сущи и не роди Нирови. И бысть Софонима во время старости и в день смерти, и приа во чрев своем, а Ниръ, ерй, не спа с нею от дни, имже постави Господь в лице людей. Устыдся Софонима и потаися вся дни, и никтоже не увда от люди. И бысть въ день рожества и помяну жену свою Ниръ и възва ю к соб во храмину, да побседуетъ с нею. И иде Софонима к мужу ея, се таи во чрев имущи во время рожества. И видвъ ю Ниръ, и постыдся ею зло, и рече к ней: «Что се сотворила еси, жено, и посрамила мя еси пред лицемъ всих людей? И нын отиди от мене, – иди, идже еси зачала срамоту чрева твоего, да не осквръню руку моею о теб и согршу в лице Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Архангелы – (от греч. ρχγγελος – начальник ангелов, ангелоначальник) – 1) один из чинов ангельской иерархии, который, согласно Преданию Церкви, стоит над чином ангелов, но ниже наивысших и средних чинов; 2) представители этого ангельского чина. Как переводится слово «Архангел»? Слово «Ангел» в переводе с греческого языка значит вестник. Приставка «архи» указывает на их старшинство по отношению к Ангелам. Встречается ли слово «Архангел» в Священном Писании? Слово «Архангел» в Священном Писании впервые появляется в 3й Книге Ездры: «На это отвечал мне Иеремиил Архангел: когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей…» ( 3Ездр.4:36 ). Это слово встречается также в Священном Писании Нового Завета: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» ( Иуд.1:9 ); «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Фес.4:16 ). Имена каких Архангелов указаны в Священном Писании? Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них. Среди них – Архангелы Михаил (кто как Бог) ( Иуд.1:9 ) и Гавриил (муж Божий/сила Божия) ( Лк.1:26 ), упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил (исцеление Божие) ( Тов.5:4 ), Уриил (свет Божий/огонь Божий) ( 3Ездр.4:1 ), Салафиил/Селафиил (молитва к Богу) ( 3Ездр.5:16,31 ), Иеремиил (высота Божия) ( 3Ездр.4:36 ) упоминаемые в неканонических книгах Св. Писания. Кроме того два имени Архангелов известны нам из церковного Предания: Иегудиил (хвала Божия), и Варахиил (благословение Божие). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов.12:15 ). Исходя, в частности, из этого библейского стиха ряд исследователей полагают, что представленные под данными именами Ангелы названы Архангелам не как представители одного из низших чинов – Архангелов, – а как старшие Ангелы вообще.

http://azbyka.ru/arxangel

Св. Архистратиже Божий Михаил, победитель всем страстям моим. Св. Архангеле Гаврииле, – вестниче Божий, возвести мне час смерти моей. Св. Архангеле Рафаиле, – целителю, исцели болезни мои телесныя и душевныя. Св. Архангеле Урииле, – просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя. Св. Архангеле Салафииле, – молитвенниче Божий, моли Бога о мне грешном и внуши мне благие помыслы, возносящие душу к Богу. Св. Архангеле Иегудииле, – славителю, прослави меня добрыми делами. Св. Архангеле Варахииле, – благословителю, благослови всю мою жизнь провождать в душевном спасении. Св. Архангелы, Ангелы, Началы, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, Силы, Власти – молите Бога о мне грешном. Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил – обладает беспримерною силою Божиею ( Дан.10:13, 21 ; Откр.12:7–9 ). Архангел Гавриил – вестник силы и тайн Божиих ( Дан.8:16, 9:21–22 ; Лук.1:5–38 ). Архангел Рафаил – врач недугов человеческих ( Тов.3:16, 12:15 ). Архангел Уриил – сияние света Божественного ( 3Езд.4:1, 5:20, 10:28 ). Архангел Салафииле – Божий молитвенник за людей ( 3Езд.5:16 ). Архангел Варахиил – податель Божьего благословения ( Тов.12:15 ). Архангел Иегудиил – славитель Божий (Святитель Димитрий Ростовский , за 8 ноября). Раздел II. Пастырское служение архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Архимандрит Филарет (Кольцов) Глава 1. Пастырство и старчество Особенности пастырского служения, его основные задачи «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим.4:12 ) Начало ветхозаветному священству положено словами Господа: «Приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священствуют Мне» ( Исх.28:1–3 ). Началом же священства новозаветного стало служение Истинного Пастыря Господа Иисуса Христа, это служение восприняли по Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы Апостолы, от них передается оно избранным достойным преемникам по сей день, не по рождению, в отличие от ветхозаветного, но благодатью Святого Духа, нисходящей в таинстве Священства: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф.4:7, 11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. 7 апреля православные празднуют Благовещение. “Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. 7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Только после ее согласия, Слово становится плотью.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-smysl-p...

   Таким образом, суммируя содержание этой главы, мы видим, что ветхозаветные пророки очень определенно говорили об искупительных страданиях, смерти, а затем — о воскресении и славе Мессии. Ему предстояло умереть для очищения людских грехов и воскреснуть для возглавления вечного Царства Им спасенных. Эти истины, впервые раскрытые пророками, позже легли в основу христианской веры. Пророчества Даниила    Патриарх Иаков, как мы показали выше, приурочил время пришествия Примирителя ко времени, когда потомки Иуды утратят свою политическую независимость. Это время пришествия Мессии уточнил пророк Даниил в записанном им пророчестве о семидесяти седьминах. Пророк Даниил записал предсказание о времени пришествия Мессии, находясь вместе с другими евреями в Вавилонском плену. Евреи были уведены в плен вавилонским царем Навуходоносором, разрушившим город Иерусалим в 588 году до Р.Х. Пророк Даниил знал, что семидесятилетний срок вавилонского пленения, предсказанный пророком Иеремией (в 25 главе его книги: Иер.25:8-12), подходит к концу. Желая скорого возвращения еврейского народа из плена в родную землю и восстановления города Иерусалима, Даниил стал часто в горячей молитве просить Бога об этом. В конце одной из таких молитв внезапно перед пророком предстал Архангел Гавриил и сказал, что Бог услышал его молитву и скоро поможет евреям восстановить Иерусалим. При этом Архангел Гавриил сообщил другую более радостную весть, а именно, что со времени издания указа о восстановлении Иерусалима следует начать исчисление года пришествия Мессии и утверждения Нового Завета. Вот, что сказал об этом Архангел Гавриил пророку Даниилу: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Благовещение Пресвятой Богородицы: картины и иконы В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. 6 апреля, 2012 В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Благовещение. XIV век. Охрид Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г. Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Благовещение. Армянская рукопись Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Синайская икона Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников. Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий Благовещение. Франческо Албани Благовещение. Бальдоовинетти Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-kartiny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010