5 сентября 1912 г. патриарх и епископы издали окруж­ное послание „часному cbojeмy клиру и благоверному наро­ду“, в коем обещали с своей стороны приложить все усилия к тому, чтобы возможно скорее созван был на­родно-церковный конгресс, призывали народ к осторож­ности, трезвому отношению к событию дня, чтобы еще боль­ше не навредить себе 71 . 14 (27) ноября 1912г. на заседании венгерского сейма депутат д-р Живко Богдан обратился к министру-председателю Ладиславу Лукачу с интерпелля­цией, в которой спрашивал министра о причинах, вы­звавших высочайший указ от 11 июля 1912 г., о пред­полагаемых переменах в выборном порядке сербского народно-церковного конгресса и о времени его созвания. На эту интерпелляцию тотчас ответил министр-председатель – в самом успокоительном тоне, обещая созвание конгресса между Пасхой и Духовым днем 1913 года 72 . 1 Прот. Д. Н Якшич, Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Тур­ции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича, с приложением карты. Прага, 1912, стр. I, прим. I. 4 Энциклопедия славянской филологии. Изд. Отд. рус. яз. и слов. Императорской Академии Наук. Под ред. орд. акад. И. В. Ягича. Вып. 2-й. Л. Нидерле. Обозрение современного славянства (с кар­тою). СПБ. 1909, стр. 114. См. также проф. Т. Д. Флоринский, Славян­ское племя. Статистико-этнографический обзор современного славян­ства. С приложением двух этнографических карт. Киев, 1907, стр. 91–93. В трудах профессоров Нидерле и Флоринского ука­зана и литература предмета. Этнографическая карта славянских на­родностей М. Ф. Мирковича, дополнена А. Ф. Риттихом. 2-ое изд. С.-Пет. Отд. Слав. Блоготв. Комитета. СПБ. 1875. К ней приложение: Статистические таблицы распределения славян А) по государствам и народностям. Б) по вероисповеданиям, азбукам и литературным языкам (наречиям) А. С. Будиловича. СПБ. 1875. Две карты Австро-Венгрии – политическая и этнографическая в Новом Энциклопе­дическом Словаре изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, т. 1-й, СПБ. 1911 г, к стр. 256–257. Наиболее подробная карта Австро-Венгрии в Большом Всемирном Настольном Атласе Маркса под ред. проф. Э. Ю. Петри и Ю. М. Шокальского. СПБ. 1905, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

61 . Каково же было состояние Сербии под властию Турции? На первых порах если она не была счастлива, то и не испытывала особенно тяжелого горя. Но с XVI века тяжесть турецкого ига все больше и больше стала увеличиваться, так что Сербия отдана была на откуп. Откупщики платили султану сумму, какую он требовал, и потому брали с народа и церквей столько денег, чтобы можно было и султану уплатить и свои выгоды соблюсти. Сербы должны были обрабатывать для турок землю и платить налоги. Каждый серб-христианин от 7 лет до глубокой старости платил подушную подать. Кроме того спахии собирали с сербов десятину от всех полевых плодов, виноградников, от ульев, и с каждой головы скота. Сербы на свой счет содержали местную администрацию, судей, духовенство. Этого мало; они должны были еще терпеть унижение: им не дозволяли носить оружие, ездить верхом, одеваться по-турецки. Среди такой тяжелой обстановки многие должны были бежать в горы, где составлялись шайки удальцов (гайдуки), которые вели с турками партизанскую войну 62 . Так как теперь уже не стало потомков сербских государей, которые прежде имели хоть тень власти, то во главе православных сербов стали патриархи. И они не раз поднимали голос на защиту родины; но Порта не хотела слушать их голоса. Мало того: на их справедливые жалобы она смотрела, как на возмущение, как на бунт. При таком жалком, беспомощном состоянии сербов надобно было ожидать не только партизанской войны, но общего восстания. И к такому восстанию побуждала сербов чрез духовенство Австрия, имевшая в виду не столько облегчение тяжелой участи сербов, сколько подчинение их своей власти, и, приглашая их к себе, начала переговоры о том с патриархами. Один из них, Арсений III Черноевич, склонясь на убеждения и лестные обещания австрийского правительства, с 37,000 сербских семейств переселился в Австрию в 1690 году. Но, как увидим после, немного лучше было для сербов и в Австрии 63 . Восстание сербов и образование особого сербского княжества Вследствие переселения сербов в Австрию, православное население Сербии значительно уменьшилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

899 Zum ewigen Frieden, SS. 25–26. – В первой части своего настоящего очерка мы забыли упомянуть, что цитируем «Zum ewigen Frieden» Канта по изданию Кенгвасн’а в «Universal-Bibliothek» Reclam’a 1501, в основу которого положен текст издания 1795 года, сличенный с манускриптом и текстом издания 1796 года. Спешим теперь восполнить этот недосмотр. 904 ibid. «Могут спросить, – оговаривается Кант по поводу этого своего соображения: если природа желает чтобы эти берега Ледовитого моря не оставались необитаемыми, то чт же будет с их населением, когда она (как можно ожидать) не будет более доставлять им плавучие леса»? Несомненно, что с успехами культуры, побережный лес будет лучше утилизироваться и не будет уноситься в море. «Я отвечаю, говорит Кант: тогда жители берегов Оби, Енисея, Лены и т.п. будут доставлять им лес, как предмет торговли, в обмен за продукты животного царства, которыми так богато море у этих берегов, – если только природа заставит эти народы жить в мире» (ibid. S. 30. Anm.). 914 Мы не берем на себя задачи входить в критическую оценку воззрений Канта насчет этого механизма природы. Считаем, только необходимым заметить, что если бы этот взгляд Канта и оказался неправильным в частностях своего физико-географического, этнографического и культурно-исторического обоснования, все-таки его три тезиса по существу своему остались бы верными. Бесспорно, что люди могут жить везде на земле, что, с ростом населения, действительно вся земля рано или поздно заселится, а гражданственность и закономерное государственное устройство составляют, по-видимому, такой неизбежный продукт цивилизации, что отнюдь нельзя сомневаться в скором усвоении их всеми народами. 919 ibid. Если бы Кант мог иметь пред глазами современное состояние Европы, он не сказал бы этого. 927 Что умственное развитие непременным своим условием имеет философское освещение усвояемых знаний, это мы уже имели случай раскрыть год тому назад, – в Мартовской кн. «Богословского Вестника» за 1898 г. 950 Будимская епархия основана в 1695 г. в первое великое переселение сербов из Старой Сербии в пределы Австрийской монархии, под предводительством ипекского патриарха Арсения III Черноевича.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А § 9 подтверждает, что за православными сербами, принадлежащими к карловацкой митрополии, „признаются все те права, которыми они доселе, при самостоятельном отправлении всех церковно-общинных и школьных дел, пользовались, свободно употребляя свой церковный язык и управляя церковно-общественным имуществом и фондом». Для составления более полного и обстоятельного представления о высшем церковном управлении в автокефальной карловацкой митрополии имеет большое значение ознакомление с уставом, выработанным на церковно-народном конгрессе 1875 года, и утвержденным тогда же королем, известным под именем „Соборско устройство“. В этом уставе содержатся разъяснительные постановления: 1) о греко-восточном сербском народно-церковном соборе вообще; 2) о его составе и членах; 3) о продолжительности депутатских полномочий; 4) о времени созывания народно-церковного собора; 5) о круге его действий и порядке его созвания; 6) о соборном совете и его составе: 7) о круге действий соборного совета; 8) о месте и времени его заседаний и 9) о порядке его делопроизводства. Патриарх Арсений III Черноевич, с согласия австрийского правительства, избрали для своей кафедры небольшой городок, основанный сербскими же переселенцами, Сент- Андре, близи Будапешта (теперешняя резиденция будимского епископа). Но, должно быть, жилось ему не особенно хорошо. Раньше, еще будучи Печским (сербским) патриархом, они находился в сношениях с Москвой, получая от русского правительства значительную субсидию. В 1688 году, вместе с проживавшими в Валахии низложенным константинопольским патриархом Дионисием и валашским воеводою Щербаном Кантакузеном, они писали в Москву, убеждая наше правительство поднять оружие против турок. Теперь субсидия русского правительства ему была прекращена. В 1696 году они все-таки присылали в Россию за милостыней и просили возобновить жалованную грамоту, данную, по ходатайству всероссийского патриарха Никона , Алексеем Михайловичем еще сербскому патриарху Гавриилу Раичу, два года (1654–1656) проживавшему в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

нашествий и насилий турецких, решился оставить свое отечество и перешел в пределы австро-венгерской империи. За патриархом последовали некоторые из подчиненных ему епископов и около сорока тысяч семейств сербских (более пятисот тысяч человек), унося с собою архивы, гробницы прежних королей своих и другие народные драгоценности, сохраняя свою церковную и общественную организацию. Пришельцы расселились в Славонии, Бачке, по берегам Тиссы и Мароша и на правом берегу Дуная от Пешта до Коморна. Еще находясь на пути в южную Венгрию, патриарх Арсений III Черноевич отправил янопольского епископа Исаию Дьяковича в Вену для получения обещанных привилегий. Патриарх предлагал следующие условия со своей стороны: как теперь переселившиеся сербы, так и прежде находившиеся в Венгрии, должны состоять под особым управлением избираемого от всего народа архиепископа, ему же должны подчиняться все православные епископы, живущие в землях Габсбургского дома; в его ведение переходят все церкви, монастыри и церковные имущества, принадлежавшие до его переселения православным сербам в Венгрии; имения православных, умерших без наследников, обращаются в собственность патриархата; архиепископ избирается духовными и светскими депутатами от всего народа; ему принадлежит право благословения на постройку новых церквей и монастырей; употребление греческого календаря остается вечною и исключительною привилегией православных. Все эти условия развиты были потом в четырех привилегиях, изданных 21-го августа и 11-го декабря 1690 г., 20-го августа 1691 г. и 4-го марта 1695 г. На основании всех этих привилегий сербский народ признавался: 1) находящимся под непосредственным управлением императора и независящим от комитатских властей и землевладельцев; 2) они сохраняли собственное внутреннее управление по старым правам и обычаям своим; 3) им обещано было право избрания воеводы и патриарха, полная свобода вероисповедания и сохранение православных обрядов. – К сожалению, обещания эти и привилегии в течении двухсотлетнего пребывания сербов в Австро-Венгрии часто были нарушаемы и сокращаемы, благодаря чему

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О патриархе Максиме, наследнике Гавриила, известно, что он не посылал в Россию своих представителей, «которые бы употребили ту дарственную грамоту, что была дана патриаршему монастырю. Взамен этого, русские обратились к нему по этому поводу и дали новый письменный акт о чисто церковных братских отношениях между Сербской и Русской 14 октября 1662 года в Москву прибыл Вршацкий митрополит Феодосий, просивший и получивший милостыню и оставшийся в России. На соборе 1666 – 1667 гг., когда был осужден русский патриарх Никон, этот Феодосий был поставлен «местоблюстителем патриаршего известил патриарха Максима о том, что митрополит Феодосий остался в Москве «ради наших великий государственных Феодосий преставился в России 20 августа 1671 года. Патриарх Арсений III (Черноевич) Оживленные связи с Россией поддерживал и патриарх Арсений III Черноевич: еще до того, как он окунулся в деятельность по освобождению народа от турок патриарх Арсений III послал в Москву хиландарского монаха архимандрита Исайу с письмами к царю. Каков был ответ патриарху из России, мы не знаем, так как, по возвращении Исайа был арестован австрийцами в Брашове, письма у него были отняты, а сам он отправлен в Связи патриарха Арсения с Россией активизировались после 1690 года, когда он, во главе сербского народа переселился в земли к северу от Саввы и Дуная. Эти связи патриарх частично поддерживал через русского посланника в Вене, а частично через некоторых церковных лиц, посылаемых им в Россию для получения материальной помощи. В 1696 году патриарх Арсений жаловался русскому посланнику Нефимову на усиление прозелитической деятельности католиков, а в 1698 году он обращался лично к царю. Арсений III ожидал существенной поддержки от русского посланника Возницына: он пытался через него уговорить влиятельного грека Александра Маврокордато походатайствовать перед султаном о разрешении вернуться на патриарший престол в Печь. Эта надежда патриарха была напрасной. Маврокордато упрекал его, что он «живет не как человек духовного звания и, оставив дела церковные, погрузился без необходимости в различные гражданские… А если же посланники хотят, чтобы бывший патриарх по прежнему жил в турецкой державе, то пусть он переедет в Валахию и живет в ней, а прощение за провинность выпросит для него у султана и великого визиря он,

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Но конечно – это было лишь лёгкое облачко на светлом фоне славной истории Черногории, и можно быть уверенным, что здравый смысл черногорского народа не допустит дальнейших успехов иезуитской пропаганды, и черногорская церковь , под мудрым предстоятельством её владыки, будет крепнуть и процветать на благо славянского народа, так много крови пролившего за «Крст. Часни» и свою православную веру. Белград (вид с Дуная) Православная сербская церковь в XIX веке I. История церкви в королевстве Сербии Судьба сербской церкви по разрушении Сербского царства. – Господство фанариотов. – Первый митрополит из сербов. – Автономия сербской церкви. – Церковь и государство в Сербии. – Митроп. Михаил и его борьба за права церкви. – Изгнанничество митр. Михаила, возвращение на кафедру и последующая его деятельность. – Общее состояние церковно-религиозной жизни в Сербии. Иннокентий, нынешний митрополит Сербский Когда в 1889 г. Сербское царство пало после битвы с турками на Косовом поле, то Сербия ещё не сразу потеряла свою политическую независимость, продолжавшуюся до 1459 г. Церковная же независимость совсем не была тронута турками, так что сербское печьское патриаршество, утверждённое цареградским патриархом в 1375 г., продолжало и далее существовать, хотя права патриарха часто нарушались победителями. Однако после того, как сербские печьские патриархи: Арсений Черноевич III в 1690 г. и Арсений IV Иованнович в 1737 г., вследствие тяжёлого турецкого ига с одной стороны и заманчивого предложения австрийского императора Леопольда I с другой, переселились из Сербии с частью народа в Венгрию, положение сербской печьской патриархии окончательно пошатнулось, и султан Мустафа III по решению цареградского синода и патриарха Самуила окончательно присоединил её к патриархии цареградской в 1766 г. Вследствие этого сербской церковью в турецких владениях начали править греческие архиереи. Последние были часто без всякого богословского образования, совершали богослужение в сербских церквах на греческом языке и стремились навязать таковой и низшему духовенству, выходившему из сербов. Но, именно благодаря низшему духовенству, греческий язык был вытеснен из сербской церкви, так как оно совершало богослужение в это время уже на русско-славянском языке. Во время управления сербской церковью греческих архиереев духовное просвещение сильно упало, так как последние, сами будучи людьми мало просвещёнными, не могли заботиться и о просвещении сербского духовенства и вообще управляли церковью с полным произволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Церковь св. Архангелов (старая) в Сараеве. XVI в. Церковь св. Архангелов (старая) в Сараеве. XVI в. Антитур. сопротивление усилилось после поражения, к-рое потерпели турки под Веной в 1683 г. В 1689 г. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) обещал помощь серб. правосл. населения австр. ген. Пиколомини в войне Свящ. лиги во главе с Австрией против Османской империи, к-рая развернулась на полях Сербии и БиГ. В 1697 г. принц Евгений Савойский взял Сараево, но, согласно заключенному в 1699 г. Карловицкому миру, к Австрии отошла сев. часть земель Боснии, а Сараево осталось в Османской империи. Правосл. центрами османского периода были мон-ри. К этому времени относятся упоминания о мон-рях Ступле (или Ступе), Гомионица , Моштаница , Тврдош , Житомислич. Среди католич. населения особым авторитетом пользовался орден францисканцев. Христианам запрещалось строить храмы на возвышенностях и в центре города, каменные постройки были разрешены только в больших городах. Но стараниями Печских Патриархов обновлялись старые церкви и все же строились новые. Они были простыми в архитектурном плане и находились в отдаленных местах. Для правосл. культуры БиГ того периода характерно стремление сохранить традицию. Книгописанием в сер. XVI-XVII в. занимались в Сараеве, а также в мон-рях Блишкова, Возуча, Вранштица, Гомионица, Добрун, Дреновица, Житомислич, Завала, Ломница , Моштаница, Папрача, Ступе, Тврдош и др.; главной задачей было тиражирование богослужебных текстов. В 1519 г. в Горажде Божидар Горажданин открыл 1-ю в Боснии и Сербии типографию и издал Служебник и Псалтирь, но типография просуществовала недолго. С XVI в. наблюдалось оживление русско-серб. церковных и культурных связей. Представители мон-рей Боснии наряду с посольствами др. серб. обителей неоднократно посещали Москву, ставшую центром правосл. мира, с целью получения помощи от царя и Русской Церкви. При царе Михаиле Феодоровиче Папрачский мон-рь (Папрача) получил право каждые 8 лет приезжать в Москву за милостыней ( Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М., 2001). В XVIII в. эти связи укрепились и приобрели иной характер благодаря деятельности в России выходцев из правосл. семейств БиГ (напр., Милорадовичи). В XVI-XVII вв. известно о существовании лишь одной правосл. серб. школы в Сараеве. В XVI-XVII вв. францисканцы отправляли духовенство на учебу в Италию, Венгрию и католич. школы Славонии, что обеспечивало высокий уровень образования.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Основателем нового особого владения был Стефан Черноевич, иначе Стефаница, происходивший из фамилии Юрашичеий, которая при Бальшичах была первою по значению и силе между боярскими или удельно-владельческими фамилиями Зеты. Пользуясь войной, происходившей между Стефаном Косачей и венецианцами, и пристав ко вторым как к стороне сильнейшей, Черноевич был признан венецианцами в присвоенном им достоинстве воеводы и принят в вассальные слуги республики. Первоначально воеводсковладельческая область его, так как вся нижняя Зета принадлежала венецианцам, а большая часть верхней была в руках Косачи, была совершенно ничтожная, – она находилась где-то в нынешней северной Черногории; но в 1455 г., или силой отняв или иным каким образом получив от Косачи его завоевания, он уже владел значительною частью верхней Зеты. Признав себя в 1455 г. вторично данником венецианцев, Стефаница или Стефан Черноевич умер около 1460 года. Преемником его был сын его Иван Черноевич. Заняв место отца, Нван отложился от венецианцев, чтобы увеличить на их счет свои владения, и успел приобрести от них или всю, или значительную часть нынешней южной Черногории и часть западного морского побережья. В 1473 году он принужден был спасаться от турок бегством в Италию; в 1480 г. или 1481 г. снова возвратившись в свои владения, в 1485 г. он построил в Цетиньи, нынешней столице княжества, монастырь с храмом Лореттской Божией Матери, в который перенес кафедру митрополита зетского из ее прежнего подгорного монастыря Св. Михаила. Преемником Ивана Черноевича, умершего в 1490 г., был сын его Юрий, который в начале правления до 1494 г. принужден был, подобно отцу, укрываться от турок в Италии и который между 1495–99 годами сгоняем был с владения своим младшим братом Стефаном. На сем Юрии прерывается ряд черногорских воевод, и после его смерти, последовавшей в 1514 году, маленькое государство присоединено было к Турции, став частью пашалыка Скадарского или скутарского (cfr Макушева ibid. стр. 38). В подданстве Турции Черногория находилась с начала XVI и по конец XVII века, или в течение двух без небольшого столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сербы в Боснии приняли крещение в первой половине 7 века от римских священников. Христианство там не закрепилось. Через два века, в патриаршество Фотия, они приняли крещение от греческих священников. До конца 10 в. Босния находилась в зависимости от сербского княжества и потому в ней господствовало православие. В 11 веке Босния оказалась в вассальной зависимости сначала от хорватов, потом от венгров, принадлежавших Римской церкви. Католичество было объявлено господствующим вероисповеданием. В конце 12 века туда проникла патаренская ересь и многие боснийцы стали патаренами. В 15 в., после завоевания Боснии турками, патарены приняли мусульманство. Ту же судьбу испытала и Герцеговина. В обеих этих странах большая часть населения была православной. Наряду с ними были и католики, еретики патарены, ставшие потом мусульманами. Православные со времен св. Саввы имели там трех митрополитов, из которых два имели кафедры в Боснии – в Сараеве и Зворнике, и один в Герцеговине – в Мостаре. Митрополиты были независимы друг от друга, подчиняясь константинопольскому патриарху. В Рельеве существовала духовная семинария. Со времени австрийской оккупации, вследствие наплыва католиков колонистов, там усилилось католичество. С занятием Боснии и Герцеговины австрийцами, на основании Берлинского конгресса 1878 г., велась усиленная латинская пропаганда. Были открыты три католические кафедры. Усиленно работали монахи-миссионеры, преимущественно иезуиты. Православная церковь в Черногории Черногорское княжество до второй половины 14 века составляло часть сербского государства, под названием Диоклеи или Зеты. В 14 в., с распадом сербского государства после Стефана Душана, Зета отпала от Сербии. В середине 15 века выдвинулось боярское семейство Юрашичей, представитель которого Стефан Черноевич считается основателем княжества. Его сын и преемник, Иван Черноевич, перенес в 1485 г. кафедру митрополита в главный город своего владения Цетинье. Турки, несмотря на постоянные нападения на Черногорию, завоевать её полностью не смогли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010