Глава 4. Церковная жизнь Московского государства в XV-XVI веках. Святитель Филипп, митрополит Московский Конец татарского ига. Татарское иго было окончательно свергнуто в 1480 году. Татарский хан Ахмат, простояв несколько месяцев против русского войска, ушел обратно, не решившись начать бой. Московский великий князь Иван III (правил в 1462–1505 гг.) закончил дело «собирания Руси», начатое московскими князьями. Вся северная и восточная Русь была объединена под главенством Москвы. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора, убитого при взятии Константинополя турками, и считал себя его преемником. Есть предание, что им были сказаны слова: «Был Первый Рим. Была Византия – Второй Рим, а Москва –Третий Рим, и Четвертому не быть». При Иване III заново были отстроены московский Кремль и главный собор Москвы – Успенский (освящен в 1479 г.). Для его постройки был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Прежде чем начать постройку, он посетил Владимир и Новгород, изучая архитектуру русских храмов. Успенский собор – сердце Кремля. В нем «садили на стол» московских князей, а потом венчали на царство российских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и Патриархов всея Руси. Отстроены были и другие здания Кремля. В XIV в. Польша и Литва были единым государством, куда приглашались католические миссионеры с неограниченным правом обращать в христианство язычников. Это положило начало притеснению многочисленного православного населения западной Руси. Не доверяя своим епископам, на которых светская католическая власть оказывала сильное давление, народ стал создавать православные братства мирян для защиты Церкви. Ферраро-Флорентийская уния и ее последствия для Московской Руси . В 1437–1439 гг. в итальянских городах Ферраре и Флоренции состоялся Собор западных и восточных епископов. Приехали и представители Руси во главе с греком митрополитом Исидором. Византийская Империя доживала последние дни. Турки окружили Константинополь. Император Иоанн и Патриарх Иосиф ради спасения отечества решились на союз с Римским Папой. Когда митрополит Исидор вернулся в Москву и прочитал в Успенском соборе грамоту о соединении с Римом, весь народ с Московским великим князем Василием назвал его поступок изменой. Позднее в 1448 г. был созван Собор русских епископов, который избрал митрополитом Московским епископа Рязанского Иону. В послании великого князя Василия в Византию говорится: «Мы поступили так по великой нужде, а не по гордости или дерзости. До скончания века пребудем мы в преданном нам православии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Михаил Феодорович. Венчание на царство И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 21 июля, 2013 И вот — юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Михаил Феодорович принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания. 400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов. Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия — таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека. Венчание на царство — византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства — православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал. Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного — но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 — 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя — но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан! Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего — по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.

http://pravmir.ru/mixail-feodorovich-ven...

Москва. Кремль. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор Кремля Карта и ближайшие объекты Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Дата создания: 1474-1479 гг. Автор: Аристотель Фиораванти. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм - первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Москва. Кремль. Собор Михаила Архангела. Архангельский Собор Кремля Карта и ближайшие объекты Собор Архангела Михаила в Московском Кремле. Дата создания: 1505-1508 гг. Автор: Алевиз Новый. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень. Построен на месте древней белокаменной Архангельской церкви 1333 г., служившей усыпальницей московских великих и удельных князей (придел Иоанна Предтечи у южной апсиды и придел Уара у северной пристроены в середине XVI в.). Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшие древнерусские храмовые постройки, и лишало его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше. Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга в рядах, разделяющих продольные нефы, благодаря чему возрастает изолированность нефов и впечатление их протяженности в направлении от главного входа к апсидам. При пониженных сводах боковых нефов это делает здание более похожим на базилику, чем на крестово-купольное сооружение. Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько с шестистолпными, крестово-купольными храмами домонгольской Руси, сколько с памятниками Венеции конца XV в., откуда был родом зодчий, продолжающими традиции византийской архитектуры. В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных глав по своему диаметру уже западных, оказывается сильно смещенным к востоку, тем более что в западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (3.03.1827, Москва - 14.03.1882, Владимир), архит., реставратор. Окончил Дворцовое архитектурное уч-ще в Москве (1849), служил архитектором казенной палаты во Владимире (с 1851 по 1860), епархиальным архитектором (с 1857), в строительном отд-нии Владимирского губ. правления (с 1866), с 1864 г. чл.-кор., а с 1867 г. действительный член Московского археологического об-ва. С 1879 г. состоял редактором Владимирских губ. ведомостей. В 50-х гг. XIX в. участвовал (совместно с Д. А. Корицким) в реставрации собора Владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Как практик-реставратор был приглашен по рекомендации Московского археологического об-ва для руководства реставрацией зданий Синодальной типографии в Москве (1871-1875). Работал на восстановлении собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (1875-1878). Внес значительный вклад в спасение древнейших памятников Сев.-Вост. Руси. А. входит в плеяду рус. архитекторов, с именами к-рых связано превращение реставрации в особое направление архитектурной деятельности: его проекты имеют научное обоснование, опираются на документальные источники и подбор аналогов. Работы А. сформировали представление о владимиро-суздальском зодчестве во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Он первым осуществил натурные и археологические исследования важнейших памятников этого региона (напр., соборов Княгинина мон-ря, Дмитриевского во Владимире, ц. Покрова на Нерли), открыл в 60-х гг. XIX в. фрагменты фресок XII в. (?) в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (сняты со стен во время реставрации собора в 1892 В. В. Сусловым; большая часть погибла в 1895). Соч.: Древние фрески, открытые в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1864. Вып. 1. С. 77-85; Евангелие 1544 года Боголюбова мон-ря//Древности: Тр. МАО. М., 1865. Т. 1. С. 104-105; Кадило Городищенской церкви//Там же. С. 206; О подделке босфорских монет в Керчи и разграблении курганов Таврической губ.//Там же. 1870. Т. 2. Протокол 41. С. 354; По вопросу об архитектуре XII века в суздальском княжестве//Тр. 1-го Археол. съезда. М., 1871. Т. 1. С. 288-299; О рукописном синодике 1672 г.//Древности. 1874. Т. 4. Вып. 2. С. 65-67; О немецком надгробном памятнике XVI в., найденном в Троицкой церкви во Владимире на Клязьме//Там же. М., 1878. Т. 7. Вып. 2. Протокол 124. С. 44-45; Древности Владимиро-суздальской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. Владимир, 1880; Казна Московского Успенского собора, устроенная Аристотелем Фиораванти в 1478 г.//Древности. 1880. Т. 8. С. 123-134.

http://pravenc.ru/text/76406.html

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси. В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор. Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем. Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

http://patriarchia.ru/db/text/136651.htm...

Патриарший Успенский собор Московского Кремля 28 августа 2006 г. 16:00 Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси. Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму; позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написана через несколько десятилетий после кончины святителя. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (в 1475-1479 гг.) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась  преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/136423.htm...

Успенский собор Московского Кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Содержание История [ править править код ] История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси. Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя. Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Кремлевское моление Московский Кремль всегда называли алтарем Москвы, иконой в камне, сердцем и душой России. И именно в Кремле благочестивые русские государи стремились зримо воплотить в символах идеологию Третьего Рима, создавая храмы «по образу и подобию» Иерусалимских и Константинопольских. Московская София Комплекс Теремных церквей Московского Кремля. В центре – глава Распятской церкви Допетровская Московия мыслила себя наследницей и преемницей Византии – Третьим Римом. После падения Константинополя мессианской идеей Москвы стало сохранение Православной Церкви в оплоте государства. Идеология Третьего Рима воплощалась в московском градостроительстве символами, заимствованными со Святой Земли, из апокалиптического описания Небесного Иерусалима – Града Божия, у исторических предшественников – Рима и Константинополя и у отечественных предтеч – стольных Киева и Владимира. Первым таким символическим храмом стал Успенский собор, сооружение которого было начато в 1326 году. Он не только продолжал киевскую и владимирскую традиции, но и заложил собственную московскую. Прежде главным храмом Москвы был собор во имя Димитрия Солунского, посвященный небесному покровителю владимирского князя Всеволода Большое Гнездо (в святом крещении – Димитрия). Святитель Петр, перенесший митрополичью кафедру в Москву, благословил великого князя Ивана Калиту построить в Кремле главный храм в честь Богоматери. Сначала это был скромный одноглавый каменный собор, символизировавший преемственность Москвы стольному Владимиру. Во второй половине XV века Москва давно сама была столицей Руси, объединившей под своей властью удельные русские княжества, и после падения Константинополя в 1453 году провозгласила себя Третьим Римом. Тогда итальянский архитектор Аристотель Фиораванти построил величественный Успенский собор по образу древнего Успенского собора во Владимире. Символически же московский Успенский собор вобрал в себя сложный образ храма Святой Софии в Константинополе, переосмысленного в русской традиции. Московский символ Софии, он продолжил и традицию русских Софийных храмов, которые были связаны с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой Софии – Премудрости Божией, Бог, сотворяя человека, знал о его предстоящем грехопадении. Премудрость Божия состояла в том, что, по Божественному замыслу, в мир должен был придти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос – Слово и Закон Божий. Пресвятая Богородица – мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви, мистического Тела Христова. На Руси было два престольных праздника Святой Софии: в Новгороде – 8 (21) сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая станет Матерью Христа; а в Киеве – 15 (28) августа, на Успение. В этом празднике не столько вспоминается кончина земной жизни Пресвятой Девы Марии, сколько чествуется Ее прославление Царицей Небесной, когда Божественный замысел совершается полностью.

http://pravoslavie.ru/4167.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010