Каноническое значение Патриаршества в истории Русской Православной Церкви Протоиерей Владислав Цыпин/Фото: Патриархия.ru Патриаршество является одним из важнейших институтов канонического церковного строя. Хотя этот титул в канонах употреблен впервые отцами Трулльского Собора, но экклезиологические основания этого института по существу дела сформулированы были уже в 34-м Апостольском правиле и в 9-м правиле Антиохийского Собора. 34-е Апостольское правило гласит: «Епископам всякого народа подобает знати Перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения». В 9-м правиле эта же норма применена по отношению к митрополиту. Но уже в V столетии, ко времени Халкидонского Собора, вначале не официально, а потом уже в качестве формального титула, первые епископы Поместных Церквей стали именоваться патриархами. А во второй половине первого тысячелетия христианской истории сложилась система пентархии – пяти Патриархатов, между которыми был распределен территориально без малого весь христианский мир. Когда Русь была крещена, ее территория вошла в состав Константинопольского Патриархата. И хотя ввиду политической независимости Руси от Византии, ее этнического отличия от империи, обширности ее пределов и удаленности от имперской столицы, которая одновременно была и первосвятительской кафедрой, Русская Церковь пользовалась широкой автономией, не будучи формально автономной, тем не менее в русских храмах за богослужением неизменно возносилось имя Патриарха, а его сан в религиозном сознании русского народа окружен был ореолом святости. В 1448 году в связи с известными событиями, в частности, отступничеством от Православия Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Исидора на Флорентийском Соборе, Русская Церковь стала фактически автокефальной – ее Первоиерарх святитель Иона был избран в митрополиты Собором русских епископов без санкции на то со стороны Константинопольского Патриарха, чье отношение к Флорентийской унии не было досконально известно в Москве, и без последующего утверждения этого акта в Константинополе. Но всеобщее признание автокефалии Русской Церкви в православном мире сопряжено было с событием, которое произошло в 1589 году, когда в Москве было учреждено Патриаршество и первым Патриархом поставлен был святитель Иов.

http://pravoslavie.ru/24350.html

Кормчая книга, судя по сохранившимся спискам ее XV и XVI в., употреблялась тогда у нас в разных видах. Списывалась еще, а следовательно и употреблялась, она и в том виде, в каком известна была в России до митрополита Кирилла II, когда содержала в себе одни каноны без толкований. Два списка ее XVXVI в. представляют Номоканон Схоластиков (VI в.), в котором помещены только правила святых апостолов, четырех Вселенских и шести Поместных Соборов, и святого Василия Великого , и притом правила изложены не отдельно: сперва апостольские, потом каждого Собора порознь и Василия Великого , а все сведены в один состав, распределены по предметам и расположены в некоторой системе – в 50 титлах, или гранях-отделениях. Впрочем, наши Кормчие, по Номоканону Иоанна Схоластика, содержали в себе, кроме этого Номоканона в его древнейшем, болгарском, переводе, и некоторые правила двух остальных Вселенских Соборов, Шестого и Седьмого, вместе с сведениями о них, равно как немало и других дополнительных статей позднейшего происхождения, греческого и болгарского. Другие два списка Кормчей XV-XVI в. представляют сборник церковных правил, известный под именем патриарха Фотия, только еще неполный: тут прежде всего находится после пролога, или предисловия, Номоканон, в котором так же, как и в Номоканоне Схоластика, все каноны расположены по предметам в некоторой системе, но не в 50, а в 14 титлах-гранях, и самые правила не приведены в тексте, а только сделаны указания на них; затем следует изложение σνταγμα самого текста правил: святых апостолов, святых Соборов – сперва Вселенских, всех семи, потом Поместных, кроме двух последних по времени (бывших в Константинополе по делу Фотия и находящихся уже собственно в Фотиевом сборнике канонов), и святых отцов; наконец помещены разные дополнительные статьи не только греческого происхождения, между ними и известные 87 глав, извлеченных Иоанном Схоластиком из новелл Юстиниана, но, по крайней мере в одном списке, и русского, каковы – правило церковное митрополита Uoahha II и ответы Новгородского владыки Нифонта на вопросы Кирика. Правила в этой Кормчей все не сокращенные, а полные, как и в помянутых выше Кормчих по Номоканону Схоластикову, но перевод правил здесь совершенно другой, хотя также весьма древний. Очень естественно, если Кормчие с одними канонами без толкований списывались у нас в XV и XVI столетиях весьма редко и сохранились в небольшом числе экземпляров, потому что хотя и такими Кормчими, по Номоканону ли Схоластикову или Фотиеву, неполному, еще можно было пользоваться, но они не представляли уже тех удобств, какие можно было находить в Кормчих не с одними канонами, а с толкованиями на каноны, появившихся у нас со времени митрополита Кирилла II.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг 14.06.2020 19:05:38 Протоиерей Сергий Филимонов Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Несмотря на то, что в этом году пост не очень длинный, всё равно это пост и хотелось бы провести его правильно. Как совместить дачный, отпускной период с Петровым постом, как правильно питаться, какие молитвы читать - на эти вопросы отвечает д.м.н., профессор, протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Отец Сергий, в чём главная особенность Петрова поста? Какие изменения происходят в службах по время поста? Особенностью Петрова поста является предуготовление православного христианина ко дню святых апостолов Петра и Павла - 12 июля. Апостольский пост имеет свои особенности. В эти святые христианин старается читать Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов, которые раскрывают евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Ход богослужения соответствует уставу РПЦ. В эти дни особенно полезно читать жития святых апостолов, деяния – то есть знакомиться с апостольским наследием. Относительно каких-то сугубых молитв указаний не имеется. Однако весьма полезно, если постящийся христианин будет призывать молитвенно святых апостолов, особенно тех, которые близки его сердцу или чьё имя он носит, то есть своего тезоименитого святого. Также полезно заказывать молебны, читать акафисты кому-нибудь из святых апостолов. Петров пост совпадает с каникулами, дачным периодом, временем отпусков. Посоветуете, как правильно верующему его провести: и для телесной пользы и для духовной, конечно? Любой пост – это, в первую очередь, время нравственного подвига. Поэтому находясь и в отпуске, и на каникулах, можно совершать нравственный молитвенный подвиг, одно другому не мешает.

http://radonezh.ru/2020/06/14/nahodyas-i...

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир», или О пользе супружеского воздержания постом Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой – сфера очень интимная и деликатная. Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться: не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 4–5). Но супружеский пост – это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви. О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель – повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость. Потому что и в дни Светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго. Если какой-нибудь священник будет венчать пары, например, во время Великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, его вообще отправят под запрет. Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого. Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.

http://pravoslavie.ru/29677.html

Последовательный экзегетический анализ послания Многообразные наставления Св. Ап. Павла Тимофею, как архипастырю Христовой церкви, естественно подводятся в послании под следующие отделы. А) Наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви ( 1Тим. 1 ). Б) Наставления ему, собственно как предстоятелю церкви: а) относительно церковных собраний и б) как епископу – рукоположителю, относительно лиц, удостоиваемых священного сана ( 1Тим. 2:1–3:13 ). В) Далее идут общие наставления о должном прохождении самим архипастырем своего высокого служения, где Апостол наставляет: а) сначала о том, кто должен руководить самого архипастыря к истине и какая основная истина христианского вероучения, б) а потом предлагает правила архипастырского учительства словом и жизнью ( 1Тим. 3:14–4:16 ). Г) Затем следуют нарочитые наставления Тимофею относительно управления церковью ( 1Тим. 5:1–22 ). Д) В самом конце идут наставления Тимофею, как гражданскому члену общества, о том, на каких правилах созидать для пасомых прочное благополучие земное ( 1Тим. 6:1–21 ). А. Правила и наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви (1Тим. 1:1–20) Сии правила таковы: а) обходить – в частных ли рассуждениях, или в общественных беседах – такие предметы, которые производят больше споры учено-религиозные, чем прямое назидание в вере; ибо, гоняясь за отвлеченностями и тонкостями выспренного созерцания, можно впасть в пустословие о таких предметах, которые собственно никому неизвестны, и не разумеет самых ближайших и жизненных истин, например, значение закона, – что и случилось с иудейскими лжеучителями ( 1Тим. 1:1–7 ). Вопреки им должно разъяснять это значение закона, положенного собственно не для праведника, а для беззаконных и непокорных, и раскрывать, что истинная праведность достигается собственно верой в Иисуса Христа, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым называет себя Апостол Павел, бывший прежде хулитель и гонитель и обидчик, и в себе же представляет наглядный пример помилования и оправдания грешников ( 1Тим. 1:8–17 ). в) Не дремать вероблюстителю и не равнодушничать в вопросах веры, а напротив, ревновать и воинствовать, подобно доброму воину, против врагов веры, воодушевляясь искренностью своей собственной веры и опираясь на чистоту своей совести. Обратным и устрашающим примером измены вере и кары за сие могут служить Именей и Александр, которых св. Павел предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать ( 1Тим. 1:18–20 ). Б. Наставления Тимофею, как предстоятелю церкви (1Тим. 2:1–3:13)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 136 1996 г. 1 марта. – Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви 171 Глубокой скорбью и тревогой за судьбу Православия омрачились первые дни Великого поста вследствие антиканонического Деяния Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, выразившегося в объявлении юрисдикции Константинопольского Патриархата на канонической территории Московского Патриархата в Эстонии и принятии в общение раскольнической группировки запрещенных в священнослужении клириков с назначением архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна местоблюстителем т. н. автономной Православной Апостольской Церкви Эстонии. Вновь раздирается хитон Христов и попираются святые православные каноны. В общение приняты клирики, не только не получившие отпустительных грамот от Матери Церкви, но и запрещенные в священнослужении. Тем самым нарушено 12-е апостольское правило, гласящее: «Если кто из клира или мирянин, отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты, да будет отлучен и принявший и принятый». О том же говорит 5-е правило I Вселенского Собора: «О тех, которых епископы по каждой епархии удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были принимаемы другими». Деяние Константинопольского Патриархата также грубо нарушает церковные правила, воспрещающие епископам одной Поместной Церкви вмешиваться в дела другой Церкви. Согласно 2-му правилу II Вселенского Собора, «областные епископы да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами только египетскими, епископы Восточные да начальствуют только на Востоке... Не быв приглашены, епископы да не переходят за пределы своей области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». Об этом же говорят правила 34-е и 35-е апостольские, 6-е I Вселенского Собора, 20-е и 39-е VI Вселенского Собора и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 131. Евхаристическое участие Мера Божественного причащения Пятница накануне Пятидесятницы. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, продолжаем нашу беседу касательно «Литургии верных». На последнем занятии мы выяснили, что как нельзя причащаться, не будучи христианином, так же нельзя быть христианином без причащения! Теперь надо выяснить: какова мера Божественного причащения? Иначе говоря, с какой периодичностью следует причащаться? Для выяснения этого посмотрим на исторические факты. И что мы видим? А то, что уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (и даже чаще: например, в дни памяти мучеников). Причем, на еженедельной Евхаристии присутствовали и причащались все члены местной общины. Отказ от такого участия без достаточных к тому оснований подвергался порицанию. Эту практику выражает 9м апостольское правило. Таким образом, первые христиане причащались за каждой Литургией. Однако с увеличением числа праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого члена общины стало считаться многими желательным, но необязательным – равно как и участие в причащении. Об этом говорит нам 2е правило Антиохийского Собора. Не смотря на это практика частого причащения сохраняется и в последующие века, хотя в отношении регулярности причащения не везде все было одинаково. Так, преп. Аполлоний Египетский (IV в.) вводит «в своей обители правило, чтобы подвизавшиеся с ним иноки ежедневно перед вкушением пищи (т.е в 15:00)причащались». А св. Василий Великий , одобряя ежедневное приобщение Святых Тайн, извещает, что в Кесарии оно совершается четырехкратно в неделю: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, а также и в иные дни, если бывает память какого святого. Преп. Онуфрий Великий († 390) причащался каждую субботу и воскресенье. Такой же практики придерживались и в обители преп. Герасима Иорданского († 475).

http://azbyka.ru/video/131-evharistiches...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Протоиерей Виктор Потапов является многолетним настоятелем Русской Православной Церкви «Свято-Иоанно Предтеченского Собора» (РПЦЗ) в столице США, в Вашингтоне. Он хорошо известен среди русской диаспоры, американцев, православных и инославных, и прекрасно знаком с жизнью и действительностью на Западе. В этой серии из шестнадцати статей отец Виктор описывает главные различия между православным и инославными учениями. 1997 г. Вступление Живя в иноверной среде, православный христианин должен быть хорошо и твердо осведомлен o своей вере, чтобы бытъ в состоянии противостоять посторонним влияниям и всегда быть готовым каждому вопрошающему c кротостыю дать ответ o нашем уповании (1Пет.3:15). В предлагаемом цикле статей мы попытаемся объяснить чем западные христианские исповедания отличаются от единой, соборной, апостольской православной Церкви. 1. Что такое православие? Прежде всего, православие есть правая вера в Бога, та могучая сила, которая делает каждого истинно верующего православного христианина непоколебимым на праведном и благочестивом пути его жизни. Быть православным значит правильно познать умом, правильно веровать сердцем, и правильно исповедывать устами всё то что Сам Бог открыл нам o Себе Самом, o мире и человеке, o задачах и целях нашей жизни в научение к достижению нашего духовного единения c Ним и нашего вечного спасения. Без такой правой веры, по слову ап. Павла, невозможно угодить Богу (Евр.11:6). Православие есть не только правая вера и правое исповедание основных истин и догматов Церкви Христовой, но и правая, на незыблемом законе основанная, добродетельная жизнь: исполнение заповедей Божиих, проникновение сердца смирением, кротостью, любовью к ближним, оказание помощи нуждающимся и несчастным, служение своей Церкви. Апостол Иаков учит: «Bepa без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ). Сам Господь Иисус Христос, будущий всемирный Судья, обещает воздать каждому по делам его (Мф.16:27). Ап. Павел свидетельствует, что «каждый получит свою награду по своему труду» (1Kop.3:8). Вот православная точка зрения. Правая вера должна выражаться в делах, и дела должны служить проявлением веры. Одно должно быть соединено c другим тесно, неразрывно, как душа и тело. Это толъко и есть православныйправильный путь, ведущий нас к Богу.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Церковные каноны – 1) основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан); 2) свод таких правил. В широком смысле эпитет «канонический» в церковной лексике означает «законный, признанный» (например, канонические книги Священного Писания ). Кто автор церковных канонов? Каноны были составлены как  церковными соборами , так и отдельными церковными авторитетами —  святыми отцами , соответственно подразделяются на соборные (вселенских и поместных соборов), апостольские и святоотеческие. В каких книгах содержатся церковные каноны ? Основной канонический корпус Православной Церкви содержится в сборнике, имеющим титул « Книга правил » (полное название: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец). Кормчая книга (Номоканон)   – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран. Чем каноны отличаются от догматов? В отличие от догматов , в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни. Возможны случаи, когда Церковь редактирует свои собственные каноны, что совершенно невозможно в отношении догматов. Можно сказать, что если догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, то каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в условиях земного мира после грехопадения. Как правильно понимать и применять церковные каноны ? При попытке применения церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать mens legislatoris – намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты. «Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». Человек тебе говорит. «В Кормчей так написано», и как видит в книжке, так буквально и применяет, а должен бы каждый случай анализировать отдельно. Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи других случаев. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». ( преподобный Паисий Афонский ) Какова задача церковных канонов?

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

С приложением указания особенных церковных достопримечательностей Москвы 1. Понятие о церковной истории История – слово греческое и значит рассказ. Церковь тоже слово греческое н значит дом Божий 1 . Христианской Православной Церковью называется совокупность, или общество всех людей, которые православно, т. е. правильно, истинно веруют в Иисуса Христа, Спасителя мира. Общество истинно верующих в Иисуса Христа называется домом Божиим потому, что в этом обществе особенным образом живет Господь и управляет им, как хозяин управляет своим домом. Церковь называется христианскою потому, что люди, составляющие ее, веруют во Христа – Спасителя мира. Сами они от сей веры во Христа называются христианами. Церковь называется еще Православной потому, что христиане, составляющие ее, веруют во Христа правильно, т. е. так, как научил веровать Сам Иисус Христос и Его св. апостолы; так как есть христиане, которые веруют во Христа не совсем правильно, т. е. из учения Христова и апостольского нечто изменили они, иное прибавили, а иное убавили, отчего и называются неправославными. Рассказы об этой христианской Православной церкви, т. е. о том, как она началась, как по времени устраивалась и как за тем до настоящих времен продолжает свое существование, и составляют так называемую историю Православной христианской Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов и начало Христианской Церкви Иисус Христос, живя на земле, из своих верующих уже образовал христианскую церковь . И вот, когда Он после своего вознесения на небо, послал Духа Святаго на апостолов и прочих верующих, то этим уже утвердил и освятил ее, и с сего времени она начала более и более распространяться по земле. Иисус Христос обещал апостолам по вознесении своем на небо послать Духа Святаго на них, чтобы он научал их истине, укреплял в добре и помогал в деле распространения христианской веры на земле. И в 10-й день после Вознесения, и в 50-й после Воскресения Своего действительно послал Его на апостолов и других верующих. Был у евреев праздник Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010