Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того, как около него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Кончина преподобного Ефрема последовала в 1053 году в глубокой старости, его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году. Память его совершается 28 января/10 февраля — день преставления и 11/24 июня — перенесение мощей. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из Смоленского города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется: в лесу, на церковной паперти. Опытный наставник преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января/10 февраля), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. Поступив в Борисоглебский монастырь, неподалеку от Торжка, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания своему духовному отцу — преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрени первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053 г.) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077 г.) он также мирно отошел ко Господу. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Вторичная память установлена 14/27 августа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Стена еси и твердое заступление всем с молитвою притекающим к тебе, богомудре Аркадие; не презри убо и наша моления, с любовию к тебе возносимая, и предстательством твоим испроси у Христа Бога всем по коегождо потребе даровати, да зовем ти сице: Радуйся, прошения наша добре исполняй; Радуйся, всем нам скорую помощь подаваяй. Радуйся, прибегающим к тебе скорый помощниче; Радуйся, предивный чудотворче. Радуйся, неусыпный о нас со ангелы предстателю; Радуйся, на демонские полки победный воителю. Радуйся, града Торжка пресветлый светильниче; Радуйся, обители твоея крепкое ограждение. Радуйся, елеем радования духовнаго нас умащаяй; Радуйся, блистанием чудес твоих нас озаряяй. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 11 Пение сие похвальное не презри, досточудне отче Аркадие, но приими е милостивно и покажи твое о нас отеческое милование; не можем бо по достоинству восхвалити тя, но елика возможем от усердия нашего дерзнухом, да тако восхваляюще тя, прославльшему тя Богу выну вопием: Аллилуия. Икос 11 Светозарна светильника Церкви Своея яви тя Солнце Правды Христос Господь, преблаженне Аркадие, невещественным светом благодати Божией горяща и мглу неведения нашего озаряюща. Темже просим тя: просвети нас, омраченных греховными страстьми, да выну воспоем тебе: Радуйся, звездо, на путь спасения приводящая; Радуйся, деннице, просвещати Церковь Христову восшедшая. Радуйся, яко свет учения Христова в сердце своем носил еси; Радуйся, яко тем просвещаем, тьму страстей всегубительных разогнал еси. Радуйся чудес дарований сподобивыйся; Радуйся, во свете невечернем водворивыйся. Радуйся, заблуждших путеводителю; Радуйся, немощствующих исцелителю. Радуйся, печальных утешителю; Радуйся, помощниче наш и покровителю. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 12 Благодатию данною ти от Бога, всех чтущих священную память твою и молитвенно тя призывающих, от бед избавляеши, недуги исцеляеши, ко спасению руководствуеши и научаеши со умилением и благодарением взывати к Богу: Аллилуия. Икос 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, Духа Всесвятаго приятелище и жилище бывый. Радуйся, яко ко Христу прилепился еси; Радуйся, яко умными очима Бога зрети научился еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 1 Избранный Господем сил и Царем славы, подвиги своими предивный образ иноческаго жития явивый и равноангельски на земли поживый, блаженне Аркадие, достойно восхвалити тя не возможем мы, любовию чтущии тя. Ты же предстательством твоим ко Господу от всяких бед свобождай всех, зовущих ти: Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Молитва преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому Небеснаго вертограда Христова юная лозо, Церкви Православныя похвало превознесенная, града и обители нашея крепкое забрало и утверждение, всех с верою и любовию притекающих к тебе тихая отрада и утешение, преподобне и богоносне отче наш Аркадие. Во дни тяжких зол, обышедших страну нашу, к тебе, яко к молитвеннику благодатному и скорому помощнику, усердно прибегаем и усердно просим тя: пролей теплое твое ходатайство ко Всемилостивому Спасу, да милостив будет к неправдам нашим, да утвердит миром и любовию страну нашу, град сей, обитель сию и вся грады и веси наши от всякаго злаго обстояния, от глада и пагубы и междоусобныя свары добре да сохранит; Церковь же Свою святую да избавит от лютаго гонения, от смертоносныя и душегубительныя язвы неверия, да укрепит и возрастит ю; всех же нас от обидящих и ненавидящих нас да свободит и вся полезная к временному житию и спасению вечному дарует твоим предстательством и заступлением, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы Пятница, 3 мая 2024 г. (20 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Воздержание от пищи Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа . прп. Феодора Трихины. прп. Александра Ошевенскаго, игумена (1479). мч. младенца Гавриила Белостокского (1690). свтт. Григория (593) и Анастасия I Синаита (599), патриархов Антиохийских. прп. Анастасия, игумена Синайской горы (685). свт. Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «По какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца, какого жительства был Аркадий, Мирским ли житием жил, или иноческим, и которого града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено»… это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек Михаил Блудов. Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицы (вероятно, к Варсонофию, впоследствии тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону преп. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону преп. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с тою же иконою». Видно, что в Вязьме был свой местный святый Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честнаго Креста пристроить и придел (церковь) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского; см. история г. Вязьмы И. Виноградова, стр. 43). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом преп. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города Вязьмы в 1661 г. от разорения Литвой. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подехал к литовским полкам, то многих литовских людей сек мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причем запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «Меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «Я Аркадий, град этот мое отечество» (там же стр. 57). Но несмотря на все это преп. Аркадий не был канонизирован и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика преп.

http://pravicon.com/info-1814

Избегая славы человеческой, преподобный Аркадий удалился в верховья реки Тверцы, где основал совместно со своим духовным наставником храм и обитель во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный Аркадий строго соблюдал монастырский устав, трудился в обители наравне со всеми иноками. Но ночи он по-прежнему проводил в коленопреклонных молитвах и слезах. Совершенно отсекая свою волю, по благословению преподобного Ефрема, блаженный Аркадий никогда не пропускал Божественной литургии, первым приходил к богослужению. Около 1077 года (13 декабря) преподобный Аркадий мирно скончался. Однако и после своей блаженной кончины он неоднократно являл чудесные знамения. При митрополите Московском Дионисии (1581–1586) было установлено совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским. В 1594 году на любимом месте подвигов святого Аркадия была устроена церковь во Имя Всемилостивого Спаса и освящен придел во имя преподобного Аркадия. 11 июля 1677 года были обретены прославленные многочисленными чудесами мощи преподобного Аркадия. Их положили в каменном склепе Борисоглебского собора обители, на левой стороне обители под приделом во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. 14 августа 1798 года (по другим данным в 1785 году) святые мощи преподобного Аркадия положили в каменном гробу (служившем до 1572 года местом упокоения преподобного Ефрема) под спудом. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского собора был освящен придел во имя преподобного Аркадия. В Иконописном подлиннике приводится внешний облик святого: «Подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия». В рукописях XVIII века сохранилось «Сказание о мощах» святого. Литература: 1 . Книга, глаголемая о Российских святых. Тверь, 1899. 2 . Преподобный Ефрем, архимандрит, и Аркадий, ученик его, – Новоторжские чудотворцы. – Тверские епархиальные ведомости, 1885, 10. 3 . Лебедев Лев, священник, Никитин В. А. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, 7, с. 66–75. 4 . Колосов И., священник. Новоторжский Борисоглебский монастырь. Изд. 3-е. Тверь, 1913. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, духови плоть свою покоривый; Радуйся, душу свою от страстей очистивый. Радуйся, желанием отечества небеснаго утвердивыйся; Радуйся, нетленных благ насладивыйся. Радуйся, душегубительнаго и гордаго змия смирением своим убивый; Радуйся, подвиги своими жителей града своего удививый. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 3 Силою Божиею укрепляемый, преподобный Ефрем, от града Торжка в славный град Киев научения ради иноческаго хождаше; пришед же в град твой и видев тя, аще и юна суща, обаче подвиг многих исполнена, благослови тя именем Божиим на путь духовнаго преуспеяния и прослави Бога, вопия Тому: Аллилуия. Икос 3 Имел еси, преподобне, наставника твоего и руководителя и старца мудраго Ефрема архимандрита, и к тому наставления ради духовнаго от града своего во обитель Новоторжскую многажды притекал еси; темже и в добродетели возрастал еси, и от людей ведущих тя, слышал еси таковая: Радуйся, великаго учителя доблий учениче; Радуйся, неусыпный к Богу молитвенниче. Радуйся, в послушании наставнику твоему добре пребывый; Радуйся, постом и воздержанием плоть свою смиривый. Радуйся, кротостию сердца твоего изряднее солнечнаго сияния просиявый; Радуйся, вся в мире суетная возненавидевый. Радуйся, духовные подвиги паче всего возлюбивый; Радуйся, воинства небесныя подвиги своими удививый. Радуйся, яко добродетелей многих сокровищем обогатился еси; Радуйся, яко еще в юности многолетних духовным житием превзошел еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 4 Бурю мирскаго жития и страстей юношеских нощными стоянии и подвигом воздержания укротил еси, преблаженне Аркадие, и постом сугубым и чистотою телесною душу твою украсил еси: темже прежде принятия ангельскаго образа, уже инок изрядный был еси и научил еси всех воспевати Богу: Аллилуия. Икос 4 Слышаще и видяще Вяземстии людие чистое житие твое, преподобне Аркадие, прославляху Всемилостиваго Бога, даровавшего им таковаго юного подвижника и теплаго молитвенника, понеже убо ты, отче, псаломскую песнь исполняя, не давал еси сна очима своима, ни дремания веждома своима, обаче на камени велицем, иже бе при церкви Божии, по вся нощи в пении и молении подвизался еси. Сего ради любовию вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Чтобы убедиться в том, что Аркадий Вяземский особое лицо от Аркадия Новоторжского, достаточно для этого привести сведения, сообщаемые г. Ив. Виноградовым, или житие пр. Аркадия Вяземского. «Этот преподобный, уроженец г. Вязьмы происходил из тамошних купцов Сырейщиковых, отличавшихся (и отличающихся, так как их род и доныне существует) особенной религиозностью. Отец Аркадия, как говорит местное предание, и как свидетельствуют имеющиеся у жителей рукописные жития его, жил на Олешинской улице. В 1879 г. в Вязьме был сильный пожар на Олешинской улице; на ней погорели все дома, кроме одного, в котором, будто бы, родился пр. Аркадий. Этому святому жители, свято чтущие своего согражданина (Аркадия), приписывают то, что в городе и окрестностях его, несмотря на низменную и болотистую местность, нет ужей и змей. В житии пр. Аркадия повествуется, что однажды на улице он увидел «некия вдовицы сына, мала отрока, ядяща млеко, и уж из того же сосуда, с ним же отроком, ядяше млеко. Воздохнув же Аркадий, рече: «в Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязме и за тридесять поприщ». И от того часа, замечается в литии, молитвами святого (ни в Вязьме, ни в окрестностях его) несть ужей и змей. Раз сказывается в житии, что Аркадий вёл жизнь Христа ради юродивого, – любил в великие праздники подметать улицы, по каким будет совершаться крестный ход (что приписывается также и Аркадию Новоторжскому). Но об его иночестве, особенно о том, что он был учеником пр. Ефрема, – это кажется позднейшее прибавление. В житии пр. Аркадия рассказывается, что в одно из своих путешествий из Торжка в Киев пр. Ефрем увидел на «урочище» Вязьме юношу Аркадия, провидел в нём подвижника и взял его в свою (Борисоглебскую) обитель. – Пр. Аркадий, пожив несколько лет при пр. Ефреме, скончался. День кончины его полагают 13 декабря (но в каком году неизвестно). Пр. Аркадий Новоторжский изображается с непокрытой головой, длинными волосами, и с руками, сложенными на груди, в короткой, не монашеской, одежде. – Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск (февраль), 2015 г. Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 г., в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 г. всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп. Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

http://sobory.ru/article/?object=01139

Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет, благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба Всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память Всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более сорока угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями Тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12 июня, 2 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта), и епископ Арсений († 1409; память 2 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига. Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января и 11 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.); основатель Сретенского монастыря преподобный Савва († 1467); и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459) основатель СвятоТроицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17 марта, 26 мая); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7 декабря, 27 мая); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11 апреля, 4 октября); убитый псшяками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониева Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЯЗЕМСКИЙ АРКАДИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вяземский Спасский собор бывшего Аркадьевского монастыря Вяземский Аркадиевский женский монастырь (недейств.) Монастырь располагался на левом берегу р. Вязьмы, на месте подвигов прп. Аркадия Вяземского . По сообщению жития прп. Аркадия, в 1661 г. святой явился в видении пастуху Сергию и заповедал возобновить близ места своих подвигов («в главной крепости у наместничья двора») некогда существовавшую там церковь во имя Всемилостивого Спаса («Нижнего»). Горожане построили храм, Сергий, приняв постриг с именем Спиридон, основал при нем мужской монастырь и стал его строителем. В документах XVII в. храм именовался «церковью Всемилостивого Спаса Нижнего монастыря» (в XV-XVII вв. в Вязьме существовал и др. Спасский монастырь - Преображенский, называвшийся «Верхним» или «Вышним» ). В начале XVIII в. «Нижний» монастырьрь пришел в запустение и был упразднен, указ архиеп. Сарского Леонида от 30 сентября 1727 г. свидетельствует, что церковь Всемилостивого Спаса стояла «бесприходной», как бывшая монастырская. В 1762 г. на средства купца Т. Ф. Бубкова на месте обветшавшей церкви была выстроена одноименная каменная с приделом во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (в кон. XVII в. в Вязьме возникла традиция отождествлять преподобных Аркадия Вяземского и Аркадия Новоторжского); в 1774 г. в ее приходе числилось 3 двора. В конце 1779 г. после закрытия Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь, не пожелавших уйти в мир, поселились при церкви Всемилостивого Спаса «Нижнего» монастыря, в то время приписной к Троицкому собору Вязьмы . В июне 1780 г. сестры испросили у ген.-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств кн. Н. В. Репнина дозволения устроить при Спасском храме «своим коштом казенную богадельню», строительство каменного двухэтажного здания богадельни завершилось к лету 1783 г. Храм, богадельня, хозяйственные постройки и огороды были обнесены каменной оградой. Духовником сестер был священник из Троицкого собора, руководила общиной избранная сестрами мон. Севастиана (Радванская) , по ходатайству которой в мае 1788 г. Смоленское наместническое правление выдало общине «отверстный указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства». В 1805 г. в общине насчитывалось 30 сестер, в 1809 г.- 11. Насельницы шили облачения, выпекали просфоры для всех городских храмов, изготавливали свечи.

http://drevo-info.ru/articles/26084.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010