Следить далее за развитием и выражением этого взгляда у наших пастырей и богословов мы не будем а) потому что взгляд этот не самостоятельно образовался в нашей церкви, а был заимствован ею от матери своей – церкви греческой и б) потому, что изменения, которым он подвергся у последующих пастырей и богословов, касались не сущности его, а лишь формы выражения, так что приведенные нами слова митрополита Киприана могут быть приняты instar omnium; заметим лишь, что взгляд этот удержался в нашей богословской литературе до настоящего столетия, и, между прочим, нашел свое выражение в известном «Дополнении к доказательству о древности трехперстного сложения», 1839 г., столь глубоко оскорбившем тогдашнего армянского католикоса Иоаннеса 158 . Православная богословская наука и литература оказались и на этот раз верным отголоском православной иерархии. Переход от умеренного воззрения и тона к крайнему и резкому, от немногих существенных пунктов разногласия ко многим несущественным, от действительных к фиктивным, от фактов к басням представляет сочинение «о безбожной вере Армянской», приписываемое преподобному Никону кающемуся (998). Принадлежит ли оно преподобному Никону или не принадлежит, мы не берем на себя решать, но несомненно, что оно появилось во второй половине X века и даже ближе к концу этой половины, чем к началу, и именно к тому времени, когда вражда между греками и армянами достигла высшего своего напряжения. Оно, если можно так выразиться, целиком вылилось из наболевшего народного чувства, которое в своем озлоблении уже теряет власть над самим собою. К этому сочинению примыкают непосредственно δο λγοι στηλευτικο, приписываемые небывалому католикосу Исааку 159 . Эти два сочинения составляют квинтэссенцию того, что было сказано и написано в православной полемической литературе против армянской церкви самого ядовитого и обидного для армян. Все последующие памфлеты – и греческие и русские – возводятся к этим произведениям, как к своим первоисточникам и прототипам, у которых заимствуют не только содержание, но и манеру изложения. Многие из них буквально переписывают отсюда целые тирады, другие позволяют себе несколько варьировать раскрытые здесь темы, третьи, наконец, поднимаются до свободного творчества, удерживая лишь общую почву вымысла со своими образцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

Она требует вернуть имущество, конфискованное турецкими властями в XX веке 6 декабря. ПРАВМИР. Католикосат Великого дома Киликийского Армянской апостольской церкви обратился в Европейский суд по правам человека с иском о возврате имущества Армянской церкви, находящегося на территории современной Турции. Видеообращение католикоса Арама I опубликовано на официальной странице Церкви в Facebook, передает Armenian Sputnik. Резиденция Киликийского католикосата находилась в городе Сис (современный Козан) на территории Турции. В 1921 году после геноцида армян правительство Османской империи дало католикосу Сааку II два дня на то, чтобы покинуть территорию. Католикосат был перенесен сначала в Иерусалим, затем в Алеппо, а после — в Дамаск и на Кипр. С 1930 года католикосат Великого дома Киликийского утвердился в Антилиасе (Ливан). В апреле 2015 года католикосат обратился в Конституционный суд Турции с иском о возврате имущества, однако иск был отклонен. Как пишет «Интерфакс», ранее католикос всех армян Гарегин II заявил, что первопрестольный святой Эчмиадзин обратится в судебные органы Турции с иском о возврате имущества конфискованного в годы геноцида армян. «Сейчас изучаются все архивные документы, территории, поместья, имущество, которое принадлежало армянам. Этот процесс требует достаточных усилий и кропотливой работы. Изучаются документы, будет составлен соответствующий документ с юридическим обоснованием, который в виде иска будет предъявлен властям Турции, турецким судебным инстанциям», — говорил он Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 января, 2015 24 апреля, 2015 30 апреля, 2015 29 марта, 2023 17 марта, 2023 22 февраля, 2023 13 февраля, 2023 12 февраля, 2023 8 февраля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/armyanskaya-tserkov-po...

«Принятию данного законопроекта предшествовал целый комплекс мер, направленный против канонической Церкви на Украине: клеветническая антицерковная кампания в национальных средствах массовой информации, захваты храмов с применением грубого насилия к духовенству и верующим, возбуждение многочисленных фиктивных уголовных дел, давление на епископат со стороны спецслужб, попытки захвата колыбели русского монашества – Успенской Киево-Печерской лавры и других крупнейших монастырей с принудительным выселением их насельников, а также волна принудительного закрытия местными органами власти храмов Украинской Православной Церкви, запрета совершения ею богослужений, изъятия земельных участков, занятых ее монастырями, храмами и святынями», – подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Святейший считает, что объявление религиозной организации, объединяющей многие миллионы последователей, тысячи общин и сотни монастырей по всей территории страны вне закона, «ставит украинское государство в один ряд с самыми зловещими богоборческими режимами прошлого». В этой связи патриарх Кирилл от лица всей Русской Православной Церкви «обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой выступить в поддержку Украинской Православной Церкви и всех ее верных чад, пребывающих в скорбях за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1:9)». Это послание направлено Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, Католикосу Востока и митрополиту Маланкарскому Василию Мар Фоме Матфею III, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II, Католикосу Верховного Дома Киликийского Армянской Апостольской Церкви Араму I, Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III, Маронитскому Патриарху Антиохии и всего Востока Бешаре Бутросу ар-Раи, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, президенту Евангелистской ассоциации Билли Грэма Франклину Грэму.

http://foma.ru/patriarh-kirill-prizval-p...

212 несколько утрированном виде представляет весь суд как фарс, главные участники которого заранее знали свои роли и решение суда.)50 Судья оставил без внимания даже медицинское свидетельство, представленное защитником, где говорилось, что Огородников страдает болезнью крови, в результате чего ему удалили селезенку. Защитник просил назначить медицинскую комиссию с целью установления степени его нетрудоспособности. Но хотя это свидетельство объясняло, почему подсудимому трудно найти постоянную работу, просьба была отклонена. Огородников был приговорен к одному году принудительных работ. Его послали отбывать срок в Восточную Сибирь. За основателем Христианского семинара в лагеря последовало еще несколько его участников. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ В ХОДЕ РАСПРАВЫ С ДИССИДЕНТАМИ В течение 1978 и 1979 годов все чаще арестовывали и судили активистов Хельсинкского движения, были арестованы почти все наиболее известные члены пяти групп. В Москве и Литве появились новые люди, и эти две , группы смогли сохраниться до 1980 года, но грузинская и армянская группы были вынуждены прекратить свою деятельность, а украинская группа была очень ослаблена. Вместе с другими пострадали и православные участники хельсинкских групп. Александр Гинзбург был арестован в феврале 1978 г. и осужден на восемь лет , трудовых лагерей особого режима, а Льва Лукьяненко , Арестовали в декабре 1977 г. спустя лишь 18 месяцев после отбытия 15-летнего срока) и приговорили к " десяти годам лагерей и к пяти годам ссылки. Гинзбург был одним из пяти советских заключенных, выпущенных 27 213 апреля 1979 г., лишенных советского гражданства и отправленных в США в обмен на двух советских шпионов. Деятельность активистов хельсинкского движения вызвала большой резонанс и поддержку на Западе, что, разумеется, не понравилось советскому правительству. Власти решили прежде всего заставить замолчать этих политических активистов, поэтому временно были приостановлены репрессии против религиозных деятелей, Начавшиеся довольно решительно.

http://religare.ru/2_89412.html

В сообщении говорится, что 1 марта в районе 6 утра организаторы и участники митинга, не подчинившись представителям власти на законное требование прекратить митинги, применили в отношении их насилие с использованием дубинок и металлических прутьев, тем самым, причинив им телесные повреждения различной степени тяжести. Телесные повреждения также получили участники проводимых массовых мероприятий. В пресс-службе Генпрокуратуры сообщили, что некоторые участники массового мероприятия незаконно имели при себе оружие. В документе также говорится, что была создана оперативно-следственная группа, ведется предварительное следствие. При осмотре на площади Свобода обнаружены гранаты, огнестрельное и холодное оружие, металлические плиты, другие материалы, приспособленные к причинению телесных повреждений. «В результате разгона оппозиции на площади Свободы в Ереване пострадали 31 человек, шестеро из которых — сотрудники полиции», — сообщили агентству «Новости-Армения» Министерство здравоохранения Армении. Согласно сообщению, их транспортировали в больницу с травмами средней тяжести. На данный момент их жизни ничего не угрожает, случаев смерти нет. «Из 31 пострадавшего десять госпитализированы, а остальным была оказана медицинская помощь и они отправлены домой», — сообщает Минздрав. С 11 часов сторонники Тер-Петросяна собрались у здания посольства Франции в Армении, где уже ближе к вечеру начали строить баррикады из подручных средств. Лидер оппозиционного блока «Импичмент» Никол Пашинян призвал народ построить баррикады вокруг территории посольства. «Это удобное место, поскольку здесь находятся представительства дипмиссий Франции и Италии, возле которых власти не смогут применить грубую силу и насилие», — сказал Пашинян. Он предложил создать оборонные позиции, чтобы военная техника, БТР и водометы не смогли приближаться к людям. Пашинян призвал народ строить баррикады из всего, что попадает под руку — мусорных урн, парковых скамеек. Сторонники оппозиции начали разбирать новостройку напротив посольства Франции, вынося оттуда трубы и стройматериалы для строительства баррикад.

http://patriarchia.ru/db/text/372376.htm...

ЦГАМЛИ Украины. Ф. 127. Оп. 1. Д. 312. Л. 10–16, 20–27. Копия. 170. [«Сведения [уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Минской области И. Гунько] о действующих церквях, молитвенных домах и монастырях и о недействующих церковных зданиях Русской Православной Церкви по Минской области на 1 июля 1945 г.»] [Не ранее 1 июля] 1945 г. 336 Наименование районов Молитвенные дома и действующие церкви Недействующие церкви В т[ом] ч[исле] открыто за отч[етный] период Из них занято для хоз[яйственных] и культ[урных] целей г. Борисов г. Минск Бегомльский р-он Березинский Борисовский Дзержинский Заславльский Крупский Лагойский Минский Плещеницкий Пуховичский Руденский Смолевичский Тренский Холопеничский Червеньский Итого: Примечание: Обновленческих, автокефальных действующих церквей, действующих монастырей и духовных школ на территории Минской области не имеется. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Минской области И. Гунько НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 73. Подлинник. 171. [«Сведения [уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Минской области] И. Гунько о духовенстве по Минской области»] [Не ранее 1 июля ] 1945 г. 337 Служители культа, зарегистрированные при действующих церквах п/п Церковные ориентации Епископы Священники Дьяконы Псаломщики Примечание Обновленцы Автокефалисты Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Минской области И. Гунько НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 73. Подлинник. Помимо представителей православного духовенства патриарху Алексию сделали визиты представители армянской церкви, еврейской общины, англиканской церкви и мусульман. Патриарх Алексий был награждён высшим орденом Ливанской республики – орденом Кедра степени великого полководца. Таким же орденом, но степенью ниже, был награжден и сопровождавший патриарха архиепископ Тульский Виталий. Пребывание патриарха Алексия в Дамаске совпало с имевшим место там вооруженным конфликтом между сирийским населением и французскими войсками. Благодаря энергичным мерам, принятым нашим посланником т. Солод[ом], патриарх Алексий и его спутники были благополучно вывезены из Дамаска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

700 Psell., IV, 137–143 (Zon., IV, 161–162; Ephr., 135); Psell., V, 139; Attal., 18–19; Cedr., II, 547–549 (Glyc., 594; Manass., 267; Georg., 879); Arisdag., 56–57; Maith. d’Ed., 75–76; Ибн-ал-Атир, у бар Розена, 331; Lup. Prot., 58; Gull. Ap., 251–253. У Амата (39, 41) о Маниаке сообщается извращенное сведение, будто константинопольская императрица разошлась с мужем и вызвала в мужья Маниака; Маниак поспешил в Византию, а когда прибыл, то был жестоко убит, Потому что к тому времени император и императрица помирились. 701 Лебо (XIV, 330) и Гфрёрер (III, 277), введенные в заблуждение неясностью слов Скилицы-Кедрина, делают из одного лица два различных и говорят, что Лампрос ослеплен, а Лев бежал. 704 Торники появляются в сер. X в. Родоначальником их некоторые (Гфрёрер, III, 385–389, 453) считают армянина Абуганема, который при Льве VI сватался к дочери протоспафария Константина. 709 Psell., IV, 140: солдаты, выступившие против Маниака, беахш цаЯХоу той avSpoc f ауатспа! EvgyovEiaav (стали скорее созерцателями этого мужа, чем воителями). Во внимание к такому настроению Мономах поостерегся назначить главнокомандующим какого-нибудь популярного генерала, который, по замечанию историка (Psell., IV, 140), победив тирана, мог бы сам выступить тираном; но назначил преданного себе евнуха, никем не уважаемого. 710 lohann. Euchait., ed. de-Lagarde, 179–180. Этот бунт имел какую-то связь с делом Торника. См.: Attal., 22. 712 Psell., IV, 153, 155, 158. Присутствие в стенах Византии приверженцев Торника было, без сомнения, самым большим для него побуждением как можно долее щадить город. 713 Гфрёрер (III, 451) ошибочно считает Евпрепию женой Торника. Кстати здесь заметить, что он (III, 462–463) на возмущение Торника смотрит как на протест против уничтожения самостоятельности Великой Армении при Мономахе. Догадка совершенно произвольная, единственным своим основанием имеющая предположение об армянском происхождении Торника. 716 Скилица (Cedr., II, 561), пропуская промежуточные факты, неверно говорит, что он после пострижения получил приказ жить в своем доме в Адрианополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

670 Считая до дня коронации Мономаха, 12 июня 1042 г. См.: Cedr., II, 542. Глика (592), делая неверный расчет, говорит, что Зоя и Феодора царствовалимесяц (дни забыты). Пселл (IV, 113 (Zon., IV, 157; Codin., 156)) замечает, что царствование цариц окончилось на третьем месяце, очевидно, имея в виду не продолжительность времени, а названия месяцев: царствовали в апреле, мае, июне, и на последнем (третьем) месяце царствование прекратилось. 673 Psell., IV, 108–109. Зонара (IV, 155), пользующийся Пселлом, передает его мысль таким образом, что Зоя решилась выйти замуж или из пожелания мужа, или из опасения, чтобы власть не перешла к одной ее сестре, поскольку некоторые нашептывали Феодоре, что ей одной подобает царствовать, как виновнице низложения тирана. Этот малоосмысленный перифраз текста Пселла Зонарой ввел в заблуждение Лебо (XIV, 316) и Гфрёрера (III, 230–231), по словам которых: а) сама Зоя первая пришла к мысли, внушенной затем приближенным,о необходимости выйти ей замуж, чтобы иметь императора, б) это было для нее средством предотвратить единодержавное правление сестры. Что касается возраста Зои при выходе в третий раз замуж, то оба писателя ошибаются: Лебо говорит, что ей было 62 года (это повторяют Герцберг. Gesch. d. Byzant., 217, и Финлей, I, 499), Гфрёрер – 65 лет. 676 Армянский историк Вардан Великий (131) говорит еще об одном кандидате. По его словам, когда Какиг, владетель города Ания, отправился в Константинополь, Зоя стала сильно упрашивать его принять греческую веру, жениться на ней и царствовать в Греции; но он не согласился. Это показание мы относим к разряду легендарных. 677 В похвальном слове Лихуду Пселл (IV, 398–399) делает риторическое применение этого прозвища к Константину Мономаху: iovo vu iiav шолер apiaxeiov av£iAr ipci)c; (он один впереди всех сражался за Империю, стал достойнейшим борцом, вступил в единоборство за славу всего отечества и за это в награду стяжал свое прозвание). Отсюда однако же нельзя заключать, что прозвище «Мономах» означало индивидуальное качество Константина IX, как полагает Гиббон, основываясь на значении слова. Это было прозвище родовое, первоначально, может быть, заимствованное и от личного качества – только не Константина IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Константин VIII обладал внушительными физическими качествами: был высок ростом и силен, с округленными членами тела; взгляд его был ясный и высокомерный, смех открытый; говорил он языком блестящим и так быстро, что ни один скорописец не успевал за ним записывать, хотя для этого собраны были мастера своего дела; в довершение всего любил изящно одеваться. Хороший стол, игры и женщины были слабостью Константина. Он непрочь был плотно и вкусно поесть, но еще ближе к сердцу принимал театр и ипподром, конские ристалища, мимы, игру в кости и в мяч (цукан). Ради этих удовольствий готов был забыть голод и жажду – спешил принять участие в состязании, в кости играл ночи напролет. Был он также и хорошим охотником, стрелял метко, прекрасно владел копьем и мечом и ездил верхом неподражаемо, сидел на лошади как статуя. С течением времени от гастрономических, эротических и других излишеств он стал слаб ногами и не мог ходить, но все-таки на лошади сидел твердо и красиво и не отказывал себе в удовольствии вступить в борьбу. Ловкий наездник и искусный боец, он однако же боялся настоящей войны и вместо оружия предпочитал другие средства, чтобы ведаться с внешними врагами. 512 Относительно нравственных свойств Константина VIII встречаем разноречивые свидетельства у греческих и восточных (армянских и арабских) писателей. Греческие писатели говорят, что он был нрава легкомысленного, вспыльчивого, упрямого и жестокого. Он доверчиво выслушивал клеветников, быстро воспламенялся гневом, причем недоступен был уже никаким убеждениям, но недолго оставался при этом настроении, а с такой же быстротой переходил к другому, часто противоположному. Человеческой личности и жизни не щадил, по первому подозрению подвергал человека пыткам и, не разбирая вины, ослеплял. Ослепление было его любимым наказанием, которое он ко всем применял, не разбирая звания и состояния, не принимая в расчет степени вины и даже самого факта вины. 513 Человеческое страдание ставилось у него ни во что; лишая человека зрения, он помнил только одно – что ослепленный становится ни на что не годным и для императорской власти не опасным. 514 В доказательство такого отзыва о Константине греческие писатели приводят несколько примеров ослепления уважаемых и заслуженных лиц, пострадавших будто бы без всякой вины. 515 Восточные писатели, напротив, изображают Константина человеком благочестивым, добрым, кротким, сострадательным ко вдовам и пленникам, склонным прощать обиды злодеям. В доказательство его мягкосердечия указывают на то, что он не одобрял жестоких мероприятий своего брата относительно властелей, по смерти Василия II велел разрушить построенную им тюрьму и освободить из нее всех заключенных. Они не скрывают мер строгости, принятых Константином VIII против некоторых властелей, которые лишены были зрения, но считают эти меры справедливыми, должным возмездием за враждебные замыслы против престола. 516

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Отношения между Киликийской Арменией и Западом, особенно после возникновения государств крестоносцев, в целом были искренними и дружественными. Конечно, иногда появлялись некоторые признаки враждебности, однако все же преобладал дружественный настрой. Кроме того, у них были общие военные враги – византийцы и мусульмане. Еще одним фактором, способствовавшим установлению благоприятной политической атмосферы, оказалось армянское дворянство. Из всего коренного христианского населения Сирии только с представителями киликийской аристократии была готова заключать браки франкская знать 232 . В конечном счете под влиянием этой благоприятной обстановки при дворе Киликийского царства были введены латинские феодальные законы, одежда и даже институт рыцарства. Однако вслед за культурными изменениями вскоре неизбежно последовали переговоры о более тесном церковном единстве с Западной церковью. Несомненно, эти переговоры были обусловлены политическими мотивами, что, в свою очередь, объясняет причину их крайней непопулярности в пределах Великой Армении и за ее границами 233 . Другая причина народного протеста, возможно, заключается в том, что им постоянно требовал реформировать армянский церковный обряд по латинскому образцу. Главными пунктами формальных соглашений, которые заключали стороны (помимо обязательного вероучительного принципа – халкидонского учения о «двух природах» и первенства Рима), нередко были принятие западной календарной и литургической традиций. Но в любом случае, поскольку уния между Киликией и Римом неизменно диктовалась сугубо практическими соображениями, католикосу не позволяли такие переговоры контролировать. После того как резиденция предстоятеля Армянской церкви переместилась в Сис, оппозиция королевской политике унии с Римом со стороны многочисленной армянской диаспоры и вовсе утихла. Во всяком случае, давление властей было настолько сильным, что противостоять ему могло лишь духовенство Великой Армении. Для Армянской церкви (равно как и для Византийской) XIII столетие стало временем активной латинизации, о чем свидетельствует обширная миссионерская экспансия западных монашеских орденов на Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010