495 Тертул . О молитве, 23. 496 Тертуллиан . О венце воине, 3. 497 Псевдо-Иустин . Вопр. и ответы к православному, Ириней , соч. фраг. 7 Рус. пер. пр. Преображенского , М. 1871, стр. 695. 498 Клим . Стом. VII, 7. Ориг . на Числ. бес. 23 и на Быт. бес. 10. 499 Ориг . на Ис. бес. 6. 500 Так и Тертуллиан , Прот. Марк. 22. 501 Терт . О мол. 23. 502 Апост. Пост. II, 59. Сир. дидаск. там же, по переводу Функа . 503 Апост. Пост. VII, 30. Сир. Дид. по тому же переводу. 504 Завещ. II, 28, см. выше стр. 80. 505 Завещ. I. 23. 506 Клим. Ал . Стром. VII, 12. 507 Ориг . на Лев. бес. 10. 508 См. выше, стр. 79. 509 См. ниже, – ( Ориген ). Писатели III в. о пасхе. 510 Сир. Дид. V, 13. 511 Кан. Ипп. 157. 512 Завещ. I, 22. 513 Обыкновенно думают, что «стояниями» у Тертуллиан и писателей того времени называется пост среды и пятницы. Но Тертуллиан называет «стоянием» и трехнедельный пост монтанистов (О постах гл. 19.), и ни он, ни другие писатели не прилагают этого термина специально к тому и другому посту, а вообще к постам. Ерм на вопрос Пастыря: «Что так рано ты пришел сюда (на гору), отвечает: «Потому, господин, что нахожусь на стоянии...» «А что такое стояние?» спросил он. «Т.е. пощусь, господин, сказал я.» ( Ерм . Подобие 5). Разве только следующие места из Тертуллиана могут говорить в пользу такого узкого значения термина «стояние»: «мы посвящаем стояниям четвертый и шестой день недели» (О постах 19); о христианине, увлекающемся военною службою: «и стояния он совершает или скорее другому кому-либо, чем Христу, или в день Господень, когда (они совершаются) во всяком случае не Христу» ( Тер . О венце воина 11). 514 Опять указание на хранение Даров, д.б. для ежедневного приобщения, – см. выше стр. 96. 515 Терт . О молитве, 19. 516 Терт . О постах 10. 517 Терт . Апол. Ср. р.-католический обряд освящения пепла в начале великого поста. 518 Иуст . Апол. 1, 61. 519 «Уч. 12 ап.», 7. 520 Терт . О крещении, 20. 521 «Завещ.», II, 7. 522 Это заставляет подозревать контекст: и пред этой фразой и после нее речь только о трех последних днях пред пасхой: что в каждый из этих дней делается над оглашенными; см. ниже «Пасха по Завещанию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

    Тертул. О молитве, 23.     Тертуллиан. О венце воине, 3.     Псевдо-Иустин. Вопр. и ответы к православному, Ириней, соч. фраг. 7 Рус. пер. пр. Преображенского, М. 1871, стр. 695.     Клим. Стом. VII, 7. Ориг. на Числ. бес. 23 и на Быт. бес. 10.     Ориг. на Ис. бес. 6.    Так и Тертуллиан, Прот. Марк. 22.     Терт. О мол. 23.    Апост. Пост. II, 59. Сир. дидаск. там же, по переводу Функа.    Апост. Пост. VII, 30. Сир. Дид. по тому же переводу.    Завещ. II, 28, см. выше стр. 80.    Завещ. I. 23.     Клим. Ал. Стром. VII, 12.     Ориг. на Лев. бес. 10.    См. выше, стр. 79.    См. ниже, – (Ориген). Писатели III в. о пасхе.    Сир. Дид. V, 13.    Кан. Ипп. 157.    Завещ. I, 22.    Обыкновенно думают, что «стояниями» у Тертуллиан и писателей того времени называется пост среды и пятницы. Но Тертуллиан называет «стоянием» и трехнедельный пост монтанистов (О постах гл. 19.), и ни он, ни другие писатели не прилагают этого термина специально к тому и другому посту, а вообще к постам. Ерм на вопрос Пастыря: «Что так рано ты пришел сюда (на гору), отвечает: «Потому, господин, что нахожусь на стоянии...» «А что такое стояние?» спросил он. «Т.е. пощусь, господин, сказал я.» (Ерм. Подобие 5). Разве только следующие места из Тертуллиана могут говорить в пользу такого узкого значения термина «стояние»: «мы посвящаем стояниям четвертый и шестой день недели» (О постах 19); о христианине, увлекающемся военною службою: «и стояния он совершает или скорее другому кому-либо, чем Христу, или в день Господень, когда (они совершаются) во всяком случае не Христу» (Тер. О венце воина 11).    Опять указание на хранение Даров, д.б. для ежедневного приобщения, – см. выше стр. 96.     Терт. О молитве, 19.     Терт. О постах 10.     Терт. Апол. Ср. р.-католический обряд освящения пепла в начале великого поста.     Иуст. Апол. 1, 61.    «Уч. 12 ап.», 7.     Терт. О крещении, 20.    «Завещ.», II, 7.    Это заставляет подозревать контекст: и пред этой фразой и после нее речь только о трех последних днях пред пасхой: что в каждый из этих дней делается над оглашенными; см. ниже «Пасха по Завещанию».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1750 Strom III 10, 70 1–2: Εη δ ν α μνοια τν πολλν π τν τριν ριϑμουμνη, μεϑ» ν Κριος, μα κκλησα, ες νϑρωπος, τ γνος τ ν... τρτος δ ν τν δυεν τιζμενος ες ες αινν νϑρωπον, δ μπεριπατε τε α ατοιε ν ατ τ λησ; GrchSch. 15. SS. 227 27–29. 228 1–3. 1751 Strom VI 5, 42 2: γον τς ‘Ελληνις παιδεας, λλ α τς νομις, ες τ ν γνος το σζομνου συνγονται λαο ο τν πστιν προσιμενοι. GrchSch. 15. S. 452 24–26. 1752 Paedag I 5, 19 4: αινς μες λας, τρυφερς ς πας. GrchSch. 12. S. 101 30–31. I 5, 20 2: νπιαι γρ a ναι φρνες εσν, ν παλαι τ φροσνη α νεωστ συνετα, α ατ τν διαϑην τν αινν νατελασαι. S. 101 30–31. I 5, 20 3: πρς νησιν ε μζομεν, ε νοι α ε πιοι α ε αινο χρ γρ εναι αινος τος λγου αινο μετειληφτας. S. 102 3–5. Cfr. Paedag 1 7, 57 I τ νομα τ αινν τ ν λα τ νηπ. S. 123 32–33. Cfr. I 7, 58 1. S. 124 14. I 7. 59 1: αιν δ α λα αιν α να διαϑη δεδρηται. S. 125 1 1754 А. Harnack. Dogmengeschichte 4 . I. S. 172. Cfr. Die Mission und Ausbreitung des Christentums 2 . I. S. 207. 1755 Dial. c. Tryph. cap. 123. CAG. I 2. p. 446. Сочинения, стр. 332. Сравн. cap. 119; народ благочестивый, праведный, радующий Отца. р. 428. стр. 324. 1756 Сравн. Татиана Речь против эллинов, гл. 32: и мы не лжем, говоря это. Сочинения древних христианских апологетов в перев. прот. Преображенского, изд. 2. СПБ. 1895, стр. 38. 1757 Апол. 15 4–7. Geffcken. S. 24. Русск. изд. стр. 31. Сравн. 16 7–12. 16 1–2. Таковы, царь, законы христиан и их нравы. 15 2. Христиане праведны и благочестивы, друзья истины и великодушны. 17 2. 1758 Apol. I, cap. 14. CAG. I 1. р. 44. Сочинения, стр. 43. Ср. гл. 15: есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого народа. Нужно ли мне говорить о бесчисленном множестве тех, которые обратились от распутства и научились целомудрию, р. 48, стр. 44. Подобное же в гл. 16 и в послании Варнавы: Прежде, нежели мы уверовали Богу, обиталище сердца нашего было слабо и подвержено разрушению (φϑαρτν α σϑενς), подобно храму, построенному рукою (человеческою). Ибо оно было исполнено идолослужения, было жилищем демонов, потому что мы делали противное Богу. 16 7. Эти слова приводит и Климент Алекс. Strom II 20, 116 4. GrchSch. 15. S. 176 8–11. Мы теперь вышли из того образа жизни, который вели мы, живя худо подобно другим обитателям земли, lust. Dial. cap. 119. CAG. I 2. p. 426. Сочинения, стр. 324. Ириней говорит, что для христиан потому и не нужен закон, что они сделались младенцами в злобе. Доказат. ап. проповеди, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20:6) сказано не об одних епископах и пресвитерах, которые собственно называются в Церкви иереями, но как всех называем христианами по причине таинственного помазания (chrisma): так все они – иереи, потому что суть члены единого Иерея, о которых говорит ап. Петр: язык свят, царское священие». Св. Григорий двоеслов : «С золотом и гиацинтом соединяется (в ризе первосвященнической: Исх. 28:8 ) пурпур, дабы первосвященник, возвещая другим небесное учение, истреблял в собственном сердце поползновенность к порокам, и противустоял им, как бы с царскою властию, поскольку он должен всегда помышлять о величии внутреннего возрождения, и в нравственной чистоте сохранять одежду небесного царства. О сем духовном величии говорит апостол Петр сими словами: вы род избранный, царственное священство». Бл. Авг. О град. Бож. кн. 20 гл. 10: с. 444–445. Антв. 1700. Св. Григ. д. Посл. к Иоан. и пр. патр.: с. 153–154. О таковом же священстве говорит и писатель сочинения «О таинствах», находящегося между творениями св. Амвросия медиоланского , когда пишет: «Кому сказано: вы же род избран, царское священие, язык свят, как говорит ап. Петр? Каждый помазуется в священство, помазуется в царство, но в царство духовное и в священство духовное». Св. Амвр. мед. тв. т. 2 ч. 1 с. 436–437. 234 Св. Ерм. Паст. кн. 2 зап. 4 с. 260. М. 1860. Св. Кир. иер. Оглас. слов. 4 с. 65. М. 1855. Св. Вас. вел. Пис. 155: тв. т. 6 с. 338. М. 1849. Св. Епиф. О ерес. 48 и 59: тв. т. 1 с. 410. 498. Кельн, 1682. Св. Злат. Бес. на п. к Тит. 2 с. 21. Спб. 1859. 235 Между тем, сам же он сознается, что священниками могут быть лица и не вступившие в брак ни однажды, – девственники. Терт. О целом. гл. 11: – с. 117. 240 Терт. О крещ. гл. 1: тв. ч. 2 с. 3–4. Спб. 1847. Фирм. Пос. к св. Кипр.: тв. св. Кипр. т. 1 с. 330. К. 1860. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1 гл. 8: тв. с 60. Пар. 1710. Св. Епиф. О ерес. 42 гл. 2: тв. т. 1 с. 305. Кельн, 1682. 244 Голлац. Богосл. акроам. с. 77. 1319–1320. Ульм. и Лейпц. 1741. Высокое преимущество непогрешимости они усвояют Церкви, как общению возрожденных верою во Христа Духом Святым в сердцах (Апол.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Исследования , посвященные отдельным авторам 52 . Mortley R. Connaissance religieuse et hermeneutique chez Clement d " Alexandrie. Leiden, 1975, 53 . Петров H. Можно ли считать аллегоризм причиною догматических заблуждений Оригена . – ПС 1900, т. 2 9), 173–87. 54 . Wilkinson J.D. A Defence of Origenist allegory. – StPatr 6 (=TU 81). B., 1962, 264–8. 55 . Bienerl W.A. ‘Allegoria’ und ‘Anagoge’ bei Didymos dem Blinden v. Alexandria. B.; N.Y.: de Gvuyter, 1972. 56 . Tigcheler J.H. Didyme l’Aveugle et l’exegesc allegorique: Etude semantique de quelques termes exegetiques importants de son Commentaire sur Zacharic... Nijmegen, 57 . Simonetti M. Lettera e allegoria nell’esegesi Veterotestamentaria di Didimo. – Vetera Christianorum 20, 1983, 341–89, 58 . Гурьев П. Феодор, еп. Мопсуестийский. M., 1890, 63–4, 225 сл. 59 . Глубоковский Н. Блаж. Феодорит, еп. Киррский. Т. 2, M., 1890, 43–9. Б. Ереси 234 1 . Первоисточники 60 . Иванцов Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. Ч. 1. Обозрение источников для истории древнейших сект. M., 1877. 349 с. (гл. 3: мужи апост., апол., Ириней). 61 . Ptolémée. Lettre à Flora. Anal., texte crit., trad., comm, et index grec de G. Quispel [Епиф. Панарий 33]. P., 2 1966 (SC 24 bis). Русск. перев.: TCO, т. 42 [Ч. 1]. M., 1863, 364–74. 62 . Clement d " Alexandrie. Extraits de Theodote, Texte crit., intr., trad, et notes de F. Sagnard. P., 4970 (SC 23 фототип.). Pye, лерев. A. Сагарды в ХЧ 1912, N? 11, 1290–1302 (только §§ 1–26 по изд. Stählin’a). 2 . Исследования 63 . Сбоев В. Гносис и гностики. – Ученые записки Имп. Казапского Ун-та, 1839, I, 129–89 (то же в ЖМНП; обзорная и сильно устаревшая статья). 64 . Гассиев А. Симон волхв и его время, – ТКДА 1869, т. 4 10), 3–38; 1870, т. 1, 445–73. 65 . Писарев Л.И. Иудействующие еретики первохристианской эпохи. – ПС 1914, 1, 105–71 (то же в его кн. Очерки из истории. Каз., 1915). 66 . Писарев Л.И. Древнехристианские гностические секты. ПС 1914, 3, 493–538; 5, 848–919 (то же в отд. книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Посему и присовокупил: второе распинающих Сына Божия себе, и обличающих. Ибо дважды причащаться божественного таинства значит обличать (выставлять на позор) оное». Бл. Феодор. Толк. на п. к. евреям: тв. ч. 7 с. 593–594. М. 1861. 592 Терт. Там же гл. 7: – с. 24. Св. Злат. Бес. на деян. ап. 1: ч. 1 c. 24. Спб. 1856. Св. Амвр. мед. О пад. девы: воскр. чт. XVIII, 460. О пок. кн. 1 гл. 8 л. 7 наоб. Спб. 1778. Пр. Иерон. Разг. прот. пелаг. кн. 2: тв. т. 4 ч. 2 с. 515. 504. Пар. 1706. Св. Епиф. О ерес. 59 чл. 2: тв. т. 1 с. 494–495. Кельн, 1682. О ерес. 17: тв. ч. 1 с. 79. М. 1863. Бл. Авг. О прелюб. супр. кн. 2 гл. 16: тв. т. 6 с. 303. Антв. 1701. Пр. Нил. син. Пис. кн. 7 п. 268: тв. ч. 2 с. 378. М. 1858. 593 Исп. аугсб. ч. 1 чл. 11. Апол. аугсб. исп. гл. 6 чл. 12. Смальк. член. ч. 3 чл. 8; а в Малом катихизисе (введен. к гл. 5) читаем: «Краткая Форма исповеди для несведущих: Вот как должен говорить ты служителю слова: «Достопочтенный и возлюбленный господин, прошу тебя выслушать мою исповедь и объявить мне прощение ради Бога. Я жалкий грешник исповедуюсь пред Богом, что я виновен во всех грехах, особенно исповедуюсь пред тобою, что хотя я слуга, служанка и проч., но господину своему служил неверно. Ибо я не сделал, не делаю того, что он приказал мне, раздражил и подвиг господина или госпожу свою к злоречию, многим пренебрег и подал повод к урону и проч. На словах и на деле явил я себя дерзким, был нетерпелив, ворчал и проч. Посему скорблю, прошу милости, обещаю исправиться». Господин или госпожа пусть говорят так: «Наипаче исповедуюсь пред тобою, что я нерачителен был в верном воспитании и наставлении детей и семейства в славу Божию, изрекал хулы, во зло употреблял имя Божие, говорил и делал непотребное и тем подал худой пример, ближних оскорбил, многих злословил, обвесил, обмерил, обманул ближнего при продаже товаров и проч.». Служитель же пусть отвечает: «Бог да будет к тебе милостив, и да укрепит веру твою. Аминь». Потом пусть спрашивает исповедующегося: «веришь ли ты, что мое прошение есть прощение Божие?» А когда сей ответит, что верует, пусть говорит: «Да будет тебе по вере твоей. И я по заповеди Господа Иисуса Христа прощаю тебе грехи твои во имя Отца, Сына и Св. Духа. Аминь. Иди в мире " ». В случае необходимости, по лютеранскому учению, разрешает от грехов и мирянин, который бывает тогда священнослужителем и пастырем другого. Смальк. член. прибавл. ч. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Св. Златоуст говорит: милостыня, сказано, и вера, да не оскудевают у тебя " . Не сказано: сделай благодеяние однажды, дважды, трижды, десять, сто раз, но во всякое время: да не оставляет тебя, сказано 80 . При подаянии милостыни надо отличать истинно бедных от бедных только по наружности; надо помогать по своим силам и средствам; предпочитать более бедных менее бедным; достойнейших менее достойнейшим; своих ближайших и родных - посторонним. Для этого некоторые из отцов Церкви советуют раздаяние милостыни поручать людям опытным. Но не надо быть и слишком пытливым и разборчивым относительно бедных, чтобы не лишить нашей помощи истинно нуждающихся. Ибо нет примера, говорит св. Златоуст, чтоб слишком разборчивый в таковых случаях принял когда либо святаго " . Но таковый всего чаще попадает на обманьщиков. Посему умоляю вас, будем все делать в простоте 81 . Наконец, не должно много думать о своих добрых делах, а почитать себя только раздаятелем даров Божиих. Ты никогда не будешь щедрее Бога, говорит св. Григорий Богослов, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самаго себя; ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поелику все от Бога 82 " . И так скажем еще в заключении нашей беседы: блажени милостивии: яко тии помиловани будут. О, какая великая награда за милость к ближнему - быть самому помиловану от Бога на всеобщем и страшном пред всем миром испытании, и наследовать уготованное от сложения мира царство небесное. Аминь. 58 . Лук. 6, 36. 59 . Лук. 10, 30 - 37. 60. Мф. 25, 1 - 13. 61. Мф. 18, 24 - 35. 62. Мф. 9, 13. 12. 7. 63. Лук. 6, 36. 64. Лук. 12, 33. 65 . 1 Кор, 12, 12 - 27. 66. Мф. 7, 12. 67. Лук. 6, 35. 68. Твор. Григ. Бог. в рус. пер. слово 14 о любви к бедным. 69. Григ. Бог. о любви к бедным; Тертулл. апол. гл. 39. 70 . Вас. В. бес. на слова: разорю житницы; в рус. пер. ч. 4 стр. 88 - 89. 71. Григ. Богосл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

«Следовательно, заключает Лактанций , ни одно из упомянутых трех мнений несообразно с истиной. Надобно однако признаться, что кровь, теплота и воздух значительно споспешествуют поддержанию нашей жизни. Душа обитает только в таком теле, где эти вещи встречаются 602 . Такое же опровержение все вышеприведенные мнения находят и в творениях других отцов церкви и христианских писателей 603 . 510 S. Мах. Conf. ер. mixt. tom. sec. pag. 241. У Кашменск. 105. Примеч. Впрочем, бл. Феодорит невидимость души не признавал столь характерною чертою образа Божия в человеке, как особенность природы общую с духами бесплотными, хотя в тоже время указывал на другие богоподобные черты, свидетельствующие о духовной природе человека, а именно – его ум «в одно мгновение обтекающий и восток и запад, и север и юг, и небесное и преисподнее». (На кн. Быт. ч. I. 30). 515 О природ. чел. Христ. Чт. 1846. , 59. Примечание. Среди ученых патрологов долгое время держалось мнение будто бы сам Иустин Философ почитал душу частью Божества и, следовательно, допускал в этом случае эманатизм. Но еще Земишь старался поколебать это мнение, и его доказательства в защиту православия Иустина заслуживают полного внимания. «То правда», говорит Земишь, «что в отрывке о воскресении душа называется частью и дыханием Божества; но эту мысль апологет высказывает не от своего лица, а от лица еретиков».., (Филос. отц. и уч. церк. К. Скворцов . Киев. 1868 г. стр. 24, 25). 522 Orat. VIII, n. 11, col. 321, см. Догмат. уч. св. Гр. Бог. свящ. Ник. Виноградова, стр 367. 544 Сл. при вступ. в пр. Четыред. Хр. Чт. 1835 г. I. 125. Сн. Злат. Бесед. 12 на кн. Быт. Хр Чт. 1851 г. 5, стр. 195. 555 О душе и воскр. стр. 223. Тоже: Св. Вас. Вел. Бес. на сл. «внемли себе». Тв. св. отц. IV. 44; S. Maximi. Confes. Ер. mixt. tom. sec. pag. 239. См. у Кашм. стр. 102; Св. Иоан. Дам. Изл. пр. вер. кн. 1, гл. X. 556 Сл. 5. О непостпж. против Апол. Хр. Чт. 18. 42. . 29. Сн. Св. Гр. Бог. Сл. 7 О душе. Тв. св. отц. IV. 240. Читать далее Источник: Святоотеческое учение о душе человека/В.Ф. Давыденко. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908 (обл. 1909). - 271 с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

О началах. III, 5,3. 55 «Для здорового мед сладок, для больного желтухой мед горек»: сам по себе мед никакой, сладким или горьким он становится в нашем восприятии. 57 В качестве наказания Сократ рекомендовал согражданам себя накормить. «Итак, чего же я заслуживаю, будучи таковым? Чего-нибудь хорошего, о мужи афиняне, если уже в самом деле воздавать по заслугам, и притом такого хорошего, что бы для меня подходило... Итак, если я должен назначить себе что-нибудь мною заслуженное, то вот я что себе назначаю – даровой обед в Пританее». Апол. 36 d. 59 «В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли». Апол. 30 е 84 «Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других -свободными». Гераклит 29 (53). 123 В античной философии и науке нет представления о переменной величине. Скажем, умножать время на расстояние, чтобы получить скорость не пришло в голову ни одному античному мыслителю, ибо как можно соединять настолько разные реальности? 150 Согласно С. Кьеркегору, первая альтернатива связана с христианским пониманием времени: «По-латыни мгновение называется momentum (от movere – двигаться (лат.), что посредством этимологического выведения обозначает просто нечто исчезающее. Понимаемое таким образом мгновение – это, собственно, не атом времени, но атом вечности. Оно есть первое отражение вечности во времени, ее первая попытка как бы остановить время. Поэтому греческая культура не понимала мгновения, и если бы даже она понимала атом вечности, ей никак не дано было понять, что это мгновение; греческая культура определяла его не вперед, по назад, поскольку атом вечности для греческой культуры был по сути своей этой вечностью, а потому ни время, ни вечность не получали того, что им принадлежало по праву... Со временностью все обстоит точно так же, как и с чувственностью; ибо временность кажется еще несовершеннее, мгновение – еще ничтожнее, чем по видимости надежное существование природы во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Поликарпа), то мы исчерпаем весь скудный запас уцелевших письменных свидетельств о молитвенной жизни этой эпохи, воодушевление которой не знает себе равного в истории. Общее содержание христианских молитв св. Иустин в своей Апологии определяет как благодарение «за то, что мы сотворены, за все средства к благосостоянию нашему, за различные роды произведений, за перемены времен» и «прошения о том, чтобы нам воскреснуть для нетления по нашей вере в него» (I Апол. 13). 10. Христианство и нравственность. – Радость в первохристианстве Христианство выступило в мире не с новым учением, – довольно их проповедовали философы! – но с началами новой жизни. И его победная сила могла и должна была сказаться именно в способности перерождать, вызывать к новой жизни старое, загнивающее общество. Если бы оно не проявило и не проявляло этой силы, оно показало бы себя как дело человеческое, хотя и высокое, но оно, – вопреки всем естественным расчетам, – оказалось началом обновляющим, животворящим и зиждительным 58 . «Новою тварью», «избранным народом», «народом Божиим», «избранными» почувствовали себя последователи нового учения, «ученики», и стали называть себя в противоположность окружающему их миру, «рабами Божиими», «святыми», «братьями», «верными», «Церковью Божиею» 59 . В Антиохии появляется впервые и имя «христиане» (Деян. Ап. 11:26), и чем больше росло внутреннее сплочение христианских общин, тем больше их чуждость себе, отталкивание от них чувствовал языческий мир, и создавалась слепая народная ненависть к христианам, готовая верить всякой легенде, винить их всякою виною. В недрах старого мира создавался и крепнул новый, не новая школа, но новые люди. «Если же найдутся такие, которые не так живут, как учил Христос, – говорит в своей Апологии св. Иустин, – те, да будет известно, не христиане, хотя и произносят языком учение Христово» (I Апол. 17). «Я могу показать вам на многих из наших, которые из «наглых и свирепых переменились, будучи побеждены или тем, что видели в спутниках чудное терпение обид, или из опыта узнали нравы тех людей, с которыми соприкасались по делам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010