К. Е. считал педагогику главным призванием любого образованного человека. Совершенствуя методику преподавания предшествующих вардапетов, он создал неск. учебных пособий, в к-рых собраны комментарии, гомилии, увещевательные речи, материалы по философии и др. наукам (напр., Матен. 1379). К. Е. уделял особое внимание системе воспитания; стремился ликвидировать причины, рождающие порочные явления, усиливая в учениках сознательное чувство вины и желание исправиться. Исходя из возрастных особенностей, он разделил обучение на 3 этапа: на 1-м главную роль играет участие педагога; на 2-м - эрудиция ученика и его ответственность за свои поступки; для 3-го характерно сочетание этих составляющих. В ученике К. Е. больше всего ценил умение подражать учителю. По сведениям историка Акопа Карнеци (XVII в.), К. Е. похоронен в Ерзнке, в ц. св. Саргиса. М.-Э. С. Ширинян К. Е. является автором, завершающим тысячелетнюю историю классического периода арм. гимнографии (см. в ст. Армянский обряд ). Его шаракан в честь Успения Пресв. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце» 1-го побочного гласа с алфавитным акростихом отличается торжественной мелодией. К. Е. интересовали также вопросы теории, эстетики и практики духовной музыки. Он написал муз. эстетико-теоретический трактат «Толкование на Пс 28. 3 - «Глас Господень над водами»», который состоит из 3 частей: 1) толкование на текст псалма, 2) толкование на гласы, продолжающее традицию трактатов Мовсеса Грамматика «О церковных чинах» и Анании Ширакаци «О науке гласов», 3) толкование учения о звуке, основанное на идеях Давида Анахта и Ованнеса Ерзнкаци. А. С. Аревшатян Соч.: Послание к жителям Карни/Ред.: А. Даниелян//Гандзасар. Ереван, 1996. 6. С. 557-584 (на арм. яз.); Шаракан на Успение Св. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце»//Духовные песнопения, записанные в Шаракане (Гимнарии). Вагаршапат, 1875. С. 1008-1015 (на арм. яз.); Karapetyan T. Kirakos Erznkaci " s On the Eight Thoughts of Evagrius//St. Nersess Theol. Review. New Rochelle, 2000/2001. N 5/6. P. 65-118; Пролог к Сретению Господню/Ред.: диак. Т. Багумян//Эчмиадзин. 2011. 3. С. 82-109 (на арм. яз.); На Пс 109/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 4. С. 106-119 (на арм. яз.); О молитве/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 10. С. 59-90 (на арм. яз.); Поучения об исповедании грехов/Ред.: иером. Захария (Багумян) //Там же. 2012. 3. С. 68-94 (на арм. яз.); На Пс 28. 3/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 7. С. 64-91 (на арм. яз.); На Ин 1.1/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 78-107 (на арм. яз.); О грехах/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 2013. 1. С. 55-65 (на арм. яз.); Наставительные слова/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 5. С. 75-87 (на арм. яз.); Похвала Богородице/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 106-109 (на арм. яз.); На соч. «О восьми помыслах» св. Евагрия Понтийского/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 12. С. 74-114 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/1840145.html

В «ейкологии» упоминается о благословении чаши. Начиная с XI века, этот чин в общих чертах воспроизводит литургию Преждеосвященных Даров. В кодексе Барберини говорится, что общая чаша была евхаристической. У армян и у эфиопов бракосочетание совершается во время литургии. Святой Симеон Фессалоникийский дает описание обычаев, бытовавших в XV веке: «Священник берет чашу, содержащую Преждеосвященные Дары, и возглашает: «Преждеосвященная Святыня святым»...». Он причащает новобрачных... Потому что Святое Причастие усовершает и закрепляет брак... Далее священник дает им испить из «общей чаши». В настоящее время жених и невеста причащаются во время утренней литургии. Во время Таинства жениху и невесте предлагается только «общая чаша», и таким образом они вместе пьют из общей чаши жизни. За этим чином следует некое подобие процессии. Этот обряд символизирует брачную пляску, совершавшуюся в древности. Во главе процессии идет священник, держа соединенные руки жениха и невесты. В армянском чине раскрывается значение этого обряда: священник олицетворяет собою Бога Творца и воспроизводит Его жест: «Взяв руку Евы, Бог вложил ее в руку Адама». Святой Григорий Назианзин в письме к своему другу Анисию, извиняясь перед ним, что не может присутствовать на свадьбе его дочери, говорит, что он мысленно соединит руки жениха и невесты. Шествуя впереди новобрачных, священник трижды обводит их вокруг аналоя, меж тем как шаферы, идя вслед за ними, держит над ними венцы. Процессия сопровождается пением стихиры, взятой из службы Рождеству Христову: «Исайе, ликуй» и тропаря: «Святые мученики...». Троекратное хождение вокруг аналоя трижды подчеркивает символ круга. Ограды вокруг храмов и стены, какими были обнесены древние города, имели геометрическую форму круга; круг символизирует вечность и присущую ей охранительную силу. Таково значение литургических процессий вокруг храма; воспроизводя образ вечности, они преображают обычное пространство в священное пространство. Если священное, литургическое время утоляет нашу тоску по вечности, то священное пространство утоляет нашу жажду потерянного рая и предвосхищает Царство Небесное. Путь супружеской жизни уже не является простым маршрутом, его пронизывает ось вечности, с этого времени их общий путь уподобляется неподвижной оси вращающегося колеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Загорск, 1973. Ркп.; Winkler G. Über der Kathedralvesper in den verschiedenen Riten des Ostens und Westens//Archiv für Liturgiewissenschaft. 1974. Bd. 16. S. 78-80; eadem. Zur Geschichte des armenischen Gottesdienstes in Hinblick auf ein in mehreren Wellen erfolgten griechischen Einfluss//Oriens Chr. 1974. Bd. 58. S. 154-172; eadem. Armenia and the Gradual Decline of its Traditional Liturgical Practices as a Result of the Expanding Influence of the Holy See from the 11th to the 14th Century. R., 1976. P. 329-368. (Ephemerides Liturgicae. Subs.; 4); eadem. Das armenische Initiationsrituale: Entwicklungsgeschichtliche und liturgievergleichende Untersuchung der Quellen des 3. bis 10. Jh. R., 1982. (OCA; 217); eadem. The Armenian Night Office: Pt. 1//J. of the Soc. for Armenian Stud. 1984. Vol. 1. P. 93-113; eadem. The Armenian Night Office: Pt. 2//REArm. 1983. T. 17. P. 471-551; eadem. Armenian Worship//A New Dictionary of Liturgy and Worship/Ed. J. G. Davies. L., 1986, 19965. P. 48-52; eadem. Nochmals das armenische Nachtoffizium und weitere Anmerkungen zum Myrophorenoffizium//Ibid. 1988/1989. T. 21. P. 501-519; eadem. Der Armenische Ritus: Bestandsaufnahme und neue Erkenntnisse sowie einige kürzere Notizen zur Liturgie der Georgier//The Christian East, it " s Institutions & it " s Thought: A Critical Reflection/Ed. R. F. Taft. R., 1996. P. 265-298. (OCA; 251); eadem. Armenian Anaphoras and Creeds: A Brief Overview of Work in Progress//The Armenian Christian Tradition/Ed. R. F. Taft. R., 1997. P. 40-57. (OCA; 254); Ишханян Р. А. , Аревшатян С. С. Армянская книга. Ереван, 1978; Adontz N. Les fêtes et les saints de l " Église arménienne//REArm. 1980. T. 14. P. 287-305; Nersessian V. Catalogue of Early Armenian Books, 1512-1850/The British Library. L., 1980; Nersoyan T. Divine Liturgy of the Armenian Apostolic Orthodox Church. L., 19835; Kévorkian R. Catalogue des «Incunabulues» arméniens (1511-1695) ou Chronique de l " imprimerie arménienne. Genève, 1986; K ö kert F. Sowrb Patarag - «Heiliges Opfer»: Texte u.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Рукоположение во священника. Миниатюра из Евангелия. 1287 г. (Матен. 197. Л. 341 об.) Рукоположение во священника. Миниатюра из Евангелия. 1287 г. (Матен. 197. Л. 341 об.) В совр. арм. Маштоце существуют чины поставления чтеца , диакона, священника, епископа, католикоса. По рукописям известно, что в древности также была степень иподиакона ( Conybeare. P. 228-229); под влиянием рим. обряда степень чтеца могла разделяться на степени привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа ( Малахия Орманиан. С. 106, 146); известно существование в древности степени хорепископа . Католикос считается высшим иерархическим саном священнослужителей (только католикос может возглавлять епископскую хиротонию и чин освящения мира); простые епископы могут различаться титулами (епископ, архиепископ или митрополит, экзарх или патриарх - Там же. С. 117-120). Епископская хиротония. Отречение рукоположенных от мира Епископская хиротония. Отречение рукоположенных от мира Древние чинопоследования хиротесий чтеца и иподиакона состояли из псалма, возложения руки на поставляемого и молитвы; хиротоний диакона и священника - из псалма, объявления народу о имеющем совершиться рукоположении, возложения рук, возглашения формулы «Божественная и небесная благодать...» (ср. с аналогичной визант. формулой), молитвы, диаконских прошений и еще одной молитвы (рукоположение священника могло содержать неск. дополнительных молитв и чтений - Conybeare. P. 229-242) - этот порядок ничем не отличается от визант. Со временем арм. чинопоследования рукоположений испытали на себе влияние рим.- в чины хиротоний священника, епископа и поставления католикоса было внесено помазание ставленника св. миром и проч. ( Gugerotti. P. 60-63). Право поставления чтецов, рукоположения диаконов, священников принадлежит епископу; епископа - католикосу в сослужении 2 епископов; возведения католикоса - 12 епископам. Рукоположение в священные степени совершается за литургией. Покрой и набор священных облачений клириков ААЦ частично заимствован из вост. обрядов, частично - из рим. (описание облачений см.: Малахия Орманиан. С. 146-152; Raes. P. 228-247).

http://pravenc.ru/text/76130.html

Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Корпус шараканов представляет собой сердцевину национальной муз. культуры Армении. Все остальные жанры и формы средневек. духовного и светского музыкально-поэтического искусства, в т. ч. песнопения Патарага (литургии), выросли на основе корпуса шараканов. Значительные по своим художественным достоинствам гимнографические памятники были созданы в жанрах гандз () и таг ( [тал]), для музыки к-рых характерен богато орнаментированный (мелизматический) стиль, для поэтических текстов - ярко выраженное личностное начало. Эти песнопения помещались в особых певч. книгах - Гандзаране () и Тагаране (). Напевы и слова нек-рых тагов, в т. ч. знаменитой «Птицы» ((?) [нАвик]), традиционно приписываются Григору Нарекаци (Х в.). Среди др. авторов тагов - братья католикосы Григор III Пахлавуни и Нерсес Шнорали (XII в.), Ованнес Ерзнкаци (Плуз) и Константин Сисеци (XIII в.), еп. Аракел Сюнеци (XIV-XV вв.). Гандз, нарративный по словесной форме, является первым элементом праздничного цикла песнопений - гандзшарка (), сформировавшегося в творчестве Григора Нарекаци и включающего в себя также жанры таг, мегеди ( [меледи]) и ордорак ( [йордорак]). Первая и последняя из 4 частей гандзшарка имеют речитативно-псалмодический характер, 2 средние, лирические - мелизматический. Искусство мелизматического пения с элементами маньеризма процветало в Киликийской Армении (XII-XIV вв.); мн. его образцы собраны в певч. книгах Манрусум (), отличающихся необычайно густой фактурой хазового письма. До сер. XIX в. традиц. арм. музыка сохраняла строго монодический склад, однако во 2-й пол. столетия светские и церковные музыканты начали перелагать церковные и фольклорные напевы на европ. лад. Так, композитор М. Г. Екмалян (1856-1902), выпускник С.-Петербургской консерватории (ученик Н. А. Римского-Корсакова ), обработал Патараг для 4-голосного смешанного хора; обработка Екмаляна, опубликованная в 1892 г., поныне исполняется в арм. церквах. В 70-х гг. XIX в., при католикосе Георге IV, в Вагаршапате Н. Ташчян и Екмалян осуществили издание певч. богослужебных книг в армянской нотописи (Патарагаматуйц, 1874, 1878; Шаракноц, 1875; Жамагирк, 1876).

http://pravenc.ru/text/76130.html

В VII в. Анания Ширакаци разработал новый календарь, начало года в к-ром приходилось на 6 или 1 янв., но не было жестко привязано к определенному дню арм. месяца. Для согласования дат праздников по арм. и юлианскому календарям Анания составил таблицы на 580-1112 гг. Календарь Анании не был официально принят, но многие стали пользоваться его таблицами. Ованнес Саркаваг составил новые таблицы на 532-летний цикл, начав их с 1 янв. 1085 г. В 1116 (1117) г. он же разработал неподвижный арм. календарь, введя дополнительный день для каждого 4-го года и закрепив 1 навасарда за 11 авг. Сосуществование разных календарных систем отражено в арм. литургических рукописях. Так, в одном из календарей, содержащихся в рукописи Vat. Arm. 3. Fol. 229v - 230, 1287 г., праздники и памяти указаны по древнему арм. календарю, в др. (Fol. 226v) - по юлианскому ( Conybeare. P. 527-532). Наличие в первом календаре сравнительно небольшого (59) числа памятей и преобладание имен арм. святых, вероятно, свидетельствуют о более раннем его происхождении. Благовещение приходится в нем на 15 навасарда. 2 памяти - Всех святых и св. Оскна (Воскана, ученика ап. Фаддея ) со спутниками - не закреплены за определенным числом, а совершаются соответственно в 1-е и 2-е воскресенья 2-го арм. месяца хори. Второй календарь, гораздо более полный (приводятся памяти на 133 дня), по составу памятей и их распределению во многом сходен с визант. Лекционарная система Древняя арм. лекционарная система восходит к кафедральному иерусалимскому богослужению V в., в к-ром годовой круг велся по юлианскому календарю. Тождество арм. и иерусалимской систем богослужебных чтений засвидетельствовано в нач. VIII в. католикосом Ованнесом Одзнеци. Еп. Григор Аршаруни (нач. VIII в.) в комментариях на Лекционарий (Bodl. Arm. E. 17. Fol. 324v) говорит об александрийском происхождении иерусалимской системы, этим можно объяснить существующее сходство между арм. и копт. лекционарными системами. Чашоц. IX–X вв. (Матен. 985. Л. 121) Чашоц. IX–X вв.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Шараканы, принадлежащие к архаическому пласту арм. духовной гимнодии (т. е. традиционно приписываемые авторам V-VII вв.),- это преимущественно тексты небольшого объема, без рифмы, весьма простые с т. зр. как муз., так и поэтического языка. Тексты такого рода иногда обозначались термином кцурд (), образованным от глагола (кцэл) - «прилагать», они прилагались к отдельным стихам псалмов или библейских песней в виде их краткого пересказа или сжатого комментария к ним. Архаические шараканы-кцурды в большинстве своем построены по единому формообразующему принципу: состоят из 3 (реже 6 или 9) строф, каждая из них делится на 3 законченные музыкально-поэтические фразы. Первые 2 из них составляют повествовательную, тогда как 3-я - вероучительную часть строфы. В повествовательной части раскрывается тема праздника, к-рому посвящен данный шаракан, а вероучительная представляет собой обобщенную формулу - обращение к Богу, святым (прошение) или молящимся (увещание к молитве). Вероучительная формула в неизменном виде или с теми или иными вариациями может переходить из одного шаракана в др. и часто используется в качестве рефрена. Музыка архаических шараканов основана на арм. разновидности системы осмогласия - ут-дзайн (-). В нотном примере показаны ладовые звукоряды всех 8 гласов; целыми нотами отмечены функционально значимые тоны - доминирующий тон, или реперкусса, полукадансовый тон (т. е. тон, завершающий фразы повествовательной части строфы) и кадансовый тон, или финалис (тон, завершающий вероучительную часть). Ввиду того что традиц. арм. звукоряды не темперированы, высотные соотношения могут быть переданы в нотах лишь приблизительно. Мелодика архаических шараканов строится не столько по принципу центонизации ( « склеивания » устойчивых мелодических формул-попевок), характерному для визант. осмогласия и григорианского пения, сколько по принципу варьирования целостной конфигурации, к-рая отражает синкретическое единство синтаксиса, просодии, ритма и лада в рамках канонически построенной музыкально-поэтической строфы. Возможности варьирования определяются гл. обр. темпом исполнения (в медленных шараканах преобладает мелизматическая фактура, в быстрых на каждый слог приходится не более 2 звуков) и количеством слогов в тексте.

http://pravenc.ru/text/76130.html

престола; 8) Причащение Святых Таин (обязательно совершается сразу после Крещения; при Крещении младенца его «причащают губами» - см. выше); 9) окончание чина. Как и в др. вост. обрядах, существует также чин 8-го дня по Крещении, в арм. традиции состоящий из снятия с новокрещеного крещальных одежд и молитвы священника. В рукописях встречается также отдельная молитва пострижения волос новокрещеного (Initiation chrétienne. Р. 184-185). Таинство Брака Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Древнее арм. чинопоследование Брака достаточно сильно отличалось от совр. Задолго до свадьбы совершался краткий чин обмена жениха и невесты крестами (аналог помолвки: Conybeare. P. 108-109); само чинопоследование таинства состояло из чтений (Пс 20; Быт 1. 26-28 и 2. 18, 21-23; Ис 61.9-62.5; Еф 5. 22-33; Мф 19. 1-9; Ин 2. 1-11), прошений диакона, возложения венцов на вступающих в брак и неск. молитв священника; на 7-й день совершался чин разрешения венцов ( Conybeare. P. 109-114). Позднейшее чинопоследование таинства состоит из 3 частей (рус. перевод чина, сделанный А. М. Худобышевым - РНБ. F. I. 477, XIX в.): благословения брачных одежд, обручения и венчания. 1-я должна совершаться дома, 2-я - у врат храма, 3-я - в самом храме. В совр. практике 1-я часть обычно опускается, 2-я и 3-я - неск. сокращаются. Из 2-й части сохраняется только ее центральный момент - благословение священником колец и обмен кольцами между вступающими в брак; сразу после этого совершаются сопровождаемые молитвами и песнопениями обряды 3-й части: соединение правых рук жениха и невесты; вход в храм; чтения (из 5-й гл. Еф, 13-й гл. 1 Кор, 19-й гл. Мф), замыкаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином (Sh. Souin). Все чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш». В конце чинопоследования совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). У армян-униатов чинопоследование Брака соединено с литургией; после Евангелия совершается благословение и одевание венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме ( Raes. P. 155, 160-163, 174). В ААЦ заключение брака возможно между лицами до 5-й степени родства . Таинство Покаяния как по древним рукописям ( Conybeare. P. 190-203), так и по печатному Маштоцу (Sh. Souin) имеет сложное чинопоследование, включающее в себя множество молитв библейских и чтений; на практике исповедь ограничивается перечислением грехов кающимся, просьбой к священнику даровать разрешение; священник читает разрешительную молитву, включающую, в частности, слова из Евангелия от Матфея (18. 18) и осенение кающегося знамением креста со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Sh. Souin; Малахия Орманиан. С. 106). Таинство Священства

http://pravenc.ru/text/76130.html

Известны и др. имена авторов церковных песнопений VIII в.: католикос Ованнес Одзнеци, а также женщины-гимнографы - кнж. Хосровидухт, автор Плача (или Хвалы) на память своего брата вмч. Ваана Гохтнеци († 737), и мон. Саакадухт, автор множества кцурдов. Среди гимнографов периода Анийского царства наиболее значительными являются Григор Магистр (Пахлавуни) (ок. 990-1059), католикос Петрос I Гетадардз (1019-1058), Ованнес Саркаваг. Огромный вклад в обогащение поэтического и муз. языка внес католикос Нерсес IV Шнорали (XII в.), автор многочисленных духовных гимнов и целых канонов. Он широко применял силлабическое стихосложение и одним из первых ввел в духовную гимнодию силлабо-тоническое стихосложение, а также рифмованный стих. Ему принадлежит авторство ряда оригинальных мелодических моделей, к-рые не вписываются в каноническую систему осмогласия. Оригинальные напевы создавали и др. гимнографы той же эпохи: Нерсес Ламбронаци (XII в.), Акоб Клаеци (XIII в.). Хачатур Таронаци (XII в.) известен как автор шаракана «Великое таинство», поющегося в начале литургии во время облачения священника. К XIII в. число мелодических моделей шараканов выросло с первоначальных 8 до 40-45. Ради того, чтобы сохранить сакральный смысл числа 8, все новые модели искусственно « привязывались » к тем или иным из традиц. гласов, часто под названием « мутантных» ((?) [дардзвац " к]) гласов. К XIII в. все дни церковного календаря были обеспечены необходимым количеством гимнов, и хотя в течение нек-рого времени еще создавались новые шараканы, в состав церковных служб их уже не включали. Корпус гимнов, канонизированный в XIII в. под названием Шаракан или Шаракноц (), включает в себя ок. 1,5 тыс. песнопений; примерно 2/3 из них соответствуют нормам традиц. осмогласия, напевы остальных принадлежат к « мутантным» гласам или к др. оригинальным мелодическим моделям. Сохранились поэтические тексты ряда шараканов, не вошедших в канонический Шаракноц. В ср. века напевы шараканов записывались с помощью невменных знаков - хазов . Не позднее XVIII в. искусство пения по хазам пришло в упадок, однако шараканы продолжали передаваться изустно; по общему мнению арм. специалистов, к сер. XIX в. (когда традиц. песнопения начали систематически записывать с помощью новой армянской нотописи ) их напевы все еще сохраняли свой первозданный вид.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Интересны материалы, в которых речь идет о церковно-правовом понятии «кафедра епископская», о титуле «Католикос», который исторически был в употреблении в Грузинской и Антиохийской Православных Церквах, а также в Армянской Апостольской Церкви и ряде других инославных Церквей. Важный материал нового тома повествует о кафизмах Псалтири. Среди материалов страноведческого и историко-краеведческого характера необходимо отметить статьи «Кахети» (историческая провинция Грузии), «Каффа» (так в прошлом назывался город Феодосия в Крыму), «Кения». Отдельные статьи посвящены городам Кентербери (Англия) и Кёльн (Германия), а также их знаменитым соборам и другим памятникам церковного зодчества и изобразительного искусства. О древних христианских памятниках и церковной истории городов, игравших большую роль в раннехристианскую и византийскую эпоху, также рассказывают статьи «Кесария Каппадокийская», «Кесария Приморская (Палестинская)» и «Кесария Филиппова». В 32-м томе «Православной Энциклопедии» читатель может ознакомиться со статьями, касающимися темы монастырской жизни и ее устроения: «Келарь», «Келейник», «Келья». Крупный материал «Келлии» рассказывает о знаменитом древнем монастырском комплексе в Нижнем Египте. Литургическая тема представлена в новом томе «Православной Энциклопедии» статьей «Кельтский обряд», которая рассказывает о древней литургической традиции Ирландской Церкви. Тема церковного искусства представлена статьями «Кашинский чин» (рассказывает о крупном комплексе икон Тверской школы XV в.), «Квасовы» и «Кваренги Джакомо», в которых речь идет о знаменитых зодчих эпохи барокко и классицизма, трудившихся в России в XVIII в. Религиоведческая тематика представлена в 32-м томе, прежде всего, целым комплексом статей, касающихся Католической Церкви. Обширная статья «Католицизм» обстоятельно рассматривает особенности католической триадологии, христологии, сотериологии, мариологии, эсхатологии, учения о Церкви, благодати и таинствах. Статья «Католическая Лига», рассказывает о событиях религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в. Статья «Кафедра апостола Петра» повествует о Римском папском престоле. Отдельные статьи посвящены Католическому институту в Париже, квиетизму, кардиналу Каэтану — крупному католическому теологу и церковному деятелю, игравшему значительную роль с событиях, связанных с началом Реформации в Западной Европе. Также том содержит материал, посвященный кардиналу Кёнигу, архиепископу Венскому, известному теологу и историку религии.

http://patriarchia.ru/db/text/3212053.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010