разделы   рассылка  распечатать Вышла в свет книга " Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы " Обществом любителей церковной истории в рамках научной серии " Материалы по истории Церкви " выпущена книга кандидата исторических наук Сергея Болотова " Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы " . В монографии детально обрисовано крушение иллюзий советского руководства в отношении использования Московской Патриархии для решения внешнеполитических стратегических задач советского руководства. Центральным событием участия Церкви в международной политике И.В. Сталина стало Всеправославное совещание 1948 г. в Москве, по итогам которого потерпела неудачу попытка противопоставить православное единство враждебным СССР международным политическим силам, говорится в предисловии к книге. В первой главе монографии на основе новейших научных исследований оценивается опыт советского правительства по привлечению Русской Православной Церкви к решению ряда болезненных для СССР проблем в сфере международных отношений в 1920-1930-е гг., в первую очередь – проблемы антисоветской пропаганды и агитации в странах Западной Европы и США. Подробно рассмотрены первые, по большей части вынужденные, шаги церковных иерархов навстречу интересами советской внешней политики, участившиеся к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Роль поворотного события в истории церковно-государственных отношений в книге отведена началу Великой Отечественной войны, после которого Церковь под руководством митрополита Сергия (Страгородоского) заняла патриотическую позицию, встав на путь активного сотрудничества с органами советской власти. Вторая глава посвящена анализу сталинской модели советской религиозной политики, сформировавшейся в 1940-х гг. и действовавшей до смерти И.В. Сталина. В отдельных параграфах второй главы рассмотрены особенности работы сталинской модели религиозной политики в отношений Армяно-Григорианской Церкви и решение советским правительством церковного вопроса в Западной Украине.

http://religare.ru/2_89633.html

Пока Русская Церковь составляла часть Константинопольского патриархата, в течение полутора веков после учреждения у нас автокефалии практика присоединения западных христиан у нас соответствовала той, которая утвердилась в этом патриархате. Однако начиная с конца XVI века в употребление входит более ригористическое отношение к западным христианам. В 1621 г. Московский Собор постановил принимать латинян и униатов в Православную  Церковь  через крещение, но Большой Московский Собор 1667 г. отменил это постановление: «Неподобно латин перекрещивати, но точию по проклинании своих ими ересей и по исповедании согрешений и подаянии рукописания помазовати их святым и великим миром и сподобляти Святых и Пречистых Таин и тако приобщати Святой, Соборной и Апостольской Церкви» . Католики и протестанты стали с тех пор присоединяться чрез миропомазание, а в начале XVIII века у нас была санкционирована практика, ранее, при святом митрополите Петре Могиле, введенная в Киевской митрополии, — принимать протестантов чрез миропомазание, а католиков чрез покаяние, из чего вытекало признание действительности католического духовенства и, значит, присоединение католических клириков в сущем сане, если к тому не усматривалось в отдельных случаях препятствий личного характера. Современная практика, либо прямо диктуемая канонами, либо на них и на бесспорных прецедентах основанная, предусматривает присоединение к Православной Церкви в сущем сане клириков, включая епископов, получивших хиротонию в Армяно-Григорианской, Коптской и других монофизитских церквах, от несториан, а также в Католической Церкви. С присоединением раскольников, то есть приходящих из общин, отделившихся от кафолической Церкви не по причине вероисповедных разногласий, каковых святитель Василий в своем 1-м правиле называет не раскольниками, а самочинниками, дело обстоит несколько по-другому: в ряде случаев, казалось бы, парадоксальным образом при их присоединении к канонической Церкви священноначалие поступает более строго, чем при присоединении инославных мирян и клириков. Объясняется это тем, что, в отличие от инославных, каковых не во всех случаях уместно называть еретиками, речь не идет о церковных преступниках, лично осужденных за свои деяния — запрещенных в служении, изверженных из сана, анафематствованных, но именно такими персонально наказанными являются учинители расколов и их сообщники. Сказанное здесь очевидным образом не относится к тем, кто пребывает в расколах, возникших в давние времена, вроде отечественных старообрядцев, речь идет о деятелях, лично виновных в подрыве единства Святой Православной Церкви. Законной церковной власти принадлежит право суда над отделившимися от нее схизматическими образованиями, подобного, по мысли митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха, церковному суду над грешниками, для которых « Церковь  установила почти такую же лестницу, о какой говорится в 1-м правиле  Василия Великого » .

http://bogoslov.ru/article/6171932

(Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1136 В сообщении приходского совета от 28 октября 1918 г., подписанном псаломщиком московского храма св. Параскевы Пятницы В. Беляевым и шестью членами приходского совета, говорилось: «Сим удостоверяем, что члены причта Параскевиевского, на Пятницкой ул., храма: священник Сергий Иванович о. Фрязинов заключен в Бутырскую тюрьму, протоиерей Василий Филаретович Сергиевский лежит в больнице (страдая болезнью сердца), диакон Алексей Николаевич Максимов болен (лежит в постели с весьма повышенной температурой), псаломщик Иван Иванович Архангельский 28 октября призывается на военную службу. Таким образом, из пяти членов причта остается один псаломщик В. В. Беляев» (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 162. Л. 19). 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1917 г. в монастыре пребывали 17 монахов и один послушник. Монастырь был закрыт в 1918 г., на его территории располагался до 1922 г. концентрационный лагерь для бывших офицеров и тех, кого считали политическими противниками новой власти, затем колония для беспризорников и т. д. В 1947 г. по инициативе академика И.Э. Грабаря было принято решение о создании на монастырской территории историко-архитектурного заповедника им. А. Рублева. В 1989 г. Спасский собор монастыря был освящен и в нем возобновлены богослужения. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1288 Скорбященский женский монастырь в Москве был основан в 1889 г., однако его история началась ранее, когда в 1856 г. княгиня П.Н. Голицына устроила в своей усадьбе домовую церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость и приют для иногородних монахинь. Храм в том же году освятил митрополит Филарет (Дроздов) . В 1889 г. голицынский приют получил статус общежитского женского монастыря. В 1891 г. был заложен монастырский храм. В 1894 г. в монастыре освятили собор во имя Всемилостивого Спаса. Затем в монастыре были построены еще два храма. В различные годы в Скорбященском монастыре находились Московское епархиальное женское училище, женская церковно-приходская школа и восьмиклассная гимназия, а с 1916 г. Высшие женские богословско-педагогические курсы (институт). В 1915 г. в монастыре было 265 монахинь. В 1918 г. монастырь официально упразднили, собор Всемилостивого Спаса продолжал действовать как приходской храм (вплоть до 1929 г.). Монахини организовали швейную артель и остались на прежнем месте (вплоть до 1924 г. в обители проживало 60 монахинь). С марта по апрель 1922 г. в монастыре были проведены реквизиции предметов церковного обихода, в ходе которых был арестован настоятель собора Спаса Всемилостивого о. Михаил Славский (осужден на пять лет лагерей). В 1922 г. в монастырских помещениях разместили кавалерийские части. До наших дней сохранился собор (без главы) и незначительная часть построек. 1294 Речь идет о постановлении Временного правительства о печати от 27 апреля 1917 г., вводившем новые правила о печати. В нем говорилось: «Печать и торговля произведениями печати свободны». Однако 12 июля 1917 г. в виде «временной меры» военного времени была восстановлена военная цензура (СУ. 1917. 192. Ст. 1148). 1297 Хаммурапи (Гаммураби) – царь Вавилона, из 1 Вавилонской (аморейской) династии, правил ок. 1793–1750 гг. до н.э. С его именем связано возвышение Вавилона. Известен своим древнейшим из сохранившихся законодательных сборников (высечен в камне ок. 1959 до н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Римско-католич. приходы О. о. входили в созданную 13 апр. 1991 г. Апостольскую администратуру для католиков лат. обряда азиат. части России, с 18 мая 1999 г.- в Апостольскую администратуру Зап. Сибири (Administratio Apostolica Siberiae Occidentalis Latinorum), а с 11 февр. 2002 г. входят в Преображенскую епархию с центром в Новосибирске (Dioecesis Neosiberiana Transfigurationis). Российская греко-католическая церковь (Российская католическая церковь византийского обряда) В 1994 г. по приглашению римско-католич. декана Иосифа Свидницкого в О. о. приехал русский греко-католический миссионер Сергий Голованов, к-рый в 1997 г. был легализован в качестве викария римско-католич. прихода. На базе римско-католич. прихода в рабочем пос. Саргатское были созданы придел визант. обряда во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (зарегистрирован как самостоятельный приход 28 февр. 1997), духовная б-ка и иконописная мастерская. Спустя некоторое время зарегистрирован приход в честь Покрова Пресв. Богородицы в Омске (30 июня 1999). В 1997-2003 гг. греко-католики посылали петиции в Ватикан с просьбой назначить экзарха. В авг. 2004 г. в рабочем пос. Саргатское состоялось собрание части духовенства, получившее название «Саргатского собора». Однако его решения - в частности принятие, согласно церковному праву, протопр. Сергием Головановым временного управления экзархатом на себя - не были признаны ни лат. иерархией в России, ни Римской курией. Однако никаких офиц. санкций против участников собрания применено не было и нарушений церковного канонического права им не инкриминировалось. 20 дек. 2004 г. Конгрегацией по делам Восточных Церквей по благословению папы Римского Иоанна Павла II ординарием для общин католиков визант. обряда на территории РФ был назначен еп. Иосиф Верт (с 1991 возглавлял структуры Римско-католич. Церкви в азиат. части России), принявший в февр. 2005 г. дела от о. Сергия Голованова. Армянская Апостольская Церковь Отдельные представители армяно-григорианского исповедания проживали в регионе в XIX - нач. XX в. (в 1897 на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ.- 7 чел.), однако крупных общин и отдельных храмов в этот период не существовало. Арм. диаспора в О. о. сформировалась в ХХ в. 20 окт. 2005 г. в Омске была зарегистрирована община «Сурб-Аствацацин», в 2008 г. планировалось начать строительство одноименного храма (проект не реализован). В 2006-2008 гг. возведена ц. Сурб-Рипсиме (св. Рипсиме), на базе к-рой 28 июля 2010 г. зарегистрирована община «Сурб-Хач» (Св. Креста). Обе общины относятся к юрисдикции Российской и Новонахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2578403.html

апостольское предание – apostolic tradition апостольство – apostolate, apostleship апофеоз – apotheosis, beatification аппеляционный суд – the court of the Arches апсида – apse, apsis аркани дисциплина – Arcani Disciplina армагеддон – armageddon арминианизм – Arminianism арминианин – Arminian арминианский – Arminian Армия спасения – the Salvation Army Армяно-григорианская церковь – Armenian Gregorian Church Армянская апостольская церковь – Armenian Apostolic Church артос – Easter blessed bread артофор – artophorion архангел – archangel архангельский – archangelic архивраг – archenemy, arch-foe архидиакон – archdeacon архидиаконский – archdeaconal архидиаконство – archdeaconry архиепископ – archbishop, primate архиепископ йоркский – primate of England, archbishop of York архиепископ кентерберийский – archbishop of Canterbury архиепископия – archbishopric, province архиепископский – metropolitan, archiepiscopal, archdiocesan архиепископство – archbishopric, primacy, arch-episcopacy, arch-see, archdiocese архиерей – bishop, hierarch, eparch архиерейский – bishopric, Episcopal архиерейский амвон – bishop’s ambo архиерейский обрядник – pontifical архиерейский служебник – pontifical service-book архиерейский собор – bishops’ council архиерейский чин – pontifical liturgy архиерейское богослужение – Episcopal celebration of the divine liturgy; pontifical mass архиерейское облачение – pontificals архимандрит – archmandrite, abbot, prior, superior monk архипастырь – arch-priest, arch-flamen архипресвитер – arch-presbyter, arch-priest Архисвятитель – Patriarch Архистратиг – Archistrategos архитектурные кулисы – architectural background (of an icon) аскет – ascetic аскетизм – asceticism аскетика – ascetics аскетический – ascetic аспид – adder Ассамблеи Божьи – Assemblies of God ассамблея церковная – church assembly ассамблея генеральная – general assembly Ассамблея христианских солдат – Assembly of Christian Soldiers Ассирийская православная церковь – Assyrian Orthodox Church ассистент пастора – assistant pastor, associate pastor

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Находясь под властью владык неправославных, или даже нехристиан, многие из армян могли изменять древней своей вере из угождения к ним, и нередко по воле или против воли своей делаться орудием вражды и ненависти их к сынам Православной Церкви, как это и случалось на деле 110 . Скудость просвещения воспитывала в армянах грубые пороки и страсти и держала их в невежестве относительно вероучения, так что весьма многие из них не в состоянии были дать ответ вопрошающему словесе о их уповании ( 1Петр. 3, 15 ), и оттого легко могли увлекаться всяким ветром учения и давать другим повод к неправильным заключениям о состоянии вероучения в их церкви. 2) При чтении различных сочинений об армянах нетрудно заметить, что большей частью писали о них или мимоходом, или ограничивались внешним их бытом, не касаясь внутреннего состояния церкви, или описывали церковь их поверхностно. Обличая армян в каких-нибудь заблуждениях, писатели нигде не ссылаются собственно на учение Армянской Церкви, а излагают оные или положительно как факт несомненный, или выводят произвольные заключения из каких-нибудь обычаев армян. Одни писали об армянах только по слухам; другие повторяли о них почти из слова в слово сказания предшествующих писателей; иные, наконец, брали сведения об армянах из отзывов и сказаний людей неправоверующих, которых встречали в Армении. Что удивительного, если такие писатели распространяли отзывы и мнения об Армянской Церкви весьма поверхностные, односторонние и несправедливые? Заключаем наше обозрение вероучения Армянской Церкви словами Апостола: сии убо, елика неведят, хулят, – словами, которые приложимы и к армянам, по неведению охулившим и осудившим Собор Халкидонский, и ко многим писателям об армянах. 1 Название Армяно-Григорианская Церковь появилось после вхождения Армении в состав России и принятая Устава Армянской Церкви (1836). Этим названием подчеркивались особые заслуги и отдавалось особое почтение Святому Григорию, Просветителю Армении. Правильное название – Армянская Апостольская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

37 Таким образом, в конечном итоге через борьбу с Ватиканом Русская Церковь должна была возглавить всемирное христианство (и осуществлять через него советское влияние на большую часть человечества). Одно время казалось, что планы создания «Московского Ватикана» близки к осуществлению. В сентябрьском 1946 г. номере «Журнала Московской Патриархии» говорилось об исключительном оживлении в лоне Православной Вселенской Кафолической Церкви, под фактическим водительством Русского Православия: «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать...». 38 Еще в марте 1946 г. митрополит Николай (Ярушевич) писал в Совет по делам РПЦ о необходимости проведения в Москве Вселенского Собора. Трудно сказать, у кого родилась эта идея, но она была полностью одобрена И. Сталиным, возлагавшим на ее осуществление большие надежды. Первоначальный замысел отличался грандиозностью. 13 января 1947 г. Патриарх Алексий писал Карпову о предполагаемом проведении 1–10 октября в Москве Собора всех существовавших тогда в мире автокефальных Православных Церквей, причем представлены они должны были быть своими главами. Планировалось и участие делегаций Сиро-Халдейской, Армяно-Григорианской, Коптской Церквей в связи с обсуждением вопроса об их соединении с Православием. 23 января начала работать подготовительная комиссия Патриархии, в программу Собора намечалось включить девять вопросов, главные из которых носили «политический» характер – отношение к воинствующему католицизму и экуменическому движению. Для создания заинтересованности у будущих участников в начале 1947 г. готовилась передача подворий Иерусалимской, Сербской, Антиохийской, Александрийской Церквам в Москве, Киеве и Ленинграде; выплата денежных подарков в валюте главам Константинопольской, Кипрской, Греческой, Албанской, Сербской Церквей (в частности, Вселенскому Патриарху было выделено 40 тыс. долларов). В свою очередь, и Московской Патриархии пообещали передать все здания Троице-Сергиевой Лавры, собор в Новодевичьем монастыре и т. п. 39 В середине февраля планы были откорректированы – в сентябре 1947 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К середине XIX в. значительная часть армянской диаспоры в России была представлена преподавателями и студентами высших учебных заведений. Молодые армяне, приезжавшие в крупные российские города для получения образования, чаще всего отдавали предпочтение медицине и филологии. В 1858 г. в журнале «Духовная беседа» были опубликованы работы епископа Псковского и Порховского Гермогена (Добронравина) «Краткий очерк Армяно-Григорианской Церкви» и «Вероучение Армянской Церкви» 462 . Изложив вероучение Армянской Апостольской церкви, преосвященный Гермоген сделал нетрадиционный для своего времени вывод о близости двух Церквей: «Обозрев… главнейшие члены христианского учения, исповедуемые Армянской Церковью, мы видим, что эта Церковь относительно вероучения имеет разительное сходство с Церковью Православной. Мало того, она по своему вероисповеданию гораздо ближе к ней, чем другие Церкви, каковы, например, Римско-Католическая и Лютеранская, с которыми она не согласна в том же, в чем не согласна с ними и Церковь Православная» 463 . Во 2-й половине XIX – начале XX в. в Москве и Петербурге уже появилось несколько типографий, где печатались научные труды по арменоведению и исторической литературе, а также периодические издания, в частности, в 1903–1904 гг., – ежегодник «Банбер граканутюн ев арвест» («Вестник литературы и искусства»). Важную роль в стабилизации позиций Армянской церкви в царской России и развитии армянской учености сыграл Католикос всех армян (1843–1857) Нерсес V Аштаракеци (в миру Торос Шахазизян-Камсаракан) (1770–1857) 464 – выдающийся деятель армянского освободительного движения первой половины XIX в. Еще в молодые годы иеромонах Нерсес приобрел широкий опыт международной деятельности, выполняя поручения патриаршего уполномоченного. С начала 1800-х гг. он активно участвовал в национально-патриотическом движении за освобождение Армении от персидского гнета с помощью России, тесно сотрудничал с представителями политической и военной элиты русского двора. В должностях викария армянской Ново-Нахичеванской епархии, управляющего делами Св. престола в Эчмиадзине, главы армянской епархии Грузии и Имеретии он выступал за развитие просвещения и духовного воспитания подрастающего поколения, основал в Тифлисе первое крупное армянское среднее учебное заведение на территории Российской империи – школу Нерсесян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010