Скачать epub pdf Слово в неделю двадцатую С е изношаху умерша, сына единородна матери своей ( Лук. 7:13 ). « С тарые новости возвещает нам Евангелие», скажут, может быть, при сем многие, «когда повествует нам о смерти единородного сына убогой вдовы и о том, как несли его на кладбище!» Старые, говорю, ибо кому из нас не случалось многократно, или лучше сказать, кому не случается почти ежедневно слышать и даже собственными глазами, если только захотим того, видеть людей умирающих? Не новость также и то, что умирает человек молодой, единородный сын вдовы, радость и утешение осиротевшей матери, надежда и подкрепление в старости бедной вдовы. Молодые чаще умирают, нежели старые: в этом, кроме опыта и видения, легко и достаточно может уверить нас и разум. Пророк Давид называет человека образом, то есть, живописным изображением: образ их уничижиши, говорит он, ( Псал. 72:20 ); и в другом месте: образом убо ходит человек ( Псал. 38:7 ). Но рассудите здраво, какое изображение удобнее стереть и изгладить, новое ли, на котором краски еще не успели плотно пристать к полотну, дереву или металлу и даже не довольно засохли, или старое, на котором сии краски давно уже затвердели и, так сказать, слились в одну массу с веществом, на которое оне положены? Очевидно, новое. Сверх того, молодые ближе к опасности смерти, и по своей неосторожности, легкомысленному небрежению и безрассудной нередко отважности. Итак, все это старые новости, непрестанно пред глазами у нас случающиеся. Но дело в том, что мы не любим рассуждать о таких новостях – или потому, что оне от частого пред нами возобновления сделались уже слишком обыкновенными, или потому, что оне, поражая и оскорбляя вместе чувства нашего самолюбия и животолюбия, не очень нам нравятся. Потому-то Евангелист с намерением рассказывает об них, как о чем-либо необыкновенном и важном. Се изношаху, говорит он, умерша. Для чего? Для того, чтобы обратить наше внимание и рассуждение на смерть молодых людей, и вместе подумать о самих себе. Покоримся же указанию Евангелиста и исполним его благое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Услыша мя Бог правды моея, взывает он, и в скорби распространил мя еси. Но после сего торжественного воззвания мы вдруг видим пророка, как-будто сниспавшего с высоты своей святости и божественного вдохновения в толпу людей обыкновенных, людей грешных, ибо он говорит далее: помилуй мя и услыши молитву мою. Как! прежде упоминал он о правда своей, а теперь умоляет о помиловании! прежде уверял, что он услышан уже Богом, а теперь только ещё просит об услышании! Какую связь имеют слова сии с предыдущими? Самую наилучшую. Ибо хотя бы мы имели бесчисленные добродетели, хотя бы достигли самой высшей степени совершенства; но услышаны не можем быть иначе, как только по милости Божией и спасены только Его милосердием. Отсюда научаемся мы, что с праведностию должно быть необходимо соединено сокрушение сердечное. Будет ли кто грешен, но если будет молиться со смирением, которое есть часть добродетели, весьма много может успеть, и обратно, пусть будет кто-либо праведен, но если приступит к молитве с гордостью, всего лишится: примеры того и другого вы видели в мытаре и фарисее. Итак, надобно знать способ молиться. Способу сему мы должны учиться у мытаря. Не стыдитесь учиться у такого презренного, по-видимому, учителя, каков мытарь. Он в сем деле столько был искусен, что одними и то не многими словами всё успел сделать; когда душа надлежащим образом предуготовлена, то довольно и одного слова к открытию неба. Как же мытарь предуготовлял свою душу? Он называл себя грешником величайшим, ударял в перси свои и не смел очей своих возвести на небо. Если и вы будете молиться таким же образом, то молитву свою соделаете легчайшею пера и быстрейшею молнии; она тотчас долетит до неба, проникнет своды оного, достигнет престола Вышнего и, по слову Божию, не возвратится к вам тоща. Если грешник чрез молитву соделался праведным, то, посудите, каким бы соделался праведник, если бы научился молиться таким же образом. Вот причина, почему и Пророк, вдруг как бы забывши свою праведность, о которой упоминал прежде, смиряет себя, низводит в число грешников и просит себе помилования.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Замечательно также, что в свою чреду язычники, особенно Еллины, только себя одних почитали людьми, а всех прочих и в том числе Иудеев признавали и называли не иначе, как варварами. А мы сами ныне разве не то же говорим и думаем о народах, не усвоивших себе наших нравов и обычаев? То и другое равно несправедливо, постыдно и предосудительно. Такое своекорыстное предубеждение, происходя от самолюбия человеческого, унижает человечество и тем много оскорбляет и прогневляет Бога, создателя всех человеков. Что же правосудный Бог, как смотрит на эти взаимные наши похвальбы и порицания, превозношения себя и унижения других, выказывающие в нас детский не зрелый ум и злое сердце? Без сомнения, с гневом и отвращением; ибо Бог, по словам Писания, гордым противится, смиренным же даёт благодать. И вот что, между прочим, Иудеям, хвалившимся пред язычниками своим происхождением от Авраама и даже прямо от Бога: мы от любодеяния несмы рождени, взывали они в самообольщении, единого Отца имамы Бога ( Ин.8:41 ), и потому естественно и исключительно почитали себя принадлежащими к Царству Божию, говорил Небесный Учитель: глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем, сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом ( Мф.8:11–12 ). Против этого же предрассудка иудейского, оказавшегося для них впоследствии столько гибельным, направлено и настоящее слово пророческое, уверяющее, что Господне есть Царствие, что Господь обладает и язычниками так же, как Иудеями, и что и они, наконец, хотя и далеко уклонились от Него и забыли Его, потом вспомнят Его, придут к Нему и поклонятся пред Ним. Ядоша и поклонишася еси тучнии земли: пред Ним припадут еси нисходящии в землю, и душа моя Тому живет ( Пс.21:30 ). Под именем тучных земли разумеются цари и князи земные, судии и вельможи, богатые и славные, и все имеющие какую-либо власть, силу, влияние и значение в обществе. По связи речи видно, что эти люди принадлежат к числу языческих народов, о которых говорено было выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Т. е., потому Я так тяжко скорблю, изнемогаю и болезную, что великое множество псов окружило Меня и большая толпа лукавых теснит Меня; псами же и лукавыми называет Он врагов Своих. Первое название прилично им и по бесстыдству их, исключительно псам свойственному, по которому они вдруг, без всякой, с Его стороны, причины и повода, отвсюду окружили Его, и по ожесточению и злобе, с которыми стремительно напали на Него и всячески мучат терзают Его, и по упорной неотвязчивости, с которою, подобно псам, на всех путях Его преследуют; а последнее прилично им потому, что они, прежде открытого нападения, разные строили над Ним козни и подыски, то намеренно раздражая и огорчая Его, то притворно ласкательствуя пред Ним, дабы вызвать Его на слово неосторожное, или поступок неосмотрительный, которые бы можно было извратить и перетолковать во вред Ему. Ископаша, говорит страждущий Мессия, т. е. пронзили руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя, т. е., пересчитали своими ударами все кости Мои, не оставя ни одной нетронутою; разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, т. е. в Моих глазах разделяли между собою ризы Мои, и о верхней одежде Моей метали жребий, и в то же время лукаво и насмешливо смотрели на Меня и издевались надо Мною. В сем изображении, столь обстоятельном и столь трогательном, кто не узнает Христа Иисуса, если бы Он, произнесши на кресте первые слова псалма сего, тем самым прямо и решительно и не усвоил Себе оного, кто, говорю, в этом изображении не узнает Христа Иисуса на суде Пилата и первосвященников иудейских безмолвного, как будто подлинно прильпнул язык Его к гортани Его, среди суда, и на суде немилосердо и жестоко биемого и терзаемого, так что от головы до ног не было в Нём места целого, потом гвоздьми, руки и ноги Его пронзившими, ко кресту пригвожденного, терновым венцом увенчанного, копием в ребро прободенного, оплевания и заушения и разные хулы и насмешки от предстоящего и мимоходящего народа претерпевшего? Сравните с сим изображением евангельское повествование о страданиях Христовых, и вы удивитесь, как близки и почти тождественны сии два описания – одно пророчественное, а другое историческое, первое о событии предсказываемом, а последнее о событии совершившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Святой Пасхи Г лаголаху Фоме друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинные, и вложу перста моего в язвы гвоздинные, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Иоан. 20:25 ). Фома с своим пытливым неверием был на один только шаг от своей погибели: одно безпредельное милосердие Божие спасло его. Как! не верить свидетельству своих собратий, единогласно утверждающих, что они видели воскресшего Господа; не верить десяти свидетелям, из коих каждый в отдельности взятый, по своему прямодушию и честности, ему совершенно известным, стоил тысячи других и вполне заслуживал доверия, и которых он никак не мог подозревать ни в легкомыслии, а тем еще более в злонамеренном обмане; не верить в таком деле, о котором сам он вместе с прочими нераз слыхал от своего Божественного Учителя и задолго еще до Его смерти, и пред самыми Его страданиями ( Матф. 17:9; 20:19 ; Марк. 8:31; 9:9:31; 10:34 ; Лук. 18:33 ); не верить так и в таком положении – с чем это сообразно? Не противно ли сие неверие здравому смыслу? Не преступает ли самых границ правдоподобия? Поверили ли бы даже мы этому неверию, если бы сам Фома откровенно нам его не высказал и неложное слово Божие нам того не подтвердило? Но не будем слишком строги к Фоме, которого сам Господь простил, хотя возбудившуюся за тем сильную его веру и неслишком высоко оценил, поставив ее ниже веры других Апостолов, и даже ниже всех тех, которые после будут твердо и искренно веровать в Него; ибо вслед за тем, с видом упрека, сказал ему: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавше ( Иоан. 20:29 ). Постараемся лучше узнать, каким путем дошел Фома до такого странного и страшного неверия, дабы и самим нам не впасть в туже притчу противления. Ибо не с иною, конечно, целию Промысл и попустил великому Апостолу подвергнуться сей тяжкой погрешности, как с тою, чтобы его неверием предупредить и разрушить наше неверие, а его верою оградить и утвердить нашу веру. Мне кажется, что и каждому из нас в лице св. Фомы говорит Господь: не буди неверен, но верен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Тайны веры, по самому свойству своему, как принадлежащие к миру сверхчувственному, духовному и небесному, для него непостижимы и непроницаемы, а потому не должен он их и касаться, ибо он от земли и для земли; а сый от земли, по словам Христовым, от земли есть, и от земли глаголет ( Иоан. 3:31 ), земная мудрствует, о земном помышляет, а яже суть Духа Божия, по свидетельству Апостола, не приемлет: юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне восстязуется ( 1Кор. 2:14 ): ибо и не имеет в себе потребных для того органов. Но дело разума – открыть и указать верный путь к вере способом своего обыкновенного, но строго последовательного суждения; посредством известного и ему доступного довести до неизвестного, сокровенного и таинственного. Его дело – все, что окружает и предшествует или соприкасается к области веры, тщательно испытать и исследовать и безпристрастно обсудить, и затем благоговейно на рубеже сей области остановившись, откровенно, подобно одному из древних мудрецов сознаться: «то, что я понимаю здесь, совершенно истинно, следовательно и то, чего я не понимаю, там, – за этим рубежем заветным, куда я с скудными моими средствами не могу проникнуть, должно быть столь же истинно; ибо верность предыдущего ручается за верность последующего, состоящего с ним в непосредственной связи». Вот это дело разума, и дело весьма важное, и заслуга его вере в сем случае весьма высокая, которая на суде Божием достойно оценится и вознаградится. На это именно дело указывает и вызывает разум наш само слово Божие примерами многочисленными. Так оно тайну мироздания, как тайну и тайну великую и для самых Ангельских умов неудобопостижимую, отдает в удел вере: верою, говорит Апостол, разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти ( Евр. 11:3 ). Но открыть первый путь к этой тайне, по возможности приблизить и подвести к ней, это предоставляет уму. Смотря на небо громадное, на ничем повепенное и неодержимо тяготеющее, но тем не менее на главы наши не падающее; на землю, на водах поставленную, но в водах сих вместе с нами не погружающуюся; на солнце и луну и другия безчисленные – светящиеся и огневидные тела, небесный свод украшающие, так чудно и верно в орбитах своих вращающиеся, в урочные часы к нам являющиеся, и потом от взора нашего скрывающиеся, и освещающие и согревающие, но не ослепляющие и несожигающие нас; на все разнообразное множество растений и животных, одевающих и населяющих землю, и нам разнообразно и благотворно служащих; на моря и реки, на горы и равнины, на леса и луга, ежегодную дань разновидных услуг своих нам приносящие, – смотря, говорю, на все это, ум легко может рассудить и размыслить, что все сие, без Виновника премудрого, всеблагого и всемогущего, само собою не могло ни явиться, ни существовать, и затем в чувстве удивления и благодарности к Творцу всяческих вместе с Пророком воскликнуть: чудна дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси ( Псал. 138:14; 103:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Не заслуживают ли они опять нашего попечения об них, а не гнева и мщения, как бдительные стражи нашего стяжания? Какой добрый хозяин не кормит и даже не ласкает собак своих? Правда, они своим лаем и визгом нередко нарушают спокойствие наше и прерывают сон нощный; но не лучше ли потерпеть сие беспокойствие, нежели видеть расхищенным свое достояние? Враги наши суть бич в руках верховного Пастыря, которым Он заблудших овец загоняет во двор овчий и тем спасает жизнь их. Не лучше ли опять для овец терпеть удары бича сего, нежели достаться в добычу волкам? Возносяй мя от врат смертных, говорит пророк далее. Значит, бедствия пророка, от которых избавил его Господь, были и велики и многочисленны и слишком близко касались его. Быть во вратах смерти то же означает, что и быть, так сказать, в самых челюстях смерти, и однако ж Господь не только исторг его из сих челюстей, но и вознёс. Таково свойство благодеяний Божиих; они не ограничиваются толькоудалением зла, но и присовокупляют неожиданное благо. Не жизнь только дарует Господь, которая была в опасности, но вместе с жизнию и славу и величие; уничиженного до врат смертных возносит Он на высоту своего благоволения и удивления пред очами тех, которые почитали его погибшим. Став неожиданно на сию безмерную высоту и обратив изумлённые взоры свои окрест себя, пророк, вместо того, чтобы кичиться своим величием и, подобно надменному царю Вавилона, мечтать о восхождении на небо и водружении престола своего выше звёзд – рядом с Престолом Вышнего, вдруг погружается во глубину самоуничижения, и, в смирении сердца повергаясь пред величием давшего ему сие величие, умоляет Его о помиловании. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Виждь, яко не вознесеся сердце мое Твоею милостию, ниже вознесостеся очи мои; виждь, яко смиряюсь пред врагами моими, хотя Ты и возносишь меня над ними; виждь ужас и трепет, объемлющие мою душу при представлении моего недостоинства и Твоего благоволения, виждь, Господи, вся сия и помилуй мя: не даждь во смятение ноги моея, да не воздремлет душа моя сном беспечности и нерадения, ниже уснет в гордости и самонадеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Не удивляйся тому; честолюбие тянет его в эту сторону, и он не может быть в другой; он сам в себе не волен. Встречаешь ли сребролюбца и любодея, завистника и ненавистника, лжеца и клеветника, притеснителя и мздоимца, вора и пьяницу, и всех, подобных им? Не смейся и не упрекай их, но вздохни и поскорби об них в молитве, пред Богом. Не видишь ли, как они измучены, встревожены и растерзаны своими собственными делами? У одного помутившиеся от бессонницы очи, трепещущие от подозрения и страха члены; у другого безжизненные взоры, оледеневшие чувства, изможденное лицо; у иных впалые глаза, помертвевшее тело, одряхлевшие ланиты, голос гробовой, уста, изрыгающие желчь; у других шаги нетвёрдые, взгляды боязливые, или бесстыдные, движения бесчинные, улыбка коварная, язык опалённый адским пламенем; у всех вообще какая-то принужденность и связанность, недостаток свободы, отсутствие спокойствия, смущение совести, волнение души, червь неусыпающий в сердце. Это мученики безотрадные, которыхвместо венца ожидают за гробом новые нескончаемые мучения ада. Над ними ли ты будешь издеваться? Их ли станешь порицать? Нет, лучше плачь и молись за них, да избавит их Всемогущий Господь от уз, которые они сами для себя устроили и продолжают устроять, и да изведёт их души из темницы, в которой они не видят света дневного и не вкушают радостей жизни, свободной от греха. О! если бы возможно было дать им почувствовать свободу чад Божиих, сколь она вожделенна и утешительна, и какими не оценёнными благами наделяет избранных сынов своих, тогда они, вместо злобы и ненависти, которыми теперь их преследуют, прилепились бы к ним всем сердцем своим и, последуя примеру их, стали бы удаляться греха, как яда смертоносного. Убегайте убо, братия, и вы всякого греха, да не увязнете в делех руку своею и не погибнете. Оброцы бо греха смерть, говорит апостол. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога ( Пс.9:18 ). Возвращаться можно только туда, где прежде были, но откуда вышли. Значит, грешники и все народы забывающие Бога были уже во аде, но оттуда вышли, иначе пророк не мог бы желать и просить Бога, чтобы они возвратились во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но такое познание свойственно Единому только Богу; ибо Он Един, по словам пророка, знает седание наше и восстание, разумеет помышления наши ещё издалеча, исследывает стези наши и вси пути наши провидит; знает слова наши, прежде нежели они будут на языке, видит дела, прежде нежели они сделаются, и даже прежде, нежели мы сами появимся в свет ( Пс.138:2–4 ). Нет мудреца столь хитрого, который бы мог хотя что-либо сокрыть от Него; Его всевидящее и тьмами тем солнца светлейшие очи видят и во тьме, как при полуденном свете: весть Господь, говорит апостол, помышления мудрых, яко суть суетна. Равным образом тайна постигать силы природы в полноте и совершенстве и управлять ими по своему произволению, тщетно в течение многих тысячелетий уловляемая мудрыми века сего, но доселе остающаяся почти вовсе неуловимою, есть достояние Единого Бога; ибо Он, как Творец, как правитель и вседержавный властелин всего сущего на земле и на небе, один верно знает весь состав природы, её силы, законы и движения, потому что в то время, когда она родилась, образовалась и стала тем, чем мы ее видим ныне, никого кроме Его не было; в Его всемогущей деснице ничто стало все, а свидетелей при том не было. Псалмопевец, согласно с бытописателем мироздания, говорит только: Той рече, и быша, Той повеле, и создашася, а как всё это создалось, об этом умалчивает: это тайна, непостижимая для ума человеческого. Посему-то Апостол говорит: верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от не являемых видимым быти ( Евр.11:3 ). Тайна также и то, как все это ныне состоится, на чём держится и чем движется. Мы знаем только от Апостола, что всяческая создана Ипостасным Словом Божиим и всяческая в Нем состоятся, а как состоятся, это неизвестно. Словом, внутренний состав природы и образ бытия вещей всегда были и будут тайною, недоступною для ума человеческого и доведомою Единому Богу. А если Он один знает, то Он один и может употреблять способы природы одушевленной и неодушевлённой для противодействия злым замыслам кознодействующих и для низложения их кичливой гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И так, возлюбленные братия, посетят ли вас скорби и болезни, постигнут ли бедствия и злоключения, приидут ли на вас вся злая от земли или неба, от злобы человеческой или от козней диавольских, будьте осторожны и внимательны к самим себе, не ищите себе помощи в людях, а в Боге – всегда готовом помощнике во благовремениих, скорбех, а если и в людях обрящете сию помощь, то взирайте на них не как на помощников и избавителей своих, но как на избранные орудия силы Божией, действующей в них к избавлению вашему, и упование ваше не погибнет до конца. К сему призывает вас псалмопевец, который сам, обретши в Боге помощника себе, желает вместе, чтобы и другие тоже обретали в Нём и на Него Единого возлагали надежду свою, и потому к славословию за помощь ниспосланную присовокупляет увещание: И да уповают на Тя знающии имя Твое, говорит он далее, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи ( Пс.9:11 ). Любвеобильное сердце праведника не хочет наслаждаться благом приобретённым одно, но спешит разделить оное с другими и указывает к тому верное средство. Какое же сие средство? Познание Бога и твёрдое на Него упование: да уповают на Тя знающии имя Твое, говорит он. И действительно, знающие Бога и на Него уповающие всегда имеют в Нём надёжную помощь и защиту, безопасное убежище и стену несокрушимую, которая не только обещает освобождение от находящих зол, но и при виде их ни мало не позволяет возмущаться ими. Ибо кто отрешил себя от привязанностей земных, всецело предался водительству Божию, тот не только усвоил себе скорее избавление от всякаго рода бедствий и злоключений, но и среди самых бедствий и злоключений не страждет и не возмущается, укрепляемый надеждою на помощь свыше. Так три еврейские отрока, поверженные в пещь Вавилонскую, не только освободились от сей пещи, но и в то время, когда пребывали в ней, оставались невредимыми и радостно воспевали хвалу Богу, преложившему для них пламень огненный в росу прохладную. Пророк, возбуждая в нас надежду и упование на Бога, не довольствуется своим только убеждением, но и приводит в подтверждение оного историю, указывая общим выражением на все те случаи и обстоятельства, в которых являл Бог всесильную помощь свою взыскующим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010