Спасение совершено Богом не посредством мирской власти и силы, но через «немощь» Распятого, через крестную смерть Иисуса, в которой открылись жизнь, слава и сила Воскресшего. «Соблазн и безумие» Креста и Евангелия отражаются и на земной участи вестников спасения. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4. 6). С т. зр. «здравого смысла» слава, о к-рой пишет апостол, должна видимым образом отражаться на носителях этой славы. Противники ап. Павла указывали на его немощи, на слабости и болезни, на все эти якобы унижения, как на аргументы против его апостольского авторитета. Но именно человеческая немощь, земное несение своего креста, с т. зр. Павла, свидетельствует об истинности его апостольства и о Божественном даре жизни, посредником к-рого он себя сознает как апостол. «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам… Мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2 Кор 4. 7-12). В видимом несоответствии высоты служения и человеческой немощи служителя ап. Павел видит глубокий смысл. Все это так для того, чтобы «преизбыточная сила» была от Бога, а не от людей, т. е. результат служения апостола нельзя считать его заслугой. Сам он слаб и немощен. Через него действует Бог. К подобной аргументации ап. Павел прибегает довольно часто. В 11-й гл. он перечисляет немощи, страдания и опасности, к-рые ему приходится испытывать и преодолевать, исполняя апостольское служение (2 Кор 11. 23-32). Противники апостола хвалились своими человеческими достоинствами и мнимыми заслугами. И это показывает их неразумность. Иронически имитируя как бы «речь безумца», апостол пишет: «Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор 12. 5) и, «если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор 11. 30). Ироническую, но глубокомысленную «похвальбу» своими немощами апостол завершает парадоксальным заявлением - «когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

обрезание, принесение жертвы, необходимо и для христиан. Против них в своих послания Ап. Павел и учит, что для христиан необходимо для спасения неисполнение обрядовато закона Моисеева, а вера в Господа Искупителя. Но и при этом Апостол разумеет под верою не простое принятие учения Христова умом, но веру живую, действующую любовию ( Гал.5:6 ), и посему убеждает верующих жить достойно Бога, во всем угождать Ему и приносить плод во всяком деле благом ( Кол.1:10 ), упражняться в благочестии ( 1Тим.4:7 ), обогащаться добрыми делами ( 1Тим.6:18 ), и напоминает, что всем должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Так и Ап. Павел, как вы видите, братие, учит о необходимости любви и сообразных с нею добрых дел для нашего спасения. Как не довольно для христианина одной веры, без любви и добрых дел, так, братие, нельзя спастись одною любовию и добрыми делами без веры. Каждый человек прежде всего должен любить Господа Бога, а Он есть существо непостижимое, и посему для того, чтобы любить Его, нужно веровать в Него. Так и учит Ап. Павел, когда говорит «без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Нужно также веровать, братие, в Господа Иисуса Христа, нас ради пострадавшего и во все учение Его. Выше говорили мы с вами, братие, что добрые дела необходимы для нашего спасения, но они необходимы не сами по себе, а как свидетельство и выражение нашей веры. Мы не должны ставить их в заслугу себе, ибо, по ясному учению слова Божия, спасение человека есть дар Божий, и подается человеку по вере в Господа Иисуса Христа. Никтоже может прити ко Мне, говорил Господь Иисус Христос, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин.6:44 ). Апостол Павел писал Ефесянам благодатию (бо) есте спасени чрез веру и сие не от вас Божий дар не от дел, да никтоже похвалится ( Еф.2:8–9 ). Тот же Апостол писал Тимофею спостражди благовествованию Христову, по силе Бога, спасшого нас и призвавшого званием святым, не по делом нашим, но по своему благоволению и благодати данней нам о Христе Иисусе ( 2Тим.1:8–9 ) и Титу егда (же) благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святого ( Тит.3:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Младшие повинуйтесь пастырям» ( 1Пет.5:5 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Священноначалие должно почитать: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес.5:12–13 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия: Безгрешных нет; «если говорим. что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее ( 1Ин.1:8 ). Иуда «был вор» ( Ин.12:6 ), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их ( Мф.10 ). Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой ( Ин.11:51 ). Между ап. Павлом и Варнавой произошел спор, но они не лишились благодати апостольства ( Деян.15:36–40 ). Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты ( Флп.2:20–21 ). Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства ( Гал.2:13 ). Священноначалие нельзя злословить: Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить ( Деян.23:5 ). Ругатели священноначалия осуждаются ( 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:4–8 ). Священноначалие содержится от паствы: У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования ( Ин.12:6 ). Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» ( Лк.8:3 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» ( Флп.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

R. 53. 15), т. e.: сказал Измаил Исааку: пойдем поглядим наш участок в поле; и взял Измаил лук и стрелы и наметил стрелу в Исаака и нес пред собой, как бы насмехаясь». Стих 31. Вместо «ρα – итак» у Лахмана стоит δι. Весь этот стих Мейер с Лахманом, de-Wette, Ewald, и Hofman относят к дальнейшему, так что с этого 31 стиха, по их мнению, начинается новый отдел, в котором ап. Павел увещевает держаться христианской свободы. Но такое деление совершенно произвольно. Стих 31 заключает в себе мысль, непосредственно вытекающую из аллегории Сарры и Агари. Поэтому отрывать его от предыдущего отдела (4:21–30) и относит к последующему (5:1–6) совершенно незаконно. Продолжение апостольских увещаний Следующие главы догматико-полемического отдела послания 5:1–6 и 7–12 по своему содержанию и характеру сходны с предыдущими 4:8–11 и 12–20, потому что в них предлагаются те же практические советы быть свободными от закона. Увещание стоят в христианской свободе с указанием на дурные следствия противления (5:1) 5:1. Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся. 5:1. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства. 2. Се аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует. 2. Вот я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. 3. Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити. 3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. 4. Упразднистеся от Христа, иже законом оправдаетеся: от благодати отпадосте. 4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. 5. Мы бо духом от веры упования правды ждем. 5. А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. 6. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема. 6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера действующая любовию. «Стойте в свободе» 5:1. Вся предыдущая аргументация ап. Павла в защиту христианской свободы была направлена к тому, чтобы доказать, насколько необходимо христианам пользоваться дарованной чрез Христа свободой и насколько неразумны стремления Галатийских христиан оставить эту свободу и взять на себя иго закона. С этой целью ап. Павел привел в конце концов историю Сарры и Агари. При аллегорическом понимании этой истории оказывается, что христиане суть такие же дети свободы, как Исаак, произшедший от свободной и законной супруги Авраама (4:31). Положение доказано; цель достигнута. Апостолу ничего не оставалось делать, кроме того, чтобы предложить Галатийцам воспользоваться положением свободных людей:

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

О праздновании Воскресенья говорится еще и в книге «учение Двенадцати Апостолов», дошедшей до нас от начала 2-го века. Есть ли свидетельство о праздновании Воскресенья в первый век христианства? Есть. Об этом говорит 64 правило св. Апостолов. И Ап. Варнава пишет в своем послании: «мы и проводим в радости осьмой день, в который и Иисус воскрес» из мертвых и после того, как явился верующим, вознесся на небо. Есть ли в св. Писании указание на празднование Воскресенья? Есть. В кн. Деяний св. Апостолов, в 20й гл, ст. 6–11 передается, что Ап. Павел пробыл в Троаде семь дней. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Собрание это было торжественное, праздничное, потому что «в горнице, где мы, – повествует св. Лука, – собрались, было довольно светильников». Здесь Апостол, «преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян. 20:6–11 ). Из всех семи дней пребывания в Троаде Апостолы с христианами избрали для торжественного собрания «первый день», то есть, Воскресенье; значит, этот день у них выделялся среди других дней недели. С какого же времени начали выделяться для празднования первый или, как его считали еще, восьмой день недели? С того часа, как в этот день воскрес из мертвых Христос Спаситель. В этот же день преимущественно и являлся воскресший Господь Апостолам и верующим женам. Где можно найти свидетельства об этих явлениях воскресшего Христа Иисуса? В св. Писании. Здесь указывается, как Господь, воскресши, явился в первый день недели женам мироносицам ( Мф. 28:1, 9 ) Марии Магдалине ( Мр. 16:9 ), Ап. Петру ( Лк. 24:34 ), Клеопе и Луке ( Лк. 24:13–32 ), одиннадцати без Фомы ( Ин. 20:19 ) и одиннадцати с Фомой ( Ин. 20:26 ). Есть ли предсказание о прославлении дня Воскресения Господня? Псалмопевец и пророк Давид молил Господа о спасении и предсказывал, что Господь уже определил этот день. «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же»! ( Пс. 117:21–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Для раввинистической традиции, фиксация которой началась только с III в. по Р. Х., характерно критическое отношение к фигуре Е., который называется лицемером (Брешит Рабба 25. 1 на Быт 5. 24), что, видимо, связано с иудеохрист. полемикой. Его «взятие» на небо считается просто смертью (на основании Иез 24. 16-18). В раннем христианстве Влияние енохической традиции на христианство оценивается исследователями по-разному. С одной стороны, Е. праведник, угодивший Богу. И в книгах НЗ, и у христ. писателей цитируются его писания. С др. стороны, образ Е. занимает место в ряду ветхозаветных праотцов и пророков и воспринимается как один из прообразов Иисуса Христа. При этом в итоге енохическая лит-ра не признается канонической (за исключением Эфиопской Церкви). В НЗ о Е. говорится в Послании к Евреям: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр 11. 5). В Послании Иуды приводится цитата из 1 Енох 1. 9: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»» (Иуд 14-15). Упоминание в Иуд 6 «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», вероятно, является отражением предания о восстании исполинов, описанного в енохической лит-ре. Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Неск. мест в НЗ, связанных с именем ап. Петра, также содержат аллюзии на книги Е. (видение ап. Петра в Деян 10 напоминает 2-е сновидение Е.; в 2 Петр 2. 4-5 упом. та же история, что и в Иуд 6; в 1-м Послании ап. Петра есть ряд мест, созвучных Посланию Еноха). В раннехрист. толкованиях слов из Откровения Иоанна Богослова о не названных по имени 2 свидетелях Господа, к-рые будут пророчествовать в конце времен, общим стало мнение, что речь идет о прор. Илии и Е.: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их… И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города…» (Откр 11. 3, 6-8).

http://pravenc.ru/text/189985.html

Очевидно, ап. Павел придавал великое значение крещению, если он соединяет его с единой верой, единой надеждой, и единым телом – церковью Христовой. В другом месте того же послания ап. Павел упоминает о крещении, как об орудии, которым Бог очищает Свою Церковь , «что бы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф.5:26). В послании к Титу ап. Павел говорит, что Бог «спас нас по своей милости банею возрождения» (3:4), ясно указывая этими словами на крещение и соединенную с ним благодать Св. Духа. Наконец, в послании к Евреям учение о крещении включено в число начатков Христова учения, т. е. первоначальных и существенных христианских догматов. «Оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» ( Евр.6:1–2 ). Из сказанного нами следует, что как бы ни было духовно христианское учение, но бесконечная Премудрость Божия связала с этой духовностью всемогущую божественную благодать актом крещения, который нельзя назвать чисто духовным, в котором участвует не только душа, но и тело. Где же ключ к раскрытию этой тайны? Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны сделать небольшое отступление. Когда пришло время выступить Господу нашему Иисусу Христу на общественное служение, на берегах Иордана появился человек, рождение которого было чудесно и который был исполнен Духа Святого. Это был Иоанн, Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа, Он открыл свою проповедь призывом людей к покаянию и основной чертой его учения было крещение водою ( Мф.3:6,11 ). Иисус Христос смиренно принял это крещение от руки Своего раба и эта покорность Сына Божия так была благоугодна Богу-Отцу, что крещение Господа сопровождалось сошествием на Него Духа Божия и свидетельством Отца: « " Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мк.1:11 ). Достойно при этом особенного внимания то, какое важное значение евангелисты придают факту крещения Иоанном Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Если кто отвергает Христово строение – Церковь Его святую, то хотя «и подвизается, не увенчивается», говорит ап. Павел ( 2Тим. 2:5 ). 6. Об иерархии Но такое учение не согласно ни с историей истинного богопочтения, ни со Св. Писанием. Уже в период патриархальный, когда истинное богопочтение хранилось в среде патриарших семейств, были законные руководители в деле богопознания–патриархи, поставляемые на это Самим Богом. Затем, когда был дан Синайский закон, Господь избрал особое сословие людей, которым и вверил духовное руководство и совершенствование общества: «возьми,–сказал Он Моисею,–Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне» ( Исх. 28:1–2 ), «и поручи Аарону и сынам его скинию откровения, чтобы они наблюдали священническую должность свою: а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Час. 3:6–10). Согласно этому повелению Господа, Аарон и был поставлен первосвященником, сыновья его–священниками, а остальные из его колена– левитами, т. е. служителями при скинии. С пришествием на землю Сына Божия установлено было, по воле Божией, новое священство. Начало этому священству положил Господь Иисус Христос, Который явился первым и вечным первосвященником не по чину Аарона, а по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ; Евр. 6:20; 7:11–22 ) и, по Его собственным словам, «не Сам от Себя пришел», по был послан Богом Отцом ( Ин. 8:42 ). Подобно Иисусу Христу, и всякий другой священник, из человеков поставляемый, должен получить право на служение Богу и власть приносить дары и жертвы о грехах людских не самопроизвольно, а по воле Божией. «Никто сам собой не приемлет этой чести, –говорит ап. Павел, –но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященняком; но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр. 5:1, 4–5 ). Действительно, первые иерархи в Церкви Христовой, поставленные из людей, –апостолы, как свидетельствует Св. Писание, были поставлены на служение Господом Иисусом Христом. Из числа многих Своих учеников Он «позвал» к Себе, кого Сам хотел, – говорит св. Марк, – и пришли к Нему. И поставил из них двенадцатъ, чтобы с ним были, и чтобы посылать их на проповедь» ... ( Мк. 3:13–14 ), а «наименовал, – замечаете св. Лука, – апостолами» ( Лк. 6:13 ). Ап. Павел, говоря о различных служениях в Церкви, как установлениях Божественных, виновником их называет Бога: «иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями» ... ( 1Кор. 12:28 ). А в другом месте тот же апостол говорит, что все новозаветные пастыри поставлены Господом Иисусом Христом: «Он» поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для создания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ), почему и себя называет «апостолом Иисуса Христа, по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей» ( 1Тим. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В. Как относились люди к ветхозаветной святыне? О. Святыня всегда высоко чтилась. Прор. Моисей называл ковчег завета Господом: «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи , и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил : возвратись, Господи , к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:35–36 )! И царь Давид скакал пред ковчегом и говорил: " пред Господом играть буду и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар.6:21– 22 ). В. Поклонялись ли перед святыней древние, как мы теперь поклоняемся? О. Поклонялись. Псалм. Давид говорил: «поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс.5:8 ). Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» ( Числ.20:6 ). Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» . 26. Святыня новозаветная В. Как относился Спаситель к ветхозаветной святыне? О. Господь сказал об Иерусалимском храме, в котором были священные изображения, так: « дом Мой домом молитвы наречется для всех народов » ( Мк.11:17 ). В. Как апостолы относились к Ветхозаветному храму? О. Апостолы ходили в храм Иерусалимский для поклонения и молитвы. «Ты можешь узнать, – говорил ап. Павел, – что более двадцати дней тому назад, как я пришел в Иерусалим для поклонения " ( Деян.24:11 ). В. Благоволил ли Господь этому поклонению пред священными изображениями? О. Когда Ап. Павел, пришедший в Иерусалим для поклонения, молился в храме, где были изображения, явился ему Сам Господь: «когда... молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» ( Деян.22:14–18 ), рассказывает о себе Апостол. В. Были ли у христиан священные изображения в храмах их? О. Были, и они доныне сохранились в подземных храмах в Риме, называющихся катакомбами. В. Как слово Божие говорит о священных изображениях в Новом Завете? О. Ап. Павел пишет, что вещественная святыня, то есть святые иконы и свящ. предметы будут в Церкви Божией до Страшного Суда. Пред вторым пришествием придет антихрист, «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею , так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава IV Замечание Апостола о своей деятельности (1–6). Величие служения Апостола и его бедственное внешнее положение (7–12). Примирение этого противоречия (13–18). 2Кор.4:1–6 . Об Апостоле Павле враги его говорили, что он малодушный человек, что он может действовать только хитростью, что он искажает Слово Божие, что он не доводит до конца своих разъяснений о сущности своего Евангелия. Словом, Апостола считали каким-то фантазером, который проповедует не истинное Евангелие, а то, что ему представлялось в воображении. Все эти обвинения Ап. с негодованием опровергает и говорит, что, наоборот, его противники – иудействующие ослеплены князем века сего до того, что не видят вовсе истины. 2Кор.4:1 .  Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; «Имея… такое служение», т. е. содействуя достижению христианами свободы и прославления, о которых Ап. сказал в 17–18 ст. III-й главы. – «Не унываем», т. е. не падаем духом, встречая разные трудности на своем пути. 2Кор.4:2 .  но отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Под искажением слова Божия иудействующие противники Апостола понимали неправильное, по их мнению, толкование Ветхого Завета и, главным образом, закона Моисеева. 2Кор.4:3 .  Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, Противники Павла говорили, что он с намерением не раскрывает тех последствий, к каким ведет его Евангелие, а именно не указывает того, что его учение поощряет будто бы всякую нравственную распущенность. Ап. на это отвечает, что только люди, уже ставшие на прямой путь, ведущий к погибели, могут взводить на него такие обвинения. 2Кор.4:4 .  для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. «Бог века сего», т. е. сатана (ср. Ин 8:44, 12:31, 14:30 ). – «Чтобы для них не воссиял», т. е. чтобы они не были в состоянии призвать и усвоить светлой истины Евангелия. – «О славе Христа» – о величии вознесшегося на небо Христа (ср. 2Кор.3:18 ), о чем говорили проповедники Евангелия. – «Который есть образ Бога невидимого». Христос в состоянии Своего прославления находится вполне в образе Божием и в равном положении с Богом ( Флп. 2:6 ). Поэтому Он в Своем прославленном теле является видимым образом невидимого Бога (ср. Кол 1:15 ; Евр 1:3 ). Хотя и в состоянии Своего уничижения Он также имел божественную славу, как носитель божественной «благодати и истины» ( Ин 1:14 ) и давал знать о ней в Своих чудесах ( Ин 2:11 ), однако проявление этой славы было ограничено состоянием уничижения, в каком находился Христос до воскресения Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010