Арсений II, митрополит Киевский и Галицкий (Москвин Федор Павлович) Родился в 1795 году (по другим источникам – в 1797 году) в селе Воронье Костромского уезда и губернии в семье диакона. Окончил Костромскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 11 сентября 1821 года пострижен в монашество, 14 сентября рукоположен во иеродиакона. В 1823 году окончил курс академии со степенью магистра и оставлен при академии бакалавром по богословским наукам. 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. С 25 августа 1825 года – редактор Могилевской духовной академии. 4 декабря 1826 года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Могилевского Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря. С 23 августа 1827 года – ректор Орловской духовной семинарии и настоятель Мценского Петропавловского монастыря. С 11 сентября 1829 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Рязанского Троицкого монастыря. В мае 1830 года перемещен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. В октябре 1831 года назначен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Тверского Успенского Отроча монастыря, а затем Троицкого Калязинского монастыря. 24 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Тамбовского. С 5 апреля 1841 года – архиепископ Подольский. С 6 ноября 1848 года – архиепископ Варшавский, викарий Волынской епархии, священноархимандрит Почаевской лавры. С 1 июля 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Успенской лавры и член Святейшего Синода. Митрополит Арсений памятен Киеву кротостью, благочестием, строгим подвижничеством и любовью к монашеству. Он издал много духовных книг. Скончался 28 апреля 1876 года. Погребен в каменной церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня, в Ближних пещерах, пред иконой Казанской Божией Матери. Митрополит Арсений, муж высокого, светлого ума и доброго сердца, много послужил на пользу Церкви в Тамбове, Подолии, Варшаве и Киеве. Он постоянно боролся против сектантов-молокан и духоборов, применяя при этом не только духовное воздействие, но и чисто административные меры. Будучи в Тамбове, добивался выселения молокан и духоборов из епархии. В результате из некоторых сел сектанты были выселены на Кавказ и в Таврическую губернию, а оставшимся было запрещено иметь постоялые дворы, мельницы, а также был введен ряд других ограничений подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В предыдущем псалме пророк показал нам, чем и как можно избавиться от тяжкой работы истления и внити в отрадную свободу чад Божиих, а в настоящем поучает, как сохранять сию свободу или сие сыновство Божие, дабы снова не попасть в рабство греха и в плен диавола. Псалмопевец излагает своё поучение в виде вопроса и ответа. И поскольку первый и главный признак сынов Божиих, в сравнении с рабами греха и диавола, состоит, по словам Христовым, в пребывании в дому Отца своего Небесного, – раб, глаголет Он, не пребывает в дому во век, сын же пребывает во век ( Ин.8:35 ), – то пророк, в настоящем псалме, имея в виду преподать наставление, каким образом приобретается, охраняется и упрочивается право на сие высокое преимущество чад Божиих, прежде всего вопрошает: Господи, кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? Вопрос чрезвычайно важный! Указуя на последнюю цель бытия нашего на земле и наше высокое, по намерению Божию, назначение, он объемлет собою весь круг нашей деятельности и ожидающую нас за гробом судьбу нашу. Ибо для чего мы родимся на свет, живём и умираем, если не для того, чтобы, посредством добродетели и спасительных таинств достаточно очистив и освятив себя, и чрез то, в известной мере и степени, ещё здесь приблизившись ко Всесвятому Богу, по смерти там – на небеси навсегда и неразлучно соединиться с Ним и в сем соединении вкушать блаженство вечное? Такую именно высокую цель и назначение указал нам Сам Сын Божий в Своей предсмертной молитве к Отцу Небесному об учениках Своих и обо всех вообще верующих в Него: Отче Святый, взывал Он тогда, соблюди их во имя Твое, их же дал еси Мне, да будут едино, яко же и Мы. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да еси едино будут, яко же Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут ( Ин.17:17:21–22 ). Почему и разрешение сего вопроса богопросвещённым умом пророка должно быть для нас не менее важно, любопытно, назидательно, и в то же время совершенно обязательно; ибо слово пророческое есть слово Божие. Всяко пророчество книжное, говорит апостол Пётр, по своему сказанию не бывает: ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми, глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет.1:20–21 ). Послушаем же сказания Давидова о предмете, столько для нас важном и нужном благоговейно и внимательно, с твёрдым намерением неуклонно ему следовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Воронежской и Липецкой епархии), в 4 км от г. Павловска, к юго-востоку от с. Белогорья Подгоренского р-на Воронежской обл., на правом берегу р. Дон. Начало Б. м. положила казачья вдова Мария Константиновна Шерстюкова (1740-1822). По благословению старца Киево-Печерской лавры в 1796-1798 гг. близ слободы Белогорье (на месте существовавших, вероятно с XIV в., пещер) она выкопала пещеру в горе на 8 сажень (ок. 16 м) и стала в ней подвизаться. Вскоре Шерстюкова стяжала известность старицы, к ней стали приходить паломники, к-рые продолжали пещерокопательство. Ежегодно пещеры посещали более 30 тыс. чел. из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, С.-Петербурга и др. Местное духовенство с недоверием относилось к пещерокопателям, подозревая в них сектантские и раскольнические действия, пещеры неоднократно закрывали, Шерстюкову преследовали. В 1800 г. священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному прот. Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 г. на основании донесения белогорского благочинного свящ. Иоанна Ставрова еп. Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. В 1807 г. вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. В 1811 г. белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к еп. Воронежскому Антонию (Соколову) . В 1816 г., после освящения в слободе Белогорье Преображенского храма, еп. Воронежский Епифаний (Канивецкий) объявил о Высочайшем повелении упразднить пещеры, а пещерокопательницу отдать под суд.

http://pravenc.ru/text/77930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г., с. Шава Макарьевского у. Нижегородской губ.- 20.03.1887, Курск), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. В 1844 г. поступил в Нижегородскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, и в 1850 г. поступил в МДА. В 1854 г. окончил академию 3-м магистром XIX курса. В 1855 г. защитил магист. дис. на тему «О Крещении через погружение и обливание», к-рая была опубликована в академическом ж. «Прибавления...» (1855). 8 мая 1854 г., будучи еще студентом, Лузин был пострижен в монашество с именем Михаил, 16 мая рукоположен во диакона, 19 июня - во иерея. 9 окт. того же года удостоен звания бакалавра, в 1855 г.- магистра богословия и оставлен в академии на кафедре Свящ. Писания НЗ. Е. Е. Голубинский , поступивший в академию в 1854 г., вспоминал, что М. «чтец был прекрасный, так что его лекции справедливо могут быть названы выдающимися. Поэтому его слушали с большим вниманием, чем кого-либо» ( Голубинский. 1923. С. 28-29). С 24 февр. 1859 г. М.- профессор МДА. 4 сент. 1860 г. был возведен в сан архимандрита. С 25 марта 1861 по 1870 г. инспектор академии, с 1863 г. ординарный профессор. 9 дек. 1871 г. М. защитил докт. дис. «О Евангелии и евангельской истории: (По поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса»)». Защита явилась одним из первых докторских диспутов в МДА, к к-рому был проявлен высокий общественный и научный интерес. В академию прибыли митрополиты Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) и Киевский Арсений (Москвин) , ученые и общественные деятели - Н. П. Гиляров-Платонов , Н. П. Аксаков и др. Современник вспоминал: «Дав в этой речи меткую характеристику книги Ренана, о. Михаил с особенным ударением указывал на то фальшивое положение, в каком находится русский богослов-апологет, когда разбираемые им произведения отрицательной критики Евангелий стоят у нас под запретом, не допускаются к переводу или в переводах заграничных лишь тайком ходят по рукам читателей, еще сильнее привлекая к себе внимание, как запрещенный плод...» Он продолжал в духе 60-х гг., приводя слова М. о том, что: «нужно более полное и тщательное изучение западной богословской науки во всех ее направлениях, а для этого нужно более, чем прежде, свободы и простору в этом отношении». Эти горячие призывы о. Михаила были встречены громом аплодисментов, и весь зал единодушно устроил ему шумную овацию» ( Соколов В. А. Годы студенчества//БВ. 1916. Вып. 5. С. 25-27). По окончании диспута ректор А. В. Горский , собрав голоса членов Совета, объявил, что М. признается достойным степени д-ра богословия. 13 янв. 1872 г. Синод утвердил его степень.

http://pravenc.ru/text/Михаила ...

Нектарий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (Надеждин Николай Самуилович ) Родился 30 ноября 1819 года в городе Моршанске Тамбовской губернии в семье диакона. В 1839 году по окончании курса Тамбовской духовной семинарии поступил в Киевскую духовную академию. 22 октября 1842 года пострижен в монашество; 25 декабря рукоположен во иеродиакона, а 14 августа 1843 года – во иеромонаха. 31 октября 1843 года окончил курс Киевской духовной академии и определен смотрителем и учителем Приворотенских уездных и приходских училищ. С 31 августа 1844 года – строитель Барского Покровского монастыря Киевской епархии. В 1845 году получил степень магистра. 20 сентября 1846 года возведен в сан игумена. С 22 апреля 1849 года – инспектор Киевской духовной семинарии. 19 ноября 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 февраля 1851 года – ректор Киевской духовной семинарии. В том же году 31 мая назначен настоятелем Киевского Пустынного Николаевского монастыря. С 19 ноября 1856 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. Со 2 апреля 1857 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. В январе 1858 года назначен редактором журнала «Духовная беседа». С 17 мая 1859 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. 13 сентября 1859 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 29 сентября 1860 года переведен епископом Нижегородским и Арзамасским. С 1 июля 1865 года – присутствующий член Святейшего Синода. 14 мая 1867 года возведен в сан архиепископа. С 21 января 1869 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. Скончался 7 сентября 1874 года. Деятельность преосвященного Нектария была посвящена преимущественно заботе о духовных учебных заведениях. В 1866 году был создан новый Комитет по соображениям о преобразовании духовных училищ, который возглавил митрополит Киевский Арсений (Москвин , † 1876), а его помощником был епископ Нектарий. Во время присутствия в Святейшем Синоде он принимал деятельное участие в составлении уставов духовных семинарий, епархиальных женских училищ и духовных академий. При этом всемерно способствовал открытию новых учебных заведений и изысканию средств для лучшего их содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

От редакции Издаваемое в свет Изъяснение Божественной Литургии составлено из бесед, говоренных Высокопреосвященным Митрополитом Киевским Арсением Тамбовской пастве, во время управления ею, в 1836 и 37 годах. Это было время самого сильного развития в Тамбовской епархии секты молокан, называвших себя духовными христианами и отвергавших все церковный установления, в коих внешним или видимым образом выражается как благодатная сила Духа, оживотворяющего верующих, так и самая жизнь верующих: таинства, обряды, поклоненье святым иконам, посты, иерархия и проч., по учению молокан, считались не нужными. Ведя борьбу с этими отщепенцами, высокопреосвященный Архипастырь с церковной кафедры излагал православным своим слушателям изъяснение самого главнейшего в церкви Христовой священнодействия, в коем совершается святейшее таинство Евхаристии. Показав первоначально происхождение и значение этого таинства на основании Библии , которую молокане считали единственным источником истинного учения, Архипастырь изъясняет потом весь литургийный обряд, коим издревле по церковному чиноположению обставлено освящение и преподание верующим Святых Даров. Внимательному читателю, после сего, понятны будут те, часто встречающееся в изъяснении, рассуждения, которые учителем – Архипастырем направляются к обличению заблуждений столь пагубной секты, по поводу тех или других частностей изъясняемого священнодействия. Давно благочестие многих из вас, возлюбленные о Господе чада и братия, докучало мне святым своим желанием слышать из недостойных уст моих объяснение священных обрядов и тайнодействий, употребляемых в нашей Православной Церкви, и преимущественно того Ангелоподобного Богослужения, в котором, по благоволению Отца небесного, по изволению Единородного Его Сына и действию Духа Святого, совершается великая и непостижимая уму человеческому жертва непорочна и пречиста Агнца Христа за грехи всего мира, живот и спасение верных; которое столь важно, что самые небесные силы с трепетом и благоговением предстоят Ему, и что без участия в оном ничтожны все наши молитвы, суетны дары и приношения, бесполезны благотворения, нечисты добродетели, тщетна надежда на бессмертие и блаженство вечное; ибо сам Спаситель сказал: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Под словом преподобный разумеется человек святой, или по крайней мере, стремящийся к святости, как такому качеству, которое уподобляет его Богу и к которому все мы обязаны стремиться, по заповеди Божией: святи будите, глаголет Господь, яко же и Аз свят есмь. Чем кто точнее, полнее и выразительнее осуществляет в себе, в своих т. е. мыслях и чувствованиях, в словах и действиях, или, что то же, в образе жизни внешней и внутренней идею святости, тем тот более приближается к Богу и чрез то становится подобным Ему, так что мера приближения к святости есть мера и уподобления Богу. Но поскольку не все стоят на равной степени святости и не все одинаким путём стремятся к ней; то естественно, что об одном можно сказать, что он в некотором отношении только подобен Богу, а о другом, сравнительно с первым, что он подобнее его или преподобен. На сем основании, людям, которые для удобнейшего достижения святыни расторгли союз с миром, презрели удовольствия плоти и посвятили себя исключительно на служение Богу, каковы суть монахи и отшельники, церковь преимущественно усвояет имя преподобных, точно так же, как Писание всех христиан именует святыми, хотя между ними всегда были и есть и грешные, именует же их таким образом по отношению к целому человеческому роду, из среды которого дни, по особенному смотрению Божию, избраны и отделены чрез Таинство Крещения на служение Богу истинному. А потому и называются у апостола родом избранным, царским священием и народом святым. Собственно говоря, никто кроме Бога, даже Ангелы, не могут быть названы ни святыми, ни преподобными в полном смысле слов сих; ибо как, по словам Христовым, никто же благ токмо един Бог, так и никто же свят и преподобен, как только един Бог: не смотря на то, само же слово Божие и Ангелов и человеков называет святыми и преподобными сравнительно первых с Ангелами падшими и человеками, стоящими на низшей степени духовного совершенства, а последних – с подобными им человеками, ведущими жизнь, несообразную с правилами веры Христовой, которая одна только может приблизить нас к Богу; ибо верою, по апостолу, имамы приведение к Богу, след., жизнь не только не возводящую их к богоподобию, но и нередко низводящую даже до состояния бессловесных животных, как совершенно ясно говорит об одном из таковых пророк Израилев: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им, и как поразительным образом доказал это пример надменного царя вавилонского. И так, пророк в настоящем псалме, говоря об оскудении преподобных и умалении истины от сынов человеческих, говорит, что между людьми не стало святых и мало встречается верных. Но говоря сие, он скорбит и сетует, болезнует и страшится, ибо взывает о помощи к Богу: спаси мя, Господи, говорит он, яко оскуде преподобный, и яко умалишася истины от сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 15 Столпописание Давиду. Таково надписание 15-го псалма: оно, по общему разумению Отцов Церкви – Иеронима, Амвросия, Феодорита и Августина, означает то, что содержание псалма сего, по своей внутренней силе и важности и по своему огромному влиянию и высокому значению в судьбе целого мipa и всего человечества, заслуживает быть написанным на столпе в память будущим родам всех времён и народов, ибо как в древности было, так и ныне есть похвальное обыкновение – из особенного уважения к высоким заслугам и достоинствам знаменитых лиц, каковы суть победители и благотворители народов, и для увековечения в памяти потомства каких-либо особенно важных и достопримечательных событий, ставить на открытых местах столпы, или, так называемые, памятники, с приличными на них лицам, цели и событиям надписями. Основная или главная мысль столпописания Давидова состоит в изображении крестных страданий, смерти и Воскресения Христа-Богочеловека, а цель – в возбуждении и утверждении спасительной в Него веры инадежды на Него. На то и другое ясно и обстоятельно указывают апостолы Пётр и Павел, приводя из сего псалма целые стихи и прилагая оные прямо к умершему за нас и воскресшему Господу Иисусу ( Деян.2:22–32, 13:35–37 ). Так первый из них говорил Иудеям Иерусалимским: Израильтяне! послушайте словес сих: Иисуса Назорея, засвидетельствованнаго вам чудесами и явлениями и знамениями, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой, да и плоть моя упокоится в уповании; потому что Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть истления. Ты дал мне познать пути жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим. Братия, заключает Апостол, да будет позволено мне прямо сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 1 и 2 Приступим, во имя Божие, к исполнению обещания нашего, в предыдущей беседе вам данного. Празднуемый ныне св. церковию благознаменитый День Введения во храм Пренепорочной Девы Богоматери да будет днём и нашего вступления во святилище богодухновенной книги Псалмов, или, по переводу с еврейского подлинника, книги хвалений Давидовых, наиболее известной христианам под именем Псалтири царя и пророка Давида. День сей церковь называет благоволения Божия предображением и человеком спасения проповеданием; ибо в храме Божии ясно Дева явилась и Христа всем предвозвестила. Да будет же он и для нас, по молитвам и предстательству всегда готовой Заступницы нашей Пресвятой Богородицы, залогом и знамением благодатного озарения и просвещения свыше всякий раз, когда мы будем углубляться в слово пророческое; ибо и в сем слове не другой кто либо, как тот же Христос Господь предвозвещается и благовествуется. Но дабы войти, сколько возможно, ближе и глубже в дух и положение священного писателя, чтобы живее и яснее представить и вернее изобразить силу и значение его писания и каждого в нём речения; то я прежде всего хотел бы, чтобы вы вместе со мною перенеслись вашими мыслями и вашим воображением более, нежели за три тысячи лет от нашего времени, и слишком за одиннадцать веков до рождества Христова, чтобы, оставив на время Варшаву, переселились умственно в Иерусалим, с берегов Вислы на берега Иордана, из ваших укромных домов в кедровые чертоги Давида, царя Израилева, Богом и человеками прославленного, и здесь остановились всем вашим вниманием, сюда устремили ваши наблюдательные взоры. Давид нам, слушатели христиане, не чужой: св. Церковь именует его Богоотцом, а мы должны назвать его своим праотцом по вере. Тот, Коего божественное имя мы носим на себе, Коего учение исповедуем и Коему веруем и покланяемся, яко Творцу и Избавителю своему, произошёл по плоти от чресл его, известен ему был не по имени только, но и по силе и деяниям Его, и ныне разделяет с ним в пренебесном своём царствии ту же славу Отчую, которую обещал и нам дать в том же царствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 21 Двадцать первый псалом для истолкования труден, но трудность сия не принадлежит к числу непреодолимых; при богомудром указании св. отцов Церкви и при свете новозаветного Писания, она удобно может быть побеждена и разгадана. Так непонятно, конечно, самое надписание псалма: В конец псалом Давиду о заступлении утреннем; но отцы церкви – Афанасий и Василий Великие , Иероним, Кассиодор и многие другие уже постигли внутренний смысл сего надписания и сообщили его нам. Все они единогласно под утренним заступлением разумеют время пришествия Христова в мир, для спасения рода человеческого от греха и осуждения, потому что Христос именуется у Пророков Востоком свыше и Солнцем правды, да и Сам Себя именует Он светом мipy, просвещающим всякаго человека, грядущего в мир, а при появлении восходящего солнца естественно быть утру, и благотворное его действие на землю естественно также было назвать утренним. Но к слову: утренний прибавлено здесь слово: заступление. Что же это за утреннее заступление? Это то заступление, которое Христос Господь доставил нам Своими крестными страданиями, соделавшись по нас клятвою, да избавит нас от клятвы законной, а тридневным погребением и живоносным Воскресением и Вознесением на небо утвердил и увековечил оное для нас, воссед во славе Своей одесную Бога и Отца, да выну о нас ходатайствует пред Ним ( Рим.8:34 ). Узнав же силу и значение надписания, нам уже не так трудно будет отрыть и определить и самое содержание псалма, тем более, что начальные слова псалма сего, произнесенные Иисусом Христом на кресте во время предсмертных страданий Его: Боже мой, Боже мои, Вскую Мя еси оставил ( Мф.27:46 ), дают нам полное право относить и весь псалом к тому же времени и к тому же событию, и к обстоятельствам предшествующим и сопровождающим оное. Некоторым однако же представляются неприличными следующие затем слова: Далече от спасения моего словеса грехопадений моих ( Пс.21:2 ). Но Тот, Которого Иоанн Креститель назвал Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, Которого, по свидетельству Апостола, Сам Бог неведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем ( 2Кор.5:21 ), мог со всем приличием произнести в молитве к Богу Отцу Своему и сии слова, кажущиеся неприличными, как приявший на Себя и усвоивший Себе грехи всего человеческого рода, особенно тогда, когда безмерно огромное бремя сих грехов всею тяжестию своею на Него обрушилось, и когда Онъ показуя в Себе человеческое естество, тяжко и болезненно страдал и скорбел, говоря: прискорбна есть душа Моя до смерти ( Мф.26:38 ), и когда ужасаясь, по человечеству, предлежащей Ему чаши страданий, не раз умолял Отца Своего: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, обаче, не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф.26:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010