Что касается иерархического устройства, то грамотою 1695 года были подтверждены императором на своих епархиях определенные патриархом архиереи, а именно, 1) Исаия Дякович, епископ Темешварский 70 ) и Иенопольский и архимандрит монастыря Крушедольского, 2) Стефан Метохиац, епископ Карлштадтский и Зринопольский, 3) Евфимий Дробняк, епископ Сегединский (в Бачке), 4) Евфимий Попович, епископ Будинский (Офенский) и Стольно-Белградский, 5) Евфимий Петовац, епископ Могачский и Сигетский 71 ), 6) Спиридон Штибица, епископ Вершацкий, и 7) Ефрем Банянин, епископ Варадинский и Егерский. В грамоте сказано, что они имеют власть „исполнять в своих епархиях (дистриктах) духовые свои обязанности, исправлять согрешающих и наказывать по мере вины, пользоваться оброками и доходами церковными по закону и древнему обычаю“. К упомянутым епархиям нужно присоединить и учрежденную, или лучше сказать, возвращенную старанием патриарха в православие епархию 8) Пакрачскую, где с 1706 года епископствовал Софроний Подгоричанин, утвержденный, впрочем, со стороны императора только в 1708 году, а также и епархию 9) Марченскую в Хорватии, которая, впрочем, в лице своих епископов, склонялась больше к унии, хотя епископ Исаия Попович должен был явиться к Черноевичу, чтобы получить от него свидетельство в православии для успокоения своей паствы. Старания кардинала Колонича завлечь в унию как можно более сербов остались безуспешными, хотя для этой цели и было, под его руководством, издано нарочно составленное иезуитом Шент-Ивани сочинение: „ De ortu et progressu et diminutione schismatis, graeci atque graeci ritus ecclesiae cum romana ecclesia tot votis exoptata reunione“ (1703 года). Предполагали подействовать на самого патриарха Арсения. Патриарх Арсений III умер в Вене 24-го октября 1706 года. В мае следующего года был открыт первый церковный собор австрийских сербов в Крушедольском монастыре на Фрушкой Горе, для избрания нового патриарха; число народных депутатов, присутствовавших на соборе, неизвестно; председательствовал императорско-королевский комиссар, придворный военный советник Кариен; епископов было семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь мы не видим ни папского абсолютизма, ни римско-католического клерикализма, ни лютеранского демократизма, так что здесь, по крайней мере формально, осуществляется вполне идея живого, братского общения и деятельного участия каждого члена церкви в общей ее жизни, идее характерно выраженная известным православным канонистом, покойным митрополитом румынским Андреем Шагуно ю: «как в человеческом теле, – говорит он в своем учебнике церковного права, – так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т. е. каждый член действует во-первых один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга. Напр. всякий архипастырь – епископ, митрополит, патриарх – действует отдельно, сам по себе и для самого себя на освящение и спасение своей души и на освящение и спасение своего клира и верного народа с употреблением власти вязать и решить, и вместе с архипастырями в вопросах догматических, таинственных, обрядовых, и даже – с представителями народа епархии, митрополии, патриархата в делах управления, дисциплины и хозяйства церкви. С другой стороны здесь довольно удачно проведено различие сфер власти священной и власти церковно-правительственной. В первой, как ведающей чисто церковные, духовные предметы признан высший авторитет иерархии: одна она отправляет обязанности и применяет полномочия учительства и пастырства. Мирянин, как мирянин, здесь не имеет никаких полномочий. Но в применении церковью своей юрисдикции, особенно в области гражданских прав и привилегий церкви, в области хозяйственной, экономической уделено весьма достаточно участия и полномочий преданным церкви мирянам, но и здесь – с сохранением полного достоинства и преимущества иерархии. III. Организация высшего управления в православной Сербской Карловицкой церкви в Австро-Венгрии Когда в 1690 году сербы в числе 40 000 семейств переселились из своего отечества в Австрийские владения во главе с своим патриархом Арсением III (Черноевичем), в Ипеке – сербской патриархии – еще при жизни Арсения избран был новый патриарх Калинник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

чались переселения сербов в земли Венгрии, продолжавшиеся с небольшим перерывом в течении XV, XVI и XVII столетий. Частые нападения и опустошения со стороны турок заставляли сербов целыми толпами искать убежища в землях венгерских, сравнительно более безопасных. В первой половине XV в. заселены были сербами два наибольших острова Дуная, близ которых находятся главные города Венгрии Пешт и Буда. Тогда же основан был монастырь в местечке «сербском Ковине», выстроен, между прочим, городок Св. Андрей, бывший в конце XVII в. резиденцией сербского патриарха. В половине XV в. деспот Георгий, потомок владетельного рода Бранковичей (в монашестве митрополит Максим) основал монастырь Крушедол, в Среме, и богато одарил его своими поземельными деспотскими владениями. К этому же времени, или даже несколько ранее, относится основание и большей части других монастырей Фрушкой горы, холмистого полуострова между Дунаем и Савой. Переселявшимся в Венгрию сербам давались венгерскими королями привилегии, уравнивавшие их с жителями других вольных городов королевства. В первой половине XVI в. по вызову и под предводительством сербских деспотов Вука и Павла Канизи, до пятидесяти тысяч сербов переселились из турецкой Сербии в венгерские земли и рассыпались по Банату, Бачке и Срему. Эти провинции образовали собою – с согласия венгерских королей – сербскую деспотовину. Сербские деспоты, носившие титул государственных баронов, водили сербские войска, участвовавшие в общих войнах Венгрии, строили православные монастыри и дарили им села; основали несколько епархий в своих областях, выхлопотали освобождение всего православного населения Венгрии от платежа десятины в пользу католической церкви. Но особенно важное значение имеет массовое переселение сербов в венгерские земли при патриархе сербском Арсении III Черноевиче в 1690 г. Со времени этого переселения ведет свое начало православная автокефальная сербская церковь в Венгрии. Патриарх Ипекский, что в Старой Сербии, Арсений III, обнадеженный многими обещаниями императора австрийского Леопольда I, чтобы спасти себя и свою паству от новых

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—100— ит это дело. Газета «Застава» (выход. в Новом Саде) выражает догадку, что выработанные правила и не будут высочайше утверждены, так как противоречат государственному статуту, лишая священников тех прав, которые предоставлены им гражданскими законами 1210 . Далее, на заседаниях Архиерейского Собора одобрены были православные сербские книги для школьного употребления, разрешен был вопрос о постройке особого здания для семинарии, которая доселе помещалась в одном здании с гимназией, и обсуждались некоторые другие вопросы, касающиеся внутреннего благоустройства семинарии. Приятно отметить, что патриарх Георгий тогда же торжественно объявил Архиерейскому Собору и в начале текущего года подтвердил главному комитету церковно-народного конгресса о своем желании – 13 марта 1900 г. когда исполнится 70 лет со дня его рождения – положить основание новому зданию общежития семинарского на 100 слушателей, на каковой предмет патриарх дает из своих средств 100 тыс. гульденов. На содержание же питомцев предполагается употребить часть фонда Саввы Текелия 1211 . 28 февраля 1899 года совершилось в Австро-Венгрии радостное событие для сербской церкви и для всего православного мира. Разумеем воссоединение сербов римско-католического исповедания в количестве 1600 душ с православною церковью в селе Сантове. В придунайском округе Вачка, в селениях Сантово, Берег, Моноштор, Вайска и Бач живут сербы римско-католического исповедания, называемые обыкновенно «шакацами» (от слова «шака» – горсть, кисть руки, так как они крестное знамение изображают целой рукой, без перстосложения по православ- —101— ному обряду). Их приблизительно 20 тыс. душ. Шакацы пришли в нынешние места жительства, еще до патриарха Арсения III Черноевича, из Боснии, пришли православными и оставались таковыми до 1736 года 1212 , когда под гнетом жестоких гонений со стороны католических властей жители Сантова, как и все шакацы, принуждены были изменить православию и перейти в римское католичество. Однако измена православию не могла заглушить в народе живой памяти об его прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—76— и досоле церковная жизнь здешних православных сербов не имеет законченного устройства и правильного развития. 592 В пределах Австро-Венгрии – две митрополии православной славянской автокефальной церкви: А) Митрополия-архиепископия Карловицкая и Б) Митрополия Буковинско-Далматинская. А) В состав Карловицкой митрополии входят семь епархий. 1) Архиепископия-митрополия Карловицкая. Патриарх-митрополит-архиепископ (с апреля 1890 г.) Георгий Бранкович. Кафедра – в Сремских Карловцах. Относительно резиденции патриарха, может быть, не лишними будут следующие исторические справки. Патриарх —77— Арсений III Черноевич, признанный в сане архиепископа и патриарха тотчас по прибытии в Австро-Венгрию в 1690 г., резиденцию имел в небольшом городке Св. Андрее (S. André), близ Будапешта, ныне резиденции Будимского епископа. Преемник его Исаия Дьякович, избранный в архиепископы церковно-народным конгрессом (т. е. собором, на котором присутствовали не только епископы, но и представители как от прочего духовенства, так и от мирских сословий гражданского и военного), перенес архиепископскую кафедру из городка Св. Андрея в монастырь Крушедол, в Среме. От 1724 г. до 1739 г. архиепископская кафедра была в Белграде, нынешней столице сербского королевства. Наконец, в 1739 г. при патриархе Арсении IV Иоанновиче перенесена в городок Карловцы, в Среме, в котором с тех пор и остается до настоящего времени. Карловцы – небольшой городок, живописно раскинутый на правом берегу Дуная у подошвы небольших гор; имеет три православных храма, из которых патриарший собор достаточно обширен и благолепен. На месте прежней патриаршей (близ собора) палаты, и по внешнему виду и по внутренним удобствам весьма мало соответствовавшей своему назначению, воздвигнуты ныне новые великолепные палаты. 593 Нужно заметить, что специальный фонд на постройку новой митрополичьей резиденции основан был еще митрополитом Стефаном Стратимировичем (1790–1838). Завещано было им на этот предмет пятьдесят тысяч гульденов. Сумма эта оставалась нетронутою и возросла к 1892 г. до 250 тыс. гульд. Новый дворец торжественно освящен 30 июля 1895 г. 594 – Нынешний патриарх Георгий Бранкович (бывший епископ Темишварский), избранный на патриаршую кафедру 19 апреля 1890 г. на место скончавшегося патриарха Германа Ангелича, 595 родился в селе Кулпине в 1830 г. где отец его был приходским священником, перемещенный в 1833 г. в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1690 г. в В. переселились ок. 37 тыс. серб. семей во главе с Печским Патриархом Арсением III (Черноевичем) . Указом от 21 авг. того же года имп. Леопольд I предоставил им право церковно-народной автономии во главе с Патриархом или архиепископом. 23 июня 1694 г. император согласился с предложением Патриарха Арсения об учреждении 7 епархий. Митрополия поначалу зависела от Печской Патриархии , и ее глава носил титул «Экзарх Печского престола» по расположению резиденции ее главы в Крушедольском мон-ре именовалась Крушедольской, а после перенесения в 1739 г. резиденции в Карловцы (совр. Сремски-Карловци, Сербия) стала именоваться Карловацкой . Кандидатура главы митрополии выбиралась церковно-народным Собором и утверждалась австр. императором. Кор. Иштван I пленяет кн. Дьюлу. Миниатюра из «Хроники Марка Калыти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) Кор. Иштван I пленяет кн. Дьюлу. Миниатюра из «Хроники Марка Калыти». 1360-1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт) После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. получила самостоятельность. Высшим законодательным и адм. органом автономии был Национально-церковный конгресс, членами к-рого были как клирики, так и миряне. В 1745 г. венский двор учредил министерство по серб. делам, а в 1747 г. преобразовал его в Иллирийскую придворную депутацию. В 1769 г. двор предложил «Конституцию народа иллирийского», к-рую, как и «Регламент иллирийский» 1777 г., сербы не одобрили. Из-за этого Иллирийская депутация была распущена, а серб. вопросы были переданы Придворному военному совету и Венгерской дворцовой канцелярии. В 1779 г. обе стороны утвердили Декларацию, к-рую имп. Иосиф II в 1782 г. дополнил «Консисторским уставом». В католич. стране униатская пропаганда среди сербов не имела значительного успеха: унию приняли 1 епископ и 2 игумена. Когда недовольные пропагандой унии сербы стали уезжать в Россию, имп. Мария Терезия в 1751 г. особым патентом гарантировала им свободу вероисповедания, т. к. была заинтересована в охране ими границ В.

http://pravenc.ru/text/150197.html

В преемники Петру предназначался его племянник, Иоаниша Любибратич, имевший отправиться в Загреб для посвящения. Но прежде чем это случилось, патриарх купил у него и дом, и церковь со всеми принадлежностями (cum omnibus appertinentiis) за тысячу флоринов и убедил его самого скрыться; говорили, что Любибратич, по совету патриарха, удалился в Россию; вместо него был назначен (1706 г.) православный епископ Софроний Подгоричанин, утвержденный императором Иосифом I в сентябре 1708 года. Таким образом уния в Хорватии была уничтожена. Гораздо удачнее шли дела пропаганды в Трансильвании, которая, вместе с Венгрией, подпала под власть Австрийского императора. Хитрые внушения опекуна над малолетним Ракочи, кардинала Колонича, а равно лестные обещания императора ослепили епископа Феофила, и в 1687 году он принял унию и дал в г. Карловце клятву быть верным папе; в 1692 году он торжественно повторил свою клятву в Мункаче, вероятно, для большего назидания тамошних русских, коих также завлекали в унию. Преемник Феофила, Афанасий, в 1699 году также торжественно принял унию в Карловце, и с того времени доныне продолжается преемство униатских епископов в Трансильвании 65 )·Увлекшись честолюбием и льстивыми обещаниями двух иезуитов, отправленных Колоничем в Трансильванию с целью пропаганды, епископы и иные пастыри увлекли за собою почти половину тамошнего православного народонаселения (около 500.000 д.); остальные же жители (около 400.000 д.), несмотря на приманки и разного рода притеснения, остались верными православию; сперва они зависели от епископов Молдавских, а потом перешли в духовную зависимость к епископам Офенским. Таким образом патриарху Арсению III Черноевичу выпала слава утвердить в вере колеблющихся и положить некоторые границы пропагандистам унии в Славонии, Хорватии, Среме и Трансильвании. Кроме того, его же стараниями были заселены пустые земли Срема, Бачки и Темешварского баната, а равно приобретены для православной церкви в Австрии те права, коими она и теперь пользуется если не всегда de facto, то de jure. Переселение этого патриарха в австрийские земли случилось при следующих обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после того, в 1680 году, Савва скончался. При нем кальвинисты в последний раз пытались стеснять православную церковь 62 ). После этого настает для православных христиан австро-венгерских земель более трудная и более продолжительная, не прекратившаяся и доныне, борьба с католицизмом, избравшим путь унии, как пригодное для себя средство обезличивать народности православные и постепенно не только вводить их в недра „единоспасающей“ римской церкви, но и способствовать австрийскому правительству к слиянию их в составе „общего немецкого“ отечества. Мы уже говорили о заточении хорватского православного епископа Гавриила Миакича 63 ) и о замене его униатским епископом; это был Павел Зорич, именовавшийся епископом Швейдницким и викарием Загребского архиепископа. В 1678 году, пред католическим епископом Нейштадтским, графом Колоничем, дал он подписку в том, что всеми мерами будет распространять и утверждать унию и ежегодно воспитывать на свой счет шесть юношей в Загребской католической семинарии для приготовления их в приходские священники; для содержания же кафедры ему было пожаловано конфискованное у графа Зрини имение Прибичь. Конечно, пасомые ничего о том не знали; Зорич говорил, что во епископа посвятили его в Москве. Но тайна скоро огласилась, и народ вооруженною рукою воспрепятствовал ему исполнять епископские обязанности при первом же объезде и визитации епархии. Тогда Зорич увидел дело свое проигранным, бежал в Загреб и там умер. Преемник его (около 1685 г.), Исаия Попович, неизвестно где был посвящен; только он должен был пред вступлением в обязанности своего звания поклясться народу, что он не униат, а для яснейшего удостоверения в этом, чрез несколько времени подвергнуться испытанию в вере от патриарха Сербского Арсения III Черноевича, который в 1690 году прибыл в австрийские пределы. Патриарх нашел его православным и подтвердил на престоле. Пропагандистам католицизма приходилось на время не добиваться явного отступничества от Поповича и его преемника, Гавриила Турчиновича; нельзя было раздражать сербов, в которых нуждались и для заселения пустынь, и для борьбы с турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и александрийского патриарха Космы 1703 г., – обе из синайских рукописей, о) выписки из печатной греческ. книги: « Το μαχαρ. κα σοφοτ. πατραρχου Νεκταρου πρς τς προσκομιθεσας θσεις παρ τν ν εροσολμοις φρατρων δι Πτρου..., ρ) подлинная сербская записка о посещении печским патриархом Арсением Черноевичем Синайской горы с 2-мя греческими приписками на обороте (стр. 371–508). μ) Перечень хрисовулов молдавск. и валашских господарей, русских царей, а также турецких актов и затем французских официальных бумаг времени оккупации Египта французами (стр. 509–515), с маленькой заметкой к географии Космы Индикоплевста (на стр. 516). ν) Надписи путешественников на книгах Синайской, вновь открытой библиотеки и в Джувании (стр. 517–525). ξ) Епископы Синайской горы, посвященные александрийскими патриархами (стр. 525). о) Перечень и содержание актов и царских грамот, хранящихся в синайском Джуванийском подворье и в Синайском монастыре в хронологическом порядке (стр. 526–539). π) «Перечень монахов Синайской обители» (стр. 539–542). р) Выписки из разных сочинений о Синайском монастыре (стр. 543–546). σ) Официальные сведения о греческом монастыре в Киеве и о принятии болгар в киевскую духовную семинарию (стр. 547–558). τ) Отмеченная выше грам. Иеремии патриарха Константинопольского на 5-ти листах подлинной рукописи XVI в. (стр. 560–568). υ) Выписки из географии (кн. III) Птоломея, а потом из сочинений: Епифания, Евсевия, Плиния, Бетарта и Нибура (стр. 569–574). φ) Снимки с печатей молдавских господарей Александра Доброго и Петра Рареша. χ) Путь от Каира до Хеврона через Синайский монастырь (стр.579–581). ψ) Синайские бедуины, – черновая (стр. 583–589). ω) Часть черновой из истории Синая (стр. 591–647). αα) Из Абутига. Церкви Абутиг-епархии, – статистические таблицы на 7-ми листах, составленные самими архиереями (стр. 653–661). ββ) Мезении (стр. 667–668). γγ) Путь Ассирийский или торговый путь Аравийский (второй). δδ) Выписки из разных сочинений (стр. 687–698). εε) Отрывок из черновой истории Синая (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И можно себе представить, какой трудной была моя жизнь в интернате, как нелегко давалось мне общение с товарищами. Наша гимназия была организована по типу старых дореволюционных классических гимназий. Главный упор в преподавании делали не на физике и математике, а на гуманитарных науках. Гимназия отличалась от соседних, чисто сербских. У нас учились не только русские, но и сербы, были сербские учителя, которые преподавали сербскую географию, сербскую историю, сербскую литературу, сербский эпос и, конечно, сербский язык. У нас сразу же установились контакты между русскими и сербскими детьми, хотя взрослые их немножко ограничивали: они боялись, что мы можем утратить нашу русскость. Но такое, конечно, про­исходило. Девушки выходили замуж за сербов, наши юноши женились на сербках. И действительно, они оказались как бы потерянными для русской эмиграции, которая бережно сохраняла традиции русской культуры в сербском окружении. В гимназии много внимания уделялось разного рода спортивным занятиям, играм, футболу. Я, десятилетний, увлёкся футболом. И мне подарили футбольный мяч. Для нашей семьи он был дороговат, так что это был очень хороший подарок. Но однажды во время игры мяч залетел в соседний двор и исчез. Я его так и не нашёл и очень переживал из-за этой потери – настолько, что вообще перестал интересоваться футболом. Всезаграничный собор РПЦЗ В Сремских Карловцах, севернее Белграда, в течение нескольких веков находилась резиденция Сербских патриархов. В 1922 году в Сербии был только митрополит, возглавлявший маленькую независимую Поместную Церковь . Недалеко от резиденции возвышается Фрушка Гора – своего рода сербский Афон. Она вся покрыта лесом и стоит на равнине с удивительно плодородной землёй, чернозёмом. На этой святой горе было свыше двадцати сербских монастырей. Они появились ещё в те далёкие времена, когда на патриаршем престоле был патриарх Арсений III Черноевич, или Црноевич по-сербски. Патриархия находилась в городе Печ, на границе с Грецией и Албанией, недалеко от Косовского поля, где в 1389 году произошла знаменитая битва между сербами и турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010