Глава XXXVIII. Как понимать 8-е правило первого Вселенского собора 1) О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и Апостольской церкви, благоугодно св. и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолической и Апостольской церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния уставлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям кафолической церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Аще же там, где есть епископ кафолической церкви, некоторые из них приступять к церкви: явно есть, яко епископ православной церкви будет имети епископское достоинство: а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь имети будет: разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Аще же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретет для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде» (8 пр. I Всел. соб. Полн. Кормч. 36–37 стр.). 2) Зонара в толковании сего правила: «Правило определяет, чтобы приверженцы его (Новата) ереси, когда обращаются к церкви, были приемлемы с письменным исповеданием, что будут соблюдать догматы кафолической церкви и будут принимать отвергшихся Христа по необходимости, и будут устроять их по временам, определенным для покаяния падших... и что будут в общении с двубрачными. – Если они рукоположены во епископов и пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях, если в церквах, в которых рукоположены они, нет других. Как они погрешили не уклонением от веры, а братоненавидением и недопущением покаяния для падших и обращающихся, то поэтому собор принял и рукоположение их, и определил, чтобы они оставались в их степенях, если не будет епископа в кафолической церкви того города»... (Полн. Кормч. стр. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Е.Н. Никулина Тема 5. Святители Следующий лик, о котором мы будем говорить, – это святители, святые архиереи. Их служение состоит в праведном пастырстве, которое является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свтт. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Иаков Низибийский , папа Григорий Великий ). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов , свт. Тихон Задонский , свт. Феофан Затворник ). Со временем епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей – Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника ). Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский ; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон). И внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей – богословов и церковных писателей; святителей – миссионеров; святителей – молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства... Иногда один святитель совмещал в себе различные типы служения, мог быть, к примеру, и автором богословских трудов, и церковным политиком, и священномучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ересь папизма Наша Святая Православная Церковь осознает, что она одна является Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью ; она чувствует всегда большую ответственность за сохранение неизменной и неподдельной апостольской веры и предания. Поэтому по отношению к различным ересям она сохранила строгое отношение, не соглашаясь и не договариваясь с ними даже в небольших и второстепенных вопросах, считая, что если вера будет нарушена в малом, то это неизбежно отразится и на большом. По святителю Григорию Нисскому , «не христианин тот, кто не принимает всего таинства истинного образа благочестия» 7 , а по святителю Василию Великому , «и в малом отступлении большой грех» 8 . Уклонения в вере не только изменяют богословие Церкви, но нарушают и саму духовную и церковную жизнь и поэтому ставят под угрозу и спасение человека. Вера и жизнь взаимосвязаны, поэтому, если будет нарушена вера, это неизбежно отразится и на жизни. Церковь , отвращаясь от ереси, любит еретиков, относится к ним милостиво и предпринимает различные усилия к их обращению. И если они раскаются, то использует самую широкую икономию 9 , чтобы облегчить их возвращение в лоно Церкви. Такую же позицию заняла изначально Церковь и в отношении папизма. Церковь ощущала, что уклонение в папизме состоит не только в наличии иной системы церковного управления или иных церковных обычаев, но что происходит глубинная подмена евангельского духа. Византийские богословы не были фанатиками или экстремистами, когда в опровержении ереси Filioque 10 писали толстые труды. Добавка «и Сына» к исхождению Святого Духа вводит во Святую Троицу два начала, или полусавеллианство 11 , принижает значение Святого Духа и искажает всю триадологию, как правильно заметил Владимир Лосский : «Если в первом случае (Filioque) вера ищет уразумения, чтобы перенести Откровение в сферу философии, то во втором (в православной триадологии) – уразумение устремляется к реальностям веры, чтобы преобразиться во все большем и большем раскрытии себя навстречу тайнам Откровения. Ибо если Троичный догмат есть столп и утверждение всякого богословия и принадлежит той области, которую греческие отцы называли областью θεολογα – богословия по преимуществу, то понятно, почему разногласие по этому вопросу – каким бы незначительным оно ни казалось на первый взгляд – имеет столь решающее значение» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

И.Е. Розанов 1. В день Сретения Господня: о превосходстве новозаветного священства пред ветхозаветным (Евр. 7:7–13) Без всякого прекословия меньшее благословляется от большего ( Евр.7:7 ). Возлюбленные о Христе братие! Св. Церковь на всякой литургии предлагает в наше назидание чтения из св. Апостолов и из Евангелия. И в апостольских и евангельских чтениях заключатся словеса Божие, учение Самого Господа, – в них глубина богатства разума Божия, как говорит св. ап. Павел. Но как же слабому, осуетившемуся уму человека уразуметь сей разум Господень? Кто может изъяснить верно и неложно глаголы Господи? Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, поучает св. ап. Петр ( 2Пет.1:20 ). Собор же св. Отец, именуемый Трулльским, постановил, «что предстоятели церквей, поучая народ по вся дни, наипаче же во дни воскресные, словесами благочестия, должны изъяснять слово Писания не инако, разве как более удовлетворяться, нежели составлением собственных слов» (правило 19). Последующе сему соборному указанию, и мы, братья, будем вас отселе назидать на наших воскресных беседах на апостольские и евангельские чтения из творений св. Отцов. И помните, возлюбленные, что всякую мысль, каждое слово, которое мы возглаголем вам на сих беседах, не наше немощное слово будет, а поучение св. Отцов и вселенских учителей. Начнем же, благословясь. Братие, без всякаго прекословия меншее от большаго благословляется… и т. д. Святой вселенский учитель Иоанн Златоуст говорит, что «Апостол сказал это с тем, чтобы показать, что наше (новозаветное) священство гораздо важнее иудейского. И это превосходство открывается из самых образов вещей. Авраам, прародитель левитов и священников иудейских, пред Мелхиседеком, который был образом нашего священства, стал на месте мирянина и показал это двояким образом: тем, что дал ему десятину, ибо миряне давали священникам десятину; и тем, что получил от него благословение, ибо миряне же получают благословение от священников. Так смотри, сколь велико превосходство нашего священства, когда Авраам, патриарх иудеев, прародитель левитов, благословляется Мелхиседеком и дает ему десятину.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CODEX IURIS CANONICI [лат. Кодекс канонического права], обладающий высшей правовой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви. Ныне действующая редакция C. i. c. обнародована 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» папы Римского Иоанна Павла II, вступила в силу 27 нояб. 1983 г. 2 янв. 1984 г. Иоанн Павел II motu proprio «Recognito iuris canonici Codice» создал папскую комиссию по аутентичной интерпретации и толкованию C. i. c. (в 1988 преобразована в Папский совет по интерпретации законодательных текстов). История создания Первым кодифицированным источником католич. канонического права стал C. i. c. 1917 г. (утвержден 27 мая 1917 г. апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» папы Римского Бенедикта XV ; вступил в силу 19 мая 1918; об истории составления и структуре C. i. c. 1917 г. см. ст. Каноническое право , разд. «Каноническое право Римско-католической Церкви»). Однако после его издания в правовой системе католич. Церкви продолжали действовать и др. источники права (в т. ч. конкордаты с гос-вами, местные обычаи и др.); нормы C. i. c. 1917 г. как изданного для Церкви лат. обряда не охватывали католиков вост. обряда из Восточных католических Церквей , для к-рых 23 нояб. 1929 г. папой Римским Пием XI было решено составить отдельный Кодекс канонов. По мере развития церковного законодательства, особенно после введения новых канонических норм по отдельным вопросам при папе Римском Пии XII (изменение принципов смешанных браков, правил вступления в брак, порядка назначения епископов, учреждение секулярных институтов (см. ст. Институты посвященной жизни ), упразднение правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.) возникла необходимость изменений в C. i. c. 1917 г. Предложения о доработке его структуры высказывали некоторые канонисты; они указывали на несовершенство использованной в C. i. c. 1917 г. пандектной системы, заимствованной из рим. права и гражданских кодексов европ. гос-в XIX в., усложнявшей систематическое изложение канонов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Не славного происхождения был кроткий старец иеросхимонах Иоанн; но добродетельная и долговременная жизнь его в иноческих подвигах привлекла к уважению и благосклонному вниманию многих даже знатных и по сану великих людей. Ныне, хотя уста его умолкли и рука неподвижна – связана узами смерти; но оставшиеся полезные сочинения трудов его надолго будут обличать заблуждение раскольников и, может быть, при содействии Благодати Божией, принесут в свое время плоды обращением многих к Православной матери нашей Святой Церкви. Не для прославления себя или какого прибытка, но единственно искренной жалости о пребывающих доселе в заблуждении собратиях своих, и по благочестивой ревности, сердобольный Старец, по обращении своем из раскола, неленостно трудился, выписывая из многих Св. Догматических и Отеческих книг доказательства к обличению раскольников и убеждению их в истину, с собственными замечаниями и разсуждениями. Хотя он и не получил в юности своей образования в науках, чтобы излагать мысли свои по правилам, и даже не умел иначе писать, как только церковными буквами (по общему выражению – полууставом), но чрез прилежное и внимательное со смирением и молитвою чтение душеполезных книг приобрел свыше просвещение духовного разума познавать силу истины, которую он в своих писаниях излагал простым и прямым от сердца слогом, служащим более к уразумению и убеждению простонародия. Труды сии не тщетны были: Господь благословил их, – и утружденный Старец, приближаясь к вечности, имел утешение видеть изданными в печати из числа сочинений своих пять книг: 1) Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения; 2)Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения. Обе Московской печати, 1839 год; 3)Дух мудрования некоторых раскольнических толков. Москва, 1841 год; 4)Обличение заблуждений раскольников-перекрещиванцев с показанием истинного крещения. СПб, 1847 год; 5)Доказательства непоколебимости и важности Святой Соборной и Апостольской Кафолической Церкви Восточной. Московская печать, 1849 год. Эту пятую книгу из печати получал на одре в предсмертной своей болезни, смиренный иеросхимонах Иоанн из глубины сердца возблагодарил Господа Бога, удостоившего видеть ему семена трудов своих посеянными на ниве Господней, и произнес сии достопамятные Евангельские слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, – с миром, яко видеша очи мои приятым скудное мое приношение Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Кроме отпечатанных оных книг осталось и еще несколько записок его о подобных предметах, но они не приведены в порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

О посте I. Православное учение о посте Сам Господь Иисус Христос с апостолами постились. Постилась, конечно, и вся первенствующая Церковь и не только при чрезвычайных случаях, но и в определенное для этого именно время. По примеру апостолов издревле и соблюдаются христианами посты в известное и определенное время. Таковы, например, посты годовые: св. Четыредесятница, или Великий пост , Петровский,Успенский и Рождественский, а также и еженедельные – в среду и пятницу. Важнейший из годовых постов и древнейший по своему происхождению – это Великий пост или св. Четыредесятница. Этот пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру и ведет свое начало от времен апостольских, В 69 апост. правиле уже указывается на этот пост, когда говорится: «аще кто епископ или пресвитер не постится в св. Четыредесятницу пред св. Пасхою, или в среду и пяток, да будет извержен» (Корин. л. 19 об.). О древности Вел. поста свидетельствует также св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 г. по Р. Хр. в епископа Антиохийского и правивший этой церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам св. Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского поста, по сошествии на них св. Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем (Петр. посте) уже упоминается в Постановлениях апостольских (5 кн. 20 гл.). «Отпраздновав Пятидесятницу, – говорится здесь, – празднуйте одну седьмицу, поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после прославления» 24 ). Посты – Успенский и Рождественский предписаны в конце VII и в начале VIII века, хотя они и прежде весьма строго сохранялись 25 . Наконец посты еженедельные – в среду, в воспоминание предания Госпо да на страдание, и в пятницу, в воспоминание самых страданий, – ведут свое начало также с глубокой древности и были известны уже во II веке 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы веры раннего христианства Свидетельства веры ранней Церкви: Апостольский Символ веры, выдержки из творений Иринея Лионского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, Дионисия Римского. Символы веры раннего Христианства Символ веры — краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином. Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей: – Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т. е. вера в Троицу. – Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения. – Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение. – Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем. Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из–за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры. Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь — это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это — дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4 :2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова. Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух — это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух . Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Патриаршее выступление на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» 11 октября 2007 г. 15:58 11 октября на открытии в Храме Христа Спасителя научной конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» , посвященной 90-летнему юбилею Поместного собора Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с приветственным словом . Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, дамы и господа, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас на открытии научной конференции, посвященной истории и значению Патриаршества в Русской Православной Церкви. Наша конференция приурочена к 90-летнему юбилею Поместного Собора, на котором было принято историческое решение о возрождении Патриаршего престола в Русской Церкви. Со времен апостольских установилась традиция, в соответствии с которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первым епископом» и это отображено в 34 каноне апостольских правил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ именуется «митрополитом», а в постановлениях Шестого Вселенского собора мы уже видим каноническую фиксацию патриаршего сана. В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха — святителя Иова — было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это время Россия являлась единственным независимым православным государством и осознавалась православными народами как защитница Вселенского Православия. Учреждение Патриаршества имело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI, так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель. Вся русская история XVII века свидетельствует о высочайшем авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Федоровича, которому он помогал в управлении государством и способствовал осуществлению необходимых реформ, укрепивших Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/307043.htm...

Письма старца Паисия От письма старца Паисия, еже писа ко старцу Феодосию Аз егда еще во Святей Горе Афонстей с малым числом братий пребывах, ведая известно от учения и заповедей Богоносных Отец наших яко имущему под своим окормлением братию не подобает по своему разуму и разсуждению наставляти и учи и их, но по истинному и правому разуму Божественного Писания, якоже Божественна Отцы учителие Вселенстии, такожде учителие и наставницы монашеского жития, просветившеся от благодати Пресвятаго Духа, учат; еще же ведая и малоумие мое, и бояся и трепеща, да не како неискусства ради моего, аки слепец в яму погибели, по словеси Господню, и сам впаду, и последующих мне врину: того ради, аки основание непоколебимое во истинное и непрелестное и незаблудное от истинного пути Божия наставление, и бедной моей души и святой братии, положих Божественное писание Ветхого и Нового Завета, и истинное его благодатию Пресвятого Духа толкование, сиречь учение Богоносных Отец наших Вселенских учителей и наставников монашеского жития, святые Соборы, и вся Апостольская и Соборная и Святых Отец правила, яже содержат Святая, Соборная и Апостольская Восточная Церковь , и вся заповеди и чины ея. Сия вся, якоже рекох, в наставление себе и братии святой предложих, да якоже аз, такожде и братия, живущая со мною, наставляющеся от сих, Божией содействующей и вразумляющей благодати, не погрешим правого и соборного святыя православныя Церкве мудрования. И во-первых, начах прилежно, Божиею помощию, книги отеческия, о послушании и трезвении, внимании же и молитве учащыя, с немалым трудом и иждивением стяжавати, ово сам своею рукою преписуя, ово же и пенязьми купуя, яже от труда рук наших на необходимые нужды наша стяжавахом, произволяюще многократно в пище и одежде скудость претерпевати: куповахом убо онеми предреченныя словенским языком писанныя книги, и вменяхом тыя аки небесное сокровище, туне намь от Бога дарованное. Егда же неколико лет чтый тыя с прилежанием, на зело премножайших местех обретах в них неисповедимую неясность, на премногих же местех не обретах отнюдь ниже самого грамматического разума, аще и многократно чтый и с неизреченным трудом и испытанием, но ни тако обретах предреченного разума: Бог един весть, яковыя печали душа моя исполняшеся, и недоумевая, что делати, возмнех, яко словенския отеческия книги с других словенских книг мощно есть поне мало исправити.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010