иеромонах Иов (Гумеров) По толкованию святителя Феофана Затворника , только в Господе – только за верующего, благочестивого и целомудренного. В чем смысл слов Спасителя: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»? иеромонах Иов (Гумеров) Словами вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:49–50 ) Иисус Христос, выразил мысль, которой проникнуто все новозаветное учение: духовное родство выше кровного. Идея эта заняла первенствующее место в начавшейся проповеди Царства Небесного. В царстве новой жизни нет места деления по земным признакам (национальным, родственным, социальным). Человек, ищущий спасения, должен облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ( Кол.3:10–11 ). Спаситель воспользовался стечением множества народа, чтобы преподать это учение. Традиционный иудей с трудом воспринимал эту идею, потому что в Ветхом Завете придавалось важнейшее значение родословиям (евр. толедот). Поэтому св. апостол Павел призывает своего ученика Тимофея увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере ( 1Тим.1:3–4 ). Слова Спасителя не дают никакого повода думать, что Господь отменяет значение родства и тем более высокое уважение к матери. Лишена основания также попытка протестантов использовать это место Евангелия для отступления от многовековой церковной традиции почитания Божией Матери. Нужно решить вопрос: есть ли в Священном Писания свидетельство тому, что Пресвятая Богородица занимает важное место в Божественных планах Домостроительства нашего спасения? Да, есть. Почитание нашей Церковью Божией Матери не есть только выражение глубочайшего уважения к Той, Которая стала средоточием величайшего события в деле спасения людей – Боговоплощения. Это почитание имеет отношение к основополагающим истинам православного богословия и точно показывает глубокую разницу между христианством, хранящим апостольскую преемственность и реформированным христианством. Разница начинается с подхода к библейским местам, имеющим отношение к Пресвятой Богородице. Православные богословы опираются на всю полноту библейских свидетельств. Протестанты же и представители некоторых сект обращаются только к некоторым местам. Эти с кровью вырванные цитаты они пытаются использовать в своих конфессиональных интересах. Всё остальные места они оставляют без внимания. Вместе с тем правило не только библейской науки, но и любого серьезного исследования, предполагает рассмотрение всей совокупности фактов и свидетельств, относящихся к изучаемому предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

- Какие это священники? - Наши, русские. - В первый раз такое слышу. У нас Православная Церковь, мы преклоняемся перед Господом, перед святыми угодниками, но не перед католиками. Но ты помни, что апостол Павел говорил: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». (Рим.12,18). Они же христиане, католики-то. Мы не согласны только с филиокве: мы говорим о Святом Духе «...от Отца исходяща», - а они «...и от Сына». Мы признаём только временное схождение от Сына. Когда Господь возносился, сказал: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15,26). Главенство папы мы тоже не признаём. Мы говорим, что все епископы по апостольской преемственности поставлены от Господа, и все равны между собой. - Сейчас, батюшка, впервые в нашей церковной жизни привезли из Бари мощи Святителя Николая... - А у нас его мощи уже есть - в Николо-Богоявленском соборе! Сходи и приложись. Там целая звездица мощей Святителя Николая. - Да я, батюшка, и сам так думаю... Я одному священнику сказал: «Отче, я не могу попасть к мощам!» - И у нас во многих петербургских храмах есть маленькие частицы мощей Святителя, а что большая частица, что маленькая, - благодать-то одна. Хоть с ноготок частичка, а всё же это мощи Святителя Николая. - К тому же меня несколько смущает, что эти мощи нам римский папа прислал. - Ещё раз тебе напомню, что апостол говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» . Со всеми! С мусульманами мы сколько веков рядом живём - и дружим, и люди живут без драки... - А когда псевдомусульмане взрывают себя и людей? - Это совсем другое! Это уже бандиты, а не мусульмане. - Но ведь эти самоубийцы верят, что, совершая такое страшное дело, попадут в рай... Как они верят этому? Это глупость, великая глупость! - Господь сказал: «Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» . (Мф.5,22). То есть даже подумать нельзя плохо о человеке!

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/15/po...

Когда я жил в этой неформальной общине, наша подруга Рейчел пригласила нас на богослужение в православный храм Святых апостолов в городе Талса – это был мой первый опыт в Православии. Прихожане были милые и не обращали внимание на то, что мы были плохо одеты. Еще о них можно было сказать, что они настоящая семья. Позднее на греческом празднике мне встретился один хорошо образованный монах из Константинопольского Патриархата. Его звали отец Виктор. Он долго беседовал со мной о церковной истории, о языках – обо всем. Все это для меня было новым, и я был поистине впечатлен. Мне подумалось: «Этот человек знает больше, чем я даже мог предполагать, и знает протестантскую церковь лучше, чем я». Когда сказал ему: «Я не принадлежу ни к одной конфессии, я просто христианин», – он ответил: «Ну, и что ты думаешь по этому поводу?» Он ясно дал мне понять, что даже наши представления о том, что означает Библия, должны откуда-то исходить – и это должен быть верный источник. Самое удивительное во встрече с отцом Виктором было то, что когда он начал говорить об апостольской преемственности, я осознал, что здесь содержится не только мудрость, но и настоящая власть. Этого я дотоле нигде не замечал, но позднее видел в других православных людях. Они не пытаются убедить самих себя в истинности Священного Писания, как они убеждают вас, – они сами уже живут в Священном Писании. С того момента я пожелал узнать больше о Православии. Еще один друг, появившийся у меня в общине, – Майкл Перкинс, уже несколько лет был православным. Он довольно много читал и сказал мне: «Я постараюсь ответить на твои вопросы, но я не знаю всего. Но поделюсь с тобой всем, что знаю». Я был удивлен, потому что он не использовал благочестивый тон, привычный для меня. И я «купился», поскольку казалось, это правильный способ говорить о Боге. Майкл был открытым. Также меня впечатлило то, что ни он, ни Рейчел не подавали предвзято информацию о Православии, чтобы излагаемое ими не казалось лучше, чем оно есть. Они были настоящими и здравомыслящими.

http://pravoslavie.ru/67947.html

Лк. 24и др.). Никакая Церковь невозможна без веры, но как призывать Того, в Кого не у веровали? как веровать в Того, о Ком не слыхали ? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10:14–15). Так как христианская вера основывается на историческом факте, она покоится на апостольском свидетельстве – уникальной и не наследуемой привилегии тех, кто в самом деле видел воскресшего Господа. Избрание Матфия, с тем чтобы заменить Иуду, ясно показывает, что в числе Двенадцати могли быть только свидетели Воскресения Его ( Деян. 1:22 ). Церковь , созданная и утвержденная событием Пятидесятницы ( Деян. 2 ), была, следовательно, основана и на авторитете свидетелей, и на водительстве Духа Святого. Оба эти авторитета взаимно друг друга предполагали: было бы непостижимо, чтобы Дух Святой противоречил апостольскому свидетельству или чтобы апостольское свидетельство передавалось вне рамок действия Святого Духа в общине. Несколько противоречащие друг другу миссии Петра и Иакова, с одной стороны, и Павла, с другой, осуществлялись не только от их собственного имени, но и от имени Иерусалимской и Антиохийской Церквей соответственно. Эта изначальная полярность в ранней христианской экклезиологии между личным авторитетом апостолов и авторитетом Святого Духа, ведущего общину, создает возможность установления преемственности между апостольским и послеапостольским периодами. Осуществляется эта преемственность, конечно, общиной, а не через личное свидетельство. Симптоматично, что после смерти одного из Двенадцати, отмеченной в Деяниях (В то время царь Ирод… убил Иакова, брата Иоаннова, мечом – 12:1–2), не последовало никакого нового избрания. Иуда, предатель, нуждался в замене, но Иаков, мученик, – нет. «Круг» Двенадцати исторически перестал существовать со смертью Иакова, а вскоре исчезнут и все его члены. Задача общины будет затем состоять в сохранении апостольского свидетельства в его первоначальной чистоте и в продолжении – без живых апостолов – миссионерского и пастырского их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Напротив, деятельность церкви как общественной организации открыта всем. Возникает вопрос: в какой степени она при этом соответствует Церкви — Телу Христову, то есть является действительно Церковью? Есть один очень важный критерий в православии, по которому можно определить церковность любой христианской церкви. Им является степень принятия ею святоотеческого понимания Священного Писания, основ духовной жизни, вероучительных истин (прежде всего определений Вселенских Соборов), преемственности апостольской иерархии, таинств, литургической жизни. Этот критерий можно назвать consensus patrum. То есть бесспорно истинно лишь то, что является общим для святоотеческого учения, не противоречит ему. Преподобный Викентий Леринский (V в.) выразил это в великолепной формуле: «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова…» . Однако этот критерий является достаточным только при наличии основополагающего условия, названного Самим Христом: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).  Поэтому церковь (община, организация), сохраняя всю внешнюю, обрядовую сторону жизни и даже вероучительные истины, но оставляя без внимания главное — научение своих членов основам духовной жизни, может по существу превратиться в мирское общество, мирскую организацию. Такая опасность всегда была и остаётся. Уже апостол Иоанн писал: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв… И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 1, 15-16). Такое произошло 2000 лет назад с Богооткровенной ветхозаветной религией, когда её духовное состояние настолько исказилось, что был отвергнут Сам пришедший Христос Спаситель.

http://bogoslov.ru/article/6173049

Напротив, святой апостол Павел получил от Бога полноту апостольской власти как «избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое (Христово) перед народами и царями и сынами Израилевыми» ( Деян. 9:15 ). Поэтому мы читаем о том, как «Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать» ( Деян. 19:16 ). Вот почему одним из существенных признаков Церкви является ее апостольская преемственность как власть, полученная от Господа апостолами совершать передачу благодати Святого Духа ее новым членам. Сначала эта передача совершалась через возложение рук самими апостолами, как об этом написано в книге Деяний (8:14–17; 19:16), затем ввиду умножения общин через поставленных апостолами руководителей этих общин — епископов и пресвитеров путем помазания освященным миром новых членов Церкви. Такой способ благодатного освящения, как наиболее достойный, был заимствован из Священного Писания, в котором Сам Бог назвал благовонное миро, изготовленное по определенному рецепту , «святынею» ( Исх. 30:32 ), предназначенной для освящения предметов храма и самих священников ( Исх. 30:22–33 ). С этого времени рожденным от воды и Духа — крещеным христианам — помазывали освященным миром главные части тела, символически отвечающие и за функции души. Так, помазание чела символизирует благодатное освящение разума, глаз — духовного зрения, ноздрей — способности различать добро и зло, уст — способности благовествовать, груди — чувств и воли, рук и ног — добрых дел. Каждое помазание сопровождается особыми «таиносовершительными» словами: «Печать дара Духа Святого» . Этими словами выражается высокое и поистине бесценное достоинство тела и души человека, задуманного Богом как храм Святого Духа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Нет благодати, потому что нет апостольской преемственности, поэтому и нет Даров Святого Духа. Да, «Дух дышит где хочет» ( Ин. 3, 8 ), но Своей призывающей благодатью в полноту церковного единства. Есть еще немаловажное заблуждение в том, что Церковь – это собрание людей и они должны быть святы, то есть безгрешны. Ввиду пренебрежения к проблеме внутренней брани и незнакомства с аскетической литературой, грех в секте понимается, как правонарушение против нравственных правил, которые сформулированы в различных руководствах внутреннего пользования для пасторов. В качестве греха рассматривается лишь уже совершенное какое-либо вопиющее нарушение. При этом ссылаются на следующий библейский текст: «Чтобы представить Ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 27 ). Исповедание святости Церкви не означает, что члены Ее безгрешны. Святость Церкви в Ее Таинствах, где Христос прибывает незримо. «Я уже не грешу»: с таким самомнением и гордыней человек нравственно уподобляется врагу рода человеческого; такое заявление приводит православного человека в некое недоумение, но побывавший в секте начинает в это искренне верить. Итак, вопрос о Святости Церкви напрямую связан с Таинствами. Человек входит в Церковь и соединяется с Ней в Святом Крещении. Крещение – рождение в жизнь вечную. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Известно, что адепты неопротестантизма не крестят младенцев и говорят, что без веры Богу угодить невозможно. Младенец и ребенок не может веровать, в нем нет сознательной веры, значит и крестить его нельзя. Это важный вопрос в процессе реабилитации. Многие, выходя из сект, находясь там продолжительное время, успели обзавестись семьями и у них есть некрещенные дети. Главный вопрос заблуждения кроется в ложном понимании христианской антропологии. В истории, связанной с отпадением человека от Бога, грех повредил человеческую природу и внес в нее смерть. Человек по замыслу Творца предназначен к главной цели жизни – обожению. Но исказив в себе и образ, и подобие, он нуждается в возрождении, через святое Крещение, как рождение в жизнь вечную. Человек рождается трижды. Первый раз – от отца и матери, второй раз – в Таинстве Крещения, третий – когда умирает и душой переходит в вечность. С кем будет эта вечность и куда до окончательного Суда Божия будет он определен, зависит от веры и жизни человека. Протестанты не верят, что человек рождается с порчей греха. Они верят только в приобретенный грех , в котором человек должен покаяться и дать Богу обет доброй совести больше не грешить. Но в текстах Библии мы находим стихи, которые говорят, что это не так. Во-первых, при всем нашем стремлении не согрешать, Апостол Павел указывает: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим. 7, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Но имеется одно измерение, где человеческий авторитет стоит в каком-то смысле выше Церкви как условие самого ее существования: функция свидетельства о Воскресении Христовом, предписанная Самим Иисусом группе учеников, Им избранных, в особенности – Двенадцати: «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ; ср. Лк.24:28 и т.д.) Никакая Церковь невозможна без веры, но: «Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:14–15 ) Так как христианская вера основывается на историческом факте, она покоится на апостольском свидетельстве – уникальной и ненаследуемой привилегии тех, кто в самом деле видел Воскресшего Господа. Избрание Матфея, с тем чтобы заменить Иуду, ясно показывает: избрание нового члена коллегии Двенадцати предполагало, что кандидат был «свидетелем Воскресения Его» ( Деян.1:22 ). Церковь , созданная и утвержденная событием Пятидесятницы ( Деян.2 ), была, следовательно, основана и на авторитете «свидетелей», и на водительстве Святого Духа. Оба этих авторитета взаимно друг друга предполагали: было бы непостижимо, чтобы Дух Святой противоречил апостольскому свидетельству или чтобы апостольское свидетельство передавалось вне рамок действия Святого Духа в общине. Несколько противоречащие друг другу миссии Петра и Иакова, с одной стороны, и Павла – с другой, осуществлялись не только от их собственного имени, но также и от имени Иерусалимской и Антиохийской Церквей соответственно. Эта изначальная полярность в ранней христианский экклезиологии между личным авторитетом апостолов и «авторитетом» Святого Духа, ведущего общину, создает возможность установления преемственности между апостольским и послеапостольским периодами. Осуществляется эта преемственность, конечно, общиной, а не через личное свидетельство. Симптоматично, что после смерти одного из Двенадцати, отмеченной в Деяниях: «Ирод... убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» ( Деян.12:2 ), – не последовало никакого нового избрания: Иуда, предатель, нуждался в замене, но Иаков, мученик, – нет. Как «коллегия» Двенадцать исторически перестают существовать после смерти Иакова, а вскоре исчезнут и все ее члены. Задача общины будет затем состоять в сохранении апостольского свидетельства в его первоначальной чистоте и в продолжении – без живых апостолов – их миссионерского и пастырского служения. Это стало возможным не столько из-за личных поручений, дававшихся отдельным последователям отдельными апостолами, – даже если такие поручения время от времени и давались (см. Пастырские послания), – сколько из-за сакраментального тождества между Церковью в Иерусалиме, принявшей Духа Святого в Пятидесятницу, и любой Церковью, собранной где бы то ни было во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

О Сифе сказано, что он «жил сто пятьдесят лет и родил Еноса. По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот лет сынов и дочерей» ( Быт.5:6–7 ). Очевидно, и Сиф передавал своим детям, что узнал от Адама, но – только Енос принял это и сохранил в памяти, одновременно запомнив и имена предков, донёсших эти знания. И так далее. И закономерно, что именно человек из этой цепочки, Ной, десятый от Адама, «обрёл благодать пред очами Господа», и был единственным. Чьё потомство заново после потопа продолжила человеческий род. Остальная же земля, потерявшая духовную и историческую память, «растлилась пред лицем Божиим, исполнилась … злодеяниями ( Быт.6:11 ) и погибла. Духовным преемником Ноя стал Сим. И в дальнейшем, несмотря на многочадие, цепочка благочестивого предания была столь же узенькой. И, как всегда, не случайно именно Аврааму, одиннадцатому от Сима, однажды сказал Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ» ( Быт.12:1 ). Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а Иаков – двенадцать сыновей, от которых пошёл целый народ, помнящий своё родословие. Но тут уже у очень немногих памятование предков совпало с личным благочестием. Потому что помнить стало выгодным. Это уже не только вселяло уверенность, что являешься прямым наследником благословений, данных Аврааму, но и давало право на владение участком в земле обетованной. Да и другие права: например, те потомки Левия, которые после Вавилонского плена не могли предъявить своих родословий, лишились права священнослужения. Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад, имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу? А самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти, начинается столь же осязаемая цепочка родословия по духу. Господь, благовествования родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они проповедовали и в таинстве священства рукополагали своих преемников, епископов. История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях. Епископы рукополагали священников, священники крестили людей. И так каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму. Вот что такое для нас, христианин, библейское родословие. Некоторым становиться скучно читать эту вереницу имён. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно – все здесь! И начало, и конец; и – духовное, и в то же время – осязаемое; и твёрдо стоит на земле, и одновременно касается неба. И – никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединённые звенья. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворённого и спасённого человечества, «благодаря всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа». О силе Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Однако результат всегда один: религиозная богодухновенная единая и цельная структура, основанная и поддерживаемая Богом, Его Православная Церковь , заменяется «открытиями» самочинных, самонадеянных и близоруких духовных анархистов. В результате подобной вседозволенной деятельности, духовного блуда грубо нарушается законность богообщения и... Бог (единственная и единая Истина) подменяется в вероучении дьяволом (многообразной ложью), принявшим то или иное правдоподобное обличие. Из этого неизбежно вытекают и нарушения второй стороны законности – соблюдения прав и свобод человека. Подобные нарушения характерны для всех вероучений, имеющих сомнительное происхождение. Здесь вовсе нет здорового духовного многообразия и свободы совести, а наличествуют духовный и психический патогенез, бессовестность, зачастую и явный криминал. Ярким примером беззаконности в Ветхом Завете являются левит Корей и его сторонники. «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левит, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Аенан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» ( Числ. 16:1–5 ). Господь, уничтожив Корея и всех примкнувших к нему ( Числ. 16:31–35 ), знаменует то, что право на священство имеют лишь выбранные Самим Богом. Поэтому Православие вызывает особую ярость у культов зла – как вероучение, в целостности и исторической устойчивости, со строгой апостольской преемственностью (ее нет у всех вероучительных движений и организаций, возникших исторически после и вне события, описанного в Новом Завете, в книге «Деяния святых Апостолов» – сошествия Святого Духа на Апостолов), сохраняющее Священное Предание, которое есть никогда не прерывающаяся жизнь Тела Иисуса Христа в Духе Святом, то есть бытие Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010