Дворец гр. А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в Москве. 1790–1800-е гг. Фотография. Нач. XX в. Дворец гр. А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в Москве. 1790–1800-е гг. Фотография. Нач. XX в. В дальнейшем коллекция М.-П. пополнилась рукописями из собраний гр. Г. И. Головкина, историка и археолога А. Н. Оленина, прот. П. А. Алексеева, Астраханского и Ставропольского архиеп. Никифора (Феотоки) . Большую коллекцию ростовских и ярославских древностей М.-П. получил благодаря знакомству с Ярославским и Ростовским архиеп. Арсением (Верещагиным) . Архангелогородский архиеп. Аполлос (Байбаков) специально завещал М.-П. книжные редкости и летописи. Екатеринославский, Херсонский и Таврический архиеп. Иов (Потёмкин) подарил ему неск. редких книг, найденных в Польше, в т. ч. Литовский статут, напечатанный «славянскими буквами» в Вильно в 1588 г. Неск. своих рукописных сочинений отдал М.-П. поэт Державин. В коллекцию М.-П. поступали целые б-ки с личными архивами (с 1791 - А. А. Барсова, профессора Московского ун-та, и с 1794 - Болтина, к-рую специально приобрела для собрания императрица) или их значительная часть (рукописи и книжное собрание Елагина и историка Татищева, б-ка архим. Иоиля (Быковского)). Большое место в коллекции М.-П. заняли черновые бумаги выдающихся личностей. Первыми были черновики имп. Екатерины II к «Запискам касательно Российской истории» и к новому уложению, к-рые собирателю подарила сама императрица. Затем к ним добавились рукописи митр. Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митрополитов Гавриила (Петрова), Киевского Самуила (Миславского) , архиеп. Арсения (Верещагина). В собрании М.-П. находился сборник на пергамене с Житием вел. кн. св. Владимира. Наиболее известные памятники из собрания М.-П.- «Слово о полку Игореве» (XII в.) и Лаврентьевская летопись (ныне в отделе рукописей РНБ). Со слов М.-П., его комиссионер в 1795 г. приобрел рукопись «Слова...» у архим. Иоиля (Быковского), бывш. настоятеля обращенного к тому времени в архиерейский дом ярославского в честь Преображения Господня монастыря . Но установлено, что М.-П., будучи обер-прокурором Синода, получил сборник, содержавший «Слово...», из б-ки Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и присвоил его себе ( Бобров. 2014). Осенью 1791 г., согласно повелению имп. Екатерины II, эту рукопись вместе с другими, «до российской истории относящимся», прислали митр. Гавриилу (Петрову), к-рый в соответствии все с тем же повелением императрицы собирал древние рукописи, посещая мон-ри своей епархии. В дек. того же года митрополит переслал рукопись в Синод к М.-П.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Отметить нужно ещё, что Платон  сам  немало жертвовал  денег  на содержание студентов  Академии и внёс, кроме того, отдельный капитал  на содержание пяти лучших  студентов, которые потому к своей фамилии должны были по выходе из  Академии прибавлять прозвище «Платонов». Всего лучше можно представить себе отношение Платона к  его питомцам  на примерах  некоторых  лиц, можно сказать, всем  обязанных  заботливости Платона. Так, он  особенно благоволил  к  окончившему в  1800-м  году курс  в  Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу ярославскому, Евгению). Казанцев  написал  хорошую оду, и Платон  назначил  его преподавателем  высшего грамматического класса в  только что открытую Вифанскую семинарию. Здесь Казанцев, наряду с  ректором  и префектом, каждый день в  пятом  часу был  приглашаем  к  Платону, который поил  всех  их  чаем, беседовал  с  ними и никогда не отпускал  их  ранее десятого часа, даже и в  том  случае, когда y него были посторонние гости. С  Казанцевым  Платон  больше чем  с  другими разговаривал, давал  ему поручение угощать по праздникам  учителей, помогал  ему в  материальных нуждах, делал разные подарки (Отношение Платона к  своим  питомцам. A. А. Беляева М. 1895 г., стр. 3–5). Благодаря такому поощрению Платоном истинно-талантливых  людей (заметить нужно, что Платон  некоторых  воспитанников  Славяно-греко- латинской Академии отравлял  для усовершенствования в  науках  в  петербургскую Академию Наук, в  Московский Университет и даже за границу), русская Церковь и общество получили много полезных деятелей. Таковы были: Филарет  (Дроздов), митрополит московский, три Амвросия (Подобедов , Серебряников  и Протасов), Макарий (Сусальников), Аполлос  (Байбаков), Аеанасий (Иванов), Моисей (Гумилевский), Павел  (Пономарев), Дамаскин  (Руднев), Моисей (Платонов), Митрополиты: Серафим, Михаил и Никанор, Августин, архиепископ  московский, и многие другие. Замечательно, что Платон  обнаруживал какое-то особое прозрение при знакомстве с  людьми. Так, он  придавал  особое значение Филарету. Когда в  Коломне открылась священническое место, то прихожане просили Платона дать им  в  священники учителя Дроздова. Но Платон  ответил  им: «Дам  я вам  его! Я берегу его на своё место». Другой раз, садясь в  карету после прогулки в  Вифанской роще, Платон  подал, мимо других  его провожавших, свою руку Дроздову с  словами: «ты меня один поддержишь!» Никанору (митрополиту Петербургскому) при посвящении его в  иеродиаконы Платон  сказал: «храни обеты, иди путём  смирения и терпения – будешь первенствовать в  соборе владык »...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОЛЛОС (БАЙБАКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Аполлос (Байбаков) Редакция текста от: 12.03.2012 09:50:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/20036.html

1761 г.), бывший воспитанник Киевской академии, докончил свое образование также за границей и получил здесь диплом доктора философии; нижегородский епископ Дамаскин Семенов – Руднев (1737–1795), бывший членом российской Академии, учился в Геттингенском университете и написал сочинение по истории литера-туры: «библиотека российская, до годам расположенная, от начала типографии в России по нынешние времена»; архиеп. екатеринославский, Амвросий Серебренников (ум. 1792) составил руководство по оратории или риторике, и перевел поэму тона «Потерянный рай»; архиеп. архангельский Аполлос Байбаков (1745–1801) составил «Пиитику» и написал несколько назидательных повестей в аллегорической форме. Кроме того, славились образованием и ученостью: архиеп. московский Платон Малиновский (ум. 1754), еп. крутицкий, Иларион Григорович (ум. 1760 г.); архиеп. петерб. Сильвестр Кулябка (ум. 1761 г.); архиеп. новгор. Амвросий Юшкевич (ум. 1745 г.); архиеп. новг. Дмитрий Сеченов (1767 г.); архиеп. московский, Амвросий Зертис-Каменский, занимавшийся переводом разных духовных сочинений; ректор Московской академии Варлаам Лящевский (ум. 1774), замечательный филолог, написавший «греческую грамматику», которая долго была руководством в духовных семинариях. Некоторые из упомянутых лиц сделались известными уже при Екатерине II, но начало их деятельности и особенно образование принадлежит царствованию Елизаветы. В царствование Елизаветы вообще в духовенстве образовалось много таких людей, которые явились замечательными деятелями при Екатерине II. Когда открыта была Екатериною Российская академия, то четвертая часть её членов с самого же начала составилась из духовных–11 монашествующих и 8 лиц белого духовенства, а первенствующим членом и вместе вице-президентом академии был назначен митр, новгородский, Гавриил Петров (1730–1801). Гавриил славился таким глубоким умом и многосторонним образованием, что Екатерина в знак уважения к нему посвятила ему перевод Велисария Мармонтеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

А страшный татарчонок говорил между тем, с трудом выговаривая русские слова: — Ступай к князю-вождю, князь-бачка. Скажи атаману-батырю, пришел татарин из улуса, бает, бухарские купцы пришли с тартой, за улусом стоят караваном, ладят сюда, к Искеру пробраться, а Кучум их не пущает… Бухарцы у атамана-батыря помощи просят, буде его милость, Кучумку бы прогнал и гостей бухарских к Искеру провел с товаром… — с трудом произносит свою речь Байбакта. — Бухарцев, говоришь, Кучум к Искеру не пущает?! — весь вздрогнув от неожиданности вскричал Алексей. — Так, князь-бачка, так… — Да где же Кучум-то? — Тута, близехонько, за улусом, бачка. — За улусом? И ты не сказал про то допрежь всего?! — вне себя от восторга воскликнул князь. — Да ведаешь ли ты, Байбакта, што за такие вести озолотит тебя князь Сибирский!.. Ведь он спит и видит Кучума полонить… Великим жалованием пожалует тебя Ермак, коли проведешь нас к нему в улус… Награда тебе великая будет… — Проведу, бачка. А награды мне не треба, окромя головы… Чьей головы так и не докончил Байбакта. Только маленькие глазки его сильнее засверкали змеиным огнем. И опять эти змеиные глазки испугали Таню. «Вишь, как ненавистен ему Кучумка! Небось, не забудет ему лиха своего!» мелькнуло вихрем в ее красивой головке, и снова упорная, неоднократно являвшаяся к ней мысль пронизала ее мозг: «Где же это видала я мальца?» Алексей между тем, весь радостный, говорил снова: — Сейчас бегу к атаману с весточкой радостной… Пожди, парень, и на твоей улице праздник будет… Большой награды ты стоишь за муки твои… Ишь, на горе тебе испортил обличье Кучум… Ну, да ладно, золотом засыплет за твою весть тебя атаман… Все горе, как рукой, снимет… И опрометью кинулся в острого сообщить важную, радостную новость Ермаку. Байбакта и Таня остались одни. Желая приласкать и порадовать несчастного, жестоко обиженного, юношу, она проговорила: — Вот пожди, наградит тебя Ермак Тимофеич, малец, одарит казной и землею. Богатым будешь, Байбакта. Страсть богатым, как сам Карача. — Ничего не надо Байбакте, госпожа… Все, что было у Байбакты, все отняли… — глухо произнес татарин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Активисты Савеловского района заставили кофейню отказаться от участия в акции в пользу бездомных 22 ноября, 2018. Новостная служба Средства, собранные в ходе акции, направят на работу зимних пунктов обогрева для бездомных 22 ноября. ПРАВМИР. Активисты Савеловского района заставили кофейню отказаться от участия в благотворительной акции в пользу бездомных.  Кофейне в Савеловском районе Москвы пришлось отказаться от участия в благотворительной акции в пользу бездомных из-за недовольства местных активистов. Об этом в своем Facebook рассказал директор благотворительной организации «Ночлежка» Григорий Свердлин. Акция «Эспресс-помощь» уже десять раз проводилась в Санкт-Петербурге, а в этом году впервые пройдет и в Москве. 24 ноября кафе, кофейни, рестораны и бары, участвующие в акции, передадут выручку от продажи кофе в пользу «Ночлежки». Эти средства направят на работу зимних пунктов обогрева для бездомных в Санкт-Петербурге. Как рассказала «Таким делам» директор московского филиала организации Дарья Байбакова, к акции в столице присоединились 10 кофеен в разных районах города. «Одна из точек находилась в Савеловском районе. С нами связалась менеджер этой кофейни и сообщила, что они получили огромное количество негативных комментариев от жителей. В результате представители кофейни решили не проводить акцию», — объяснила Байбакова. В августе у «Ночлежки» случился конфликт с районными активистами из-за планов открыть первую в Москве «Культурную прачечную» — сервис стирки и сушки одежды для бездомных. Из-за активного сопротивления жителей благотворительные организации начали искать новое место для прачечной. «Нам казалось, что вопрос с этим районом закрыт. Мы не открываем там прачечную для бездомных и ищем другое помещение, чего и добивались местные жители. Сложно сказать, что движет людьми, которые заставляют кофейню отказаться от участия в благотворительной акции. Но теперь стало понятно, что дело не в конкретном проекте прачечной», — отметила Байбакова. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/aktivistyi-savelovskog...

Но Алеша не мог ответить, он не видел гибели Ермака. — Братцы, на конь!.. На конь!.. Поскачем искать атамана!.. — внезапно нарушил грозную тишину звучный голос Мещеряка. И все ожило и закипело. Новая надежда окрылила сердца. — Скачем, братцы, на поиски атамана! — повторяло эхо кругом. — Стой, ребята. Ин, кто-то мчится по степи… Може вести какие несет… И князь Алексей, отличавшийся особой зоркостью зрения, впился глазами в даль. Клуб пыли вился по ней. Какой-то конник спешил к крепости. Вот он ближе, ближе. Теперь уже можно различить и всадника, и коня. — Да это Байбакта! — крикнуло несколько голосов зараз. — И впрямь Байбакта. На мгновение он пропал за высоким заметом и вынырнул снова. Вот влетел, как угорелый, на площадь, врезался в толпу, спешился с коня. Его зияющее раной лицо было страшнее прежнего. Оно все подергивалось судорогой, все дрожало. Маленькие, юркие глазки сыпали молнии. — Сибирцы, — закричал он звонким женским голосом, и никто не узнал теперь прежних глухих звуков голоса Байбакты, — я принес вам страшную весть… Слушайте все… Его обступили в минуту. Бледные, встревоженные лица затеснились кругом. — Говори, говори, — кричали казаки. — Русские, нет боле князя вашего… Погиб атаман… В Иртыше потонул… Помер… — вырвалось диким, странным звуком из груди вновь прибывшего. Толпа замерла на минуту. Потом не то стон, не то вопль огласил площадь. — Да лжет он все… Не верь ему, братцы… Допроси хорошенько… неожиданно, дрогнувшим от волнения голосом прокричал кто-то. — Байбакта не лжет… — дико, совсем уже по-женски взвизгнул вестник, — не лжет Байбакта… Сам видал, как боролся атаман с волнами Иртыша, как бился и звал на помощь и как скрылся потом в темные жилища Хала-Турма… Кяфыры, слушайте: нет более атамана, нет есаула, нет лучших ваших товарищей-воев!.. Мертвые они лежат под могучею пятою Урт-Игэ… Прошла ваша радость, кяфыры проклятые!.. Сорнэ-Туром не за вас… Придет Кучум, наш хан и повелитель, возьмет обратно Искер и перебьет вас, собаки… Кровь за кровь… Велик могучий Сорнэ-Туром…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

– Ну, если не разочарований, то скептык, это еще хуже (выговор Михалевича отзывался его родиной, Малороссией). А с какого права можешь ты быть скептиком? Тебе в жизни не повезло, положимте этом твоей вины не было: ты был рожден с душой страстной, любящей, а тебя насильственно отводили от женщин; первая попавшаяся женщина должна была тебя обмануть. – Она и тебя обманула, – заметил угрюмо Лаврецкий. – Положим, положим; я был тут орудием судьбы, – впрочем, что это я вру, – судьбы тут нету; старая привычка неточно выражаться. Но что ж это доказывает? – Доказывает то, что меня с детства вывихнули. – А ты себя вправь! на то ты человек, ты мужчина; энергии тебе не занимать стать! – Но как бы то ни было, разве можно, разве позволительно – частный, так сказать, факт возводить в общий закон, в непреложное правило? – Какое тут правило? – перебил Лаврецкий, – я не признаю… – Нет, это твое правило, правило, – перебивал его в свою очередь Михалевич. – Ты эгоист, вот что! – гремел он час спустя, – ты желал самонаслажденья, ты желал счастья в жизни, ты хотел жить только для себя… – Что такое самонаслажденье? – И все тебя обмануло; все рухнуло под твоими ногами. – Что такое самонаслажденье, спрашиваю я тебя? – И оно должно было рухнуть. Ибо ты искал опоры там, где ее найти нельзя, ибо ты строил свой дом на зыбком песке… – Говори ясней, без сравнений, ибо я тебя не понимаю. – Ибо, – пожалуй, смейся, – ибо нет в тебе веры, нет теплоты сердечной; ум, все один только копеечный ум… ты просто жалкий, отсталый вольтериянец – вот ты кто! – Кто, я вольтериянец? – Да, такой же, как твой отец, и сам того не подозреваешь. – После этого, – воскликнул Лаврецкий, – я вправе сказать, что ты фанатик! – Увы! – возразил с сокрушеньем Михалевич, – я, к несчастью, ничем не заслужил еще такого высокого наименования… – Я теперь нашел, как тебя назвать, – кричал тот же Михалевич в третьем часу ночи, – ты не скептик, не разочарованный, не вольтериянец, ты – байбак, и ты злостный байбак, байбак с сознаньем, не наивный бай бак. Наивные байбаки лежат себе на печи и ничего не делают, потому что не умеют ничего делать; они и не думают ничего, а ты мыслящий человек – и лежишь; ты мог бы что-нибудь делать – и ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом кверху и говоришь: так оно и следует, лежать-то, потому что все, что люди ни делают, – все вздор и ни к чему не ведущая чепуха.

http://azbyka.ru/fiction/dvoranskoe-gnez...

В особенности тяжело было смотреть на город поздним вечером. В это время Глупов, и без того мало оживленный, окончательно замирал. На улице царили голодные псы, но и те не лаяли, а в величайшем порядке предавались изнеженности и распущенности нравов; густой мрак окутывал улицы и дома, и только в одной из комнат градоначальнической квартиры мерцал, далеко за полночь, зловещий свет. Проснувшийся обыватель мог видеть, как градоначальник сидит, согнувшись, за письменным столом, и все что-то скребет пером… И вдруг подойдет к окну, крикнет «не потерплю!» — и опять садится за стол, и опять скребет… Начали ходить безобразные слухи. Говорили, что новый градоначальник совсем даже не градоначальник, а оборотень, присланный в Глупов по легкомыслию; что он по ночам, в виде ненасытного упыря, парит над городом и сосет у сонных обывателей кровь. Разумеется, все это повествовалось и передавалось друг другу шепотом; хотя же и находились смельчаки, которые предлагали поголовно пасть на колена и просить прощения, но и тех взяло раздумье. А что, если это так именно и надо? что, ежели признано необходимым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник? Соображения эти показались до того резонными, что храбрецы не только отреклись от своих предложений, но тут же начали попрекать друг друга в смутьянстве и подстрекательстве. И вдруг всем сделалось известным, что градоначальника секретно посещает часовых и органных дел мастер Байбаков. Достоверные свидетели сказывали, что однажды, в третьем часу ночи, видели, как Байбаков, весь бледный и испуганный, вышел из квартиры градоначальника и бережно нес что-то обернутое в салфетке. И что всего замечательнее, в эту достопамятную ночь никто из обывателей не только не был разбужен криком «не потерплю!», но и сам градоначальник, по-видимому, прекратил на время критический анализ недоимочных реестров и погрузился в сон. Возник вопрос: какую надобность мог иметь градоначальник в Байбакове, который, кроме того что пил без просыпа, был еще и явный прелюбодей?

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnogo...

Забыли мы и о том, что личных автомобилей тогда тоже почти не было и бывало так, что экспедиции проводились пешком, приходилось проходить не один десяток километров. Вот так, по крупицам, мало-помалу собирались уникальные документы, старинные фотографии, письма, воспоминания старожилов, чудом сохранившиеся книги, другие сведения об известных на всю округу епифанских купцах и иных именитых жителей: Расторгуевых, Осокиных, Брежневых, Кириловых, Оводовых, Лутовиновых, Цвеленевых, Перфильевых, Васильевых, Байбаковых. Учительствуя в Епифанской школе, Сергей Васильевич стремился привить детям любовь к родной земле. Организовывал для ребятишек встречи с уроженцами Епифанского края, ставшими известными людьми. А таких личностей в Епифанской земле водится с избытком! Заслуженный тренер СССР Татьяна Анатольевна Тарасова, писатель Сергей Михайлович Голицын, Герой социалистического труда, академик, создатель вакцины от полиомиелита Михаил Петрович Чумаков, Герой Советского Союза, генерал-полковник Сергей Дмитриевич Горелов, художник Николай Ипполитович Обрыньба, известный поэт и композитор Геннадий Робертович Пономарев. Конечно, для местных ребят такие встречи являлись знаменательными событиями, становились жизненными ориентирами. Шли годы, краеведение всё больше и больше занимало место в жизни С.В.Кусакина. В 1999 году ему предложили возглавить Историко-этнографический музей поселка Епифань, расположенный в усадьбе купцов Байбаковых. Во многом старанием и усердием Сергея Васильевича была воссоздана интереснейшая экспозиция купеческой лавки, которая является жемчужиной сегодняшнего музея. Опять же, надо заметить, что в России предостаточно различных музеев или постоянных экспозиций, посвященных крестьянскому быту. А вот цельной и многокомпонентной экспозиций о русских купцах, практически нет. И посещение «настоящей» купеческой лавки, осмотр закромов в подвале, интересные, яркие рассказы сотрудников музея всегда вызывают восхищения многочисленных гостей музея. Более того, благодаря стараниям Сергея Васильевича в Епифани состоялось несколько встреч потомков местных купцов и мещан, что для жителей поселка было знаменательными памятными событиями. Здесь нужно добавить, что, в том числе, и благодаря кропотливым исследованиям Сергея Васильевича вот уже как несколько лет воссоздана и ежегодно проводится знаменитая Епифанская ярмарка, собирающая многочисленных гостей со всей округи и даже из соседних областей.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/to...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010