Разделы портала «Азбука веры» Господь обещал апостолу Петру: « На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » ( Мф. 16:18 ); « слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви » ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: « через возложение рук апостольских подается Дух Святой » ( Деян. 8:18 ). « Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства » ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » ( Тит. 1:5 ); « Рук ни на кого не возлагай поспешно » ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы. В итоге апостолами было основано 4 главных Поместных Церкви, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. 1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1-41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви. Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви 2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел. Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви 3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) Содержание Внутренний смысл Предания    С внешней стороны православная история отмечена рядом внезапных разрывов: захват Иерусалима, Александрии, Антиохии арабо-мусульманами, сожжение Киева монголами, два разграбления Константинополя, октябрьская революция в России. Но эти события, преобразовавшие внешний облик православного мира, никогда не прерывали внутренней преемственности Православной церкви. Первое, что обычно поражает далекого от православия человека, – это его дух древности, его кажущаяся неизменность. Православные все еще совершают крещение через троекратное погружение, как в первоначальной церкви; все еще приносят младенцев и приводят маленьких детей для получения святого причастия; во время литургии диакон все еще возглашает: «Двери! Двери!» в памятование тех дней, когда вход в церковь тщательно охранялся, и только члены христианской семьи могли присутствовать на семейной службе; Символ веры все еще произносится без каких-либо добавлений.    Это лишь несколько примеров того духа, которым пронизан любой аспект православной жизни. Когда на проходящих в наше время межцерковных форумах православных просят кратко определить, в чем заключаются отличительные черты их церкви, они часто указывают именно на ее неизменность, ее решимость сохранять верность прошлому, ее чувство живой преемственности церковью древних времен. В начале XVIII в. восточные патриархи то же самое сказали «неприсягнувшим» в выражениях, напоминающих язык Вселенских соборов:    Мы сохраняем учение Господа в целостности и твердо привержены вере, которую Он дал нам, и бережем ее от повреждения и умаления как царское сокровище и памятование о великой благодати, ничего не прибавляя и ничего не отнимая от нее.    Эта идея живого преемства суммируется для православных в слове Предание. «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, – пишет Иоанн Дамаскин, – а храним Предание таким, каким получили его».    Православные всегда говорят о предании. Но что они подразумевают под этим словом? Предание в обиходном языке означает мнения, верования или обычаи, унаследованные потомками от предков. В этом смысле христианское предание – это вера и практика, которые были переняты апостолами от Иисуса Христа и с апостольских времен передавались в церкви от поколения к поколению. Но для православных христиан предание означает нечто более конкретное и специфичное: книги Библии, символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, культа, духовности и искусства, выработанная православием на протяжении веков. Сегодняшние христиане считают себя наследниками и хранителями богатств прошлого, они видят свой долг в том, чтобы передать это наследие будущим поколениям в целости и сохранности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3483...

Разделы портала «Азбука веры» Я выходец из протестантизма. И там существует учение, о Вселенской Церкви. Мол, есть поместные церкви (в которые христиане ходят), а есть Вселенская (невидимая) Церковь. К ней принадлежат все те, кто исповедует Иисуса Христа своим Господом и Спасителем (то есть все конфессии). Ересь ли это? Если ересь, как доказать несостоятельность этого учения? 5 Ответов Согласно Писанию, Господь Иисус Христос создал одну Церковь: не две, не множество, а именно одну. И именно эта Церковь является столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ). И именно эта Церковь является Телом Христовым ( 1Кор.12:27 ). Одним из признаков этой Церкви является истинность хранимого и проповедуемого ею спасительного учения. Другим признаком является древность происхождения: от апостолов. Третий признак: преемственность церковной иерархии. Католическая Церковь имеет древнее происхождение, соблюдает принцип преемственности иерархии, однако, её учение не соответствует апостольскому, так как она неоднократно вносила в него существенные изменения, изобретая и утверждая новые догматы. Протестантские деноминации не соответствуют критерию древности, не соблюдают принцип преемственности иерархии, не имеют не только всецело истинного, но даже и просто единого вероучения (следовательно, не соответствуют названию “столп и утверждение истины” ( 1Тим.3:15 ), характеризующему именно истинную Церковь (истина не может противоречить сама себе)). Истинная Церковь, созданная и возглавляемая Христом, издревле и называется Вселенской. Она, как “столп и утверждение истины” усвоила себе это название. А если какая либо религиозная община, не составляющая часть Вселенской Православной Церкви, присвоит это название себе или закрепит его за каким-ли воображаемом ею религиозным сообществом, это не сделает её или другое сообщество той действительно истинной и спасительной Церковью, которая создана Христом и о которой Он сказал, что врата ада её не одолеют. См. подробней об этом вопросе здесь: Нужен ли православному экуменизм?

http://azbyka.ru/vopros/chto-oznachaet-t...

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Часть третья. Православие и экуменические диалоги Апостольская преемственность. Мысли о преодолении раскола 163 На Третьем Предсоборном Всеправославном Совещании, созванном в Православном Центре Вселенской Патриархии, рассматривался вопрос о диалогах Православной Церкви с другими Церквами. При этом на Совещании было отмечено следующее: Православная Церковь , будучи Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, сознавая полностью свою ответственность за единство христианского мира, признает реальное существование всех христианских Церквей и Конфессий, но считает, что ее отношение к ним должно основываться на скором и объективном разъяснении всего экклезиологического вопроса и особенно их учений о таинствах, благодати, священстве и апостольской преемственности. Современные двусторонние богословские диалоги Православной Церкви выражают в его истинной форме данное сознание Православия 164 . Таким образом, Православная Церковь отождествляет себя с Unam Sanctam, с древней нераздельной Церковью, веру которой передает и сохраняет живой в неразрывной последовательности через историю. Православная Церковь в состоянии признать какую-либо Церковь в качестве Церкви в полном смысле слова Церковь там, где имеет место единство в существе веры, т.е. определения веры Вселенских Соборов и древней Церкви, и там, где основной канонический порядок Церкви, дальнейшее сохранение апостольской структуры древней Церкви, т.е. апостольская преемственность, остается нерушимой. Эти элементы не могут рассматриваться отдельно. Итак, предпосылки экклезиологического признания отдельно и в совокупности создают неразрывное единство: это апостольская вера и апостольская преемственность. Именно в этом имеются сегодня большие богословские трудности. Наши диалоги дошли до критической точки – до экклезиологии. Ввиду этих новых перспектив, раскрываемых широко в экуменическом диалоге, Православная Церковь сможет использовать свое экклезиологическое учение не только для подтверждения своего самосознания, но и для ответственной оценки формы церковности христианского мира, находившегося вне ее лона 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос: Почему православные священники ставят чуть ли не в один ряд " традиционных " протестантов – англикан, лютеран – и всякие еретические секты типа Свидетелей Иеговы? Если я готов понять неприятие католичества с непогрешимостью папы, то что касается лютеран и англикан – не лучше ли, не вдаваясь в тонкости богословия, просто сотрудничать христианам разных ветвей в служении Господу – служении делом, как проповедовал апостол Иаков? Может быть, сотрудничеством традиционных ветвей христианства, проще будет оградить неведующих от еретических сект? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Дорогой Константин! Не знаю, какие именно публикации Вы имеете в виду. Это существенно, потому что многое зависит от контекста. Возможно, такое сближение лютеран и представителей некоторых сект произошло в работе, в которой автор говорит о сохранении неповрежденным апостольского учения в Православии. С этой точки зрения между протестантами и сектантами различие несущественно. Степень заблуждений разная, но единит одна принципиальная особенность: все они отвергли Предание. У них весь период христианства с 2 века до М.Лютера (а у секты Свидетелей Иеговы – до Ч.Рассела) стоит под знаком минус. Однако же не все в этом 1,5 тысячелетнем опыте Церкви сводится к индульгенциям, папским злоупотреблениям, ложным идеям о «сверхдолжных заслугах» и проч.? Были семь Вселенских соборов, на которых святые отцы догматически раскрыли богословские истины, которыми живет ныне христианский мир. Был многовековой опыт монашества, воспитавшего подлинных исполинов духа. Целый сонм подвижников веры поднялся на ступень святости. Одни обладали даром прозрения, творили чудеса и даже воскрешали мертвых (свят. Николай, преп. Макарий Великий, авва Сисой и др.). Иные (преп. Антоний Великий, Арсений Великий, Пахомий Великий и др.) своими впечатляющими подвигами доказали великие духовные возможности человека. Священное Писание богодухновенно и является главным источником истины. Но чтобы истина, вошедшая в мир, была хранима и передавалась неповрежденной из поколения в поколение, нужна Церковь. Это – богооткровенная истина: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Здесь выражена ясная мысль, что соборный опыт Церкви есть твердый и надежный фундамент евангельской истины. Если падет Церковь, то прекратится преемственность апостольского предания. Но по Божественному обетованию это никогда не случится: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).    

http://pravoslavie.ru/6752.html

Период первый. Древне-Церковная литература времени мужей Апостольских Введение Как известно, вторая половина I века и первая половина II века представляют собою один из наименее ясных периодов в Древнехристианской истории. Писания святых Апостолов, отражающие в себе последовательные моменты исторических судеб Христовой Церкви, со времени Ее основания и до конца первого века, дают разуметь, что в это время развертывалась интересная и поучительная страница истории человечества. После того, как в Церкви Апостольской появилась вся совокупность даров Божиих в сосредоточенном и напряженном подъеме духовной жизни, должен был начаться процесс медленного и сложного вырабатывания постепенных форм Церковного бытия, обеспечивающих естественное здоровье и возрастание тела Христова на основе сверхъестественных даров благодати. В самом начале этого образовательного процесса должна встретиться нам краткая, но знаменательная эпоха наибольшей простоты Церковного существования, когда чудесное вдохновение первых свидетелей Нового Завета прекратилось, а полнота Церковного строения еще не определилась. В истории Церкви имеет важное значение и этот период, непосредственно примыкающий к Апостольскому веку, когда, по кончине Апостолов Церковь осталась без личного руководительства самовидцев Слова, на поприще Церковной деятельности выступили их ученики, и началось, так сказать, вполне самостоятельное применение к жизни проповеданного Апостолами учения чрез формулирование этого учения и развитие основанных ими Церковных учреждений. Непреодолимое стремление Церковных историков проникнуть в тайны жизни Церкви этого времени совершенно естественны и понятны. Но, к сожалению, за отсутствием достаточных прямых и определенных данных эти первые страницы истории Христианской Церкви, несмотря на непрерывные и напряженные усилия нарисовать живую и вполне точную картину первоначального хода событий во внутренней и внешней жизни Церкви в их действительной исторической преемственности, остаются в значительной степени бесплодными: время начального возрастания Церкви остается окутанным трудно проницаемым мраком – оно совершалось в полном молчании, прерываемом только немногими голосами в весьма малом числе литературных памятников. Хотя бесспорно, что до нас дошли не все произведения, написанные преемниками Апостолов в деле благовествования и утверждения Христианства, однако несомненно и то, что ими написана была только весьма малая часть того, что было пережито в это время, и иногда приписываемая ими большая литературная плодотворность едва ли отвечает действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Светские историки рассматривают христианство как чисто исторический феномен, история же подразумевает отклонения и изменения. Христианский подход к истории, не отрицая реальность изменений, предполагает, что Бог превосходящий историю и уж, конечно, не обусловленный ее законами, вместе с тем являет Себя в исторических событиях, приобретающих вследствие этого нормативную и поэтому надысторическую значимость. Так, все христиане признают или, по крайней мере, должны признавать, что в историческом событии Воплощения имело место решающее действие Божие. Но это событие включает в себя как историческую, так и культурную сферы, которые тем самым приобретают нормативный характер. Бог явил Себя в тот момент истории как Мессия для Израиля, и признание исторического Иисуса как Спасителя всего человечества невозможно без принятия ветхозаветного контекста Его жизни и благовестия. Воплощение произошло раз и навсегда, и ничего не может быть добавлено к его спасительной полноте. Результатом смерти и Воскресения Христовых было основание общины-Церкви и " дикая маслина " язычников (Рим.11:17) смогла прорасти из первоначальных " корней " . Таким образом, между апостольской общиной и Церковью более поздних времен сущесвует законная преемственность: единство Традиции, которое подразумевает согласованнсть веры и опыта. Для становления нашей современной православной Церкви христианская Византия - неизбежная историческая ступень после первоначальной апостольской общины. Начиная с VI в., Константинополь стал бесспорным центром христианской ортодоксии на Востоке, а после великой схизмы между Востоком и Западом он приобрел первенство в православии в целом. Благодаря этим историческим событиям de facto мысль о православной непрерывности и внутренней логичности в истории вне ссылок на Византию невозможна. В других христианских традициях, западных и восточных, также налицо великое процветание христанской культуры, давшее богатые плоды святости, но, - по крайней мере, с православной точки зрения, - именно Византия сохраняла ту вероучительную целостность, ту подлинность, которые сегодня делают наше Православие православным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1173...

Скачать epub pdf I. Иерархия в апостольский век Вопрос о возникновении трехстепенной иерархии, как основы церковной организации, принадлежит к числу труднейших в современной церковно-исторической науке и, по всей вероятности, при данных источниках обречен остаться достоянием гипотетических догадок и построений. Однако можно считать наиболее вероятным тот общий итог, который напрашивается в результате исторических наблюдений: в течение первого века, апостольская и после апостольская церковь не знает трехстепенной иерархии в теперешнем смысле. 1 Последняя может быть констатирована с начала II века (с первого послания Климента, посланий св. Игнатия Богоносца и после них) и еще даже, на переломе I и II века, по крайней мере по местам (Διδακ) мы наблюдаем более сложную харизматически-иерархическую организацию. Однако уже с середины II века водворяется иерархическая организация с более или менее явным «монархическим» епископатом во главе. Мы наблюдаем как бы две эпохи: во-первых, апостольский и после-апостольский век, когда благодатные дары, приуроченные позднее к харизме иерархической, были обильно изливаемы как бы поверх иерархических граней, и, наряду с самими св. апостолами, действовали и разные харизматики ( 1Кор. 12 ), и, во вторых, эпоху урегулированного харизматизма через иерархию по типу ветхозаветного священства, начиная с II века. Можно не преувеличивать (подобно Зому) всей противоположности обеих эпох, однако нельзя не видеть всего их различия. При этом – что здесь самое важное – самый переход от одной эпохи к другой остается неуловим. Первоначальное отсутствие трехстепенной иерархии имеет силу исторического факта, обессилить который остаются тщетны попытки православно-католической апологетики, и мы не знаем во всей точности установления иерархии. Мы не знаем и прямого «апостольского преемства» при установлении этой иерархии, которое было бы обозначено внешне-определенным образом. Хотя, на основании примеров апостольских рукоположений в Деян., мы и можем постулировать преемственность этого рукоположения от апостолов для первоиерархов, но констатировать его мы бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99964.html 27 февраля 2013 Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион о Бенедикте XVI: богослов, внесший значительный вклад в улучшение отношений между православными и католикам Источник:  Оссерваторе Романо Неожиданная весть об отречении от служения Папы Бенедикта XVI, облетевшая мир 11 февраля, глубоко потрясла не только католическую Церковь, но всех христиан и международное общественное мнение. В его состоянии постепенного угасания сил, о котором он сам сказал, решение оставить понтификат можно воспринимать лишь как акт великого мужества и образцового смирения. В нашем мире, где не имеющие власти отчаянно пытаются овладеть ею, а те, кто обладает ею, пытаются не потерять ее любой ценой, тихий голос предстоятеля самой многочисленной в мире христианской Церкви, говорящего о том, что он добровольно отказывается от своих полномочий в связи с физической слабостью и ради блага Церкви, звучит вразрез с распространенным образом мышления. Папа Бенедикт XVI еще раз проявил себя последовательным со своей линией моральной целостности и отказа от компромиссов. Конечно, мы еще не отошли от шока, вызванного отречением Бенедикта XVI, чтобы пытаться подвести какие-то итоги его понтификату. Однако я бы сказал, что одним из ключей толкования к личности этого Папы и его понтификата, вероятно, заключается именно в этой последовательности с самим собой и с традицией Церкви, в его устойчивости перед преходящими веяниями и сильным давлением господствующей культуры. Папа Ратцингер является богословом высокого уровня, несомненно, одним из самых авторитетных современных католических богословов. Его богословская деятельность, до восшествия на папский престол и после – от его книг о личности Иисуса, до его энциклик и апостольских обращений, от Декларации Dominus Iesus до Катехизиса Католической Церкви – представляет собой значительный вклад в современное католическое богословие. Одна из тем, к которой он чаще всего обращался, – тема отношений между верой и разумом, – находится в преемственности с тем, что уже было сказано его предшественником Папой Иоанном Павлом II.

http://religare.ru/2_99964_1_21.html

     В цикле передач «Не верю», где встречаются и дискутируют православные с людьми иных убеждений, писательница и правозащитница Мария Арбатова назвала Русскую православную церковь консервативным женоненавистническим институтом. Подчеркивая свою светскую позицию, она сказала, что в Церкви права женщин ущемляются. Это проявляется, например, в том, что женщина не имеет возможности занять в Церкви высшие посты (дословно — стать патриархом). Прежде у людей не возникал вопрос, почему женщина не может занимать руководящие должности в Церкви? В традиционном обществе было четкое распределение сфер ответственности и дел, кто чем занимается. У мужчины был свой круг обязанностей, у женщины — свой, которые мало пересекались друг с другом. Весь строй жизни в те времена складывался из чисто практических соображений: то, что лучше получалось у мужчин, делали они, то, что у женщин, — было их прерогативой. Так, вождем народа становился тот, кто мог обеспечить его выживание: прокормить, защитить от врагов, используя свою физическую силу. У современного общественного лидера, государственного чиновника иной характер служения. С его обязанностями женщины вполне могут справляться, поэтому среди современных женщин есть и губернаторы, и мэры, и депутаты. И главами государств женщины бывают. В обществе и государстве, где изменились обязанности руководителя, женщины успешно их выполняют. Если на следующих президентских выборах победит женщина, Русская православная церковь нисколько не будет возражать, как чуждая любого женоненавистничества. Но священническое служение стало исключительно мужской обязанностью не случайно, а, как свидетельствует Священное писание, по Божественному установлению (см. Исх. 28, 1). Только язычество порождало жриц, а среди людей, хранивших веру в Единого Бога, не было ни одной женщины-священника ни до пришествия в мир Христа, ни после Него. В православии, которое сохраняет апостольскую преемственность, обязанности иереев и епископов остаются неизменными уже две тысячи лет. И дело здесь не в консерватизме.

http://pravoslavie.ru/115771.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010