В Свято-Владимирской семинарии (США) состоялась презентация нового издания по армянской и восточно-христианской литургике 15 декабря 2006 г. 14:45 На состоявшейся 6 декабря презентации нового научного сборника декан Свято-Владимирской семинарии ( Православная Церковь в Америке ) иерей Джон Эриксон и декан семинарии святого Нерсеса (Армянская Апостольская Церковь) протоиерей Даниэл Финдикян отметили, что сотрудничество двух духовных школ успешно развивается в течение десятилетий, сообщает сайт Свято-Владимирской семинарии . Свидетельством тому стал сборник «Богослужебные традиции в Армении и окружающих странах христианского Востока» под редакцией доктора Роберты Р. Эрвин. В основу издания легли материалы научного симпозиума, приуроченного к 40-летию семинарии святого Нерсеса. На презентации выступил доктор Павел Мейендорф, профессор литургического богословия Свято-Владимирской семинарии, который говорил о содержании книги и ее значении для современных исследований в области литургики. «Армянская литургия в значительной степени игнорировалась до настоящего времени, — отметил профессор, — поскольку церкви, следующие данной традиции, относительно немногочисленны, а их язык был недоступен западным ученым, представлявшим авангард литургических исследований. Однако в течение последних 50 лет произошел поворот в сторону сравнительной литургики. Важное значение приобрел армянский обряд, на которые оказали огромное влияние все основные литургические традиции, и который сам, в свою очередь, оказал на них влияние. С выходом в свет этой книги армянский обряд входит в основное русло литургических исследований». Доктор Мейендорф особо отметил первую статью сборника, принадлежащую перу ведущего литургиста Роберта Ф. Тафта: «Произносилась ли евхаристическая анафора тайно или вслух? Древняя традиция и что из нее получилось». Эта работа, посвященная «жгучей проблеме большинства современных церквей», «одна стоит целой книги», полагает профессор. Доктор Роберта Р. Эрвин, редактор издания, рассказала, что в книгу, охватывающую прошлое, настоящее и будущее литургических исследований, вошли работы как именитых, так и начинающих ученых. Она высоко оценила коллег из семинарии св. Нерсеса, находящихся, по ее словам, на переднем крае современной науки.

http://patriarchia.ru/db/text/171210.htm...

Византийское одноголосное пение, обеспечивающее нерасторжимое внутреннее единство слова и напева, выражающее дух и содержание молитвы, было передано греками инонациональным Поместным православным церквам; в русской практике оно преобразовалось в национально самобытную мелодику – знаменный распев, который господствовал в Русской церкви в вв. «Главная и существенная черта знаменного распева – его полная бесстрастность и даже некоторая суровость, сообщающая ему особенно возвышенную, одухотворенную красоту, – подчеркивает архиепископ Арсений (Стадницкий) (1862–1936). – В церкви мы должны отдавать преимущество мелодическому одноголосному пению перед пением гармоническим многоголосным: последнее услаждает, но не выэывает молитвенного настроения. Церковное пение должно быть строго молитвенным, только при мелодическом (одноголосном) пении слышна молитвенная тишина в храме». «Христианин, проводящий жизнь свою в страданиях, непрестанно борющийся с различными трудностями жизни, услышав знаменный напев, тотчас находит в нем гармонию со своим душевным состоянием, – писал епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). – Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении (...) Придворное пение, ныне вошедшее во всеобщее употребление в православных храмах, необыкновенно холодно, безжизненно, как-то легкомысленно, срочно. Сочинения новейших композиторов выражают земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущение духовного. (...) Знаменный распев должен оставаться неприкосновенным: переложение есть непременное искажение его». Две церкви, которые уже на раннем этапе возникли за пределами Империи, – Персидская (восточносирийский обряд) и Армянская, – сформировали на основе общей древневосточной богослужебной традиции собственный обряд. Следует отметить, что и на эти последования оказала существенное влияние константинопольская практика, и самые существенные отличия от нее связаны не с литургической динамикой, а прежде всего с содержанием молитвословий, отражающим существо соответствующих вероучений. § 6. Армянский обряд

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Творения аввы Дорофея оказали влияние на аскетических писателей последующих эпох: на его младшего современника преподобного Иоанна Лествичника, на преподобного Феодора Студита, который успешно опровергал версию о мнимой приверженности аввы Дорофея монофизитству, возникшую из-за того, что был другой монах, носивший имя Дорофея, известный как противник Халкидонского ороса, но он жил столетием раньше автора «Поучений». В своих творениях преподобный Феодор многократно цитирует авву Дорофея и ссылается на него. Особенности богослужения второй половины VI века Лавра святого Саввы Освященного Авторитет монастырских подвижников и монастырей во второй половине VI века продолжал расти. Это влияние обнаруживалось в разных сферах церковной жизни, в том числе и в богослужении, и в этом отношении особенно выдающуюся роль играли монастыри Святой земли. Именно там, в Иерусалиме и в монастырях Палестины, в особенности в Лавре преподобного Саввы Освященного, складывается Иерусалимская богослужебная традиция, преемственно связанная с богослужением первых христиан. Иерусалимский обряд известен лучше других современных ему обрядов. «В отличие от большинства древних литургических традиций… для Иерусалимского богослужения известен достаточно полный корпус богослужебных текстов уже V–VII веков, содержащихся в богослужебных книгах иерусалимского происхождения, которые сохранились как в греческом оригинале, так и в переводах на армянский и грузинский языки» . Святая земля служила притягательным центром для паломников из всего христианского мира. Именно этим объясняется влияние иерусалимского обряда на богослужение, которое совершалось в других регионах Римской империи – на Востоке и Западе, а также за ее пределами – в Ирландии, Иране, Эфиопии. Наряду с Иерусалимским обрядом на Востоке употреблялись также близкие к нему другие обряды: Антиохийский, Каппадокийский – оказавший значительное влияние на армянское богослужение, и Константинопольский, основу которого составил богослужебный обряд Великой церкви – храма Святой Софии. «Годовой круг богослужения регламентировался константинопольским лекционарием доиконоборческого периода… рождественско-триодная структура которого была сходна со структурой иерусалимского лекционария» , но «в константинопольской традиции сформировался свой набор евхологических текстов, отличный от иерусалимского. В его состав входили молитвы Литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, служб суточного круга и чинопоследований таинств» . Впоследствии из синтеза родственных иерусалимской и константинопольской литургических традиций вырос византийский богослужебный обряд.

http://pravoslavie.ru/89147.html

Скачать epub pdf Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости! Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме». Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня. Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский , к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня». 1 По описанию проф. Дмитриевского 2 в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Новости Армянская Церковь продлила срок проведения служб в храмах без прихожан 02.04.2020 15:39 Кафедральный собор Св. Григория Просветителя Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви в Антилиасе - пригороде Бейрута   Антилиас, 2 апреля, Благовест-инфо. Оба армянских Католикосата – Первопрестольный Эчмиадзин (Вагаршапат - Армения) и Киликийский (Антилиас - Ливан) - договорились продлить срок проведения церковных служб, а также церемоний по строгим правилам,  предусмотренным в условиях эпидемии. Так, департамент информации и коммуникации Великого Дома Киликийского сообщает, что эти правила ранее были предписаны до Великой Пятницы – 9 апреля, однако теперь будут соблюдаться до конца апреля, а при необходимости срок будет еще продлен, поскольку режим карантина будут устанавливать власти стран. Напомним, что ранее Армянская Апостольская Церковь установила в связи с распространением коронавируса следующие правила: В дни Великого Поста, ежедневно с  900 по 1900 – Святое причащение и другие таинства совершаются с одним или ограниченным числом верующих. Божественная литургия совершается без верующих. Для них служители церкви организуют прямые эфиры, трансляция будет идти во всех соцсетях. В праздник Вербного воскресенья отменяется чин благословения детей, а богослужение Андастана – обряда освящения четырех сторон света, и благословения верб будет проведено без участия верующих. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля - не будет совершаться чин благословения беременных. Не будет совершаться венчание.  Таинство Святого крещения будет проводиться только в исключительных случаях (например, в случае болезни человека). Отпевание будет проводиться с ограниченным числом родственников покойного, будет совершен лишь обряд погребения без последующей поминальной трапезы. Наринэ Киракосян Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) В 1717 г. еп. Стефан Рупневский разделил епархию на 4 деканата (Дунаевецкий, Язловецкий, Меджибожский и Сатановский). В 1758-1765 гг. в Подолье было насильственно переведено из униатства в лат. обряд свыше 1 тыс. чел. В 1793 г. в Подолье насчитывалось 1442 униат. прихода и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. монастырей. Наиболее крупными являлись католич. мон-ри в Каменце: доминиканский (кон. XIV в.), францисканский (кон. XIV в.), иезуитский (1611), кармелитов босых (1653), бонифратров (1667), тринитариев (1699). Имелись католич. мон-ри и в др. городах Подолья: доминиканские - Барский (1598), Летичевский (1606), Шаравский (Шаровский, 1607), Тывровский (1612), Мурафский (1612), Черленковский (1624), Тульчинский (1636), Пилявский (1640), Соколецкий (1723), тринитариев - Брацлавский (1730), Браиловский (1744), капуцинов - Збрижский в Каменецком у. (1744), Винницкий (1745), Дунаевецкий (1751), а также Городокский монастырь сестер милосердия (шариток) (1754), Барский кармелитский мон-рь (1759), Ярмолинецкий бернардинский мон-рь в Каменецком у. (1762). Наибольшее число католич. приходов и мон-рей действовали в зап. Подолье, в Каменецком, Проскуровском, Ушицком уездах. Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) В 1795 г. указом имп. Екатерины II Каменец-Подольский католич. диоцез был ликвидирован, почти все католич. мон-ри закрыты, образована католич. Летичевская епархия. Римский папа не признал это преобразование, и в 1798 г. имп. Павел I восстановил католич. Каменец-Подольскую епархию в составе Могилёвской митрополии. Несмотря на меры правительства по ограничению присутствия католич. Церкви в Подолье, количество лат. приходов здесь увеличилось, по-видимому за счет перехода в лат. обряд униатов. В 1800 г. в Каменце-Подольском для новообращенных был построен костел на польск. кладбище. В 1811 г. римо-католики отдали не имевшей храма униат. общине Каменца армяно-католич. Благовещенскую часовню, которая в 1811-1839 гг. действовала как униат. Никольский храм.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Армянский восточный обряд Римской Церкви – небольшая часть, оторванная от тела Армяно-Грегорианской Церкви. Армянский обряд возглавляется Патриархом, носящим титул Киликийского Армянского, резиденция которого находится в Бейруте. Следует отметить, что армяно-грегориан в Ливане свыше 60 тысяч, в то время как армян-униатов насчитывается около 14 тысяч. В течение 25 лет Патриархом Киликийским был Григорий – Петр XV Агаджанян, кардинал Римской Церкви, имевший большие шансы быть избранным на папский престол после кончины Пия XII. (О нем достаточно подробно говорилось в разделах, посвященных I и II сессиях Собора.) Совмещение должности префекта куриальной Конгрегации пропаганды веры было признано несовместимым с возглавлением им одного из обрядов, подчиненного другой куриальной Конгрегации (Восточной Церкви). И преемником Агаджаняна стал Патриарх Игнатий – Петр XVI Батаниан. Он также по назначению Папы зачислен в соборную Комиссию по делам Восточных Церквей 308 . После общей характеристики Униатских Церквей вернемся вновь к принятому документу. Основные положения его сводились к следующему: увеличение автономии Восточных Униатских Церквей по отношению к Римской конгрегации и расширение прав и прерогатив Патриархов и епископов этих Церквей. Накануне «форсирования» начала диалога с Православием Римская Церковь показывала, как она высоко чтит древние традиции, привилегии и особенности канонического строя. А в действительности это можно было оценить как оперативное увеличение дееспособности восточных униатов накануне диалога с Православными Церквами. Предполагалось образование новых епархий, приходов, развитие просветительской и благотворительной деятельности на Православном Востоке: «Поэтому повсюду надлежит заботиться о поддержке и развитии всех отдельных Церквей, и для этого следует учреждать приходы и их собственную иерархию там, где этого требует духовное благо верующих» 309 . Это явное поощрение прозелитизма вызвало недовольство православных наблюдателей на Соборе, которые даже подали в Секретариат по единению свои критические замечания. Однако Павел VI был уверен, что после «успеха» в Иерусалиме Патриарх Афинагор сможет убедить высокопоставленных православных иерархов прибыть в Рим сразу после Третьего Всеправославного Родосского совещания, когда Собор будет принимать документ в окончательном виде. Этот визит, по мнению Рима, сможет убедить весь мир, что православные готовы вступить в немедленный диалог даже при наличии такого «Декрета о Восточных Церквах». И как уже отмечалось выше, только жесткая позиция на Родосе Русской Православной Церкви и лично митрополита Никодима (Ротова) удержала Православие от такого шага.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Сиро-восточный , или халдейский, обряд, находящийся в ведении Вавилонского Патриарха халдеев. Часть этого обряда составляют сиро-малабарцы, верховный Иерарх которых – Митрополит в Эрнакуламе и Чангачерри в Индии. 5) Армянский обряд , к которому принадлежит армянское население, рассеянное в Ливане, Иране, Ираке, Египте, Сирии, Турции, Палестине и в различных западных странах. Церковные округа находятся в ведении Киликийского армянского Патриарха. Для армян-католиков Восточной Европы (в т.ч. и Кавказа) 13-го июля 1991-го г. был учреждён Ординариат во главе с Епископом Нерсесом Тер-Нерсесяном. Эти Церкви, разнящиеся между собой своими традициями и своим священноначалием, являются автономными Церквами (Ecclesia sui iuris), имеющими свои особые уставы, отличающие их не только от латинской Церкви, но и друг от друга. В кан. 27 Кодекса Канонов Восточных Церквей ( ККВЦ ) Церковь sui iuris определяется следующим образом: ККВЦ, кан. 27 Община верующих христиан, по нормам права сплочённая священноначалием, за которой верховная власть Церкви явно или молчаливо признаёт обладание своим правом (sui iuris), именуется в настоящем Кодексе Церковью sui iuris. В восточном Кодексе для характеристики юридического лица Церкви sui iuris не используется термин «обрядовая Церковь » (Ecclesia ritualis) или «обряд» (ritus), поскольку каждая Церковь sui iuris относится к одному из пяти основных обрядов (ср. кан. 28 ККВЦ ), и каждый крещёный, исповедующий один из этих обрядов, принадлежит к одной из Церквей sui iuris. 2. Принадлежность к Церкви sui iuris Причислению к той или иной Церкви sui iuris посвящены каноны 111–112 латинского Кодекса Канонического Права и каноны 29–38 Кодекса Канонов Восточных Церквей. Поскольку эти законы, перекликающиеся друг с другом, отмечены определёнными различиями, то ниже приводятся тексты канонов обоих Кодексов. 2.1 Крещение – основной критерий принадлежности к той или иной Церкви sui iuris ККП, кан. 111 § 1. С принятием крещения к латинской Церкви причисляется ребёнок родителей, принадлежащих к ней. Если же один из них не принадлежит к латинской Церкви, но оба родителя по обоюдному согласию выразили желание, чтобы их дитя приняло крещение в латинской Церкви, то ребёнок причисляется к ней. Если же такое обоюдное желание отсутствует, то ребёнок причисляется к той обрядовой Церкви, к которой принадлежит отец. ККВЦ, кан. 29 . § 1. Ребёнок, которому ещё не исполнилось четырнадцати лет, через крещение причисляется к той Церкви sui iuris, к которой причислен отец-католик; если же только мать исповедует католичество или если оба родителя выскажут просьбу, основанную на обоюдном желании, то ребёнок причисляется к той Церкви sui iuris, к которой принадлежит мать; при этом остаётся в силе партикулярное право, установленное Апостольским Престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Целый пук горящих свеч поднялся вверх для освещения храма Воскресения. Каждый из богомольцев также держал в руках по 33 зажженных свечи. Голгофа и храм Воскресения иллюминованы были тысячами разноцветных огней, словом, храм представлял целое сплошное море огней. Толпа снова заволновалась, снова закричала, заплясала и запрыгала. Целыми пуками свеч арабы и армяне палили себе лицо, руки и грудь, и неистово пронзительно кричали: «воля дин, Иля дин, Эл-Мессия», что значить: «нет веры истинной, кроме веры православной». В своем религиозном экстазе арабы доходили до того, что турецкие солдаты вынуждены были пустить в ход приклады и нагайки. Попасть в эту исступленную толпу было ужасно, арабы били и жгли друг друга. Как то особенно приятно было видеть в этой экзальтированной, неистовой толпе православных наших поклонников. Скромно, с сияющими радостью лицами стояли они с возженными свечами; некоторые из них погружены были в глубокое молитвенное настроение, многие проводили рукою по огню и с благоговением вытирали себе лицо, грудь, шею и руки, многие от религиозного умиления плакали. Вслед за появлением «благодатного огня» православный крестный ход удалился в храм Воскресения, а армянский патриарх на плечах арабов бегом был перенесен на Голгофу, где ожидал его армянский крестный ход. При торжественном перезвоне колоколов, при страшном громе рукоплесканий и при толпе в несколько тысяч людей, с велегласным пением, с патриархом во главе, армянский крестный ход трижды обошел «кувуклию», и обряд благодатного огня закончился; но арабы и после этого долго ликовали, кричали, плясали и пели. Около пяти часов вечера я снова видел около «кувуклии» арабских и армянских девушек в праздничных нарядах, поющих и пляшущих. Русские паломники, по окончании торжества, в фонариках понесли на свои квартиры благодатный огонь, – многие из них намерены везти его с собой на родину. VIII. Храм Гроба Господня Всю страстную неделю и в дни св. Пасхи в храме Гроба Господня была страшная толкотня, суета и давка, так что подробно осмотреть его и добраться до главной святыни храма – часовни Гроба Господня в это время было положительно подвигом. Но желание поскорей видеть и поклониться величайшей святыне христианского мира заставило забыть все неудобства и лишения. Утром во вторник св. Пасхи я отправился в храм св. Гроба для поклонения Гробу Господню, a вместе с тем и подробно осмотреть первый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61 He вполне понятно, в каком именно смысле вкушение освящаемой воды или помазание ею являются средствами, ведущими к причащению Святых Таин. 63 Т. н. Евхологий Стратигия (по имени первого владельца рукописи). См.: Дмитриевский. 1901,с. 993–1052; Duncan J. Coislin 213: Euchologe de la Grande Eglise. R., 1983. 69 Армянская литургическая традиция, первоначально основанная на традиции Каппадокии, развивалась в тесном контакте с богослужебной традицией Константинополя и Иерусалима, см.: Желтов М. С., Никитин С. И. Армянский обряд «//Православная Энциклопедия. Т. З. М., 2001, с. 356–371 (там же – библиография по вопросу). 71 71 Этим мы объясняем факт постепенного изменения статуса этих молитв в рукописях от не зависимого последования (как в Россанском кодексе) до включения в чин освящения храма (рукопись Athen. Bibl. Nat. 2473) – переписчики Евхологиев, не зная первоначального содержания последования «положения мощей», но не желая выкидывать эти молитвы вовсе , пытались увязать их с хорошо знакомым им чином освящения храма. 81 καταξιωθμεν των ποκειμνων αγαθν – ср., напр.: Joannes Chrysost. In Gen. Нот. 38//PG. 53. Col. 360. 82 Рукописи Hieros. Sab. 362 (607)и Athen. Bibl. Nat. 2473 добавляют, «читаемая перед св. трапезой». 84 καταγωνισμενος τον εχθρν ημν διβολον – cp.: Eusebius Caesar. De laud. Const. VI 21.//PG. 20. Col. 1355 ff. 91 Об эволюции богослужения Великой пятницы см.: Janeras S. El Viemes Santo en la tradicion liturgica bizanlina: Estructura e historia de sus oficios. R., 1970 (Diss.); Шлихтина Ю. Особенности фиксации службы Великого Пятка в византийской и славянской традиции (X-XV вв.)//Ежегодная конференция ПСТБИ. Материалы 1998 г. М., 1998, с. 333–338; Желтов М. С, Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Великая пятница//Православная Энциклопедия. T. 7. М., 2004, с. 416–430. 92 Заметим, что обряд поклонения Кресту стал одной из главных богослужебных церемоний Великой пятницы в Римо-католической Церкви – см.: Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Pierce J. M. Holy Week and Easter in the Middle Ages//Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Eds. P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999, p. 161–185. (Two Liturgical Traditions; 5). Латинская практика проникла и в некоторые греческие рукописи Южной Италии – напр.. Crypt. Г. а. 1, 1300 г. и др., – благодаря наличию в Южной Италии тесных связей между греческим и латинским клиром. Поэтому вряд ли можно согласиться с А. А. Дмитриевским , намекающим на присутствие прямой связи между древним иерусалимским чином поклонения Кресту и отраженной в отдельных южноитальянских рукописях практикой (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский иерусалимский и Великой константинопольской церкви: Критико-библиографическое исследование. К., 1907, с. 136): связь, конечно, есть, но опосредованная – через латинское богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010