Можно думать, что наместник в крупных городах епархии вне столицы не обязательно мог быть только эмиссаром, присылаемым на время, но и главой особого наместнического округа, которые создавались в отдельных частях епархии . В Новгороде владычные наместники появляются поздно. В Синодальной редакции Устава Владимира о десятинах (конца XIII в.) вставлено запрещение судить княжеские суды без «вла-дычня наместника» . В позднем Крестининском изводе той же редакции первой половины XIV в. вместо «наместника» называется «судья» , что говорит о судебном характере деятельности этого церковного чиновника. По Новгородской и Псковской судным грамотам XV в. владычный наместник осуществлял суд наряду с посадником , причем в Новгороде он имел собственных судей . Печати новгородских владычных наместников сохранились с конца XIII в. Наряду с наместниками при архиепископе, ведавшими владычным судом, в Новгородской земле, как определил Янин, в конце XIII в. возникает институт наместников на периферии Новгородской земли, осуществляющих государственную власть от имени республиканского правительства. Это Ладожское наместничество, возникшее при архиепископстве Климента (1276—1299) и просуществовавшее до 1316 г., когда в Ладоге была восстановлена власть светских институтов республики. Его сменило после 1316 г. Новоторжское наместничество, где владычный наместник осуществлял власть совместно с великокняжеским наместником по широкому кругу дел, включающему и поземельные отношения . Наместничеством новгородского архиепископа в церковном отношении было и Псковское княжество. Известны «печати архиепископа новгородского», которые по сфрагистиче-скому типу отнесены к XIV—XV вв., а по месту находок — только к Пскову. Их считают принадлежащими владычным наместникам в Пскове . Однако эти особые новгородские церковные институты относятся ко времени, выходящему за пределы настоящего исследования. Хозяйственной деятельностью в епископии занимался владычный тиун. Тиун при епископе упоминается уже в XII в. в записи на книге, написанной в Новгороде «при епискоупе Аркадии и при тиуне Тупочеле» .

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Н. Н. Мурзакевич 180 от 14-го ч писал: «Ваше Преосвященство, Достопочтенный Архипастырь! Общество имеет честь принести искреннейшую благодарность за доставленное начатое Вами издание «Историческая библиотека Тверской Епархии» 181 . Материал важный для русской церковной Археологии. После покойного Гавриила бывшего моего благоприятеля, остались у меня тетради, содержащие в себе описи церквей Тверской епархии. Покойный, по недостатку средств, передать мне. Любопытные описания церквей и некоторые этнографические описания сельских наречий достойны печати. Не найдется ли возможности оные помещать в Тверских Епархиальных Ведомостях. Если это возможно и Вам угодно, то я готов эти материалы доставить Вашему Преосвященству. Поручив себя благосклонной Вашей памяти, честь имею быть покорнейшим слугою... P.S. Позвольте представить очерк жизни достопамятного архиепископа Гавриила Розанова 182 . Это частицы из краткого очерка бывших начальников Новороссийской иерархии». – В ответ на это писал я от 11-го января следующего 1880 г.: «Получив почтенное письмо Ваше от 14-го декабря минувшего года, при котором препровожден ко мне экземпляр очерка жизни покойного архиепископа Гавриила, бывшего Тверского, и в котором Ваше Превосходительство, между прочим извещаете меня о сохраняющихся у Вас после преосвящ. Гавриила тетрадях, содержащих в себе описи церквей Тверской епархии, которые благосклонно предлагаете мне для помещения в Тверских Епархиальных Ведомостях, – долгом поставляю принести Вам, Милостивый Государь, искреннюю благодарность как за присланную брошюру, так и за предлагаемые тетради, которые Редакция Тверских Епарх. ведомостей весьма охотно будет печатать на своих страницах». На письмо это целый год не было ответа. 19-го ч. вечером изволил прибыть из СПб. в Тверь, для свидания с своим сыном В. Князь Константин Николаевич с двумя младшими сыновьями Константином и Димитрием Константиновичами. На другой день, 20-го ч., Их Высочества Константин и Димитрий Константиновичи, в сопровождении флигель-адютанта Зеленого 183 , почтили меня своим посещением. Красивые и стройные юноши, не по летам высокого роста, в обращении со мною были очень приветливы и любезны. В беседе со мною обнаруживали, в особенности Константин Константинович, любознательность и любовь к русским древностям. –Я благословил того и другого иконами преп. Ефрема и Аркадия, Новоторжских чудотворцев, и вручил по экземпляру службы с житием сих угодников. – При прощании со мною Великие Князья передали мне желание своего августейшего родителя видеть меня во Дворце, в 2 часа пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2) О подвижниках полковых церквах, порядке снабжения их св. миром и антиминсами, источниках их доходов, порядке записи, расходования и отчетности церковных сумм. 3) О правилах церковного хозяйства неподвижных и подвижных церквей военного ведомства, выбора и назначения к ним церковных старост, ктиторов и других лиц, исполняющих их обязанности. 4) О правилах надзора и суда над военным духовенством, а также порядка удостоения его наград за службу и отличия. 5) О существующих в настоящее время штатах управлений главных священников гвардии и гренадер, армии и флотов. Имея в виду, что вышеозначенные сведения о поименованных предметах сосредоточены в управлении главных священников гвардии и гренадер, армии и флотов, и что ныне управление церквами и духовенством гвардейского и гренадерского корпусов временно поручено главному священнику армии и флотов, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие о сообщении мне и в возможно непродолжительном времени необходимых для Комиссии означенных сведений». 20-го ч. получено было мной три письма: два из Твери и одно из Одессы. Из Твери писали преосвящ. Антонин и протоиерей В. Ф. Владиславлев. Вот что писал мне от 19-го числа преосвящ. Антонин: «Благословите мне исполнить давнишнее мое желание – поклониться свят. мощам Новоторжских Угодников Божиих, преподобных Ефрема и Аркадия. Поездку в Торжок мне желательно совершить с о. протоиереем Василием Федор. Владиславлевым и с сыном его, Сергеем Васильевичем, – в одни сутки, совершенно неофициально. Рассчитываем мы поступить таким образом: вечером двадцать какого-нибудь июля прибыть в Торжок, на другой день отстоять литургию, помолиться Угодникам Божиими поклониться св. мощам Их, побывать у о. настоятеля и к вечеру возвратиться в Тверь. Официальную поездку в Старицу и в лежащие на пути к ней села могу совершить не прежде сентября месяца. Духовная Консистория обещала мне составить расписание этой поездки. Получив его, я представлю его на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства, с моим заключением относительно свиты. В июле и августе мне невозможно отлучиться из Твери. Много «ставленников», ожидающих рукоположения; много хозяйственных дел в монастыре, требующих непосредственного моего надзора: не на кого мне положиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих. Да хвалится брат униженный высотою своею» ( Иак.5:8-9 ), — читаю я в сегодняшнем апостольском послании. Когда я пришел на первое собрание АА, о, каким мудрым я почитал себя, а остальных пьяниц круглыми дураками. Но сейчас, спустя какое-то время, обретя некую стабильность в трезвости и посещая группы поддержки, я «поумнел», т.е. перестал во всем полагаться на свои силы и ум. Оказалось, что сил у меня не так уж много, а ум по привычке нередко рождает алкоголические идеи и мысли. Я стараюсь направить свой ум в единое русло, к Богу и трезвомыслию, но вижу, что иногда он двоится, и тогда я начинаю колебаться на пути выздоровления. И всё ж есть повод хвалиться тем унижением, которое принесла болезнь алкоголизма в мою жизнь, потому что благодаря ей я увидел, что со мною творит Бог, когда я меняю ветхое и безобразное на новое и прекрасное. Наверно, это происходит во многом из-за того, что я начал замечать кого-то кроме себя. В нашем Содружестве я учусь жить для других и отказываться от эгоизма. Житие празднуемого сегодня святого — преподобного Аркадия Новоторжского для меня пример жертвенности и любви. Он происходил из города Вязьмы от простых и благочестивых родителей. Кроткий и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство ради Христа. Он питался подаянием, спал, где придется. Я знаю, что моя проповедь трезвости для большинства окружающих выглядит как юродство: какие-то непьющие алкоголики, какие-то тайные собрания, шаги, традиции. Ценности, о которых я пытаюсь говорить, часто вызывают смех. Этот смех и пренебрежение адресованы часто мне самому. Я осознаю свою трезвость как подаяние, дар от Бога, а не как что-то заслуженное мною. Хотелось бы быть честным, искренним и жертвенным с другими. Конечно, не всегда это удается, но я только начинаю свой духовный путь. Пусть моя новая трезвая жизнь, которая для других (многие из которых горько пьют горькую) является юродством, будет маленькой жертвой ради Христа.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

2) о подвижных полковых церквах, порядке снабжения их св. миром и антиминсами, источниках их доходов, порядке записи, расходования и отчетности церковных сумм. —271— 1884 г. 3) о правилах церковного хозяйства неподвижных и подвижных церквей военного ведомства, выбора и назначения к ним церковных старост, ктиторов и других лиц, исполняющих их обязанности. 4) о правилах надзора и суда над военным духовенством, а также порядка удостоения его наград за службу и отличия. 5) о существующих в настоящее время штатах управлений главных священников гвардии и гренадер, армий и флотов. Имея в виду, что вышеозначенные сведения о поименованных предметах сосредоточены в управлении главных священников гвардии и гренадер, армии и флотов, и что ныне управление церквами и духовенством гвардейского и гренадерского корпусов временно поручено главному священнику армии и флотов, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие о сообщении мне и в возможно не продолжительном времени необходимых для Комиссии означенных сведений“. 20-го ч. получено было мною три письма: два из Твери и одно из Одессы. Из Твери писали преосвящ. Антонин и протоиерей В.Ф. Владиславлев. Вот что писал мне от 19-го числа преосвящ. Антонин; „Благословите мне исполнить давнишнее мое желание – поклониться свят. мощам Новоторжских Угодников Божиих, преподобных Ефрема и Аркадия. Поездку в Торжок мне желательно совершить с о. протоиереем Василием Феодоров. Владиславоевым и с сыном его, Сергием Васильевичем, – в одни сутки, совершенно неофициально. Рассчитываем мы поступить таким образом: вечером, двадцать какого-нибудь июля, прибыть в Торжок, на другой день – отстоять литургию, помолиться Угодникам Божиим и поклониться св. мощам Их, побывать у о. настоятеля и к вечеру возвратиться в Тверь. Официальную поездку в Старицу и в лежащие на пути к ней села могу совершить не прежде сентября месяца. Духовная Консистория обещала мне составить расписание этой поездки. Получив его, я представлю его на благо усмотрение Вашего Высокопреосвященства, с моим заклю-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но об его иночестве, особенно о том, что он был учеником преп. Ефрема, — это кажется позднейшее прибавление. В житии преп. Аркадия рассказывается, что в одно из своих путешествий из Торжка в Киев преп. Ефрем увидел на «урочище» Вязьме юношу Аркадия, провидел в нем подвижника и взял его в свою (Борисоглебскую) обитель. Преп. Аркадий, пожив несколько лет при преп. Ефреме, скончался. День кончины его полагают 13 декабря (но в каком году неизвестно). Преп. Аркадий Новоторжский изображается с непокрытой головой, длинными волосами, и с руками. сложенными на груди. в короткой, не монашеской, одежде. Св. Аркадий Вяземский изображается молодым и в мирской одежде, но с зеленеющей веткою. Поводом к такому изображению св. Аркадия Вяземского было то, что в 1525 г. сей святый явился с зеленеющим древом в руке повару Вяземского воеводы Григория Бобрищева — Авдию, и на его вопрос — объяснил, что зеленое деревцо в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию обявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое им место в Вязьме оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем он при жизни молился, охраняли». Св. Аркадий скончался в конце XV века (1492 г.). Память его в Вязьме совершается 11 июля. В 1832 г. в Вязьме был открыт женский монастырь (или вернее возобновлен вместо прежнего мужского монастыря в честь Всемилостивого Спаса). В этой обители сохраняется вышеуказанный камень. Что преп. Аркадий Новоторжский не одно лицо с Аркадием Вяземским, как усиливаются доказать некоторые (см. И. Виноградова, преп. Аркадий Новоторжский и Вяземским, Тверь. 1905 г.), видно из самых изображений их. Св. Аркадий Новоторжский, кроме сказанного выше об изображении его, согласно «Иконописному Подлиннику» под 13 ч. декабря (когда память совершается именно Аркадию Новоторжскому, а не Вяземскому) «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия». (Филимонов 41 стр.). А Аркадий Вяземский на иконе, написанной не по «Иконописному Подлиннику», (в которому и не упомянут Аркадий Вяземский), а согласно ведению повара Авдия самоизмышленно в г. Вязьме (о чем ниже будет сказано), «подобием муж млад, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена, по колени ноги голы».

http://pravicon.com/info-1814

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы (Смоленская область) от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется: в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости, его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец († 1053; память 28 января/10 февраля и 11/24 июня), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того, как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховье реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей в 1072 г.; общая память 2/15 мая). Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077 г.) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 гг. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июня (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спуд в каменном гробу, служившим раньше местом упокоения преподобного Ефрема. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Герман Аляскинский, равноапостол Алеутский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ведя строгую аскетическую жизнь, преподобный Аркадий часто молился недалеко от городского собора. Излюбленным местом его уединенной молитвы была небольшая горка в лесу за городской стеной. На поляне лежал большой плоский камень, на котором святой Аркадий иногда молился несколько ночей подряд. Склонность преподобного к уединению, стремление избежать мирской славы, помогали ему некоторое время скрывать свои духовные дарования. Но еще при жизни святого стало известно, что по его молитвам люди получали Божии благодеяния. Особенно поразил вязьмичей следующий случай. Однажды близ поляны, где молился преподобный Аркадий, проходила женщина с малолетним сыном. Ядовитая змея укусила ребенка. На крики матери прибежал преподобный Аркадий. Он исцелил умиравшего ребенка и заклял молитвой змей в ближайшей округе. Узнав об этом чуде, вязьмичи стали по-другому относиться к святому. Более внимательные замечали, что за Богослужениями в храме преподобный Аркадий преображался: лицо озарялось особым светом, он часто плакал от умиления. К словам праведника стали прислушиваться. Он говорил мало, но его слова, предсказания сбывались. Обличения и поучения преподобного Аркадия были мягкими, ненавязчивыми, иногда иносказательно-символическими. Так, примерно за два дня перед крестным ходом, святой Аркадий подметал улицы от собора до того храма, куда должен был совершаться крестный ход. Этим он призывал людей, очищая свои души, готовиться к церковному празднику, к достойному принятию христианской святыни. Однажды через Вязьму в Киев проходил преподобный Ефрем Новоторжский. Увидев Блаженного Аркадия, он «понял духом своим, что этот юноша принял на себя юродство Христа ради». Святой Ефрем ободрил Блаженного Аркадия в его трудном подвиге. С того времени он стал духовным наставником святого Аркадия, который часто ходил к нему в Новый Торг (ныне Торжок Калининской области) для назиданий. Когда же вязьмичи стали прославлять его, как угодника Божия, преподобный, желая избежать мирской славы, покинул Вязьму. Вместе с преподобным Ефремом Блаженный Аркадий начал строительство новой обители с храмом во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба на правом берегу реки Тверцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г. И. П. Виноградовым в описании г. Вязьмы (стр. 101) помещено интересное дело об иконе преп. Аркадия. «В 1678 г. на Вознесенье приходил к нам, так доносил архимандрит Вяземского Предтечева монастыря Питирим (впоследствии Тамбовский епископ), в монастырь Троицкий протопоп (т. е. Вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками, с крестами и иконами»; в числе последних была икона, принесенная от «Спасской церкви Нижняго» (это, по замечанию г. Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью: «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»… — Икону эту (преп. Аркадия) архимандрит Питирим оставил у себя «для подлинного ведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону, как необычную и дотоле им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своею подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели. Дело в том, что за два года до того, в 1677 г., были обретены мощи преп. Аркадия Новоторжского, от которых — в сказании о св. Аркадии сказано, — «подаются исцеления с верою приходящим». (Приложение к службе преп. Аркадию, СПБ, 1860). Молва об открытии в Торжке целебоносных мощей Аркадия, ученика Преп. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе преп. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», в следствии чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава, архимандрит Питирим (в Тамбове местно почитаемый за святого и чудотворца). Замечателен ответ старца Спиридона на «расспросные речи» об иконе преп. Аркадия. По его словам, подпись на иконе преп. Аркадия будто бы «слиняла» вся «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «Св.

http://pravicon.com/info-1814

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский родился в начале XI века в старинном русском Городе Вязьме (Смоленская область) в благочестивой семье. С детских лет воспитывая святого Аркадия в глубокой вере, родители научили его строгой молитве и послушанию. Кроткий, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Жил он где придется, питался подаянием. Он любил уединенную ночную молитву, за которой проводил многие часы, стоя на большом плоском камне посреди лесной поляны. Блаженный Аркадий почти все время пребывал в молитвенном молчании, когда же говорил, его немногословная речь была исполнена христианского смирения и любви. Юноша давал мудрые советы, предсказания его всегда сбывались. После того как вязьмичи стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая людской славы, удалился из родного города в верховья реки Тверцы. Там поселился он в странноприимном доме, устроенном его духовным наставником преподобным Ефремом (†1053; память 28 января и 11 июня) вблизи города Новый Торг (впоследствии г. Торжок Тверской, ныне Калининской, области). Блаженный Аркадий разделял труды преподобного Ефрема Новоторжского, помогал ему в сооружении первого на Руси храма во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015, общая память 2 мая). Храм стал соборной церковью новоустроенного Борисоглебского монастыря. Блаженный Аркадий принял иночество, остался в этом монастыре и жил в послушании своему духовному отцу – игумену новой обители. Преподобный Аркадий не пропускал ни одной Литургии, являясь к заутрени первым, вместе с преподобным Ефремом и во всем следуя его примеру. Он трудился в обители наравне с другими иноками, а ночи по-прежнему проводил в коленопреклоненных молитвах и слезах. После кончины преподобного Ефрема, преподобный Аркадий еще много лет подвизался в Борисоглебском монастыре, пребывая в молитве, посте и молчании. Точное время его кончины неизвестно (по некоторым данным 13 декабря 1077). Преподобный Аркадий был погребен в соборном храме монастыря, в деревянном гробе на правой стороне храма. Его святые мощи, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля 1677 года. Прославлению преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского предшествовали чудесные его явления в 1525 и 1661 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010