Эти дары дали апостолам необыкновенную смелость и умение искусно рассказывать о учении Иисуса Христа. Кроме того, необразованные рыбаки-апостолы вдруг стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Дух сошёл на них в виде огня: в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. На праздник стеклось множество иудеев со всех стран. Услышав шум огня, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. А те вышли и стали воодушевлённо рассказывать о Христе. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «Наверное, они напились сладкого вина». Но святой апостол Пётр опроверг их слова, обличив иудеев за то, что они распяли Господа Иисуса Христа на кресте. Многие, видя это чудо сошествия Святого Духа, уверовали и спросили Петра: «Что же нам делать?» Он ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа». И крестилось в тот день более трёх тысяч человек. Так зародилась Святая Церковь Христова. Она продолжает дело Божие на земле, в ней действует сила Святого Духа, посланного нам всем в утешение. В этот день — пятидесятый после Пасхи — Церковь празднует свой день рождения. Этот праздник называется у нас Пятидесятницей или Троицей. А следующий за ним понедельник — день Святого Духа. 70. Апостолы идут проповедовать веру Христову Со дня сошествия Святого Духа вера христианская, при помощи Божией, стала быстро распространяться, число верующих в Господа Иисуса Христа с каждым днем увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали только в своих родных краях, а потом разошлись в разные страны, чтобы все народы земли узнали о Спасителе и уверовали в Него. Господь помогал им, дав им силу творить чудеса, а благодатные дары Святого Духа сделали их неустрашимыми проповедниками. Эти дары апостолы передавали через возложение рук (рукоположение)своим ученикам, а те — своим. Так до наших дней сохранилась в Церкви апостольская преемственность, и наши священники — тоже ученики учеников апостолов — получают благодать Святого Духа при рукоположении.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Этим рассказом Лука замещает краткий отчет о призвании первых четырех учеников в Мк 1:16–20. У Марка сообщается лишь сам факт, состоящий в том, что рыбаки повиновались призыву и пошли за Иисусом. От Луки мы узнаем, что Иисус призвал их тогда, когда они узнали Его и стали свидетелями чуда. Неоднократно указывалось на сходство этого отрывка с рассказом об одном из явлений Воскресшего в Ин 21:1–14: Евангелие от Луки: Евангелие от Иоанна: закиньте сети свои для лова закиньте сеть… и поймаете мы трудились всю ночь и ничего не поймали не поймали в ту ночь ни­чего они поймали великое множество рыбы и уже не могли вытащить сети от множества рыбы и даже сеть у них прорывалась и при таком множестве не прорвалась сеть Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал Симон же Петр… бросился в море выйди от меня, Господи! это Господь В обоих эпизодах содержится мотив следования за Христом, и в обоих множество пойманной рыбы символизирует победу Евангельской вести над миром. Неудивительно, что некоторые авторы считают, что Лука отнес предание об одном из явлений воскресшего Христа ко времени начала галилейского служения. Другие, как например, Ч. Додд, наоборот, доказывают, что эпизод по форме слишком отличается от повествований о Воскресении, и поэтому первоначально это был рассказ о призвании рыбаков. Однако в Евангелиях есть и другие рассказы о сходных и в то же время различных событиях, причем подробности одного рассказа могли проникать в изложение другого. В Ин 21:1–14 ученики узнают Воскресшего не сразу и именно благодаря сходству обстановки и событий с тем, что произошло в незабываемый для них день призвания. Лука в первый раз называет здесь проповедь Иисуса словом Божиим (8:11,21; 11:28); так же он, подчеркивая преемственность, обычно называет апостольскую проповедь в Деяниях. Лука точно называет Галилейское озеро l…mnh ‘озером’ (в Мф и Мк более общий термин ‘море’). Рыбаки только что завершили тяжелую ночную работу с неводом или тралом, которые забрасывали с лодки на большой глубине. После ночной ловли сети промывались и развешивались для просушки. У Марка сообщается, что Симон и Андрей в этот момент закидывали сети в море (Мк 1:16); может быть, после безуспешной ночной работы они пытались хоть что-то поймать с помощью бредня на берегу или на мелководье.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

3. Внутреннее сбалансированное единство преемственности порядка и преемственности веры в Церкви, составляет не только основное содержание понятия апостольской преемственности, но является и абсолютным критерием подлинного апостольского характера Церкви. Любое отклонение от этого гармоничного равновесия в понимании апостольской преемственности оказывает непосредственное влияние на саму структуру Церкви. Преобладание преемственности порядка над преемственностью веры создает тенденции к автономизации епископата от тела Церкви в учении и в сохранении апостольского предания. И наоборот, преобладание преемственности веры над преемственностью порядка ослабляет или даже разрушает историческую форму церковного тела во Христе в истории спасения. Преобладание того или другого элемента апостольской преемственности всегда чревато полным исчезновением другого элемента: в первом случае возникает угроза создания церковной структуры, подчиненной власти духовенства, а во втором становится очевидной опасность упразднения всякого понятия онтологии Церкви. Несомненно, экклезиологические последствия любого отклонения серьезны. Они переживались и переживаются в трагическом опыте церковного разделения христианского мира. Папоцентристский подход к пониманию апостольской преемственности, лежащий в основе развития всей теории папского первенства, неизбежно приводит к преобладанию преемственности порядка над преемственностью веры в Церкви и способствует развитию тенденций к установлению власти духовенства. Характерна, в этом случае, соответствующая формулировка при провозглашении папской непогрешимости: ideoque eiusmundi Romani pontificis definitiones ex esse, non antem ex consensu Ecclesiam, irreformabiles esse 174 . У Протестантизма, наоборот, преобладание преемственности веры над преемственностью порядка превратило дело учения и сохранения веры в личное дело каждого верующего, отвергло апостольскую функцию епископии и ослабило онтологию Церкви как осуществляемое на месте и во времени тело Христово/Само собой разумеется, что на основе подобных преданий, касающихся апостольской преемственности, возникают и соответствующие учения о сущности и характере Церкви, оказывая влияние на учение о спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(1) Как часто собирались первые христиане и для чего? (2) Как жили первые христиане? (3) Что делали христиане со своим имением? (4) Могли апостолы творить чудеса? (5) Чем отличалась жизнь первых христиан? (6) Как относился народ к первым христианам?   1.4 Избрание Диаконов (4) (Деяния 6:1-7) Среди первых христиан были евреи из Палестины и евреи из других стран (еллинисты). Евреи еллинисты жаловались что их вдовы получали меньше пособий чем вдовы евреев из Палестины. Из за этого, апостолы предложили верующим выбрать семь благочестивых мужчин, чтобы они заведовали раздачей приношений для нуждающихся. Были избраны семь мужчин и апостолы с молитвой возложили на них руки и таким образом передали благодать Святого Духа. Главная обязанность диаконов была заведовать раздачей пособий бедным. Кроме того они тоже помогали апостолам в деле проповеди и при совершении таинств. Таким образом появилась священная степень диаконов (диакон значит служитель) и установилась апостольская преемственность (apostolic succession) в священстве. Апостольская преемственность означает что Иисус Христос выбрал апостолов для проповеди и служения в Церкви. Эти апостолы рукоположили диаконов и других служителей Церкви, а те новых служителей и так до наших дней. Таким образом в Православной Церкви благодать Святого Духа находится на каждом духовном лице. Апостольская преемственность сохранилась только у православных христиан и в Римской Католической Церкви. У протестантских церквей она не имеется. С точки зрения Православной Церкви, церкви не имеющие апостольскую преемственность не являются церквами, а только христианскими обществами. Слова Благочестивый - Почитающий Бога и живущий по Закону Божьему. Благодать - Помощь, посланная свыше, для исполнения Воли Божьей. Вопросы. (1) Что послужило поводом для выбора диаконов? (2) Какие были качества диаконов? (3) Каким образом появилась священная степень диаконов? (4) Какие были обязанности диаконов? (5) Что такое апостольская преемственность? (6) Сохранилась ли апостольская преемственность до теперешнего времени? (7) С точки зрения Православной Церкви, что представляют церкви не имеющие апостольскую преемственность?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В § 36 преемственность епископов подана лишь как «один из способов… посредством которого выражается Апостольское Предание в Церкви. Эта преемственность понимается… как символическое обозначение и сохранение преемственности апостольской веры и общения» 347 . Как и в таинствах Крещения и Евхаристии, КЕС и тут не выходит за пределы протестантского понимания таинств в виде символов, игнорируя таинства как необходимые для спасения Богоустановленного чинопоследования, через которые обязательно преподается верующим Божья благодать. В § 38 говорится, что «церкви, которые не сохранили епископата, принимают епископскую преемственность как символ, но не как гарантию преемственности и единства Церкви» 348 . А дальше говорится, что «они не могут (в сущности — не хотят, — прим, авт.) принять… что служение, принятое в их собственной традиции, должно считаться недействительным до того момента, пока не присоединится к существующей линии епископской преемственности» 349 . С такой же конкретной претензией выступил пастор др Юрген Ролофф, профессор Эрлангенского университета, в сйоем докладе «Оценка Лимского документа» на 10м собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелической церкви Германии, состоявшемся в Киеве 25–29 сентября 1984 года. Он категорически заявил: «Решающим для наших церквей является то, чтобы экуменические партнеры (т. е. православные) не ставили признания нашего нахождения в Апостольском Предании (традиции) в зависимость от этого вида преемственности (т. е. апостольской)» 350 . Этими словами протестантский богослов сам признает, что у протестантов нет апостольского преемства! Итак, КЕС понятие об епископской преемственности вводит по-протестантски как нечто необязательное для христиан и якобы независимое от апостольской преемственности, которая подменяется понятием о «преемственности в Апостольском Предании», хотя нет епископской преемственности без апостольского преемства. Эти два понятия совершенно равнозначны и в этом состоит главное основание Православной Церкви как Апостольской!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Однако, что означает, в рамках этого учения, апостольская преемственность и что мы имеем в виду сегодня, говоря о нашей верности апостольской вере и миссии Апостолов? Каким образом сочетаются друг с другом преемственность в церковной функции и преемственность в исповедании, и почему апостольская преемственность необходима для преемственности в апостольском исповедании? Была ли случайной тесная взаимосвязь между епископской функцией, каноном веры и каноном Священного Писания в Древней Церкви, и каким образом связаны между собой Церкви в современных формах своего присутствия в экуменическом диалоге по отношению к апостольской преемственности? Есть ли надежды для преодоления их разделения в расколотом христианстве, которое как таковое с трудом может представить достойное свидетельство современному миру? Позвольте мне далее рассмотреть детально данные вопросы, я представлю вам свои мысли и свою оценку в вопросе преодоления раскола в двух частях: Апостольская преемственность: ее носители и содержание. Современная экуменическая дискуссия и проблематика. 1. Апостольская преемственность: ее носители и содержание Апостольство, т.е. существенное тождество с апостолами, возникает не только в постоянном содержании апостольской проповеди, но и в структуре, т.е. в уставной основе Церкви, которая была утверждена на основании апостолов и пророков ( Еф. 2:20 ). 1. Апостольство является основным и необходимым свойством Церкви, во многом определяющим полноту остальных свойств единой, святой и соборной Церкви, ибо составляет межвременной критерий их подлинности. Апостольство Церкви неразрывно связано с апостольской преемственностью. Тем не менее, Христианские Церкви и Конфессии несмотря на тот факт, что признают необходимость апостольства для защиты подлинной сути Церкви, подходят по-другому к носителю и к содержанию апостольской преемственности. Данная дифференциация (понимаем ли мы ее как первичную или как следствие) предполагает соответствующую дифференциацию экклезиологического учения. Таким образом, любая специфика в учении о природе и сущности Церкви отражается в соответствующем учении об апостольской преемственности, и наоборот, каждая из этих тенденций становится постепенно критерием для толкования всей миссии Церкви в истории спасения. В свете вышесказанного, дифференциации различных христианских Церквей и Конфессий, касающиеся апостольской преемственности, во многом определяют и современную экклезиологическую проблематику разделенного христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своем коротком докладе можно лишь схематично подойти к тем основным аспектам вопроса, которые создают трудности в современном экуменическом диалоге, т.е. к носителю и содержанию апостольской преемственности. Так или иначе, именно здесь были отмечены самые большие разногласия и самые серьезные дифференциации, подчеркивающие экклезиологические расхождения. Само собой разумеется, что при описании и оценке данных дифференциаций мы, фактически, вынуждены избегать обычных апологетических или полемических богословских недопониманий, касающихся соответствующего учения других христианских Церквей и Конфессий, т.е. избежать особого упоминания протестантского толкования православного или римо-католического учения об апостольской преемственности, так как нам достаточно лишь зафиксировать официальную богословскую позицию по данному вопросу каждой из этих Церквей. Итак, апостольская преемственность понимается как постоянная и непрерывная преемственность функции апостолов. Однако, понимание преемственности функции апостолов, хотя и было общим в богословии и церковной практике древней единой Церкви, тем не менее были уже отмечены тенденции к расхождению и были проведены поиски носителя апостольской преемственности. Эти расхождения вытекали из разноцентрического подхода к преемственности функции апостолов, которая относилась к их свойству и проповеди. Апостольское свойство выражалось в апостольской проповеди, а апостольская проповедь вытекала из подлинности апостольского свойства, предоставленного Господом конкретным избранным лицам, обеспеченным необходимой властью для выполнения назначенной им миссии. Преемственность функции апостолов предполагала подлинное продолжение апостольской проповеди и власти, предоставленной Господом апостолам, которую они передали замечательным и проверенным мужам, их ученикам. Эта власть была передана Тимофею через рукоположение и была неразрывно связана с особой ответственностью за защиту наследия апостольской проповеди, которую они приняли будучи учениками и соучастниками апостолов и подтвердили ее подлинное осуществление всеми поместными Церквами, словно проповедь апостольская еще звучала в их ушах и они имели перед глазами предание апостолов. Дело учеников апостолов продолжили в каждой поместной Церкви рукоположенные ими епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Первом Послании Климента Коринфской Церкви содержится самый значительный комментарий раннего послеапостольского периода относительно апостольской преемственности: И апостолы наши узнали, через Господа нашего Иисуса Христа, что спор имеется об имени епископии. И предузнав эту причину, установили предреченных (епископов и диаконов) и дали им указание, если кто из них почиет да унаследуют его служение другие проверенные мужи. Выбранных же среди тех, или среди других почетных мужей, согласием всей Церкви, и служившие безукоризненно пастве Христовой, со смирением и готовностью, и имеется свидетельства сего всех и на многие годы, мы считаем, что несправедливо лишать их служения.. 166 Этот уникальный текст является несомненным доказательством, с одной стороны, необходимости в преемственности апостолов в функционировании епископии, а, с другой, апостольского завета о непрерывности порядка преемников апостолов в Церкви. Почетные и проверенные мужи, которые через рукоположение становились гарантами продолжительности порядка в рамках апостольской функции епископии, могли бы, как увидим далее, отождествиться с учениками и соучастниками апостолов, продолжающими дело апостолов после их кончины. Такая непрерывная преемственность апостолов понимается отнюдь не как простая передача принятой через хиротонию власти, но как непрерывная преемственность всей совокупности функций апостолов, т.е. во власти и вере. В таком духе понимается и тот факт, что смысл апостольской преемственности не ограничивается лишь неким непрерывным продолжением рукополагающих и рукополагаемых, а переживается как постоянная и непрерывная преемственность носителей апостольской власти в одной поместной Церкви. Неразрывное единство преемственности апостолов в поместной Церкви, в любой поместной Церкви, придает ей характер непрерывной преемственности в апостольской вере, которая, будучи в каждой поместной Церкви, утверждается через непрерывную преемственность от апостолов апостольских функций. Таким образом, тот же порядок и учение, а также предание Церкви, начиная от апостолов, проповедь истины унаследованы нами 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в. Совершение ими апостольского дела не имело вселенского характера, но согласно апостольскому закону (эпиноми), оно было связано с конкретным административным и географическим регионом, в котором они распространяли учение и апостольскую функцию епископии, иными словами – они не прикреплялись изначально к одной конкретной поместной Церкви. В любой поместной Церкви региона их ответственности было местное священство, т.е. епископы (=пресвитеры) и диаконы (Дидахи, Климент). г. Их постоянное пребывание, по болезни или старости, в какой-нибудь, обычно самой важной, поместной Церкви (Дидахи), сопровождалось рукоположением преемников их власти в апостольской функции епископии во всякой поместной Церкви региона их ответственности (Игнатий), и они связали окончательно эту власть с титулом епископа. Однако, при любом герменевтическом подходе к неясным свидетельствам апостольской и ранней послеапостольской эпохи, можно не сомневаться в том, что церковное сознание послеапостольского периода выдвигало, как само собой разумеющуюся, продолжительную и непрерывную преемственность в апостольской функции епископии, и четко определяло носителя и содержание апостольской преемственности как постоянную преемственность веры в Церкви, а также непрерывное продолжение порядка в учении и защите апостольского предания. В таком духе, продолжение апостольской преемственности упраздняется не только прекращением продолжительности порядка, но, в основном и прежде всего, отклонением от апостольского православия, автоматически упраздняющим и понятие непрерывной преемственности порядка. Еретики гностики не имели апостольской преемственности порядка, так как не имели подлинной преемственности веры. Ириней, наоборот, осуждая лжеименный разум, подчеркивает, что в Церкви перечисляем тех, кто был поставлен апостолами во епископы и их преемники вплоть до наших дней: они же ничего подобного не учили, и не признавали того, что отмечают другие (т.е. Гностики). Посему хотели быть во всем свободными от всякого недостатка они , которых оставили как преемников, передав им свою власть учительства 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но обратимся к понятию «Апостольского Предания», как оно объясняется в КЕС. Мы читаем: «Апостольское предание в Церкви означает преемственность в постоянных отличительных свойствах Церкви Апостолов: свидетельство апостольской веры, проповедание и обновленное (!) толкование Евангелия, совершение Крещения и Евхаристии, передача священнической ответственности» 344 . После упоминания о двух таинствах: Крещении и Евхаристии, следовало бы назвать третье таинство — Священство, являющееся предметом рассмотрения в КЕС. Вместо того чтобы говорить о «передаче благодати священства, речь идет лишь о передаче священнической ответственности», как будто дело — в формальном акте юридической ответственности, которой для КЕС исчерпывается вся сущность «священства»! В комментарии к тому же § 34 сказано: «В рамках этого Апостольского Предания существует некоторая апостольская преемственность служения, которая служит для поддержания непрерывности и преемственности словам и действиям Иисуса, переданным нам апостолами. Священнослужители назначены (!) апостолами. Затем епископы церкви были первыми хранителями этой передачи апостольской традиции; они были свидетелями апостольской преемственности служения, которое было продолжено и сохранено через епископов древней Церкви вкупе с пресвитерами и диаконами в христианской общности» 345 . Итак, в комментарии нет ничего о благодатной преемственности в рукоположении — от апостолов через епископов вплоть до наших дней. Об апостолах сказано только, что они «назначали» священнослужителей, которые все-таки отличаются от епископов. Епископы же названы лишь «хранителями» (а не проводниками) и «свидетелями» (а не носителями) апостольской преемственности служения. Но нигде не указано, что эта преемственность служения передается по линии рукоположений в таинстве Священства. В заключении комментария подчеркнуто, что «необходимо делать разницу между Апостольским Преданием всей Церкви и преемственностью апостольского служения» 346 . Иными словами, здесь искусственно разделены две неразрывно друг с другом связанные вещи: «Апостольское Предание» и «апостольское служение». Лучшим примером этой связи служит тот факт, что сборник Апостольских правил начинается двумя правилами о рукоположении епископа двумя или тремя епископами, а пресвитера и диакона — одним епископом. Следовательно, апостольское служение включено в Апостольское Предание.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010