[cxiv] Swart G.J. A historical-critical evaluation of the play Christus Patiens, traditionally attributed to Gregory Nazianzus: diss... D.L./G.J. Swart. - Pretoria, 1990. [cxv] Thesaurus Sancti Gregorii Nazianzeni: Enumeratio lemmatum Carmina, Christus Patiens, Vita//Corpus christianorum. Thesaurus patrum graecorum/[by J. Mossay]. - Turnhout : Brepols, 1991. [cxvi] См.: Trisoglio F. San Gregorio di Nazianzo e il Christus patiens. Il problema dell " autenticita gregoriana del dramma/F. Trisoglio. - Florence: Le Lettere, 1996. - (Filologia: testi e studi. Universite degli Studi di Torino, Fondo di studi Parini-Chirio; 7). [cxvii] См.: Tuilier A. Gregoire de Nazianze et le Christus patiens. A propos d " un ouvrage recent/A. Tuilier//Revue des Etudes grecques. - 1997. - 110 (2). - P. 632-647. [cxviii] См.: Tuilier A. La tradition textuelle du Christos Paschon et le texte d " Euripide/A. Tuilier//Kentron. - 1997. - Vol. 13. - P. 119-131. [cxix] Trisoglio F. Il Christus patiens. Rassegna delle attribuzioni/F. Trisoglio//Rivista di Studi Classici. - Torino, 1974. - 22. - P. 351. [cxx] См.: Trisoglio F. Datazione del Christus patiens e titolazione bizantina della Vergine/F. Trisoglio//Memoria di Francesco Trisoglio presentata dal Socio nazionale residente Eugenio Corsini nell " adunanza dell " 11 dicembre 2001. - Acc. Sc. Torino-Memorie Sc. Mor., 26, 2002. - P. 161-256. [cxxi] Trisoglio F. Datazione del Christus patiens e titolazione bizantina della Vergine/F. Trisoglio//Memoria di Francesco Trisoglio presentata dal Socio nazionale residente Eugenio Corsini nell " adunanza dell " 11 dicembre 2001. - Acc. Sc. Torino-Memorie Sc. Mor., 26, 2002. - P. 161-256. [cxxii] Christos Paschon/Christus Patiens, or Christ Suffering; [translator by A. Fishbone]// Milton Quarterly. - 2002. - Vol. 36, 3, October. - P. 129-192. [cxxiv] См.: Wittreich J. Still nearly Anonymous: Christos Paschon/J. Wittreich//Milton Quarterly. - 2002. - Vol. 36, 3, October. - P. 193-198. [cxxvi] Ibid. - P. 194-195. В приведенном резюме Аполлинарий Лаодикийский назван епископом Иераполя, что довольно странно, так как известный писатель и ересиарх IV в. Аполлинарий (Младший) был епископом в Лаодикии сирийской, тогда как Иераполь находился в Малой Азии близь одноименного города Лаодикия. Возможно Г. Сандис перепутал титул Аполлинария (Младшего) с его тезкой - Клавдием Аполлинарием, который был в середине II в. епископом в Иераполе.

http://bogoslov.ru/article/434669

С. во пресвитера; однако И. С. поставил условием, что он останется свободным монахом и не будет подлежать чьей-л. юрисдикции ( Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 41; точная дата рукоположения И. С. неизвестна; оно могло иметь место между 376-379 - см.: Canellis. 2003. P. 15; Williams. 2006. P. 275). Тогда же И. С. познакомился с приехавшим в Антиохию др. сторонником еп. Павлина - свт. Епифанием Кипрским, с к-рым его впосл. связала длительная дружба ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 75. Not. 2). В Антиохии И. С. посещал лекции по Свящ. Писанию и апологетике Аполлинария Лаодикийского (Младшего) ( Hieron. Ep. 84. 3). После окончания Собора И. С. пробыл в К-поле неск. месяцев. В 382 г. по приглашению еп. Павлина Антиохийского и свт. Епифания Кипрского он отправился в Рим, чтобы в качестве их секретаря и переводчика принять участие в Римском Соборе, созванном папой св. Дамасом для разрешения разногласий между Западом и Востоком, связанных с антиохийским расколом и учением Аполлинария Лаодикийского ( Hieron. Ep. 108. 6; 127. 7). На Римском Соборе И. С. показал обширную эрудицию, прекрасное знание языков и начитанность в церковной лит-ре, так что папа св. Дамас поручил ему составить исповедание веры, к-рое должны были подписывать аполлинаристы, чтобы быть принятыми в общение с Церковью ( Rufin. De adult. lib. Orig.//PG. 17. Col. 629-630; Kelly J. 1975. P. 83). Постепенно между И. С. и св. Дамасом сложились доверительные отношения, вскоре папа назначил И. С. личным секретарем для помощи ему в переписке с Вост. Церквами и редактировании церковных документов ( Hieron. Ep. 123. 9; Adv. Rufin. III 20). Св. Дамас поощрял библиологические и экзегетические занятия И. С., к-рый в свою очередь помогал папе в истолковании трудных библейских мест, обращаясь к языкам оригинала, о чем свидетельствует их переписка, посвященная экзегетическим вопросам (см.: Hieron. Ep. 19-21; 35-36). По просьбе папы И. С. перевел на латынь 2 гомилии Оригена на Книгу Песни Песней Соломона и начал перевод трактата Дидима Слепца «О Святом Духе» (Praef. in Cant. Col. 1117-1118; Praef. ad Paulinian. Col. 101-103). Ввиду того что в то время на Западе использовались разные лат. редакции НЗ, содержавшие множество ошибок и искажений, папа св. Дамас в 383 или 384 г. поручил И. С. сверить с греч. оригиналом и исправить в соответствии с ним лат. перевод 4 Евангелий, а затем - остальной текст НЗ и Псалтирь (см.: Praef. in quat. Evang. Col. 525-527). Одновременно И. С. совершенствовался в евр. языке, прибегнув к помощи раввина, тайно дававшего ему уроки и снабжавшего его книгами из рим. синагоги (Ep. 36. 1; Kelly J. 1975. P. 84).

http://pravenc.ru/text/293730.html

179 Коттий – Плиний посвятил его памяти биографический очерк, который упоминает III.K). Коттий назван iuvenis и adolesoens, как Миниций Ацилиан (I.14): ему было, вероятно, около 30 или за 30. Имя Коттий он получил по матери. 184 ...цепь непрерывных занятий! – Плиний имеет в виду или адвокатскую практику, или свои обязанности префекта государственного казначейства. 185 Аполлинарий – консул 97 г., вероятно патрон Марциала, тонкий вкус которого он очень ценил (IV.86); большой друг Плиния (V.6.1–3). 186 Секст Эруций – первый из представителей своего рода, вошедший в сенат; участвовал при Траяне в войне с парфянами; при Антонине Пие занимал пост префекта Рима. 187 Я испросил Сексту... «широкие полосы», испросил квестуру... – Дорога ко всем магистратурам была открыта только членам сенаторского сословия: поэтому Плиний прежде всего и хлопотал о «широких полосах», т. е. о причислении Эруция к этому сословию. Носить тунику с двумя широкими пурпурными полосами, которые шли параллельно одна другой, от шеи и до низа туники, и на груди и на спине, имели право только члены сенаторского сословия. Выхлопотать «широкие полосы» – значит выхлопотать включение в сенаторское, высшее сословие. Со времени Тиберия, уничтожившего народные собрания, выбирал в магистраты сенат, но именно император мог предлагать ему своих кандидатов: таким кандидатом в квесторы был, по просьбе Плиния, Эруций. 189 Г. Септиций – отец Эруция, всадник, занимавший, видимо, скромное положение; дядя Септиций был при Адриане префектом претория, но потом впал в немилость и был уволен. 191 ..пусть побывают всюду, где только говорят по-латыни. – Латинский язык был очень распространен в Западных провинциях: Плиния читали в Галлии, Марциал дошел до Британии. 192 ...объявит себя их автором.– Марциал в первой книге своих эпиграмм неоднократно жалуется, что стихи его читают, выдавая их за свои. 195 Он отказался от защиты и «попросил судей».– Подсудимый, опасаясь, что при разбирательстве его дела вскроются преступления более тяжкие, чем вымогательство, отказался от защиты, тем самым признавая свою вину и уничтожая необходимость дальнейшего расследования. Затем он «просит судей», т. е. назначения судебной комиссии, которая в соответствии с «законом о вымогательстве» (lex Calpumia de repetundis. 149 г. до н. э.) должна установить величину незаконно присвоенной суммы. Если бы требование Приска было удовлетворено, то уголовный процесс превратился бы в гражданский, по которому все закончилось бы для Приска уплатой штрафа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1121 Акты Бострийского синода, которые были знакомы Евсевию и Иерониму, сейчас утрачены. Немногочисленные сведения о Берилле, которые мы имеем, взяты у Евсевия, нами уже упоминавшегося, а также у Иеронима, De Vir. ill., с. 60, и в фрагменте из Оригена , приведенном в апологии Памфила, Orig. Opera, IV. 22 (ed. Bened.). См. также Ullmann, De Beryllo Bostr., Hamb. 1835. Fock, Dissert, de Christologia Berylli, 1843; Kober, Beryll υ. В. в тюбингенском издании «Theol. Quartalschrift», 1848. Также Baur, Dorner (1.545 sqq.), Harnack, Hefele (Conc. Gesch. I. 109). 1122 Мы упомянем только Маркелла Анкирского, Шлейермахера и Баннелла. Учение Шлейермахера о Троице – очень искусное усовершенствование савеллианства. 1123 Об этом мы узнаем от Ипполита, который упоминает о Савеллии вскользь (в рассказе о Каллисте) как о человеке, в то время хорошо известном Римской церкви. 1127 νματα, πρσωπα – не в ортодоксальном смысле ипостаси, но в первоначальном значении, «маска» или «роль» (в пьесе); также μορφα, σχματα. 1139 Таково, как мы уже упоминали ранее, значение часто встречающегося у него выражения νακεφαλαιον, νακεφαλαωσις, recapitulare, recapitulatio. 1142 λγος περ της ενανθρωπσεως το λγου. Он был написан до начала арианских споров. В авторстве Афанасия сомневались, но без веских на то причин; другой же труд с похожим названием, Περ της σαρκσεως του θεο» λγου, только приписывается перу Афанасия и принадлежит авторству младшего Аполлинария из Лаодикии. См. Ritsehl, I. 8 sq. 1148 Friedlander, p. 685. в наше время скептики, материалисты и атеисты, хотя их и немало, тоже составляют меньшинство в сравнении с массой верующих в загробную жизнь. 1156 См. отрывки о шеоле в Симфонии с указателем еврейских слов. Само название sheol () означает либо не подлежащие удовлетворению требования и ненасытность смерти (если оно происходит от , требовать, настойчиво просить), либо подземный характер этой области, бездну (если оно происходит от , быть пустым, сравните с hell (ад), hollow (пустой), Höhle); по сути оно аналогично греческому Hades и римскому Orcus. Разграничение между двумя областями мира духов (лоном Авраама, или раем, и геенной, см. Лк. 16:22,23 ) не представлено в канонических книгах четко. Оно возникло позже. Oehler (Theol. des A. Test., I. 264) пишет: «Von einem Unterschied des Looses der im Todtenreich Befindlichen ist im Alten Test, nirgends deutlich geredet. Wie vielmehr dort Alles gleich werde, schildert Hiob. 3:1719. Nur in Jes. 14:15; Ez. 32:23, wo den gestürzten Eroberern die äusserste Tiefe () angewiesen wird, kann man die Andeutung versehtedener Abstuf ungen des Todtenreichs finden, etwa in dem Sinn, wie Josephus (Bell. Jud. III. 8, 5) den Selbstmördern einen, φδης σκοτιτερος in Aussicht stellt. Sonst ist nur von einer Sonderung nach Völkern und Geschlechtern die Rede, nicht von einer Sonderung der Gerechten und Ungerechten».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Он стоит на стороне сочинителей пародий, т. е. двух Аполлинариев и пишет: «если-бы люди не увлекались древностью и не отдавали предпочтения тому, к чему привыкли, то они труды Аполлинария (Младшего) ставили-бы и изучали-бы наравне с древними поэтами и тем более дивились бы дарованиям христианских писателей, что каждый из языческих авторов занимался одним родом творений, а наши преуспели зараз во всех родах поэзии, показав достоинство каждого из них». Так Созомен поправляет Сократа; очевидно, он не всегда разделяет точку зрения своего руководителя. Тоже заметно и в других случаях. Сократ с почтением относится к иерархии, но не считает себя вправе молчать о недостатках иерархических лиц; этого последнего Созомен не только почти не делает, но и ставить клир, по его идее, на недосягаемую высоту, например, он пишет: «священство имеет равную честь с царским достоинством, а в делах священных, замечает он, иерархия стоит даже выше царского достоинства» (II, 34). Эти и подобные разницы в воззрениях на предметы и явления могут давать основание к утверждению, что Созомен потому и написал церковную историю, представляющую собой новое, несколько измененное издание Сократа, что желал поправить этого историка в воззрениях. Правда, высказанное сейчас предположение может встречать некоторые возражения. Так нельзя выпускать из внимания того, что если есть различие в воззрения у Созомена по сравнению с Сократом, то еще более сходства во взглядах у обоих историков. Разницы, повидимому, отступают на задний план в сравнении с сходством, как в целом, так и во многих мелочах, между Созоменом и Сократом: видно, что первый (Созомен) очень послушно следовал за вторым. В этом отношении можно указать на следующее: задачу истории и обязанности историка Созомен описывает (I, 1; III, 15) так-же, как и Сократ; суждения Созомена по вопросам догматическим и именно касательно догматических споров IV века совершенно Сократовския: он так-же, как и его предшественник, находит, что лучше было бы, если бы этих споров не последовало вовсе (I, 16; II, 18) и расположен не одобрять тонкие препирательства об употреблении тех или других терминов в отношении к лицам Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

282 О месте Евдома и Военного поля не может быть никакого сомнения ввиду совершенно ясного свидетельства Аммиана Марцеллина: 3, 15 (26, 4, 3). Но великий столп византиноведения, Шарль Дюканж, смешал свидетельство о двух Евдомах: Военном поле и Евдоме в смысле квартала на берегу Золотого Рога по соседству с Влахернами. Ошибка Дюканжа давно изобличена. Из русских ученых к вопросу о Евдоме несколько раз обращался проф. Д. Ф. Беляев. Такова его статья Придворный и Церковный уставы о положении Евдома (Одесса, 1896) и подробные разъяснения в третьем выпуске его Byzantina. – Гл. II, с. 57–87. (СПб., 1906). 286 При Феодосии Младшем всех помостов в городе было 127, число хлебных пекарен – 140, из них 20 были общественными, publicae, и 120 privatae. Not. urb. Const. P. 247 Seeck. 290 Zosim.2, 31. Наиболее полное изложение об играх в Риме см.: Friedlander. Sittengeschichte Roms. Т. 2 (5 изд. 1881). Подробное, с указанием на источники изложение об играх в их значении культа см.: Wissowa. Religion und Kultus der R6mer. 1902. § 64. S. 381 – 399. 291 Наиболее полное изложение об играх в Риме см.: Friedländer Sittengeschichte Roms. Том 2 (5 изд. 1881). Подробное, с указанием на источники, изложение об играх, в их значении культа см.: Wissowa . Religion und Kultus der Römer. 1902. §64. S. 381–399. 292 На римские игры до времени Второй Пунической войны отпускалось 200 тысяч сестерций, т. е. ок. 12 500 рублей на наши деньги. Dion. 7, 71. 293 В тексте закона колонии Генетивы в Испании, который сохранился в виде надписи, обязательство давать игры поставлено рядом с религиозными священнодействиями – suo quoque anno ludos circenses sacrificia pulvinariaque faciunda curent. – Lex Col. Genet. C. 126–128. Ср.: Cod. Theod. 1, 5, 7, 3 (Карфаген) 376 г. 294 В 51 г. отпускалось на игры: римские – 760 тысяч сестерций, Плебейские – 600, Аполлинарские – 380, Августовы –10, т. е. ок. 50000, 40000, 24000 и 625 рублей по весу металла 296 Senatusconsultum de sumptibus ludorum gladiatoriorum minuendis, factum ал Ch. 176/7. Ephem. Epigr. 7 (1888), 388–416.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Но между тем, как сочинение Мефодия, при всем своем красноречии и при всей значительности своего объема 445 , только отчасти отвечало на некоторые возражения противника христианской веры, известный своей ученостью писатель первой половины IV столетия Евсевий, епископ Кесарийский, в своих двадцати пяти книгах против Порфирия дал ответ гораздо более сильный и крепкий 446 . Еще несравненно более славились в свое время глубокой ученостью, искусством изложения и силой доводов тридцать книг против Порфирия писателя второй половины IV столетия, Аполлинария младшего, епископа (около 370 г.) Лаодикийского. «Что прекраснее, глубокомысленнее, художественнее ученее сочинений Аполлинария! – говорит Викентий Лиринский . «Сколько ересей он обличил в многотомных своих сочинениях, сколько опроверг враждебных вере заблуждений! Например, укажу на его знаменитейшее и величайшее творение, в тридцать томов, которое он написал в опровержение безумных порицаний Порфирия! 447 » «И как не пожалеть, – продолжает потом этот писатель, – что даже такой человек впал в ересь!» «Сочинения Аполлинария против Порфирия, – говорит Филосторгий 448 , – много превосходнее опровержений, написанных против него Евсевием, а также и труда Мефодиева касательно того же предмета» – «Это сильные книги, превосходное сочинение, – повторяет неоднократно блаженный Иероним , – это лучше всего, что Аполлинарий написал» 449 . «Около тридцати православных писателей писали таким образом против богохульств философа Порфирия», говорится в хронике Флавия Люция Декстера 450 под 310-м годом. В самом деле, если и нельзя полагаться на свидетельство этого сочинения, с течением времени потерпевшего множество повреждений 451 , по крайней мере, не много можно указать известных писателей IV и V века, которые, хотя мимоходом, не находили бы случая сказать что-нибудь против общеизвестного врага христианской веры. Впрочем, как противохристианские сочинения Порфирия не дошли до нас, так не сохранилось до нашего времени и ни одного из писанных на них опровержений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Как по строению, так и текстуально «Другой свод...» близок к соч. «К латинянам...», отличаясь от него несколько более терпимым отношением к оппонентам. В рукописях «Другой свод...» помещен сразу за соч. «К латинянам...»; слово «другой» в названии указывает на его вторичность по отношению к какому-то более раннему тексту, в котором также сводились вместе разные доводы против учения о Filioque. Сравнение аргументации зап. христиан, опровергаемой в обоих сочинениях Н., показывает, что «Другой свод...», вероятно, создавался после соч. «К латинянам...» (см.: Бармин. 2006. С. 401-402). Упоминание крестоносцев в «Разделенных по главам обвинениях...» и в «Другом своде...» позволяет принять 1147 г. за нижнюю временную границу написания этих произведений. IV. После 1147 г. Н. написал полемическое сочинение о литургическом хлебе - «Слово об опресноках» ( Арсений (Иващенко). 1897. С. 51-116 [греч. текст и рус. перевод]), в к-ром обвиняет зап. христиан в том, что они оскорбляют Господне Тело Его «изменением и преобразованием... в сторону худшего». Автор отмечает, что принятый в Западной Церкви обычай использовать для Евхаристии пресный хлеб также принят в армянском обряде, выражающем, по его мнению, монофизитскую ересь. Отсутствие в опресноке «жизненной силы» (т. е. закваски) и соли Н. связывает с учением Аполлинария , еп. Лаодикийского (младшего). «Латинян» из-за их обряда он считает находящимися «под тенью [Моисеева] закона» и в литургическом общении с евреями. Автор также отвергает ссылку своего противника на прообразуемое пресным хлебом бессеменное зачатие Христа и призыв ап. Павла праздновать не с «закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5. 8). Подобно Никите Стифату, архиеп. Льву Охридскому и митр. Евстратию Никейскому, эти последние слова полемист толкует исключительно в нравственном смысле, а именно как требование отказаться от греха. Он даже находит в них дополнительный довод в пользу греч. обычая, утверждая, что Христос принял «грешную природу», которую лучше символизирует как раз квасной хлеб. Этот необычный для визант. полемистов ход мысли позволяет Н., для к-рого чистота приношения распространяется и на приносящего, уподобить зап. христиан убежденным в собственной добродетельности фарисеям. Для автора приношение в Западной Церкви не просто несовершенно, но оно означает отказ от священства Мелхиседека , поскольку последний, по убеждению полемиста, не мог вынести Аврааму пресный хлеб (ср.: Быт 14. 18). Доводом в пользу греч. практики Н. считает и евангельское сравнение Царства Небесного с закваской (ср.: Мф 13. 33; Лк 13. 20-21), а упомянутые 3 сата муки - образом 3 частей человеческого естества (духа, души и тела).

http://pravenc.ru/text/2565950.html

4. Преп. Аполлинария . Дочь Анфимия, наместника малолетнего императора Феодосия Младшего. Аполлинария была его старшей дочерью, тогда как его младшая дочь была умалишенной 2 . Не захотела Аполлинария выходить замуж, но в сердце своем обручила себя Христу и удалилась в египетскую пустыню. В мужской одежде и под мужским именем Дорофей поступила она в мужской монастырь, где подвизалась, неустанно вознося дух свой к Богу и горя любовью к Творцу своему. Царскому наместнику Анфимию кто-то посоветовал отправить свою безумную дочь к пустынникам, чтобы те прочитали [над н]ей молитву. И по Промыслу Божию произошло так, что свою больную младшую сестру своей сильной молитвой исцелила сестра старшая. Лишь когда Аполлинария упокоилась, открылась тайна [о том], что была она не мужчиной, а девой. Мужество и стойкость этой святой девы на все века послужили примером и поощрением для всех тех, кто заботится о своем спасении. Святая скончала свои дни в 470 году. Ради Бога и души невинные девицы Стали для Христа благими ученицами, Услады, роскошь и смех оставили, В ангельский души свои представили. В их немощных телах светильники возжжены, Их души Духом Святым чудно просвещены, Веками светят, [нам] верный путь указуя, Со Ангелами святыми на небесах ликуя. Аполлинария и Синклитикия, Духом озарены ваши сердца святые, Он утвердил вас, наставил и научил, Он вас уневестил и с Господом обручил. Молитесь убо за нас, дивные постницы, Подвижницы храбрые, бессмертные девицы. Рассуждение Плод, плод и только плод ищет Господь на всяком живом древе, именуемом человеком. Добрый плод – боголюбивое сердце, а злой плод – сердце самолюбивое. А всё остальное, что есть у человека и чем он пользуется, как-то: положение, власть, почет, здоровье, деньги, образование, – всё это только листья на дереве. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ). Даже нехристианские народы ценили добрые дела выше красивых слов. Тем более это должно стать правилом для последователей Христовых. Как-то раз на собрании афинян, на котором присутствовали и послы Спарты, один старик шел от скамьи к скамье в поисках места. Но афиняне лишь насмехались над ним, а места ему не уступали. Когда же старик подошел к спартанцам, все [они] вскочили на ноги, предлагая ему сесть. Видя это, афиняне похвалили спартанцев сладкоречивыми словами. На это спартанцы им ответили: «Афиняне знают, что такое добро, но не творят его». Кто творит добро, тот и похож на дерево, приносящее добрый плод своему хозяину. А источник благ в человеке – доброе, боголюбивое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   IV. Увеликия едва ли не произошло из слова: у св. Мокия, — Евфиния нового у св. Мокия ныне в стишных прологах.    О сем Евфимии Антоний паломник русский в 1200 году говорить: недалече от монастыря того (т. е. св. Мокия) новый отец Евфимий лежит, иже сковася в железах ходил. (стр. 131). По Даниилу путешественнику Евфимий новый лежит против града Абидоса, вероятно, другой. 5    Житие пр. Синклитии обыкновенно приписывается св. Афанасию александрийскому. Но в одном кодексе, писанном ок. X века, содержащем некоторые жизнеописания и между ними житие Синклитикии, в конце его на поле тою же рукою написано: доселе простираются словеса (λγοι), исшедшия из св. града (Иерусалима) чрез блаженного Арсения пигадского, как оне находятся все по порядку. Составитель каталога Коаленевой библиотеки (Bibl. Coisl. р. 417) склоняется к тому пониманию сего места, что здесь кончаются жития, собранные чрез Арсения пигадского; но писатель жития Синклитикии весьма древен, если не Афанасий. Так как в некоторых кодексах жития имени писателя его не поставлено, а в двух кодексах оно приписано Поликарпу аскету, так как писателем жития называет Афанасия позднейший из историков Никифор Каллист (XIV в.), так как в слоге его автор каталога не видит ничего Афанасиевого: то он полагает, что писатель его неизвестен. Преосв. Филарет черниговский в сочинении: Подвижницы восточн. Церкви, стр. 11, самому Арсению приписывает житие ее, иначе читая полевую заметку.     Осв. Аполлинарии. Житие ее написано современником и спутником ее в Иерусалим; ибо, говоря о путешествии ее в Иерусалим, писатель выражается: мы, нашедши спутников, вошли во св. град и т. д. Но поелику в сем житии говорится, что она поселилась первоначально в болоте около источника, который даже до сего дня называется источником Аполлинарии и в конце жития говорит о совершении чудес от мощей ее даже до сего дня то можно полагать, что или писатель жил после нее довольно долго или сделаны вставки в житие последующим лицом, но еще до раззорения скита. Отец ее Анфемий называется императором, потому что был правителем греч. империи во время малолетства Феодосия младшего; год консульства его падает по 405 от Р. X. Есть в нему письмо Иоанна Златоустого и об нем упоминает Феодорить (см. Барония римск. миртиролог). Известен другой Анфемий, посланный в качестве царя в Рим императором Львом (в 467 г. Bandur. imper. ог. Т. II. р. 652. сн. Евагрия стр. 19 в русск. переводе), и это могло быть причиною названия первого Анфемия царем. Очень неосновательно Ассемани Синклитикию и Аполлинарию считает за одно лице. (Calend. Т. VI. р. 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010