Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви Описание: В состав епархии входят около 40 общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории России. Главой епархии является Патриарший экзарх (в настоящее время — архиепископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры. В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд), Эстонии, Латвии, Литвы. В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский, Ростовский и Западный. К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий. В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Воссоздание северокавказских армянских храмов осуществляется при активной поддержке Русской Православной Церкви. Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Так, из 7 армянских церквей Ростова-на-Дону сохранились только одна кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач, в котором размещается Музей русско-армянской дружбы, где в настоящее время проводятся праздничные богослужения. Большую ценность для Армянской Апостольской Церкви представляют храмы в армянских селах Шаумянского района Ростовской области, построенные еще в шестидесятых годах XIX в. Из них только один храм сохранился в хорошем состоянии, а все остальные нуждаются в серьезных ремонтно-восстановительных работах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244392...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарив Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сподобившего нас быть свидетелями празднования великой и священной исторической годовщины 2000-летия Его Преславного Рождества, выразить удовлетворение состоявшимся в Святой Земле братским евхаристическим общением Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, явившимся зримым свидетельством нерушимого единства Святой Христовой Церкви на пороге третьего тысячелетия ее существования. 2. Отметить важность участия во всеправославных юбилейных торжествах глав государств с преимущественно православным населением, свидетельствующего о признании на государственном уровне значимости юбилейных торжеств. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить глубокое удовлетворение ходом и результатами визита в Русскую Православную Церковь новоизбранного Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, который прошел в духе любви, единомыслия и братского взаимопонимания. 2. Особо отметить то важное обстоятельство, что свой первый официальный визит 132-й Первоиерарх Армянской Апостольской Церкви нанес в Русскую Православную Церковь, свидетельствуя о своем твердом намерении поддерживать и развивать традиционно братские отношения между Армянской Апостольской и Русской Православной Церквами. 3. Одобрить принятое во время состоявшихся в ходе визита переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II решение о начале двустороннего диалога между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью как по богословской проблематике, так и по широкому кругу вопросов христианского служения и свидетельства, религиозного образования, социальной работы, отношений с государством, актуальных проблем современности и по иным темам, представляющим взаимный интерес. 4. Считать полезным принятое в ходе визита решение о необходимости регулярного обмена делегациями, студентами, богословами и специалистами, а также разнообразной информацией о жизни Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/4898174.ht...

В Тбилиси восстанавливается армянская церковь Сурб Эчмиадзин 16 января 2008 г. 13:02 Всеармянский благотворительный фонд «Айастан» намерен завершить ремонтные работы церкви Сурб Эчмиадзин в городе Тбилиси к концу 2008 года. Об этом «Благовест-инфо» сообщили в пресс-службе фонда «Айастан» (Армения). Ремонтные работы, которые были начаты в 2007 году, финансируют три источника: Первопрестольный Эчмиадзин, а также Армянская епархия Калифорнии и армянская община Аргентины. Тендер на проведение строительно-ремонтных работ выиграла фирма «Мгвиме». Задержка грозит серьезными убытками для реставраторов, которые уже потеряли 20% от своей запланированной прибыли по причине приостановленных в прошлом году работ. Церковь с 202-летней историей, по оценке архитекторов, сильно пострадала во время неоднократных землетрясений и подземных работ при постройке метро в Тбилиси. Крайне необходимо укрепить фундамент и сами стены церкви. По словам главы Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Вазгена Мирзаханяна, в следующее воскресенье состоится крестный ход и богослужение во дворе восстанавливаемого храма. Сурб Эчмиадзин (в переводе с армянского Эчмиадзин означает «Здесь сошел Единородный», т.е. Христос) выстроен в 1805 году в армяно-населенном районе столицы Грузии Авлабаре на средства самих авлабарцев. Церковь уникальна по своим масштабам и степени сложности, отмечает епископ Мирзаханян, однако грунтовые воды подмыли фундамент настолько, что две колонны из четырех, поддерживающих верхнюю часть здания, практически не несут нагрузки и купол с барабаном держится прямо-таки чудом. Негативную роль играет также вибрация, источником которой является ближайшая линия метрополитена и оживленная автотрасса. Выполненные в 1985 г. реставрационные работы во многом оказались даже вредными. Тогда на глубину фундамента был принудительно закачан бетон, и его масса расползлась не по назначению. На этот раз строители поэтапно, по всему периметру здания роют ров глубиной в 7 метров и вокруг фундамента скрепляют водонепроницаемый бетонный бандаж. Также предстоит снять внутреннюю штукатурку, сохранив все фрески, после чего в стенах будет просверлено 8 200 отверстий для скрепления своеобразной стальной сеткой. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/351096.htm...

Большое поселение армян возникает в XIV в. в Москве, с началом возвышения московского княжества. В Московском летописном своде конца XV в. под лето 6874 (1366 г.) рассказывается о прибытии по Волге и разорении новгородскими дружинниками-ушкуйниками городов московского княжества, Костромы, Нижнего Новгорода и других поволжских городов, от которых пострадали «множество татар и бесермен и ормен (армян. – авт. )» . В Никоновской летописи (а также в летописном своде 1497 г.) повествуется о большом пожаре в Москве (22 июля 1390 г.), который начался от дома «Авраама, некоего арменина, и згоре дворов неколико тысящ» . По мнению М. Н. Тихомирова, это торгово-ремесленный посад Китай-города, где жили армяне и греки . Согласно М. Н. Тихомирову и С. М. Соловьеву, в московской торговле армянские купцы занимали большое место . Помимо экономической жизни, армяне участвовали и в политической жизни Москвы . Среди участников знаменитой Куликовской битвы (1380 г.) на стороне князя Дмитрия Донского бились и армянские войны. Так, в «Сказании о Куликовской битве» повествуется о гибели одного из военачальников армянского происхождения – «Ондрея Серкизовича» . В летописной повести есть упоминание еще об одном – «Симеоне Меликовиче» . «Андреи Серкизъ» и «Семенъ Меликъ» (наряду с Александром Пересветом и другими героями) упоминаются в Софийской первой летописи . Вероятно, армянские войны перешли к московскому князю из наемных войск Золотой Орды, после того как монголо-татары приняли мусульманство и стали насильно исламизировать и подчиненных им христиан . Согласно М. Н. Тихомирову, простые русские люди не видели существенных различий в православном и армянском вероучении, близко общались и устанавливали родственные отношения с армянами, против чего выступал митрополит Киевский и всея Руси Киприан (1330–1406) . До нас дошло письменное свидетельство митрополита Киприана, представляющее из себя беседу митрополита с игуменом Высоцкого монастыря Афанасием, где вероучение Армянской Церкви определяется как ересь, даже «гнуснейши паче всех ересей» . Основываясь на предписании 45-го апостольского правила , митрополит Киприан выступает против общения православного «христианина с еретиком», заключения родственных отношений, дружеских приглашений друг к другу в гости, а особенно в церковь.

http://bogoslov.ru/article/6192720

Патриарх западных армян архиепископ Завен начальнику епархии в Америке архимандриту Вегуни от 28 декабря 1915 года сообщал: «Монастыри и церкви большей частью разрушены или осквернены: церковь Сурб Карапет в Муше разрушена пушечным огнем до основания, также Кармир Ванк в Кариде, Сурб Пркич и Сурб Саркис в Себастии и другие. Духовенство почти целиком перебито, и до сих пор не получено сведений ни об одном уцелевшем священнике. Из епархиальных начальников епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха» 196 . Перечень изъятых, уничтоженных и распроданных ценностей из армянских храмов не подлежит исчислению. Есть лишь различные данные относительно храмов и монастырей. Согласно опубликованному Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви в 1914 году реестру, в Османской империи насчитывалось более 2549 армянских храмов. К 1923 году их осталось 913 197 . По другим сведениям, в которых фигурируют данные патриарха Орманяна, общее число монастырей и церквей в Западной Армении составляло в 1912 году около 2200. Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и разрушены во время погромов. Таким образом, наряду с истреблением огромной части армянского населения на его Родине были уничтожены также созданные им в течение тысячелетий духовные и культурные ценности и памятники 198 . Согласно данным ЮНЕСКО от 1974 года, после 1923 года из 913 сохранившихся армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в капитальном восстановлении 199 . Исследования, посвященные геноциду армян, говорят, прежде всего, о светском характере преследований – поскольку они были направлены против армянской нации, а не против религии. Однако религиозный фактор играл не последнюю роль в происходящих событиях. Свидетельства, приведенные выше, указывают в том числе и на религиозную неприязнь со стороны правительства младотурков по отношению к армянам-христианам. Убийство и заключение в тюрьмы священнослужителей, разорение и уничтожение армянских храмов и монастырей свидетельствуют о религиозном характере преследования армян, религиозной неприязни и нетерпимости по отношению к христианам, проживавшим на территории Османской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разрушенный храм в карабахском Шуши. Фото с сайта РИА Новости Ереван, 3 декабря. В Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) надеются, что армянские религиозные памятники на территориях, перешедших под контроль Азербайджана, не только сохранятся физически, но священники смогут совершать там богослужения, заявил РИА Новости архимандрит Гарегин Амбарцумян – глава офиса по вопросам духовного наследия Арцаха, созданного в ноябре при Армянской Апостольской Церкви. Лидеры России, Азербайджана и Армении Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян подписали совместное заявление о полном прекращении с 10 ноября военных действий в Нагорном Карабахе. Согласно заявлению, Армения и Азербайджан останавливаются на занятых позициях, затем ряд районов переходят под контроль Баку, стороны проводят обмен пленными, вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора, соединяющего Карабах с Арменией, размещаются российские миротворцы. Он отметил, что даже если на территориях, отошедших Азербайджану, не разрушат армянские храмы, " есть большая опасность того, что богослужения там прекратятся, поскольку прихожане и священники оттуда уедут " . " Мы надеемся, что храмы сохранятся не только физически, но сохранится и богослужебная жизнь - священники, миряне, паломники смогут беспрепятственно посещать эти святыни. Мы надеемся, что армянские священники смогут служить в армянских храмах, расположенных в областях, которые отошли к Азербайджану " , - сказал архимандрит Гарегин. Он обратил внимание на армянскую церковь в Баку, которую власти Азербайджана отреставрировали, но в которой нет богослужений. " Я не знаю ни одного армянского храма в Азербайджане, в котором бы литургию служили армянские священники. Это последствия войны, которая была 30 лет назад " , - заявил представитель Армянской Церкви. Сейчас, по его словам, совершать богослужения можно только в монастыре Дадеванк, " благодаря находящимся там российским миротворцам " , в других же монастырях, которые находятся на территориях, отошедших к Азербайджану, богослужения не проводятся. " Несмотря на то, что священнослужители не участвовали в боевых действиях, оставаться там было очень опасно. У нас есть пример Шуши (собор Святого Христа Всеспасителя – ред.), на который падали бомбы " , - пояснил собеседник агентства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1969 Речь идет о событиях поместного Каринского собора (633), воплотившего в себе предпринимавшиеся в VI–VII вв. попытки воссоединения дохалкидонских и халкидонских Церквей через выработку новой, компромиссной христологической формулировки. На роль таковой была предложена константинопольским патриархом Сергием I монофелитская концепция (две природы при одной Богочеловеческой воле), впоследствии осужденная III Константинопольским собором (681). 1971 В Армянской апостольской церкви приготовление св. мира совершается не в Великий четверг, как в халкидонских Церквях, а в конце сентября – начале октября (до установления свт. Василия Великого единой даты мироосвящения не было). Кроме того, Армянская церковь освящает новое миро каплей предшествующего мира. Таким образом, вновь освящаемое миро освящается не освятительной молитвой, а сохранением «физической» связи с миром, освященным Христом и принесенным в Армению апостолами Варфоломеем и Фаддеем. 1972 Армянская церковь совершает Евхаристию на пресном хлебе, поскольку именно пресный хлеб (мацу) использовал Иисус во время Тайной вечери (прообраза Евхаристии), пришедшейся на иудейский праздник Песах, в который запрещено все, имеющее квасную основу. В православных Церквах выбор евхаристического хлеба обуславливается не исторической точностью, а символическими причинами: квасные просфоры связаны с хлебной жертвой, установленной в Библии: «...кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной…» ( Лев 7:13 ). Преосуществляемое вино традиционно разбавляется водой, что восходит к словам апостола Иоанна: «…один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин 19:34 ) – и символизирует животворность и неразрывную связь с Богом подлинно умершего Христа. Этот обычай введен папой Александром (105–115), постепенно стал повсеместным, однако Армянская церковь его не приняла. Введение обычая в XII в., на сближении с католицизмом, впоследствии было утрачено. 1973 Армянская церковь , следуя раннехристианской традиции (до 336 г.), не признает Рождество отдельным праздником и почитает это событие в рамках Богоявления, или Крещения (6/19 января). Соответственно, все праздники, связанные с жизнью Христа, отсчитываются не от Рождества (25 декабря), а от Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В Алеппо сожжена армянская церковь, похищены 10 христиан 30.10.2012 13:04 Версия для печати Алеппо, 30 октября, Благовест-инфо. В Сирии сожжена армянская церковь Сурб Геворк (святого Георгия). Храм расположен в армянском квартале города Алеппо " Нор Гюх " (Новое селение). Информацию о поджоге в эфире армянского телеканала " Еркир " подтвердил представитель Берийской епархии Армянской Апостольской Церкви (подчиняется Киликийскому Католикосату - Ливан) Жирайр Реисян. Он сообщил, что в результате жестоких боев в последние два дня наиболее пострадали армянские кварталы Алеппо. Реисян отмечает, что силами оппозиции преднамеренно сжигалось в храме все: иконы, и даже церковные облачения священников. Сами стены храма устояли, но интерьер и фасадная часть полностью выжжены. Кроме церкви св. Георгия были подожжены, расположенные рядом с церковью библиотека, приходские сооружения, армянская гимназия " Месропян " с действующим при нем детским садом и начальной школой. Более того, было похищено 10 мужчин, из которых семеро армян и трое арабов-христиан. Реисян, ссылаясь на неофициальные данные, отмечает, что оппозиционеры призвали правительство вернуть им 150 их товарищей, обещая взамен отпустить похищенных.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит Иларион: Отношения с Грузинской Православной Церковью определяется тем, что мы являемся членами одной семьи Православных Церквей, то есть у нас общее вероучение, у нас существует общение в таинствах и существует по этой причине самое тесное взаимодействие по многим вопросам. Если говорить об отношениях с Армянской Церковью, то у нас нет с ней общения в таинствах, но тем не менее у нас существует диалог по целому ряду вопросов и богословского, и практического характера. В частности, Русская Православная Церковь оказывала и продолжает оказывать большую помощь Армянской Церкви в ее диалоге с мусульманами Азербайджана. Уже на протяжении тридцати лет Патриарх Московский приглашает к себе главу Армянской Апостольской Церкви и председателя управления мусульман Кавказа из Азербайджана для того, чтобы обсуждать те проблемы, которые возникали и продолжают возникать в связи с Карабахским конфликтом. Е. Грачева: Светлана из Екатеринбурга спрашивает: «Здравствуйте, владыка! После исповеди я спросила батюшку, можно ли мне причаститься с учетом того, что накануне я не была на вечерней службе, но к причастию готова. Священник ответил: " На Ваше усмотрение, я не запрещаю " . Я причастилась, а сейчас волнуюсь. Видимо, я сделала что-то неправильно. Прошу Вашего совета». Вообще часто бывает, что священники формулируют это так: на Ваше усмотрение. Я тоже такое слышала. Получается, что на тебя сразу возлагается ответственность: допускаешь ты сам себя до таинства или нет. Митрополит Иларион: Вам, Светлана, незачем беспокоиться, если священник Вам сказал — на Ваше усмотрение, значит, он Вам доверил решение этого вопроса. То, что Вы не были на вечерней службе, конечно, не означает, что Вы не можете причащаться, потому что нет такого строго требования, что накануне причастия надо обязательно быть на вечерней службе. У нас сейчас иногда причастие совершается вечером, когда мы служим вечернюю Литургию Преждеосвященных Даров. Кроме того, есть такие приходы, где вечерняя служба накануне воскресного дня вообще не совершается. Это деревенские приходы, приходы, где, например, священник обсуживает сразу несколько храмов. Он приезжает для того, чтобы совершить Литургию, и понятно, что те люди, которые хотят причаститься, причащаются, хотя накануне они не были на всенощном бдении.

http://patriarchia.ru/db/text/5914667.ht...

Новости В столичном храме Христа Спасителя объяснили, почему был огорожен армянский крест 29.09.2020 13:53 Фото с сайта turbina.ru Москва, 29 сентября. Хачкар (армянский крест) возле храма Христа Спасителя был огорожен в понедельник в связи с устранением недоделок, ограждение будет снято в этот же день, рассказал ТАСС ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. " Идет устранение недоделок. Сегодня же ограждение снимут " , - сказал он. Ранее в Telegram-kahaлax появилась информация о том, что армянский крест возле храма Христа Спасителя обнесли изгородью в связи с обострением конфликта в Нагорном Карабахе. В пресс-службе Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви ТАСС сообщили, что не исключают, " что этот хачкар взят под ограждение в связи с угрозой вандализма " в отношении армянского культурного наследия. В воскресенье председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда сообщил, что Патриарх Московский и всея Руси молится о мирном разрешении конфликта в Нагорном Карабахе. Он отметил, что Русская Православная Церковь (РПЦ) готова продолжать исполнять в нем посредническую роль. 27 сентября в Баку заявили об интенсивном обстреле позиций азербайджанской армии со стороны Армении. В свою очередь, в Ереване заявили о наступлении ВС Азербайджана в направлении Нагорного Карабаха и обстреле населенных пунктов непризнанной республики, включая ее административный центр Степанакерт. Обе стороны сообщают об убитых и раненых, в том числе среди гражданского населения. Власти Армении ввели военное положение и объявили о мобилизации резервистов. Баку и Ереван оспаривают принадлежность Нагорного Карабаха с февраля 1988 года, когда регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. В ходе вооруженного конфликта 1992-1994 годов Азербайджан утратил контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010