Несмотря на столь ясные указания слова Божия, большинство сектантов-рационалистов, особенно же толстовцы и молокане, а также, в большинстве случаев, пашковцы, баптисты и адвентисты, отвергают храмы, не признают их святости и глумятся над ними, называя языческими капищами, еврейскими синагогами, хлевами, свиной берлогой и др. хульными именами. Так, они говорят, 1) что храмы не нужны, потому что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой, и земля подошва ног Моих. Какой дом созиждет Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7: 48–50 ; Ис. 66:1–2 ). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыханье и все» ( Деян. 17:24– 25 ). – Но, как видно из контекста речи, в первом месте первомуч. архидиакон Стефан опровергает неправильный взгляд Иудеев на иерусалимский храм, как на единственное место для молитв и поклоняется Богу, и в своих словах приводит ту мысль, что Бог не связан каким-нибудь определенным местом и молиться Ему можно везде, потому что Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще прор. Исайя. В другом же месте ап. Павел говорит о храмах языческих и находящихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах, как в своих домах, нуждаются в жертвах, какъ люди в пище ( Дан. 14:6 – 11 ), и за принесение этих жертв дают людям всякие блага и самую жизнь. Чтобы научить афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть такое заблуждение их, ап. Павел и говорит, что Бог «не в рукотворенных храмах живет», а, как вездесущий, живет во всем мире, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает все необходимое тварям. 670 2) Не нужно никаких рукотворенных храмов, говорят сектанты, потому что каждый христианин сам по себе есть храм Божий, жилище Божие. «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» ( 1Кор. 3:16 – 17 ). «Вы храм Бога живаго» ( 2Кор. 6:16 ; сн. 1Пет. 2:5 ; Ефес. 2:21 : Евр. 3:6 ). – Каждый добродетельный христианин в духовном смысле есть, действительно, храм Божий, вместилище Духа Св., но отсюда еще не следует, что вещественных, рукотворенных храмов не нужно. Ап. Павел говорил о себе: «я имею Духа Божия» ( 1Кор. 7:40 ) и, следовательно, был храмом Духа Св., однако ходил в иерусалимский храм для молитвы и удостоился там видеть Господа ( Деян. 22:17–18 ; ср. 24:11 – 12). Св. Писание называет христиан «жилищем Божиим» ( Еф. 2:22 ) и «домом Его» ( Евр. 3:6 ), но отсюда не следует, что ни жилищ, ни домов не нужно. 671

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

11. О святости и почитании храмов Божиих «Храмом Божиим», или «домом молитвы» называется особое здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием». Сектант: 1) Не нужно, говорят сектанты, никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор. 3:16 ). «Вы храм Бога живаго» ( 2Кор. 6:16 , см. еще: 1Пет. 2:5 , Еф. 2:21 и Евр. 3:6 ). Объяснения православного: 1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (то есть Христа). ( Деян. 22:17–18 ). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» ( Ин. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

На времена, предшествующие парусии, особое внимание обращают апостолы Павел и Иоанн. Ап. Павел называет их «последними временами» (1 Тим 4. 1) и «последними днями» (2 Тим 3. 1). Как и Иисус Христос, ап. Павел свидетельствует (поскольку ему «ясно говорит» Дух), что в те дни произойдет отступление от христианства (1 Тим 4. 1), «ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим 3, 2-5). Атмосфера притворного благочестия, лживости всего происходящего и обманчивой внешности станет благоприятной для появления в мире «человека греха, сына погибели» - «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес 2. 3, 9). Ап. Иоанн называет его антихристом , т. е. противником Христа (1 Ин 2. 18). И хотя «тайна беззакония уже в действии», «удерживающий» антихриста не позволяет ему прийти в мир ранее отведенного времени (2 Фес 2. 6-7). Правление антихриста будет непродолжительным; его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес 2. 8). Неизвестность времени В. п. порождала разные ожидания. Сознанию первых христиан как непосредственных свидетелей быстро развивающихся событий, в центре к-рых находилась Пасха, Вознесение, Пятидесятница, было присуще восприятие истории как динамического процесса. Они были уверены, что мир движется к своему завершению очень быстро. «Близок всему конец»; Христос будет «вскоре судить живых и мертвых» (1 Петр 4. 5, 7). «Князь мира сего осужден» (Ин 16. 11), поэтому возвещенный пророками эсхатологический суд с пришествием Христа - факт совершившийся, следует ожидать лишь его конечного завершения. Используя при описании В. п. местоимение «мы», ап. Павел, по-видимому, не исключал того, что свидетелем парусии мог стать даже он сам (1 Фес 4.

http://pravenc.ru/text/Второе ...

Таково в общем рационалистическое объяснение «видения от Господа», бывшее Савлу на пути его в Дамаск. Теперь спрашивается: тот ли это действительный Савл, который лично сам оставил о себе подлинно – непреложное свидетельство в своих апостольских посланиях, и нравственный образ которого как до обращения его ко Христу, так и после обращения мы знаем по первоисточникам, именно – по тем же апостольским посланиям самого Ап. Павла и по книге Деяний Апостолов, написанной спутником Ап. Павла в его благовестнических трудах – ев. Лукою, или это будет Савл – сочиненный, измышленный и вероломно подменяющий собою личность действительного Савла? По собственному слову Ап. Павла – он, до своего чудесного обращения ко Христу, «был еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной непорочный» ( Флп.3:5–6 ); «он преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде его; будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий, он жестоко гнал Церковь Божиих и опустошал ее» ( Гал.1:13–14 ), ибо «он думал (γ δοξα μαυτ был убежден в себе, имел определившееся в себе решение воли), что ему должно много действовать против имени Иисуса Христа, это он и делал в Иерусалиме; получив власть от первосвященников, он многих заключал в темницы и, когда убивали их, он подавал на то голос; по всем синагогам он многократно мучил их и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах; тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Богу, он до смерти гнал, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин; он шел в Дамаск, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» ( Деян.22:3–5; 26:9–11 ), ибо «он дышал угрозами и убийством на учеников Господа» ( Деян.9:1 ), и «одобрял убиение Стефана» ( Деян.8:1 ). И ко всему этому мы имеем свидетельство самого Ап. Павла о том, что именно на пути в Дамаск Савл по преимуществу «дышал угрозами и убийствами на учеников Господа»; что самое «видение от Господа» воспоследовало именно в моменты наибольшего укрепления в душе Савла мысли и решения его воли послужить тому замыслу, ради которого он шел в Дамаск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

За извращение Богопреданного учения Церкви и за тяжкие грехи против нравственности. Есть ли в св. Писании примеры отлучения от Церкви за извращение ее учения? Есть. Ап. Павел отлучил за это многих. " Некоторые, – пишет Апостол, – потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим. 1:19, 20 ). И таких непременно должно извергать из Церкви, иначе «слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» ( 2Тим. 2:17, 18 ). Кто, по св. Писанию, отлучался за безнравственность? Отлучен Ап. Павлом Коринфянин кровосмесник ( 1Кор. 5 гл). Как называлось извержение из Церкви? Оно называется анафематствованием, то есть, отлучением от Христова общества – Церкви. Откуда взято это слово «анафематствование»? Из св. Писания. Ап. Павел говорит, что кто будет «превращать благовестие Христово, тот да будет анафема» ( Гал. 1:6–9 ). Отлучают ли епископы Христовой Церкви в наши дни? Отлучают. Так они предали анафеме Льва Толстого, «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева в Москве, а также многих из тех, кто уклонился в ересь баптизма, адвентизма, латинства и др... Почему у нас не извергаются из Церкви все пьяницы и блудники, коль скоро Ап. Павел написал «не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником» ( 1Кор. 5:11 ). Все пьяницы не извергаются у нас потому, что и Апостол не извергал всех тяжких грешников, а только кровосмесника, да и то до времени его покаяния ( 2Кор. 2:7 ). Многие из христиан Коринфской Церкви за вечерями любви упивались ( 1Кор 11:21 ), однако Апостол не отлучал их, а только не похвалил (там же, ст. 22). Так и теперь Церковь Христова никого не хвалит, не одобряет за грехи, заповедуя всем православным так: «уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 33:15 ), и добрые христиане уклоняются, напр., от пьяных и развратных сообществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

17). Если понимать таинство Евхаристии так, как понимает его Православная Церковь , то эти слова строго истинны: мы, чада Православной Церкви, все причащаемся от одного и того же хлеба – Тела Господа. «Хлеб, который я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ). Но если понимать таинство Евхаристии, как его понимают штундисты, то слова ап. Павла не имеют смысла: в общинах их преломляются не один и тот же хлеб, а различные: каждая община преломляет свой хлеб. И так как штундисты не от одного хлеба причащаются, то и сами они не составляют одного тела. Вопрос. Что говорит ап. Павел в следующем стихе? Ответ. «Те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (ст. 18). Вопрос. Что имел в виду ап. Павел сказать этими словами? Ответ. Как иудеи, по повелению Бога, ели предложенные жертвы ( Лев.7:15; 22:30 ), и чрез это делались участниками жертвенника, так и христиане суть участники жертвенника и вкушают жертву; но жертва христиан есть Сам Иисус Христос ( Евр.7:27 ), а посему, причащаясь сей жертвы, христиане причащаются Тела и Крови Господа. Вопрос. Нет ли еще в Св. Писании доказательства сего? Ответ. Апостол Павел в 1Кор.11:23–25 передает установление таинства Евхаристии в тех словах, как и евангелисты Матфей, Марк и Лука, присовокупляя, что он получил от Господа то, что написал (ст. 23). Если Иисус Христос, когда устанавливал таинство Евхаристии, говорил иносказательно, то естественно ожидать, что ап. Павел, который не присутствовал на Тайной Вечери, даст объяснение слов Господа. Апостол Павел знал истинный смысл слов Спасителя, и если бы он понимал их в том смысле, что они означают только хлеб и вино, долженствующие служить только напоминанием о смерти Господа, – то почему в своем послании он не сказал коринфянам – грекам: «это есть образ тела Иисуса Христа, только воспоминание о смерти Его, или – это означает тело и кровь Господа?» Апостол Павел наставлял людей, которым не вполне было известно учение Иисуса Христа и этим людям он сказал, что то, что они считают хлебом и вином, есть Тело и Кровь Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В Откровении Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности Антихриста «двух свидетелей» (Предполагают – пророка Илию и патриарха Еноха ( Быт. 5:24 ). которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда окончат свидетельство свое, будут умерщвлены Антихристом ( Откр. 11:3–12 ). Таково свидетельство слова Божия о грядущих временах, о понятиях и настроениях общества перед вторым пришествием Христовым. Хотя эти все признаки явные и очевидные, однако способность увидеть и понять их зависит от духовного уровня человека. Грешники неспособны будут понять ни того, что на их глазах происходит, ни куда мир катится. Поэтому Спаситель предупреждал Своих учеников: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» ( Лк. 21:34–36 ). Второе пришествие Сына Человеческого Духовный взор христиан должен быть направлен к грядущему радостному событию – второму пришествию Христа на землю: «Когда же начнет это сбываться (последние бедствия), тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» ( Лк. 21:28 ). Действительность этого пришествия со всей определенностью засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей ( Мф. 16:27 ; Мф. 24 гл.; Мр. 8:38 ; Лк. 12:40 ; Лк. 17:24 ; Иоан. 14:3 ). Об этом событии возвестили ангелы при вознесении Господа ( Деян. 1:11 ) и часто напоминали апостолы: ап. Иуда ( Иуд. 1:14–15 ); ап. Иоанн ( 1Иоан. 2:28 ); ап. Петр ( 1Петр. 4:13 ); в том числе и ап. Павел ( 1Кор. 4:5 ; 1Фес. 5:2–6 и др.). Сам Господь изобразил Свое пришествие в следующих чертах: оно будет внезапным и для всех явным – «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). Перед Его вторым пришествием на небе явится знамение Сына Человеческого , увидев которое «восплачутся все племена земные». Это будет, по общему мнению свв. отцов Церкви, знамение животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В другом месте Ап. Иоанн приводит такие слова Спасителя, из которых видно, что, хоть Он ничего не говорил, но поведение Иуды Его тревожит: Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати ( Ин. 6, 70-71 ). Что чувствовал Иуда, находясь рядом со Спасителем? Какая происходила в нем борьба, а то, что эта борьба, какая-то внутренняя работа происходила, – несомненно? Мы этого не знаем, знаем только наверняка, что Христос пытался достучаться до сердца Иуды до последнего… На Тайной Вечери, когда Иуда уже договорился предать Учителя, Иисус показывает, что Он знает об этом: Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня ( Ин. 13, 21 ). Может быть, хоть эта терпеливая и ждущая отклика любовь остановит предателя?.. Но Иуда ускользает в ночь. Тайная Вечеря была последним ужином Иисуса с учениками. Во время этого ужина Иисус подает ученикам хлеб и чашу с вином. При этом Он говорит загадочные слова о том, что этот хлеб – Его Тело, а это вино – Его Кровь. В местечке Магдала, на берегу Галилейского озера есть католический храм. В нем иконы всех Двенадцати Апостолов. И среди них Иуда… Он один из них, да только… без нимба. У каждого Апостола в руках символический предмет, которым он служил Богу и через что спасался: свиток, ключи и проч. А у Иуды – символ его падения: мешочек с деньгами. Так и стоит навсегда увековеченный предатель.   Тайная Вечеря Мы не будем сейчас подробно разбирать тему Евхаристии, скажем лишь несколько слов: В Новом Завете мы встречаем четыре рассказа о установлении Таинства Евхаристии: Мф. 26:26-29 ; Мк. 14: 22-25 ; Лк. 22:15-20 ; 1 Кор. 11:23-25 . Исследования позволили установить, что независимы и первичны рассказы Марка и Ап. Павла. Матфей пользуется Марком и немного редактирует его версию; Лука опирается на Ап. Павла (т.е. на 1-е Кор.). Следующий вопрос: кто стоит ближе к изначальным словам Христа, произнесенным на Тайной Вечери: Ап. Павел или Евангелист Марк? Установить это невозможно.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю вопреки благодати. Эта мысль находит подтверждение в Свщ. Писании. Так, первомученик архидиакон Стефан обвиняет иудеев: «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7, 51). Ап. Паве « предупреждает: «когда услышите глас Его (Святого Духа. — С. Д.), не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3, 7-8), т. е. человек может в ответ на обращенный к нему призыв Божий ожесточить свое сердце. Примером того, что благодать не устраняет человеческой свободы, является проповедь Христа Спасителя, которую принимали далеко не все. Например, галилейские города, которые, несмотря на все усилия Спасителя, не покаялись. Благодать — это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. По мере нашего подвига благодать все более и более в нас раскрывается, оказывается присвоенной, говоря словами прп. Серафима Саровского, стяженной человеческой личностью. У ап. Петра читаем: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, …то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель» (2 Пет. 1, 3-5), т. е. несмотря на то, что вся полнота даров в Церкви нам сообщена, мы должны прилагать все старание для того, чтобы иметь возможность ими воспользоваться. О необходимости подвига, усилия со стороны человека для спасения многократно говорится в Свщ. Писании. Сам Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его». (Мф. 11, 12). О синэргии Божественной благодати и человеческих усилий говорит ап. Павел: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению». (Флп. 2, 12-13). Если таких усилий со стороны человека нет, то благодать не принесет плода и может оказаться «тщетной». Ап. Павел увещевает коринфян: «Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор 6, 1). Об этом же говорит апостол и в 1 Кор (15, 10): «Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010