Строительство собственно Софийных храмов было характерно только для раннего периода древнерусского зодчества X–XIII столетий. Стольные грады Киев и Новгород подражали в этом Византии. А затем укоренилась традиция строительства соборов, посвященных Пресвятой Богородицы как русскому образу Святой Софии. Так Успенский собор в Кремле стал московской Софией. В то же время он был богословским и градостроительным символом Софии константинопольской, переосмысленным в русской традиции, поскольку Москва – Третий Рим – ориентировалась и на символику Второго Рима. Москва осознавала себя домом Пречистой Богоматери с главным чертогом Ее – Успенским собором. «Мы видим небеса!» Петровская икона Богоматери 4 августа 1327 года Успенский собор был освящен, но святитель Петр не дожил до этого торжества. Он был похоронен в новоустроенном соборе, где еще при жизни своими руками вытесал себе гроб. В 1329 году его преемник митрополит Феогност устроил в Успенском соборе придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра – по тезоименитству почившего святителя. В 1459 году святитель Иона устроил в Успенском соборе придел в честь Похвалы Богородицы – в благодарность за победу над татарским ханом Седи-Ахматом. Так у главного храма России появился престол в честь праздника, с которого началась история Москвы, ибо легендарная встреча князей-союзников Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича 4 апреля 1147 года состоялась в канун праздника Похвалы. А в память прежнего соборного храма Москвы в Успенском соборе освятили Дмитровский придел. (Все эти приделы были перенесены в новый храм, построенный Аристотелем Фиораванти.) До конца XIV века главной святыней Успенского собора была Петровская икона Богоматери, написанная самим святителем Петром (ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее). А в 1395 году в Успенский собор была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана и ставшая на века главной святыней Русского государства. В 1453 году пал Константинополь, и Москва стала исторической и духовной наследницей Византии. Близилось к концу татаро-монгольское иго. Иван III, объединив под властью Москвы удельные русские княжества в единое государство, решил возвести новый Успенский собор по образцу владимирского, что должно было символизировать победу Москвы.

http://pravoslavie.ru/3571.html

Приведем сведения о двух публикациях, связанных с этим видом деятельности В. С. Маркова. «Русский архив» в 1908 опубликовал статью Маркова «Успенский собор в Москве. Устройство его отопления». В статье дано подробное изложение истории оснащения Успенского Собора отоплением. Строитель собора, итальянец Аристотель Фиораванти, как житель теплых стран, не предусмотрел защиты от московских холодов. Тонкие верхние своды построенного в 1479 году собора пропускали тепло, пол был железный. Мысль об устройстве отопления принадлежала императору Николаю Павловичу. В обсуждении приняли участие обер-прокурор гр. Протасов и митрополит Филарет, мнение которого – сохранить древнюю святыню в неприкосновенности – возымело действие. В 1850 работы были отложены, к ним вернулись в 1858 году по воцарении Александра Николаевича. Владимир Семёнович подробнейшим образом излагает, как перипетии, связанные с проектированием и согласованием, так и опыт начальной эксплуатации. Приведены переписка и официальные документы, авторами которых являлись: проектировщик и производитель работ, инженер-капитан Быков, генерал-губернатор гр. Закревский, обер-прокурор гр. Толстой, протопресвитер Димитрий Новский, генерал-майор барон Дельвиг, митрополит Филарет. Технический контроль проекта осуществляла комиссия по построению Храма Христа Спасителя. Владимиром Семёновичем рассматриваются тонкие детали, включая обеспечение дополнительной охраны на время строительства в связи с проломами в стене, квалификация истопников, количество и качество дров, пределы изменения температуры в разных частях Собора. В заключение автор останавливается на современных ему проблемах: топочная отстоит далеко, трубы плохо изолированы. Анализирует вопрос о новых видах отопления, в частности, водяного. Непреодолимым препятствием для новых работ является неприкосновенность святых гробниц. Статья «Храм св. Софии в Константинополе» была опубликована в «Душеполезном чтении» и вышла отдельным изданием в 1897 году. В статье отслежена история храма, начиная от Юстиниана, кончая падением Константинополя в 1453 году и въездом в храм на коне султана Магомета Второго, разграблением храма, обращением его в мечеть. Приводятся современные (конца 19 века) фотографии, планы, подробности внешнего и внутреннего устройства. Свою работу Владимир Семёнович кончает следующими совами «Таков был Храм св. Софии, который недаром старики называли «земным небом, вторым небом, колесницею херувимов, престолом и славою Господними " » В 1911 новое издание о. Владимир начинает следующими словам: «В настоящее время есть предложение построить в Москве в память освобождения крестьян от крепостной зависимости храм во имя Благоверного Великого Князя Александра Невского по плану храма святой Софии в Константинополе. Благовременно ознакомиться и проследить историю судьбы его».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Закрыть «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж Священник Николай Аксенов   00:27 10.11.2016 843 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Ясно, что в свите Зои было немало иностранцев: греков и итальянцев. О них известно немного. Самые известные итальянцы – «фрязе», как их называли на Руси (от слова «фряг» – «франк»), – прибыли чуть позже. И повод для этого был довольно скандальный. В ноябре 1472 года состоялось бракосочетание Софии и Ивана Васильевича, а уже в мае 1474 года рухнул почти достроенный новый Успенский собор – краса и гордость Московского государства. Конечно, это был позор: стали искать виновных, подозревали воровство – но всё было драматичнее. Русские зодчие просто не умели строить большие здания. В течение веков все мастера и умельцы целенаправленно угонялись на стройки Востока – этот момент нельзя недооценивать, говоря о последствиях ордынского «ига» для русской истории. Но нет худа без добра. Великий князь по совету супруги направил в Венецию посла с поручением пригласить на работу в Москву архитекторов, художников, оружейников и других иностранных специалистов. Условия предлагались щедрые. И уже в марте 1475 года в Россию прибыл знаменитый Аристотель Фиораванти. Ему был положен оклад 12 рублей в месяц (русский каменщик получал 15 копеек). Вслед за ним потянулись и другие мастера: архитекторы Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин, Алевиз Новый. Это были звезды даже по европейским меркам. Их творения – Успенский и Архангельский соборы, башни и стены Кремля, Грановитая палата – стали визитной карточкой России. Но не менее важную роль играли крепости, самая известная из них – Ивангород на границе с немецкой Прибалтикой – была построена по самым современным канонам и надолго обеспечила охрану наших рубежей. Успенский собор Московского Кремля А представители лучшей на то время в мире итальянской металлургии создали русскую оружейную промышленность. Знал великий князь и о главной европейской новинке того времени – книгопечатании. В Любеке русские послы нашли печатника, который согласился поступить на службу к великому князю, но до Москвы он не добрался: был ограблен и утоплен в Новгороде…

http://pravoslavie.ru/88077.html

По словам той же летописи, псковские каменщики, вызванные великим князем после падения собора, осматривая неудачную работу московских мастеров, «дела их похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино не клеевито», – ibid. стр. 198 fin.. 1136 Об Аристотеле (фамилия или прозвание которого правильно не Фиоравенти, как у нас принято его звать, а Фиораванти) подробно во 2 Софийской летописи, – Собрание летописей VI, 199; некоторые дополнения в Типографской летописи стр. 292. Cfr у Пирлинга в La Russie et le Saint-Siège, I, 200. 1139 Успенский собор освящён был 12 Августа 1479 года, а 26 Октября того же года великий князь отправился в Новгород, из которого возвратился 13 Февраля следующего 1480 года, – Никоновская летопись VI, 109. Летопись, передающая историю спора, даёт знать, что прелестники наговорили великому князю на митрополита до его поездки в Новгород, а что первый спор происходил после его возвращения из последнего.– Первые войска против Ахмата были высланы из Москвы 8 Июня 1480 года; бежал он 11 Ноября того же года. 1141 Недавно стало известным послание к митрополиту Геронтию о нашем споре епископа Романова Торга, что в Молдавии, Василия, писанное 2 Февраля 1484 года и принесённое в Москву каким-то Михаилом Яковлевичем, см. Описание рукописных сборников Публичной Библиотеки, I, 507, sub fin.. Дело, по всей вероятности, должно понимать так, что епископу сообщили о ведшемся в Москве споре русские послы, приходившие к свату вашего великого князя (с 1482 года) молдавскому воеводе Стефану, и что он – епископ написал послание, не будучи прошен митрополитом, но возымев собственное усердие подтвердить (засвидетельствовать) последнему, что действительно надлежит ходить против солнца. Он пишет в послании: «в греческом законе нищожно (ничто) действует (не действуется) в святой церкви по солну, али, господине, усе (все) по кадилу (т. е. как диакон ходит, совершая каждение): а кто иметь действовати по солну у грецском закони, а тот есть прокляк (- т) от первого собора 318 богоносных отец, иже в Никеи; у нас латыни тако творят»...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Митрополит Петр завещал похоронить себя в этом соборе. В 1472 г. храм был разобран за ветхостью; в 1475 г. итальянский архитектор Аристотель Фиораванти начал возводить его по образцу владимирского Успенского собора. См. об этом подробно в Независимом Московском летописном своде 80-х гг. XV в. (наст. изд., т. 7). Начиная с XVI в., Успенскнй кремлевский собор в Москве стал главным храмом Руси. 40 ...молящася прилжно великому мученику Христову Никите... – Никита (ум. в 372 г.) – готский воин, проповедовавший христианство между соплеменниками и за это, после истязаний, сожженный по приказу царя Афанариха. Кроме канонического Жития Никиты Готского существовало апокрифическое переводное житие другого христианского мученика Никиты. В Прологах и Минеях они стояли рядом, что привело к отождествлению их героев-святых. Древнерусский человек видел в мученике Никите главного защитника от демонов, поэтому на иконах, как правило, святой предстает попирающим беса и бьющим его цепью. 41 ...Избавитель нашъ во Евангелии поминаетъ Лазаря нищего... отнесену ему быти ангелы на лоно Авраамле. – В евангельской притче о богатом и бедном Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных, нищий и больной Лазарь обрел после смерти вечную жнзнь, так как был добродетельным и богобоязненным человеком ( Лк. 16, 19–31 ). Евангельская притча о Лазаре дважды упоминается в Волоколамском патерике, как и в Римском. В главе 29-й четвертой книги Римского патерика Григорий Двоеслов вспоминает ее, чтобы доказать, что душа грешника «терпит от огня не только видением, но и ощущением», поскольку богач умолял Авраама: «...посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем»; в главе 33-й – утверждая, что «добрые узнают добрых в царстве небесном, а злые злых в аде», недаром богач просит за братьев, которые, как и он, могут попасть в «место мучное». Популярность притчи о богатом и Лазаре в иосифлянской среде связана с обостренным вниманием к проблемам эсхатологии, с борьбой за утверждение идеи личного нестяжания среди монашества. 42 ...разболся сухотною... – Сухотная, сухотка – болезнь, ведущая к истощению организма, иссушающая тело. 43 Во обители старца Иосифа нкий человкъ, отъ славныхъ родомъ, именемъ Елевферие Волынский именуемъ... – По-видимому, речь идет об Алферии Селивановиче Волынском, правнуке князя Д. М. Волынского-Боброка, прославившегося в Куликовской битве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

264 Успенский собор – на протяжении веков главный храм Москвы и России. Уже в конце XII в. на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь . Первый каменный храм на ее месте был построен Иваном Калитой, который переманил из Владимира в Москву митрополита и постройкой храма хотел утвердить значение Москвы как преемницы Киева и Владимира. Однако храм был построен плохо, на скромные средства и скоро обветшал. В начале 1470-х годов Иван III приказал заложить в Кремле величественный собор, за образец которого был взят Успенский собор во Владимире. Однако новый храм должен был превосходить его высотой и объемами. Но практически построенный собор обрушился из-за ошибок в расчетах и непрочности раствора. Разрушение собора произвело тягостное впечатление на москвичей. И тогда в Россию был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, который и выстроил собор, соединивший в себе традиции новгородской, владимиро-суздальской и итальянской (эпохи раннего Возрождения) школ. Успенский собор стал главным храмом страны. Главенствовавший над городом, он воспринимался «яко един камень» и при относительно небольших размерах производил грандиозное впечатление. В 1395 г. сюда была перенесена из Владимира икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой с «натуры», с образа самой Богородицы. Икона была принесена в Москву для того, чтобы защитить ее от войска Тамерлана. И действительно в тот же день Тамерлан без видимых причин отступил от столицы. В 1812 г. собор был осквернен и разорен французами, которые устроили в нем конюшню и вывезли из собора около 5 тонн серебра и 300 килограммов золота. В Успенском соборе погребены все митрополиты и патриархи Московские, за исключением митрополита Алексия, погребенного в Чудовом монастыре, и низвергнутого патриарха Никона , похороненного в Новоиерусалимском монастыре. Благовещенский собор, как и Успенский, располагается на территории Кремля. В конце XIII – начале XIV вв. на месте будущего собора находилась деревянная Благовещенская церковь . В конце XIV в. вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм. Расположенный в непосредственной близости от царского дворца, он фактически стал домовой церковью Московских князей. В нем они принимали крещение, исповедовались, иногда венчались.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Отрезанная от Европы Швецией, Ливонским Орденом, Литвой и Большой Ордой, постоянно отбиваясь от врагов Северо-Восточная Русь сильно отстала в развитии. На Западе её считали частью Орды. Но планам венецианцев и папы не суждено было сбыться. В Москве, первым делом, униатку Зою перекрестили в православие и женой Ивана она стала под именем Софья, а по Европе пошли многочисленные посольства с целью разведки, поисков союзников, вербовки специалистов в самых разных отраслях. Самыми первыми послами были итальянцы и греки, но довольно скоро их сменили русские. Так в Москве в 1475 году оказался Аристотель Фиораванти – строитель нового Успенского собора, создатель Пушечного двора (Рособоронпрома того времени) и первый командующий российской артиллерией. И пока в Москве занимались строительством, в Новгороде в очередной раз творилось беззаконие. Обиженные новгородцы призвали Ивана III в качестве верховного судьи. - Что это было за беззаконие? – Посадники занимались " наездами " , произволом, и на них просто не существовало никакой управы. Судиться с посадниками в Новгороде – это было примерно то же самое, что москвичам судиться с нашим горячо любимым мэром несколько лет назад. По просьбе новгородцев в 1476 году Иван III приехал в Новгород. Произошел знаменитый " Суд на Городище " , на котором он осудил посадников. Он имел право быть верховным судьёй в Новгороде. После этого православная церковь стала называть Ивана III " Государем всея Руси " . Вереницы людей из Новгорода потянулись к нему в Москву с просьбой о суде. И он судит уже в Москве. В конце концов, новгородские послы назвали Ивана III государем. Но Иван осторожничает и присылает в Новгород своих послов с вопросом: " Какое государство вы хотите? " - Вот прямо так? – Именно. Литовская партия в Новгороде, конечно, взбесилась... - Вопреки воле большинства новгородцев? – Да. Из советской школьной программы принято считать, что древний Новгород – это образец демократии. А на самом деле в XV в., как я уже говорил, власть принадлежала тремстам " золотым поясам " .

http://religare.ru/2_103926_1_21.html

Начали строить. 4 августа 1326 г.. Митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб. - За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве. В 1326 г., 21 декабря (по ст.стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства и по ходатайство Калиты стали основанием для того, чтобы в 1327 г. митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного такого святого, который бы был канонизирован так быстро. http://www.taday.ru/text/69007.html Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 г. Своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь Св. Иоанна Лествичника. В 1479 г. Собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа (по ст.стилю), где пребывают и сейчас. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

Наиболее существенной чертой системы перекрытия четверика Спасского собора является то, что все составляющие его крестовые своды расположены на одном уровне. Это так называемые палатный тип перекрытия, принципиально отличающийся от крестово-купольного, призванного ясно обозначить пространственный крест, осеняющий всех находящихся в храме. В палатном же типе перекрытия пространственный крест остается практически не выявленным. Впервые в России подобную систему сводов применил Аристотель Фиораванти в московском Успенском Соборе (1475-1479 гг.). В последующие несколько десятилетий в русской храмовой архитектуре продолжал господствовать крестово-купольный тип. Замечательно, что Спасский собор стал вторым зданием на Руси, в котором была последовательно применена система палатного перекрытия. Несомненно, что она непосредственно восходит к московскому Успенскому собору. Круглые окна в тимпанах закомар Спасского собора, как полагают многие исследователи, возникли под влиянием московского Архангельского собора (1505-1508), построенного другим итальянским архитектором – Алевизом Новым. Но, скорее всего, это впечатление обманчиво. Дело в том, что у московского храма четыре круглых окна, объединенные в одну композицию, расположены только в тимпане средней закомары западного фасада. Одинарные же окна в люнетах свода являлись типичной четной итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. И если зодчего Спасского собора считать русским мастером, то придется признать, что он переосмыслил прием устройства круглых окон Архангельского собора строго в русле ренессансной традиции. Для начала XVI века это кажется маловероятным. Круглые окна в Спасском соборе применил, скорее всего, именно итальянский мастер – без оглядки на кремлевскую церковь, а просто следуя одной из основных традиций итальянской архитектуры того времени. И все же некоторые архитектурные особенности ярославского храма могли быть унаследованы от Архангельского собора – к их числу относятся характерные «алевизовские» порталы и прием фиксации верхней отметки иконостаса посредством обрывающихся чуть выше над ним лопаток алтарных столпов.

http://sobory.ru/article/?object=05743

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010