К стр. 425 – 431 примеч. В конце первой половины XVIII в. состав ниженазванных епархий был следующий: I. Суздальская епархия: Суздаль – 27 ц., в уезде – 315, Юрьев-Польский – 5 цер., в уезде – 110 ц., Шуя – 4 ц., в уезде – 23 ц., всего – 485 цер. 1184 В начале 30 – х гг. XVIII в. в Суздали были следующие храмы: соборы – Рождественский и Покровский, прих. церкви – Знаменская, Успенская, Николаевская, Предтеченская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Живоприемного Источника, Дмитриевская, Златоустовская, Смоленская, Царя-Константиновская, Входосошественская, Воскресенская, Космодамианская, Знаменская, Архангельская, Афанасьевская, Похвал Богородицы, Лазаревская, Крестовоздвиженская, Георгия Страстотерпца и Григория Богослова (Дел. Арх. Св. Син. 1731 г. 502, лл. 806 – 807), всего 25 цер. В г. Юрьеве-Польском – соборная Георгиевская, прих. – Воскресенская, Еленинская, Введенская и Сретенская – всего пять (л. 822), в г. Шуе – Воскресенский собор, прих. – Воздвиженская, Спасская и Покровская – всего 4 храма (л. 829). II. Вятская епархия. Вятской провинции – Хлынов – 4 соб. и 9 церквей ружных и приходских, в уез – 66 ц., Слободской – 2 соб., 4 цер., в уез. – 46 ц., Шестаков – 2 ц., в уез. – 1 ц., Орлов – 1 соб. 2 цер., в уезде – 8 ц., Котельнич – 1 соб., 3 цер., в уезде – 18 ц., Кайгород – 1 соб. и 1 ц., в уезде – 11 цер., всего 9 соб. и 171 ц. Пермской провинции – Кунгур – 1 соб. 3 ц., в уезде – 24 ц., Соликамск – 1 соб., 5 цер., в уезде – 1 соб. и 68 цер., Чердынь (а не Ярдынь, как напечатано) – 1 соб., 6 цер., в уезде – 30 цер., всего в Пермской провинции – 4 соб. 136 ц.; во всей епархии – 13 соб. и 307 цер. Храмы – в Хлынове большой собор Троицкий Николаевский, придельная – Ильинская; Спасский соб., Воскресенский соб.; прих. и ружные – Богородичная, Владимирская, Покровская, Сретенская, Вознесенская, Царя-Константиновская, Предтеченская, Всесвятская, Стефановская, Покровская; в Слободском – собор. Преображенская, соб. Вознесенская, прих. Афанасьевская (лл. 404, 464 – 465); в г. Шестакове – Благовещенская, Петропавловская и Вознесенская (л. 404 об.); Истобешкого стана – Покровская, Архангельская и Спасская; в г. Орлове – соб. Архангельская, прих. Николаевская и Благовещенская (л. 409); в г. Котельнич – соб. Троицкая, прих. Николаевская (л. 413); в г. Кунгуре – соб. Благовещенская, прих. Успенская, Преображенская и Тихвинского женск. монастыря (л. 431); в г. Кайгороде – соб. Воскресенская, прих. – Спасская и Николаевская (л. 437); в г. Чердыни – соб. Воскресенская, прих. Богоявленская, Преображенская, Николаевская, Прокопьевская, Губдорская(?), Воздвиженская, Рождественская, Спасская, Троицкая, Сергиевская, Войнесская (Иоанна Воина?) л. 439; в г. Соли Камской – соб. Троицкая, прих. Богоявленская, Рождественская, Спасская, Преображенского девичьего монастыря (л. 443), в г. Орле городке – соб. Похвалы Пр. Богородицы, прих. Николаевская (л. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

196 Ср. 20-е пр. Апост., 5-е пр. Никейск. 1-го всел. соб., 3-е пр. 2-го всел. соб., 17-е и 28-е Халк. и др. 199 Полный текст 36 пр. Апост. гласит: «Аще кто, быв рукоположен во Епископа, не приимет служения и попечения о народе, ему порученного: да будет отлучен, доколе не приемет оного. Такожде и пресвитер и диакон. Аще же пойдет туда, и не будет принят не по своей воле, но по злобе народа: он да пребывает Епископ, клир же града того да будет отлучен за то, что такового непокоривого народа не учили». Аристин пишет: «Вновь рукоположенный епископ, если не соглашается принять на себя врученное ему попечение о народе, должен быть отлучен, доколе не примет. Если же он пойдет, но народом не будет принят не за свое падение, но по злобе их; то он пусть пребудет епископом, а клир отлучается за то, что не учил непокорливого народа». См. также толкование Аристина на пр. Апост. 64-е, 81-е; 1-го всел. 12-е; послание Ефес. соб. к соб. Памфилийскому; Халк. 4-е, 15-е, 22-е; Трул. 43-е, 84-е, 90-е. 200 Апост. 5-е, 45-е, 46-е, 79-е; Ефес. 6 -е; Халк. 25-е; Трул. 9-е, 21-е, 41-е, 42-е, 45-е, 58-е, 60-е, 75-е, 79-е, 83-е, 99-е; Анкир. 4-е: св. Василия Вел. 13-е, 56-е. Выпишем для примера полный текст 25-го пр. Халкид. соб. и толкование на него Аристина. Полный текст читается так: «Поскольку некоторые Митрополиты, яко же нам соделалось гласным, не брегут о вверенных им паствах, и отлагают поставление Епископов: того ради определил святый Собор, чтобы поставления Епископов совершаемы были в продолжении трех месяцев: разве неизбежная нужда заставить продлити время отлагательства. Не творящий сего подлежит церковной епитимии. Между тем доходы вдовствующия Церкви да сохраняются в целости иконом ея». Аристин пишет: «Поскольку некоторые митрополиты не заботились о вверенных им паствах и медлили рукоположениями епископов, то определено, в течение трех месяцев после смерти епископа, рукополагать другого, если не представится необходимым по какой-либо неизбежной нужде продлить этот срок. А если долее трех месяцев будет вдовствовать церковь без епископа, без неизбежной какой-нибудь нужды, то митрополит должен быть подвергнут епитимии. Доход вдовствующей церкви за промежуточное время должен быть сохранен экономом в целости».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

И все средства, предпринимаемые пастырями Римской церкви к вознаграждению этой потери, – как то: составление молитв приспособленных к действиям мессы, изъяснение обрядов ее и т. под., – не вознаграждают оной вполне. Мы видим, что сами католики, чувствуя не выгоду от совершения литургии на языке не понятном для народа, частно переводят, даже издают в свет, для частного употребления, мессу на своем природном языке, и читают ее во время совершения ее в храме. Таково происхождение разностей, которыми Римская литургия существенно отличается от нашей! Вот причины, коими западная церковь старается оправдать свои нововведения! Позднее происхождение этих разностей, неважность, можно сказать ничтожность предлогов и причин, по которым возникли и доселе остаются они в западной церкви, ясно показывают их неосновательность. Как же Римская церковь доселе удерживает такие нововведения! Неужели не знает она, что поступает в этом случае неверно?.. Не беремся решать этих вопросов; для нас довольно видать, что Римская церковь, в совершении божественного священнодействия тела и крови Христовой, во многом уклонилась от чистоты и православия святой, соборной и апостольской церкви, примешивая к делу Божию мудрования человеческие. – Благодарим Господа нашего Иисуса Христа, сподобившего нас быть участниками святых таин во святой православно-кафолической церкви восточной, – слышать, на родном языке, совершение божественного священнодействия литургии, переданного нам чистыми руками св. Василия и Златоуста! Да просветит Он светом своим и тех братий наших, которые, по неведению или упорству и навету вражию, удаляют себя от общения с православною церковию, да не бывают ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей (Эфес.4:14)! Приложение к стр. 83-й Дневные чтения, из Евангелия и Апостола, на Литургии: Греко-Российской Церкви: 1 Неделя Пасхи, Ев. Иоанн. зач. 1. Апост. зач. 1. Понедельник « Иоанн. « 2. Апост. « 2. Вторник « Лук. « 113. Апост. « 4. Среда « Иоанн. « 4. Апост. « 5. Четверток « Иоанн. « 8. Апост. « 6. Пяток « Иоанн. « 7. Апост. « 7. Суббота « Иоанн. « 11. Апост. « 8. 2 Неделя – Фомы « Иоанн. « 65. Апост. « 14. 3 Неделя Мирон. « Марк. « 64. Апост. « 16. 4 Неделя о Рассл. « Иоанн. « 14. Апост. « 23. 5 Неделя о Самар. « Иоанн. « 12. Апост. « 28. 6 Неделя о Слеп. « Иоанн. « 34. Апост. «38. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа: Ев. Лук. зач. 114. Апост. зач. 1. 7 Нед. Св. Отец « Иоанн. « 56. Апост. « 44. Нед. Пятидесят. « Иоанн. « 27. Апост. « 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13) Основание монастыря или молитвенного храма без соизволения на то епархиального епископа (IV Всел. соб. прав. 4). 14) Обращение монастырей в мирские обыкновенные жилища (Карф. соб. прав. 53). 15) Рукоположение во пресвитера или дьякона хорепископом без соизволения епархиального епископа (Антиох. соб. прав. 10). 16) Самовольное удаление клириков от назначенной им церкви к другой (I Всел. соб. прав. 16; Сардик. соб. прав. 16). 17) Отправление должности при двух церквах одновременно, т. е. в той, в которую переведен, и в той, в которой служил прежде (IV Всел. соб. прав. 10; ср. 20). 18) Совершение сельскими пресвитерами службы в городских церквах (Неокесар. собор пр. 13). 19) Самовольная отлучка клириков и монашествующих в Константинополь и прожитие там (IV Всел. соб. пр. 23). 20) Подача прошений императору без соблюдения установленного для клириков порядка (Антиох. соб. прав. 11). b. Неповиновение и противление власти. 1) Сопротивление епископа принять управление епархией, в которую он законно рукоположен (Антиох, соб. прав. 17 и 18). 2) Совершение священных служб лицом, лишенным епископства или священства (Антиох. соб. пр. 4). 3) Возмущение пресвитера против епархиального епископа, самовольное отделение от него и совершение службы с своими сообщниками (Ант. соб. пр. 5; Карф. соб. пр. 10 и 11). 4) Сопротивление клирика возведению его на высшую степень по желанию епархиального епископа (Карф. соб. пр. 40). 5) Удаление клириков в иную епархию и их упорство возвратиться в свою по призыву и увещанию епархиального епископа (Ант. соб. прав. 3; Карф. соб. прав. 65 и 66). 6) Неподчинение епархиальному епископу со стороны клириков и мирян, состоящих при мученических храмах, богадельнях и монастырях. (IV Всел. соб. пр. 8). 7) Составление скопищ против епископа или соклириков (IV Всел. соб. прав. 18). 8) Составление мирянами молитвенных собраний без законно поставленного пресвитера (Гангр. соб. пр. 6). с. Злоупотребление по управлению и распоряжению церковным имуществом и доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Соб. пр. 31, 59; VII Всел. Соб. пр. 10; Лаод. Соб. пр. 58; Двукр. Соб. пр. 12), исключая Таинства Крещния в случае крайней нужды, напр. при тяжкой болезни крещаемого. Назначенный для служения в известной церкви пресвитер не может без грамоты епископа переходить к другой церкви, а тем более в епархию другую; в противном случае он лишается предоставленных ему прав и преимуществ (Ап. пр. 15; I Всел. Соб. пр. 15–16; IV Всел. Соб. пр. 5, 10, 20; VI Всел. Соб. пр. 17 и 18; Ант. Соб. пр. 3; Сард. Соб. пр. 16 и др.). Карфагенский Собор простирает строгость в этом отношении до того, что если кто из клириков хотя однажды исправлял должность при церкви, к которой рукоположен, то принадлежит к ее клиру, и ни сам произвольно, ни по вызову других епископов, но без воли и согласия своего епископа, уже не может быть принят в клир другой церкви (Карф. соб. пр. 101). Когда же пресвитер переводится из одной церкви к другой по изволению или распоряжению епархиального епископа, то уже не должен числиться при двух церквях и не должен принимать никакого участия в делах прежней церкви и причисленных к ней храмов мученических, находящихся при богадельнях или странноприимных домах (IV Всел. Соб. пр. 10). Впрочем, VII Всел. Соб. пр. 15 не распространяет силу этого требования на те места, в которых был недостаток в клириках, и где невозможно было назначить особый клир к каждой домовой или приписной вообще церкви. Не только переход из одной епархии в другую или перемещение от одной церкви к другой, хотя бы одного округа, без воли епископа возбраняется пресвитеру под угрозой лишения прав и преимуществ, но и произвольное путешествие. Предпринять путешествие пресвитер может только с грамотой епископа – по воле его, и то по нужде и на короткое время (Лаод. Соб. пр. 41–42, сн. Ап. пр. 12, 33; IV Всел. Соб. пр. 13; Сард. Соб. пр. 16 и 11–12), и только в таком случае пресвитер, отправляющийся по нужде в чужую епархию, мог пользоваться там полным уважением: ему, как почетному гостю, могли предоставить право совершать литургию и сказать поучение, вообще оказать братское общение и знаки уважения, как делали эту честь путешествующим епископам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Соб. пр. 2-е). Отсюда очевидно, что вышеуказанный распорядок церковного управления шёл рука об руку с гражданским разделением областей и городов, первый вполне соответствовал последнему, совпадал с ним; это обстоятельство всегда было принимаемо за правило; «Аще царскою властью вновь устроен, или впредь устроен будет град», – гласят правила Вселенских Соборов, – «то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку» (IV Всел. Соб. пр. 17-е; VI Всел. Соб. пр. 38-е). Совокупность епископий составляла церковный организм. Дела, выходящие за пределы епископий, подлежали ведению и решению собора епископов (Апост. пр. 34-е). Собор епископов, во главе с митрополитом, – основная каноническая форма правления тем или другим церковным округом, – должен был составляться сначала два раза, а потом один раз в году (Апост. пр. 37-е; I Всел. Соб. пр. 5-е; IV Всел. Соб. пр. 19-е; VI Всел. Соб. пр. 8-е; VII Всел. Соб. пр. 6-е). Пастыри Церкви, занимавшие апостольские кафедры – «matrices et originales fidei», пользовались в церковном управлении особенным уважением. Гражданская важность самых городов в тогдашнем мире навсегда упрочила пастырям их преимущества чести и власти (Апост. пр. 34-е). С начала IV века епископы главных городов получили название митрополитов I Вселенский Собор, утверждая преимущества первенствующих епископов, положительно усвояет им титул митрополитов (4-е, 6-е и 7-е пр.). Из 6-го и 7-го пр. I Всел. Собора видно, что в древней христианской Церкви было четыре выдающиеся митрополии, именно – в Александрии, Антиохии, Риме и Кесарии, объявленной в гражданском отношении столицей Палестины. Были митрополии и в других областях (2-е пр. II Всел. Соб.; 8-е пр. III Всел. Соб.). Митрополитам предоставлены церковными канонами следующие права: 1) митрополит имел начальственное наблюдение за церковным порядком и благоустройством всей подчинённой ему провинции (Апост. пр. 34-е; Антиох. Соб. пр. 9-е). 2) Ему принадлежала особая забота о праздных епископских кафедрах, управление их делами, главное участие в избрании епархиальных епископов и власть решительного утверждения выборов; избрание епископа, совершенное против воли митрополита, не считалось действительным (I Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, собор есть основная, господствующая форма высшего церковного управления, в которой постоянно проявляется принцип равенства духовной власти епископов. С того времени, как в Церкви установились звания и соответствующие им права власти митрополитов, соборы получили характер правильных институтов, т. е. таких собраний епископов данной Церкви, которые должны были составляться в определённые сроки, именно сначала по два раза, а потом раз в году (Апост. 37-е; 1Всел. Соб. 5-е; IV Всел. Соб. 19-е; VI Всел. Соб. 8-е; VII Всел. Соб. 6-е и проч.). Право созывать эти периодические соборы и председательствовать на них, по канонам, принадлежит митрополитам и патриархам, без которых собор, как неполный и неправильный, не может составить никакого действительного определения (Антиох. 20-е). По определению VII Вселенского Собора (пр. 6-е), в компетенцию соборов периодических входили дела канонические и евангельские. К первым относились дела церковного управления в обширном смысле этого слова, а именно: 1) издание правил и постановлений, обязательных для всей иерархии и для всех простых членов данной Церкви (функция законодательная); 2) дела административные в тесном смысле этого слова, куда относятся: замещение вакантных епископских кафедр (Апост. 1-е; I Всел. Соб. 4-е; VII Всел. Соб. 3-е; Антиох. 19-е, 23-е), учреждение новых епископий (Карф. 98-е), увольнение епископов от должности (посл. Ефесск. Соб. к памф. епископам) и перемещение их в другие епархии (Апост. 14-е; Антиох. 16-е), наблюдение за управлением церковными имуществами по епархиям, согласно с каноническими постановлениями об этом предмете (Апост. 25-е), так что, например, отчуждение церковного имущества могло быть совершено местным епархиальным архиереем только с разрешения митрополита и его собора (Карф. 42-е; VII Всел. Соб. 12-е), наконец – вообще принятие мер по отдельным епархиям; 3) дела судебные: собор является судом или первой или второй инстанции, смотря по существу самых дел, подлежащих соборному решению. К так называемым евангельским делам соборной компетенции относились: 1) все дела о предметах вероучения и нравоучения, по поводу возникавших в местной Церкви спорных религиозных вопросов, до окончательного решения их на вселенском соборе (Апост. 37-е; Антиох. 20-е); 2) наблюдение за порядком общественного богослужения и исправление церковно-богослужебных книг (толк. Зонары и Вальсамона на 6-е пр. VII Всел. Соб.). Права русского митрополита по управлению подчинёнными ему епархиями были те же, какие предоставлены были иерархам этого звания древними канонами. Именно: наши митрополиты собирали епископов на соборы, что, по канонам, необходимо было для рукоположения епископов на вакантные кафедры, для суда над епископами и для решения общецерковных вопросов (догматических и дисциплинарных).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо от самого места священнодействий, некоторые из них или совершенно не могут быть совершаемы пресвитером, или только с известными ограничениями. Так пресвитер не имеет нрава освящать миро (Карф. Соб. пр. 6 2 и антиминс (VII Всел. Соб. пр. 7), принимать от кого-либо торжественное публичное покаяние или подвергать кого-либо этому покаянию, исключая тех крайних случаев, когда публично кающимся угрожала смертная опасность, и когда епископ сам не мог принять публичного покаяния от падших и преподать им разрешение: в таких случаях и пресвитер, с дозволения епископа, мог примирять с Церковью открыто кающихся (I Всел. Соб. пр. 13; IV Всел. Соб. пр. 16; Карф. Соб. пр. 6, 7, 52 и др.). Возбраняется лицам пресвитерского достоинства совершать, без дозволения епископа, и обряд иноческого пострижения (Карф. Соб. пр. 6. сн. VII Всел. соб. пр. 14; см. толков. на 6-е пр. Соб. Карф. в Опыте курса церков. законов. Иоанн. т. II, стр. 131 и сл.). В знак своей зависимости от епископа и уважения к ному пресвитер обязан при совершении богослужения «возносить имя его в молитве» (Двукр. Соб. пр. 13, сн. 14 и 15 пр. того же Соб.). Во время священнодействий пресвитеры из уважения к епископскому сану не могут входить в святилище алтаря и садиться на своих седалищах прежде епископа. При входе епископа в алтарь они должны сопровождать его и за ним восходить к горнему месту (Лаод. Соб. пр. 56). г) по заведованию церковным имуществом В качестве помощника епископу, приходский пресвитер распоряжается церковным имуществом, назначенным на содержание церкви, служащих при церкви и призреваемых церковью бедных, больных, странников (Ап. пр. 4; Феоф. Алекс. пр. 8; Гангр. Соб. пр. 7 и 8). Но и в деле заведования церковным имуществом пресвитер подлежит контролю своего епископа; – без воли его пресвитер ничего не может сделать и здесь (Ап. пр. 38, 39 и 41), напр. продать недвижимую церковную собственность (земли и угодья) (Анк. Соб. пр. 15, сравн. Карф. соб. пр. 42), или произвольно распоряжаться приношениями со стороны верных деньгами и натурой (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

а) Со стороны митрополита или первого епископа области, который по каким-либо видам дает грамоту на владение спорным местом известному епископу, и последний, основываясь лишь на ней, «учинит нашествие – по выражению правила – на епархию другого» (прав. 134). b) Со стороны соседнего епископа, который в видах приобретения будет всеми мерами стараться об обращении раскольников чужой епархии, тогда как местный епископ по соображению обстоятельств найдет более удобным для блага церкви на время приостановить употребление прямых мер к их обращению (прав. 135). В виду сих и подобных злоупотреблений право каждого епископа гарантируется тем, что расширение и сокращение пределов епархии производится только по суду областного собора, причем для тяжущихся предъявляется выбор: решить ли свое спорное дело правильным ведением судебного процесса (перед собором), или же третейским судом (прав. 134 и 135). 5) Удаление епископа в иную епархию и отправление в ней обязанностей епископа, например, «рукоположения и устроения дел, до него не принадлежащих» (II Всел. соб. пр. 6; Ант. соб. пр. 13), без соизволения епархиального епископа (Ант. соб. прав. 22). 6) Рукоположение в своей епархии клириков, принадлежащих другому епископу и без его соизволения (I Всел. соб. прав. 16). 7) Принятие в клир принадлежащих другому епископу клириков (IV Всел. соб. прав. 20; Сардик. соб. прав. 15; Карф. соб. прав. 101). 8) Принятие епископом кого-либо из монастыря другой епархии и поставление принятого в свой клир или в монастырь игуменом (Карф. соб. прав. 91). 9) Переход из одной области в другую, из одного города в другой – епископа, пресвитера и дьякона (I Всел. соб. прав. 15; IV Всел. соб. прав. 5; Ант. соб. прав. 21). 10) Притеснение, оказываемое епархиальному епископу проживающим в его епархии епископом, не принятым в той, к которой назначен (Анк, соб. пр. 18). 11) Принятие в общение клириков, изверженных от сана по суду их епархиального епископа (Карф. соб. прав. 9), и вообще 12) отлученных своим епископом (Ант. прав. 6; Сардик. соб. прав. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010