В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятные условия, Д. оставались важным центром церковной и культурной жизни Сербии. Мон-рю оказывали помощь и покровительство мн. иерархи Сербской Церкви. 25 авг. 1635 г. Д. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) и рукоположил 4 диаконов и 2 пресвитеров, 11 нояб. 1670 г. митр. Хвостенский Арсений III (Черноевич ; впосл. патриарх Сербский) рукоположил 4 монахов и белого священника. Для поклонения мощам св. кор. Стефана Дечанского в мон-рь в 1727 г. приходили патриарх Арсений IV (Йованович-Шакабента) , в 1757 г. митр. Валевский Феодосий (Стефанович-Попович) и др. В 1778 г. в Д. встретились 15 серб. архиереев, но повод встречи неизвестен. Д. всегда были общежительным мон-рем, поначалу, вероятно, лаврского типа. Поблизости действовали скиты и келлии с небольшим числом насельников. В тур. описях XVI в. перечислено 9 келлий; самые известные из них - Пресв. Богородицы и Трех святителей, где сохранились росписи XIV-XV вв. С 1764 г. в течение 47 лет настоятелем Д. был игум., с 1811 г.- архим. Даниил (Кажанегра; † 1820). В начале его управления мон-рь был в развалинах, за исключением церкви, в нем проживал один монах. Усилиями архим. Даниила были отреставрированы трапезная и собор, сделан иконостас храма, построена гостиница для паломников. После греч. восстания 1821-1829 гг. игумен мон-ря митр. Рашский Захария был заключен в темницу, а неск. дечанских монахов повешено. Продолжалось благоустроение мон-ря: в 1834 г. был обновлен сев. братский корпус, в 1836 г. на средства кн. Милоша Обреновича построена трапезная, в 1840 г. построены еще 2 братских корпуса, в 1855 г. устроены 2 источника питьевой воды, в 1857 г. на средства кн. Александра Карагеоргиевича храм был покрыт свинцовой кровлей. В этот период братия насчитывала ок. 20 монахов. В монастырской школе обучались дети из окрестных сел. Во время албан. восстания 1845 г., турецко-черногорской войны 1858 г. и набегов местных албанцев на мон-рь возлагалось содержание воюющей стороны, в зону контроля к-рой он попадал.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698–1748), будучи поставленным в 1725 году престарелым патриархом Моисеем I (Райовичем) на свое место, вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. Призывая сербов к восстанию, патриарх Арсений IV продолжал дело своего предшественника Арсения III (Черноевича) (1636–1706), патриарха Печского в 1682–1691 гг., который поддержал народными восстаниями наступление австрийской армии, но при мощном контрнаступлении османских армий в 1690 г., увел 40 000 сербов из Косова и Метохии в Австрию, испросив у императора право устроить для них самостоятельную православную епархию и иметь своего воеводу, стал сербским митрополитом в приграничной зоне – Военной Краине – где были расселены беженцы, называвшие себя граничарами. Задолго до начала наступления австрийских войск, для организации народных восстаний против турок во время военных действий, в марте 1737 года состоялась тайная встреча патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен, рашских князей, один их которых – Афанасий Старовлашский, был мужем сестры патриарха. Их связным с австрийцами вызвался быть католический епископ Скопье Микель Сума. Архиепископ Иоасаф (†1745), зная бесправное положение православных в Австрии, согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиямПершина Н. С. ИОАСАФ II//Православная энциклопедия, Т. 25, С. 219–220. http://www.pravenc.ru/text/578120.html. Исследователей удивляет, что на сговоре не присутствовал никто из Боснии, хотя захват Боснии был первоочередной задачей австрийской армии. Скорее всего, сказалось пренебрежение имперских генералов к действиям своих союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископы З. стремились выйти из юрисдикции Калочайской митрополии: напр., еп. Степан II Бабонич (1225-1247) безуспешно выступал за вхождение епископии в состав Сплитского архиеп-ства (при этом З. должен был стать центром объединенного диоцеза). Нек-рые епископы принимали активное участие в политике: еп. Шимун Эрдёди (1519-1543), надеясь получить должность канцлера, поддержал трансильванского кн. Яноша I Запойяи в борьбе за титул венг. короля, но победивший Фердинанд I Габсбург назначил на должность канцлера и главы Загребской кафедры Николу II Олаха (1543-1548). Загребский еп. Павел II Григорианец (1550-1557) был участником Тридентского Собора и осуществил в еп-стве З. ряд контрреформационных преобразований. Еп. Юрай I Драшкович (1564-1578), ставший в 1567 г. хорват. баном, открыл семинарию, обучение в к-рой было поставлено согласно предписаниям Тридентского Собора. В 1585 г. еп. Юрай первым из хорватов был возведен в сан кардинала. В 1602 г. синод, созванный еп. Николаем III Зелницем Степаничем (1598-1602), признал католицизм единственной религией в Хорватии (это решение подтвердил хорват. Собор в 1604) и пригласил иезуитов . В 1606 г. в З. была открыта иезуитская гимназия, а при еп. Петре II Домитровиче (1611-1628) началось возведение ц. св. Екатерины по образцу иезуитской ц. Иль Джезу в Риме. Еп. Александр I Игнаций Микулич (1688-1694) вновь попытался выйти из юрисдикции Калочайской митрополии и объединиться с архиеп-ством Сплит, но этому помешала Венеция, к-рая владела Далмацией и опасалась утраты своего влияния в Хорватии. В кон. XVII - нач. XVIII в. в результате австро-тур. войн в состав Загребского еп-ства вошли новые земли: часть Славонии и Хорватии до рек Уна, Сава, Корана, Глина (1699) и часть Срема (1718). В тот же период на территории еп-ства значительно увеличилось число правосл. сербов, к-рые оказались на австр. земле во время великого переселения сербов 1690 г. во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) . Католические церковные власти провоцировали конфликты между хорватами и сербами, но, несмотря на это, сербам удалось учредить на территории диоцеза неск. правосл. епархий (см. ст. Загребско-Люблянская и всей Италии епархия ).

http://pravenc.ru/text/182461.html

В XVII–XVIII вв. в мон-ре действовал скрипторий: в 1671 г. Василий Драговичанин, «нареченный иеромонах Стефан», переписал в Г. книгу для мон-ря Ораховица ( Записи. 1. 1671), в 1766 г. работал неизвестный по имени инок (Там же. 2. 3280). Мн. книги монастырского собрания были переписаны непосредственно в обители. Игум. мон-ря Евфимий (Негомирович) поддался на уговоры прокатолич. австр. властей и за обещание епископского сана 18 янв. 1690 г. вместе с неск. серб. церковными деятелями признал власть Римского престола. Окончательному переходу Г. в унию помешал патриарх Печский Арсений III (Черноевич) , возглавивший в том же году т. н. Великое переселение сербов в приграничные районы Австрии. Патриарх смог получить в Вене грамоты, подтвердившие права православных. Игум. Евфимий остался в Православии и управлял мон-рем. После встречи с патриархом Арсением аббат бенедиктинского мон-ря в Сексарде Андраш Петерффи, ведавший вопросами, связанными с инославными подданными империи в Тольне, подписал грамоту, по к-рой Г. возвращались владения, отнятые ранее австр. властью. По указу патриарха Арсения с 28 июня 1694 г. в мон-ре находилась кафедра митр. Будимского и Стольно-белградского Евфимия (Поповича; 1695–1700), что способствовало развитию мон-ря. Г. и окружающие села были полностью разграблены и опустошены в ходе венг. восстания во главе с Ференцом Ракоци в 1703 г. Игум. Георгий и неск. монахов спаслись в мон-ре Шишатовац . 29 июля 1711 г. аббат Сексардского мон-ря Михай Мереи в письме просил серб. монахов вернуться в Г. и обещал помощь. 1 окт. того же года он подписал документ из 6 пунктов, подтверждавший права мон-ря и освобождавший монахов от уплаты налогов в казну католич. Церкви. В 1712 г. австр. власти содействовали реставрации церкви в Г., ожидая помощи монахов в усмирении серб. гайдуков, к-рые выступали против властей. 31 авг. 1729 г. братия приняла устав Г. из 13 пунктов, к-рый затем одобрили митр. Белградский Моисей (Петрович) и еп. Сегедский и Мохачский Максим (Гаврилович), в чьем подчинении находилась обитель. В это время в Г. открылась школа для детей.

http://pravenc.ru/text/545896.html

Виссарион I , митр. Дабро-Боснийский), игумен О. м. Гервасий и иеромонах из мон-ря Лесново Стефан (в лит-ре иногда вместо Гервасия упом. Симеон, а вместо лесновского монаха - безымянный посланник Билинского мон-ря) прибыли в Москву с грамотой патриарха Печского (имя не указано, вероятно Савватий (Соколович)), в которой излагалась просьба к царю Феодору Иоанновичу стать ктитором обители ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 182-183; С. Кратко о митр. Висариону (-1585-1589-)//Ниш и Buзahmuja: Cuмnoзujyм VIII, 3-5 jyh 2009. Ниш, 2010. С. 391-399). В 1639/40 г. старцы Сарандапорского мон-ря направлялись в Москву за милостыней, но, т. к. в Путивле они не представили жалованной грамоты, их направили обратно, выдав небольшую сумму (Москва-Сербия, Белград-Россия: Сб. док-тов и мат-лов. М., 2009. Т. 1: Обществ. и полит. связи XVI-XVIII вв. С. 21, 54). Ок. 1660 г. в О. м. побывал турецкий путешественник Эвлия Челеби, сообщивший о многочисленности братии и гостей обители ( Ebлuja Челеби. Путопис: Одломци о jyrocлobehckuм Capajebo, 1979. С. 296-297). В 1683 г. по дороге на Св. землю О. м. посетил Печский патриарх Арсений III (Черноевич) . Во время 2-го визита, в 1686 г., он велел провести ревизию церковной ризницы; в составленной описи обозначены: 47 серебряных лампад, 20 позолоченных лампад, 7 чаш, дискос, большая чаша с крышкой, 3 потира (один из них очень древний), 2 киота, 4 Евангелия, 47 крестов, панагия и проч. ( Записи. 1982. 1. С. 440. Бр. 1859). В 1690 г. австр. войска разграбили обитель. Бег Крива-Паланки получил разрешение от османских властей снести здания мон-ря и забрать имущество. До сер. XIX в. О. м. лежал в развалинах. По просьбе жителя Крива-Паланки хаджи Стефана Бегликчия османские власти в 1847 г. разрешили возродить обитель: была восстановлена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы и возведен 3-нефный собор во имя прп. Иоакима Осоговского (1847-1851; с 5 большими и 7 малыми куполами, 2 открытыми галереями, 4-ярусной колокольней; росписи 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2581641.html

Святой Никодим упокоился о Господе 26 декабря 1406 года, а после его кончины его ученики, монахи-пустынники Софроний, Пимен и Силуан, ушли из монастыря Тисман на север Молдавии и поселились у речки Нямц (название ей было дано из-за обитавших там немцев), где впоследствии был основан нынешний монастырь Нямц, посвященный Вознесению Господню. Первую каменную церковь в Нямце воздвиг молдавский князь и воевода Петр Мушат (1375–1391), ему последовали и другие ктиторы, великие воеводы и правители Молдавии: Александр Добрый (1400–1432) и Стефан Великий (Штефан чел Маре, 1457–1504, который воздвиг стоящий поныне большой соборный храм монастыря Нямц). Они устроили многочисленные и прекрасные молдавские и буковинские монастыри: Бистрицу, Молдовицу, Сучевицу, Путну, Воронец, Пробот и другие – и живописно украсили их снаружи и внутри. На прекрасных фресках этих монастырей были изображены святые лики молдавских исихастов, бывших духовниками тех правителей и епископов, что воздвигали и украшали эти монастыри. Монастырь Синая При этом и сами Цареградские патриархи XIV и XV веков: святитель Каллист, святитель Филофей и их преемники, известные как ревностные подвижники-исихасты и распространители православного исихазма, – неизменно поддерживали исихастскую жизнь в Молдавии и Валахии, назначая туда клириков- и епископов-исихастов. Так прилив греческих и славянских исихастов со Святой Горы и с Балкан в Румынию никогда не прекращался, что означает, что и в самой Румынии исихастская жизнь и подвижничество никогда не гасли. (Вспомним в доказательство тому приход в Румынию святогорского исихаста святого Нифонта, патриарха Цареградского (XV–XVI вв.), и хиландарского сербского подвижника святого Рафаила Банатского (XVI–XVII вв.), и подвижничество монахов-святогорцев во времена валашского воеводы Нягоя Басараба (XVI в.), и затем святогорского русского старца-исихаста Паисия Величковского (XVIII в.) и других.) Кроме того, духовной жизни сестринской Церкви Румынской содействовали и другие православные Восточные патриархи и Сербские патриархи из Печи, особенно Арсений III Черноевич; способствовало этому и переселение сербов через Савву и Дунай в Банат и Ердель .

http://pravoslavie.ru/49077.html

усташами и в 1942 г. увезены в Загреб; нек-рые реликвии были уничтожены, несколько было возвращено в К., но большинство попало в музеи, напр. в Музей СПЦ в Белграде. В К. была богатая б-ка и, возможно, скрипторий, но известно лишь о переписанных здесь 2 помянниках. В б-ке хранились Евангелие свт. Максима (1514), Евангелие в серебряном окладе (1543), Жития святых (1533) и 7 богослужебных печатных книг, подаренных в 1651 г. рус. царем Алексеем Михайловичем,- всего, согласно описи нач. ХХ в., 88 книг, большинство из них сейчас хранится в Музее СПЦ ( С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914; Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 145-146). После второй мировой войны К. был возобновлен как жен. мон-рь. В 1959-1963 гг. в нем под надзором органов гос. безопасности находился Варнава (Настич) , еп. Хвостанский. В 1969 г. в К. жили игумения, 3 монахини и 4 послушницы, в 1996 г.- 3 монахини и игумения. В нач. XXI в. К. стал муж. мон-рем. В 2009 г. в честь своего 500-летия мон-рь был награжден орденом СПЦ св. Саввы 1-й степени. Из братии К. вышли мн. иерархи СПЦ: патриарх Сербский Самуил(Маширевич ; 1864-1870), еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович (; 1939-1941), еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич ; 1938-1941) и др. После того как в 1706 г. в храме К. перезахоронили прах патриарха Арсения III (Черноевича) , а в 1708 г. похоронили митр. Крушедольского Исаию (Джаковича), он превратился в серб. национальный некрополь. Здесь похоронены патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , митрополиты Карловацкие Иоанн (Джорджевич) и Викентий (Попович) , Белградско-Карловацкий Моисей (Петрович) , еп. Горно-Карловацкий Петр (Йованович) , серб. кор. Милан Обренович, а также общественные деятели. Лит.: Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931; Д. Путеви српског барока. Београд, 1971; он же. Крушедол. Нови Сад, 2008; С. Фреске XVI в. у цркви манастира Крушедола. Београд, 2000; Штрасер П. Ктитори и приложници манастира Крушедол. Сремски Карловци; Београд, 2000; В. Манастир Крушедол. Нови Сад, 2007; М. Манастир Крушедол. Београд, 2008. 2 С., Ж. Царска лавра манастир Крушедол у Срему, 1509-2009. Београд, 2009. О. А. Кузеванов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Поражение габсбургских сил близ Качаника (2 янв. 1690) и подавление серб. антиосманского восстания, поднятого по призыву патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , стали причиной т. н. великого переселения сербов, когда 90 тыс. чел. во главе с патриархом перешли с османских территорий на габсбургские. Уже в 1691 г. К-польская Патриархия по желанию османских властей поставила Каллиника I и новых иерархов вместо патриарха Арсения и ушедших с ним епископов, и ко времени заключения между Габсбургской и Османской империями Карловацкого мира (1699) Печская патриархия уже не была канонически единой, потому что Арсений продолжал именоваться патриархом и исполнять его функции, а нового патриарха не признавали не только оказавшиеся на габсбургской территории епископы, но и часть архиереев, оставшихся на османских землях. Разделению патриархии способствовали политические обстоятельства: в сложившихся условиях патриарший центр в Печском мон-ре мог контролировать лишь епархии, расположенные на землях под османской властью, а Вена не хотела, чтобы ее правосл. подданными управляли с территории враждебного гос-ва. Мон-рь Крушедол. Общий вид Габсбургские власти регулировали отношения с серб. переселенцами путем предоставления им через патриарха привилегий за исполнение различных обязанностей. Поэтому в начальный период К. м. являлась не только религиозной, но и главной светской институцией сербов в Габсбургской монархии. Митрополиты представляли интересы сербов в гос. сферах и следили за соблюдением дарованных им привилегий, при этом влияние митрополитов распространялось на часть земель Османской империи, т. к. они оказывали щедрую финансовую помощь Печской патриархии. Привилегии, с помощью которых император регулировал права сербов, не были новым явлением монархического правления: 5 окт. 1630 г. были изданы «Statuta Valachorum» («Валашские статуты» - название отражало не народность, а занятие скотоводством), определявшие обязанности славянских переселенцев, охраняющих границы в Славонии, в Карловацком и Вараждинском генералитетах.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

В знак благодарности сербам Леопольд I предоставил им ряд существенных привилегий, в том числе гарантию свободы православного вероисповедания. Более того, Карловацкие митрополиты стали не только духовными, но и светскими представителями сербского народа в империи.  Согласно Карловицкому мирному договору, окончившему войну и подписанному 26 января 1699 г., Порта утратила свои земли в Славонии, Среме, Бачке и части Далмации. Для управления над присоединенными землями создавалась Придворная комиссия, которая впоследствии стала брать все больше власти в свои руки. Так, сразу после смерти Арсения III Черноевича в 1706 г., Вена запретила сербам избрать нового патриарха, а глава православной церкви в Австрии стал именоваться митрополитом и архиепископом. Кроме этого сербы стали испытывать и различные религиозные притеснения, активно проводилась политика унии. В 1744 г. в австрийской тюрьме был замучен православный миссионер преподобный Виссарион Сарай, боровшийся против распространения унии на территории Баната и Трансильвании и не отрекшийся от истинной веры даже под пытками. Особенно преследования были сильны на территории современной Хорватии, где закрывались православные монастыри и церкви, в сербские приходы назначались униатские священники. В результате здесь вспыхнул целый ряд восстаний для защиты Православия. В 1750 г. русский дипломат М.П. Бестужев-Рюмин, описывая гонения на православных в австрийских землях, писал, что отказавшимся от унии угрожают не только отнять все имущество, но и всех с женами и детьми истребить. Самым вопиющим примером стала судьба монастыря Марча, из которого силой оружия изгоняли братию, угрожали православным священникам, но местные сербы боролись за православную обитель. В результате власти монастырь все же закрыли, а здания разобрали на строительный материал. В середине XVIII в. значительное число сербов переселилось в Россию, в так называемую Новую Сербию (Екатеринославскую губернию), из-за религиозных гонений и других притеснений. В этих обстоятельствах Вена была вынуждена пойти на некоторые уступки. Так в 1781 г. Иосиф II издал Патент о веротерпимости, уравнявший все религии на территории империи, но не снявший ряда ограничений времен Марии Терезии, касавшихся духовной деятельности. В конце XVIII в. в хорватских землях появилась первая сербская школа. В это время было построено и большинство православных церквей и семинарий на территории Хорватии. Стал издаваться сербский журнал «Добрый пастырь». 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010