Посему, после кратких, довольно ясных обличительных посланий к семи малоазийским церквам, изложенных в первых трех главах Апокалипсиса, тайнозритель в символических видениях описывает брань духовного едемского змия с Агнцем, совершенную победу последнего над первым, судьбу мира и Церкви, открытую столько, сколько нужно для утешения верующих среди продолжительных гонений. Существенная и главная мысль сих видений общепонятна, т. е. что христианство восторжествует над всеми и всякого рода врагами, предуказанными от Бога и осужденными на погибель. И в сем понятии верующие могли находить себе путеводную звезду среди облегающего их мрака бедствий и могли находить для себя достаточное утешение ( 1Петр. 1:5,12 ; Евр. 11:13 ). Апокалипсические видения начинаются повелением Иоанну взойти в отверзтую дверь неба; взойди симо и покажу ти емуже подобает быти по сих ( Апок. 4:1 ). Засим изображается слава Божия в чертах, существенно сходных с изображением оной у Пророка Иезекииля (Апокал. 4:2,11; сн. Иезек. 1:4; 2:1). Царь славы среди царей природы на престоле поклоняемый и прославляемый от небожителей, держит в деснице своей книгу судеб, исписанную внутри и вне и запечатленную семью печатями. Лев от Иуды, потомок Давида, Агнец как бы закланный, стоящий среди Престола Божия, приял сию книгу от руки Бога, как Искупитель; тогда все создания небесные и земные воздали сему Агнцу поклонение и прославление (5:1–14). Потом Агнец начал снимать с книги семь печатей. По снятии первой печати явился всадник на белом коне с луком и венцом, как победитель (6:1, 2). По снятии второй печати явился всадник на коне рыжем, взять с земли мир и произвести междоусобия (6:3, 4). По снятии третьей печати явился всадник на коне вороном, с мерою в руках, имеющий власть произвести на земле голод (6:5, 6). По снятии четвертой печати явился всадник – смерть на коне бледном со властью над четвертою частью земли (6:7, 8). По снятии пятой печати, Иоанн увидел под алтарем души мучеников, молящих об отмщении гонителям (6:9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Это и значит войти в рай (3–9). В представлении поэта исключается всякий культ, который состоит в приношении материальных жертвенных даров, – как λατρεειν κατ σρκα. Составитель 20-й «Песни» стоит здесь на той точке зрения, какая выражена, напр., в Римл., 12след.; Филипп., 3:3; 1Петр., 2:5; Иоан., 4:21–24 33 . Из «Песни» VI-й привлекается А. Harnack " ом след. место. «Вытек ручей, и он сделался потоком великим и широким; он затопил и разрушил все и принес это ко храму, и препятствия, воздвигнутая людьми, не могли его остановить»... Harnack понимает приведенное место в том смысле, что познание Бога, распространяясь по всему миру, приводит всех людей ко храму Иерусалимскому. Gunkel же полагает, что эта «песнь» описывает скорее триумф христианства даже и над иудейством, – под видом изображения благотворного действия живой воды (8–9). Ее поток не принес ко храму, но, – как переводит Gunkel, – унес с собою и храм, не устоявший, как и все, – пред ним («und hat den Tempel mit fortgenommen») 34 . Если и не отстаивать правильности перевода Gunkel’я, являющегося одиноким 35 и расходящегося с другими, доселе сделанными переводами, – все же понимание 6-й «Песни» Gunkel’eм можно признать в общем правильным. Приведение ко храму на Сион всех присоединившихся ко Господу являлось предметом пророческого предызображения еще у пророка Исайи (57:6–7), но, как символ, оно естественно могло сохраниться и применяться в метафорическом смысле в изображении универсальности и всепобеждающей силы христианства. Уже исторический Соломон при освящении построенного им храма исповедовал, что Бога не вмещает не только сей храм, но не вмещает «небо и небо небес», что никакое место на земле, и даже вся земля, не может быть названо в собственном смысле Его жилищем. С другой стороны, раскрытая свв. Апостолами мысль о том, что Бог имеет Свое истинное жилище в общине искупленных Христом (2Кор., 6:16; Апок., 11:3), каковой и есть Его истинный храм (ср. 1Кор., 4след., 2Кор., 6:16; Еф., 2:19– 22; 1Петр., 2:4–6; Апок., 3;12. Ср. также Мф., 21след.; Мрк., 14:58; Иоан. 2:19 ; Апок., 6:14), – имела свои корни уже в Лев., 26след,; Иезек., 37:27. Если место видимого пребывания в Израиле не только во время путешествия по пустыне, но и в обетованной земле долгое время перемещалось с одного места в другое; и если храм, построенный на Сионе, – казалось, на век, – в действительности не раз подвергался разрушению до основания, – то оставался непоколебимым только не человеческими руками построенный храм, – общество истинно верующих в Господа. Ибо на скале основал Бог свое царство («Песнь» 22:11, след.), – каковое обозначение является только другим наименованием общины. Она именно называется аллегорически «храмом» и «жилищем Божиим» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/n...

A иногда чувствовать над собой карающую десницу Божью. в) Скорби, происходящие от ненависти мира (2 Тим. 3:12; Мф. 10:22; 24:9 ). Мир не может не ненавидеть учеников Христовых, поскольку он ненавидит Учителя. Но эта ненависть составляет для христиан, особенно вначале, великую скорбь. г) Скорби , наконец, возбуждаемые слиянием нечестия и безаконий (Иезек. 9:4; 2 Петр. 2:8; Псал. 72:2–5; 109:6 ). Зло имеет большой успех в мире и влечет за собой тяжкие скорби для благочестивых душ. 2. Чем христиане могут утешаться при испытании всех скорбей мира сего? а) Мир не имеет ничего лучшего, кроме скорбей , хотя и кажется что наоборот. На первый взгляд, мир имеет много радостей и утех. Мир, сказано, возрадуется, — радуется в своей суете, радуется о страданиях, причиняемых им последователям Христовым. Эти кажущиеся радости и удовольствия мира возбуждают иногда в мыслях христиан некоторое недоумение и смущение (Псал. 72:3; Иов. 21:7–8 ). Но христианин знает, что мир на самом деле не имеет ничего лучшего, поэтому он не завидует его суетности, блеску и радости, и не взирает с вожделением на его похоти. б) Истинный последователь Христов испытывает не только скорби и страдания, но и радость . Мир думает, что благочестие рождает из себя только печаль и уныние. Но оно имеет в себе прежде всего радость, — радость чистую и не преходящую (Ис. 54:7–8; 61:10; Псал. 118:129; 2 Кор. 6:10; 7:4 ). И этим христианин утешается в страданиях. в) В царстве Христовом так устроено, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28; Рим. 5:3–5 ). Даже скорби, страдания, изнурительные лишения, жестокие кары полезны для них. Поэтому говорится (Евр. 12:5–1l ). Это должен помнить христианин и не предаваться отчаянию в бедствиях. г) Скорби кратки в сравнении со славой, которая следует за ними (2 Кор. 4:17; 16 ). Этой истиной христианин успокаивается. д) Скорби не только некогда прекратятся, но и обратятся в вечную радость (Иоан. 16:20–22 ). Если христианин помыслит о многих, перенесших великие скорби (Апок. 7:14 ) и о том часе, когда Господь осушит слезы его, то может оставаться спокойным, подвергаясь временным бедствиям и страданиям (Псал. 29:5–6 ). Несомненная надежда христиан на блаженную вечность

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2. Кому они особенно должны это сказать? Без сомнения, всему миру; в особенности тем из христиан, которые не веруют в воскресение Господа. Для них они должны быть жестокими и неумолкаемыми проповедниками (3 Цар. 14:6 ). Кто ожесточается в своем неверии, для того Воскресший будет некогда строгим Судьею (Деян. 9:5 ). Затем грешникам, сокрушающимся о своих грехах. Петр должен был получить утешение прежде других (1 Фесс. 5:14; 2 Кор. 2:7 ). Мы проповедуем вам не только покаяние, но и отпущение грехов (Лук. 24:47; Рим. 5:20 ). Кто осудит? (Рим. 8:34 ). 3. Когда они должны сказать это? Всегда и везде. О святых женах мироносицах говорится, что они “ возвестили ” (Лук. 24:9. 22 ). Так и проповедник Воскресшего Господа должен спешить с вестью о воскресении, не теряя времени; проповедовать благовременно и безвременно (2 Тим. 2:8; Псал. 95:2; Иоан. 15:22; Иезек. 2:7. 8; 2 Тим. 4:2). Старая истина всегда производит новое впечатление на сердце. Вера христианская, утешенная при гробе воскресшего Спасителя “ Он воскрес, Его нет здесь ” (Ст. 6) Недостаточно, если мы веруем, что Иисус Христос пришел в мир, творил чудеса и умер на кресте. Чем помог бы нам мертвый Иисус? (1Кор. 15:17; — 2 Тим. 1:12 ). 1. О чем мне теперь скорбеть, когда я имею воскресшего Спасителя? Господь был отнят у меня, гроб запечатан, тяжелый камень лежал на нем (Иов. 23:3; Иоиль 3:3 ). Он воскрес, это несомненная истина (Лук. 24:34; Иоан. 14:19; Апок. 1:18 ); Я имею теперь Его, хотя и не в руках (1 Пет. 1:8 ). Некогда, при своем прощании, Он сказал мне: “ Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ” (Мат. 28:20). Я не вижу воздуха, однако ж ощущаю его. Затем я нахожу Его в Писании (Иоан. 5:39; Гал. 3:1 ), в Церкви, в таинствах. 2. Что возьмет Его у меня? Тогда, когда Он еще жил на земле, y Него было много врагов. Теперь Он сидит одесную Бога (Марк. 16:19 ). Теперь не только Он, но и моя вера в безопасности. Там Он сохраняет свою прежнюю любовь и продолжает свое великое дело (1 Иоан. 2:1 ). Хотя и теперь существуют против Него шайки врагов (Фил. 3:18 ); но это жалкие только изуверы. “ Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ” (Евр. 13:8).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1. Аввакум прот. Из сочин. Бороздина. 2. Бл. Августин , еп. Иппон. Издан. 1879–1895 г. 3. О. Александров. Выписки и крит. разб. соч, Усова о мироп. священносл. Издан. 1907 и 1903 г. 4. Св. Амвросий медиол. Бог . Макар. 5. Св. Андрей кесар. Толк. апок., изд. 1882 г. 6. Апология Швецова. Изд. 1889 г. 7. Апостол толк. 8. Арменопул. 9. Арсения летопись. Издан. 1880 г. 10. Св. Афанасий вел. Издан. 1903 г. 11. Апокалипсис трехтолк. 12. Бароний, печат. в Москв. в 1719 г. 13. Бесед. апост. св. И. Злат. 14. Библия . Ветх. Зав.; Бытия.; Исход.; Левит; Числ.; I Цар.; II Парал.; Неемии; Исая.; Притч.; Премудр. Соломон.; I. Сирахов.; Исаии; Иерем.; Иезек.; Даниила; Осии; Аввак. – Новый Зав. Евангелие Матфия; Марка; Луки; Иоанна; Деяния св. апост. – Послания св. апост.; Иакова; 1 Петра.; 1 Иоанна; Римлянам; 1 Коринн.; 2 Коринфянам; Галат.; Ефес.; Филип.; Колос.; 2 Солун.; 1 Тим-фею; 2 Тимоф.; Титу; Евреям; Апокалипсис. 15. Благовестник, бл. Феофил. болт. 16. Богослужебные книги: Служебн.; Октоих; Мин. месячн.; Триодь цветн.; Каноны: причащен.; Пасхи; кресту. 17. Булгаков, настол. кн., изд. 1900 г. 18. Св. Василий вел., изд. ч. I и 2 1900 г., 3 ч.1891 г. 4, 1901 г., 5–7, 1892 г. 19. Василий, митр. Смирн. К истор. вопр. о прав. схизм. в прав. ц. 20. Ирен. Викентий Лирин. Изд. 1863 г. Огр. 21. Вулгарис, еписк. астрах. У Усова ц. врем. без еп., изд. 1901 г. 22. Кн. о Вере. 23. Св. Григорий богосл. 24. Св. Григорий двоесл. 25. Св. Григорий Нисск. Богосл. Мак. 26. Св. Дионисий ареоп. 27. Деяния вс. собор., Изд. Казан. акад. 1878–93 г. 28. Евангелие толков., еп. Михаила, Иоан., изд. 1887 г. 29. Евангелие учительное. 30. Евсевий Панфил, церков. истор. изд. 1858 г. 31. Св. Епифаний кипр., изд. 1882. 32. Св. Ефрем Сирин , изд. 1895–1900 г. 33. Захария Копист., Полинодия. 34. Зигабен, на Мф. 35. Златоустник. 36. Зонар с Богом. 37. Ивановский Н. крит. разб. учен. безп. о ц. и таин., изд. 1892 г. 38. Св. Игнатий богон., изд. 1888 г. Киев. 39. Св. Ипполит, еп. римск. изд. 1898–9. 40. Ипполитово слово, Бол. Соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

См. также: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов Содержание Аннотация Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова Исторические сведения об Апокалипсисе Содержание Апокалипсиса и  смысл его таинственных образов Содержание Апокалипсиса и смысл его таинственных образов Время и место  написания Апокалипсиса О подлинности Апокалипсиса  и каноническом его достоинстве Внутренние доказательства  подлинности Апокалипсиса Опровержение гипотез  о происхождении Апокалипсиса Опровержение гипотез о происхождении Апокалипсиса Книга Бытия и Апокалипсис Библиографический указатель к Введению Главы 1–3. Откровение Господа о семи Малоазийских Церквах. Состояние Церкви в Малой Азии в конце апостольского периода. Семь апостольских посланий Откровение Господа  о семи Малоазийских Церквах (1–3 гл.) А. Вступление Семь духов (Апок. 1:4)  Толкование на ст. 5 (Апок. 1:5)  Толкование на ст. 6 (Апок. 1:6)  Указание на главное, основное событие Откровения (Апок. 1:7–8) Алфа и Омега (ст. 8)  Б. Видение Господа посреди семи светильников (Апок. 1:9–20) Остров Патмос Глава 2. Откровение Господа о Церкви в Ефесе (Апок. 2:1–7). Толкование на ст. 5 (Апок. 2:5) Толкование на ст. 6, 14, 20 Толкование на ст. 7 Откровение Господа о Смирнской Церкви (Апок. 2:8–11). Толкование на ст. 10–11 Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота (ст. 10) Откровение Господа о Церкви Пергамской (Апок. 2:12–17) Толкование на ст. 13–17 Откровение Господа о Фиатирской Церкви. Толкование на ст. 18–28 Глава 3 Мертвая жизнь (Апок. 3:1) Откровение Господа о Сардийской Церкви (Апок. 3:1–6) Толкование на ст. 1–6 Обетование победителю (Апок. 3:5) Откровение Господа о Филадельфийской Церкви (Апок. 3:7–13). Толкование на ст. 7 Послание от Господа Иисуса Христа ангелу Лаодикийской Церкви (Апок. 3:14–22) Ты ни холоден, ни горяч (Апок.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

3:15) Толкование на ст. 17 Состояние духа человеческого без общения с Духом Божиим (Апок. 3:17–18) Библиографический указатель к первым трем главам Апокалипсиса Глава 4. Видение славы Господа Бога Вседержителя Библиографический указатель к 4-й главе Глава 5. Второе видение славы Господа нашего Иисуса Христа, Агнца Божия Литургический характер Апокалипсиса (1–5 гл.) Библиографический указатель к 5-й главе Глава 6. Таинственная книга, исписанная извне и внутри, запечатанная семью печатями. Снятие семи печатей Снятие шестой печати, означающее язвы, ниспосылаемые при конце Библиографический указатель к 6-й главе Глава 7. Запечатление святых исповедников веры Христовой Некоторые черты блаженства праведных Библиографический указатель к 7-й главе Глава 8. Молитвы святых, предстоящих пред престолом Божиим в Царстве Небесном (Апок. 8:1–6) Казни Божий, возвещаемые трубными звуками ангелов (Апок. 8:7–13) Библиографический указатель к 8-й главе Глава 9. Продолжение пророчества о казнях Божиих, возвещаемых трубными звуками (Апок. 9:1–19) Глава 10. Дар пророчества Библиографический указатель к 10-й главе Глава 11. Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2) Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса» О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7) Из бесед с раскольниками о том же Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его (Апок. 11:15–19) Учение о святых Божий, содержащееся в Апокалипсисе (Апок. 11:15–18 и др.) Библиографический указатель к 11-й главе Глава 12. Толкование об антихристе (Апок. 12:1–2, 5, 13–14) Св.Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис» Низвержение с неба дракона (Апок. 12:7–12) Святой Архангел Михаил – Архистратиг безплотных Сил Небесных Попытки дракона победить жену (Апок. 12:13–17) О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века (Апок. 12:13–16) Апокалипсическое видение жены, бежавшей в пустыню (гл.12) Библиографический указатель к 12-й главе Главы 13 и 17. Толкование на 13 и 17 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Толкование на ст. 1–6 А.Жданов Содержание главной части распадается на два отделения: в первом ( Апок. 3:1–3 ) Господь обращает Слово Свое к преобладающему большинству членов Церкви, изображает печальное состояние их религиозно-нравственной жизни ( Апок. 3:1 ), побуждает к покаянию и исправлению ( Апок. 3:2–3 ) и изрекает уг­розы нераскаянным ( Апок. 3:3 ); во втором ( Апок. 3:4–6 ) упоминает о немногих истин­ных носителях живого христианского духа и утешает их обещанием не­бесной награды. Обетование победителю (Апок. 3:5) «Чт.в общ.», апрель 1891 Все обетование победителю распадается на три части. 1) Ст.5. «Побеждаяй, той облечется в ризы белыя». Белые одежды в противоположность нечистым и грязным обозначают праведность и святость (см. Апок.3:18; 19:7–8 ) и присва­иваются прославленным праведникам ( Апок. 4:4, 6:11, 7:9, 13–14, 19:4 ; 3Ездр.2:40 ), Ангелам Божиим ( Деян.1:10 ; Ин.20:12 ) и Иисусу Христу ( Мф.17:2 ; Мк.9:3 ) как одежды славы и победы. Хождение с Христом в белых одеждах относится к блаженству в Небесном Иерусалиме, где спасенные народы будут ходить во свете Агнца ( Апок. 21:23 ), и возводит мысль к браку Агнца, на котором «жена» Его, то есть торжествующая Церковь облечется в виссон белый и чистый, означающий праведность святых ( Апок. 19:7–8 ; ср.гл.14). По­добные же представления находятся в 3Ездр.2:38–40 : «Смотрите, какое число знаменованных на вечери Господней, которые, переселившись от тени века сего, получили от Господа светлые одежды. Приими число твое, Сион, и заключи твоих, одетых в белые одеяния, которые исполнили закон Господень». 2)  И не имам отмыти имене его от книг животных. Символическое представление о книге, в которую Бог вписывает имена людей, находим еще в Исх.32:32–33 ; Ис.4:3 ; Иез.13:9 ; Дан.12:1 ; Мал.3:16 ; записаны в ней имена рабов Божиих (Исх.), праведных и святых ( Пс.68 ), членов теократи­ческого царства (Иез.) и наследников Иерусалима с землей обетованной (Ис., Иез.). Книга жизни Нового Завета имеет одинаковое значение с тем только различием, что она имеет отношение к новому, духовному Израилю, у которого царь – Агнец; а столица – Небесный Иерусалим (гл.19, 21). Эпитет ζως показывает, что в этом символе преобладает мысль о жизни, спасении, блаженстве, приобретенных смертью Христа ( Апок. 13:8 ). Но так как искупление простирается на всех людей без исключения и Царство Божие по идее обнимает все человечество, то в книгу жизни вписаны имена всех людей от сложения мира ( Апок. 13:8 ). Грех как измена Царю Богу и как признак духовной смерти лишает человека прав на вечноблаженную жизнь в Царстве Божием, поэтому Бог изглаживает имена грешников из книги жизни ( Исх.32:33 : «того, кто согрешил предо Мною, изглажу его из книги Моей»), а имена праведников остаются в ней. Отсюда отрицательная форма ο μη εξαλεφω вместо положительной γρφω. Розенмюллер видит здесь простую риторическую фигуру (  λιττης ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

240 См. Иринея кн. I. гл. XXXV; Климента Александр. Стромата Lib. VII. pag. 649; Епифания Haeres. XXXVIII; Феодорита Fabul. Haeretic. Lib. 1. Cap. XV. Срав. Лумпера Cap. III. art. II. § III, Симона de Magistris (s. 127); Haeuell S. 40; Kimmel S. 45. 241 Hippolytus und seine Zeit. В. I, S. 198. Из новейших писателей то мнение, что Ипполит опровергал Каинитов, старается еще поддерживать Гарнак Quellenkritik Ss. 59, 178. 242 Предположение о том, что полемика Ипполитова была направлена против Кая римского, высказано Деллингером (S. 24), но недостаточно твердо мотивировано. Мы постараемся разъяснить существенные основания, на которых может держаться такое предположение. 243 Apocalypsis Ioannis (et Petri?) tantum recipimus, quam quidam ex nostris legi in Ecclesia nolunt. Мураториев отрывок у Миня т. X, pag. 33–36). Ценность этого памятника определяется тем, что в нем представляется одно из самых древних свидетельств о составе священного новозаветного канона во II веке. Принадлежность его ко II веку видна из прямых слов составителя, что пастор Эрмы написан (по мнению некоторых переведен на латинский язык) в Риме в очень недавние времена, при первосвященстве епископа Пия, который управлял римскою церковию 142–157 гг. (Pasmorem nuperrime temporibus nostris in urbe Roma Herma conscripsit, sedente cathedra urbis Romae Ecelesiae Pio episcopo fratre ejus). 244 Евсев. кн. III, гл. 28. To предположение, что Кай резко выражался не о церковном Апокалипсисе, а о другом, действительно составленном Керинфом и выданном под именем Иоанна Богослова, не имеет основания. 245 Это сочинение упоминается у Иеронима (De apocalypsi) и в надписании памятника Ипполитова (πρ το κατ Ιοαννην εαγγελιου κα ποκαλψεως). См . примеч . 1 93 . 246 Так напр. на Апокалипсис есть ссылка: в трактате против Ноэта в главе XXX на XIX гл. 11–13 стихи Апокал., в сочинении о Христе и антихристе в главе V на V гл. 5 ст. апок., глав. XXIX на XVII гл. 9 ст. апок., глав. XXXIX на XVII глав. 1–18 ст. апок. глав. XLII на XVIII гл. 1–24 ст. апок., гл. XLIII на XI, 3 апок., гл. XLVII на XI, 4–6 апок., гл. XLVIII на XIII, 11–18 апок., гл. L на XIII, 18 апок., гл. LX на XII, 1–6, 13–17 апок., гл LXV наХХ, 6, 14, XXI, 8, XXI, 8, XXII, 15 апок., в отрывке из сочинения περ πаτς οσας на XXII, 5 апок. Есть упоминание об Апокалипсисе, как о книге боговдохновенной, написанной св. Иоанном, и в философуменах, Lib. VII, cap. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Писателя Апокалипсиса, – еврейский оттенок не составляет исключительной характеристической особенности Апокалипсиса, но заметен и у других новозаветных писателей, не исключая ап. Павла» 42 . Но если гебраизм Апокалипсиса ничего не говорит против принадлежности его одному и тому же автору, которому принадлежит и четвертое Евангелие, то существуют положительные внутренние данные Апокалипсиса, которые утверждают эту тождественность авторства. Как в Апокалипсисе, так и в Евангелии и посланиях Иоанна мы встречаемся с раскрытием тех же самых великих христианских истин, которые были особенно любимы св. Иоанном Богословом; это – истины о Божественном величии Сына Божия, о Слове Божием и о примирении через Его Божественную кровь ( Апок. 1:5–6 , 1Ин. 1:7 ) 43 . Но кроме этого в Апокалипсисе наблюдается буквальное повторение некоторых выражений и слов, которые исключительно свойственны св. Иоанну и которые встречаются в его Евангелии и посланиях. Так, выражение Апок. 1:2 соответствует выражению Евангелия 19:35; 1:2; Апок. 5:6, 8; 6:1; 7:10; 17:14; 19:7, 9 ==Еванг. 1:29; Еванг. 1:1== Апок. 19:13 ; Еванг. 19:37== Апок. 1:7 ; Еванг. 7:37== Апок. 22:17 ; Апок. 1:5 == 1Ин. 1:7 ; Апок. 22:4 == 1Ин. 3:2 ; Апок. 3:20 ==Еванг. 14:23. Всего сказанного вполне достаточно для утверждения подлинности Апокалипсиса и его бесспорной принадлежности тому же св. Иоанну, которым написано наше четвертое Евангелие и три послания, – этому любимейшему ученику Господа и преимущественному Богослову. б) Место и время написания Апокалипсиса То или другое решение вопроса о месте написания Апокалипсиса, конечно, не может иметь особенного влияния на понимание и истолкование его содержания. Поэтому все толкователи или совсем обходят этот вопрос молчанием, или же отвечают на него очень кратко. Ответ на вопрос о месте написания Апокалипсиса дан в нем самом. Сам писатель Апокалипсиса говорит: «Я, Иоанн, брат ваш... был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе и слышал позади себя громкий голос...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010