А потому Он обыкновенно говорил им: «Что взываете ко Мне – Господи, Господи, и не делаете того, что Я говорю вам!» 1075 .//Подобным образом и эта наша книга, ради ее истины, кажется людям говорящей сурово и жестоко; ибо если бы мы написали пространно 1076 , чтобы льстить людям, то многие стали бы нерадивыми и колеблющимися в вере, и мы были бы повинны в их крови. Ибо как врач, если он не может устранить гниение и излечить его пластырями и лекарствами, приступает к жестокой хирургической операции, – мы разумеем к ножу и раскаленному железу, и только при помощи их врач в состоянии одержать победу, преодолеть (зло) и быстро исцелить страдающего от боли 1077 – так и слово для тех, которые слушают его и поступают по нему, является как бы пластырем, как бы смягчающим и успокаивающим средством, но для тех, кои слушают и не исполняют, кажется мечом и огнем. Тому же, Который силою/мог открыть уши вашего сердца, чтобы вы приняли суровые слова Господа в Евангелии 1078 и в учении Иисуса Христа из Назарета, Который быль распят во дни Понтия Пилата и умер, чтобы Аврааму, Исааку и Иакову и всем Своим святым проповедывать о кончине мира и о предстоящем воскресении мертвых, и Который воскрес из мертвых, чтобы возвестить и дать нам 1079 признать Его залогом воскресения, S 121/L 64//CA VI. 30b///и Который вознесся на небо силою Бога, Отца Своего и Святого Духа 1080 , и восседает одесную престола Всемогущего Бога превыше херувимов, Который придет с силою и славою судить мертвых и живых: Ему да будет сила и слава, и величие, и царство и Его Отцу и Святому Духу, (Ему), Который был и есть, и будет ныне и в роды родов, и во веки 1081 . Аминь. Конец Дидаскалии, то есть учения святых Апостолов; их молитва да будет с нами. Аминь. 1 Об изданиях Lagarde и Hauler’a, а равно и о всех последующих, упоминаемых здесь, изданиях Дидаскалии – см. подробнее: во II главе нашего исследования «Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских постановлений». Томск, 1913. 4 В издании Hauler " a не сохранилось никакого следа указанного надписания Дидаскалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

А пресвитеров считайте вы представителями нас, апостолов, учителями боговедения, потому что Господь сказал, посылая нас: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». А вдовиц и сирот считайте вы образами жертвенника; а девственниц чтите во образ кадильницы и фимиама. 27 . Как принадлежащему к иному роду, не бывшему от колена Левиина, не дозволялось приносить что–либо или приступать к алтарю без священника, так и вы ничего не делайте без епископа. Если же кто сделает что без епископа, то сделает это напрасно; ибо это не вменится ему в дело. Как Саул, принесший жертву без Самуила, услышал: «безумно поступил ты», так и всякий из народа, совершающий что–нибудь без священника, напрасно трудится. И как Озия царь, совершивший священническое, не будучи священником, поражен был за беззаконие проказою, так не останется ненаказанным и всякий из народа, презревший Бога, возбесившийся против священников Его, сам похитивший себе честь, не подражавший Христу, Который не Сам присвоил Себе славу быть Первосвященником, но ожидал услышать Отца: «клялся ЯХВЕ, и не раскается; ты – священник во век по чину Мелхиседека». Если Христос не славит Сам Себя без Отца, то как можно, чтобы человек сам покушался на священство, не приняв достоинства сего от высшего, и делал то, что позволительно одним священникам? Кореяне, несмотря на то, что были от колена Левиина, не были ли сожжены огнем, когда возстали на Моисея и Аарона и стали состязаться о непринадлежащем им? И Дафан и Авирон не сошли ли в преисподнюю живые, а прозябший жезл не остановил ли безумие многих и не указал ли первосвященника, избранного Богом? Итак, и вы, братья, должны приносить жертвы свои, то есть приношения, епископу, как первосвященнику, или лично, или чрез диаконов. Впрочем, не одни жертвы, но и начатки, и десятины, и добровольные дары ему же приносите; ибо он знает бедствующих и каждому дает как следует, чтобы один не получил в один и тот же день или на одной и той же седмице два раза и более, а другой между тем ни однажды; ибо справедливость требует лучше помогать истинно бедствующим, нежели тем, которые кажутся бедствующими.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

А то, что святой Петр называет игом не нравственный закон, то есть Десятисло­вие, а чиновный закон, то есть Иудейские обычаи, можно яснее увидеть из приводимых ниже причин. ПЕРВАЯ: Из самих слов Писания. Так, святой Лука пишет: Тогда восстали неко­торые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычни­ков и заповедывать соблюдать закон Моисеев ( Деян. 15, 5 ), что и стало причиной соб­рания Апостолов. Ибо там же святой Лука говорит: Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела ( Деян. 15, 6 ). Ясно, что Петр имеет в виду обрезание и тому подобные обряды. ВТОРАЯ причина вытекает из самого изречения или постановления, принятого на этом Апостольском Соборе: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас ни­какого бремени более кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда ( Деян. 15, 28 ). Здесь я спрошу: от чего надо воздерживаться, по мнению Апостолов, от закона Иудейских обрядов или от закона вообще? Если от закона Иудейских обрядов, мы по­лучаем то, что и хотим. Если же от закона вообще, то из этого последует беспредел, как будто христианину не нужно не почитать идолов, не прелюбодействовать, не красть, не убивать, не лжесвидетельствовать и так далее, о чем говорит Павел, который учит, что делающие так Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9 ). СКАЖЕТЕ: может, все это и важно, но люди оправдаются не этим. ОТВЕЧАЮ: Едва ли они оправдаются от этих четырех вышеперечисленных, ко­торые столь важны. ТРЕТЬЯ причина связана с тем, что вся сила этого Апостольского в их стремле­нии снять иго закона с шеи учеников. Что же означает снять иго закона? Значит ли это снять обязательства и уничтожить закон или отвергнуть мнение об оправдании и на­учить, что никто не может оправдаться законом? Если скажете, что снять иго есть не что иное как снятие обязательства, то никакой закон христиан и не обязывает, кроме закона о идоложертвенных, о крови, об удавленных, и о блуде. Если под именем закона понима­ется весь вообще закон, не только обрядовый, но и нравственный, то есть Десятисловие, то на это беззаконие не согласятся и сами противники. Если же скажете, что снять иго не значит снять обязательства, а значит только отвергнуть мнение об оправдании, так как обрядовый закон о обрезании, о субботствовании, о новомесячии, о принесении в жертву животных не упраздняется по обязательству, то, как говорит Апостол; если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от греха ( Гал. 5, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

А что сказать о тех (чего не могу подумать без стыда), зложелательству которых уже и закат солнца не кладет предел, но продлевает его на многие дни и, сохраняя в сердце злобу на тех, на которых раздражились, хотя на словах отвергают, что гневаются, а на самом деле из поступков открывается, что они сильно досадуют. Ибо не заводят с ними приличной речи, не говорят c обычной ласковостью и думают, что они в этом вовсе не грешат, потому что не домогаются отмщения по своему раздражению; однако, поскольку не имеют возможности или не могут явно выказать и исполнить отмщение, а тайно питают его в сердце, то обращают ад гнева в свою погибель, когда горечь скорби не выгоняют, а только затаивают в себе на время. Глава 11. Притворно скрывающий свой гнев грешит так же, как и обнаруживающий его Думают, что вышесказанным не должно окончиться мщение, а достаточно удовлетворят своему гневу и скорби тогда, когда по внушению гнева исполнят, что смогут. Так делают те, которые возмущение свое сдерживают не по желанию миролюбия, а из-за неудобства мщения. Ибо ничего больше не могут причинить тем, на которых прогневались, как только не говорить с ними с обычной ласковостью, как будто гнев нужно обуздывать только на деле и нет нужды изгонять его из сокровенности нашего сердца. Омрачившись тьмою его, мы лишимся света знания и здравого совета и никак не сможем быть храмом Св. Духа, пока будет обитать в нас дух гнева. Удерживаемый в сердце гнев хоть и не оскорбляет присутствующих людей, но исключает светлое сияние Св. Духа. Глава 12. Гнев и на короткое время непозволительно иметь Бог не хочет, чтобы мы удерживали гнев даже на короткое время, потому что Он не позволяет приносить и духовные жертвы наших молитв, если мы сознаем, что кто-нибудь имеет хоть какую-нибудь обиду на нас, говоря: если принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5:23–24 ). Следовательно, как же мы позволим себе, не говорю, на многие дни, но даже до заката солнца удерживать обиду на брата, тогда как нам не позволяется приносить наши молитвы Богу, если кто-нибудь имеет обиду на нас? И апостол заповедует: непрестанно молитесь ( 1Сол. 5:17 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ). Итак, остается или никогда не молиться, удерживая ад в сердцах своих, и быть виновными в нарушении этой апостольской заповеди, которая повелевает непрестанно и везде молиться, или если, обманывая самих себя, хотим приносить молитву вопреки ее запрещению, то должны знать, что будем приносить Господу не молитву, а упрямство в духе противления Ему. Глава 13. О братском примирении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«Абие не приложихся плоти и крови, ни взыдох во Иерусалим к первейшым мене Апостолом». Все сие говорит на клеветы противников. Ибо они сказывали о нем, что сподобился учения апостольского, но нарушает постановленное апостолами. Посему принужден рассказывать о себе, чего не делал ни в одном послании. Говорит же: «Сподобившись оного призвания, не пошел я тотчас в Иерусалим, но удовольствовался данною мне Богом благодатию», ибо крайне было бы неприлично приявшему учение от Бога входить о нем в рассуждения с людьми. «Но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск». Немедленно приступил я к проповеди, предлагая благовествование не сподобившимся еще Боговедения. Гал.1:18 .  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Гал.1:19 .  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. «Потом по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра». И сие опять показывает доблесть души его. Ибо, и не имея нужды в человеческом учении, как приявший оное от Бога всяческих, воздает подобающую первоверховному честь. Посему-то пришел к нему не научиться у него чему-нибудь, но только видеть его. Показывает же и приязнь. «И пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня». Иаков назывался братом Господним, но не был родным Его братом. Он даже был не сын Иосифов, рожденный от первого брака, как предполагали иные, но сын Клеопы и двоюродный брат Господу, потому что матерью имел сестру Матери Господней. h5 Гал.1:20 .  А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Гал.1:21 .  После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Гал.1:22 .  Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен. Гал.1:23 .  А только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял. Гал.1:24 .  И прославляли за меня Бога. «А яже пишу вам, се, пред Богом, яко не лгу. Потом же приидох в страны Сирския и Киликийския: Бех же не знаемь лицем церквам иудейским, яже о Христе, точию же слышаще бяху, яко гоняй нас иногда, ныне благовествует веру, юже иногда разрушаше: и славляху о мне Бога». Ибо, узнав внезапную перемену, что волк делает свойственное пастырям, совершившееся со мною обратили для себя в повод к славословию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ап. Павла, почти непосредственно за апостольским собором, когда св. Павел и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне 989 . Такое именно определение хронологии этого события можно находить, напр., у Windischmann’a 990 , Maszla 991 , Меуег’а 992 , Reithmayr’a 993 , Фаррара 994 , Преосв. Феофана 995  и других 996 . Но есть много оснований, которые никак не позволяют отнести рассматриваемое событие к этому именно времени. – а) Толкователи, защищающие эту хронологию антиохийского события, утверждают, что оно случилось прямо же после апостольского собора. Следовательно, Ап. Петр, бывший на этом соборе, должен был из Иерусалима отправляться в Антиохию. Св. Дееписатель в своей книге Деяний сравнительно очень подробно говорит об иерусалимском апостольском соборе 997 , в частности он поименно называет всех тех лиц, которые стали во главе посольства, отправленного из Иерусалима в Антиохию (и другие церкви) с целью сообщить туда соборное определение: тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, (именно Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями 998 . Об Ап. Петре нет и упоминания: очевидно, он не находился в этом посольстве, ибо в противном случае он, как сам ревностно ратовавший в пользу соборного постановления 999 , во всяком случае был бы самым первым членом этого посольства, мужем, начальствующим между братиями. Также подробно св. Лука говорит о всех участниках этого посольства, описывая, как они удалялись из Антиохии: пробыв там (некоторое) время, они (т.е. отправленные из Иерусалима) 1000 с миром отпущены были братиями к Апостолам. Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим) 1001 . Павел же и Варнава жили в Антиохии. Опять нет решительно никакого упоминания о св. Петре, чтобы он был тогда в Антиохии. Во всяком случае трудно допустить, чтобы св. Лука, если бы св. Ап. Петр в рассматриваемое время действительно находился в Антиохии, хотя бы явившись туда не вместе с упомянутым посольством, но как-нибудь даже после него, обошел его своим упоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Ап. Петр тоже «ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо“ ( Иоан. 18: 10 ); он даже совсем отрекся было от Христа (ст. 15–27), но слезами покаяния ( Лк. 22: 62 ), получил прощение и возвратил себе апостольское достоинство. Да и по слову Божию, кощунников и богохульников нужно наказывать. Так, напр., Сам Христос изгнал бичем из храма нарушивших святость его ( Иоан. 2: 14–17 ), ап. Павел предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать“ ( 1Тим. 1: 20 ), ибо, говорит Премудрый, «если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным“ ( Притч. 19: 25 ). 17) Сектант: Св. Николая почитали еретики Николаиты, и те, кто теперь его почитает, уподобляются им: «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которыя и Я ненавижу... Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (От. 2: 6, 15). Объяснение православного: Только человек невежественный, незнающий ни истории Церкви, ни жития св. Николая, может считать еретиков Николаитов, упоминаемых в Откровении, почитателями и последователями учения святителя Божия Николая. Св. Иоанн,. обличавший Ефесскую церковь за появление в ней ереси Николаитов, умер в 101 году, а св. Николай родился только в 257 году, т. е. более, чем на 150 лет после его смерти. Как же св. Апостол мог обличать в ереси еще не родившегося человека и еще не существующих его последователей? Ведь обращение к Ангелу, т. е. епископу Ефесской церкви не есть пророчество, а прямое указание на современное ап. Иоанну религиозно-нравственное состояние ее: «у тебя есть (а не будут) держащиеся учения Николаитов“ (ст. 15). Из 14 стиха приводимой главы Откровения мы видим, что Николаиты держались учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали“ (см. Чис. 31: 16 ). Следовательно, Николаиты были еретики, последователи какого-то Николая, жившего во время ап. Иоанна, участвовавшие, вопреки постановлению собора св. Апостолов ( Деян. 15: 20, 29 ), в языческих трапезах и предававшиеся распутству, подобно нашим хлыстам и шалапутам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостол Павел говорит коринфянам: «Вместите нас. Мы никого не обидели». Апостолы никого не обидели, потому что они дали всем благословение через распространение Евангелия, они ни от кого не скрыли слово Божие. Обидеть – это значит поступить несправедливо с другим человеком, отняв, например, то, что ему принадлежит, но еще большая несправедливость – это обидеть самого себя, лишив себя познания Бога. Мне вспоминаются слова старца Паисия, которые он обращал к молодым людям: «Не обижайте самих себя, ребята». Этим он хотел им сказать, что, лишив себя любви Божией, познания Бога, они поступят несправедливо по отношению к самим себе. Почему? Потому что человек действует здраво только тогда, когда он поступает в соответствии со своей истинной природой, как образ Божий. Например, у тебя есть самолет, который создан, чтобы ты летал в небе, а ты используешь его как велосипед и тем самым «обижаешь» этот самолет. Так и человек: он создан, чтобы радоваться тому, что он является образом Божиим, и если он не живет так, то он несправедлив по отношению к себе, он теряет всю ту красоту, которую ему даровал Господь. «Никому не повредили, ни от кого не искали корысти». Это является критерием истинности. Если ты видишь, что некий человек, то ли клирик, то ли мирянин или вообще кто-либо, использует своего брата, то этот человек не Божий. Человек не может использовать своего брата для собственных целей ни по какой причине и никаким способом. Где-то в апостольских постановлениях есть такие слова: тот учитель, который приготавливает трапезу для одного себя и наслаждается ей, заботится только о себе и больше ни о ком. Важной характеристикой для учителей Церкви является бескорыстие, они ничего не просят для себя, и если даже мы что-то приносим для них, то они отдают это другим. А там, где мы видим корысть и эксплуатацию, там отсутствует Святой Дух Божий и работают человеческие законы. Святые сострадают людям гораздо больше, чем страдают сами эти люди «Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить».

http://pravoslavie.ru/152932.html

Апостол Павел пишет ефесянам, что Бог «поставил Его (Спасителя) выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1:22–23). Сравнивая отношения брачные с отношениями Христа и Церкви, он говорит: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее»... Господь заботится о Церкви: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его... Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:29–30, 32 ). Это вселение Христа в Церковь – великая тайна – придает церковному обществу то, чего нет в социальной среде, как бы характер коллективной особи. Удаление христианина из Церкви расчленяет Христа. «Приказывай и убедительно внушай народу, – говорят Постановления Апостольские (стр. 94, 95), – чтобы прилежно ходил в Церковь ... и отнюдь не оставлял собрания... чтобы никто удалением своим от нее не увечил Церкви и не делал тела Христова без члена... Не нерадите о себе, не отнимайте у Спасителя Его членов, не разделяйте членов Его тела, не расточайте Его членов». Религиозная обособленность является, таким образом, тяжким грехом против Тела Христова 2 . Временное значение общества для человека душевного Социальная среда как создана, так и остается со своими законами, качествами, – остается она «миром сим», а не Царством Божиим. Церковь как особый, новый строй жизни, потому и нужна, что законы социальной жизни не способны дать того, что дает Церковь . В общей экономии мировой жизни социальный строй необходим потому, что простая органическая жизнь не способна дать развитой личности. Выработка развитой психически, душевно, личности составляет задачу жизни социальной. Но выработка личности – с характером духовного существа – требует нового строя именно церковного, такого строя, где организующей личностью является Божество. Придать социальной среде функции духовные – невозможно, ибо в ней человек живет именно постольку, поскольку он еще не дал своему духовному элементу господства над душевным. Когда это произошло, то и надобности в социальной среде нет. Социальная среда нужна Домостроительству Божию как низший строй выработки личности. Но между социальной и церковной средой существует непереходимая грань – в их организационном элементе. Организующий центр в Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Апостол Павел прямо призывает христиан держаться наряду с посланиями апостолов и переданных от них преданий ( 1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ). Рассмотрим теперь свидетельства слова Божия об откровении Божием в Церкви после вознесения Иисуса Христа. Господь Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам, что ни Он (см., например: Мф.28:20 ), ни Святой Дух (см., например: Ин.14:16–17 ) не оставят Церковь Христову до скончания века. Он говорил также, что Дух будет открывать христианам и через них всем людям истину (см., например: Ин. гл. 14–16). Особо отметим слова Христа – одно из нескольких подобных изречений, прямо указывающее на непреложность и богодухновенность постановлений священноначалия и церковных Соборов: «...если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:17–20 ). Книга Деяний апостолов и апостольские послания приводят нам множество примеров, как, во исполнение слов Христа, Господь Духом Святым открывал избранным истины видениями и знамениями ( Деян.9:3–7; 10:10–20; 11:28; 21:10–11 ; 2Кор.12:2 ; 1Кор.7:40; 12:8 ; Гал. 1:11–12 ). Апостол Павел выделяет в первохристианской Церкви богопоставленных истолкователей и изъяснителей Божиих истин: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28 ). Однако не все христиане обладают таким даром: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Особенно важен для нас рассказ в Книге Деяний апостолов о первом церковном соборе ( Деян.15:6–29 ). При распространении христианской проповеди встал вопрос о принятии в христианскую общину язычников, о необходимости исполнения ими закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010