Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ († 2.03.1409), свт. (пам. 2 марта и в 1-ю неделю после 29 июня - празднование перенесения мощей А. и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской (с 1390), основатель Жёлтикова в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Житие А. известно в большом количестве списков, редакции отличаются в основном количеством чудес, в наиболее ранней (РГБ. Унд. 286, 90-е гг. XVI в.; ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. 1103, 2-я пол. XVII в. и др.) описаны 2 чуда (1566 и 1594). В житии сказано, что оно было составлено через много лет после преставления святого. Источниками для жития послужили краткие записи о святом, хранившиеся в Жёлтиковом мон-ре и неполно отражавшие деятельность святителя: называя А. преподобным, житие рассказывает преимущественно о событиях его жизни, связанных с историей мон-ря. Житие дополняют летописные известия о закладке и освящении святителем храмов, Крещении и венчании княжеских детей, миротворческой деятельности в конфликтах между тверскими князьями и кашинским кн. Василием Михайловичем и др. Свт. Арсений Тверской и св. блгв. кн. Михаил Тверской. Икона. Кон. XVIII в. (ТКГ) Свт. Арсений Тверской и св. блгв. кн. Михаил Тверской. Икона. Кон. XVIII в. (ТКГ) В нач. XVI в. независимо от пространного жития было составлено проложное житие А. (РГБ. Рум. 397. Л. 418-418 об.; ГИМ. Увар. 1001. Л. 8 об. и др.). Сообщаемые им сведения отличаются от фактов, приводимых в пространном житии, и представляются менее достоверными. Существует также житие А., написанное в 1764 г. архим. Макарием (Петровичем), ректором Тверской ДС (ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. 26, 1017; ГИМ. Щук. 106 и др.), этот текст представляет собой беллетризированную обработку пространного жития с добавлением сведений из проложного жития. Пространное житие говорит, что о происхождении святителя сведения не сохранились (РГБ. Унд. 286. Л. 9об.), в проложном житии А. назван тверитянином. После смерти родителей А. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, это дает основание предположить, что он скорее всего был уроженцем Юж. Руси. На основании ошибочного свидетельства святцев XVII в. (РГБ. Больш. 249. Л. 267) А. называли также греком ( Клибанов. С. 240). Подвизаясь в Киево-Печерском мон-ре, А. вскоре стал образцом для др. монахов, и на него обратил внимание буд. митр. свт. Киприан , взявший его с собой в Москву. После поставления Киприана на митрополию А. был возведен в сан протодиакона.

http://pravenc.ru/text/76186.html

Получивши деньги от Стефана воеводы, Арсений поехал на 2-х конях Ивана Панкратьева во святую гору сухим путем, взяв с собою и Ивана Панкратьева «для толмачества турского языка, да и для того, что с ним была государева казна немалая, а ехал он чрез турецкую землю в чернеческом образе; и если бы турки подметили у него Арсения Суханова деньги – отняли бы; а у торговых людей они денег не отнимают. Поэтому он уговорился с греком Иваном Панкратьевым на тот случай, если бы турки подметили у них деньги, чтобы он Иван Панкратьев называл деньги у Арсения Суханова своими и говорил бы, что едет за товаром». На дороге в святую гору ничего с ними не случилось, турки денег у них не «подметили» и наш старец благополучно прибыль во святую гору. Здесь он вместе с Иваном Панкратьевым жил два месяца. Все это время Арсений вероятно употребил на занятия в монастырских книгохранилищах и выбирал книги. Одни из отобранных книг он брал с собою, а относительно доставки других распорядился, чтобы они были доставлены самими монахами. Проживши два месяца на Афоне, Арсений поехал в Константинополь; но сколько времени он там пробыл, с какого числа и по какое число какого месяца – все это нам неизвестно. Мы знаем только, что 29 июля 1654 года он был в Константинополе. Это известие находится в грамоте патр. константинопольского Паисия – царю Алексею Михайловичу от 29 июля 1654 года. В ней Паисий между прочим пишет: «сего ради ныне приходящу к нашему смирению посетити нас настоящему верному рабу твоему господину Арсению не оскудехом исполнити долг наш, и пишуще благословляем святое царствие твое..... и да исполнит (Бог) е благих и от росы небесныя и тучности земныя, да радуются вси благочестивии христиане и иже зрят; и иже слышат в славу и в благополучение твое, а яже великия Христовы церкве како преидоша и в чем обретаются, несть мощно писать, яко виду за нее отягчили блеговейныя твоя слухи, токмо верный твой раб господин Арсений, елико просвети его Бог и внят 6 , и изъявити усты да увеси скорби и утеснение и беды, яж имамы от долга и тяготы, яже обдержат великую Христову церковь от них же дабы сила божия свободила нас и облегчила пасти стадо Христово в мире и тишине, державнейше ж твое царствие да соблюдет на высочайшем твоем престоле царствующее в преподобстве и правде и господствующее в наследии чадов и от рождения даже до скончания века 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Они покинули пределы Святой Горы и всецело предались пропаганде старостильнических идей на территории Греции. Для успеха своей проповеди иеромонах Арсений изменил свою фамилию с Коттеа (Cottea) на Коттеас (Κοττας), всюду представляясь греком из Лаконии 968 . Об интеллектуальном уровне и богословской просвещенности этого схизматика красноречиво свидетельствуют его заявления о том, что юлианский календарь является источником христианских догматов 969 . В протоколах заседания Постоянного Священного Синода Элладской Церкви от 23 мая 1925 г. Коттеас назван «безблагодатным чужеземным монахом» 970 . Представителями же румынского посольства в Греции иеромонах Арсений был преследуем и воспринимался как вызывающий отвращение бродяга 971 . Таким образом, ко времени проведения Румынской Православной Церковью календарной реформы, в Греции уже приобретал опыт старостильнического сопротивления безграмотный, но весьма активный монах-проповедник. Вернувшись в Румынию, Арсений (Коттеас) предпринял попытку ведения пропагандистской деятельности в родном отечестве. Для простодушного православного населения авторитет афонского иночества всегда оставался незыблемым, что позволило иеромонаху Арсению достаточно успешно вносить смущение в сердца простодушных румын. Несмотря на то, что раскольник-святогорец вскоре был выдворен правительством из страны, его идеализированный образ надолго стал неизменной составляющей проповедей румынских старостильников. Второй заметной фигурой, стоявшей у истоков старокалендарной схизмы в Румынской Церкви, был иеромонах Гликерий (Тэнасе). С его именем связана вся дальнейшая история возникновения, развития и внешней организации раскола.   V.6.2. Жизнь и деятельность основателя Румынской Старостильной Церкви иеромонаха Гликерия (Тэнасе) Родился Георгий Тэнасе в 1891 г. на буковинской земле в деревне Миховени, располагающейся в Сучавском районе. Рано осиротев, воспитывался дедушкой, с детства приучившим внука к неизменному соблюдению постов и неотступному посещению богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1607 году сильный пожар уничтожил часть монастырских построек Ставроникиты, но, к счастью, рукописи были спасены от огня. А в середине XVII века монастырь поделился своими древними манускриптами с Россией, и насельники обители пожертвовали Арсению Суханову , приехавшему за книгами, 11 древних манускриптов 480 , в том числе 4-Х века, 2 – XII в., 2 – XV в. Большинство из ставроникитских рукописей, отобранных Арсением Сухановым в этой обители, в настоящее время хранится в Государственном Историческом музее в Москве 481 . Интересно проследить судьбу одной из них 323). Это – канонический сборник с толкованием Иоанна Зонары, XIII в. В Москве эта рукопись в числе других оказалась на Печатном дворе. Греческие рукописи на Печатном дворе использовались в основном справщиками – Арсением Греком, Дионисием Святогорцем, Ев-фимием, Никифором Симеоновым и Сильвестром Медведевым – известными книжниками, переводчиками и издателями второй половины XVII века. Около 1679 г. став-роникитская рукопись, в числе прочих книг, находившихся на Печатном дворе, была передана в Верхнюю типографию. Эта типография была устроена в царском дворце по инициативе Симеона Полоцкого и существовала с 1679 по 1683 гг. Работа Верхней типографии также осуществлялась с помощью мастеров Печатного двора 482 . Таким образом, на примере одной из ставроникитских рукописей можно видеть, что русско-афонские литературные связи носили творческий, плодотворный характер. В первой половине XIX века в Ставроникитском монастыре стали поселяться выходцы из России. Первым отметил это обстоятельство все тот же А. Н. Муравьев, побывавший здесь в 1849–1850 гг. «Теперь доброхотствует здесь малороссийский престарелый инок Игнатий, собравший много денег в России, который почитается и ктитором скита святого Пророка Илии, – писал А. Н. Муравьев. – Сам он живет у Ставроники-ты, где устроил особый придел, довольно изящный; там совершают богослужение на славянском. При нем есть иеромонах русский Прокопий, уже весьма ветхий» 483 . Немного позднее об этом же сообщал архимандрит Порфирий (Успенский) , отмечая, что «здесь есть русские монахи, которые совершают богослужение на родном языке отдельно от греков» 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Арсений подготовил новый перевод Требника, дополненный новыми церковными чинопочитаниями 837 ; совместно с архимандритом Святогорского монастыря Дионисием Греком Арсений переводил и популярную у русского читателя Хронику Дорофея Монемвасийского 838 . Между тем в 1662 г., а именно к этому году относится письмо Никона царю, в приказе Тайных дел против Арсения заведено дело, а через год его сослали в Соловецкий монастырь. Может быть, патриарх Никон надеялся, что показания Арсения против Мелетия смогут вернуть расположение царя к опытному переводчику и редактору, профессиональные качества которого были крайне необходимы московскому Печатному двору в 1660-х годах, когда в соответствии с издательской программой этого крупного издательского центра Московского государства, наряду с созданием полного круга богослужебных книг православной Церкви 839 , началось серьёзное освоение византийского святоотеческого наследия 840 . Обличая одного грека, Никон спасал другого. Из последней челобитной известно, что в Петров пост, между 13 и 29 июня, к Никону из Москвы вернулись старцы Палладий и Памва. Они со слов иеромонаха Иоиля рассказали Никону о намерении боярина Богдана Хитрово чародейством завоевать расположение царя Алексея Михайловича 5, л. 59а–60). В изложении событий Никон использует стилистические приёмы, характерные для явочных челобитных, которые строились как «запись челобитья» и представляли собой «либо заявление о необычайном происшествии или чьём-либо недостойном поведении... либо сообщение о возможности совершения преступления...» 842 . Центральная часть челобитной Никона построена как запись слов попа Палладия; сообщение от него Никон передаёт в форме косвенной речи, в которую в виде прямой речи встроен диалог Палладия с попом Иоилем: «Да он же, попъ, в т ж поры говорил: „Был, де, я на походе на Кириловском подворье у Чернова попа Иоиля, а он, де, тут сидит под началом, скован. И стал, де, меня спрашивать: „Гд, де, ты живешь нын?“ И я, де, ему сказал: жил в Воскресенском монастыр, а нын, де, думаю, опять в Ферапонтовъ монастырь х патриарху итти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Поверив Никону, что он оставил навсегда патриаршую кафедру в Москве и впредь до избрания нового патриарха поручил править Церковию Крутицкому митрополиту Питириму, царь Алексей Михайлович в конце того же месяца (31 июля 1658 г.) указал боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому, да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, да дьяку Александру Дурову переписать всю домовую и келейную патриаршую казну «после великого господина, бывшего патриарха Никона», т. е. все имущество, принадлежавшее как патриаршему дому или кафедре, так и лично или келейно патриарху Никону: такая перепись делалась и прежде после патриархов Филарета Никитича, Иоасафа и Иосифа. При этом подробно описаны были: а) церковные вещи: образа, кресты, панагии, сосуды церковные и облачения, богослужебные книги и разная церковная утварь; б) домашние вещи: рясы, клобуки, камилавки, шубы, серебряные кубки, братины, ковши, тарелки и пр., бархаты, атласы, соболи, сукна, ковры и пр.; в) наличные деньги, поступившие в патриаршую казну с духовенства, с патриарших монастырей и вотчин и из других источников (денег оказалось в сложности 844 золотых, 3402 ефимка и 17 615 тогдашних рублей); г) жалованные грамоты и другие многочисленные документы на разные патриаршие имения; д) книги, рукописные и печатные, славянские и греческие и на иных языках, отчасти находившиеся в палатах патриарха, каменных и деревянных, а преимущественно помещавшиеся под Крестовою церковию трех святителей — Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев. По окончании переписи патриаршего имущества все, что оказалось в нем «келейного», т. е. все вещи, принадлежавшие собственно патриарху Никону, какого бы рода они ни были, по приказанию государя были отделены, переданы патриаршему дьяку Ивану Кокошилову да патриаршему стряпчему Симону Грязному и чрез них отправлены в Воскресенский монастырь к бывшему патриарху. В частности, замечательно, что государь приказал отослать туда же к Никону не только все книги на иностранных языках, купленные на его келейные деньги в Новгороде старцем Арсением Греком и находившиеся у этого Арсения, но и все многочисленные греческие книги, письменные и печатные, приобретенные на Афоне старцем Арсением Сухановым на денежную казну государеву и находившиеся под церковию трех святителей Московских — Петра, Алексия и Ионы; те и другие книги по царскому указу были отданы для отсылки в Воскресенский монастырь патриаршему боярину Борису Нелединскому да дьякам Ивану Кокошилову и Ивану Калитину .

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Даже те статьи, которые он считает «переработанными», как напр. статья о патриархе Никоне не представляет ничего нового сравнительно со словарем митрополита Евгения; переработка коснулась только иного распределения материала, находящегося у митрополита Евгения. Действительная разница между трудом Strahl и словарем мптрополита Евгения – в системе расположения материала. Митрополит Евгений, как известно, держится алфавитного порядка, тогда как Strahl – хронологического, того же, который принят Филаретом архиепископом Черниговским в его «Обзоре русской духовной литературы». Это сочинение Strahl есть в библиотеке Московской духовной Академии. 10 1-е изд. Рига 1847 г. т. IV, стр. 113 – 114. 2-е изд. М. 1850 г. т. IV, стр. 154. 3-е изд. М. 1857 г. стр. 104. 4-е изд. Чернигов 1862 г. т IV, стр. 104. 12 12 августа 1845 г. Филарет писал А.В. Горскому: «Вчера получил, вчера и ныне читал статью вашу об училищах XVII столетия. Она – прекрасна. Пишите, пишите поболее таких статей... Она так богата новыми сведениями, почти что ни строка, то новость... Знаете ли что? He отыщете ли чего-нибудь в дополнение? Вы сами говорите, что там и здесь остается кое-что неясным, неизвестным. Дополнение напечатайте как дополнение. Было бы прекрасно. Поверьте, за каждую строку будут вам благодарны многие, как и я грешный. Вы, как кажется, думаете, что то и другое известно, то и другое уже знают; зачем говорить об известном? Напрасно. Сколько людей у нас с познаниями? Немного... Обочтешься на трех...» См. к творениям св.отцев» за 1885 г. кн. III, стр. 97 – 98. В остальных письмах ничего нет по нашему вопросу. Ibidem за 1883 г. кн. I; за 1884 г., кн. 2, за 1885 г., кн. 3 и 4. Пример своеобразного толкования Филаретом Черниговским свидетельства Олеария увлек некоторых лиц до того, что они стали считать Арсения Глухого природным греком. См. Игнатия Воронежского «Историю о расколах в церкви Российской» 1849 г. стр. 132. Филарет в своем «Обзоре русской духовной литературы» ничего не говорит о школе Арсения грека ни под словом Арсений грек, ни под словами Арсений Глухой, патриарх Филарет. См. Ученые записки II отделения Императорской Академии наук СПб. 1856 г., кн. III стр. 215, 217, 236 – 237. Харьков 1859 г. стр. 311 – 313, 308 – 309, 341 – 342. 4-ое изд. Тузова. СПб. 1884 г., стр. 219 – 221, 239 – 240. 13 Издание Воскресенского монастыря М. 1879 г. стр. 37 – 38. Цитата также Reisebeschreibung, издан. в Шлезвиге 1647 г. стр. 280. То же мнение высказано М. Чистяковым в статье для нашего времени значительно устаревшей «Деятельность православного духовенства в отношении к расколу» (Православное обозрение 1887 г. кн. V – VI стр. 245) и Н. А. Лебедевым автором плохого в научном отношении сочинения «Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 год». Изд. 2-ое, СПб. 1875 г. стр. 29 – 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Завтра имеем взбираться на Афон. Из этого скита дается опытный монах, знающий дорогу, т.е. собственно умеющий ориентироваться среди множества горных тропинок. Завтра предполагаем отправиться в шесть часов утра. Поэтому, поужинавши наскоро, легли спать, но я долго не мог уснуть, так как скнипы, или афонские комары, своим беспощадным кусанием положительно не давали спать; так как духота неимоверная, да еще – как нарочно – дали зимние одеяла. Наконец сон таки взял свое, и я уснул с мыслью о предстоящем завтрашнем подвиге,.. (Продолжение в другой книге. 12-го июля, Артемьевская келия – на обратном пути.) Авксентий Стадницкий ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1.Д. 508. Л. 1–92. Автограф. 163 Вверху на л. 1 приписка автора: «Оригинал, Печаталось в «Трудах Киевской Духовной академии» за 1886 год. Затем вышло Удостоено студенческой Макарьевской премии. Первый литературный труд. Митрополит Арсений». «Труды Киевской Духовной академии» – ежемесячный журнал, изда­вавшийся в Киеве в 1860–1917 гг. Дневник студента Авксентия Стадницкого печа­тался в этом журнале в 1885–1886 гг.; см.: Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон/Труды КДА. 1885. Июнь. С. 295–313; Июль. С. 460–471; Сентябрь. С. 139–155; 1886. Январь. С. 83–118; Февраль. С. 243–260; Апрель. С. 567–602; Май. С. 133–141; Июнь. С. 305–314; Июль. С. 484–492; Август. С. 604–639. В 1886 г. вышло отдельное издание: Стадницкий А.Г. Дневник сту­дента-паломника на Афон, Киев, 1886. В 1994 г. в «Московском журнале» были опубликованы отрывки из «Дневника студента»; см.: Береснев Д. Веселися же о Господе, святоименный Афон, мысленный Богородицы и красный краю...: Из воспоминаний митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадниц­кого)/Московский журнал. 1994. 2. С. 16–21. 165 Согласно преданию, принесенному на Русь преподобным Максимом Греком , через несколько лет после Вознесения Господа Иисуса Христа Пресвятая Богородица, желая навестить праведного Лазаря, воскрешенного Господом в четвертый день после его смерти, отправилась с апостолом Иоанном Богословом и другими спутниками на о.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Арсений подготовил новый перевод Требника, дополненный новыми церковными чинопочитаниями 836 ; совместно с архимандритом Святогорского монастыря Дионисием Греком Арсений переводил и популярную у русского читателя Хронику Дорофея Монемвасийского 837 . Между тем в 1662 г., а именно к этому году относится письмо Никона царю, в приказе Тайных дел против Арсения заведено дело, а через год его сослали в Соловецкий монастырь. Может быть, патриарх Никон надеялся, что показания Арсения против Мелетия смогут вернуть расположение царя к опытному переводчику и редактору, профессиональные качества которого были крайне необходимы московскому Печатному двору в 1660-х гг., когда в соответствии с издательской программой этого крупного издательского центра Московского государства, наряду с созданием полного круга богослужебных книг православной Церкви 838 , началось серьезное освоение византийского святоотеческого наследия 839 . Обличая одного грека, Никон спасал другого. Из последней челобитной известно, что в Петров пост, между 13 и 29 июня, к Никону из Москвы вернулись старцы Палладий и Памва. Они со слов иеромонаха Иоиля рассказали Никону о намерении боярина Богдана Хитрово чародейством завоевать расположение царя Алексея Михайловича л. 59а – 60). В изложении событий Никон использует стилистические приемы, характерные для явочных челобитных, которые строились как «запись челобитья» и представляли собой «либо заявление о необычайном происшествии или чьем-либо недостойном поведении... либо сообщение о возможности совершения преступления...» 841 . Центральная часть челобитной Никона построена как запись слов попа Палладия; сообщение от него Никон передает в форме косвенной речи, в которую в виде прямой речи встроен диалог Палладия с попом Иоилем: «Да он же, поп, в те же поры говорил: „Был, де, я на походе на Кириловском подворье у чернова попа Иоиля, а он, де, тут сидит под началом, скован. И стал, де, меня спрашивать: „Где, де, ты живешь ныне?». И я, де, ему сказал: жил в Воскресенском монастыре, а ныне, де, думаю, опять в Ферапонтов монастырь х патриарху итти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Число насельников на протяжении XVI в. колебалось от неск. десятков до 150. Поскольку в 1568/69-1570/71 гг. скончалось 300 монахов, количество насельников в 1-ю пол. XVI в. превышало 100 ( Зимин. 1950. С. 21-22). В 1578/79 г. было 130 насельников, в 1598/99 г.- 97, в 1601 г.- 140, в 1603/04 г.- 110 монахов. Среди соборных старцев ведущую роль играли выходцы из вотчинников среднего достатка Волоцкого и соседних уездов. В XVI в. это были представители семей Ленковых (Герасим, Тихон, Феогност, Гурий (Руготин)), Полевых (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишиных (Алексий, Трифон), Коровиных-Кутузовых (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвых (Иов, Макарий), Толбузиных (Леонид), Плещеевых (Арсений, Феодосий), Ржевских (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкиных (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновых (Герман), Садыковых (Пимен), Ростопчиных (Зосима, Макарий). В 1-й пол. XVI в. заметное место в управлении И. В. м. занимали члены семьи Ленковых. Герасим (Ленков) в 1517-1559 гг. был соборным старцем, в 1522 г. возглавлял монастырь, в 1532 г. был казначеем, участвовал в неск. Соборах, в 1553 г. вел следствие по делу М. С. Башкина , в 1555 г. сопровождал на кафедру 1-го Казанского архиепископа св. Гурия. Феогност (Ленков) служил в 1531/32-1563/64 гг. соборным старцем, в 1531-1532 гг. вместе с Тихоном и Лукой (Ленковыми) надзирал за сосланным в обитель Вассианом (Патрикеевым) , в 1534/35 г. был казначеем. В 1525-1531 гг. Феогносту (Ленкову) был поручен надзор за прп. Максимом Греком . Со времени основания в И. В. м. переходили игумены и архимандриты из др. мон-рей (игумены из Саввина Сторожевского мон-ря Иоасаф и Каллист, архим. Кассиан из Симонова мон-ря, архим. Вассиан из тверского Вотмицкого мон-ря). Мн. представители духовенства принимали постриг в И. В. м., в т. ч. диаконы Вавила и Левкий Акишев, протопоп Симон Благовещенский, свящ. Андрей Симонов, архангельский ключарь Дионисий Фёдоров. В 1590-1596 гг. в И. В. м. проживал старец Мисаил Безнин, ранее бывший думным дворянином при царе Иоанне IV. В 1595/96 г., после конфликта с др. старцами, Безнин перешел в Троице-Сергиев мон-рь.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010