Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58. Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила. Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ο ο, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed. Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.). Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Периодевты, занимавшие особую службу в церкви, существовали уже в первые времена христианства. Это были высшие пресвитеры, состоявшие при городских епископах и от их имени объезжавшие (περιοδεουσι) в известное время церкви меныпих месте и сел данной епархии, отдавая своему епископу отчет о состоянии этих церквей. С течением времени, когда епархиальное управление церквами достигло полного устройства, служба периодевтов утрачивает значение и самостоятельность и сами они были заменены другими лицами, ныне главным образом окружными протопресвитерами (у сербов) или благочинными (у русских) Издав такое постановление о периодевтах, данное лаодикийское правило предписываете относительно епископов, находившихся в то время в местечках и селах, что таковые ничего не могут делать без разрешения (νευ γνμης) подлежащего городского епископа, так же, как и пресвитеры (Ап. 39). Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58.  Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила.  Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ιδιωτικος ψαλμος, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правило 59 Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета.   ( Ап. 60 ; Трул. 63 ; Карф. 108 ).   В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения ( ιδιωτικος ψαλμος, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях. Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви, то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие «особые песнопения» или «неканонические книги», предписывают иметь в употреблении только «канонические книги» Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять: к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Филипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.   ( Ап. 85 ; Карф. 24 ; Афанасия Вел. о праздниках ; Григория Богослова о книгах Священного Писания ; Амфилохия о книгах Священного Писания ).   Так как в своем 59 правиле лаодикийские отцы воспретили читать неканонические книги ( ακαννιστα βιβλα) и постановили читать только канонические ( μνα τα κανονικ), то в данном (60) правиле они перечисляют по порядку эти книги, причем насчитывают 22 книги Ветхого Завета, которые и ныне почитаются каноническими православной церковью. Из Нового же Завета перечисляют все канонические книги, кроме Апокалипсиса. Это объясняется тем, что не все творения Апостолов достигали одновременно всех поместных церквей, и легко может быть, что во время этого собора Апокалипсис не был известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета. Правила святого поместного Собора Сардикийского (Сердикского)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Примечания: 52. Аф. Синт., V,384. 53. См. Suicerus, Thesaurus, II,1465, и Du Cange, Glossar, II,1709, а также Kraus, Real-Encykl. I,49-51, под словом Amulete.  Правило 37. Не должно принимали праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними. (Ап. 64, 70, 71; трул. 11; анкир. 9; лаод. 6, 9, 29, 38, 84, 88, 89). Примечания: Смотри толкование к правилу 39  Правило 38. Не должно принимати от иудеев опресноки, или приобщатися нечестиям их. (Ап. 7, 64, 70, 71; трул. 11; анкир. 9; лаод. 6, 9, 29, 33, 34, 37, 39). Примечания: Смотри толкование к правилу 39  Правило 39. Не должно праздновали с язычниками и приобщатися безбожию их. (Ап. 71; трул. 71, 94). Относительно трех этих правил см. толкования 70 и 71 Ап. правил и параллельных им правил.  Правило 40. Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумляться ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется. (Ап. 37; I всел. 5; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; карф. 18, 76, 95). См. толкования 37 Ап. правила и других параллельных правил.  Правило 41. Освященному, или причетнику не должно путешествовати без правильные граматы от епископа. (Ап. 12, 13, 32, 33; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 42; сердик. 7, 8, 9; карф. 23, 106). Примечания: Смотри толкование к правилу 42  Правило 42. Освященному, или причетнику не должно путешествовати без повеления епископа. (Ап. 12, 13, 32, 33; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41; сердик. 7, 8, 9; карф. 23, 106). Для этих двух (41 и 42) правил см. толкования 12 Ап. правила и других параллельных правил.  Правило 43. Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословия упражняться. (Трул. 4, 6, 15; лаод. 20, 21, 22, 24, 25). См. толкования 21 и 22 правил этого собора.  Правило 44. Не подобает жене в алтарь входити. (Трул. 69; лаод. 19). Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще (трул. 69; лаод. 19), Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей ( των εμμνων αιμτων ρσις)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Карф. 12 О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех. Карф. 14 О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области. Карф. 16 О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо. Карф. 19 О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом. Карф. 29 О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков. Карф. 34 О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии. Карф. 36 О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян. Карф. 37 Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу. Карф. 40 О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана. Карф. 41 Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения. Карф. 45 Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры. Карф. 81 О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне. Карф. 121 Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно). Двукр. 9 О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц. Двукр. 13 Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.

http://azbyka.ru/pravo/subject/diakon/

О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян. Карф. 37 Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу. Карф. 38 О том, что каждый, осужденный первым судом клирик, должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено первым судом, до тех пор, пока высший суд не освободит его от этого наказания. Карф. 39 О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии. Карф. 40 О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана. Карф. 41 Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения. Карф. 44 Рекомендация клирикам не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению. Карф. 45 Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры. Карф. 56 О возможности чтения в храме, в те дни года, когда совершается воспоминание о смерти святых мучеников, описание их страданий. Карф. 59 О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую. Карф. 65 О том, что ни один епископ не должен принимать и рукополагать в своей церкви клирика, принадлежащего юрисдикции другого епископа. Карф. 66 О рукоположении во епископа какой-либо епархии духовного лица, не принадлежащего к той митрополичьей области, в состав которой входит данная епархия. Карф. 70 О ходатайстве к императорам о возвращении церковным судам права решения вопросов частного права между христианами, с тем, чтобы решения этих судов считались окончательными. Карф. 73 О ходатайстве к императорам о воспрещении знатным лицам брать под свою защиту и настаивать на освобождении от наказания клириков, осуждённых церковным судом.

http://azbyka.ru/pravo/subject/prichetni...

Карф. 82 О воспрещении каждому епископу оставлять то место, которое ему было определено в начале для его постоянного местопребывания, и находиться в каком-либо другом месте вверенной ему области. Карф. 84 О необходимости ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение. Карф. 86 Постановление ходатайствовать у императоров о назначении особых защитников-экдиков, которые имели бы возможность вместе с епископами оберегать бедных от насилия богачей. Карф. 88 Предписание епископу Кресконию, оставившему свое место и силою захватившему освободившуюся епископскую кафедру в Тубуне, явиться пред общим собором. Карф. 89 Постановление послать в Иппон нескольких епископов для водворения нарушенного Екитием мира и для поставления нового епископа. Карф. 91 Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей. Карф. 92 Об анафеме епископу, завещавшему свое имущество после смерти какому-либо еретику или язычнику, хотя и родственнику своему. При этом даже имя его не должно упоминаться в церковных диптихах. Карф. 94 Предписание по распоряжению епископа разрушать храмы, построенные под предлогом прославления мучеников, а в действительности не только не имеющие под алтарем мощей мучеников или частицы их, но никто и не помнил, чтобы там когда-либо находился или страдал какой-нибудь мученик. Карф. 96 О привилегии Карфагенского епископа составлять от имени всех и подписывать каждую грамоту, отправляемую от общего Африканского собора. Карф. 98 Решение прервать общение с епископом Кводвултдеем до тех пор, пока он не подвергнется суду. Карф. 99 Одобрение отставки не принятого народом епископа Максимиана (бывшего донатиста) и постановление избрать на его место другого епископа. Карф. 100

http://azbyka.ru/pravo/subject/episkop/

(Ап. 34, 37, 74, 75; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 19, 21; трул. 8; антиох. 14, 15, 20; лаод. 40; сердик. 4; карф. 128, 129, 130; двукр. 18; Феофила алекс. 9). Относительно этого правила см. толкование 6 правила II всел. собора; еще подробнее говорят об этом: 128, 129 и 130 правила настоящего собора. Примечания: 18. Прав. 7 карф. собора 390 г.  Правило 9(9). Аще который епископ, или пресвитер, приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви: да будет и сам повинен равному осуждению, с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа (Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I всел. 5; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 13; карф. 23, 106). См. толкования 11 и 12 Ап. правил и 5 правила I всел. собора, так же как и др. параллельных правил. Примечания: 19. Прав. 7 карф. собора 390 г.  Правило 10(10). Аще который пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшие надмением некиим и гордостью, должным быти возмнит отдельно приносити Богу святые дары, или умыслит воздвигнути иной олтарь, вопреки церковной вере и уставу: таковый да не будет оставлен без наказания. Собор рек: аще который пресвитер, противу епископа своего возгордись, сотворити раскол: да будет анафема (Ап. 31; II всел. 6; III всел.3; IV всел. 18; трул. 31, 34; гангр. 6; сердик. 14; антиох. 5; карф. 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Примечания: Смотри толкование к правилу 11(11) 20.Первая половина 8 прав. карф. собора 390 г.  Правило 11(11). Аще который пресвитер в своем поведении осужден будет: таковый должен соседним епископам возвестити, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он с своим епископом. Аще же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог) надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения с своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесет Богу святое приношение: таковый да будет признаваемо находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с рассмотрением, не имеет ли справедливые жалобы на епископа (Ап. 31; I всел. 5; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 4, 5, 6; гангр. 6; карф. 10, 29, 107; двукр. 13, 14, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

74. Карф. 28). Епископ, очевидно, вызывался чрез епископов обыкновенно двух; клирики – чрез клириков, а миряне – посредством мирян; самый вызов повторялся до трех раз. Вызванный, со дня получения им приглашения, должен был явиться в суд к ответу в течение месяца, если не удержит его какая-либо особая причина; в случае неявки подсудимого по уважительной причине ему давался еще месяц, но с тем, что если он в течение него не явится, то подлежит отлучению от общения, с запрещением священнодействия, пока не оправит себя доказательствами. Впрочем, правила дозволяют подсудимому даже дожидаться общего собора епископов, и только не явившегося на этот собор подвергают совершенному осуждению, как виновного (Карф. 28. Ап. 74). Обвинители подсудимого и свидетели против него также обязаны лично явиться в суд и подтвердить принесенную на него жалобу своими показаниями и свидетельствами. Но как в делах обыкновенных, исковых к обвинению епископа и свидетельству против него допускаются всякие лица (2:6. Карф. 28. 144); так в делах духовных, или церковных допускаются только лица, достойные доверия (Ап. 74). Поэтому суд, прежде чем выслушает жалобу от обвинителя и примет показание от свидетеля, удостоверяется об их жизни и поведении посредством общественного мнения (4:21). На этом основании правилами совершенно не допускаются к обвинению и свидетельству на духовном суде (Карф. 146); α) иноверцы всех видов, также еретики и раскольники, отпавшие от истинной веры (Ап. 75. 11. 6. Карф. 144); β) изверженные из клира и отлученные от общения церковного (2:6. Карф. 143); γ) люди сами состоящие под судом, или только подвергшиеся обвинению; δ) преданные порокам и заподозренные в благонравии (Карф. 8. 28); ε) рабы и получившие свободу, если они хотят обвинять своих прежних господ и свидетельствовать против них (Карф. 144); ζ) люди видимо заинтересованные в деле, или принимавшие в нем когда либо участие (Карф. 70); η) лица позорищные и запятнавшие себя срамными делами (Карф. 154); ι) лица не доказавшие одного из многих, прежде сделанных ими доносов и обвинений (Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

О необходимости выдавать рукополагаемым епископам грамоты с указанием года и дня рукоположения, дабы не возникало никакого сомнения о младших и старших. Карф. 101 О том, что каждый, посвященный в известной епархии в чтеца, не может без согласия подлежащего епископа быть принятым в другую епархию. Карф. 106 О том, что общий собор епископов нужно созывать только в тех случаях, когда того потребует какое-либо особое дело, касающееся всей Африканской церкви, в противном же случае ежегодно должны созываться обычные епархиальные соборы. Карф. 107 О том, что некоторые дела, решенные на епархиальных соборах, могут быть пересмотрены и решены вторично, причем после решения избранных по взаимному договору судей нельзя более обращаться к другому высшему суду. Карф. 108 Постановление ходатайствовать перед государственной властью о назначении 5 исполнителей для распределения их по разным епархиям Африканской церкви. Карф. 111 О том, что новая епархия может образоваться при условии, если последует решение епископского собора данной митрополичьей области под председательством подлежащего митрополита и согласие епископа выделить из-под своей юрисдикции некоторые места, принадлежащие к его епархии. Карф. 114 Послание к римскому епископу Иннокентию с просьбой о водворении в Римской и Александрийской церквах мира в связи с изгнанием епископом Феофилом  Иоанна Златоуста  и отлучением его Иннокенитием за такой поступок. Карф. 116 Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви. Карф. 117 О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда. Карф. 118 Об отлучении клириков, принадлежащих к Африканской церкви, самовольно отправившихся в Италию без отпустительной грамоты. Карф. 119 О воспрещении (под угрозой отлучения) епископам обращаться к императорскому двору только с согласия первенствующато епископа или митрополита, и после получения на то особой грамоты.

http://azbyka.ru/pravo/subject/episkop/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010